Научная статья на тему 'Тенденции развития института поддержки лиц, потерпевших от преступлений'

Тенденции развития института поддержки лиц, потерпевших от преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПОТЕРПЕВШИЙ / ЗАЩИТА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД / ФОНД ПОДДЕРЖКИ ПОТЕРПЕВШИХ / КОМПЕНСАЦИЯ ВРЕДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Серикбаев Талгар Абдунабиевич, Баранов Максим Николаевич

В данной статье обозначены некоторые тенденции развития института защиты лиц, потерпевших от преступлений. Показан краткий анализ зарубежного опыта по защите и восстановлению нарушенных прав и свобод потерпевших от преступлений. Предложены законодательные меры по становлению института поддержки потерпевших в Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития института поддержки лиц, потерпевших от преступлений»

шт

Серикбаев Талгар Абдунабиевич,

главный эксперт - начальник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, кандидат юридических наук

Баранов Максим Николаевич,

ведущий научный сотрудник отдела уголовного,

уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, кандидат юридических наук

тенденции развития института поддержки лиц, потерпевших от преступлений

Согласно статье 1 Конституции Республики Казахстан, высшими ценностями нашего государства являются человек, его жизнь, права и свободы [1]. Во исполнение данной нормы продолжает выстраиваться система защиты наших граждан.

Новые вызовы 21 века предъявляют более высокие требования по обеспечению верховенства закона, принятию системных мер по защите людей от противоправных посягательств.

На наш взгляд, степень государственной поддержки лиц, потерпевших от преступления, должна стать одним из основных индикаторов успешности демократических и правовых реформ в стране.

Размышляя философски, можно сделать вывод о безусловной ответственности государства за любое преступное посягательство на его граждан. Человек, являясь высшей ценностью нашей страны, должен чувствовать себя защищенным, а если он стал потерпевшим от преступления, то государство должно обеспечить полную компенсацию его страданий.

В законодательстве зарубежных стран правовое положение потерпевшего регламентировано на основе полного учета его интересов с наделением потерпевшего достаточным объемом процессуальных

Общество готовит преступление, преступник совершает его (Генри Томас Бокль)

прав. До недавнего времени процессуальное положение потерпевшего от преступления в большинстве развитых стран было весьма сложным. Причина заключалась в том, что многие западные процессуалисты рассматривали уголовный процесс как «борьбу двух противоположных интересов, а именно, с одной стороны, преследующего государства, а с другой - преследуемого. Преследующее государство видит свои интересы в том, чтобы по возможности осуществить материальное уголовное право, по возможности не оставить безнаказанным виновного. Преследуемый же отстаивает свои интересы в сфере свободы, т.е. в том, чтобы по возможности было меньше вторжений в его личную свободу, собственность, жилище, тайну переписки и т.п.» [2].

Таким образом, потерпевший в уголовном процессе мог рассчитывать лишь на второстепенную роль в отношениях системы правосудия и лица, совершившего преступное посягательство на права и свободы потерпевшего.

Потерпевший от преступления рассматривался правоохранительными органами в первую очередь как источник информации, а принадлежащие ему права должным образом не реализовывались. Неприятные переживания от общения с обвинительной

властью вели к реальной опасности того, что некоторые потерпевшие будут колебаться при подаче заявлений в других случаях, и, таким образом, количество сокрытых и безнаказанных преступлений увеличится [2].

Вот как оценивали положение потерпевшего в системе уголовного судопроизводства своих стран некоторые процессуалисты: «Противоестественное отношение к потерпевшим распространено во всех частях судопроизводства, а также среди общественных организаций, имеющих дело с потерпевшими» (Германия), «потерпевший был забытым элементом в системе. Права существовали, но игнорировались, плохо использовались и плохо применялись» (Франция), «до сегодняшнего дня потерпевший был «великим неизвестным» права Испании». В большинстве западных стран осознана важность данной проблемы и предпринят ряд мер по улучшению процессуального положения потерпевших от преступления [2].

Отправной точкой в деле совершенствования механизма защиты жертв преступления послужили некоторые международно-правовые документы.

Так, 29 ноября 1985 года Генеральной Ассамблеей ООН принята Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью. Согласно данной Декларации, под термином «жертвы преступлений» понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств-членов, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью [3].

Декларацией также предусматриваются следующие положения:

- правительствам следует рассмотреть возможность включения реституции в свою практику и законы в качестве одной из мер наказания по уголовным делам в дополнение к другим уголовным санкциям (пункт 9);

- следует содействовать созданию, укреплению и расширению национальных фондов для предоставления компенсации жертвам. При необходимости в этих целях могут создаваться и другие фонды, в том числе в тех случаях, когда государство, гражданином которого жертва

является, не в состоянии возместить жертве причиненный ей ущерб (пункт 13);

- жертвам следует оказывать необходимую материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь по правительственным, добровольным, общинным и местным каналам (пункт 14).

Другим международным актом, регулирующим общественные отношения в сфере защиты потерпевших, является Европейская Конвенция о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений от 24 ноября 1983 года, которая содержит положения о том, что государство должно взять на себя обязанность по возмещению потерпевшему ущерба, причиненного преступлением [4].

Принятие указанных международных актов подтверждает социальную значимость и актуальность вопросов, связанных с процессуальным статусом потерпевших как одних из основных участников уголовного процесса.

Анализ зарубежного опыта показал, что многие страны стремятся урегулировать вопросы возмещения вреда, причиненного потерпевшему, на законодательном уровне.

Так, например, во Франции в 1982 году на официальную комиссию (Milliez) была возложена задача доклада о ситуации с потерпевшими. В том же году было создано специальное учреждение для того, чтобы проводить верную политику в пользу потерпевших, названную «Предотвращение преступности и защита потерпевших». В 1983 году были приняты первые инструкции и созданы первые службы по обеспечению помощи потерпевшим. Был принят новый закон, улучшающий систему компенсаций и способствующий участию потерпевших в уголовном процессе как «гражданской стороны», создан специальный бюджет для помощи в организации служб содействия потерпевшим [2].

В настоящее время во Франции действуют около 100 региональных организаций помощи потерпевшим вообще, а кроме того - сотни служб, направленных на помощь отдельным категориям потерпевших: от изнасилований, от дорожно-транспортных происшествий, от терроризма и другие. Создан специальный фонд для реституций и компенсаций потерпевшим в случае, если преступник не установлен либо не платежеспособен, ведется работа по дальнейшему совершенствованию законодательства в этой сфере [2].

В ФРГ с 1 января 1987 года действует закон

о потерпевших от преступления, согласно которому потерпевший от преступления имеет право:

- присутствовать в зале суда на протяжении всего судебного разбирательства, в отличие, например, от свидетеля;

- отводить судью или эксперта, свидетеля, как заинтересованных в исходе дела;

- задавать вопросы свидетелям и другим участникам;

- предъявлять жалобы и возражения на руководство процесса судьей, председательствующим в суде;

- отводить вопросы, заданные свидетелям, и побуждать суд принять решение;

- представлять доказательства, например, вносить предложения о вызове свидетелей и зачитывании документов;

- представлять заявления (включая право поддерживать ходатайства обвинения совместно с государственным обвинителем);

- обжаловать в апелляционном порядке оправдательный приговор суда [2].

Кроме того, потерпевший может получить юридическую помощь без достаточных финансовых средств или, по крайней мере, ссуду от государства для получения адвокатской помощи.

Проблемы, связанные с обеспечением прав потерпевших, существуют и в США. Еще в 70-х годах начали формироваться общественные ассоциации, деятельность которых была направлена на помощь жертвам преступлений. В 1980 году при президенте США была создана специальная комиссия, которая выработала соответствующие рекомендации с целью разрешения проблем защиты интересов потерпевших в общенациональном масштабе. Осуществление этих рекомендаций возложено на Общенациональную Ассоциацию Шерифов, насчитывающую 3200 человек. Она функционирует при поддержке Управления по правовым исследованиям, оказанию правовой помощи и статистики Министерства юстиции США [2].

В результате этой деятельности в 1982 году был принят федеральный Закон о защите потерпевших и свидетелей, а в 1984 году - Закон о потерпевших от преступлений. Реализация закона о защите потерпевших и свидетелей от 1982 года обеспечивается соблюдением правил справедливого обращения с потерпевшими и свидетелями, которые Министерство юстиции опубликовало в июле 1983 года.

Большое внимание в Законе о потерпевших от преступлений уделяется вопросам компенсации потерпевшей стороне. Благодаря этому закону в Государственном бюджете США была создана специальная расходная статья, оформившаяся позже в Фонд помощи потерпевшим. В данном Законе закреплено требование, чтобы каждый штат отдавал приоритет по оказанию помощи трем определенным категориям потерпевших: от изнасилований; от бытовых преступлений; потерпевшим-детям, в отношении которых совершены насильственные преступления [5].

Фонд для жертв преступности в США, созданный для потерпевших в 1984 году (УОСА), является одним из основных источников финансирования на всей территории страны. Ежегодно в Фонд поступают миллионы долларов из сборов от уголовных штрафов, изъятых под залог облигаций, специальных взносов, собранных за счет прокуратуры, федеральных судов США и Федерального бюро тюрем. На сегодняшний день Фонд пополняется также за счет денежных сборов от осужденных за преступления.

Следует отметить, что программы национального уровня, ориентированные на службы помощи потерпевшим, пока есть только в США, Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах и Ирландии. В некоторых странах Европы существуют отдельные частные организации, предоставляющие помощь определенным категориям потерпевших (в частности, жертвам сексуального и бытового насилия).

В Российской Федерации разработан проект Федерального закона «О потерпевших от преступлений» [6].

В целях обеспечения государственной поддержки потерпевших от преступлений, а также их близких данный законопроект определяет принципы защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов потерпевших от преступлений, а также основы государственной политики в области их правовой, социальной защиты и порядок производства государством компенсационных выплат указанным лицам.

Таким образом, анализ зарубежного опыта показывает актуальность вопросов, связанных с защитой и восстановлением нарушенных прав и свобод потерпевших от преступлений.

Одним из фундаментальных вопросов в защите прав потерпевших является вопрос финансирования такой защиты. В частности, речь идет о создании и постоян-

ном функционировании фондов поддержки потерпевших от преступлений.

Применительно к Казахстану специальный фонд поддержки потерпевших от преступлений представляется целесообразным создать в форме государственного фонда в соответствии с п. 3 ст. 34 Гражданского кодекса Республики Казахстан [7]. Это позволит, во-первых, оперативно оказывать поддержку потерпевшим, во-вторых, повысить доверие народа институтам государственной власти.

Согласно статье 13 Закона Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» от 16 января 2001 года №142 государственным фондом признается фонд, созданный решением государственных органов, которым в установленном порядке передано право владения, пользования, распоряжения государственной собственностью, осуществляющих цели и задачи фонда за счет средств государственного бюджета [8].

Имущество государственного фонда формируется за счет средств государственного бюджета Республики Казахстан в установленном законодательством порядке, а также других источников, предусмотренных в статье 35 данного Закона и соответствующих целям деятельности государственного фонда.

Согласно статье 35 Закона «О некоммерческих организациях» источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах в соответствии с законодательными актами являются:

1) поступления от учредителей (участников, членов);

2) добровольные имущественные взносы и пожертвования;

3) поступления (доход) от реализации товаров, работ, услуг в установленных законодательством случаях;

4) дивиденды (доходы, вознаграждение (интерес), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам (депозитам);

5) другие не запрещенные законом поступления.

Вместестем, поддерживаетсямнениеотом, что финансирование фонда должно осуществляться за счет штрафов, конфискованных денежных средств, полученных преступным путем и реализации конфискованного имущества должников.

Полагаем, что выбор государственного органа в качестве учредителя Фонда должен обуславливаться характером вопросов, которые

будут решаться с помощью такого Фонда. Рассмотрим некоторые примеры.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 1 февраля 2012 года № 550-1У «О Фонде национального благосостояния» единственным учредителем и акционером Фонда является Правительство Республики Казахстан

[9].

Другой пример: согласно пункту 7 статьи 21 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, доверительное управление Национальным фондом Республики Казахстан осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан [10].

Собственником имущества при доверительном управлении остается учредитель, поэтому государство, заключив договор о доверительном управлении с Национальным Банком Республики Казахстан, остается собственником переданного в доверительное управление имущества Национального фонда.

В случае с Фондом поддержки потерпевших наиболее приемлемым является вариант, когда учредителем Фонда будет государство в лице Правительства, а доверительное управление Фондом будет осуществляться Национальным Банком на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Правительством и Национальным Банком.

Касательно вопроса о правовом регулировании поддержки потерпевших, на наш взгляд, необходимо разработать проект Закона Республики Казахстан «О государственной поддержке потерпевших от преступлений».

В законопроекте следует предусмотреть следующие положения: основные принципы защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов потерпевших; правовой статус потерпевших; порядок возмещения потерпевшему вреда, причиненного преступлением, и предоставления государственной компенсации; виды и размеры государственной компенсации; особенности реализации права на получение компенсации несовершеннолетним потерпевшим; обязанности и ответственность государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на поддержку потерпевших и другие законодательные положения.

При этом, в законопроекте следует предусмотреть норму, отсылающую к Поло-

жению о Фонде поддержки потерпевших от преступлений, которое может быть утверждено указом Президента.

Данным Положением должен быть предусмотрен порядок формирования и использования средств Фонда.

Вместе с тем, при разработке данного законопроекта потребуется внесение поправок в ряд законодательных и подзаконных

нормативных правовых актов.

Таким образом, законодательное обновление правового статуса потерпевших от преступлений, а также закрепление норм о деятельности фонда поддержки потерпевших от преступлений позволит значительно улучшить ситуацию с восстановлением нарушенных прав потерпевших.

Список литературы

1. Конституция Республики Казахстан, принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года //Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 1996. - № 4. - ст. 217 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.02.2011)

2. Парий А.В., Шадрин В.С. Обеспечение прав потерпевшего: возможности совершенствования на основе зарубежного опыта /А.В. Парий //Правоведение. - 1995. - №4-5. - С. 49-56

3. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью. Принята резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года //http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/power.shtml

4. Европейская Конвенция о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений от 24 ноября 1983 года //http://base.garant.ru/12112877

5. Акрамходжаев Б.Т. Обеспечение прав и законных интересов потерпевших от преступлений (обзор практики США) // Бюллетень Главного следственного управления МВД СССР. № 3. 1991. С. 93-98.

6. Проект Федерального закона Российской Федерации «О потерпевших от преступлений» // http://www.president-sovet.ru/structure/childhood/work_group/ draft_federal_law_on_victims_of_crime. php

7. Гражданский кодекс Республики Казахстан. Введен в действие постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года //Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. - 1994. - №23-24 (приложение), с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2013

8. Закон Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» от 16 января 2001 года №142 // «Казахстанская правда». - 2001. - №23-24. - 27 января; «Юридическая газета». - 2001. - №5. -31 января; Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 2001. - №1. - ст. 8 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2013)

9. Закон Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния» от 1 февраля 2012 года № 550-IV // «Казахстанская правда». - 2012. - № 45 (26864). - 11 февраля; «Егемен Казахстан». - 2012. - № 55-56 (27128). - 11 а;пандагы; Ведомости Парламента РК. - 2012. - №4. - ст. 29 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.06.2013)

10. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95-IV // «Казахстанская правда». - 2008. - №265-266 (25712-25713). - 5 декабря; Ведомости Парламента РК. - 2008. -№ 21 (2525). - ст. 93; Казахстан Республикасы Парламентшщ Жаршысы. - 2008. - №21. - 93-;^жат; «Егемен Казахстан». - 2008. - №370-374 (25343). - 5 желто;сан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2013).

Бул жагдайда щылмыстардан жапа шеккен тулгаларды щоргау институтын дамытудыц кейб1р урд^стер! белгтенген. Цылмыстардан жапа шеккендердщ бузылган щущыщтарын щалпына келт1ру мен ерктджтерт щоргау бойынша шетелдж тэж1рибемц щысщаша талдауы корсеттген. Цазащстандагы жапа шеккендерд1 щолдау институтыныц щалыптасуы бойынша зацнамалыщ шаралары усынылган.

TYÜin свздер: щылмыстыщ процесс; щылмыс; жапа шеккен; щущыщтар мен ерктджт1 щоргау жэне щалпына келт1ру; жапа шеккендерд1 щолдау щоры; зиянды отеу.

В данной статье обозначены некоторые тенденции развития института защиты лиц, потерпевших от преступлений. Показан краткий анализ зарубежного опыта по защите и восстановлению нарушенных прав и свобод потерпевших от преступлений. Предложены законодательные меры по становлению института поддержки потерпевших в Казахстане.

Ключевые слова: уголовный процесс; преступление; потерпевший; защита и восстановление прав и свобод; фонд поддержки потерпевших; компенсация вреда.

In this article some tendencies of development of institute of protection of the persons which were injured from crimes are designated. The short analysis offoreign experiment on protection and restoration of the violated rights and freedoms of victims from crimes is shown. Legislative measures for formation of institute of support of victims in Kazakhstan are offered.

Keywords: criminal trial; crime; victim; protection and restoration of the rights and freedoms; fund of support of victims; harm compensation.

TалFар Эбдунэби^лы Сержбаев,

бас сарапшы - КР Зац шыгару институты ^ылмыстьщ, ^ылмыстьщ ic жYргiзу, ^ылмыстьщ ащару зацнамасы жэне сот сараптамасы бeлiмiнщ бастыгы, з.г.к.

Максим Николаевич Баранов,

КР Зац шыгару институты щылмыстыщ, щылмыстыщ ю жYргiзу, ^ылмыстыщ-ащару зацнамасы жэне сот сараптамасы бeлiмiнiц жетекшi гылыми ^ызметкер^ з.г.к.

Цылмыстардан жапа шеккен тyлFаларды к;орFау институтын дамыту Yрдiстерi

Серикбаев Талгар Абдунабиевич,

главный эксперт - начальник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, к.ю.н.

Баранов Максим Николаевич,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ведущий научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы Института законодательства РК, к.ю.н.

Тенденции развития института поддержки лиц, потерпевших от преступлений

Serikbayev Talgar Abdunabiyevich,

the chief judge - head of the department of the criminal, criminal-proceeding, criminal-executive legislation and forensic examination of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, c.j.s.

Baranov Maxim Nikolayevich,

leading research fellow of the department of the criminal, criminal-proceeding, criminal-executive legislation and forensic examination of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, Ph.D

Tendencies of development of institute of support of the persons which were injured from crimes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.