3М: МЕТОДОЛОГИЯ — МЕТОД — МЕТОДИКА
С. А. Бурьянов
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного права и прав человека Московского городского педагогического университета E-mail: burianov-msk@ yandex.ru
Sergey A. Buryanov
PhD (Legal Science), Associate Professor of International Law and Human Rights Department, Moscow City Pedagogical University, Russia
А. И. Кривенький
Доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры международного права и прав человека Московского городского педагогического университетаЕ-mail: [email protected]
Alexander I. Krivenky
Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of International Law and Human Rights Department, Moscow City Pedagogical University, Russia
УДК 371.3 Б01: 10.24411/2071-6427-2019-10091
К вопросу о трансформации юридического образования в условиях глобализации права
В статье освещаются проблемы становления юридического образования в России, его реформирование и развитие в современных условиях глобализации права. Показывается, что уже сегодня ростки условно называемого глобального права проявляются в интегративных процессах в международном праве, в двуединстве международного и внутреннего права, а также в так называемой наднациональности, когда воля отдельных международных организаций стоит выше воли суверенных государств. Отмечается, что в связи с развитием глобальных процессов в образовании проявляются некоторые новые характеристики: его вхождение и присутствие в международном образовательном пространстве, интернационализация, информатизация процесса обучения, внедрение сетевого образования, онлайн-обуче-ния, введение новых ФГОСов, новых методологий и методик, более активное приобщение обучающихся к научным исследованиям, повышение качества прохождения студентами практики и др. В условиях глобализации права изменяется методология юридического образования, методы обучения юриста-профессионала с целью подготовки широко образованного, в одинаковой степени обладающего профессиональными и общекультурными компетенциями и творчески относящегося к своей практической деятельности в новых условиях специалиста. Опережающее юридическое образование (юридическое образование для будущего) должно учитывать, во-первых, законо-
Как цитировать статью: Бурьянов С. А., Кривенький А. И. К вопросу о трансформации юридического образования в условиях глобализации права // Ценности и смыслы. 2019. № 5 (63). С.126-146.
мерности развития юриспруденции как науки, во-вторых, важность понимания всеми участниками образовательного процесса юридических знаний как одного из средств разумной деятельности человека. Делается вывод, что глобализация юридического образования направлена на подготовку новых кадров, способных создавать и применять нормы глобального права, эффективно работать в условиях формирующейся планетарной целостности.
Ключевые слова: трансформация, глобализация, глобализация права, юридическое образование, юрист-профессионал, юриспруденция, методология юридического образования, компетентностный подход в образовании, международное право, внутригосударственное право.
Введение
Юридическое образование и его конкретные результаты — юридические знания — представляют собой особую субстанцию. Они лежат в основе государственного устройства, государственного строительства и управления, регулирования жизни отдельных индивидов и общества в целом, международных сношений государств. В. Д. Перевалов отмечает, что трансформацию юридического образования наиболее отчетливо можно проследить на примере исторического развития методологии юридического образования «как совокупности приемов системного изучения государственных и правовых явлений» [24, с. 192]. Иными словами, особая роль юридических знаний в жизни национальных и мирового сообществ требует постоянного их совершенствования прежде всего в изучении того сообщества, в котором эти знания востребованы [10]. В условиях не просто усложнения общественных отношений, но кардинального изменения их ключевых параметров в планетарном масштабе, актуальность исследования эволюции и глобальных перспектив юридического образования возрастает многократно.
История российского юридического образования
В России, хотя и в зародышевом состоянии, началом развития права как науки и как учебной познавательной дисциплины стало время обнародования Русской Правды. Однако мы поведем рассказ об этом явлении с петровского времени, когда уже существовал определенный набор учебных юридических дисциплин и методологический инструментарий их освоения. С этого времени и на протяжении ХУШ-Х1Х вв. развитие юридического образования шло в общем русле с развитием
всей образовательной системы России. Так, юридический факультет стал одним из четырех факультетов Московского университета, основанного в 1755 г. Но еще до открытия Московского университета юридическое образование существовало в качестве отдельной дисциплины, а после основания университета не ограничивалось лишь его стенами. Двадцатью тремя годами раньше обучение юридическим дисциплинам было включено в программу духовных учебных заведений [15, с. 202].
В силу особенностей Российского государства и общества естественным образом сформировалась потребность в развитии юридической науки и учебной дисциплины на основе собственных представлений и нужд. То же самое можно сказать о расширяющемся предметном и методологическом разнообразии юридических исследований.
По поручению Павла I генерал-прокурор Сената князь А. Б. Куракин подготовил первый отечественный учебный стандарт для действовавшей тогда юридической школы при Сенате [5, с. 15]. По инициативе М. М. Сперанского в пору правления Александра I были приняты указы (1803, 1809 гг.), существенно расширившие обучение в области юриспруденции [28, с. 28-29; с. 172-174].
В ходе реформ системы народного образования в начале XIX в. в России были основаны педагогические институты, в которых наряду с основными дисциплинами изучалось и право [15, с. 203]. Систематизация российского законодательства в 1826-1833 гг. (Полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи) способствовала приданию российской юриспруденции конкретного практического направления. С этого времени российское правоведение постепенно превратилось в законоведение (изучение реально существующих законов).
Реформы Александра II существенным образом способствовали развитию юридического образования в России. Новые обстоятельства способствовали введению обучения праву в гимназиях и прогимназиях. Были изданы первые учебники и учебные пособия по главным законам, гражданским и уголовным [33, с. 422]. Любопытно, что День юриста, учрежденный Указом Президента Российской Федерации, отмечается 20 ноября, т.е. в день выхода Указа Правительствующему Сенату Александра II (20 ноября 1864 г.) (с пересчетом на новый стиль).
В советский период новая государственная власть не только про-
являла интерес, но и активно содействовала развитию юридического образования. Подготовка юристов велась в ранее существовавших и некоторых новых юридических вузах и на юридических факультетах, а также ускоренным образом на различного рода ведомственных курсах (вечерних, заочных), т.е. без отрыва от основной работы. И только во второй половине 30-х годов ХХ века подготовка кадрового состава юристов стала вестись в расширенном объеме во вновь открытых юридических институтах и факультетах гуманитарных вузов. Как отмечал Д. А. Магеровский, в те годы в обучении юристов широко использовался политико-правовой метод, который помогал обучающемуся соответствовать приоритетам господствующего класса [23, с. 34].
После окончания Великой Отечественной войны в связи с огромным недостатком юристов 5 октября 1946 г. было принято Постановление ЦК ВКП(б) «О расширении и улучшении юридического образования в стране». Его выполнение оказало заметное влияние на ликвидацию дефицита специалистов с юридическим образованием. Несмотря на то, что юридическая наука и образование находились в тисках идеологии и классового подхода в международных сношениях, в создании, в частности, Организации Объединенных Наций и многих других межгосударственных и негосударственных международных организаций роль советского права и советских юристов оказалась весьма заметной. Достаточно вспомнить, что почти половина общих принципов международного права, внесенных в Устав ООН, была сформулирована и предложена от имени Советского Союза. В годы существования СССР в рамках ООН, в других межгосударственных и общественных международных организациях, в международных отношениях в целом достаточно продуктивно сотрудничали юристы социалистической и других систем права.
В советский период юридическое образование включало в себя не только собственно юридические, но и социально-политические дисциплины. Студенты изучали теорию политико-юридического знания, эволюцию политической и юридической мысли, социальное право, рабочее право, уголовную социологию, международное право [24, с. 198]. В 1960-е — 80-е гг. юридическое образование постепенно реформировалось, обновлялся методологический инструментарий в научной и образовательной деятельности.
Наряду с методом материалистической диалектики в обучении юри-
стов широко и интенсивно использовались системный, конкретно-социологический, формально-догматический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный и иные методы. Юридическое образование конструировалось как открытая система, готовая воспринять позитивный опыт других стран и способная к самосовершенствованию [24, с. 198-199]. Может быть, именно поэтому советские специалисты не только по естественным, но и гуманитарным, юридическим в их числе наукам, несмотря на идеологическое противостояние в мировом сообществе, на равных участвовали в международных конгрессах и других международных форумах.
После распада СССР, с которым ушла целая эпоха в истории мировой цивилизации, в образовании в целом, юридическом в том числе, произошли серьезные изменения. В юриспруденции наступил своеобразный «юридический ренессанс». Постепенно пробивала себе дорогу демократизация политического режима, демократические тенденции развивались в гуманитарной и культурной сферах, международной политике России, что оказывало благоприятное влияние на юридическое образование. В 1993 г. была принята новая Конституция, закрепившая изменения в государственно-правовой и экономической сферах нового государства — Российской Федерации.
Интеграционные процессы в социокультурной сфере
К этому времени в мире уже произошли крупные изменения, связанные с развитием процессов глобализации во всех сферах жизни международного и национальных сообществ. Они стали особенно заметными наряду с областями экономики, финансов, инвестиций, международного труда, информации, с изменениями в социокультурной сфере (культуре, науке и образовании). В некоторой мере составляющие социокультурной сферы изначально по своей природе, формам выражения и содержанию являются всеобщими. К примеру, Закон Ома в любом государстве остается таким, каким его сформулировал создатель. Применяется и действует он также аналогичным образом. Изначально всеобщими, разумеется, с некоторыми различиями в отдельных государствах мира, являются основные методологические способы и принципы образования в сфере естественных и гуманитарных наук. Аналогичными во всем мире, конечно, снова же с учетом национальных особенностей культуры разных государств, являются
формы выражения в изобразительном искусстве (живописи, ваянии), жанры в литературе, способы поэтического творчества и т.п. Все названные процессы происходят на фоне постепенных изменений в политической и общественной жизни. Развитие технологий постепенно приводит к формированию единого организма, где государствам приходится соответствовать новым планетарным правилам» [29, с. 264]. Но если в сфере международной экономики, торговли, информатики процессы глобализации изучаются достаточно интенсивно, то в политических общественных отношениях глобальные исследования пока не соответствуют общественным запросам. И уж совсем вяло ведутся исследования об изменениях в правовой системе под воздействием глобализации [5, с. 15]. С этой точки зрения совершенно прав был И. И. Лукашук, с сожалением отмечавший еще в начале 2000-х годов, что правоведы пока не интересуются изучением влияния глобальных процессов на государственно-правовые явления [21, с. 117-118]. «Пока злободневность колоссальных транснациональных связей лишь молчаливо признается,— справедливо отмечает Ю. А. Тихомиров,— и за ней по-прежнему не видят новых тенденций в мировом развитии права, нацеленных на сближение и взаимопроникновение, своего рода переплетение разных его граней, тогда как системное понимание положений ст. 15 Конституции РФ настойчиво диктует необходимость осовременить взгляд на эту проблему» [30, с. 3-4].
В силу своей природы глобальные процессы способствуют размыванию национальных границ в сферах экономики, финансов, культуры, права, а контролирует эти процессы своего рода мировая надстройка, которая «действует согласно принципам, отличным от традиционных для национальных органов государств» [32].
Как очевидный продукт культурной сферы право более подвижно в своих изменениях, так как непосредственно связано с жизнедеятельностью человека и общества, оказывая обратное воздействие в форме регламентации всех сторон их существования. Такая подвижность проявляется как на уровне национальных правопорядков, так и в международной сфере на уровне правовых систем. Это особенно заметно на примере интегративных правовых систем, в частности, права Европейского союза [18, с. 27]. Интеграция составляющих континентального и общего права в рамках ЕС по сути дела привела к их существенному сближению. Кстати, гармонизацию составляющих раз-
ных систем права следует считать закономерностью, которая с завидным постоянством повторяется в иных интегративных системах права (Европейский союз — ЕС, Евразийский экономический союз — ЕАЭС и др.).
Итак, интегративные изменения как одно из направлений глобализации права происходят не только в системе международного права, но и в национальных правовых системах. В международном праве в качестве примера можно сослаться на международное экономическое право, перечисление подсистем в котором составит едва ли не половину листа. Это ли не свидетельство того, что глобализация в нем весьма существенна и, возможно, уже близка к завершению [17, с. 21]? И в национальных правовых системах происходит, замечает В. М. Шумилов, «активный процесс унификации (гармонизации) всех внутренних правовых систем, в том числе и со все большей интенсивностью через каналы универсальной и общих частей международного права, через глобальные структуры управления отношениями в международном сообществе, через правовые режимы в рамках интеграционных объединений» [35, с. 74]. Следовательно, унификация и гармонизация права также представляют собой самостоятельное направление его глобализации.
Процессы глобализации порождают не только позитивные, но и негативные последствия. Поэтому они нуждаются в особых формах и методах правового урегулирования, ибо глобальное управление без правового обеспечения невозможно [34, с. 3-15]. Очертания самого понятия глобального права, которое в состоянии осуществлять такое регулирование, «следует искать,—пишет В. М. Шумилов,— в укреплении взаимосвязей между национальными системами права (далее используется обобщающий термин „внутреннее право") и международным правом» [35, с. 74]. И, как результат взаимодействия международного и внутреннего права, последнее «приведено к определенному единообразию» [35, с. 74].
Мы согласны с цитируемым автором, но полагаем, что, по объективным причинам, развитие процессов глобализации права должно носить опережающий характер, особенно в своей научно-образовательной области, и не того привычного для нас конгломерата правовых норм, а норм так называемого глобального права, прообразы которых уже в массовом порядке используются в мировой и национальных
правовых системах. Отличительной закономерностью процессов глобализации права является их системный характер. Поэтому мировому сообществу, подчеркивает А. Н. Коршунов, «требуется создание единой правовой среды жизнедеятельности, что предполагает обязательную разработку общеобязательных нормативов поведения и взаимодействия всех заинтересованных сторон в создании гуманистически справедливого мира» [16, с. 3]. Из данного интересного заключения вытекает еще одна закономерность формирующейся системы глобального права — его более ярко выраженный гуманизм.
Как неоднократно отмечал И. И. Лукашук, новый мировой порядок, о котором так часто говорят не только политики, но и простые люди, может быть только правовым. Но для реализации этого необходимо преодоление отставания политического мышления и развитие общественных наук [21, с. 115-128].
Таким образом, подавляющее большинство исследователей проблемы глобального права вполне обоснованно считают, что, во-первых, объективно эта правовая материя не будет представлять собой по своему нормативному содержанию и форме некую качественно новую мегасистему. Во-вторых, это не какое-то «мировое право», выражающее волю некоего, как утверждают некоторые исследователи, «мирового государства», а тем более волю какого-то негосударственного объединения.
По нашему мнению, контуры глобального права проявляются, во-первых, в охвате международной системой права новых сфер (межгосударственных — Международное экономическое право, государственно-негосударственных — Международное экологическое право, и даже общественных — Международный союз охраны природы) отношений, существующих и формирующихся в международном сообществе. Во-вторых,— в развитии взаимосвязей между внутренним (национальным) правом всех без исключения (правда, в разной степени, в зависимости от уровня их экономического, социального развития и политического влияния) существующих в современном мире государств. Каким образом это происходит — нами сказано выше со ссылками на публикации профессора В. М. Шумилова. В-третьих,— в двуединстве (термин В. М. Шумилова) международного и внутреннего права при приоритете норм международного права. В четвертых,— в так называемом наднациональном праве, выражающем волю
существующих в современном мире международных организаций или их органов, разумеется, с учетом их правомочий и правосубъектности (Совет Безопасности ООН, Международный валютный фонд, Европейский союз, Евразийский экономический союз). Таким образом, уже сегодня ростки глобального права весьма заметны в виде соответствующих нормативных блоков: «международного права, национального права государств-членов и норм, содержащихся в актах органов ООН» [33, с. 76], а также в актах организаций, существующих под эгидой ООН.
От себя добавим к сказанному выше, что пора прекратить «ломать копья» в спорах о том, в каком виде и в какой форме выступает сегодня или будет выступать в будущем глобальное право. Мы убеждены в том, что глобальное право — это не новое понятие, но уже существующая правовая материя. Разумеется, ростки этой качественно новой нормативной системы на правовом поле международного и внутригосударственных пространств можно скептически не замечать, по этому поводу можно иронизировать, но от этого понятие глобального права и его проявления не в воображаемом, а в сугубо материальном мире не исчезнут подобно тому, как это происходит с такими природными явлениями, как туман, дым или солнечное затмение.
Перспективы формирования глобального права и контуры опережающего юридического образование в целях устойчивого
развития
Мы обсуждаем понятие глобального права и его составляющих, чтобы поставить связанную с ним проблему стратегии и тактики правового регулирования процессов глобализации с целью достижения устойчивого развития мирового сообщества [12, с. 21]. Устойчивое развитие, по определению Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, представляет собой удовлетворение потребностей настоящего времени без угрозы для будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [11, с. 4]. В концепции устойчивого развития можно выделить следующие взаимосвязанные составляющие: «экономическое развитие, экологическая устойчивость и права человека» [11, с. 4].
Цели Декларации Рио-де-Жанейро и Конвенции об изменении климата и биологическом разнообразии, Виндхукской декларации (Намибия),
Парижской декларации по климату способствовали укреплению взаимопонимания между народами, созданию более благоприятных условий для выполнения программ устойчивого развития на основе научных достижений [20, с. 91]. Почти пять лет работает Научно-консультативный совет при ООН, созданный по инициативе предыдущего Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. В его обязанность входит консультирование руководителей структур ООН по вопросам науки, технологий и инноваций (817) для устойчивого развития [12, с. 71].
Для решения проблемы устойчивого развития необходимы новые кадры, подготовленные с учетом глобализации во всех сферах жизни мирового и национальных сообществ, специалисты, обладающие необходимыми знаниями, инициативные, творческие, мы бы сказали, ноосферно мыслящие, свободные в своих поступках от всякого рода фобий. Поэтому принципиальное значение имеет новый формат образования для устойчивого развития. Такой формат образования может быть только инновационно-опережающим и, по мнению А. Д. Урсула, должен «трансформировать и интегрировать в единую систему экономическое, социально-гуманитарное и другие направления образовательного процесса» [31].
Образование в так называемом постиндустриальном, информационном обществе является главным условием эффективной экономики знаний, сферы потребления, общественной системы в целом [13]. «Особое значение приобретают информационные отношения как форма получения, хранения и передачи знаний, новые „неклассические" методологии» [24, с. 199]. Пожалуй, это и составляет сущность не только современного, но и будущего образовательного процесса. Отдельного футурологического анализа требует модернизация юридического образования, которое, как было сказано выше, имеет особое значение для благополучного существования человека, общества.
Как представляется, опережающее юридическое образование (юридическое образование для будущего) должно учитывать, во-первых, закономерности развития юриспруденции как науки, во-вторых, важность понимания всеми участниками образовательного процесса юридических знаний как одного из средств разумной деятельности человека. Изучая, например, «право и государство в отрыве от человека,— пишет В. Д. Перевалов,— мы всегда будем упираться в схоластический, наукообразный тупик и вряд ли сможем повысить ка-
чество образования и эффективность научных рекомендаций» [24, с. 199-200]. И в образовании, и в общественном устройстве именно человек должен занимать центральное место, быть активной личностью и субъектом усовершенствования мира. С такой постановкой данного вопроса согласен и один из авторов данной статьи, указывающий, что юридическое образование для будущего должно учитывать существенные изменения в экономической и социокультурной среде [2]. Еще одним крайне важным элементом обучения юриста, считает упомянутый автор, должны стать отдельное направление «Правовая глобалистика» и учебная дисциплина «Глобальное правоведение». Их цель — подготовка юристов — теоретиков и практиков, способных заниматься научно-исследовательской и практической работой в условиях глобализации общественных отношений.
Юридическое образование для будущего и проблема подготовки юриста-профессионала
В современном юридическом образовании, перед которым, как уже говорилось, стоят совершенно новые практические задачи, очень важным является разнообразие методов обучения. Так, на первых курсах, когда обучающиеся еще не знакомы с юридическими текстами, юридической терминологией, юридическим языком, целесообразно использовать герменевтический (означающий толкование многозначных или не поддающихся уточнению текстов) метод [24, с. 200]. Синергетический (совместных действий) метод «уместен на завершающих стадиях вузовского обучения, когда принцип самоорганизации выступает в качестве определяющего в становлении личности юриста-профессионала» [24, с. 200].
В процессе обучения юристов необходимо учитывать глобальную динамику развития общественных отношений и опережающий характер знаний и компетенций, которые обучающийся должен получить. Цель для опережающего образования (образования для будущего) — формирование не просто человека, располагающего знаниями для работы в уже сложившихся социальных условиях, а личности, способной «к постоянному обучению, приобретению социального и профессионального опыта жизни в постоянно изменяющихся условиях» [26, с. 174]. Следует учитывать и серьезные изменения в информационном поле педагогической деятельности, что требует «обучения сту-
дентов приемам рефлексивного, критического мышления» [27, с. 115]. Успешным будет тот студент, который сможет находить в огромном информационном потоке необходимую ему информацию, а также тот, который, по совету своих наставников-педагогов, использует эту информацию творчески, перерабатывает ее в соответствии со своими профессиональными интересами.
Стоит поговорить и о личности будущего юриста-профессионала. Модель такой личности с учетом современных представлений о юристе-профессионале разработали еще в середине 70-х гг. прошлого века широко известные российские юристы-ученые — профессионалы своего дела и общественные деятели С. С. Алексеев и Ф. М. Яковлев. Знакомство с этой моделью показывает, что заложенные в ней характеристики без какого-либо преувеличения отвечают требованиям не только к современным, но и к будущим юристам-профессионалам, ибо они сформулированы в классическом стиле и с учетом «вечных истин». Модель состоит из профессиограммы (знания, навыки, ценностные установки), которая включает в себя «как общие требования, так и специфические, относящиеся к разным видам юридической деятельности» [36, с. 204].
По мнению разработчиков данной модели, «основными общими показателями профессионализма должны быть принципиальность, правильное понимание своего общественного и государственного долга, высокая общая культура, всесторонняя духовная и интеллектуальная развитость, высокий и притом „специализированный" нравственный уровень — подчинение деятельности юриста ряду этических норм (таких, как честность, уважительное отношение к людям, внимание к ним и др.)» [1].
Если говорить серьезно о будущем юристе-профессионале, то вполне логично выглядят высокие требования, содержащиеся в компетенциях, заявленных в ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция. Данные требования относятся как к предметным знаниям, так и к общекультурным. Правы авторы цитируемой здесь статьи в том, что большое значение для «формирования профессиональных и общекультурных компетенций студентов-юристов» [36, с. 210] имеет не любое, а экзистенциальное (духовно развивающее) чтение классических и современных литературных произведений. Такое чтение является фундаментом для саморазвития и понимания
социально значимых проблем общества, в котором живет обучающийся. Такое чтение вызывает дополнительные желания: посещать театры, различного рода художественные выставки, принимать участие в общественно значимых мероприятиях (праздничных торжествах, волонтерском движении и др.). Юрист, обладающий предметными и общекультурными компетенциями и определенным социальным опытом, безусловно, «способен критично оценивать нормы права с точки зрения их актуальности и эффективности, предлагать новации в законодательство» [36, с. 210].
В заключение по этому вопросу считаем необходимым сказать, что при разработке модели юриста-профессионала для будущего по-прежнему актуальными являются два подхода — общий и компетентност-ный. «Применение общего подхода,— пишет Е. Г. Веселкова,—при-водит к формированию некоей матрицы, на которую в дальнейшем (в зависимости от специализации) при помощи компетентностного подхода оформлена модель профессионала той или иной направленности» [6, с. 18]. Можно сказать, что компетентностный подход, преобладающий в мировом образовании, в состоянии дать юриста-профессионала «в той или иной сфере, сопоставимого с идеалом, востребованным практикой» [6, с. 18].
Разумеется, идеального специалиста-профессионала по любой отрасли знания подготовить невозможно, это не более чем метафора. Однако стремиться к такому уровню квалификации в отношении будущих юристов-профессионалов никому не запрещается. Дерзайте и, возможно, у вас что-нибудь приближенное к искомому идеалу получится. Но надо быть реалистами и беспристрастно оценивать по крайней мере две основополагающие реальности. Первая — что представляют собой современные абитуриенты, и вторая — кто будет готовить юриста-профессионала в обозримом будущем?
Анализируя эти существующие в жизни реальности, необходимо сказать, что далеко не все современные абитуриенты мотивированы к прилежной учебе, творческому серьезному подходу к усвоению профессиональных знаний, применению их на практике. Деловое общение юриста должно отвечать многим требованиям. Так, его язык в будущем обязательно пополнится новыми понятиями и, вполне возможно, новыми языковыми оборотами. Без освоения общекультурных компетенций достичь высокой культуры речи невозможно, ибо она есть
неразрывная составляющая духовной культуры человека. При защите интересов своих клиентов юристу-профессионалу необходимо соблюдать этические нормы, эстетические установки. Словом, язык юриста должен полностью соответствовать «Правилу четырех П»:
- простой;
- понятный;
- правильный;
- продуманный [9, с. 21].
Разумеется, особое значение при подготовке юриста имеет научная деятельность. Занятие наукой даже на студенческом уровне понуждает обучающихся более глубоко осмысливать изучаемые дисциплины, развивает творческую мысль, способствует внятному изложению своих «научных поисков» в письменном виде, в итоге служит благородному делу соединения теории и практики в будущей профессиональной деятельности юриста.
Теперь поговорим о том, кто сегодня обучает юристов. Мы, авторы данной статьи, сами являемся научно-педагогическими работниками и не понаслышке знаем, что большинство кандидатов (доцентов), докторов (профессоров), а равно и не имеющих научной степени — это добросовестные и знающие свое дело научно-педагогические работники. Однако сомневаемся в том, относится ли это ко всем научно-педагогическим работникам высшей школы. Наиболее продвинутая из них, пока еще небольшая часть, участвует в выполнении проекта он-лайн-обучения, утвержденного 25 октября 2016 г. на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. В проекте была поставлена большая и ответственная задача уже к концу 2015 г. за счет развития российского цифрового образовательного пространства довести число освоивших онлайн-курсы до 25 млн чел. Это вдохновляющая возможность для миллионов работающих повысить свой профессиональный уровень за счет непрерывного образования и одновременно возможность пройти обучение значительной части по направлению подготовки бакалавриата и магистратуры [14].
«Внедрение сетевого образования,—подчеркивает И. Н. Куксин,— сейчас сравнивают с открытием книгопечатания с точки зрения кардинальной перестройки системы образования» [19, с. 126]. Разрабатываются с целью внедрения в недалеком будущем две программы по информатиза-
ции образования. Это „Российская электронная школа" и „Современная цифровая образовательная среда"» [19, с. 126].
В отношении этих новаций существует неоднозначное мнение в среде преподавателей профессионального образования. Сами программы и даже терминология пока не закреплены нормативно. Трудно определить качество онлайн-обучения. Все это вместе взятое вызывает недоверие к нему и ставит под сомнение саму значимость онлайн-об-учения [19, с. 127].
К тому же далеко не все преподаватели высших учебных заведений и части учреждений среднего образования психологически и практически готовы принимать посильное участие в организации дистанционного обучения. Многие из них доверяют традиционным, проверенным временем методикам обучения и, возможно, это не так уж и плохо. Школа и вуз — это очень консервативная среда, и с этим ничего не поделаешь. Оценив все эти существующие трудности с информатизацией образования посредством онлайн-курсов, И. Н. Куксин, по нашему мнению, совершенно верно говорит об их необходимости, но лишь как вспомогательного инструмента [19, с. 127].
В ходе подготовки юристов прямой и традиционной обязанностью преподавателей является приобщение студентов к научной работе. Но все ли они способны заинтересовать своих учеников и все ли они могут донести до них достоверные научные знания?
Для примера сошлемся на ключевую учебную дисциплину в ходе подготовки юристов — теорию государства и права [8]. Например, Ф. М. Раянов в своей статье очень остро ставит этот вопрос о том, что упомянутая наука «не имеет четко определенных перспектив относительно сущности будущего государства» [25, с. 50]. Эта теоретическая погрешность не дает возможности ответить на вопрос, почему наше государство, располагающее такой огромной территорией и такими природными ресурсами, не входит в группу 49 стран с очень высоким уровнем индекса человеческого развития (ИЧР). К критериям данного индекса, согласно Программе развития ООН (ПРООН), разумеется, относится уровень социально-экономического благополучия и реальные возможности человека [7].
Мы убеждены, что очень полезно обсуждать со студентами самые острые и неудобные вопросы. Мы пытаемся ответить на вопрос, каким должно быть уже сегодня юридическое образование, чтобы быть в со-
стоянии готовить юристов-профессионалов в условиях глобализации для будущего общества, а на вопрос, каким представляем себе наше государство и общество в этом будущем, ответить пока не можем. Если в нашем правоведении до сих пор существуют вопросы, на которые мы не в состоянии дать адекватные отчеты, то тем более их необходимо обсуждать со студентами.
И еще один, более общий, вывод, свидетельствующий о состоянии нашей юридической науки в вопросе о том, почему гражданское общество и правовое государство играют определяющую роль при выборе парадигмы общественного развития. Нам представляется, что вслед за К. Марксом в теории российской юридической науки, по крайней мере в отношении роли институтов гражданского общества и правового государства, для успешного развития общества мы отдаем приоритет философии Г. Гегеля, а не, к примеру, Д. Локка, Д. Юма или И. Канта. Как известно, Г. Гегель иначе относился к природе государства, его роли в общественном развитии и не признавал политическое равенство [25, с. 54]. Может быть, и поэтому мы до сих пор не вышли на понимание значения прогрессивного развития институтов гражданского общества и правового государства в успешном человеческом развитии.
Выводы
Хотим мы этого или нет, но уже сегодня процессы глобализации меняют роль права, государства и его институтов в экономическом, общественном и культурном развитии. Во-первых, это относится к последовательности их развития. Например, процессы глобализации в экономике опережают течение этих процессов в общественных отношениях; во-вторых, в правовом регулировании уже заметны новые нормативные правила как результат глобализации правовой материи; изменяются в ходе регламентации, как уже указывалось, взаимоотношения государств с некоторыми надгосударственными международными организациями.
Что касается глобализации самого юридического образования, то мы полагаем, что ему принадлежит ключевая роль в условиях современных глобальных процессов [3]. Прежде всего, здесь следует иметь в виду проявления новых характеристик, присущих всему образованию в целом: его вхождение в международное образовательное пространство и присутствие в нем, интернационализация, информатизация
процесса обучения, внедрение сетевого образования, онлайн-обуче-ния, введение новых ФГОСов, новых методологий и методик, более активное приобщение обучающихся к научным исследованиям, повышение качества прохождения студентами практики и др. Проблематика прав человека, толерантности и противодействия нетерпимости, а также мировоззренческого нейтралитета государств и других субъектов права [37] должна найти свое отражение в современных образовательных программах [2]. Как верно отмечает М. А. Лукацкий, «убеждения должны быть результатом внутренней работы самого ученика, а не следствием навязывания ему чужих взглядов» [22, с. 184]. Однако главной целью всех этих новаций, подчеркивающих глобализацию юридического образования, «является подготовка кадров к научно-исследовательской, нормотворческой и практической работе в условиях формирующейся экономической, информационной, политической, социокультурной целостности современного мира» [2; 3; 4].
Поставленный нами вопрос о трансформации юридического образования в условиях глобализации права считаем весьма актуальным и поэтому своевременным. Наши рассуждения по заявленной теме не считаем истиной в последней инстанции и приглашаем всех, кого заинтересовала данная публикация, принять участие в ее обсуждении.
Литература
1. Алексеев С. С., Яковлев В. Ф. О модели юриста и обучении в юридических вузах // Правоведение. 1976. № 4. С. 73-81.
2. Афанасьева С. А., Бурьянов С. А., Звонарев А. В. и др. Глобальные процессы и формирование глобального образования (междисциплинарное исследование): монография. В 2-х кн. / под общ. ред. С. А. Бурьянова, А. И. Кривенького. Кн. 2. М.: МГПУ, 2019. 276 с.
3. Бурьянов С. А. Некоторые подходы к определению понятия глобализации образования в контексте формирования управления глобальным процессами в интересах устойчивого развития // Ценности и смыслы. 2017. № 6 (52). С. 36-49.
4. Бурьянов С. А., Демиденко Э. С., Дергачева Е. А. и др. Глобальные процессы и формирование глобального образования (междисциплинарное исследование): монография. В 2-х кн. / под общ. ред. С. А. Бурьянова, А. И. Кривенького. Кн. 1. М.: МГПУ, 2019. 200 с.
5. Веденеев Ю. А. Юридическая наука: введение в историю дисциплины // Государство и право. 2018. № 2. С. 11-18.
6. Веселкова Е. Г. Профессиональная модель юриста // Государство и право. 2017. № 8. С. 12-20.
7. Доклад о развитии человека — 2010. ПРООН. М.: Весь мир, 2010. 239 с.
8. Елинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004. 752 с.
9. Елисеенко О. Н. Культура речи юриста (изучаем наследие судейского красноречия Х1Х-ХХ веков // Юридическая мысль. 2017. № 4 (102). С. 16-21.
10. Иванова С. В. Методологические проблемы философии образования и дидактики в эпоху «перемен» // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2015. № 4. С. 18-29.
11. Иленсанми М. А. Проблемы глобального здравоохранения в интересах устойчивого развития // Международное публичное и частное право. 2018. № 4. С. 3-6.
12. Ильин И.В. Глобализация в контексте политических процессов: дис. ... докт. полит. наук. М., 2011. 386 с.
13. Ильин И. В., Урсул А. Д. Образование, общество, природа. Эволюционный подход и глобальные перспективы. М.: Изд. Московского университета. 2016. 553 с.
14. Класс министра Васильевой // Российская газета. 2017. 8 августа.
15. Корнев А. В., Борисов А. В. Правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России. М., 2005. 288 с.
16. Коршунов А. И. Идея глобального права: философско-методологические аспекты: дис. автореф. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2010. 23 с.
17. Кривенький А. И. Вопросы теории и методологии становления глобального права и его воздействие на защиту прав человека // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика: мат-лы ежегод. Междунар. науч. конф. памяти проф. Феликса Михайловича Рудинского. 13 апреля 2015 г. Рязань, 2015. С. 219-222.
18. Кривенький А. И. Сближение правовых систем в праве Евросоюза и его влияние на формирование глобального права // Вестник МГПУ. Серия Юридические науки. 2017. № 2. С. 25-31.
19. Куксин И. Н. Заменит ли профессора онлайн-лектор? // Юридическая мысль. 2017. № 4 (102). С. 124-128.
20. Лазарев В. В., Саидов А.Х. Закономерности развития современного права и юридическая глобализация // Вестник международного института экономики и права. 2011. № 2 (2). С. 85-94.
21. ЛукашукИ. И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. 2002. № 3. С. 115-128.
22. Лукацкий М. А. Философско-методологические основы педагогики Л. Н. Толстого: дис. ... докт. пед. наук. Тверь, 1999. 307 с.
23. Магеровский Д. А. Советское право и методы его изучения // Советское право. 1922. № 1. С. 34-41.
24. Перевалов В. Д. Методология юридического образования: истоки и этапы развития // Российский юридический журнал. 2017. № 6 (117). С. 192-203.
25. Раянов Ф. М. Проблемы отечественной юридической науки с позиций ценностей нового времени // Юридическая мысль. 2012. № 2 (100). С. 49-57.
26. Русинов Р. К. О некоторых проблемах педагогической деятельности в юридических вузах // Российский юридический журнал. 2018. № 1 (118). С. 173-177.
27. Русинов Р. К. Формирование критического мышления у студентов юридических вузов // Российский юридический журнал. 2013. № 5. С. 109-115.
28. Сперанский С. И. Учение С. С. Сперанского о праве и государстве. М., 2004. 346 с.
29. Стычинский М. С. Права человека в условиях глобализирующегося мира // Права и своды человека и гражданина: теоретические аспекты и юридиче-
ская практика: мат-лы ежегод. Междунар. науч. конф. памяти проф. Феликса Михайловича Рудинского. 23 апреля 2015 г. Рязань, 2015. С. 265-267.
30. Тихомиров Ю. А. Глобализация: взаимовлияние внутреннего и международного права // Журнал российского права. 2002. № 11. С. 3-12.
31. Урсул А. Д. Опережающее образование. От модернизации к футуризации. Saarbrücken: Dictus Publishing, 2015. 304 с.
32. Фархутдинов И. З. Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений: теория и практика: дис. ... докт. юрид. наук. М., 2006. 390 с.
33. Чистяков О. И., Новицкая Т.Е. Реформы Александра II: сб. М., 1998. 464 с.
34. Чумаков А. Н. Глобальный мир: проблемы управления // Век глобализации. 2010. № 1. С. 3-15.
35. Шумилов В. М. Глобальная нормативная система и ее составляющие // Государство и право. 2017. № 4. С. 72-78.
36. Юшкова Н. А., Феденева Ю. Б. Роль чтения в современном юридическом образовании // Российский юридический журнал. 2017. № 3 (117). С. 204-210.
37. Buryanov S. A. State Worldview Neutrality in the Context of Deteriorating Imbalances in Globalization: The Case and Current State of Affairs in the Russian Federation from 2016 to the Beginning of 2017. Amsterdam, 2018. 228 p.
ON THE ISSUE OF TRANSFORMATION OF LEGAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION OF LAW
The article highlights the problems of the formation of legal education in Russia, its reform and development in modern conditions of globalization of law. It is shown that even today the sprouts of conventionally called global law are manifested in integrative processes in international law, in the unity of international and domestic law, as well as in the so-called supranationalité when the will of individual international organizations is higher than the will of sovereign states. It is noted that in connection with the development of global processes in education, some new characteristics are emerging: its entry and presence in the international educational space, internationalization, informatization of the learning process, the introduction of online education, online learning, the introduction of new GES, new methodologies and techniques, more active introducing students to scientific research, improving the quality of students' practice, etc. In the context of globalization of law, the methodology of legal education is changing principles, training methods of a professional lawyer, with the aim of preparing a well-educated and equally professional and culturally competent and creatively related to their practical activities in the new conditions. A leading legal education (legal education for the future) must take into account, firstly, the laws of the development of jurisprudence as a science, and secondly, so that during
training all its participants proceed from an understanding of legal knowledge as one of the means of reasonable human activity. It is concluded that the globalization of legal education is aimed at training new personnel who are able to create and apply the norms of global law, to work effectively in the context of the emerging planetary integrity.
Keywords: transformation, globalization, globalization of law, legal education, professional lawyer, jurisprudence, methodology of legal education, competency-based approach to education, international law, domestic law.
References
• Afanaseva S. A., Buryanov S. A., Zvonarev A. V. i dr. Global'nye processy i formirovanie global'nogo obrazovaniya (mezhdisciplinarnoe issledovanie): monografiya. V 2-h kn. / pod obshch. red. S. A. Bur'yanova, A. I. Kriven'kogo. Kn. 2. M.: MGPU, 2019. 276 s. [In Rus].
• Alekseev S. S., Yakovlev V. F. O modeli yurista i obuchenii v yuridicheskih vuzah // Pravovedenie. 1976. № 4. S. 73-81. [In Rus].
• Buryanov S. A. Nekotorye podhody k opredeleniyu ponyatiya globalizacii obrazovaniya v kontekste formirovaniya upravleniya global'nym i processami v interesah ustojchivogo razvitiya // Cennosti i smysly. 2017. № 6 (52). S. 36-49. [In Rus].
• Buryanov S. A. State Worldview Neutrality in the Context of Deteriorating Imbalances in Globalization: The Case and Current State of Affairs in the Russian Federation from 2016 to the Beginning of 2017. Amsterdam, 2018. 228 p.
• Buryanov S. A., Demidenko E. S., Dergacheva E. A. i dr. Global'nye processy i formirovanie global'nogo obrazovaniya (mezhdisciplinarnoe issledovanie): monografiya. V 2-h kn. / pod obshch. red. S. A. Bur'yanova, A. I. Kriven'kogo. Kn. 1. M.: MGPU, 2019. 200 s.
[In Rus].
• Chistyakov O. I., Novickaya T.E. Reformy Aleksandra II: sb. M., 1998. 464 s. [In Rus]
• Chumakov A. N. Global'nyj mir: problemy upravleniya // Vek globalizacii. 2010. № 1. S. 3-15. [In Rus]
• Doklad o razvitii cheloveka—2010. PROON. M.: Ves' mir, 2010. 239 s. [In Rus].
• Elinek G. Obshchee uchenie o gosudarstve. SPb., 2004. 752 s. [In Rus].
• Eliseenko O. N. Kul'tura rechi yurista (izuchaem nasledie sudejskogo krasnorechiya XIX-XX vekov // Yuridicheskaya mysl'. 2017. № 4 (102). S. 16-21. [In Rus].
• Farhutdinov I. Z. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie investicionnyh otnoshenij: teoriya i praktika: dis. ... dokt. yurid. nauk. M., 2006. 390 s. [In Rus].
• Ilensanmi M. A. Problemy global'nogo zdravoohraneniya v interesah ustojchivogo raz-vitiya // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. 2018. № 4. S. 3-6. [In Rus].
• Il'in I. V. Globalizaciya v kontekste politicheskih processov: dis. ... dokt. polit. nauk. M., 2011. 386 s. [In Rus]
• Il'in I. V., Ursul A. D. Obrazovanie, obshchestvo, priroda. Evolyucionnyj podhod i global'nye perspektivy. M.: Izd. Moskovskogo universiteta. 2016. 553 s. [In Rus]
• Ivanova S. V. Metodologicheskie problemy filosofii obrazovaniya i didaktiki v epohu «peremen» // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2015. № 4. S. 18-29. [In Rus].
• Klass ministra Vasil'evoj // Rossijskaya gazeta. 2017. 8 avgusta. [In Rus].
• Kornev A. V., Borisov A. V. Pravovaya mysl' i yuridicheskoe obrazovanie v dorevolyu-cionnoj Rossii. M., 2005. 288 s. [In Rus].
• Korshunov A. I. Ideya global'nogo prava: filosofsko-metodologicheskie aspekty: dis. av-toref. ... kand. filos. nauk. Rostov-na-Donu, 2010. 23 s. [In Rus].
• Kriven'kij A.I. Sblizhenie pravovyh sistem v prave Evrosoyuza i ego vliyanie na formirovanie global'nogo prava // Vestnik MGPU. Seriya Yuridicheskie nauki. 2017. № 2. S. 25-31. [In Rus].
• Kriven'kij A.I. Voprosy teorii i metodologii stanovleniya global'nogo prava i ego vozdejst-vie na zashchitu prav cheloveka // Prava i svobody cheloveka i grazhdanina: teoreticheskie aspekty i yuridicheskaya praktika: mat-ly ezhegod. Mezhdunar. nauch. konf. pamyati prof. Feliksa Mihajlovicha Rudinskogo. 13 aprelya 2015 g. Ryazan', 2015. S. 219-222. [In Rus].
• Kuksin I.N. Zamenit li professora onlajn-lektor? // Yuridicheskaya mysl'. 2017. № 4 (102). S. 124-128. [In Rus].
• Lazarev V. V., SaidovA. H. Zakonomernosti razvitiya sovremennogo prava i yuridicheskaya globalizaciya // Vestnik mezhdunarodnogo instituta ekonomiki i prava. 2011. № 2 (2). S. 85-94. [In Rus].
• LukackijM.A. Filosofsko-metodologicheskie osnovy pedagogiki L. N. Tolstogo: dis. ... dokt. ped. nauk. Tver', 1999. 307 s. [In Rus].
• Lukashuk 1.1. Vzaimodejstvie mezhdunarodnogo i vnutrigosudarstvennogo prava v us-loviyah globalizacii // Zhurnal rossijskogo prava. 2002. № 3. S. 115-128. [In Rus].
• Magerovskij D. A. Sovetskoe pravo i metody ego izucheniya // Sovetskoe pravo. 1922. № 1. S. 34-41. [In Rus].
• Perevalov V. D. Metodologiya yuridicheskogo obrazovaniya: istoki i etapy razvitiya // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2017. № 6 (117). S. 192-203. [In Rus].
• Rayanov F. M. Problemy otechestvennoj yuridicheskoj nauki s pozicij cennostej novogo vremeni // Yuridicheskaya mysl'. 2012. № 2 (100). S. 49-57. [In Rus].
• Rusinov R. K. Formirovanie kriticheskogo myshleniya u studentov yuridicheskih vuzov // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2013. № 5. S. 109-115. [In Rus].
• Rusinov R. K. O nekotoryh problemah pedagogicheskoj deyatel'nosti v yuridicheskih vu-zah // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2018. № 1 (118). S. 173-177. [In Rus].
• Shumilov V. M. Global'naya normativnaya sistema i ee sostavlyayushchie // Gosudarstvo i pravo. 2017. № 4. S. 72-78. [In Rus].
• Speranskij S.I. Uchenie S. S. Speranskogo o prave i gosudarstve. M., 2004. 346 s. [In Rus].
• Stychinskij M. S. Prava cheloveka v usloviyah globaliziruyushchegosya mira // Prava i svody cheloveka i grazhdanina: teoreticheskie aspekty i yuridicheskaya praktika: mat-ly ezhegod. Mezhdunar. nauch. konf. pamyati prof. Feliksa Mihajlovicha Rudinskogo. 23 aprelya 2015 g. Ryazan', 2015. S. 265-267. [In Rus].
• Tihomirov Yu. A. Globalizaciya: vzaimovliyanie vnutrennego i mezhdunarodnogo prava // Zhurnal rossijskogo prava. 2002. № 11. S. 3-12. [In Rus].
• Ursul A. D. Operezhayushchee obrazovanie. Ot modernizacii k futurizacii. Saarbrücken: Dictus Publishing, 2015. 304 s. [In Rus].
• Vedeneev Yu. A. Yuridicheskaya nauka: vvedenie v istoriyu discipliny // Gosudarstvo i pravo. 2018. № 2. S. 11-18. [In Rus].
• Veselkova E. G. Professional'naya model' yurista // Gosudarstvo i pravo. 2017. № 8. S. 12-20. [In Rus].
• Yushkova N. A., Fedeneva Yu. B. Rol' chteniya v sovremennom yuridicheskom obrazova-nii // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2017. № 3 (117). S. 204-210. [In Rus].