Научная статья на тему 'Проблемы юридического образования в интересах устойчивого развития в современных условиях'

Проблемы юридического образования в интересах устойчивого развития в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / LEGAL EDUCATION / INTERDISCIPLINARY LEARNING PROCESS / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / INTERACTIVE METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Елена Витальевна, Семенова Надежда Владиславовна, Спиридонова Наталия Юриевна

В статье рассматриваются вопросы теории и практики юридического образования в рамках концепции устойчивого развития. Работа основана на обзоре имеющихся в настоящее время исследований по указанной тематике и нормативных актов международного и национального уровней. Особое внимание уделено анализу опыта обучения студентов на юридическом факультете Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, связанного с процессами формирования навыков и компетенций, необходимых юристу в условиях реализации положений концепции устойчивого развития. Авторы изучили практические вопросы становления юриста в условиях применения образовательных подходов в интересах устойчивого развития. В работе уделено внимание некоторым педагогическим аспектам формирования навыков критического, системного и интегрированного мышления. Показана роль практики и возможности ее включения в образовательную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Елена Витальевна, Семенова Надежда Владиславовна, Спиридонова Наталия Юриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL EDUCATION IN TERMS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN PRESENT CONTEXT

The article considers the theory and practice of legal education in the framework of sustainable development. The study is based on the review of current research works on the subject and the analysis of international and state regulations. The authors pay special attention to the analysis of teaching experience at the Faculty of Law of I. Ulyanov Chuvash State University, associated with the processes of formation of skills and competences necessary for the lawyer in the conditions of implementation of the provisions of the concept of sustainable development. The authors studied the pedagogical aspects of the formation of critical, systemic and integrated thinking skills, practical aspects of the formation of a lawyer in the context of the application of educational approaches for sustainable development; showed the role of practice and the possibility of its inclusion in educational activity.

Текст научной работы на тему «Проблемы юридического образования в интересах устойчивого развития в современных условиях»

УДК 378.016:34(470.433) DOI 10.26293/chgpu.2019.105.5.025

Е. В. Иванова, Н. В. Семенова, Н. Ю. Спиридонова

ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы теории и практики юридического образования в рамках концепции устойчивого развития. Работа основана на обзоре имеющихся в настоящее время исследований по указанной тематике и нормативных актов международного и национального уровней. Особое внимание уделено анализу опыта обучения студентов на юридическом факультете Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, связанного с процессами формирования навыков и компетенций, необходимых юристу в условиях реализации положений концепции устойчивого развития. Авторы изучили практические вопросы становления юриста в условиях применения образовательных подходов в интересах устойчивого развития. В работе уделено внимание некоторым педагогическим аспектам формирования навыков критического, системного и интегрированного мышления. Показана роль практики и возможности ее включения в образовательную деятельность.

Ключевые слова: образование в интересах устойчивого развития, юридическое образование, междисциплинарность процесса обучения, практико-ориентированный подход, интерактивные методы.

E. V. Ivanova, N. V. Semenova, N. Yu. Spiridonova

PROBLEMS OF LEGAL EDUCATION IN TERMS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN PRESENT CONTEXT

I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article considers the theory and practice of legal education in the framework of sustainable development. The study is based on the review of current research works on the subject and the analysis of international and state regulations. The authors pay special attention to the analysis of teaching experience at the Faculty of Law of I. Ulyanov Chuvash State University, associated with the processes of formation of skills and competences necessary for the lawyer in the conditions of implementation of the provisions of the concept of sustainable development. The authors studied the pedagogical aspects of the formation of critical, systemic and integrated thinking skills, practical aspects of the formation of a lawyer in the context of the application of educational approaches for sustainable development; showed the role of practice and the possibility of its inclusion in educational activity.

Keywords: education for sustainable development, legal education, interdisciplinary learning process, practice-oriented approach, interactive methods.

Актуальность исследуемой проблемы. Широкое признание образования и тесно связанных с ним процессов воспитания и просвещения в качестве решающих факторов перемен обусловило появление на рубеже столетий феномена образования в целях устойчивого развития [3], [7], [10], [18], [26]. Новый цивилизационный феномен стал естественным развитием концепции устойчивого развития, предложенной в 1987 г. Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию, определившей его как «развитие, которое отвечает потребностям настоящего времени, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [24].

В настоящее время практически повсеместно в мире признано, что в достижении устойчивого развития ведущую роль предстоит сыграть именно образованию [6], [8], [9]. Россия также включилась в процесс внедрения положений вышеуказанной концепции в правовое, социально-экономическое, политическое пространства. Разработана программа перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [11], [12], [13], [15], в регионах также идет работа по внедрению положений данной концепции в социально-экономическую жизнь общества для выхода из кризисных ситуаций.

В данном контексте следует указать на недостаточную сформированность нормативно-правовой базы для продвижения образования в интересах устойчивого развития в конкретные образовательные практики. Так, национальная стратегия образования в интересах устойчивого развития предусматривает переход от традиционного образования к экологически ориентированной модели, основанной на широких междисциплинарных знаниях и комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды; переориентацию основного внимания в обучении с предоставления знаний на решение проблем и поиск возможных решений [7], [9]. Однако образование в интересах устойчивого развития в российских вузах в основном включает экологическую компоненту. Большинство университетов фокусируют свое внимание на вопросах экологии и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности [8], [9], [23]. Иная точка зрения встречается редко. Наличие экологического компонента, несомненно, важно, но развитие только экологического образования не сможет вывести систему российского образования на новый уровень, соответствующий целям устойчивого развития, и будет противоречить провозглашенным целям национальной политики в сфере образования и положениям общемировой концепции устойчивого развития. Так, А. Д. Урсул и Т. А. Урсул отмечают, что необходимо рассматривать устойчивое развитие в более широкой системе учебных дисциплин, ориентируя их на изучение достижения глобальной устойчивости [18].

В связи с этим основной целью настоящей работы стал анализ проблем подготовки юристов в контексте образования для устойчивого развития в современном образовательно-воспитательном пространстве вуза.

Материал и методика исследований. Методологическую базу исследования составили работы по теории и практике концепции устойчивого развития и образования в интересах устойчивого развития. В процессе исследования был проведен анализ нормативно-правовых актов, научной и учебной литературы, методических работ, изучены особенности подготовки будущих юристов в условиях конкретного вуза.

Результаты исследований и их обсуждение. Слово «развитие» чаще всего используется для обозначения процессов социальных и экономических реформ в странах Третьего мира. Но стремление к устойчивому развитию требует изменений во внутренней и международной политике каждой страны. По сути, устойчивое развитие - это процесс изменений, при котором эксплуатация ресурсов, направление инвестиций и технологического развития, институциональные изменения находятся в гармонии и повышают как текущий, так и будущий потенциал для удовлетворения потребностей и стремлений человека. В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на содействие гармонии между людьми, между человечеством и природой [10].

На всемирном саммите Организации Объединенных Наций (2005 г.) была разра-ботна концепция трех «столпов» устойчивости - экономических, социальных и экологических факторов, которые должны предоставить возможности, знания и навыки, помогающие жить в мирных устойчивых обществах [29]. Специалисты ЮНЕСКО отмечают, что образование в интересах устойчивого развития должно включать в себя будущее мышление (создание и принятие альтернативного будущего), критическое мышление, системное мышление (понимание и содействие целостным изменениям) и участие всех в вопросах и действиях в области устойчивого развития [24], [27].

В литературе встречается мнение, что образование и учебные программы в университете должны быть сфокусированы на социальной компетентности, умениях работать в команде и разрешать конфликты, понимании других культур, интегрированном мышлении, способности справляться с неопределенностями и парадоксами [23]. Дж. Хакл и С. Стерлинг указывают на то, что «люди должны будут иметь возможность мыслить более критически, систематически и умело, чтобы вообразить, создать, развивать и поддерживать более устойчивые, менее энтропийные системы и формы организации, независимо от того, к чему относится проблема - будь то жилье, фермы, сообщества, города, энергетика, транспорт, промышленность или торговля, - на фоне истощения ресурсов и перегрузки. Они должны быть гражданами мира, вовлеченными на местном уровне, но ответственными на глобальном уровне» [28]. А. Е. Дж. Уолс придерживается точки зрения о необходимости развития новой дидактической ориентации, которая позволит обучающимся воспринимать мир более целостно через системное мышление, видеть локальные проявления глобальных явлений, ориентироваться в общественно-научных спорах и прогнозировать вероятное будущее, рассматривать различные перспективы, размышлять и обсуждать ценности, этику и моральные дилеммы [29].

Таким образом, качественное образование в целях устойчивого развития должно развивать критическое и системное мышление, способствовать миру и уважению к миру, ненасильственному разрешению конфликтов, социальной сплоченности и развитию стабильности, обеспечивать формирование общекультурных и профессиональных компетенций, ответственности перед обществом и окружающей средой.

В. С. Белых отмечает, что одной из основных проблем современного российского юридического образования является вопрос о том, чему и как надо учить студентов. Он подчеркивает важность гармоничного сочетания знаний по фундаментальным и специальным учебным дисциплинам [5]. Мы также считаем, что при сохранении традиционного акцента на преподавании отдельных предметов на юридических факультетах следует максимально использовать возможности многогранного и междисциплинарного анализа ситуаций, возникающих в реальной жизни.

К. Брунтон высказал предположение, что методы преподавания и обучения должны включать в себя ориентированные на учащихся виды деятельности и оценки, которые поощряют критическое мышление, рефлексивное обучение (проблемное обучение, проекты, тематические исследования, портфолио, полевые исследования) и междисциплинарное обучение с модулями, которые преподаются в ряде дисциплин [25].

В профессиональном стандарте «Юриспруденция (уровень бакалавриата)» [14] содержатся следующие общекультурные и профессиональные компетенции, которые связаны с принципами системности и комплексности образовательного процесса:

- использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;

- работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

- соблюдать нормы международного права и законодательство Российской Федерации;

- работать на благо общества и государства;

- добросовестно исполнять профессиональные обязанности, придерживаться принципов этики юриста;

- сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу;

- осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации;

- применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

- осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

- принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;

- толковать нормативные правовые акты;

- давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности.

Мы уверены, что включение междисциплинарных связей в процесс подготовки будущих юристов повысит эффективность формирования специалиста, обладающего компетенциями, позволяющими быстро адаптироваться к новой среде, и навыками рационально решать поставленные профессиональные задачи в постоянно меняющихся условиях и при этом соблюдать доминирующие принципы устойчивого развития.

Юридический факультет Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова в своей деятельности всегда акцентировал внимание на необходимости показать студентам взаимозависимость различных областей права, связь между дисциплинами, важность критического и будущего мышления, решения проблем из ряда перспектив и понимания потребностей и прав других людей, компаний и будущих поколений. Традиционным является проведение междисциплинарных лекций и практических занятий. Например, для студентов второго и четвертого курсов, изучающих гражданское, корпоративное и нотариальное право, проводятся лекции, где три лектора последовательно излагают учебный материал, позволяющий обучающимся понимать по различным частям правоотношение и выявлять взаимозависимость и взаимосвязь этих дисциплин, а также отраслей права в целом. На интегрированной лекции по теме «Найм жилья» обучающиеся узнают нормы гражданского и жилищного законодательства, развивают навыки проведения сравнительно-правового анализа, системное мышление, умение применять нормы права при решении конкретных ситуаций.

Особое внимание уделяется вопросам урегулирования различных социальных и иных конфликтов. При этом будущие юристы знакомятся с судебными и несудебными способами урегулирования споров. Для изучения внесудебного порядка урегулирования споров проводятся специальные занятия, направленные на изучение и применение ненасильственного разрешения конфликтов. На интерактивных занятиях, проводимых в виде игровых судебных процессов, дебатов, решения кейсов, осуществляется развитие критического и аналитического мышления.

Включение в образовательный процесс практико-ориентированных методов позволяет повысить мотивацию обучающихся, а также увеличивает скорость формирования у них профессиональных компетенций. Например, решая кейсы, студенты учатся исследовать юридически значимые факты, анализировать их и сопоставлять не только с действующим законодательством, но и с существующей судебной практикой. Кроме того, они занимаются разработкой правовой позиции, выработкой аргументов, представлением их в суде, прокуратуре, органе государственной власти или местного самоуправления, постоянно закрепляют навыки судебного представительства. Организация встреч с практическими работни-

ками, экскурсии в различные правоохранительные органы, юридические организации (адвокатские палаты, нотариальные палаты и др.) также способствуют становлению юриста «нового типа». При этом, несомненно, обязательная роль должна быть отведена положениям образования в интересах устойчивого развития.

Использование интерактивных методов обучения, инновационных педагогических технологий лежит в основе компетентностного подхода и подготовки специалистов в высшей школе в целом [1], [2], [4], [16], [17], [19]. Эффективны методом для формирования компетенций и навыков для деятельности, основанной на принципах устойчивого развития, является работа над различными правовыми, социальными, социально-правовыми проектами. Обучающиеся пробуют себя в качестве:

- законодателей (анализируют и разрабатывают новые нормативно-правовые акты);

- криминалистов (собирают доказательства и анализируют их);

- следователей (анализируют доказательства и сопоставляют их с нормами права);

- экспертов (изучают определенные ситуации, методами анализа и синтеза делают заключения);

- прокуроров (анализируют практику исполнения нормативно-правовых актов, соблюдения прав и свобод граждан и т. д.);

- адвокатов (изучают конкретное дело, выявляют факты, разрабатывают стратегию поведения в суде с учетом конкретных правовых норм, учатся выступать в суде и аргументировать свою позицию);

- консультантов юридических клиник (учатся проводить интервьюирование клиентов, выявлять их правовые проблемы, проводят анализ обстоятельств, доказательств, сопоставляют выявленные факты с правовыми нормами, предлагают варианты решения проблемы клиента);

- судей (изучают принципы и порядок гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства, нормативно-правовые акты, анализируют материалы дела, сопоставляют их с судебной практикой) и пр.

Интерес для студентов представляет выполнение проектов с участием кураторов-практиков. Примером такого взаимодействия выступает совместный проект юридического факультета Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова и Объединения библиотек г. Чебоксары. Участники проекта - будущие юристы решают конкретные кейсы, связанные с различными аспектами деятельности библиотек г. Чебоксары, изучают законодательные акты, регулирующие деятельность библиотек, документацию и материалы по соответствующему виду деятельности, разрабатывают пути решения возникающих проблем. Особенностью этого проекта является участие в нем не только преподавателей, но и представителей заказчика для сопровождения деятельности по разработке проекта. Результаты анализа входного теста со студентами 3 курса, участвовавшими в реализации данного проекта, показали отсутствие у них практики проектной деятельности на предыдущих ступенях обучения. Так, только 28 % респондентов (из 96 участников) указали, что в школе они участвовали в различных научных конференциях, конкурсах. Основной целью участия в проекте большинство (84,6 %) отметили тренировку навыков применения теоретических знаний, работы с источниками права, документами и закрепление умений применения правил юридической техники. После выполнения проектных работ, встреч с кураторами-практиками, анализа выполненных работ было проведено повторное анкетирование студентов. По его итогам можно заключить следующее:

- 95 % участников проекта отметили, что полученные результаты превысили их ожидания, указали, что проектная работа способствует формированию умения работать в команде, закреплению связей в системе «ситуация - нормативно-правовое регулирование - судебная практика - правовой результат - практическое применение», развитию навыков критического и системного мышления и т. п.;

- в качестве трудностей при осуществлении работы над проектом 65 % опрошенных указали на первом месте распределение ролей и конкретных задач между участниками проекта;

- 78 % респондентов отметили, что в процессе проектной деятельности они смогли дальше развивать такие профессиональные навыки, как сбор и предварительный анализ данных, планирование деятельности организации и ее подразделений и их правовое сопровождение, использование справочных систем при анализе правовых источников; 64,5 % - подготовку и составление проектов гражданско-правовых договоров, 92 % -анализ и внесение предложений по изменению локальных актов;

- 89 % участников указали, что впервые сталкиваются с ситуацией тесного сотрудничества и наставничества практиков и что им пришлось непосредственно задуматься о вопросах применения правил этики делового общения, ведения переговоров.

Следует отметить, что все участники проекта считают эффективным проведение подобных мероприятий и готовы в дальнейшем участвовать в них.

Таким образом, проектная деятельность имеет важное значение в подготовке юристов. Она способствует комплексному развитию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, развивает такие необходимые навыки критического и системного мышления, как наблюдение, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, моделирование и др.

Следует отметить, что Дж. Хакл и С. Стерлинг указывают на важность учебной программы в интересах устойчивого образования и предлагают включить в нее более конкретные предметы [28]. Конечно, каждая учебная программа в высшем учебном заведении должен зависеть от приоритетов и требований факультетов. Например, учебная программа юридического факультета Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова включает ряд дисциплин, способствующих развитию навыков устойчивого мышления. К ним относятся политология, экологическое право, юридическая психология, история государства и права России и зарубежных стран, экономика, профессиональная этика юриста, медицинское право, право социального обеспечения, обеспечение прав человека в правоохранительных органах и пр. В образовательном процессе, в частности на занятиях по экологическому праву, постоянно используются интерактивные методы и различные технологии обучения. Изучены психолого-педагогические, организационные аспекты формирования у будущих юристов навыков критического мышления, системного анализа и формирования эколого-правовой компетенции в целом с позиций концепции устойчивого развития и образования в интересех устойчивого развития [20].

Процесс образования должен быть непрерывным, пронизанным междисциплинарными связями, подкрепляться практикой, сопровождаться интерактивными методами обучения и на всех этапах быть основанным на принципах устойчивого развития. В этом плане наименее затратным для вуза и наиболее эффективным для становления юриста-профессионала является включение в процесс обучения практики консультирования и оказания бесплатной юридической помощи в студенческой юридической клинике и студенческих юридических бюро [21]. Считаем, что юридическая клиника - эффективная площадка для развития навыков критического и системного мышления, медиации, тренировки этических навыков, профессиональных компетенций, формирования юриста, применяющего положения концепции устойчивого развития в своей деятельности.

Резюме. Таким образом, теория образования в интересах устойчивого развития в основном ориентирована на формирование навыков критического мышления. Качественное образование в интересах устойчивого развития также должно способствовать развитию у студентов аналитического и латерального мышления для всестороннего подхода к разрешению правовых (и не только) ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Л. А., Верещак С. Б. Модернизация педагогического образования - требование времени // Опыт создания и реализации технологических инноваций в образовании : сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2017. - С. 165-167.

2. Абросимова Е. А., Попова О. В. Интерактивные методики подготовки проекта нормативно-правового акта для формирования профессиональных компетенций в юридическом образовании (на примере государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей) // Юридическое образование и наука. - 2019. - № 4. - С. 18-21.

3. Агранович М. Л. Индикаторы достижения целей устойчивого развития в сфере образования и национальная образовательная политика // Вопросы образования. - 2017. - № 4. - С. 242-264.

4. Белая О. В., Киселева М. Е., Кицай Ю. А., Осканова М. О., Попова О. В., Серебрякова А. А., Серова О. А. Университет 3.0. Проблемы правового сопровождения. - Казань : ООО «Бук», 2017. - 102 с.

5. Белых В. С. Нужна ли модернизация юридического образования в России? // Юридическое образование и наука. - 2013. - № 4. - С. 17-21.

6. Емельянова М. В. Экологическое воспитание младших школьников // Личность. Культура. Общество. - 2007. - Т. IX, № 2(36). - С. 334-342.

7. Ермаков Д. С. Размышления об образовании в интересах устойчивого развития // Вестник экологического образования в России. - 2014. - Т. 2, № 72. - С. 23-25.

8. Каверин А. В., Массеров Д. А. Роль экологического образования в устойчивом развитии общества // Интеграция образования. - 2014. - Т. 18, № 3(76). - С. 46-52.

9. Мазуров Ю. Л. Образование для устойчивого развития: что за пределами Десятилетия ООН? // На пути к устойчивому развитию России. - 2013. - № 65. - С. 58-62.

10. Моисеев Н. Н. «Устойчивое развитие» и экологическое образование // Вестник экологического образования в России. - 2010. - № 1(55). - С. 30-33.

11. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию : Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.pravo.gov.ru.

12. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 1, ч. II. - Ст. 212.

13. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента Российской Федерации от 24.04.2017 № 176 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 17. - Ст. 2546.

14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) : Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 (ред. от 11.01.2018) (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 № 45038) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.pravo.gov.ru.

15. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru.

16. Перепелкина Н. В., Кусков А. С. Активные и интерактивные методы проведения занятий в процессе подготовки бакалавров юриспруденции // Право и образование. - 2014. - № 5. - С. 60-75.

17. Тенюкова Г. Г., Хрисанова Е. Г. Духовно-нравственное воспитание студентов вуза средствами проектной деятельности // Политическая система России и этатизм современного общества: III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (с элементами научной школы для молодежи) : сборник научных трудов. - Ульяновск, 2018. - С. 329-335.

18. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Российское образование в контексте концепции устойчивого развития // Экономика в промышленности. - 2018. - Т. 11, № 1. - С. 95-105.

19. Хрисанова Е. Г., Ермушова Я. В. Профессионально-педагогическая подготовка будущих юристов // Научный потенциал. - 2011. - № 3. - С. 142-147.

20. Хураськина Н. В. Формирование эколого-правовой компетенции у будущих юристов в контексте устойчивого развития // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2016. - № 3(91). - С. 182-190.

21. Aleksandrov A. Y., Vereshchak S. B., Ivanova O. A., Aleksandrova Z. A., Barabanova S. V. Legal basis of free legal aid state system administration in the russian Federation // Journal of Sustainable Development. - 2015. -Vol. 8, № 3. - P. 277-284.

22. Barth M., Michelsen G. Learning for change: An educational contribution to sustainability science // Sus-tainability Science. - 2013. - № 8(1). - Р. 103-119.

23. Brundtland G. H. Our Common Future : Report of the World Commission on Environment and Development, United Nations. - URL : https://www.un-documents.net/wced-ocf.htm.

24. Brunton K. Education for Sustainable Development: principles for curriculum development in business subject areas. - URL : https:// InvestigationsInUniversityTeachingAndLearning_v3n2_p36-46.pdf.

25. Education for sustainable development. Guidance for UK higher education providers. June 2014. - URL : http://www.qaa.ac.uk/en/Publications/Documents/Education-sustainable-development-Guidance-June-14.pdf.

26. Grace M., Pradhan M., Gitahi K. Envisioning youth futures through university students' education for sustainability initiatives // In «Envisioning futures for environmental and sustainability education» (Editors Peter Blaze Corcoran, Joseph P. Weakland and Arjen E. J. Wals) Wageningen Ac. - 2016. - URL : https://profiles.uonbi.ac.ke/kgitahi/publications/envisioning-youth-futures-through-university-students%E2%80%99-education-sustainability.

27. Huckle J., Sterling S. Education for sustainability. - London : EARTHSCAN. - 2001. - 236 p.

28. The three pillars of sustainability. - URL : https://www.frontstream.com/blog/the-three-pillars-of-sustainability.

29. Wals A. E. J. Sustainability and Education. - URL : https://WalsrecentSustainabilityEducationSpringer.pdf.

Статья поступила в редакцию 15.10.2019

REFERENCES

1. Abramova L. A., Vereshchak S. B. Modemizaciya pedagogicheskogo obrazovaniya - trebovanie vremeni // Opyt sozdaniya i realizacii tekhnologicheskih innovacij v obrazovanii : sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. - Cheboksary, 2017. - S. 165-167.

2. Abrosimova E. A., Popova O. V. Interaktivnye metodiki podgotovki proekta normativno-pravovogo akta dlya formirovaniya professional'nyh kompetencij v yuridicheskom obrazovanii (na primere gosudarstvennoj podderzhki sel'skohozyajstvennyh tovaroproizvoditelej) // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. - 2019. - № 4. - S. 18-21.

3. Agranovich M. L. Indikatory dostizheniya celej ustojchivogo razvitiya v sfere obrazovaniya i nacio-nal'naya obrazovatel'naya politika // Voprosy obrazovaniya. - 2017. - № 4. - S. 242-264.

4. Belaya O. V., Kiseleva M. E., Kicaj Yu. A., Oskanova M. O., Popova O. V., Serebryakova A. A., Serova O. A. Universitet 3.0. Problemy pravovogo soprovozhdeniya. - Kazan' : OOO «Buk», 2017. - 102 s.

5. Belyh V. S. Nuzhna li modernizaciya yuridicheskogo obrazovaniya v Rossii? // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. - 2013. - № 4. - S. 17-21.

6. Emel'yanova M. V. Ekologicheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov // Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo. -2007. - T. IX, № 2(36). - S. 334-342.

7. Ermakov D. S. Razmyshleniya ob obrazovanii v interesah ustojchivogo razvitiya // Vestnik ekologiche-skogo obrazovaniya v Rossii. - 2014. - T. 2, № 72. - S. 23-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kaverin A. V., Masserov D. A. Rol' ekologicheskogo obrazovaniya v ustojchivom razvitii obshchestva // In-tegraciya obrazovaniya. - 2014. - T. 18, № 3(76). - S. 46-52.

9. Mazurov Yu. L. Obrazovanie dlya ustojchivogo razvitiya: chto za predelami Desyatiletiya OON? // Na puti k ustojchivomu razvitiyu Rossii. - 2013. - № 65. - S. 58-62.

10. Moiseev N. N. «Ustojchivoe razvitie» i ekologicheskoe obrazovanie // Vestnik ekologicheskogo obrazovaniya v Rossii. - 2010. - № 1(55). - S. 30-33.

11. O Koncepcii perekhoda Rossijskoj Federacii k ustojchivomu razvitiyu : Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 01.04.1996 № 440 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.pravo.gov.ru.

12. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii : Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31.12.2015 № 683 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2016. - № 1, ch. II. - St. 212.

13. O Strategii ekologicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda : Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24.04.2017 № 176 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2017. - № 17. - St. 2546.

14. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 40.03.01 Yurisprudenciya (uroven' bakalavriata) : Prikaz Minobrnauki Rossii ot 01.12.2016 № 1511 (red. ot 11.01.2018) (zaregistrirovan v Minyuste Rossii 29.12.2016 № 45038) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.pravo.gov.ru.

15. Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossii na period do 2030 goda (utv. Prezidentom RF ot 30 aprelya 2012 g.) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://base.garant.ru.

16. Perepelkina N. V., Kuskov A. S. Aktivnye i interaktivnye metody provedeniya zanyatij v processe podgotovki bakalavrov yurisprudencii // Pravo i obrazovanie. - 2014. - № 5. - S. 60-75.

17. Tenyukova G. G., Hrisanova E. G. Duhovno-nravstvennoe vospitanie studentov vuza sredstvami pro-ektnoj deyatel'nosti // Politicheskaya sistema Rossii i etatizm sovremennogo obshchestva: III Vserossijskaya nauch-no-prakticheskaya konferenciya s mezhdunarodnym uchastiem (s elementami nauchnoj shkoly dlya molodezhi) : sbornik nauchnyh trudov. - Ul'yanovsk, 2018. - S. 329-335.

18. Ursul A. D., Ursul T. A. Rossijskoe obrazovanie v kontekste koncepcii ustojchivogo razvitiya // Eko-nomika v promyshlennosti. - 2018. - T. 11, № 1. - S. 95-105.

19. Hrisanova E. G., Ermushova Ya. V. Professional'no-pedagogicheskaya podgotovka budushchih yuristov // Nauchnyj potencial. - 2011. - № 3. - S. 142-147.

20. Huras'kina N. V. Formirovanie ekologo-pravovoj kompetencii u budushchih yuristov v kontekste ustojchivogo razvitiya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yako-vleva. - 2016. - № 3(91). - S. 182-190.

21. Aleksandrov A. Y., Vereshchak S. B., Ivanova O. A., Aleksandrova Z. A., Barabanova S. V. Legal basis of free legal aid state system administration in the russian Federation // Journal of Sustainable Development. - 2015. -Vol. 8, № 3. - P. 277-284.

22. Barth M., Michelsen G. Learning for change: An educational contribution to sustainability science // Sus-tainability Science. - 2013. - № 8(1). - R. 103-119.

23. Brundtland G. H. Our Common Future : Report of the World Commission on Environment and Development, United Nations. - URL : https://www.un-documents.net/wced-ocf.htm.

24. Brunton K. Education for Sustainable Development: principles for curriculum development in business sub-ject areas. - URL : https:// InvestigationsInUniversityTeachingAndLearning_v3n2_p36-46.pdf.

25. Education for sustainable development. Guidance for UK higher education providers. June 2014. - URL : http://www.qaa.ac.uk/en/Publications/Documents/Education-sustainable-development-Guidance-June-14.pdf.

26. Grace M., Pradhan M., Gitahi K. Envisioning youth futures through university students' education for sus-tainability initiatives // In «Envisioning futures for environmental and sustainability education» (Editors Peter Blaze Corcoran, Joseph P. Weakland and Arjen E. J. Wals) Wageningen Ac. - 2016. - URL : https://profiles.uonbi.ac.ke/kgitahi/publications/envisioning-youth-futures-through-university-students%E2%80%99-education-sustainability.

27. Huckle J., Sterling S. Education for sustainability. - London : EARTHSCAN. - 2001. - 236 p.

28. The three pillars of sustainability. - URL : https://www.frontstream.com/blog/the-three-pillars-of-sustainability.

29. Wals A. E. J. Sustainability and Education. - URL : https://WalsrecentSustainabilityEducationSpringer.pdf.

The article was contributed on October 15, 2019

Сведения об авторах

Иванова Елена Витальевна - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Семенова Надежда Владиславовна - кандидат биологических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Спиридонова Наталия Юриевна - магистр наук в области образования, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Author information

Ivanova, Elena Vitalyevna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil and Legal Disciplines, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

Semenova, Nadezhda Vladislavovna - Candidate of Biology, Associate Professor of the Department of Civil and Legal Disciplines, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia, e-mail: [email protected]

Spiridonova, Natalia Yuryevna - Master of Education, Senior Lecturer of the Department of Civil and Legal Disciplines, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.