№ 3 (31) 2013 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Серикбаев Талгар Абдунабиевич,
главный эксперт - начальник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, кандидат юридических наук
Баранов Максим Николаевич,
ведущий научный сотрудник отдела уголовного,
уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, кандидат юридических наук
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ
В своем Послании народу страны «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подчеркнул, что атмосфера нетерпимости к мелким правонарушениям - важный шаг в укреплении общественной безопасности, борьбе с преступностью [1].
Общеизвестно, что помочь человеку сойти с преступного пути намного эффективнее в несовершеннолетнем возрасте, когда миропонимание ребенка еще формируется и требует полной государственной поддержки.
В этой связи основным направлением борьбы с преступностью в Казахстане является предупреждение преступлений, совершаемых в детской среде.
В отраслевой Программе профилактики пра-
Таблица 1
вонарушений в Республике Казахстан на 20112013 годы отмечается, что несовершеннолетними в целом по республике совершается каждое 15-е тяжкое преступление, каждое 20-е убийство, каждое 16-е причинение тяжкого вреда здоровью, каждый 8-й разбой, каждый 5-й грабеж и каждая 13-я кража. Ежегодно в органы внутренних дел за различные правонарушения доставляется около 100 тыс. несовершеннолетних, из которых более 9 тыс. беспризорные и безнадзорные дети или 9,4% от общего числа доставленных [2].
Несмотря на усилия правоохранительных и других государственных органов, динамика зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними за 2008-2012 годы ухудшилась (таблица 1) [3].
В 2012 году количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 13,7% (с 4092до 4654).
При этом ухудшение данных показателей связано с совершенствованием системы регистрации преступлений, что позволило вывести из тени реальное количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Актуальность проблемы подчеркивается тем, что первой задачей отраслевой Программы профилактики правонарушений в Республике Казахстан на 2011-2013 годы является активизация работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи [2].
Показателями результатов данной задачи являются:
1) снижение уровня беспризорности и безнадзорности до 37,4% в 2011 году, до 37,3% в 2012 году, до 37,2% в 2013 году;
2) снижение удельного веса преступлений, совершенных несовершеннолетними до 6,2% в 2011 году, до 6,1% в 2012 году, до 6,0% в 2013 году;
3) снижение количества преступлений, совершенных учащимися общеобразовательных школ до 3659 в 2011 году, до 3563 в 2012 году, до 3500 в 2013 году.
В целях решения первой задачи «Активизация работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи» Программой предусмотрены следующие мероприятия:
1) принять комплекс мер по трудоустройству и реабилитации несовершеннолетних, не имеющих определенного места жительства, утративших социальные связи, уделив особое внимание несовершеннолетним, вернувшимся из воспитательных колоний и иным подросткам, оставшимся без попечения родителей;
2) проработать вопросы выделения квот рабочих мест для несовершеннолетних, состоящих на учетах органов внутренних дел, малообеспеченных и неблагополучных семей;
3) разработать и внедрить систему стимулирования работодателей, создающих рабочие места для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, лиц с ограниченными физическими возможностями, выпускников интернатных учреждений и детских домов;
4) проработка с неправительственными организациями вопросов создания дополнительных кризисных центров для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им психологической помощи;
5) подготовка и опубликование сборника законодательства по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних, защиты их прав;
6) оказание правовой и консультационной помощи родителям или лицам, их заменяющим, находящимся в трудной жизненной ситуации, в вопросах охраны прав и защиты интересов детей;
7) проведение тематических бесед и лекций с привлечением ученых-правоведов, представителей юстиции, прокуратуры по разъяснению норм административного и уголовного законодательства среди учащихся общеобразовательных школ;
8) проведение комплексных проверок учебных заведений с неблагополучной криминогенной обстановкой с рассмотрением результатов на заседаниях региональных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и органов образования;
9) осуществление работы по выявлению детей и подростков, не посещающих школы, лицеи и гимназии;
10) организация и проведение оздоровительного отдыха на период проведения школьных каникул подростков, проживающих в неблагополучных и малообеспеченных семьях, а также состоящих на учете в органах внутренних дел;
11) привлечение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к занятиям физической культуры и спортом;
12) проведение регулярных рейдов по контролю за исполнением требований законодательных актов о запрете нахождения несовершеннолетних в увеселительных заведениях в ночное время, а также реализации несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции с привлечением средств массовой информации и общественности;
13) предусматривать с участием правоохранительных органов в организациях образования во внеурочное время проведение специальных тренингов с целью обучения приемам самозащиты и выработки навыков оптимального поведения в экстремальных ситуациях;
14) организовать региональные конкурсы авторских программ и методических разработок заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей (воспитателей) образо вательных учреждений по предупреждению девиантного поведения учащихся;
15) проработать вопросы установки видеонаблюдения в учреждениях образования и на прилегающих к ним территориях, финансируемых из местного бюджета, а также введения контрольно-пропускного режима в форме турникетов с использованием
А № 3 (31) 2013 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
пластиковых карточек;
16) проработать вопросы о реализации в пилотном режиме проекта, заключающегося в создании в системе органов внутренних дел на базе одной области организации по аналогии Школы кадетов (США);
17) организовать дополнительное строительство в жилых массивах детских дворовых и спортивных площадок, принять меры по увеличению количества дворовых клубов на базе общеобразовательных школ и кооперативов собственников помещений (квартир);
18) разработать и утвердить совместным приказом МВД и МОН программу по повышению квалификации воспитателей интернатных учреждений и специальных организаций образования для работы с несовершеннолетними с девиантным поведением, в рамках действующих программ по вопросам повышения квалификации работников образования и органов внутренних дел [2].
Таким образом, в Казахстане создана правовая основа для реализации целей и задач профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи. Вместе с тем, каждое из указанных направлений требует перманентного внимания со стороны государственных органов. Несмотря на нормативное выделение профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в качестве приоритетной задачи, в реальности ее выполнение сопряжено с определенными трудностями.
На наш взгляд, предупреждение преступности среди несовершеннолетних и молодежи необходимо осуществлять с учетом следующих актуальных аспектов.
1. Целью предупреждения преступности среди несовершеннолетних и молодежи следует признавать не столько выявление и устранение социальных, экономических и правовых причин и условий преступности, сколько позитивное программирование (изменение мышления) молодых людей. Исходя из такой цели, подходы в профилактике правонарушений могут измениться от формального (проведение рейдовых профилактических мероприятий, ведение учетов, реагирование на правонарушения и т.п.) с быстрым результатом к качественному (создание социальной среды для детей и молодежи, воспитание у детей позитивного отношения к себе и окружающему миру, максимальное вовлечение детей и молодежи в общественные процессы и т.п.) с долгосрочным эффектом.
2. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений в практике государственных органов должны соотноситься
как общее и частное. Одной из эффективных профилактических мер должно стать вовлечение детей в орбиту общественной жизни.
Показателен в данном случае опыт работы полиции США в профилактике подростковой преступности, где под ее эгидой совместно с мэрией города Лос-Анджелеса с 1995 года создана Школа кадетов, представляющая собой курсы, организуемые полицией для обучения желающих подростков от 14 до 18 лет, которые проходят каждую субботу с 8 до 17 часов в течение 18-ти недель. Как правило, основным контингентом школы являются подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Школа кадетов способствует тому, чтобы "увести" их с пути совершения преступлений, на который они могут встать или их может вовлечь среда, в которой они живут [2].
Программа обучения состоит из трех основных составляющих:
1) предотвращение преступления;
2) вмешательство в проблему до того, как проблема стала серьезной;
3) образование, обучение, навыки, которые пригодятся в жизни.
После окончания школы они могут работать на общественных началах на полицейских участках, выполняя небольшие поручения.
3. Государственный подход к предупреждению преступности среди несовершеннолетних и молодежи носит односторонних характер, то есть направлен на изменение поведения несовершеннолетнего правонарушителя.
При этом, поведение представителей государственных органов нельзя признать образцом для подражания. Как известно, самым эффективным способом воспитания является личный пример воспитателя. В этой связи, считаем своевременным обратить внимание на этический образ государственного служащего. До тех пор пока в рядах представителей государственной службы будут безответственные лица, нарушающие нормы морали и права, в том числе кодекс чести, в обществе не изменится отношение к власти, сохранится правовой нигилизм населения, который в большей степени влияет на преступность среди детей и молодежи.
По нашему мнению, поведению государственных служащих следует уделять пристальное внимание как фактору, значительно влияющему на психологические установки несовершеннолетних.
На наш взгляд, ориентация на данные направления позволит более точно корректировать содержание и характер профилактической деятельности.
Список литературы
1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», г. Астана, 14 декабря 2012 года // «Казахстанская правда» от 15.12.2012 г., № 437-438 (27256-27257); «Егемен Казахстан» 2012.12.15., № 828-831 (27902).
2. Отраслевая Программа профилактики правонарушений в Республике Казахстан на 2011 - 2013 годы, утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2010 года №1390.
3. Официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
Мацалада Казацстандагы кзмелетке толмагандар мен жастар арасындагы цылмыстылыцтыц алдын алудыц кейб1р взект1 мэселелер1 царастырылган.
TYuin свздер: цуцыц бузушылыцты алдын алу, кзмелетке толмагандардыц арасындагы цылмыстылыц.
В статье рассматриваются некоторые актуальные аспекты предупреждения преступности среди несовершеннолетних и молодежи в Казахстане.
Ключевые слова: профилактика правонарушений, предупреждение преступности среди несовершеннолетних.
The article deals with the legislative boundaries of the use of electronic means of tracking the activities of probation criminal executive inspection.
Keywords: probationary control penal inspection, electronic tracking.
TалFар Эбдунэби^лы Сержбаев,
бас сарапшы - КР Зац шыгару институты ^ылмыстьщ, ^ылмыстьщ ic жYргiзу, ^ылмыстьщ ащару зацнамасы жэне сот сараптамасы бeлiмшiц бастыгы, з.г.к.
Максим Николаевич Баранов,
КР Зац шыгару институты ^ылмыстыщ, ^ылмыстыщ ю жYргiзу, ^ылмыстыщ-ащару зацнамасы жэне сот сараптамасы бeлiмiнiц жетекшi гылыми ^ызметкер^ з.г.к.
Кэмелетке толмаFандар мен жастар арасындаFы к;ылмыстылык;тыц алдын алу
Серикбаев Талгар Абдунабиевич,
главный эксперт - начальник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, к.ю.н.
Баранов Максим Николаевич,
ведущий научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, к.ю.н.
Предупреждение преступности среди несовершеннолетних и молодежи
Serikbayev Talgar Abdunabiyevich,
chief expert - head of the department of criminal, the criminal - processual, criminal - law enfor cementand forensic of the examination of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, c.j.s.
Baranov Maxim Nikolayevich,
leading research fellow of the department of criminal, the criminal - processual, criminal - law enfor cementand forensic of the examination of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, Ph.D
The crime prevention among minors and youth