Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОБХОДИМОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА / МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ / СУБЪЕКТ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАРОДОВЛАСТИЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров В.В., Чешин А.В., Грищенко О.В., Литвинова В.Ю., Петренко Е.Г.

Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу необходимости организации системы мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации. В статье исследованы основные проблемы, препятствующие оптимальной организации и проведению вышеназванного мониторинга, разработана и обоснована система мероприятий по их разрешению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончаров В.В., Чешин А.В., Грищенко О.В., Литвинова В.Ю., Петренко Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NEED TO ORGANIZE A SYSTEM FOR MONITORING THE ECONOMIC EFFICIENCY OF THE ACTIVITIES OF SUBJECTS OF PUBLIC CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article is devoted to the constitutional and legal analysis of the need to organize a system for monitoring the economic efficiency of the activities of subjects of public control in the Russian Federation. The article examines the main problems that hinder the optimal organization and conduct of the above-mentioned monitoring, a system of measures to resolve them has been developed and justified.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_127 УДК: 342; 347; 330

О НЕОБХОДИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ On the need to organize a system for monitoring the economic efficiency of the activities of subjects of public control in the Russian Federation

ГОНЧАРОВ Виталий Викторович,

кандидат юридических наук, доцент, декан факультета высшего образования Политехнического института (филиала) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в городе Таганроге. 347904, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 109 а. E-mail: niipg2010@mail.ru;

ЧЕШИН Андрей Владимирович,

кандидат экономических наук, преподаватель

Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета. пр. Мира, 15А, г. Орск, Оренбургская обл., 462419. ORCID 0009-0000-7572-3076. E-mail: niipg2010@mail.ru;

ГРИЩЕНКО Ольга Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и предпринимательства Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала)

ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ). Инициативная ул., 48, г. Таганрог, Ростовская обл., 347924. ORCID 0009-0000-5364-3470. E-mail: niipg2010@mail.ru;

ЛИТВИНОВА Виктория Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент факультета высшего образования Политехнического института (филиала) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в городе Таганроге. 347904, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 109 а. E-mail: niipg2010@mail.ru;

ПЕТРЕНКО Елена Геннадьевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного и международного права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина». 350044, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. ORCID 0000-0002-7591-0768. E-mail: niipg2010@mail.ru;

Goncharov Vitaly Viktorovich,

Dean of the Faculty of Higher Education of the Polytechnic Institute (branch) of the Don State Technical University in Taganrog, Candidate of Law, Associate Professor.

347904, Russia, Rostov region, Taganrog, Petrovskaya str., 109 a. E-mail: niipg2010@mail.ru;

Cheshin Andrey V.,

Lecturer at the Orsk Humanitarian and Technological Institute (branch) Orenburg State University, Candidate of Economic Sciences. Mira Ave., 15A, Orsk, Orenburg region, 462419. E-mail: niipg2010@mail.ru;

Grishchenko Olga Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Economics and Entrepreneurship of the A. P. Chekhov Taganrog Institute (branch)

of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Rostov State University of Economics" (RINH).

Initiative street, 48, Taganrog, Rostov region, 347924.

ORCID 0009-0000-5364-3470.

E-mail: niipg2010@mail.ru;

Litvinova Victoria Yurievna,

Associate Professor of the Faculty of Higher Education of the Polytechnic Institute (branch)

of the Don State Technical University in Taganrog, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

347904, Russia, Rostov region, Taganrog, Petrovskaya str., 109 a.

E-mail: niipg2010@mail.ru;

Petrenko Elena Gennadievna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of State and International Law

of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin". 350044, Russia, Krasnodar Territory, Krasnodar, Kalinina str., 13. E-mail: niipg2010@mail.ru

Краткая аннотация. Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу необходимости организации системы мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации. В статье исследованы основные проблемы, препятствующие оптимальной организации и проведению вышеназванного мониторинга, разработана и обоснована система мероприятий по их разрешению.

Abstract. This article is devoted to the constitutional and legal analysis of the need to organize a system for monitoring the economic efficiency

of the activities of subjects of public control in the Russian Federation. The article examines the main problems that hinder the optimal organization and conduct of the above-mentioned monitoring, a system of measures to resolve them has been developed and justified.

Ключевые слова: необходимость; организация; система; мониторинг эффективности; субъект; общественный контроль; народовластие; Российская Федерация; конституционные принципы; экономические.

Keywords: necessity; organization; system; efficiency monitoring; subject; public control; democracy; Russian Federation; constitutional principles; economic.

Для цитирования: Гончаров В.В., Чешин А.В., Грищенко О.В., Литвинова В.Ю., Петренко Е.Г. О необходимости организации системы мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 127-130. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_127.

For citation: Goncharov V. V., Cheshin A. V., Grishchenko O. V., Litvinova V. Yu., Petrenko E. G. On the need to organize a system for monitoring the economic efficiency of the activities of subjects of public control in the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 127-130. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_127.

Статья поступила в редакцию: 26.05.2023

Введение.

Современные проблемы организации и осуществления общественного контроля в Российской Федерации широко исследованы в работах Е. В. Бахановой, [1, с. 120-129] С. И. Глушковой, [2, с. 61-78] В. В. Гриба, [4, с. 3-13] Л. И. Еговорой, [5, с. 192-195] С. М. Зубарева, [7, с. 798812] И. В. Тепляшина, [9, с. 5-8] А. А. Уварова, [10, с. 75-81] а также многих иных авторов. Однако, доля работ, посвященных анализу эффективности и результативности проводимых в нашей стране мероприятий общественного контроля, представляется не достаточной. Этим и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, целью которого выступает не только изучение современных проблем, препятствующих организации и внедрению системы мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации, но и разработка, а также обоснование, системы мероприятий по их разрешению.

Основной текст.

Согласно Конституции России, многонациональный народ страны является носителем государственного суверенитета и единственным источником власти в стране, реализующих свои властные полномочия как непосредственно (например, через институты свободных выборов и референдумов), так и опосредованно (в частности, через деятельность органов публичной власти). Однако, конституционные принципы народовластия и участия общества в управлении делами государства нуждаются в системе юридических гарантий, важнейшей из которых выступает институт общественного контроля, который был инкорпорирован в российскую правовую систему сравнительно недавно - с принятием Федерального закона от 04.04.2005 № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации», - но ему предшествовал многолетний опыт функционирования института народного контроля власти в СССР (и РСФСР - как союзной республики), который, как мы отмечали в ранее проведенных исследованиях, отличался высокой эффективностью, в том числе, в части выявления хищений социалистической собственности на миллиарды рублей. [3, с. 169-185] Посредством института общественного контроля граждане Российской Федерации, общественные объединения, иные негосударственные некоммерческие организации, имеют возможность участвовать в контроле за деятельностью, актами и решениями органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, наделенных в соответствии с федеральными законами правом реализации отдельных публичных полномочий.

Система субъектов общественного контроля в России в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» представлена как постоянно действующими органами общественного контроля, в частности, Общественной палатой Российской Федерации, региональными общественными палатами, муниципальными общественными палатами и советами, так и иными организационными структурами общественного контроля, например, общественными инспекциями.

При этом, субъекты общественного контроля в соответствии с действующим законодательством не образуют единой системы, хотя и в определенной степени находятся в зависимости как друг от друга, так и от органов публичной власти. Так, например, Общественная палата Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ формируется частично из членов, избираемых общественными палатами субъектов Российской Федерации. В формировании большинства субъектов общественного контроля решающую роль играют органы публичной власти. Например, Общественная палата Краснодарского края состоит из трех групп членов: первая группа назначается главой администрации (губернатором) Краснодарского края; вторая группа избирается на пленарном заседании Законодательного Собрания Краснодарского края; третья группа избирается на заседании первых двух групп членов.

В этой связи, представляется очевидным, что эффективность и результативность деятельности различных субъектов общественного контроля в Российской Федерации не одинаковая. Однако, деятельность субъектов общественного контроля весьма затратная. Хотя заработную плату члены субъектов общественного контроля, как правило, не получают, например, члены муниципальных общественных палат и советов, но из бюджетов всех уровней расходуются значительные денежные средства на функционирование аппаратов субъектов общественного контроля, которые, создаются, в частности, в форме муниципальных и государственных бюджетных учреждений. Помимо постоянных расходов, связанных с функционированием аппаратов субъектов общественного контроля, следует выделить и расходы, связанные с организацией и проведением отдельных мероприятий общественного контроля. В этой связи, как справедливо отмечает А. А. Уваров, концентрация мероприятий общественного контроля должна соответствовать потребностям их проведения в тех или иных отраслях публичного управления, а также расходам на их проведение. [10, с. 75]

Представляется, что организация и проведение общественного контроля должно включать в себя оценку эффективности и результа-

тивности его проведения. Это позволит, с одной стороны, исключить вероятность осуществления мероприятий общественного контроля, которые не эффективны, не позволяют, в частности, выявить хищения бюджетных средств, а с другой стороны, провести оценку эффективности и результативности отдельных форм и видов мероприятий общественного контроля, осуществляемых в отношении тех или иных видов общественного контроля. Как справедливо в этой связи отмечает ряд авторов, в частности, С. М. Зубарев, финальной стадией проводимого мероприятия общественного контроля должна являться оценка эффективности общественного контроля. [7, с. 798]

Субъекты общественного контроля в этом плане должны использовать обширный опыт организации и проведения контрольных мероприятий органами государственной власти и местного самоуправления, особенно - в финансовой и бюджетной сферах. В этой связи, ряд авторов, отмечает, что одной из целей, например, государственного финансового контроля, выступает необходимость постоянного его совершенствования, которое невозможно без организации и проведения мониторинга контрольного воздействия, основывающегося на принципах правовой возможности и экономической необходимости, имеющего чёткую иерархию, ориентированную на параметр «результат» а задача мониторинга контрольного воздействия состоит в концентрации информации и ее анализе, касающихся действий финансового контроля, что позволяет выявить проблемы, которые нуждаются в рассмотрении. [8, с. 342]

Таким образом, в качестве основных причин необходимости организации и внедрения системы мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в России можно выделить следующие:

Во-первых, данная система позволит определить наиболее эффективные формы, методы и виды мероприятий общественного контроля в контексте их применения теми или иными видами субъектов общественного контроля.

Во-вторых, подобная система позволит проанализировать эффективность и результативность мероприятий общественного контроля по различным субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, выявив, как национальная, культурная, географическая специфика влияет на данные показатели проводимых мероприятий общественного контроля.

В-третьих, посредством данной системы можно будет выявить наиболее эффективные формы и виды мероприятий общественного контроля, которые требуют наименьшего вложения бюджетных средств на единицу выявленных нарушений (в рублях).

В-четвертых, данная система позволит выявить недостатки и проблемы в организации и функционировании тех или иных разновидн остей субъектов общественного контроля, деятельность которых будет неэффективна, либо менее эффективна (по сравнению с другими разновидностями субъектов общественного контроля, либо расположенных в других регионах или муниципальных образованиях).

Однако, организация и внедрение системы мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации сопряжены с многочисленными проблемами, в числе которых можно выделить следующие:

Во-первых, важнейшей проблемой, препятствующей построению вышеназванной системы мониторинга, выступает отсутствие формализации института общественного контроля в Конституции Российской Федерации. Несмотря на то, что данный институт гражданского общества существует в стране с 2005 года, разработчики поправок в Основной закон страны не удосужились внести в их число те, которые бы касались закрепления общественного контроля в России как юридической гарантии реализации и охраны как конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства, так и всей системы прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации. В этой связи, представляется необходимым формализовать данный институт гражданского общества в Конституции Российской Федерации, закрепив его понятие, перечень объектов и субъектов, либо исчерпывающий перечень идентифицирующих их признаков, основные принципы, формы, методы и виды мероприятий общественного контроля, а также механизм взаимодействия субъектов общественного контроля с органами публичной власти и иными объектами общественного контроля.

Во-вторых, значительной проблемой, препятствующей построению системы мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации, выступает то обстоятельство, что проблематика эффективности и результативности организации и проведения мероприятий общественного контроля, а также в целом функционирования его субъектов, никак не отражена в законодательстве об общественном контроле. Например, в Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» критерии эффективности и результативности не отражены ни в сформулированных целях и задачах общественного контроля, ни в его принципах. Однако, если не оценивать результаты деятельности субъектов общественного контроля с позиции эффективности проведенных мероприятий с использованием различных количественных и качественных критериев эффективности, систему которых мы предложили и обосновали в ранее проведенных исследованиях, [3, с. 202-211] то само функционирование системы общественного контроля может деградировать в некий набор имитационных действий субъектов общественного контроля, степень влияния которых на реализацию и защиту конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства в целом, а также прав, свобод и законных интересов граждан, в частности, невозможно будет проанализировать с целью выявления и устранения соответствующих проблем и нарушений действующего законодательства.

В этой связи, в законодательстве об общественном контроле следует закрепить, с одной стороны, понятие системы мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации, перечень ее элементов, поручив организацию и внедрение данной системы Общественной палате Российской Федерации, а с другой стороны, перечень критериев эффективности и результативности как в целом деятельности субъектов общественного контроля тех или иных видов, так и отдельных, проводимых ими, мероприятий общественного контроля.

Кроме того, следует внести в перечень принципов общественного контроля, закрепленный в статье 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ, принцип эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации.

В-третьих, определенной проблемой в создании и закреплении системы мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации выступает отсутствие эффективной системы стратегического планирования развития системы общественного контроля в нашей стране, важнейшим элементом которой бы и могла стать данная система мониторинга. В тоже время, как справедливо отмечает ряд авторов, в целом невозможно успешное социально-экономическое развитие государства без наличия эффективной системы стратегического планирования не только в области государственного (публичного) управления, но и в сфере жизнедеятельности общества, важнейшими элементами которой выступают мониторинг и контроль. [6, с. 61-75] В этой связи, следует разработать и принять на федеральном уровне Федеральную программу «Развитие системы общественного контроля в Российской Федерации в 2024-2030 годах», в которой следует закрепить систему критериев оценки организации и деятельности субъектов общественного контроля. Возможно, в данной программе следует предусмотреть систему мер бюджетного стимулирования тех субъектов общественного контроля, чья деятельность по результатам мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации будет признана эффективной.

В-четвертых, значительной проблемой в создании и развитии системы мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации выступает слабое использование данными субъектами современных цифровых технологий. Отчасти, это обусловлено низким уровнем финансирования деятельности субъектов общественного контроля. В частности, не все упомянутые субъекты имеют собственные сайты в сети «Интернет», на которых они могли бы осуществлять, с одной стороны, обратную связь с гражданским обществом в режиме реального времени, а с другой стороны, информирование населения о выявленных в ходе проведенных мероприятий общественного контроля нарушениях действующего законодательства, совершенных представителями объектов общественного контроля. В этой связи, следует разработать систему мероприятий по созданию и функционированию за счет средств федерального бюджета онлайн площадок для субъектов общественного контроля.

В-пятых, определенной проблемой в разработке и внедрении системы мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации выступает отсутствие в стране высококвалифицированных специалистов в области мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов гражданского общества. В этой связи, следует за счет средств федерального бюджета организовать набор и подготовку обучающихся по соответствующим направлениям подготовки (бакалавриат, специалитет, магистратура).

Заключение.

По результатам проведенного научного исследования нами были сделаны следующие выводы:

1. Система мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации представляет собой способ оценки эффективности и результативности проводимых мероприятий общественного контроля с привязкой как к видам и формам самих мероприятий общественного контроля, так и к видам субъектов, их проводивших.

2. Данная система позволяет не только выявить наиболее эффективные формы и виды мероприятий общественного контроля, но и распространить их применение на всей территории Российской Федерации (региона страны или муниципального образования).

3. Организация и внедрение системы мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации потребует внесения целой системы изменений и дополнений в Конституцию страны и законодательство об общественном контроле, начиная от формализации данного института гражданского общества в Основном законе страны и до закрепления вышеназванной системы мониторинга экономической эффективности, а также перечня количественных и качественных критериев, по которым будет оцениваться как деятельность субъектов общественного контроля, так и проводимые ими мероприятия.

Библиогра фия:

1. Баханова Е. В. Солидарность в общественном контроле системы исполнения наказаний // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 37. С. 120-129.

2. Глушкова С.И., Мартынов К.Э. Тенденции развития институтов гражданского общества в России: проблемы и противоречия // Дискурс-Пи. 2019. №4(37). С.61-78.

3. Гончаров В. В. Конституционно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации. М.: Alicegroup, 2019. 256 с.

4. Гриб В. В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 11. С. 3-13.

5. Егорова Л. И., Трофимовская А. В., Фатин М. В. Механизм общественного контроля в системе государственных закупок // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-4 (86). С. 192-195.

6. Емельянов А. С. Мониторинг и контроль в механизме стратегического планирования // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 8. С. 61-75.

7. Зубарев С. М. Механизм общественного контроля за деятельностью органов публичной власти // Lex Russica (Русский закон). 2014. Т. 96. № 7. С. 798-812.

8. Самсонова И. А., Корниенко К. А., Станкуте И. Ж., Данкова А. А. Совершенствование механизма государственного финансового контроля с применением мониторинга контрольного воздействия // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 342.

9. Тепляшин И. В. Участия институтов гражданского общества в формировании общественных советов при органах государственной власти: основные способы и некоторые проблемы //Российская юстиция. 2018. № 6. С. 5-8.

10. Уваров А. А. О правовых основах осуществления общественного контроля за предоставлением государственных и муниципальных услуг населению // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10 (59). С. 75-81.

References:

1. Bakhanova E. V. Solidarity in public control of the system of execution of punishments // Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science.

2017. No. 37. pp. 120-129.

2. Glushkova S. I., Martynov K. E. Trends in the development of civil society institutions in Russia: problems and contradictions // Discourse-Pi. 2019. No. 4 (37). pp. 61-78.

3. Goncharov V. V. Constitutional and legal foundations of public control in the Russian Federation. Moscow: Alicegroup, 2019. 256 p.

4. Grib V. V. Actual problems of legal development of the institute of public control in the Russian Federation // Constitutional and municipal law. 2015. No. 11. pp. 3-13.

5. Egorova L.I., Trofimovskaya A.V., Fatin M.V. Mechanism of public control in the system of public procurement // Economics and entrepreneurship. 2017. No.9-4(86). pp.192-195.

6. Emelyanov A. S. Monitoring and control in the mechanism of strategic planning // Journal of Russian Law. 2021. Vol. 25. No. 8. pp. 61-75.

7. Zubarev S. M. Mechanism of public control over the activities of public authorities // Lex Russica (Russian Law). 2014. Vol. 96. No. 7. pp. 798-812.

8. Samsonova I. A., Kornienko K. A., Stankute I. Zh., Dankova A. A. Improving the mechanism of state financial control with the use of control impact monitoring // Modern problems of science and education. 2014. No. 5. p. 342.

9. Teplyashin I. V. Participation of civil society institutions in the formation of public councils under state authorities: the main ways and some problems //Russian justice.

2018. No. 6. pp. 5-8.

10. Uvarov A. A. On the legal foundations of public control over the provision of state and municipal services to the population // Ak-tualnye problemy rossiyskogo prava. 2015. No. 10 (59). pp. 75-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.