Инновационные аспекты развития науки и техники
УДК 004.91
Панов Михаил Александрович Panov Mikhail Alexandrovich
к.э.н., доцент кафедры информационных технологий и статистики Ph.D., Associate Professor of the Department of Information Technologies Уральский технический институт связи и информатики Ural technical Institute of communications and Informatics
Бобов Юрий Игоревич Bobov Yuri Igorevich Магистрант Undergraduate
Уральский технический институт связи и информатики Ural technical Institute of communications and Informatics
АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАТФОРМ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ANALYSIS OF THE USE OF DISTANCE LEARNING PLATFORMS
Аннотация: в современных условиях всё больше повышается спрос на системы дистанционного обучения студентов и школьников. Появляется необходимость в переносе или создании учебных курсов в онлайн формате. Несомненно, системы дистанционного обучения являются наилучшим выбором для организации учебного процесса образовательных организаций в онлайн формате.
Abstract: in modern conditions, the demand for distance learning systems for students and schoolchildren is increasing. There is a need to transfer or create training courses in an online format. Undoubtedly, distance learning systems are the best choice for organizing the educational process of educational organizations in an online format.
Ключевые слова: платформы для дистанционного обучения, дистанционное обучение, СДО, образование, интернет, Moodle, Atutor, iSpring, Ё-стади
Keywords: distance learning platforms, distance learning, education, LMS, Internet, Moodle, Atutor, iSpring, E-study
В связи с большим количеством вариантов, встаёт выбор наиболее экономичной и удобной платформы, которую можно настроить и наполнить материалами в кратчайшие сроки.
II Международная научно-практическая конференция
Для анализа систем дистанционного обучения выделяются следующие критерии:
- стоимость продукта;
- функционал платформы;
- сложность внедрения;
- масштабируемость.
Для данной статьи были выбраны наиболее популярные и известные платформы дистанционного обучения.
МооШе является бесплатной платформой электронного обучения с открытым кодом и возможностью добавления различных модулей. Несмотря на бесплатность распространения, для поддержки сервиса необходим сервер и технический персонал, которые можно обеспечить годовым планом подписки на Мооё1еС1оиё. Изначальный функционал довольно беден, поэтому его лучше дополнить плагинами. Их можно скачать бесплатно с сайта МооШе [1].
МооШе предоставляет гибкий набор инструментов для поддержки как смешанного обучения, так и полностью онлайн-курсов. Настройки МооШе позволяют включить или отключить основные функции, и легко интегрировать все необходимое для курса, используя полный набор встроенных функций, включая внешние инструменты для совместной работы, такие как форумы, вики-страницы, чаты и блоги [2].
Основные особенности:
- простой в использовании интерфейс;
- персонализированная панель управления - отображение текущих, прошлых и будущих курсов и заданий;
- инструменты и мероприятия для совместной работы - форумы, вики, глоссарии и многое другое;
- единый календарь - календарь учебного заведения или компании, сроками проведения курсов, групповыми собраниями и другими личными событиями;
- удобное управление файлами;
Инновационные аспекты развития науки и техники
- простой и интуитивно понятный текстовый редактор;
- уведомления - пользователи могут получать автоматические уведомления о новых заданиях и сроках, сообщениях на форуме, а также отправлять друг другу личные сообщения;
- отслеживание прогресса;
- настраиваемый дизайн и верстка сайта;
- безопасная аутентификация и массовая регистрация - более 50 вариантов аутентификации и регистрации для добавления и регистрации пользователей;
- массовое создание курса и простое резервное копирование;
- управление ролями и разрешениями пользователей;
- высокая совместимость - интегрирование внешних приложения и контент или создание собственных плагинов для пользовательской интеграции [2].
Установка базовой версии МооШе может занять долгое время, так как система требует серьёзного изучения. При этом все равно требуются расходы на хостинг или сервер, которые смогут обеспечит стабильную работу сервиса [3].
Atutor - это бесплатная система дистанционного обучения с открытым кодом. В целом, функционал схож с МооШе, за исключением наличия в Atutor встроенного конструктора тестов, которого в МооШе нет. Имеет простой и понятный интерфейс и гибкие настройки. Система хорошо подходит для создания небольших онлайн-курсов. Atutor поможет быстро освоится и научится работать с платформами дистанционного обучения.
Atutor из-за не такой большой распространённости и возможной несовместимостью старых модулей с новыми релизами, имеет сложности с настройкой и расширением функционала. Технической документации и статей с гайдами по настройке, значительно меньше, по сравнению с другими более популярными системами. По этим причинам, не получится создать из системы на платформе Atutor широкую и многофункциональную платформу дистанционного обучения без должных знаний и умений.
II Международная научно-практическая конференция iSpring - российская платформа дистанционного обучения. В отличии от предыдущих, iSpring продаётся по подписке, версия для 200 пользователей будет стоить 174 тысячи рублей в год, а дополнительный конструктор курсов в полной комплектации 47 тысяч рублей год. Самый экономичный вариант для 25 пользователей 28,5 тысяч и упрощённый конструктор курсов ещё 27 тысяч в год
[4].
Вместе с этим, iSpring предоставляет безлимитное хранилище файлов, лёгкую интеграцию с другими сервисами с помощью открытого API. Для начала работы необходимо просто зарегистрироваться на сервисе, добавить учебные материалы и назначить их сотрудникам. Встроенная геймификация системы и рейтинги позволяют анализировать свои результаты на фоне других и наглядно подводить итоги работы [1].
iSpring является простой и удобной платформой дистанционного обучения, функционал так же схож с Moodle. Но в Moodle расширение функционала и настройка работы системы до уровня iSpring требует значительное время и дополнительные ресурсы. Поэтому, при финансовой возможности и желании начать в кротчайшие сроки, проще использовать iSpring.
Слишком большая цена не позволит использовать iSpring с большим количеством учащихся и ограниченным финансированием. Систему нельзя расширить собственным функционалом или сделать полностью отличающийся вариант системы iSpring, если появится такая необходимость, только с другими системами через открытый API. Поэтому, для учебных заведений лучше использовать бесплатные платформы дистанционного обучения. iSpring подходит лучше для корпоративного обучения.
Ё-стади - ещё одна российская платформа дистанционного обучения. Имеет бесплатный вариант с ограничением количество пользователей до 10 пользователей (рабочих областей, групп) и до 100 Мбайт хранения файлов, без возможности добавления видео. За месячную подписку, 7950 рублей, можно расширить до 2000 пользователей и до 200 Гбайт для хранения файлов и с
Инновационные аспекты развития науки и техники загрузкой видео не более 1 часа, если видео длиннее, что придётся дополнительно доплатить [5].
Ё-стади ориентирована на практическую работу, а не теоретическую. Основной функционал системы предназначен для формирования максимальной отчётности пользователей о прохождении курсов.
Ё-стади позволяет импортировать готовые тесты, просто загрузив их на сайт. Система самостоятельно формирует журнал успеваемости учащихся, разные виды отчётности по активности или по популярности курсов.
Организации или образовательные учреждения имеют возможность поместить своё лого на каждой странице курса. Для общения между пользователями используется внутренний форум [3].
В Ё-стади нет возможности проводит вебинары, а также не реализованы функции видео связи. Из-за отсутствия возможности самостоятельной доработки, не получится добавить дополнительного функционала или связать систему с другими. Для доступа к платформе большого количества пользователей необходимы крупные финансовые вложения, но даже при этом, пространство для хранения файлов ограничено. Ё-стади больше подходит для небольших компаний, желающих организовать внутреннее обучение сотрудников, чем для учебных заведений.
По результатам опроса среди сотни российских школьников и студентов, полностью в дистанционном формате занятия проводятся только у 56,5% учащихся, а у 9,4% занятия только в очной форме [6]. У остальных лишь частично проводятся занятия в дистанционной форме. Лишь у 42,4% опрошенных используются специализированные платформы для дистанционного обучения.
Самой популярной и известной платформой дистанционного обучения является МооШе. Ей пользуется 22,4% опрошенных, а всего о ней знают 37,6%, что является довольно высоким результатом, по сравнению с известностью других платформ: АМог и Ё-стади - 2,4%, Ьооор - 3,5%, ТЫАБ - 4,7%, ЭокеоБ и
II Международная научно-практическая конференция Diskurs вообще оказались никому не известны. И лишь iSpring используется 1% опрошенных.
Moodle так же занимает первое место среди используемых в учебных учреждениях. По данным опроса, у 24,7% опрошенных Moodle является основной платформой дистанционного обучения в их учреждении. Стоит отметить, что из других представленных вариантов, ни один не используется в качестве основной системы, но среди ответов встречались такие платформы как: ЯКласс - 2,4%, Stepik и Google classroom - 1,2%. Специализированная платформа учреждения была названа основной средой дистанционного обучения 3,5% опрошенных, является ли это собственной разработкой или модифицированным готовым решением, не уточняется. У остальных опрошенных не используются специализированные платформы или нет данных об использовании. Удобство системы используемом в учреждении оценивают на удовлетворительно или хорошо 63,5%, что позволяет сделать вывод о приемлемом качество используемых систем.
Для проведения онлайн занятий Zoom используется у 51,8% опрошенных, второе место занимает Microsoft Teams - 18,8%, следом идёт Google Hangouts -7%, Big Blue Button и Discord - 4,7%. У остальных онлайн занятия не проводятся. Удобство платформы для проведения онлайн занятий используемой в учреждении оценивают на удовлетворительно или хорошо 58,9%, что позволяет сделать вывод о приемлемом качество используемых систем.
По результатам опросов, что наиболее популярным и удобным решением для организации дистанционного обучения является связка Moodle и Zoom, что позволит добиться наиболее качественного обучения в онлайн формате благодаря инструментам интеграции друг с другом.
Функционал платформ дистанционного обучения в целом схож друг с другом, между ними мало существенных отличий. Главная разница состоит в настройке и поддержке системы в своём учреждении, а также необходимости дополнительной платы за саму платформу. Но со своей основной задачей, дистанционным обучением пользователей, платформы справляются.
Инновационные аспекты развития науки и техники Библиографический список:
1. Обзор 6 платформ и сервисов для онлайн-обучения: возможности и решаемые бизнес-задач. [Электронный ресурс] - https://www.ispring.ru/e1earning-insights/p1atforma-on1ain-obucheniya
2. Официальная документация МооШе. [Электронный ресурс] -https://docs.mood1e.org/39/en/About_Mood1e
3. 8 систем дистанционного обучения: какую выбрать школе, репетитору, тренеру? [Электронный ресурс] - https://www.eduneo.ru/3-besp1atnye-sistemy-distancionnogo-obucheniya-obzor/
4. Официальный сайт iSpring. [Электронный ресурс] -https: //www.ispring.ru
5. Официальный сайт Ё-стади. [Электронный ресурс] - https://your-study.ru
6. Опрос о используемых платформах дистанционного обучения в различных учреждениях. [Электронный ресурс] -https://forms.g1e/i9S3VRTA8hRo9JTc7