Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ НА 1 КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ'

О НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ НА 1 КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / СМЕШАННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВЫЕ КАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грабовых Сергей Владимирович, Сулейманов Руслан Ахмадеевич

В данной статье поднимается острая проблема поиска оптимальных инновационных технологий обучения студентов 1 курса, обучающихся в юридическом ВУЗе, т.к. приоритетная позиция совершенствования и развития человеческого капитала любого государства связана с юридическим образованием. В современном социуме сложившиеся ранее представления и подходы к образованию перестают соответствовать запросам рынка и нуждаются в переосмыслении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NEED TO USE INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF FUTURE LAWYERS IN THE 1ST YEAR OF TRAINING

This article raises the acute problem of finding optimal innovative teaching technologies for 1st year students studying at the Faculty of Law, because the priority position of improving and developing human capital of any state is associated with legal education. In modern society, the previously established ideas and approaches to education cease to correspond to market demands and need to be rethought.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ НА 1 КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 343.985

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Грабовых Сергей Владимирович

Северокавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар);

кандидат технических наук, начальник учебного центра Сулейманов Руслан Ахмадеевич

Краснодарский филиал Федерального государственного унитарного предприятия

«Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (г. Краснодар)

О НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ НА 1 КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье поднимается острая проблема поиска оптимальных инновационных технологий обучения студентов 1 курса, обучающихся в юридическом ВУЗе, т.к. приоритетная позиция совершенствования и развития человеческого капитала любого государства связана с юридическим образованием. В современном социуме сложившиеся ранее представления и подходы к образованию перестают соответствовать запросам рынка и нуждаются в переосмыслении.

Ключевые слова: инновационные технологии, процесс обучения, образовательная среда вуза, смешанный формат обучения, цифровые карты, образовательное волонтерство, активные методы обучения.

Annotation. This article raises the acute problem of finding optimal innovative teaching technologies for 1st year students studying at the Faculty of Law, because the priority position of improving and developing human capital of any state is associated with legal education. In modern society, the previously established ideas and approaches to education cease to correspond to market demands and need to be rethought.

Keywords: innovative technologies, learning process, educational environment of the university, blended learning format, digital maps, educational volunteering, active teaching methods.

Введение. На сегодняшний день остро стоит вопрос о подходе к формированию новых условий для обучения будущих юристов на 1 курсе обучения, что обусловлено, с одной стороны многоаспектностью и поли-функциональностью данного профиля подготовки, и, с другой стороны, сложностью объема формируемых профессиональных компетенций именно для первого года обучения в контексте смешанных форматов, проблем, связанным с переходом на дистанционный формат, вызванным пандемией [1].

Проблемное поле существующих ресурсов тяготеет к созданию новых моделей образовательных программ, в которых должны синхронно развиваться следующие драйверы педагогического дизайна: во-первых, обновление компетенций преподавателей, касающихся уверенного использования инновационных образовательных технологий, во-вторых, устранение методического дефицита, в-третьих, переход на смешанный формат обучения. Все эти маркеры представляют собой, с одной стороны, пересмотр технологий, с другой стороны, - развитие инновационной педагогики, опирающейся на пропедевтические методические и дидактические принципы.

Изложение основного материала статьи. Будущим юристам, особенно начиная с 1 курса обучения, необходимо попадать в такую образовательную среду, которая создаст все необходимые условия для успешного формирования профессиональных компетенций.

Несмотря на тот факт, что примерно 40% из числа профессорско-преподавательского состава овладели необходимыми цифровыми компетенциями достаточно быстро (под влиянием пандемии), тем не менее на сегодняшний день по данным социологического опроса, посвященного особенностям внедрения дистанционного формата обучения вследствие пандемии, осенью 2020 года, примерно 60% преподавателей так и не смогли овладеть достаточными компетенциями в области компьютерных систем управления и обучения, особенно теми цифровыми сервисами, которые необходимы для поддержки и сопровождения студентов в режиме электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, что стало серьезной проблемой именно для обучающихся на 1 курсе.

Устранение методического дефицита, обусловленного нехваткой знаний и практик по проектированию онлайн-занятий для 1-курсников и вовлечению их в интерактивную деятельность, а также системное управление их вниманием, - это на сегодняшний день одна из приоритетных задач юридических вузов.

Студенты 1 года обучения обладают определенным набором детерминант личностного профиля, которые требуют особого внимания. Это сопряжено с психологическими особенностями, фоновой тревожности, связанной с новыми условиями жизнедеятельности, симптомокомплексами сложной адаптации и мотивации в условиях самостоятельной студенческой жизни. С одной стороны, уровень ответственности первокурсников, как правило, очень высок, а, с другой стороны, они погружаются в тревожную среду, осложняющую их адаптивные ресурсы, т.к. юридическое образование из-за большого пула данных и высокого уровня сложности учебной информации усугубляет эти проблемные маркеры.

Процесс расхолаживания в онлайн-обучении также влечет за собой определенные опасности и риски: студенты могут демонстрировать присутствие в виртуальной аудитории преподавателю, при этом просматривая любимый фильм в новой вкладке. А технологии прокторинга еще недостаточно широко используются профессорско-преподавательским составом вузов, и подводных камней в их реализации предостаточно.

Также особую сложность для студентов 1 курса представляет переход на смешанный формат обучения. В данном аспекте предполагается самостоятельное изучение студентом определенного объема теоретического материала, например, того, который размещен на образовательной платформе, или в системе Единой информационной образовательной среды вуза, и дальнейшую отработку практических навыков на семинарских и практических занятиях [2].

На наш взгляд, для того, чтобы использовать инновационные технологии, в процессе обучения будущих юристов на 1 курсе, можно внедрить в образовательную среду цифровые карты, содержащие информацию об алгоритмах работы, которые позволят студентам свободно чувствовать себя в процессе обучения. Особую эффективность, на наш взгляд, содержит в себе проведение онлайн-семинаров, направленных на обмен

опытом лучшими практиками по организации дистанционного обучения между преподавателями разных вузов [3].

Можно также использовать в работе объединения «цифровых волонтеров»-студентов, способных оказать необходимую помощь как преподавателям, так студентам в ходе определения алгоритмов образовательных траекторий. В качестве рекомендаций обучения первокурсников могут выступать следующие: практико-ориентированность в изучении логики законодательства, общение с практикующими юристами. Важно сформировать на начальном периоде обучения заинтересованность в знаниях именно практическими примерами профессиональной деятельности. Зачастую научно-академический подход к обучению со стороны преподавателей не вызывает должной заинтересованности у студентов своей «оторванностью» от практики будущей профессии [4].

Также это жизненная необходимость для успешности формирования профессиональных компетенций работать исключительно с первоисточником - текстом нормативного документа, с актуальной редакцией законодательного акта. Судебные процессы в большинстве своём проходят в открытом режиме, и прийти послушать может каждый. Если есть возможность поприсутствовать на процессах - это огромный плюс в формировании сознательного подхода в обучении у студентов и преподавателям необходимо в ходе занятий приводить примеры современного правоприменения.

При многих ВУЗах создаются так называемые «профильные юридические кружки» и «студенческие консультационные бюро». Если руководит ими практикующий юрист - неплохой вариант для начала становления в юридической профессии. В ходе аудиторных занятий, особенно в ходе занятий в «кружках» и на факультативах необходимо разбирать и решать задачи из будущей практической деятельности. Такое «погружение» в профессию важно для студентов, обучающихся на 1 курсе. На последующих курсах студенту необходимо выбрать направление своей дальнейшей подготовки - предстоящие практики и стажировки не должны быть «волей случая» а должны быть сознательно определены студентом исходя из его дальнейших планов на трудоустройство.

Можно также предложить внедрить в практику более частые и разнообразные курсы повышения квалификации преподавателей, посвященные использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности. В работе с обучающимися на 1 курсе необходимы активные методы обучения, что предполагает, в первую очередь, изменение функций преподавателя, т.к. происходит изменение роли студента на занятии: он уже не пассивный слушатель, который безоговорочно воспринимает информацию, транслируемую ему лектором, он при этом становится активным участником занятия, имеющим возможность доступа к другим источникам информации, преподавателю необходимо быть готовым к дискуссии и отстаиванию своей точки зрения.

Современные студенты в большинстве своем способны к системному мышлению, анализу, критическому восприятию, и фундамент всех этих навыков очень важно заложить именно для первокурсников, начиная с самого первого семестра, потому что при использовании инновационных и активных методов обучения происходит возрастание требований к уровню знаний.

Классические лекции и семинарские занятия постепенно уступают место интерактивным образовательным технологиям, таким как: проблемная лекция-дискуссия, деловая игра, кейс-стади, творческая мастерская, дебаты, т.е. всем тем образовательным технологиям, которые предполагают максимальную включенность студентов, их вовлеченность в обсуждение той ил иной проблемы, мотивацию к выполнению самостоятельных заданий, побуждение студентов к интересу в обучении [5].

Это необходимо для того, чтобы студенты сформировали умение и выработали навык получать профессионально-важные знания через самостоятельное углубленное изучение вопросов учебных дисциплин. Серьезной мотивацией к пересмотру взглядов на традиционные технологии процесса обучения является изменение запросов со стороны работодателя. Сегодня в юридической сфере работодатели не готовы брать на работу выпускников ВУЗов, не обладающих ключевыми навыками, продиктованными современными реалиями (таблица 1).

По данным исследований среди работодателей, проведенных Международной ассоциацией юристов в 2020 году, мы видим, что это достаточно специфические навыки (таблица 1), которыми должны обладать выпускники юридических факультетов. Возникает в этой связи резонный вопрос о том, с помощью каких технологий данные навыки могут быть сформированы [6].

На первый план выходит необходимость обучения студентов практическим навыкам. Введение в Основные образовательные программы практико-ориентированных учебных дисциплин, таких, например, как: «Юридическое письмо», «Ораторское мастерство», которые предполагают формирование у студентов навыков представлений интересов клиентов в государственных ил третейских судах, а также народных коммерческих арбитражах [7].

Таблица 1

Спектр навыков, отвечающих запросам потенциальных работодателей

Ключевые навыки 2020-2021

Умение решать сложные юридические задачи Навыки управления

Умение принимать решение Умения выстраивать эффективную коммуникацию

Навыки эмоционального интеллекта EQ Клиент-ориентированность

Навыки критического и креативного мышления Навыки ведения переговоров

Когнитивная гибкость Навыки hard skills (знание законодательства, знание правоприменительной, судебной и арбитражной практики, знание доктрины) и soft skills

При многих университетах сегодня функционируют так называемые «юридические клиники», где студенты на бесплатной основе выступают в качестве консультантов, и тем самым, под руководством опытных кураторов, обучаются всем необходимым навыкам. Эта тенденция характерна не только для России, но и для зарубежных стран. Одной из всемирно известных юридических клиник является клиника Гарвардского университета [8].

Выводы. Таким образом, можно прийти к выводу, что традиционные формы наполнения содержательной стороны основных образовательных программ для подготовки юристов не в полной мере отвечают требованиям современного общества. Необходимо внедрять инновационные педагогические технологии, пропедевтическую инновационную педагогику необходимо сделать основой для обучения студентов 1 курса.

В качестве таких технологий можно назвать следующие.

Например, игровые практики Moot Courts (внедряются в образовательный процесс как в России, так и за рубежом, это модельные процессы, предполагающие, что студенты, разделенные на команды, представляют интересы сторон игрового дела, которое представляется организаторами, в основе дела, как правило, лежат реальные кейсы, затрагивающие наиболее актуальные теоретические и практические вопросы. Важно, чтобы эти вопросы не имели однозначного решения) Само разбирательство проводится по правилам Регламента реально существующих судов, или каких-то альтернативных способов разрешения споров, например, таких как медиация. Формат может быть самым разнообразным. Это может быть деловая игра, которая проводится на семинарском занятии по одной из учебных дисциплин.

Это могут быть факультативные занятия или Конкурсы (соревнования), к участию в которых можно приглашать студентов разных ВУЗов.

Участие студентов, начиная с 1 курса, в Конкурсах позволяет получить глубокие знания по соответствующей учебной дисциплине, развить навыки креативного мышления, сформировать навыки подготовки процессуальных документов, сформировать и развить навык публичных выступлений, получить углубленные знания иностранного языка, развить навык стрессоустойчивости, определить область своей будущей профессиональной деятельности, найти работу или попасть на стажировку в привлекательную для будущей карьеры кампанию.

Литература:

1. Обучение в новой нормальности: вызовы и ответы». Аналитический отчёт. - М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2020. - С. 71: ил., табл.

2. Kuz'mina E.V., P'yankova N.G., Tret'yakova N.V., Botsoeva A.V. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business informaticians // European Journal of Contemporary Education. 2020. Т. 9. № 1. С. 54-66.

3. Боцоева А.В., Гучетль С.К., Кульбит Ю.С. О ресурсах цифровизации высшего образования в контексте перехода на инновационный уровень // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 59-62.

4. Самарина М.Н. Использование информационных технологий в учебном процессе как средство повышения качества юридического образования // НПЖ «Диалог». 2016. №2 (3). URL: https://cyberleninka.ru / (дата обращения: 13.02.2021).

5. Раджабова Ж.К., Исмаилова К.А. Использование инновационных технологий в процессе обучения праву // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 13.02.2021).

6. Камкия Ф.Г., Кондрашова Н.А. Обучение юристов в высшей профессиональной школе: инновационный подход // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 2.; URL: http://science-education.ru (дата обращения: 13.02.2021).

7. Храмцова Н.Г., Майборода Т.Ю. Подходы к развитию цифровых компетенций студентов юридических вузов // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 80-93. doi:10.32744/pse.2019.1.6

8. Кузьмина В.С. История развития юридических клиник // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2018. №10. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 13.02.2021).

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, доцент Давыдова Ирина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет» (г. Тюмень)

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ В КОНТЕКСТЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В статье раскрывается проблема обучения грамотному письму на английском языке студентов технического университета, проанализированы возможности письменного диктанта как средства развития внутренней мотивации к грамотному письму. Практическая часть работы посвящена обзору трехлетнего (2018-2020 гг.) участия студентов технического университета во всероссийском диктанте по английскому языку, включая статистические данные, результаты, текстовый материал, трудности, с которыми столкнулись участники диктанта.

Ключевые слова: мотивация, грамотность, письменная речь, письмо, текст, диктант. Annotation. The paper concerns the problem of teaching writing at a technical university, and reveals possibilities of dictation as a means of students' motivation to literacy in writing. The practical part of the article presents a review of three-year participation of technical university students in All-Russia Dictation in English including statistics, results, texts of dictations, discusses problems and mistakes made by participants. Keywords: motivation, literacy, written speech, writing, text, dictation.

Введение. Современная коммуникация в условиях ограничения непосредственного межличностного взаимодействия создает большие возможности для развития навыков письменного общения как в сети Интернет, так и посредством традиционных способов передачи информации (открытки, письма от руки и т.д.). Эти возможности распространяются и на зарубежные контакты. При этом важно знать и соблюдать нормы межкультурного общения, структуру и содержание различных видов письменной документации, правила орфографии и пунктуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.