Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / АДАПТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / DIGITAL CONTENT / MULTIMEDIA EDUCATIONAL RESOURCES / TEACHING METHODS / FLIPPED CLASSROOM / GAMIFICATION / ADAPTIVE LEARNING / EDUCATIONAL PLATFORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Ш. Б., Абдусаламов Р. А., Магдилова Л. В.

В статье рассматриваются проблемы организационно-правового и программно-технического осуществления дистанционного и смешанного обучения на основе создания образовательной платформы вуза, реализуемой с помощью облачных вычислений. Сочетание новых подходов к организации обучения и обучающих решений позволяют создавать эффективные цифровые ресурсы для более наглядного представления учебного материала, работы в малых группах, использования технологии перевернутого класса, геймификации, построения индивидуальных траекторий обучения студентов. Проведен анализ возможностей образовательных платформ для создания и размещения мультимедийного цифрового контента, ведения журналов активностей студентов, тестирования, проведения научных исследований. В результате сделан вывод о том, что существующие цифровые технологии, в том числе облачные вычисления, позволяют сформировать систему электронного, дистанционного и смешанного обучения, исходя из требований образовательных стандартов к содержанию курсов и дисциплин, планированию деятельности обучающихся, осуществлению контроля и коррекции их деятельности, оцениванию и формированию заданий для самостоятельного изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL INSTRUMENTS IN THE TRAINING OF LAW STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE AND MIXED LEARNING

The article discusses the problems of organizational, legal and software and technical implementation of distance and blended learning based on the creation of an educational platform of the university, implemented using cloud computing. The combination of new approaches to the organization of training and educational solutions allows you to create effective digital resources for a more visual presentation of educational material, work in small groups, using the technology of the inverted classroom, gamification, and building individual student learning paths. The analysis of the possibilities of educational platforms for the creation and placement of multi- media digital content, journals of student activities, testing, scientific research is presented. As a result, it was concluded that existing digital technologies, including cloud computing, make it possible to form a system of elec- tronic, distance and blended learning, based on the requirements of educational standards for the content of cours- es and disciplines, planning students' activities, monitoring and correcting their activities, assessing and the forma- tion of assignments for self-study.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

НАУКИ

УДК 373.5

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО И СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Магомедов Ш.Б., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,

kafedraconst@mail. ru

Абдусаламов Р.А., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,

[email protected]

Магдилова Л.В., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, [email protected]

В статье рассматриваются проблемы организационно-правового и программно-технического осуществления дистанционного и смешанного обучения на основе создания образовательной платформы вуза, реализуемой с помощью облачных вычислений. Сочетание новых подходов к организации обучения и обучающих решений позволяют создавать эффективные цифровые ресурсы для более наглядного представления учебного материала, работы в малых группах, использования технологии перевернутого класса, геймификации, построения индивидуальных траекторий обучения студентов. Проведен анализ возможностей образовательных платформ для создания и размещения мультимедийного цифрового контента, ведения журналов активностей студентов, тестирования, проведения научных исследований. В результате сделан вывод о том, что существующие цифровые технологии, в том числе облачные вычисления, позволяют сформировать систему электронного, дистанционного и смешанного обучения, исходя из требований образовательных стандартов к содержанию курсов и дисциплин, планированию деятельности обучающихся, осуществлению контроля и коррекции их деятельности, оцениванию и формированию заданий для самостоятельного изучения.

Ключевые слова: цифровой контент, мультимедийные образовательные ресурсы, методы обучения, перевернутый класс, геймификация, адаптивное обучение, образовательные платформы.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-36-4-9-13

UDC 373.5

DIGITAL INSTRUMENTS IN THE TRAINING OF LAW STUDENTS IN THE CONDITIONS OF

DISTANCE AND MIXED LEARNING

Magomedov Sh. B., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected] Abdusalamov R.A., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected] Magdilova L.V., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]

The article discusses the problems of organizational, legal and software and technical implementation of distance and blended learning based on the creation of an educational platform of the university, implemented using cloud computing. The combination of new approaches to the organization of training and educational solutions allows you to create effective digital resources for a more visual presentation of educational material, work in small groups, using the technology of the inverted classroom, gamification, and building individual student learning paths. The analysis of the possibilities of educational platforms for the creation and placement of multimedia digital content, journals of student activities, testing, scientific research is presented. As a result, it was concluded that existing digital technologies, including cloud computing, make it possible to form a system of electronic, distance and blended learning, based on the requirements of educational standards for the content of courses and disciplines, planning students' activities, monitoring and correcting their activities, assessing and the formation of assignments for self-study.

Key words: digital content, multimedia educational resources, teaching methods, flipped classroom, gamification, adaptive learning, educational platforms.

Б01: 10.21779/2224-0241-2020-36-4-9-13

Современное развитие цифровых технологий обуславливает трансформацию навыков и компетенций специалистов во многих областях профессиональной деятельности, в том числе в высшем образовании. Модернизация образовательной сферы путем внедрения электронного и дистанционного обучения сопровождается совершенствованием правового регулирования оказания образовательных услуг. Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» в статье 16 регламентируется порядок реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, который претерпевает периодические изменения в связи с экспоненциальным ростом информации и совершенствованием цифровых технологий в результате осуществления четвертой промышленной революции. Рядом авторов проанализированы проблемы эволюции российского законодательства в области трансформации образовательного процесса на основе применения электронной и дистанционной форм обучения при реализации федеральных государственных образовательных стандартов различных уровней обучения, в том числе высшего образования, а также изменения условий трудовых договоров преподавателей в этих условиях и создания электронного образовательного контента [1, 2]. Дополнительные проблемы организационно-правового и программно-технического характера возникли при внедрении в учебный процесс дистанционных образовательных технологий в период мирового распространения коронавирусной инфекции [3]. Многие образовательные учреждения в сжатые сроки должны были разработать организационно-правовые документы и увеличить мощности программно-технической базы для перехода на дистанционный формат обучения [4], что вызвало ряд проблем, таких как трудности, связанные со снижением мотивации, креативности, ценности профессионального обучения; трудности в понимании и выполнении заданий; пользовательские трудности при работе с компьютером; трудности технического характера, связанные с неудовлетворительной работой компьютера или Интернета. В этой связи особую актуальность приобретает создание цифровой образовательной платформы учебных учреждений [5, 6], функционирующей на принципах системности, открытости, направленного развития, консолидации и безопасности данных, экономической целесообразности.

При реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий применяются новые подходы к организации обучения и новые обучающие решения.

Особый интерес среди подходов к организации обучения студентов юридических профилей вызывает непрерывное, перевернутое, адаптивное и социальное обучение, а также геймификация. Непрерывное обучение предполагает целенаправленное, самоорганизованное и самомотивированное отношение к получению теоретических знаний и практических навыков на протяжении всей жизни. Юридическая система обуславливает эффективность применения данной формы организации обучения, так как постоянные изменения претерпевает законодательство, развиваются цифровые технологии для поддержки принятия юридических решений и т.п. [7]. Навыки непрерывного обучения могут быть сформированы при использовании перевернутого обучения, при котором студенты-юристы самостоятельно изучают теоретический материал, а практические задания разбирают с преподавателем (модератором курса, наставником) на занятии в реальной или виртуальной аудитории. В последнее десятилетие особую популярность приобретает социальное обучение, реализуемое путем создания профессиональных сообществ в социальных сетях, где обсуждаются актуальные проблемы правовой системы и ее подсистем, происходит обмен информацией и опытом, коллаборация и создание цифрового контента внутри и между сетей. Геймификация предусматривает прохождение уровней освоения курсов, выполнения различного рода заданий в виде тестов, ситуационных задач, кейсов, предусмотрена система поощрения, бонусов и баллов. Многие исследователи и практики отмечают повышение мотивационных аспектов такой организации обучения студентов-юристов [8, 9]. Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда MOODLE позволяет реали-зовывать геймификацию в рамках функционирования в образовательной среде вуза модульной балльно-рейтинговой системы [10]. Целью адаптивного обучения является построение индивидуальных траекторий изучения курсов для студентов, обладающих разным уровнем подготовки и мотивации [11]. Индивидуальные траектории позволяют не только развивать уникальные способности отдельных студентов, но и подтягивать отстающих студентов до определенного уровня требований.

В современных условиях пандемии и перехода к дистанционному способу обучения во многих образовательных учреждениях высшего образования возникает необходимость разработки и размещения качественных образовательных ресурсов, включающих мультимедийный контент по курсам и дисциплинам, тренинго-тестирующие системы, интеллект-карты, объяснительные видео и т. п., реализующие такие образовательные техноло-

гии, как перевернутый класс, геймификация, сетевое взаимодействие (коллаборацию) педагогических коллективов и т.п. Однако не все образовательные учреждения имеют собственные образовательные платформы с необходимым объемом дискового пространства и функциями создания обучающих материалов. Как представляется, эти проблемы могут быть решены с помощью использования существующих облачных технологий, в том числе платформы для создания блогов и сайтов, использования инструментов для создания онлайн-курсов (составления расписаний, проведение занятия в режиме online, создание тестов, размещение заданий и т.п.), построения интеллект-карт (iMindmap, Googlt.it), создания анимированных видео (PowToon), геймификации (iSpring) и ряда других.

Одним из важнейших условий осуществления дистанционного и смешанного обучения является наличие технологической информационно-коммуникативной платформы [12, 13]. Взаимодействие участников сети организуется, как правило, не по административным каналам. Оно актуализируется объективной потребностью в коммуникации, что обусловливает широкий спектр возможных взаимосвязей и множественность их уровней и требует принципиально новых подходов к решению проблем [14]. Это может выражаться в разработке и апробации модулей основных образовательных программ, предполагающих создание ситуационной команды - временного трудового коллектива, в который входят преподаватели факультетов (институтов) вуза, в том числе юристы, экономисты, психологи, программисты и т. п. К основным целям создания ситуационных команд следует отнести изменение организации учебного процесса для возможности построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся при использовании ресурсов, размещенных с помощью облачных вычислений [15].

Для создания платформы дистанционного и смешанного взаимодействия можно использовать функционал бесплатных облачных ресурсов Google. В качестве платформы для публичного размещения учебных материалов используется предложение от Google-Blogger. Это бесплатный ресурс, позволяющий использовать различный дизайн, структурирование учебного материала, добавление разнообразных виджетов и т.п. В результате осуществляется доступ к структурированным по темам, формам контроля полученных знаний образовательным материалам. Для хранения информации может быть также использован Google Диск, дающий возможность копировать ссылки и вставлять их в Blogger. Размещение информации на Google Диске позволяет беспрепятственно обновлять информацию, что синхронно отражается в Blogger, когда вставляются ссылки на учебный материал. Таким образом, реализуется беспрепятственное изучение теоретического материала, за-

крепляемого проведением тестирования по основным разделам дисциплин и курсов с помощью облачных вычислений Blogger, а также хранение образовательных материалов на Google Диске, к которому осуществляется доступ разработчика в любом месте в любое время (https://www.blogger.com/, https://drive.google.com/).

Создание онлайн-курсов для определенных групп предполагает использование инструментов в Google Class (https://classroom.google.com/), в том числе размещение учебных материалов в ленте по мере прохождения курсов; создание заданий в виде тестов, ответов на вопросы, ознакомление с материалом; управление пользователями; оценка результатов. Сервис защищенных видеоконференций (https://meet.google.com/) позволяет не только проводить дистанционные встречи, но и сохранять видеозаписи конференций в облаке. В настоящее время для структурирования образовательного материала широко используются сервисы создания ментальных карт (https://workspace.google.com/ marketplace/app/mind_maps/). Публикация видеолекций может быть осуществлена в системе потокового мультимедиа (https://www.youtube.com/).

Подобные направления создания и размещения образовательных материалов могут быть реализованы на платформе Microsoft, в частности, в Microsoft Teams (создание команд и составление расписаний занятий, размещение теоретического материала и заданий для выполнения в виде ответов на вопросы, тестирования и т. п.).

Одной из эффективных коммерческих облачных проектов является Платформа дистанционного обучения iSpring (https://www.ispring.ru/), включающая iSpring Suite - Конструктор для создания курсов, тестов, тренажеров и видеолекций на основе PowerPoint (https://www.ispring.ru/ispring-suite); iSpring Learn - Платформа дистанционного обучения сотрудников, помогает автоматизировать обучение в сетевой команды и держать под контролем результаты обучения (https://www.ispring.ru/ ispring-learn); iSpring Market - Платформа для создания и продажи онлайн-курсов (https://www.ispring.ru/ispring-market).

Таким образом, сочетание новых подходов к организации обучения и обучающих решений, реализуемых на основе облачных вычислений, позволяют создавать эффективные модели не только дистанционного обучения, но и в режиме offline для более наглядного представления учебного материала, работы в малых группах, использовании технологии перевернутого класса, геймификации и т.п. Экономическое обоснование зависит от поставленных целей и задач, а также финансирования внедряемого проекта, т. е. при недостатке средств часть задач может быть реализована на бесплатных сервисах, не всегда включающих полных спектр возможностей и функций, необходимых для создания и размещения качественных образовательных ресурсов.

Литература

1. Якупов В.Р., Евплова Е.В., Демцура С.С. Эволюция российского законодательства в сфере применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ // Инновации в образовании. 2020. № 5. С. 108-119.

2. Воронина А.А. Некоторые правовые аспекты перехода на дистанционное обучение // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 34-36.

3. Куликова Г.Л., Какителашвили М.М. Дистанционное обучение в условиях COVID-19 // Законность. 2020. № 7 (1029). С. 18-21.

4. Гейжан Н.Ф., Симакова Т.А. Дистанционное обучение в аспекте психологии труда преподавателей и обучающихся // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 3 (87). С. 227-233.

5. Семенов О.Ю., Демко А.И. Применение телекоммуникационных технологий в дистанционном обучении // Образование и право. 2020. № 6. С. 244-253.

6. Корышева С.Е. Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса в образовательных организациях ФСИН России // Образование и право. 2020. № 6. С. 215-218.

7. Грязнов С.А. Дистанционное обучение - альтернативная форма непрерывного образования: проблемы и условия реализации // Вестник Самарского юридического института. 2020. № 4 (40). С. 87-92.

8. Седов Р.Л. О балльно-рейтинговой системе вуза и ее внедрении в систему дистанционного обучения средствами среды MOODLE // Международный научный журнал. 2020. № 3. С. 115-120.

9. Гребеньков А.А. Опыт осуществления дистанционного обучения студентов юридического факультета в условиях пандемии // Юридическое образование и наука. 2020. № 5. С. 3-8.

10.Корнилов Ю.В. Применение значков в LMS MOODLE как элемент геймификации в смешанном обучении // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 108-112.

11. Шрайбер Е.Г., Овинова Л.Н. Онлайн-курс как способ реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе магистратуры // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2020. Т. 12. № 2. С. 62-72.

12.Нугуманова Л.Н., Шайхутдинова Г.А., Яковенко Т.В. Технология смешанного обучения: модели, содержание, рекомендации // Современный ученый. 2019. № 4. С. 191-198.

13.Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Воронина И.Р. Особенности разработки электронных лекций для смешанного обучения в вузе. //Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 41-44.

14.Блатова Т.А., Макаров В.В., Слуцкий М.Г. Оценка качества дистанционного обучения на базе информационно-коммуникационных технологий в образовательных организациях // Журнал правовых и экономических исследований. 2020. № 3. С. 114-121.

15.Зимин Л.А., Саранцев А.А., Рудниченко А.В. О проблемных аспектах реализации дистанционного формата обучения в современной образовательной среде // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 100-103.

References

1. Yakupov V.R., Evplova E.V., Demtsura S.S. Evolyutsiya rossiiskogo zakonodatel'stva v sfere prime-neniya elektronnogo obucheniya, distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii pri realizatsii obrazovatel'nykh programm // Innovatsii v obrazovanii. 2020. № 5. S. 108-119.

2. Voronina A.A. Nekotorye pravovye aspekty perekhoda na distantsionnoe obuchenie // Profession-al'noe obrazovanie i rynok truda. 2020. № 2. S. 34-36.

3. Kulikova G.L., KakitelashviliM.M. Distantsionnoe obuchenie v usloviyakh COVID-19 // Zakonnost'. 2020. № 7 (1029). S. 18-21.

4. Geizhan N.F., Simakova T.A. Distantsionnoe obuchenie v aspekte psikhologii truda prepodavatelei i obuchayushchikhsya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2020. № 3 (87). S. 227-233.

5. Semenov O.Yu., Demko A.I. Primenenie telekommunikatsionnykh tekhnologii v distantsionnom obuchenii // Obrazovanie i pravo. 2020. № 6. S. 244-253.

6. Korysheva S.E. Distantsionnoe obuchenie kak odna iz form organizatsii uchebnogo protsessa v obrazovatel'nykh organizatsiyakh FSIN Rossii // Obrazovanie i pravo. 2020. № 6. S. 215-218.

7. Gryaznov S.A. Distantsionnoe obuchenie - al'ternativnaya forma nepreryvnogo obrazovaniya: prob-lemy i usloviya realizatsii // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. 2020. № 4 (40). S. 87-92.

8. Sedov R.L. O ball'no-reitingovoi sisteme vuza i ee vnedrenii v sistemu distantsionnogo obucheniya sredstvami sredy MOODLE // Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal. 2020. № 3. S. 115-120.

9. Greben'kov A.A. Opyt osushchestvleniya distantsionnogo obucheniya studentov yuridicheskogo fakul'teta v usloviyakh pandemii // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2020. № 5. S. 3-8.

10. Kornilov Yu.V. Primenenie znachkov v LMS MOODLE kak element geimifikatsii v smeshannom obuchenii // Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal. 2020. T. 9. № 3 (32). S. 108-112.

11. Shraiber E.G., Ovinova L.N. Onlain-kurs kak sposob realizatsii printsipa individualizatsii v obra-

zovatel'nom protsesse magistratury // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obra-zovanie. Pedagogicheskie nauki. 2020. T. 12. № 2. S. 62-72.

12. Nugumanova L.N., Shaikhutdinova G.A., Yakovenko T.V. Tekhnologiya smeshannogo obucheniya: modeli, soderzhanie, rekomendatsii // Sovremennyi uchenyi. 2019. № 4. S. 191-198.

13. Vaganova O.I., GladkovaM.N., Voronina I.R. Osobennosti razrabotki elektronnykh lektsii dlya smeshannogo obucheniya v vuze // Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal. 2020. T. 9. № 2 (31). S. 41-44.

14. Blatova T.A., Makarov V. V., SlutskiiM.G. Otsenka kachestva distantsionnogo obucheniya na baze in-formatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v obrazovatel'nykh organizatsiyakh // Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovanii. 2020. № 3. S. 114-121.

15. Zimin L.A., Sarantsev A.A., Rudnichenko A.V. O problemnykh aspektakh realizatsii distantsionnogo formata obucheniya v sovremennoi obrazovatel'noi srede // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obra-zovaniya. 2020. № 67-1. S. 100-103.

Поступила в редакцию 11 ноября 2020 г.

Received 11 November, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.