Серикбаев Талгар Абдунабиевич,
начальник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно исполнительного законодательства и судебной экспертизы, кандидат юридических наук
К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Согласно пункту 1 статьи 27 Конституции Республики Казахстан брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.
Данная норма нашла свое развитие в Кодексе Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье от 26 декабря 2011 года и Законе Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 года.
Это основные законодательные акты, на основе которых формируется вся правовая система в сфере защиты прав детей, где нашли свое отражение положения Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, ратифицированной Казахстаном 8 июня 1994 года.
По словам американского теолога и писателя Уильяма Чэннинга «для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством».
Поэтому в Казахстане уделяется перманентное внимание этому важнейшему вопросу. 14 декабря 2012 года в своем Послании народу Казахстана «Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства» Президент Республики Казахстан - Лидер нации Н.А. Назарбаев отметил: «В мирное время мы имеем тысячи сирот - наши детские дома и приюты переполнены. Это, к сожалению, общемировая тенденция и вызов глобализации. Но мы должны противодействовать этой тенденции. Наше государство и общество должны поощрять усыновление сирот и строительство детских домов семейного типа. Возрастает число случаев крайне безответственного отношения мужчин к женщинам и детям. Это никак не свойственно нашим традициям, культуре. Дети - наиболее уязвимая и самая незащищенная часть нашего
общества, и они не должны быть бесправными. Как Лидер нации, я буду требовать защиты прав каждого ребенка. Любой ребенок, который родился на нашей земле, - казахстанец. И государство должно заботиться о нем.».
Многочисленные нарушения прав ребенка требуют от государства новых защитных мер, в том числе и законодательных. Так, например, 18 февраля 2014 года в Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан» были внесены дополнения, согласно которым «в организации по оказанию помощи, созданные в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия», принимаются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации».
Проблемных вопросов в данной сфере, к сожалению, остается много. Об этом свидетельствует статистика.
По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан за 2013 год число преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, увеличилось на 1,2% (с 8886 в 2012 до 8991 в 2013 году).
Эти цифры говорят о сохранении тревожного уровня нарушений прав детей, многие из которых уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, проявляя склонность к жестокости, насилию, воровству, начинают употреблять алкоголь или наркотики.
Особую тревогу вызывает рост следующих преступлений, совершенных в отношении детей:
- причинение смерти по неосторожности (ст.101 Уголовного кодекса Республики Казахстан), с 12 до 25 (в 2 раза);
- доведение до самоубийства (ст.102), с 7 до 58 (в 8 раз);
№ 3 (35) 2014 ж. Цазацстан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
- умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.104), с 118 до 129
(+9,3%);
- изнасилование (ст.120), с 248 до 258 (+4%);
- половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста (ст.122), с 232 до 475 (в 2 раза);
- незаконное лишение свободы (ст.126), с 27 до 45 (в 1,5 раза);
- вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией (ст.132-1), с 13 до 17 (+30,7%);
- торговля несовершеннолетними (ст.133), с 2 до 25 (в 5 раз).
Масштабы нарушений прав детей можно также соизмерять по информации о детском суициде в стране.
В 2011 году ЮНИСЕФ начал заполнять некоторые пробелы в области сбора и обработки информации по детскому суициду в Казахстане. Исследованием факторов уязвимости детей в городской среде было выявлено, что уязвимые дети, жертвы незаконной торговли людьми и секс-индустрии предпринимают суицидальные попытки или совершают самоубийства в результате разнообразных факторов, таких, как, например:
- конфликты с родителями и опекунами;
- жестокое обращение;
- увиденное насилие в семье;
- развод или смерть родителей и опекунов;
- отказ от ребенка;
- смерть единокровных родственников и лучших друзей;
- конфликты с любимыми и их утеря;
- издевательства со стороны сверстников в школе;
- развратные действия и изнасилование;
- бедность;
- утеря ребенка;
- множественные стрессовые факторы, ограничения и проблемы.
Перечисленные выше факторы являются лишь детонаторами обострения комплекса неполноценности ребенка. Основными причинами являются отсутствие любви и чувство безысходности. Задача совершеннолетних людей, в том числе и молодежи, формировать доверительные отношения с детьми, чтобы они не таили в себе свои страхи, не боялись рассказывать о своих переживаниях и проблемах.
В 2013 году на телефон доверия Комитета по
охране прав детей МОН Республики Казахстан поступили звонки более 400 граждан. В регионах - поступило 2692 звонка, из них по 2648 обращениям защищены и восстановлены права детей.
Примечательно, что чаще всего обращаются родители и другие законные представители детей - 73%, сами несовершеннолетние - 9%, родственники - 11%, педагоги - 2%, юридические лица - 1%, другие - 4%.
Данная статистика показывает, что с учетом количества детей в стране, в Казахстане сравнительно низкий уровень обращений самих детей по вопросам своей защиты.
Вместе с тем, в Казахстане многое сделано для защиты прав детей.
Национальное законодательство в области защиты прав детей приведено в соответствие с мировыми стандартами.
Осуществляется на постоянной и системной основе мониторинг и контроль положения детей в стране. Ежегодно предоставляется доклад Главе государства о положении детей в республике
Создана сбалансированная государственная политика по обеспечению прав и защиты законных интересов детей с разделением функций центра и регионов.
Сформировано устойчивое общественное мнение о необходимости обеспечения и соблюдения прав и законных интересов юных граждан республики.
Создан эффективный межведомственный механизм по координации деятельности центральных и местных государственных органов в реализации государственной политики в интересах детей (подписано более 40 меморандумов и соглашений о сотрудничестве с МИО, НПО, международными организациями).
Созданы и активно действуют три общественные структуры при Комитете по охране прав детей: Совет НПО, Республиканский совет руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Координационный совет детских деревень семейного типа.
Развивается международная деятельность в сфере охраны прав детей, реализуются совместные крупные проекты (с Детским фондом ЮНИСЕФ, Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, КФ «Бота», ФЕЦА, SOS Kinderdorf и др.).
20 городов Казахстана по инициативе Комитета присоединились к международному проекту «Город дружественный к ребенку» (в
мире участвуют более чем 1000 городов).
Создана новая Национальная стратегия усыновления детей в рамках реализации Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления.
Инициированы ежегодные крупные республиканские акции для привлечения казахстанских граждан, желающих принять детей-сирот в семью: «День опекуна», «Ризашыльщ», «Куан сэби», для оказания помощи детям в трудной жизненной ситуации «Дорога в школу», «Детство без жестокости и насилия».
Приняты меры по стимулированию опекунов и попечителей. Ежемесячно выплачивается пособие в размере 10 МРП на содержание каждого опекаемого ребенка.
Создан единый информационный интернет-портал «Усыновление в Казахстане».
Созданы Службы поддержки семей, Школы приемных родителей для обучения и поддержки родителей, желающих взять на воспитание в семью ребенка.
Несмотря на достигнутые результаты, дети Казахстана по-прежнему остаются недостаточно защищенными. Еще многое предстоит сделать:
1. Выработка мер по поощрению государством усыновления сирот гражданами и строительству детских домов семейного типа.
2. Выполнение поручений Администрации Президента РК по итогам рассмотрения доклада о положении детей в Республике Казахстан в 2013 году.
3. Развитие сети школ приемных родителей, служб поддержки семьи и методическое обеспечение их деятельности.
4. Создание системы профессионального патронатного воспитания путем внедрения пилотного проекта совместно с Детским фондом ЮНИСЕФ в регионах республики с учетом международного опыта.
5. Поддержка и реализация социальной инициативы общественного движения «Ребенок должен жить в семье».
6. Контроль за реализацией закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав на жилище детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
7. Контроль за выполнением поручения Главы государства местным исполнительным органам по разработке и внедрению комплексных планов по обеспечению жильем и трудоустройству
выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
8. Подготовка выпускников к самостоятельной жизни и инициативному труду на примере опыта государственно-частного партнерства в Актюбинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областях и г. Алматы в рамках проекта «Планирование жизни и карьеры».
9. Внесение изменений в законодательство Республики Казахстан, регулирующее вопросы организации питания школьников.
10. Усиление контроля за соблюдением норм и правил организации питания детей.
11. Разработка стандарта и норм школьного питания.
12. Разработка и реализация региональных программ «Школьное питание» с учетом обеспечения бесплатным качественным питанием всех социально незащищенных категорий школьников.
13. Продвижение вопроса создания современной индустрии школьного питания путем модернизации пищеблоков столовых и строительства комбинатов питания.
14. Внесение изменений в нормативные правовые акты, по содержанию несовершеннолетних в ЦАНах, в части дополнения категорией детей, находящихся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения.
15. Организация специализированного обучения сотрудников ЦАНов по вопросу адаптации несовершеннолетних - жертв торговли людьми.
16. Обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия по оказанию помощи несовершеннолетним, ставшим жертвами насилия и торговли людьми.
17. Привлечение институтов гражданского общества к раннему выявлению семейного неблагополучия.
18. Развитие системы социального обслуживания семей с детьми, нуждающихся в особой заботе государства, увеличение видов предоставляемых семье социальных услуг.
19. Совершенствование механизма широкого информирования населения о возможностях получения социальной, психологической и иных видах помощи несовершеннолетним - жертвам жестокого обращения и насилия.
Следует отметить, что данные приоритеты - работа не одного года. И многое зависит от
№ 3 (35) 2014 ж. Цазацстан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
нынешней молодежи, весь опыт, знания и забота которой должны передаваться детям, сохраняя принцип преемственности поколений.
В воспитании детей можно выделить два основополагающих фактора.
Во-первых, это постоянная забота о несовершеннолетних.
Во-вторых, личный пример взрослых
людей. Только своим примером можно достичь истинного понимания со стороны ребенка. Когда слова и поступки взрослых расходятся с реальностью, то мы не имеем морального права требовать от детей соответствующего поведения.
Высшая степень ответственного отношения - это всегда помнить, что дети копируют нас во всем.
Бул мащалада автор Цазакстан Республикасында цылмыстыц щущыщтагы баланы цоргау мэселелерт щарастырады.
Ty^h свздер: баланы цоргау, цылмыстыц зацнама.
В статье автор рассматривает проблемы охраны детей в уголовном праве Республики Казахстан.
Ключевые слова: охрана детей, уголовное законодательство.
In this scientific article the author considers a criminal - legal protection of child's in Republik Kazakhstan.
Keywords: protection of children, criminal legislation.
ТалFар Эбдунэби^лы Сержбаев,
бас сарапшы - ^Р Зац шыгару институты ^ылмыстьщ, ^ылмыстьщ ic жYргiзу, ^ылмыстьщ ащару зацнамасы жэне сот сараптамасы бeлiмiнщ бастыгы, з.г.к.
Кэмелетке тoлмaFaндapдыц К¥к;ькын KopFay мэселесше орай
Серикбаев Талгар Абдунабиевич,
главный эксперт - начальник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, к.ю.н.
К вопросу о защите прав несовершеннолетних
Serikbayev Talgar Abdunabiyevich,
the chief judge - head of the department of criminal, the criminal - processual, criminal - law en for cementand forensic of legislation research Institute of Republic of Kazakhstan, c.j.s.
Concerning the Protection of Minors