ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. Т. 18, № 1. С. 103-113. УДК 347.965
DOI 10.24147/1990-5173.2021.18(1).103-113
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ЮРИДИЧЕСКОМУ КЛИНИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
К. С. Тишкович
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия
Введение. Создание цифровой экономики в России влечёт за собой изменение всех сфер общественной жизни. Обосновывается тезис о неизбежности трансформации правовой системы под воздействием информационных технологий. Существующая тенденция цифровизации юриспруденции также обусловливает необходимость модернизации системы юридического образования. Освоение цифровых компетенций становится важнейшей задачей в формировании конкурентоспособных и высококвалифицированных кадров. Практико-ориентированное обучение студентов в юридической клинике нуждается в последовательных системных изменениях, способных дать оперативный ответ на новые запросы рынка труда. Цель. Целью настоящей статьи служит освещение перспектив и проблем юридического клинического обучения в новых условиях, а также формулирование предложений в части модернизации методологической и практической составляющей деятельности юридических клиник. Методология. В статье используются общие и частнонаучные методы исследования: сравнительный, моделирования, формально-юридический. Результаты. Обоснованы предложения по наиболее эффективному использованию ресурса юридической клиники и развитию юридического клинического образования, в том числе освоение новых форм клинического обучения в условиях всеобщей цифровизации. Проанализирован опыт отдельных юридических клиник России, обоснован тезис о необходимости организации системы сотрудничества юридической клиники и работодателей, заинтересованных в трудоустройстве квалифицированных юридических кадров. Описаны современные тенденции развития юридического клинического обучения, а также внесены предложения по организации единой системы, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь. Заключение. Сделан вывод о назревшей необходимости последовательной модернизации юридического клинического обучения, соответствующей запросам формирующейся цифровой экономики в России.
Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь; юридическое клиническое обучение; модернизация образовательной и социальной функций юридических клиник; информационные технологии в юридической деятельности; дистанционная юридическая помощь.
1. Введение
Информатизация юридической деятельности - явление отнюдь не новое . Её первоначальные цели были определены как информационно-правовое обеспечение деятельности органов государственной власти и иных субъектов, а также сохранение и структурирование информационного правового поля и не прекратили своего развития, приобретая всё новые формы и способы применения. Сегодня использование цифровых технологий как инструмента для решения ру-
тинных задач в юриспруденции является необходимостью. Так, автоматизация юридической деятельности не только позволяет существенно сократить время на решение правовых задач, но и способствует снижению технических ошибок, обеспечивает прозрачность юридических процессов и мобильность юридических кадров. Эксперты полагают, что в скором времени искусственным интеллектом будет контролироваться большая часть сфер общественной жизни [1]. Цифровизация юриспруденции давно утра-
тила статус футурологической концепции. Активное развитие Legaltech предлагает разнообразные платформы, инструменты и программы, оптимизирующие и автоматизирующие юридическую деятельность, позволяющие ускорить юридические бизнес-процессы.
2. Методология
В статье используются общие и частно-научные методы исследования: сравнительный метод, метод моделирования, формально-юридический метод. Проанализированы современные тенденции в цифровизации юридической деятельности. С помощью метода сравнительного анализа изучены различные подходы к организации юридической клиники в вузах. Обобщение клинической практики позволило сформулировать основные проблемы в деятельности юридических клиник в новых условиях. Сделаны логические выводы, предложены конкретные рекомендации по совершенствованию юридической клинической практики. Предложена модель юридического клинического обучения, отвечающая информационно-технологическим запросам к высшему юридическому образованию и принципам оказания бесплатной юридической помощи.
3. Информационные технологии в юридической деятельности
В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»2 цифровизация определена как одна из приоритетных целей развития государства. Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. (п. 18) , принятой в развитие отмеченного выше указа, отмечается, что «согласно прогнозам долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в случае недостаточного развития и использования конкурентоспособных технологий искусственного интеллекта реализация приоритетных направлений научно-технологического развития страны замедлится, что впоследствии повлечёт за собой её экономическое и технологическое отставание». Цифровизация юриспруденции вызывает немало научных споров [2-7]. Смелые заявления о тотальной правовой информатизации, роботизации юриспруденции и пре-
кращении существования юридической профессии, скорее, вызывают скептическое отношение. Объясняется это и ограниченными возможностями искусственного интеллекта, и особенностями юридической деятельности, носящей во многом творческий характер, связанной с поиском нестандартных решений, значительной ролью усмотрения при принятии управленческих, правоприменительных и иных юридических решений и, конечно, вариативностью самих правовых ситуаций. Однако недооценивать уровень сегодняшнего развития технологий, применяемых в области права, невозможно. Выполнение типовых задач, составление типовых документов правового характера, автоматизация аналитической работы неизбежно влечёт за собой сокращение издержек времени и, как следствие, персонала, необходимого для совершения этих юридических действий.
Анализ дела, выбор оптимального варианта решения правовых ситуаций (важнейшие задачи, стоящие перед юристом) теперь могут быть выполнены с использованием алгоритмов искусственного интеллекта. Так, развитие предиктивной судебной аналитики уже сегодня ставит вопрос о конкуренции экспертных суждений юристов с результатами автоматизированной обработки данных современным программным обеспечением. Система продуктов Lawtech, включающая в себя интернет-сервисы для потребителей юридических услуг, выходит далеко за рамки дистанционной юридической помощи и позволяет в ряде случаев вовсе обойтись без помощи юриста (например, сервисы, предлагающие налоговые и страховые калькуляторы, конструкторы договоров, а также позволяющие самостоятельно подготовить необходимые документы по регистрации и ликвидации юридического лица, внесению изменений в устав организации; онлайн-сервисы, предлагающие авиапассажирам, пострадавшим от отмены, задержки или овербукинга рейса, составить претензию к авиакомпании; нейронная сеть, предлагающая консультацию по вопросам семейного права и защите прав потребителей, и пр.).
Цифровизация сегодня не столько следствие политической воли, сколько естественный и необратимый процесс, требующий трансформации всех общественных институ-
тов. Этот процесс затрагивает не только форму, но в значительной степени и содержание, требует изменения понятийного аппарата, правового регулирования новых общественных отношений.
Современные инновационные достижения ставят вопрос о новой реальности в юридической профессии, ключевым звеном адаптации к которой выступает система высшего образования. Национальным проектом «Цифровая экономика Российской Федерации» предусмотрен ряд задач по формированию кадров для цифровой экономики, в том числе ежегодная разработка образовательных программ (модулей) высшего образования в интересах цифровой экономики, актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части требований к формированию компетенций цифровой экономики, выполнение которых обеспечит выпуск высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов.
А. Н. Митин в числе современных тенденций в подготовке юристов отмечает следующие: перемещение образования в интернет-сферу; изучение информационных технологий, облегчающих юридический труд; переход к вузам распределённого и сетевого типа с сокращением количества вузов классических; развитие интернет-сервисов в провинциях на принципах дистанционного обучения; подготовка к выпуску специалистов, заинтересованных в автоматизации правоотношений и цифровизации нормотворчества; создание направления подготовки судебных аналитиков для обслуживания новейших су-дебно-аналитических систем и проведения судебной экспертизы по верификации информации, полученной из цифровых источников; разработка дисциплин, позволяющих получать профессиональные компетенции по внедрению технологий автоматизации на блокчейн-платформах для разработки смарт-законов с регламентацией регистрации правонарушений и юридической ответственности и т. д. [8, с. 84]
4. Модернизация юридического клинического обучения в связи с требованиями цифровой экономики в России
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» образовательные
организации высшего образования с целью создания условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных действующим законодательством, формирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, содействия развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи, создания условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищённости и обеспечения их доступа к правосудию, а также правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи могут создавать юридические клиники в качестве юридического лица, если такое право предоставлено образовательной организации высшего образования её учредителем, или структурного подразделения образовательной организации высшего образования.
Однако юридическая клиника - это не только учебная площадка, на которой посредством привлечения студентов к оказанию бесплатной юридической помощи социально незащищённым категориям граждан реализуются практико-ориентированные программы обучения навыкам профессиональной деятельности. Под юридической клиникой или юридическим клиническим (практическим) обучением понимается также «совокупность методов практического обучения студентов под руководством и во взаимодействии с преподавателями-практиками навыкам и умениям, необходимым для будущей самостоятельной профессиональной деятельности в качестве юриста» [9, с. 19, 20].
О значительной роли клинического образования в освоении юридической профессии высказываются и учёные, и практики [10-15]. Т. В. Худойкина отмечает, что «меняется сам вектор обучения: от теоретического обсуждения чужого практического опыта (чем насыщены традиционные занятия) и наблюдения за работой специалистов-практиков, как, например, в процессе ознакомительной практики либо помощи в их работе, что делается на производственной практике,
до полноценной самостоятельной работы» [16, с. 20].
Основными задачами, выполняемыми юридической клиникой, являются развитие самостоятельности в работе студентов, повышение мотивации в познавательной деятельности, эффективности изучения теоретических дисциплин, правовой культуры студентов, конкурентоспособности выпускников на рынке труда, расширение профессионального кругозора, формирование навыков, необходимых для работы с информационными системами, использующимися в правовой деятельности, информационными технологиями поиска, обработки и систематизации правовой информации, углублённое изучение юридических дисциплин в контексте практического их освоения [17, с. 43].
В утверждённом Приказом Министерства образования и науки России от 13 августа 2020 г. № 1011 федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»6 дисциплина «Информационные технологии в юридической деятельности» упомянута в перечне реализуемых в рамках первого блока образовательного стандарта. Представляется, что задача приобретения практических навыков в области применения информационных технологий может быть успешно реализована в курсе юридического клинического обучения.
Работа юридических клиник организована в вузах по-разному. В одних - обучение практическим навыкам происходит в рамках текущей работы клиники, в других - практика в юридической клинике сопровождается теоретическим курсом, обязательным или по выбору, что позволяет создать условия для формирования необходимых универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций С целью реализации образовательной функции юридического клинического обучения проводятся интерактивные практические занятия в форме демонстрационного эксперимента, индивидуальных практических занятий, имитационных занятий, групповых дискуссий, тренингов, занятий по составлению и анализу документов, творческих занятий по отработке навыков интервьюирования, консультирования, анализа дела и прочее [18, с. 24].
Использование функциональных возможностей автоматизированных информационно-справочных, информационно-логических систем, понимание принципов работы автоматизированных рабочих мест и экспертных систем [19, с. 15], технической оптимизации претензионно-исковой, договорной, аналитической работы, освоение форм дистанционной юридической работы и иные инновационные решения - вот далеко не полный перечень информационных технологий, практическое освоение которых может осуществляться студентами в рамках работы в юридической клинике.
Юридическая клиника Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского использует программное обеспечение по ведению электронного документооборота. Помимо очевидной пользы от систематизации материала по обращениям граждан, электронный документооборот позволяет наладить эффективную систему контроля за ходом работы по делам клиники, оперативно обращаться к информации лицам, имеющим доступ к данным системы, дисциплинирует студентов, позволяет им освоить полезные навыки работы в подобных программах.
Анализ практики российских юридических клиник позволяет сделать вывод о многообразии существующих форм оказания бесплатной юридической помощи студентами вузов. Кроме традиционных форм очного консультирования, составления документов правового характера успешно реализуются и иные направления клинической деятельности: программа «Живое право», организация «горячих» линий, публичных семинаров по актуальным правовым вопросам, «выездные» консультации, организация видеоконференций, реализация социально значимых проектов, имитационные занятия и прочее.
В то же время значительными темпами идёт развитие дистанционных технологий оказания бесплатной юридической помощи гражданам, в том числе юридическими клиниками [20, с. 102]. Так, работа с обращениями может происходить с использованием специальных коммуникационных платформ, по электронной почте, с помощью специальных программ электронной обработки обращений граждан, размещённых на сайтах юридических клиник и иными дистанцион-
ными способами [21, с. 150]. А. В. Дружинина отмечает целесообразность и необходимость создания электронных юридических клиник, пользу организации общественных форумов с целью обсуждения правовых вопросов не только для студентов, преподавателей, но и для любых иных посетителей7 [22, с. 49].
Появление профессионального клинического сообщества, объединённого усилиями АНО «Центр юридических клиник» , создало новые поводы для сотрудничества вузов России. О. Н. Ромоданова и М. Д. Дранжев-ский видят перспективы такого сотрудничества в «обмене опытом и проведении конференций, разработке учебно-методических комплексов, проведении совместных тренингов и курсов по повышению квалификации преподавателей и студентов, создании единых баз данных и диспетчерских служб, издании журналов и сборников статей, взаимодействии с органами государственной власти, как федеральными, так и субъектов, создании особых образовательных кластеров, обсуждении методик деятельности, гарантий качества как высшего образования, так и оказания бесплатной юридической помощи»9. Современные информационные возможности позволяют реализовать концепцию объединённых электронных приёмных юридических клиник. Это будет способствовать распределению нагрузки между клиниками, цели обмена опытом, увеличению доступности помощи специализированных юридических клиник, оказывающих помощь по ограниченному кругу правовых вопросов (например, экологические юридические клиники) из других регионов.
Несмотря на перспективность и необходимость использования дистанционных технологий в юридической практике, нельзя не отметить, что очная работа по обращениям граждан в большей степени способствует развитию ответственности и самостоятельности студентов при обеспечении должного контроля качества оказываемой юридической помощи. Перспективы развития клинического образования видятся в разумном сочетании традиционных и инновационных методик.
Работа юридической клиники традиционно рассматривается исключительно в социальном контексте, однако требования су-
ществующего рынка труда позволяют сделать вывод о новых запросах работодателей к профессиональной подготовке потенциальных работников. На наш взгляд, юридическое клиническое обучение способно наиболее оперативно отреагировать на них посредством организации взаимодействия не только в формате учебной практики, но и в рамках практических занятий студентов. Такой гибридный вид студенческой практики позволит получать обратную связь в том числе и от преподавателей, создаст возможности для более глубокого анализа её результатов.
Известен опыт некоторых юридических клиник, оказывающих помощь коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям. И хотя к смещению социального акцента в деятельности юридических клиник нельзя не относиться с настороженностью, сотрудничество с коммерческими организациями может быть весьма полезным с точки зрения формирования практических навыков, содействия трудоустройству выпускников, мониторинга требований рынка к профессиональным качествам юриста. Кроме того, такое сотрудничество вполне может осуществляться и в рамках социально-образовательных проектов. Так, Южный Федеральный университет совместно с банком «Центр-инвест» организовал консультационный пункт - Центр финансовой грамотности для населения, в котором оказываются бесплатные финансовые консультации для жителей региона10.
Видится полезным осуществление последовательной модернизации клинического образования, введение в теоретический курс углублённого практического изучения информационных технологий в юридической деятельности, освоение новых технологий, использование современных интерактивных практик, а также внедрение в клиническую практику комплексных систем управления проектами, автоматизированных систем обработки обращений, экспертно-логических продуктов проверки документов, использование специального программного обеспечения дистанционного получения юридической помощи.
5. Реализация социальной функции юридической клиники в новых условиях
Необходимо отметить, что социальная цель деятельности юридической клиники -
оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» - должна оставаться приоритетной. Однако в связи с консервативностью этой цели её осуществление сопряжено с рядом трудностей. В условиях перехода на дистанционный режим оказания помощи в 2020 г., очевидно, необходимо содействие в адаптации к новым условиям её получения граждан, относящихся к социально незащищённым категориям и имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. В связи с особенностями состава лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, необходимо отметить, что многие граждане оказались не готовы к переходу от очного получения помощи к дистанционному, реализация основных принципов бесплатной юридической помощи - доступности, социальной ориентированности и социальной справедливости - оказывается весьма затруднённой. Проблема ограниченных возможностей в получении дистанционной юридической помощи дополнила перечень прочих проблем обеспечения доступности бесплатной юридической помощи в стране: невысокий уровень информированности граждан о способах и возможностях её получения, бюрократизированный порядок подтверждения статуса для обращения за помощью, территориальная недоступность для жителей населённых пунктов, отдалённых от районных центров, в которых располагаются субъекты системы бесплатной юридической помощи и прочее [23, с. 17-20]. И хотя в большинстве регионов реализуются социальные программы для лиц пенсионного возраста по обучению цифровым навыкам, процесс дигитализации общественной жизни существенно опережает темпы вовлечения в подобные программы пенсионеров и иных лиц, нуждающихся в обучении компьютер -ной грамотности. В паспорте федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» отмечается, что лишь 1 % пенсионеров участвует в образовательных программах, направленных на освоение цифровых компе-тенций11. Однако в настоящий момент целый ряд юридически значимых действий, необходимых для реализации гражданских прав, совершается с использованием цифровых
технологий [24, с. 310]: интерактивные налоговые сервисы, оформление паспорта, получение лицензий, регистрация и снятие с регистрации транспортных средств, электронная запись на сдачу документов для государственной регистрации права собственности и сделок с недвижимым имуществом, назначение страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, получение пособий, постановка на учёт в службе занятости и прочее. В период распространения коронавирусной инфекции гражданам рекомендовано воздержаться от очного получения государственных услуг. На официальном сайте Правительства Российской Федерации запущен интерактивный сервис, с помощью которого граждане могут узнать о действующих в стране мерах поддержки в условиях распространения СОУГО-19 и обратиться дистанционно с заявлением об их получении. Нужно ли говорить о доступности такого способа для граждан старшего пенсионного возраста и иных лиц, не обладающих возможностями получения услуг в электронной форме.
Критерий доступности бесплатной юридической помощи, как отмечается специалистами, «должен отражать не только территориальную доступность, но и включать оценку предоставления бесплатной юридической помощи всем нуждающимся категориям граждан и наличия барьеров её получения. Поэтому организацию системы бесплатной юридической помощи необходимо осуществлять во взаимодействии со службами, предоставляющими социальную помощь. Такой подход обоснован ещё и тем, что имеет место дезориентированность населения в способах (процедуре) решения юридических проблем» [25, с. 50].
Решение этой проблемы в юридической клинической работе видится в организации системы взаимодействия, сотрудничества и посредничества с органами государственной власти и местного самоуправления, социальными учреждениями и некоммерческими организациями, способными оказать техническую поддержку для получения гражданами помощи онлайн. В том числе в рамках оказываемых социальных услуг в форме социального обслуживания, предоставляемого поставщиками социальных услуг на дому.
В настоящее время субъекты бесплатной юридической помощи действуют в значительной мере изолировано друг от друга. Ограничения в объёме предоставляемых гражданам услуг отдельными видами юридической помощи часто вынуждают граждан обращаться за помощью к нескольким субъектам по одному и тому же делу. Так, хотя прямой запрет на оказание иных видов юридической помощи в Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и отсутствует, перечень видов помощи, оказываемых юридическими клиниками, ограничен устным и письменным консультированием и составлением документов правового характера. Помощь в составлении документов правового характера также предоставляется не всеми субъектами системы бесплатной юридической помощи. Реализуя одни и те же цели, участники системы бесплатной юридической помощи несут разную нагрузку: одни вынужденно простаивают, другие, напротив, испытывают недостаток кадров. Опыт клинической работы показывает, что ряд обращений, в том числе многократно повторяющиеся обращения по определённого рода вопросам, вскрывают социально-значимые проблемы, требующие вмешательства органов государственной власти. Системное взаимодействие между участниками бесплатной юридической помощи, в том числе с использованием 1Т-решений, могло бы существенно повлиять на уровень доступности бесплатной юридической помощи. Однако реализация проекта по созданию такого единого центра требует отдельного осмысления вопросов соблюдения требований законодательства о защите персональных данных и принципа свободного выбора гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи.
6. Заключение
Современные технологии неизбежно трансформируют реальность. Дигитализация права вызвала потребность в приобретении новых профессиональных навыков. И юридическое образование должно оперативно отреагировать на цифровые вызовы. Модернизация юридического образования в контексте перехода к цифровой экономике требует системных последовательных преобразова-
ний и в области юридического клинического обучения. Внедрение методик обучения информационным технологиям в практике юридической клиники вытекает из новых требований, предъявляемых к выпускникам юридических вузов работодателями, в связи с чем видится необходимым введение новых форм работы юридической клиники, организации взаимодействия с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями. Особое внимание необходимо уделить механизмам адаптации социальной функции юридического клинического обучения к новым цифровым условиям, а также информационной интеграции субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 О Концепции правовой информатизации России : Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 27. - Ст. 2521.
2 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента РФ от 7 мая
2018 г. № 204 // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). - 2018. -№ 20. - Ст. 2817.
3 О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») : Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 // СЗ РФ. -2019. - № 41. - Ст. 5700.
4 Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 4 июня
2019 г. № 7) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.10.2020).
5 О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации : Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ // СЗ РФ. - 2011. -№ 48. - Ст. 6725.
6 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция : Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. № 1011 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.10.2020).
7 Международный инновационный университет : [сайт]. - URL: https://www.miu-sochi.ru/app /webroot/forum/ (дата обращения: 17.10.2020).
8 Центр развития юридических клиник : [сайт]. - URL: https://codolc.com/ (дата обращения: 17.10.2020).
9 Дранжевский М. Д., Ромоданова О. Н. Сотрудничество юридических клиник [Электронный ресурс] // Огарёв-Online. - 2015. - № 5 (46). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-yuridicheskih-klinik (дата обращения: 17.10.2020).
10 Юридическая клиника Южного федерального университета : [сайт]. - URL: https://urfak. sfedu.ru/node/97 (дата обращения: 17.10.2020).
11 Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (утв. Президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28 мая 2019 г. № 9) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
ЛИТЕРАТУРА
1. Соколова С. Н. Искусственный интеллект и безопасность общества // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - 2016. - № 1. - С. 63-68.
2. Алтухов А. В., Кашкин С. Ю. Цифровизация права и правовое регулирование искусственного интеллекта как важные глобальные компоненты научно-технологической парадигмы России в XXI веке // Международный правовой курьер. - 2020. - № 1/2. - С. 10-13.
3. Талапина Э. В. Право и цифровизация: новые вызовы и перспективы // Журнал российского права. -2018. - № 2 (254). - С. 5-17.
4. Корнев А. В. Дигитализация права: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 6 - С. 11-18. - DOI: 10.17803/1994-1471.2019.103.6.011-018.
5. Малько А. В., Солдаткина О. Л. Приоритеты российской правовой политики и изменения права в условиях цифровизации // Журнал российского права. - 2019. - № 9. - С. 5-19. - DOI: 10.12737/jrl.2019.9.1.
6. Пашенцев Д. А. Российская законотворческая традиция перед вызовом цифровизации // Журнал российского права. - 2019. - № 2. - С. 5-13. - DOI: 10.12737/art_2019_2_1.
7. Брянцева О. В., Солдаткина О. Л. Электронное правосудие в России: проблемы и пути решения // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. - 2019. - № 12 (64). - С. 97-104. - DOI: 10.17803/2311-5998.2019.64.12.097-104.
8. Митин А. Н. О процессах внедрения в юриспруденцию новых информационных технологий // Российское право: образование, практика, наука. - 2019. - № 3 (111). - C. 82-86.
9. Профессиональные навыки юриста : учебное пособие для академического бакалавриата / под ред. Т. Ю. Марковой, М. В. Самсоновой. - М. : Юрайт, 2016. - 317 с.
10. Исаенкова О. В. Основная цель юридической клиники: защита прав малоимущих или навыки студентов? // Вестник гражданского процесса. - 2020. - № 1. - С. 39-50.
11. Докучаева И. М., Швецов Н. М. Роль юридических клиник вузов в формировании профессиональных навыков будущего юриста // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 8. - С. 290-297.
12. Ильина Т. Н, Артемьева И. В. Юридическое клиническое образование в России: традиции и современное состояние // Общество: политика, экономика, право. - 2012. - № 3. - С. 108-114.
13. Кудин В. А. Юридическая клиника как фактор повышения качества юридического образования // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 4 (64). - С. 4-7.
14. Худойкина Т. В., Лысенко В. В. Развитие клинического обучения как важного компонента модернизации юридического образования // Интеграция образования. - 2017. - Т. 21, № 1. - С. 124-137. - DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.124-137.
15. Доброхотова Е. Н. Юридические клиники и деятельность pro bono. Их отношение к системам бесплатной юридической помощи // Закон. - 2012. - № 11. - С. 55-62.
16. Худойкина Т. В. Юридическая клиника как инновационная форма обучения студентов-юристов // Интеграция образования. - 2014. - № 1 (74). - С. 19-24.
17. Самарина М. Н. Использование информационных технологий в учебном процессе как средство повышения качества юридического образования // Диалог : научно-практический журнал. - 2016. -№ 2 (3). - С. 38-44.
18. Кожевников Д. А. К вопросу роли юридической клиники в образовательном процессе на юридическом факультете в высшей школе // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. -№ 39. - С. 23-26.
19. Латышев Д. С. Краткий обзор информационных технологий, используемых в юридической деятельности // Инновационная наука. - 2017. - № 10. - С. 14-17.
20. Новикова М. М. Электронное обеспечение работы юридических клиник как гарантия доступности предоставления юридической помощи // Бесплатная юридическая помощь: законодательное регулирование
и практика применения в Российской Федерации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. аспирантов, преподавателей, практических работников. - Саратов : Саратовский источник, 2015. - 148 с.
21. Эктов А. В. О возможности существования юридической клиники в условиях практико-ориентиро-ванного дистанционного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 6. -С. 146-151.
22. Дружинина А. В. Развитие электронного клинического обучения // Вестник УРАО. - 2017. - № 3. -С. 48-50.
23. Борисова В. Ф. Бесплатная юридическая помощь как гарантия доступности правосудия по гражданским делам // Бесплатная юридическая помощь: законодательное регулирование и практика применения в Российской Федерации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. аспирантов, преподавателей, практических работников. - Саратов : Саратовский источник, 2015. - С. 17-20.
24. Драпезо Р. Г., Сергеев О. Д., Жариков Е. В., Лященко И. В, Быданцев Н. А. Краткий обзор ИТ-технологий, используемых в юридической деятельности // Вестник КемГУ - 2013. - № 3 (55). - С. 306-312.
25. Виноградова П. А. Квалифицированная юридическая помощь как гарантия защиты государством прав человека // Адвокатская практика. - 2014. - № 3. - С. 47-52.
Информация об авторе
Тишкович Ксения Сергеевна - старший преподаватель кафедры трудового и социального права
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected] SPIN-код: 2442-2007, Author ID: 845952
Информация о статье
Дата поступления - 20 октября 2020 г. Дата принятия в печать - 25 января 2021 г.
Для цитирования
Тишкович К. С. Инновационный подход к юридическому клиническому обучению: проблемы и перспективы // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. Т. 18, № 1. С. 103113. й01: 10.24147/1990-5173.2021.18(1).103-113.
AN INNOVATIVE APPROACH TO LEGAL CLINICAL EDUCATION: PROBLEMS AND PERSPECTIVES
K.S. Tishkovich
Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Introduction. The creation of a digital economy in Russia entails a change in all spheres of public life. The thesis about the inevitability of the transformation of the legal system under the influence of information technologies is substantiated. The existing trend of digitalization of jurisprudence also necessitates modernization of the legal education system. Mastering digital competencies is becoming the most important task in the formation of competitive and highly qualified personnel. Practice-oriented training of students in a legal clinic requires consistent systemic changes that can provide a prompt response to new demands of the labor market. Purpose. The purpose of this article is to highlight the prospects and problems of legal clinical training in new conditions, as well as to formulate proposals regarding the modernization of the methodological and practical component of the activities of legal clinics. Results. Proposals for the most effective use of the resource of the legal clinic and the development of legal clinical education are substantiated. Including the development of new forms of clinical education in the context of universal digitalization. The experience of individual legal clinics in Russia is analyzed, and the thesis of the need to organize a system of cooperation between a legal clinic and employers interested in employing qualified legal personnel is substantiated. The current trends in the development of legal clinical training are described, and proposals are made to organize a unified system that ensures the interaction of all subjects providing free legal assistance. Conclusion. It is concluded that there is an urgent need for a consistent modernization of legal clinical training that meets the needs of the emerging digital economy in Russia.
Keywords: free legal aid; legal clinical training; modernization of educational and social functions of legal clinics; information technology in legal activities; distance legal assistance.
REFERENCES
1. Sokolova S.N. Artificial intelligence and public safety. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya obshchestvennyh i gumanitarnyh nauk = Bulletin of Polesie State University. A series of social sciences and humanities, 2016, no. 1, pp. 63-68. (In Russ.).
2. Altukhov A.V., Kashkin S.Yu. Digitalization of law and legal regulation of artificial intelligence as important global components of the scientific and technological paradigm of Russia in the XXI century. Mezhdunarodnyi pravovoi kur'er = International legal courier, 2020, no. 1/2, pp. 10-13. (In Russ.).
3. Talapina E.V. Law and digitalization: new challenges and prospects. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2018, no. 2 (254), pp. 5-17. (In Russ.).
4. Kornev A.V. Digitalization of law: problems and prospects. Aktual 'nye problemy rossiiskogo prava = Actual problems of Russian law, 2019, no. 6, pp. 11-18. DOI: 10.17803/1994-1471.2019.103.6.011-018. (In Russ.).
5. Malko A.V., Soldatkina O.L. Priorities of Russian legal policy and changes in law in the context of digitalization. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2019, no. 9, pp. 5-19. DOI: 10.12737 /jrl.2019.91. (In Russ.).
6. Pashentsev D.A. Russian lawmaking tradition facing the challenge of digitalization. Zhurnal rossiiskogo prava = Journal of Russian Law, 2019, no. 2, pp. 5-13. DOI: 10.12737/art_2019_2_1. (In Russ.).
7. Bryantseva O.V., Soldatkina O.L. Electronic justice in Russia: problems and solutions. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina = Bulletin of the University named after O.E. Kutafina, 2019, no. 12 (64), pp. 97-104. DOI: 10.17803/2311-5998.2019.64.12.097-104. (In Russ.).
8. Mitin A.N. On the processes of introducing new information technologies into jurisprudence. Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka = Russian law: education, practice, science, 2019, no. 3 (111), pp. 8286. (In Russ.).
9. Markova T.Yu., Samsonova M.V. (eds.). Professional skills of a lawyer, textbook for academic bachelor's degree. Moscow, Yurait Publ., 2016. 317 p. (In Russ.).
10. Isaenkova O.V. The main goal of the legal clinic: protecting the rights of the poor or the skills of students? Vestnik grazhdanskogo protsessa = Bulletin of civil procedure, 2020, no. 1, pp. 39-50. (In Russ.).
11. Dokuchaeva I.M., Shvetsov N.M. The role of legal clinics of universities in the formation of professional skills of the future lawyer. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal = Siberian pedagogical journal, 2011, no. 8, pp. 290-297. (In Russ.).
12. Ilyina T.N., Artemyeva I.V. Legal clinical education in Russia: traditions and current state. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo = Society: politics, economics, law, 2012, no. 3, pp. 108-114. (In Russ.).
13. Kudin V.A. Legal clinic as a factor in improving the quality of legal education. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014, no. 4 (64), pp. 4-7. (In Russ.).
14. Khudoykina T.V., Lysenko V.V. Development of clinical education as an important component of modernization of legal education. Integratsiya obrazovaniya = Integration of education, 2017, vol. 21, no. 1, pp. 124-137. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.124-137. (In Russ.).
15. Dobrokhotova E.N. Legal clinics and pro bono activities. Their attitude to the systems of free legal aid. Zakon = Zakon, 2012, no. 11, pp. 55-62. (In Russ.).
16. Khudoykina T.V. Legal clinic as an innovative form of teaching law students. Integratsiya obrazovaniya = Integration of education, 2014, no. 1 (74), pp. 19-24. (In Russ.).
17. Samarina M.N. The use of information technology in the educational process as a means of improving the quality of legal education. Dialog: Nauchno-prakticheskii zhurnal = Dialogue: Scientific and practical journal, 2016, no. 2 (3), pp. 38-44. (In Russ.).
18. Kozhevnikov D.A. On the question of the role of the legal clinic in the educational process at the faculty of law in higher education. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii = Problems and prospects for the development of education in Russia, 2016, no. 39, pp. 23-26. (In Russ.).
19. Latyshev D.S. Brief overview of information technologies used in legal activity. Innovatsionnaya nauka = Innovative science, 2017, no. 10, pp. 14-17. (In Russ.).
20. Novikova M.M. Electronic support of the work of legal clinics as a guarantee of the availability of legal assistance, in: Free legal aid: legislative regulation and practice of application in the Russian Federation, materials of the International scientific and practical conference of graduate students, teachers, practitioners. Saratov, Saratov source Publ., 2015. 148 p. (In Russ.).
21. Ektov A.V. On the possibility of the existence of a legal clinic in the conditions of practice-oriented distance learning at a university. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical education in Russia, 2016, no. 6, pp. 146-151. (In Russ.).
22. Druzhinina A.V. Development of electronic clinical education. Vestnik URAO = Bulletin of the URAO, 2017, no. 3, pp. 48-50. (In Russ.).
23. Borisova V.F. Free legal aid as a guarantee of accessibility of justice in civil cases, in: Free legal aid: legislative regulation and practice of application in the Russian Federation, materials of the International
scientific and practical conference of graduate students, teachers, practitioners. Saratov, Saratov source Publ., 2015, pp. 17-20. (In Russ.).
24. Drapezo R.G., Sergeev O.D., Zharikov E.V., Lyashchenko I.V., Bydantsev N.A. A brief overview of IT technologies used in legal activities. Vestnik KemGU = Bulletin of the KemSU, 2013, no. 3 (55), pp. 306312. (In Russ.).
25. Vinogradova P.A. Qualified legal aid as a guarantee of state protection of human rights. Advokatskaya praktika = Advocacy practice, 2014, no. 3, pp. 47-52. (In Russ.).
About the author
Tishkovich Kseniya - Senior Lecturer at the Department of Labor and Social Law
Dostoevsky Omsk State University
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected] SPIN-code: 2442-2007, Author ID: 845952
Article info
Received - October 20, 2020 Accepted - January 25, 2021
For citation
Tishkovich K.S. An Innovative Approach to Legal Clinical Education: Problems and Perspectives. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2021, vol. 18, no. 1, pp. 103-113. DOI: 10.24147/ 1990-5173.2021.18(1).103-113. (In Russ.).