Научная статья на тему 'О необходимости совершенствования правовой основы профилактики семейно-бытового насилия'

О необходимости совершенствования правовой основы профилактики семейно-бытового насилия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНО- БЫТОВОЕ НАСИЛИЕ / УЧАСТКОВЫЕ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПОЛИЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / FAMILY AND DOMESTIC VIOLENCE / NEIGHBOURHOOD POLICING OFFICERS / PREVENTION / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амельчаков И. Ф., Катаева О. В.

Рассматриваются следующие вопросы: задачи органов внутренних дел в работе по профилактике семейно-бытового насилия; современные проблемы профилактического и правового воздействия к лицам, допускающим правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Делается вывод о необходимости принятия Федерального закона «О предотвращении насилия в семье» и установления административной ответственности за совершение подобного рода деяний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Амельчаков И. Ф., Катаева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About need for the improvement of legal base of prevention of family and domestic violence

The article deals with issues ranging from the tasks of law enforcement agencies to fulfill family and domestic violence prevention, contemporary problems of preventive and legal interventions aimed to deal with offenders of family and domestic relations. The author concludes the necessity of passing the Federal Law «On family violence prevention» and establishing administrative liability in respect to persons capable to commit relevant crimes.

Текст научной работы на тему «О необходимости совершенствования правовой основы профилактики семейно-бытового насилия»

2013. № 1

188

УДК 342.9

О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНО-БЫТОВОГО НАСИЛИЯ

И. Ф. Амельчаков, О. В. Катаева

Белгородский юридический институт МВД России Поступила в редакцию 20 февраля 2013 г.

Аннотация: рассматриваются следующие вопросы: задачи органов внутренних дел в работе по профилактике семейно-бытового насилия; современные проблемы профилактического и правового воздействия к лицам, допускающим правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Делается вывод о необходимости принятия Федерального закона «О предотвращении насилия в семье» и установления административной ответственности за совершение подобного рода деяний.

Ключевые слова: семейно-бытовое насилие, участковые уполномоченные полиции, профилактика, административная ответственность.

Abstract: the article deals with issues ranging from the tasks of law enforcement agencies to fulfill family and domestic violence prevention, contemporary problems of preventive and legal interventions aimed to deal with offenders of family and domestic relations. The author concludes the necessity of passing the Federal Law «On family violence prevention» and establishing administrative liability in respect to persons capable to commit relevant crimes.

Key words: family and domestic violence, neighbourhood policing officers, prevention, administrative responsibility.

В качестве одного из основных направлений деятельности полиции Федеральный закон «О полиции» выделяет предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. Под предупреждением преступлений и правонарушений понимается выявление причин и условий, способствующих их совершению, лиц, склонных к совершению противоправных деяний, а также принятие мер к устранению (нейтрализации, локализации, ослаблению) этих причин и условий, недопущению соответствующих деяний со стороны указанных лиц1.

К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время существует ряд нерешенных проблем нормативного и организационного характера, отрицательно сказывающихся на эффективности деятельности органов внутренних дел по данному направлению.

Министр внутренних дел В. Колокольцев, выступая на заседании Коллегии МВД России 29 мая 2012 г., обратил особое внимание на ситуацию с охраной общественного порядка: в жилых кварталах, дворах домов, а также в своих квартирах граждане должны чувствовать себя

1 См.: Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю. Е. Аврутин [и др.] // Проспект. 2012. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

© Амельчаков И. Ф., Катаева О. В., 2013

в полной безопасности. «Есть такое известное выражение, - напомнил В. Колокольцев, - «мой дом - моя крепость». К сожалению, сегодня далеко не каждый дом является надежной защитой для его жильцов, и далеко не каждый человек чувствует себя в полной безопасности даже в собственной квартире».

Руководителям территориальных подразделений глава МВД России поручил взять это направление работы на особый контроль и провести комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение числа преступлений в жилом секторе. «Это одно из ключевых направлений нашей деятельности, по результатам которого каждый гражданин будет судить о состоянии правопорядка на конкретной территории, в конкретном районе, в конкретном населенном пункте», - подчеркнул министр внутренних дел России2.

Среди правонарушений, совершаемых в жилом секторе, особое место занимают преступления в сфере быта. «Дети, престарелые, инвалиды, женщины, не способные защитить себя вследствие зависимого положения в семье, составляют ежегодно более трети (38 %) от всех убитых на почве конфликтных семейно-бытовых отношений. Лица, погибшие или получившие телесные повреждения в результате внутрисемейных конфликтов, прочно занимают первое место среди различных категорий потерпевших от насильственных преступлений. В связи с этим борьба с совершаемыми в семье насильственными преступлениями приобрела в последние годы приоритетный характер в деятельности субъектов профилактики3.

Значительная роль в работе по профилактике семейно-бытового насилия принадлежит, в частности, участковым уполномоченным полиции.

Правовую основу их деятельности по данному направлению составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, гарантируемые Конституцией РФ, ч. 2 ст. 21 которой гласит о том, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию»4.

Действующие ведомственные нормативные правовые акты обязывают участковых уполномоченных полиции «выявлять на административном участке лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений... Применять к указанным липам своевременные меры профилактического и правового воздействия с целью недопущения со-

2 Официальный сайт МВД РФ. ИКЬ: http://www.mvd.ru/

3 См.: Ильяшенко А. Н., Шмарион П. В. Криминологическая характеристика жертв насилия в семье // Рос. следователь. 2005. № 5. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс.

4 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, 7-ФКЗ). Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».

И. Ф. Амельчаков, О. В. Катаева. О необходимости совершенствования...

189

2013. № 1

190

вершения ими преступлений и административных правонарушений»5.

Вопросы индивидуальной профилактической работы с гражданами, совершившими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, детально регламентированы также в проекте нового Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции. «Участковый уполномоченный полиции не реже одного раза в квартал проводит с указанными лицами, а также с членами их семей, другими гражданами, которые могут оказать на них профилактическое воздействие, беседы с целью предупреждения преступлений и иных правонарушений. Результаты проведения индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете, ежеквартально докладываются участковым уполномоченным полиции рапортом на имя начальника территориального органа МВД России»6.

Вместе с тем в практике органов внутренних дел деятельность, связанная с профилактикой семейного насилия, остается одним из самых проблемных и сложных направлений. Современное состояние работы органов внутренних дел по данному направлению достаточно резко критикуется. «Многих преступлений, направленных против жизни и здоровья людей, совершенных в быту, можно было бы избежать, если бы были приняты своевременные и в полном объеме меры по профилактике преступлений и правонарушений, в первую очередь со стороны службы участковых уполномоченных»7.

Работа участкового уполномоченного полиции по предупреждению семейно-бытовых конфликтов начинается с полного и своевременного выявления лиц, совершающих правонарушения в быту. Необходимо отметить, что выявление подобного рода правонарушений для сотрудников полиции сопряжено с определенными сложностями, связанными с нежеланием жертвы «выносить сор из избы». Однако при должной инициативе участковый уполномоченный может и обязан получить нужную информацию от общественности, администрации учебных заведений, соседей «неблагополучных семей» и других источников.

Что же касается дальнейшего принятия мер профилактического и правового воздействия в отношении семейных дебоширов, то на современном этапе целый спектр проблем осложняет работу участкового уполномоченного полиции по данному направлению.

На сегодняшний день утратили свою актуальность общественные институты, такие как товарищеские суды, советы общественности и другие, ранее активно участвовавшие в профилактике правонарушений в сфере быта.

5 О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции : приказ МВД РФ от 16 сентября 2002 г. № 900 (в ред. от 12.04.2007). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 иКЬ: http//www.contrast.mvd.ru.. .2012_02_09.. .06_08_2012.. .posledniy...

7 Хлопушин С. Н. Особо тяжкие преступления на бытовой почве : профилактика и снижение // Законность. 2011. № 5. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

В большинстве населенных пунктов отсутствует инфраструктура учреждений и служб по месту жительства, осуществляющих деятельность по оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям и детям, по профилактике семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении8. Перестала существовать положительно зарекомендовавшая себя в прошлом практика бесплатного и обязательного по судебному решению лечения лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией9. Отрицательно сказалась также на состоянии профилактики семейно-бытового насилия реорганизация медицинских вытрезвителей.

Но, пожалуй, основной проблемой профилактики семейно-бытового насилия сегодня является отсутствие четкой законодательной основы данной деятельности. По мнению отечественных ученых, одним из путей решения проблем профилактики правонарушений в семейно-бытовой сфере мог бы стать федеральный закон «О предотвращении насилия в семье», аналоги которого существуют в некоторых зарубежных государствах10.

В целях создания правовой основы эффективной профилактики правонарушений в сфере быта в указанном нормативном акте, необходимо закрепить такие понятия, как «семейно-бытовые отношения», «бытовое насилие», «субъекты профилактики бытового насилия», а также сформулировать принципы профилактики бытового насилия.

Крайне важно законодательно классифицировать виды бытового насилия, не ограничиваясь физическим его проявлением, поскольку психологическое, сексуальное и экономическое насилие несут в себе не меньшую общественную опасность.

К примеру, в Украине правовые основы профилактики семейного насилия регулируются Законом Украины от 15 ноября 2001 г. № 2789-111 «О предупреждении насилия в семье», который признает под насилием в семье «какие-либо умышленные действия физической, сексуальной, психологической либо экономической направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, если эти действия нарушают конституционные права и свободы члена семьи как человека и гражданина и наносят ему моральный ущерб, вред его физическому либо психическому здоровью».

Отсутствие четкой нормативной правовой базы профилактики семейного насилия порождает проблемы в части применения мер правового воздействия к «семейным дебоширам». Так, на сегодняшний день

8 См.: Профилактика непогоды в доме // Щит и меч. 2008. № 11.

9 См.: Там же.

10 См.: Шикула И. Р., Андреева С. Ю. Виктимологическая профилактика семейно-бытового насилия в отношении женщин : проблемы и перспективы развития // Рос. следователь. 2011. № 21. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

И. Ф. Амельчаков, О. В. Катаева. О необходимости совершенствования...

191

2013. № 1

192

практически отсутствует возможность привлечения их к административной ответственности, за исключением случаев, когда конфликт выходит за рамки жилища, нарушая общественный порядок и ущемляя права других граждан.

Как правило, правовые основы для вмешательства органов внутренних дел в семейно-бытовой конфликт появляются уже при совершении в семье уголовно наказуемых деяний. Среди них преобладают следующие преступления, совершенные одним членом семьи против другого: убийство (ст. 105 УК РФ); умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести, побои (ст. 111, 115, 116 УК РФ); преступления, посягающие на половую свободу и неприкосновенность (ст. 131-135 УК РФ)11.

Принятие федерального закона «О предотвращении насилия в семье» позволило бы ввести новые действенные меры индивидуальной профилактики бытового насилия. К таковым относятся, например, «защитное предписание», «установление особых требований к поведению лица, совершившего бытовое насилие», предусмотренные Законом Республики Казахстан от 4 декабря 2009 г. № 214-1У «О профилактике бытового насилия».

Защитное предписание выносится начальником органа внутренних дел либо его заместителем и вручается для исполнения лицу, совершившему бытовое насилие либо от которого исходит угроза его совершения, под расписку. Защитным предписанием запрещается совершать бытовое насилие, вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами. В защитном предписании указываются установленные ограничения в отношениях с потерпевшим, правовые последствия в случаях продолжения противоправных действий и нару-чтения защитного предписания.

В целях обеспечения безопасности потерпевшего судом могут быть установлены особые требования к поведению лица, совершившего бытовое насилие. Лицу, в отношении которого установлены особые требования к поведению, может быть запрещено разыскивать, преследовать, посещать потерпевшего, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, а также приобретать, хранить, носить и использовать огнестрельное и другие виды оружия. Кроме того, в течение срока действия особых требований к поведению правонарушителя на него могут быть возложены обязанности являться в органы внутренних дел для профилактической беседы.

Эффективным механизмом превенции преступлений в семейно-бытовой сфере могла бы стать административная ответственность за насилие в семье.

11 См.: Ситников С. Н. Насильственные преступления в семье : вопросы профессиональной защиты и представительства // Адвокатская практика. 2009. № 5. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Если обратиться к опыту Украины, то в данном государстве ответственность за совершение насилия в семье предусмотрена ст. 173-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях, в том числе ответственность за умышленное совершение любых действий физического, психологического или экономического характера (применение физического насилия, которое не причинило физической боли и не вызвало телесных повреждений, угрозы, обиды или преследования, лишения жилья, пищи, одежды, другого имущества или средств, на которые потерпевший имеет предусмотренное законом право), вследствие чего мог быть или был причинен вред физическому или психическому здоровью потерпевшего.

Видится целесообразным дополнение подобной нормой КоАП РФ, причем в качестве административного наказания за ее нарушение возможно предусмотреть новую меру административного наказания, введенную в КоАП РФ Федеральным законом от 8 июня 2012 г. № 65-ФЗ, - обязательные работы, заключающиеся в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Эта мера наказания не отражается на материальном благосостоянии семьи правонарушителя, в то же время предоставление бесплатных услуг обществу может стать действенной мерой воспитательного воздействия в отношении семейных дебоширов.

Таким образом, успех в деятельности органов внутренних дел по профилактике семейно-бытового насилия может быть достигнут лишь при динамичной и целенаправленной модернизации отечественного законодательства по данному направлению.

Белгородский юридический институт МВД России

Амельчаков И. Ф., кандидат юридических наук, доцент, генерал-майор полиции

E-mail: [email protected] Тел.: 8 (4722) 55-71-13

Катаева О. В., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел, подполковник полиции E-mail: Kataeva_70@ mail.ru Тел.: 8 (4722) 55-71-32

Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Amelchakov I. F., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Police General-Major

E-mail: [email protected]

Теl.: 8 (4722) 55-71-13 -----

193

Kataeva O. V., Candidate of Legal Sciences, Senior Lecturer of the Administrative Law and Administrative Procedure of Law Enforcement Agencies Department, Police Lieutenant-Colonel

E-mail: Kataeva_70@ mail.ru Tel.: 8 (4722) 55-71-32

13. Заказ 490

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.