Рахметов Саттар Муканович,
главный научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор
Абраева Райхангуль Асановна,
ведущий эксперт Научно-исследовательского центра «Молодежь»
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Преступником человек не рождается, а становится. Причем будущий преступник формируется в основном в несовершеннолетнем возрасте. Поэтому состояние и уровень преступности в стране зависит от того, каково состояние преступности несовершеннолетних, как ведется профилактика правонарушений несовершеннолетних.
Преступность несовершеннолетних составляет значительную часть преступности по стране. Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними в 2012 году составила 6,0 %, в 2013 году - 4,7 %. Здесь не учтены деяния, за совершение которых установлена уголовная ответственность с 14 и с 16 лет, совершенные несовершеннолетними, не достигшими указанных возрастных критерий наступления уголовной ответственности. Поэтомуследуетсчитать,чтореальноеколичество случаев совершения несовершеннолетними общественно опасных деяний, за которые уголовным законодательством предусмотрена ответственность, гораздо больше тех, которые учтены в приведенных выше статистических данных.
При оценке состояния преступности несовершеннолетних необходимо учитывать высокий уровень ее латентности, связанной с тем, что значительная часть преступного поведения несовершеннолетних рассматривается окружающими и потерпевшими как проявление озорства, незрелости и шалости, поэтому
по ним не возбуждаются уголовные дела в связи с отсутствием заявлений потерпевших [1]. Например, довольно распространенными являются такие действия подростков, как нанесение побоев, отбирание вещей, денег у других подростков. В соответствии с уголовным законодательством отбирание вещей, денег у других подростков независимо от стоимости отобранной вещи или суммы денег квалифицируется как грабеж (при условии достижения подростком к моменту совершения преступления, предусмотренного частью 1 ст. 178 УК 16- летнего возраста, а по частям 2, 3 и 4 ст. 178 УК - 14 - летнего возраста).
В 2013 году было зарегистрировано 5311 преступлений, совершенных несовершеннолетними [2]. Из них тяжких - 1179, что составляет 22,2% от общего числа совершенных несовершеннолетними преступлений, особо тяжких - 83, что составляет 1,56% от общего числа совершенных несовершеннолетними преступлений [3]. То есть почти каждое четвертое преступление, совершенное несовершеннолетними, относится к числу тяжких или особо тяжких.
В структуре преступности несовершеннолетних более двух трети (77,52%) составляют преступления против собственности. Из числа преступлений против собственности кражи составляют 61,28 %, грабеж - 24,531 %, разбой -2,72 %, вымогательство - 3,67 %, неправомерное завладение автомобилем или иным транспорт-
ным средством без цели хищения (угон) - 3,98%.
Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что несовершеннолетние чаще всего совершают корыстные преступления, из которых наиболее часто совершаются кражи (каждые три из пяти), а также грабежи (каждое четвертое преступление).
Довольно часто несовершеннолетними совершаются преступления против личности. Несовершеннолетними совершено 292 преступления против личности, в том числе 66 убийств, причинено умышленных тяжких телесных повреждений 75 лицам, телесных повреждений средней тяжести - 32 лицам. Изнасилования совершили 40 несовершеннолетних.
Общественная опасность преступлений несовершеннолетних усугубляется тем, что значительная часть преступлений совершается с использованием подростками оружия (огнестрельного или холодного), а также иных предметов, с помощью которых причиняется вред здоровью или смерть потерпевшему. Наиболее распространенным является использование ножей, травматического оружия.
Особое место в структуре преступности несовершеннолетних занимает хулиганство. В 2013 году зарегистрировано в Республике Казахстан 756 случаев совершения несовершеннолетними хулиганства (это составляет одно из пяти преступлений, совершенных несовершеннолетними, по частоте совершения занимает третье место после кражи и грабежа). Большинство хулиганских действий несовершеннолетних сопровождаются причинением вреда здоровью другого лица, поэтому их можно рассматривать не только как посягательства на общественный порядок, но и как насильственные посягательства на личность.
Из числа зарегистрированных в 2013 году преступлений, по которым установлены виновные, несовершеннолетними в возрасте с 14 до 16 лет совершено 1118 преступлений, что составляет 1,09%; несовершеннолетними в возрасте с 16 до 18 лет совершено 4180 преступлений, что составляет 4,07%; молодыми людьми в возрасте с 18 до 21 года совершено 11862 преступления, что составляет 11,56%; в возрасте с 21 до 29 лет - 38668 преступлений, что составляет 37,7%. Из приведенных данных можно сделать вывод о том, что наиболее активными в молодежной среде по частоте совершения преступлений являются лица в возрасте от 21 до 29 лет, затем следует лица в возрасте с 18 до 21
года, затем - несовершеннолетние в возрасте с 16 до 18 лет.
Из числа привлеченных в 2013 году к уголовной ответственности 2040 несовершеннолетних 547- женского пола, что составляет 26,81 %, не работавших и не учившихся 1015, что составляет 49,75% [4].
Согласно проведенным криминологическим исследованиям люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности.
Общественная опасность преступлений в значительной степени зависит от того, в одиночку или в группе совершены эти деяния. В 2013 году 2837 преступлений совершено несовершеннолетними в группе. Из приведенных данных видно, что доля групповых преступлений в преступности несовершеннолетних значительно выше, чем аналогичный показатель преступности взрослых, и составляет примерно 53,42%. Если исходить из оценки негативных социальных последствий, которые реально переживает общество в результате противоправных действий, совершаемых группой несовершеннолетних, то эти последствия значительнее, чем последствия от действий преступника-одиночки. Именно групповые преступления несовершеннолетних отличаются наибольшей жестокостью.
Значительное количество преступлений совершается несовершеннолетними с участием взрослых. Из числа групповых преступлении 1015 совершено в смешанной со взрослыми группе, что составляет 35,77% из числа групповых преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Преступность несовершеннолетних носит преимущественно групповой характер из-за их возрастных, психологических и иных личностных особенностей. Для несовершеннолетних -это в большей степени норма, чем отклонение от нее.
По мотиву совершения наиболее распространенными являются преступления, совершаемые несовершеннолетними с корыстным или сексуальным мотивом, с проявлением же стоко сти, агрессивно сти, эгоизма, подражания, самоутверждения, из чувства солидарности и др.
Успех профилактической деятельности во многом зависит от того, насколько всесторонне и глубоко изучена личность несовершеннолетнего преступника.
К числу характерных личностных особенностей несовершеннолетних, совершающих преступления, относятся и существенные деформации их нравственных и ценностных ориентации. Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом. По уровню образования несовершеннолетние правонарушители несколько отстают от сверстников. Низкий уровень успеваемости в школе в основном имеет место у правонарушителей из-за отсутствия прилежания. Это приводит к снижению интереса к учебе, к систематическим пропускам занятий.
Бесцельное времяпрепровождение формирует у подростков-правонарушителей соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Из-за искаженного развития потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.
Из-за недостаточной организации досуга свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей оказывается достаточно много. В то же время согласно результатам отдельных исследований, чем больше у подростка свободного времени, тем выше вероятность совершения им правонарушений. Именно в досуговой сфере подростки совершают большинство преступлений.
К условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних, относятся и недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних. Профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних должна быть направлена на искоренение у подростков отрицательных свойств, связанных со стремлением нажиться любым, в том числе преступным путем, а также на воспитание у них уважительного отношения к другим членам нашего общества, научить уважать жизнь и здоровье человека как высшую ценность в нашем обществе.
Основными причинами преступности несовершеннолетних являются неудовлетворительные условия воспитания детей в семьях, чрезмерная занятость женщин-матерей, работающих на производстве и вынужденных
одновременно нести тяготы бытового устройства семьи и воспитания детей при крайней недостаточности детских учреждений, недостаточность учреждений внешкольного и дошкольного воспитания, невысокий уровень материального благо-состояния значительной части населения, прежде всего одиноких и малообеспеченных многодетных матерей, слабая подготовка кадров, ведущих воспитательную работу во многих школах и других детских учреждениях, неудовлетворительная работа комиссий по делам несовершеннолетних, недостатки в работе правоохранительных органов (прежде всего МВД) в вопросах предупреждения правонарушений несовершеннолетних.
Наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Данные причины и условия в определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика - система мер предупреждения преступности, применяемых государственными органами в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления.
В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы, характерные для концепции предупреждения преступности в целом. Однако, наряду с этим, в предупреждении преступлений, совершаемых указанной категорией нашей страны, есть особенности, обусловленные отличием несовершеннолетних от других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.
Для повышения эффективности мер предупреждения преступности несовершеннолетних необходима их координация. В настоящее время такая координация отсутствует из-за несовершенства законодательства нашей страны в этой части.
Для устранения указанного недостатка необходимо внести изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности». В частности, в ст. 4 указанного Закона в числе основных задач государственных органов в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовер-шеннолетних указывается координация деятельности юридических лиц по
предупреждению правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. Однако в тексте этого Закона следовало бы возложить данную функцию конкретным государственным органам, так как из-за неопределенности содержания нормы ст.4 указанного выше Закона координирующая роль в деятельности юридических лиц по предупреждению правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних за конкретным государственным органом не установлена. Поэтому в нашей стране, по-существу, отсутствует координация в указанной деятельности, которая играет важную роль для повышения эффективности профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждения детской безнадзорности и беспризорности. Предлагаем дополнить ст. 7 Закона Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», положением о том, что к компетенции Правительства Республики Казахстан относится также координация деятельности юридических лиц по предупреждению правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних на территории Республики Казахстан. Часть третью статьи 8 указанного выше Закона следует дополнить положением о том, что на местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы) возлагается обязанность по координации деятельности юридических лиц по предупреждению правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних на закрепленной терри-тории. В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию.
Из приведенных выше статистических данных можно сделать вывод о том, что наибольшая часть уголовных правонарушений, совершаемых подростками, носят корыстный характер. Это свидетельствует об издержках воспитания в семье. Большинство подростков и молодых людей считают оправданным любой способ добычи материальных ценностей, денежных средств, в том числе и противоправным путем. Поэтому ежегодно подростками и молодыми людьми совершаются тысячи преступлений
против собственности: кражи, грабежи, разбои, вымогательство, мошенничество, угоны транспортных средств и др.
Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги» и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления.
Родители за воспитание в семье подростка-правонарушителя практически не несут никакой ответственности. В нашей стране есть семьи, в которых выросло по несколько детей-преступников, терроризирующих население. Имеются семьи, в которых три-четыре члена семьи имеют судимость (в основном глава семьи, братья).
К сожалению, в большинстве неблагополучных семей родители не имеют навыков воспитания своих детей, знаний основ педагогики. Большинство родителей считают, что воспитание ребенка - это личное дело родителей. Они не понимают и многие не хотят понимать, что каждый родитель должен нести определенную ответственность перед обществом за неправильное воспитание своих детей, в результате чего несовершеннолетние, встав на преступный путь, причиняют вред (материальный, моральный, физический) окружающим - жителям Казахстана.
Поэтому родители должны знать, что воспитание детей - это не личное дело каждого родителя, оно является делом общественным. Но это положение должно быть закреплено в законодательных актах. В частности, предлагаем часть вторую ст. 2 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье» дополнить пунктом 9 следующего содержания: «личной ответственности каждого родителя за содержание, воспитание своих несовершеннолетних детей».
Такое дополнение перечня принципов брачно-семейное законодательства Республики Казахстан будет направлено на повышение ответственности родителей за воспитание своих детей, а это одновременно будет способствовать профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, сокращению детской преступности в нашей стране. Такое дополнение будет соответствовать конституционному положению о том, что забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей (ст. 27 Конституции Республики Казахстан).
Для предупреждения преступности несовершеннолетних большое значение имеет выявление взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность. В.Н. Зырянов пишет, что «едва ли не каждое первое совершенное подростком преступление становится возможным исключительно благодаря вовлекательским действиям взрослого (около 90 процентов)» [5]. К сожалению, ст. 131 Уголовного кодекса Республики Казахстан (ст. 132 нового УК РК), предусматривающая ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность, применяется редко. Об этом свидетельствуют следующие статистические данные. В 2012 году по ст. 131 УК было зарегистрировано 54 преступления, в 2013 году - 46 [6]. По всем зарегистрированным преступлениям уголовное дело возбуждалось только после того, когда несовершеннолетний правонарушитель, будучи вовлеченным взрослым в преступную деятельность, совершил совместно с ним преступление. Лицо, вовлекающее несовершеннолетнего в преступную деятельность, до совершения подростком преступления остается безнаказанным и продолжает свое преступное воздействие на подростка до тех пор, пока подросток не окажется привлеченным к уголовной ответственности.
Одной их основных задач государственных органов в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, установленных в ст. 4 Закона Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», является выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений или антиобщественных действий. Эту задачу органы внутренних дел нашей страны выполняют не в полной мере.
Чтобы повысить предупредительный потенциал ст. 131 УК, необходимо своевременно, до того момента, когда подросток станет уголовным правонарушителем, выявлять лицо, вовлекающее его в совершение уголовных правонарушений. В выявлении таких лиц могут сыграть большую роль родители подростков, преподаватели школ, участковые, сотрудники ОВД, непосредственно закрепленные за школами.
Одним из действенных средств профилактики правонарушений несовершеннолетних явля-
ется организация их досуга. Необходимо максимально охватить подростков различными спортивными секциями, кружками, работающими бесплатно. Важно, чтобы в них работали квалифицированные специалисты, имеющие педагогическое образование. Для обеспечения этой работы необходимо внести изменения и дополнения в соответствующие законодательные акты Республики Казахстан.
Эту задачу в состоянии выполнить акиматы. Причем одной из обязанностей акимов всех уровней должна быть определена работа с несовершеннолетними: оказание им помощи в трудоустройстве, организация досуга, предупреждение правонарушений. Для реализации этого предложения требуется дополнить ст. 27 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» пунктами:
12-1) обеспечивает проведение государственной политики в области профилактики правонарушений и повышения эффективности противодействия преступности;
12-2) координирует работу с несовершеннолетними по оказанию им помощи в трудоустройстве, организации досуга, предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних;
16-3) образует комиссию по делам несовершеннолетних области, города республиканского значения, столицы, определяет ее состав и координирует ее деятельность.
Также предлагаем дополнить ст. 31 указанного выше Закона пунктами:
14-2) обеспечивает проведение государственной политики в области профилактики правонарушений и повышения эффективности противодействия преступности;
14-4) координирует работу с несовершеннолетними и молодежью по оказанию им помощи в трудоустройстве, организации досуга, предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних;
14-5) образует комиссию по делам несовершеннолетних района, города, поселка, определяет ее состав и координирует ее деятельность.
В заключении следует отметить, что своевременное и качественное выполнение указанных выше мер предупреждения преступности будет способствовать сокращению преступности несовершеннолетних, что в свою очередь приведет к сокращению преступности в целом по стране.
Список литературы
1. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. - Алматы, 2007. С. 85.
2. Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Раздел 2. Сведения о возрастном составе лиц, совершивших преступления за 12 месяцев 2013 года.
3. Там же.
4. Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Раздел 7. Сведения о несовершеннолетних, совершивших преступления за 12 месяцев 2013 года.
5. Зырянов В.Н. Попустительство по службе, совершаемое в правоохранительной сфере (уголовно-правовая оценка, проблемные ситуации в законодательстве и правоприменительной практике и пути их решения). Ставрополь: СГУ, 1999. С.96.
6. Сведения о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев 2012 года и за 12 месяцев 2013 года.
Мацалада кзмелетке толмагандардыц цылмыстылыгын талдау жэне ол цылмыстардъщ алдын алу мэселелеры царалган.
Тушн свздер: Цылмыстыц кодекс, юмелетке жетпегендердщ цылмыстылыгы, цылмыстылыц-тыц себеб1, цылмыстылыцтыц алдын алу, тэрбиелеу, зацнаманы жетыд1ру.
В статье анализируются причины преступности несовершеннолетних, сформулированы меры их предупреждения.
Ключевые слова: Уголовный кодекс, преступность несовершеннолетних, причины преступности, предупреждение преступности, воспитание, совершенствование законодательства.
The article considers the issues of improvement norms of the Republic of Kazakhstan's Criminal Code, stipulating responsibility for corruption offenses. Author makes the proposals about changing norms of the draft Criminal Code envisaging the criminal responsibility for corruption offenses.
Keywords: Criminal Code, juvenile crime, the causes of crime, crime prevention, education, improvement of the legislation.
Саттар Муканулы Рахметов,
КР Зацнама институты ^ылмыстьщ, ^ылмыстьщ ю жYргiзу, ^ылмыстьщ ащару зацнамасы жэне сот сараптамасы бeлiмшщ бас гылыми ^ызметкер^ з.г.д., профессор
Райхан^л Асанкызы Абраева,
«Молодежь» гылыми-зерттеу орталыгыныц жетекшi сарапшысы
Кэмелетке толмаFандар кылмыстыльныныц алдын алуды реттейтш ^азакстан Республикасы зацнамасын жетщщрудщ кейбiр мэселелерi
Рахметов Саттар Муканович,
главный научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, д.ю.н., профессор
Абраева Райхангуль Асановна,
ведущий эксперт Научно-исследовательского центра «Молодежь»
Некоторые вопросы совершенствования законодательства Республики Казахстан о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Rakhmetov Sattar Mukanovich,
^ief research fellow of the department of the criminal, criminal-proceeding, criminal-executive legislation and forensic examination of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, d.j.s., professor
Abrayeva Raikhangul Asanovna,
Master of Management, leading expert of regional and communication Department Youth scientific research center
Some special issues of enchancement legislation of the Rupublic of Kazakhstan about preventive meassures the delinquency among minors