Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ОПЫТ / АДАПТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОЛЛАБОРАЦИЯ / ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГРУППОВОЕ ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / INTERACTIVE LEARNING MODELS / LIFELONG LEARNING / LEARNING THROUGH EXPERIENCE / ADAPTIVE LEARNING / COLLABORATION / INVERTED LEARNING / GROUP PROJECT LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдусаламов Р.А., Магдилова Л.В., Рагимханова Д.А.

В статье рассматриваются проблемы применения цифровых технологий в юридическом образовании, а также вопросы развития профессиональных, коммуникативных и цифровых навыков у студентов-юристов. Исследованы новые подходы к организации юридического образования, предполагающие использование цифровых технологий, в том числе непрерывное обучение, обучение через опыт, адаптивное обучение, коллаборацию, перевернутое обучение. Отражен опыт использования группового проектного обучения при исследовании проблемных вопросов правового регулирования информационной сферы, в результате которого создается цифровой образовательный контент, включающих теоретический материал, анимированные видео, ментальные карты и тезаурус по теме исследования, тренинго-теститующие системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдусаламов Р.А., Магдилова Л.В., Рагимханова Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF IMPROVING LEGAL EDUCATION IN TERMS OF DIGITALIZATION

The article discusses the problems of the use of digital technologies in legal education, as well as the development of professional, communicative and digital skills among law students. New approaches to the organization of legal education, involving the use of digital technologies, including lifelong learning, learning through experience, adaptive learning, collaboration, inverted learning, are explored. The experience of using group project training in the study of problematic issues of legal regulation of the information sphere is reflected, as a result of which digital educational content is created, including theoretical material, animated videos, mental maps and thesaurus on the research topic, training and testing systems.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

НАУКИ

УДК 378:34

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Абдусаламов Р.А., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,

abd-rus@yandex.ru

Магдилова Л.В., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, maglar@mail. ru

Рагимханова Д.А., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,

dinarus77@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы применения цифровых технологий в юридическом образовании, а также вопросы развития профессиональных, коммуникативных и цифровых навыков у студентов-юристов. Исследованы новые подходы к организации юридического образования, предполагающие использование цифровых технологий, в том числе непрерывное обучение, обучение через опыт, адаптивное обучение, коллаборацию, перевернутое обучение. Отражен опыт использования группового проектного обучения при исследовании проблемных вопросов правового регулирования информационной сферы, в результате которого создается цифровой образовательный контент, включающих теоретический материал, анимированные видео, ментальные карты и тезаурус по теме исследования, тренинго-теститующие системы.

Ключевые слова: цифровые образовательные технологии, интерактивные модели обучения, непрерывное обучение, обучение через опыт, адаптивное обучение, коллаборация, перевернутое обучение, групповое проектное обучение.

DOI: 10.21779/2224-0241-2019-31-3-7-10

UDC 378:34

SOME PROBLEMS OF IMPROVING LEGAL EDUCATION IN TERMS OF DIGITALIZATION

Abdusalamov R.A., Dagestan State University, Makhachkala, Российская Федерация, abd-rus@yandex.ru Magdilova L.V., Dagestan State University, Makhachkala, Российская Федерация, maglar@mail.ru Ragimkhanova D.A., Dagestan State University, Makhachkala, Российская Федерация, dinarus77@mail.ru

The article discusses the problems of the use of digital technologies in legal education, as well as the development of professional, communicative and digital skills among law students. New approaches to the organization of legal education, involving the use of digital technologies, including lifelong learning, learning through experience, adaptive learning, collaboration, inverted learning, are explored. The experience of using group project training in the study of problematic issues of legal regulation of the information sphere is reflected, as a result of which digital educational content is created, including theoretical material, animated videos, mental maps and thesaurus on the research topic, training and testing systems.

Key words: Digital educational technologies, interactive learning models, lifelong learning, learning through experience, adaptive learning, collaboration, inverted learning, group project learning.

DOI: 10.21779/2224-0241-2019-31-3-7-10

Развитие цифровых технологий требует от традиционных институтов образования поиска новых инновационных решений по трансформации

имеющихся методов и моделей обучения и получения профессиональных навыков, в том числе юридических знаний. Возникают новые реалии в орга-

низации обучения и различных видов деятельности, в частности, в правовой сфере, порожденные цифровизацией, которые признаются личностью, обществом, государством.

Существующая система образования, способствующая получению лишь знаний, не выдерживает требований времени. Необходимо совершенствование методов и моделей обучения на основе развития цифровых знаний и навыков, а также социальной и эмоциональной адаптации.

В условиях цифровых технологий изменяются подходы к подготовке юридических кадров на основе разработки комплексной инновационной модели управления профессиональной подготовкой и переподготовкой в условиях цифровой экономики, включая выработку новых концептуальных и организационно-управленческих подходов к формированию системы профессиональной подготовки юристов; разработку соответствующих цифровой реальности форм и направлений юридического образования (специализации); обновление содержательного компонента юридического образования [1, 2].

В этой связи ряд авторов ведут разработку «Концепции развития юридического образования в эпоху цифровой экономики», направленную на формирование новых стандартов подготовки юристов, владеющих основными компетенциями в области правового регулирования цифрового общества с развитой экосистемой [3].

В высшем образовании развитие цифровых компетенций студентов предполагает определенную подготовленность профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала не только в области предметных компетенций, но и в осуществлении сетевого взаимодействия, формировании цифрового контента для онлайн-обучения, оценки и развития предметных компетенций. Очные, дистанционные, виртуальные и интерактивные форматы обучения в цифровую эпоху требуют формирования и использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе [4, 5, 6].

Цифровые технологии становятся неотъемлемым атрибутом в преподавании и обучении юристов. Наиболее перспективными и востребованными цифровыми образовательными технологиями могут стать онлайн-курсы и консультации, общедоступные гипермедийные учебники, тренинго-тестирующие системы, виртуальные симуляторы, игровые интернет-приложения, вопросно-ответные и образовательные чат-боты [7]. Именно интеграция новых технологий в уже сложившиеся обучающие практики становится залогом успеха в цифровом образовательном мире.

Однако ряд авторов предостерегает от чрезмерного внедрения цифровых технологий в юридическое образование, предполагая взвешенный подход к их внедрению в учебный процесс, прагматично соотнося задачи, стоящие перед обра-

зованием, с теми инструментами, которые способны их решать [8]. Также неблагоприятное внедрение онлайн-образования проявляется в уменьшении коммуникативных навыков обучающихся [9]. Многие аналитики приходят к выводу о том, что в ближайшем будущем необходимость в количестве юристов будет только сокращаться, так как юридическая деятельность во многом поддается цифрови-зации, в связи с чем возникает необходимость в подготовке сетевых юристов. Требуется переориентация образования, нацеленная на добывание и усвоение новых знаний [10]. Другой проблемой обучения цифровым компетенциям студентов-юристов является отсутствие в ФГОС, утвержденном приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1511, указания на обязательность дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» [11].

К новым подходам в организации юридического образования, предполагающим использование цифровых технологий, можно отнести: непрерывное обучение, обучение через опыт, адаптивное обучение, коллаборацию, перевернутое обучение и ряд других.

Суть непрерывного обучения в юридическом образовании заключается в постоянном, добровольном и самомотивированным поиске правовых знаний. Оно включает пять основных компонентов: учиться знать (владение инструментами обучения); учиться действовать (приобретение навыков решения правовых задач); учиться коммутировать (работать с людьми или в команде профессионалов); учиться быть полноценным человеком (здоровый образ жизни, духовное и интеллектуальное развитие, чувствительность, этические и эстетические нормы), учиться учиться (приобретение и совершенствование профессиональных навыков на протяжении всей жизни). Непрерывное обучение можно назвать «обучением длиною в жизнь».

Обучение через опыт - это трансформация организации учебной и производственной практики, широко применяемых в вузе. Однако обучение на рабочем месте навыкам выполнения конкретных обязанностей и задач, включающее баддинг и шедоуинг, может быть дополнено организацией деловых симуляций и игр (воспроизведение процессов и ситуаций, обеспечивающих интерактивный опыт обучения с контролируемым уровнем рисков), а также разработкой решений реальных правовых проблем и ситуаций отдельными студентами или группами.

Адаптивное обучение требует разработки учебных курсов таким образом, чтобы студенты с разным начальным уровнем подготовки могли по индивидуальным траекториям изучать дисциплину и достигать единых результатов обучения, определенных образовательной программой.

Коллаборация предполагает объединение усилий разных групп профессионалов, организаций, учебных заведений и их структурных подраз-

Р.А. АБДУСАЛАМОВ, Л.В. МАГДИЛОВА, ДА. РАГИМХАНОВА

делений для создания и продвижения цифровых образовательных курсов в области юриспруденции [12].

В качестве инструмента организации совместной работы ведущая роль здесь отводится социальным сетям, в том числе корпоративным, реализующим функции блоггинга, групповых чатов и интерактивных уведомлений.

Перевернутое обучение предполагает, что правовые теоретические знания студенты приобретают самостоятельно, путем изучения специальной литературы, цифровых образовательных ресурсов, а групповое обучение посвящено решению практических правовых задач, развитию коммуникативных навыков, при котором преподаватель выполняет роль наставника.

На кафедре информационного права и информатики юридического института ДГУ имеется опыт развития профессиональных, коммуникативных и цифровых навыков при реализации группового проектного обучения, включающего изучение проблемных ситуаций в области правового регулирования цифрового общества на основе коллективной, творческой практической работы, предназначенной для получения цифрового контента по исследуемой теме. Рассматриваются проблемы применения технологий «Больших данных» (Big Data) и их влияние на регулирование защиты персональ-

ных данных в сети Интернет; особенности процесса правовой идентификации человека в Интернете; правовое регулирование информационных отношений, формирующихся при использовании облачных информационных технологий; проблемы привлечения к уголовной ответственности при осуществлении экстремистской деятельности в сети Интернет и ряд других тем. Результаты исследования отражаются в презентации, включающей основные цели, задачи, методы исследования, теоретическую и практическую базы исследования, нормативную базу исследования, а также создаются анимирован-ные объяснительные видео, тезаурус и ментальная карта проектной темы, тренинго-тестирующие системы. Демонстрация созданного цифрового контента позволяет повысить уровень юридических знаний по актуальным проблемам информационного права у аудитории. Разработчики проблемы излагают свое решение правовой задачи, а также приобретают цифровые и коммуникативные навыки.

Таким образом, совершенствование системы подготовки юристов должно основываться на применении современных методов обучения, предполагающих эффективное использование цифровых технологий.

Литература

1. Жуковская Н.Ю., Калинина Е.В. Трансформация системы профессиональной подготовки юристов в условиях цифровой экономики (организационно-управленческие аспекты) // Тренды и управление. 2018. № 4. С. 11-16.

2. Смотрова И.В. Проблемные аспекты юридической профессии в условиях развития цифровой экономики // Академия права и экономики. 2018. № 3 (7). С. 26-29.

3. Жильцов Н.А., Чердаков О.И. К концепции развития юридического образования в эпоху цифровой экономики // Юридический мир. 2018. № 12. С. 43-51.

4. Ахметов А. С. К вопросу об использовании информационных технологий в юридическом образовании // Право и образование. 2017. № 10. С. 71-78.

5. Бычко М.А., Комаревцева И.А. Применение технологии дистанционного обучения при подготовке и переподготовке юридических кадров: постановка проблемы // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. № 1. С. 192-197.

6. Магдилова Л.В. Правовые основы обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2017. № 3. С. 104-108.

7. Ершова И.В., Тарасенко О.А. Цифровое преобразование подготовки юристов: от программной модели к практике реализации // Юридическое образование и наука. 2019. № 3. С. 16-21.

8. Троицкий Н.А., Трофимова Е.В. Проблемы и перспективы цифровых технологий в юридическом образовании: опыт зарубежных университетов // Юридическое образование и наука. 2019. № 6. С. 3-7.

9. Цареградская Ю.К. Высшее юридическое онлайн-образование: миф или реальность? // Юридическое образование и наука. 2019. № 1. С. 3-4.

10. Корнев А.В. Цифровые технологии, социальные процессы, модернизация права и возможное будущее российского юридического образования // Lex Russica. 2019. № 4 (149). С. 23-30.

11. Мореева С. Н. Пути развития юридической профессии и юридического образования в условиях «цифровой экономики»: реплики к дискуссии // Право и государство: теория и практика. 2019. № 2 (170). С.127-131.

12. Абдусаламов Р.А., Магдилова Л.В. Развитие юридического образования в условиях информационного общества и сетевого взаимодействия // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С.133-135.

References

1. Zhukovskaya N.Yu., Kalinina E.V. Transformatsiya sistemy professional'noi podgotovki yuristov v usloviyakh tsifrovoi ekonomiki (organizatsionno-upravlencheskie aspekty) // Trendy i upravlenie. 2018. № 4. S. 11-16.

2. SmotrovaI.V. Problemnye aspekty yuridicheskoi professii v usloviyakh razvitiya tsifrovoi ekonomiki // Akademiya prava i ekonomiki. 2018. № 3 (7). S. 26-29.

3. Zhil'tsov N.A., Cherdakov O.I. K kontseptsii razvitiya yuridicheskogo obrazovaniya v epokhu tsifrovoi ekonomiki // Yuridicheskii mir. 2018. № 12. S. 43-51.

4. Akhmetov A.S. K voprosu ob ispol'zovanii informatsionnykh tekhnologii v yuridicheskom obrazovanii // Pravo i obrazovanie. 2017. № 10. S. 71-78.

5. Bychko M.A., Komarevtseva I.A. Primenenie tekhnologii distantsionnogo obucheniya pri podgotovke i perepodgotovke yuridicheskikh kadrov: postanovka problemy // Gumanitarnye i yuridicheskie issledovaniya. 2019. № 1. S. 192-197.

6. Magdilova L.V. Pravovye osnovy obespecheniya informatsionnoi bezopasnosti nesovershennoletnikh // Yuridicheskii vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. № 3. S. 104-108.

7. ErshovaI.V., Tarasenko O.A. Tsifrovoe preobrazovanie podgotovki yuristov: ot programmnoi modeli k praktike realizatsii // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2019. № 3. S. 16-21.

8. Troitskii N.A., Trofimova E.V. Problemy i perspektivy tsifrovykh tekhnologii v yuridicheskom obrazovanii: opyt zarubezhnykh universitetov // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2019. № 6. S. 3-7.

9. Tsaregradskaya Yu.K. Vysshee yuridicheskoe onlain-obrazovanie: mif ili real'nost'? // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2019. № 1. S. 3-4.

10. Kornev A.V. Tsifrovye tekhnologii, sotsial'nye protsessy, modernizatsiya prava i vozmozhnoe budushchee rossiiskogo yuridicheskogo obrazovaniya // Lex Russica. 2019. № 4 (149). S. 23-30.

11. Moreeva S.N. Puti razvitiya yuridicheskoi professii i yuridicheskogo obrazovaniya v usloviyakh «tsifrovoi ekonomiki»: repliki k diskussii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2019. № 2 (170). S. 127-131.

12. Abdusalamov R.A., Magdilova L.V. Razvitie yuridicheskogo obrazovaniya v usloviyakh informatsionnogo obshchestva i setevogo vzaimodeistviya // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018. № 6 (73). S.133-135.

Поступила в редакцию 22 сентября 2019 г.

Received 22 September, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.