УДК 378:34
Шайдуллина Венера Камилевна
кандидат юридических наук, доцент департамента международного и публичного права,
заместитель декана юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ https://orcid.org/0000-0002-2716-9282
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ*
Shaydullina Venera Kamilevna
PhD in Law, Associate Professor, International and Public Law Subdepartment, Deputy Dean, Law Department, Financial University under the Government of the Russian Federation https://orcid.org/0000-0002-2716-9282
DIRECTIONS FOR THE IMPROVEMENT OF LEGAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION"
Аннотация:
Целью настоящего исследования является рассмотрение некоторых актуальных проблем совершенствования юридического образования в условиях цифровизации. В статье рассмотрены наиболее важные проблемы, связанные с применением в юридическом образовании цифровых технологий. Проведен обзор вопросов развития цифровых, коммуникативных и профессиональных навыков у студентов-юристов. Проанализировано несколько инновационных подходов к организации высшего юридического образования в России (коллаборация, обучение через опыт, «перевернутое», адаптивное и непрерывное обучение). Отражен опыт использования технологии проектного обучения при анализе проблемных аспектов, связанных с правовым регулированием информационного пространства, в результате которого генерируется цифровой образовательный контент (в том числе системы тренингов и тестирования, анимированные видеоролики, теоретический материал, тезаурус по изучаемой теме, ментальные карты).
Ключевые слова:
интерактивные модели обучения, цифровые образовательные технологии, групповое проектное обучение, «перевернутое обучение», коллаборация, адаптивное обучение, обучение через опыт, непрерывное обучение
Summary:
The study aims to consider some topical problems of improving legal education in the context of digitaliza-tion. The author discusses the most important problems related to the use of digital technologies in legal education. The issues of digital, communicative and professional skills development of law students are reviewed. Several innovative approaches to the organization of higher legal education in Russia (collaborative, experiential, flipped, adaptive, lifelong learning) are analyzed. The research reflects the experience in the use of project-based learning technology in the analysis of problematic aspects related to the legal regulation of the information space that generates digital educational content (including training and testing systems, animated videos, theoretical material, thesauruses on the studied topics, mental maps).
Keywords:
interactive learning models, digital learning technologies, group project-based learning, flipped learning, collaborative learning, adaptive learning, experiential learning, lifelong learning
Переход к использованию цифровых технологий отразился на всех сферах человеческой жизнедеятельности, включая право, экономику и управление образовательной системой, в том числе системой подготовки юристов. В условиях развития современных технологий - информационно-коммуникационных, машинного обучения и искусственного интеллекта - традиционные институты образования должны кардинально изменить существовавшие десятилетиями траектории обучения. Для того чтобы успевать за изменениями, необходимо активнее внедрять в практику образовательного процесса инновационные решения, технологии, модели и методы обучения. Система образования до сих пор основана на принципе передачи теоретических знаний, но в нынешних условиях этого явно недостаточно. Уже давно назрела необходимость в усовершенствовании моделей и методов обучения для приведения их в соответствие с нынешними реалиями.
В последнее время одним из наиболее обсуждаемых и дискуссионных является вопрос о том, нужны ли юристы в условиях цифрового общества. Российские аналитики прогнозируют снижение потребности в юристах. Иностранные специалисты придерживаются такого же мнения, считая, что в ближайшие несколько лет все участники юридического рынка столкнутся с глобальными
* Исследование выполнено при финансовой поддержке и по заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
** The research was carried out with the financial support and on the instructions of Financial University under the Government of the Russian Federation.
переменами, связанными с возникновением роботизированных заменителей юристов, услуги которых будут стоить гораздо дешевле. Поэтому все более актуальной становится подготовка сетевых юристов, для этого отечественная система образования должна быть переориентирована [1].
В течение нескольких десятилетий в нашей стране существовали определенные подходы к подготовке юристов. Однако эти подходы более не актуальны и не отвечают цифровым реалиям. Возникновение новых форм правового регулирования привело к необходимости кардинального преобразования всех структурных компонентов высшего юридического образования.
В настоящее время ведется активная работа по созданию «Концепции развития юридического образования в эпоху цифровой экономики» (далее - Концепция). В основу данной Концепции должны быть положены базовые общечеловеческие ценности, правовые основы российского общества, достижения в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, призванные обеспечивать становление и развитие нового информационного общества с развитой цифровой инфраструктурой. Приоритетными задачами этого документа можно назвать определение целей оптимизации юридического образования в России, а также разработку нового стандарта подготовки юристов, обладающих необходимым набором профессиональных компетенций. В ходе работы над Концепцией разрабатываются принципиально новые управленческие и концептуальные подходы к функционированию системы профессиональной подготовки юристов, пересматриваются содержательные аспекты высшего юридического образования, вводятся в образовательную практику новые формы юридического образования, отвечающие цифровым реалиям [2].
Устойчивое развитие цифровых компетенций у будущих юристов требует обеспечения определенной степени подготовки педагогов в сфере предметных компетенций и формирования цифрового контента для обучения в онлайн-режиме. Сегодня уже можно с высокой долей уверенности говорить о том, что цифровые технологии стали неотъемлемым атрибутом преподавания и обучения, так как любой из современных форматов обучения (дистанционное, интерактивное, виртуальное и др.) требует использования в учебном процессе цифровых технологий [3]. В ближайшие несколько лет наиболее востребованными могут стать такие цифровые образовательные технологии, как образовательные чат-боты, вопросно-ответные чат-боты, игровые интернет-приложения, виртуальные симуляторы, системы тренингов и тестов, онлайн-консульта-ции и онлайн-курсы, гипермедийные учебники и др. [4].
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что для достижения успеха в образовательном цифровом пространстве новые технологии необходимо интегрировать в традиционные обучающие практики. Однако некоторые авторы высказываются против чрезмерного внедрения современных технологий в систему юридического образования, считая, что от использования цифровых технологий страдают коммуникативные навыки студентов [5]. Часть актуальных проблем можно устранить, если сделать дисциплину «Информационные технологии в юридической деятельности» обязательной при обучении студентов-юристов. Благодаря освоению этой дисциплины будущие юристы обретут необходимые цифровые навыки, которые обеспечат их конкурентоспособность на современном рынке труда [б].
Далее рассмотрим новые подходы к организации высшего образования, предполагающие активное применение современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в практике обучения:
1. Коллаборация. Особая форма сотрудничества в интеллектуальной сфере, связанная с развитием инновационных процессов. Основной задачей коллаборации становится создание креативного пространства для работников нового поколения, являющихся носителями междисциплинарных компетенций. В качестве инструментария организации совместной работы выступают социальные и корпоративные сети, обеспечивающие возможности блогинга и общения в групповых чатах [7].
2. Обучение через опыт. Разновидность интерактивного обучения, основанного на взаимодействии обучающегося с педагогом и другими студентами. Применяемые технологии обучения (метафорические и обучающие упражнения, деловые и ролевые игры, игровое моделирование, групповая работа) позволяют каждому студенту включиться в процесс решения проблемы, способствуют активному вовлечению в решение задач и более прочному усвоению знаний, навыков и умений. Ключевым принципом обучения через опыт является поощрение, подталкивание студентов к обдумыванию, поиску знаний, самостоятельному пониманию определенных вещей. В таком случае результат обучения обретает актуальность, а у студентов развивается внутренняя мотивация для применения полученных знаний на практике. Обучение на рабочем месте навыкам исполнения конкретных задач может при необходимости дополняться разработкой решений для реальных правовых ситуаций и проблем, а также организацией деловых игр и симуляций.
3. «Перевернутое обучение». Предполагается, что теоретические правовые знания студенты получают самостоятельно: используя цифровые образовательные ресурсы, изучая спе-
циальную литературу, решая практические правовые задачи в рамках группового обучения, развивая коммуникативные навыки. Роль преподавателя в данном случае одна - быть наставником для студентов и направлять их в самостоятельном обучении.
4. Адаптивное обучение. Примером служит любой учебный проект, подстраивающий обучение к пониманию интересов, навыков и умений каждого обучающегося. Дизайн обучения может быть адаптивным с применением технологий машинного обучения и искусственного интеллекта. Учебные курсы и программы, применяемые при адаптивном обучении, позволяют студентам с разными исходными данными достигать единых результатов.
5. Непрерывное обучение. В юридическом образовании сущность непрерывного обучения состоит в добровольном, постоянном и самостоятельном поиске правовых знаний. Необходимо понимать, что это обучение длиною в жизнь. Ключевые компоненты непрерывного обучения: обучение знаниям - владение инструментарием обучения; действиям - обретение навыков решения правовых задач; коммуникативным навыкам - овладение навыком групповой работы; навыкам получения знаний - освоение умения учиться, а также следует обучать формированию качеств полноценной, всесторонне развитой личности.
В некоторых юридических вузах уже начали практиковать внедрение в проектное групповое обучение методик развития у студентов цифровых, коммуникативных и профессиональных навыков. В рамках такого обучения предполагается баланс контактов в виртуальной среде и живого общения студентов с преподавателем, а также исследование проблемных ситуаций в сфере правового регулирования цифрового общества. При обучении студентов-юристов существует немало моментов, на которые стоит обращать внимание [8]. Например, наиболее актуальными в условиях цифрового общества можно назвать правовое регулирование взаимодействия в виртуальном пространстве при использовании облачных технологий и привлечение к юридической ответственности за совершение уголовно наказуемых преступлений с использованием современных технологий.
В результате практического применения технологии проектного обучения при анализе вышеуказанных проблемных аспектов, связанных с правовым регулированием информационного пространства, генерируется цифровой образовательный контент, на основе которого формируются презентации, системы тренингов и тестирования, анимированные видеоролики, разрабатывается теоретический материал, составляются тезаурус по изучаемой теме и ментальные карты. Благодаря демонстрации разработанного цифрового контента обеспечивается повышение уровня юридических и правовых знаний обучающихся, они обретают коммуникативные и цифровые навыки, формируют собственное мировоззрение. Самостоятельная оценка образовательного контента и возможность использования студентами необходимой им информации способствуют формированию системы мотивов деятельности, выступая в качестве фундамента для становления и устойчивого развития профессиональных компетенций.
Таким образом, для того чтобы получить юриста цифровой эпохи, специалиста, способного работать и в реальном, и в виртуальном пространстве, необходимо модернизировать систему профессиональной подготовки и привести ее в соответствие с реалиями современности. Большую роль в этом играет внедрение в образовательную практику цифровых технологий, современных методов и моделей обучения.
Ссылки:
1. Троицкий Н.А., Трофимова Е.В. Проблемы и перспективы цифровых технологий в юридическом образовании: опыт зарубежных университетов // Юридическое образование и наука. 2019. № 6. С. 3-7.
2. Батлер У.Э. Ценность юридического образования - в развитии навыков анализа и доказывания // Закон. 2019. № 9. С. 8-24 ; Бурьянов С.А., Кривенький А.И. О состоянии и перспективах формирования глобального образования, включая юридическое // Государство и право. 2019. № 8. С. 95-100 ; Енькова Е.Е. Трудности цифровизации юридического бизнес-образования // Предпринимательское право. 2019. № 3. С. 69-74.
3. Кузнецов Д.Л. Юридическое дополнительное профессиональное образование в цифровую эпоху // Закон. 2019. № 9. С. 53-64 ; Левитан К.М. О векторах эволюции российского юридического образования // Российский юридический журнал. 2019. № 3. С. 75-82. https://doi.org/10.34076/2219-6838-2019-3-75-82 ; Лукина И.М. Юридическая клиника: образование и правовая помощь // Промышленность и сельское хозяйство. 2019. № 7 (12). С. 57-61.
4. Орнацкая Т.А. Категории «просвещение» и «образование» в отечественной юридической науке // Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 122-124.
5. Сазанова И.В. Реальные и мнимые проблемы высшего юридического образования в России // Знание. 2019. № 7-1 (71). С. 94-98 ; Сафина С.Б. К вопросу о роли юридического образования в государственном управлении // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2019. № 5 (149). С. 132-135.
6. Устинова Е.В. О высшем юридическом образовании в Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 2. С. 217-219. https://doi.org/10.24411/2073-3305-2019-10117.
7. Шепелева О.С. Юридическое образование и подготовка юристов: что может подсказать зарубежный опыт? // Закон. 2019. № 9. С. 65-74.
8. Батлер У.Э. Указ. соч. С. 8-24.
Редактор, переводчик: Сергейчик Людмила Ивановна