Научная статья на тему 'Развитие юридического образования в условиях информационного общества и сетевого взаимодействия'

Развитие юридического образования в условиях информационного общества и сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NETWORK UNIVERSITY / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / INVERTED CLASS / GAMIFICATION / HACKATHONS / CASE-CHAMPIONSHIPS / DIGITAL STATE / NETWORK MODEL OF MANAGEMENT / JOINT PROGRAMS / DOUBLE DEGREE PROGRAMS / СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / ХАКАТОНЫ / КЕЙС-ЧЕМПИОНАТЫ / ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВО / СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / СОВМЕСТНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОГРАММЫ ДВОЙНЫХ ДИПЛОМОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдусаламов Р. А., Магдилова Л. В.

Современный уровень развития юридического образования в условиях формирования информационного общества предполагает использование сетевых структур взаимодействия вузов и организаций для разработки научно-исследовательских и учебно-методических проектов, информационных баз данных и образовательных ресурсов, позволяющих студентам приобретать профессиональные знания и коммуникативные навыки, учиться решать практические задачи. Одним из важнейших условий реализации сетевого взаимодействия является наличие технологической информационно-коммуникативной платформы. В статье проанализированы основные виды взаимодействий реализуемых субъектами сетевых структур: совместные мероприятия (конференции, семинары, мастер-классы, встречи); обмен ресурсами между преподавателями, сотрудниками и студентами; совместные образовательные программы, в том числе двойные дипломы на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры; онлайн-проекты; выдача грантов и стипендий; совместная научная деятельность (лаборатории и совместные исследовательские центры, исследовательские проекты, совместные публикации). Особое внимание уделено созданию в вузах-участниках сетевой команды временного трудового коллектива, реализующего эффективную образовательную платформу «перевернутый класс», как разновидности смешанного обучения, и технологию геймификации, как современного инструмента, основанного на комплексе действий, характерных для игр и направленных на продвижения дистанционных образовательных услуг. Особое значение приобретает в настоящее время развитие сетевого взаимодействия вузов с организациями, не входящих в систему образования, но заинтересованных в привлечении перспективных студентов и молодых специалистов. Основными видами сетевого взаимодействия в этом направлении являются: организация бизнес-структурами кафедр при вузах; проведение конкурсов; стажировки; менторство; хакатоны; кейс-чемпионаты. Таким образом, сетевое взаимодействие вузов позволяет создавать гибкие образовательные технологии, отвечающие требованиям развития информационного общества и цифрового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEGAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF THE INFORMATION SOCIETY AND NETWORK INTERACTION

The modern level of development of legal education in conditions of the information society formation involves the use of network structures of interaction of universities and organizations for the development of research and educational projects, information databases and educational resources that allow students to acquire professional knowledge and communication skills, learn to solve practical problems. One of the most important conditions for the implementation of network interaction is the presence of a technological information and communication platform. The article analyzes the main types of interactions used by the subjects of network structures: joint events (conferences, seminars, master classes, meetings); the exchange of resources between teachers, staff and students; joint educational programs, including double degrees at the undergraduate, graduate and post-graduate levels; online projects; grants and scholarships; joint research activities (laboratories and joint research centers, research projects, joint publications). Particular attention is paid to creation in the universities participating in the network team a temporary workforce implementing an effective educational platform “inverted class” as a type of blended learning, and technology of gamification as a modern tool based on a set of actions characteristic of games and aimed at promoting distance learning. educational services. At present, the development of networking of universities with organizations that are not members of the education system but are interested in attracting promising students and young professionals is of particular importance. The main types of network interaction in this direction are the organization of business structures of departments at universities, holding competitions, internships, mentoring, hackathons, case championships. Thus, the network interaction of universities allows forming create flexible educational technologies that meet the requirements of the development of the information society and the digital state.

Текст научной работы на тему «Развитие юридического образования в условиях информационного общества и сетевого взаимодействия»

3. Плюхина С.В. Образовательная среда как комплекс условий, влияний и возможностей для формирования личности. Available at: euroasia-science.ru/pedagogicheskie-nauki/obrazovatelnaya-sreda-kak-kompleks-uslovij-vliyanij-i-vozmozhnostej-dlya-formirovaniya-lichnosti/

4. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. Москва - Воронеж, 2003.

References

1. Abdurazakova D.M. Teoretiko-metodologicheskie osnovy deyatel'nosti uchrezhdenij kul'tury i obrazovaniya v razvitii tolerantnogo soznaniya molodezhi mnogo nacional'nogo regiona. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

2. Ivanov D.A. 'Ekspertiza v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2008: 126 - 130.

3. Plyuhina S.V. Obrazovatel'naya sreda kak kompleks uslovij, vliyanij i vozmozhnostej dlya formirovaniya lichnosti. Available at: euroasia-science.ru/pedagogicheskie-nauki/ obrazovatelnaya-sreda-kak-kompleks-uslovij-vliyanij-i-vozmozhnostej-dlya-formirovaniya-lichnosti/

4. Tolerantnoe soznanie i formirovanie tolerantnyh otnoshenij (teoriya i praktika): sbornik nauchno-metodicheskih statej. Moskva - Voronezh, 2003.

Статья поступила в редакцию 08.11.18

УДК 378.147

Abdusalamov R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: [email protected]

Magdilova L.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: mailto:[email protected]

DEVELOPMENT OF LEGAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF THE INFORMATION SOCIETY AND NETWORK INTERACTION. The modern level of development of legal education in conditions of the information society formation involves the use of network structures of interaction of universities and organizations for the development of research and educational projects, information databases and educational resources that allow students to acquire professional knowledge and communication skills, learn to solve practical problems. One of the most important conditions for the implementation of network interaction is the presence of a technological information and communication platform. The article analyzes the main types of interactions used by the subjects of network structures: joint events (conferences, seminars, master classes, meetings); the exchange of resources between teachers, staff and students; joint educational programs, including double degrees at the undergraduate, graduate and post-graduate levels; online projects; grants and scholarships; joint research activities (laboratories and joint research centers, research projects, joint publications). Particular attention is paid to creation in the universities participating in the network team - a temporary workforce implementing an effective educational platform "inverted class" as a type of blended learning, and technology of gamification as a modern tool based on a set of actions characteristic of games and aimed at promoting distance learning. educational services. At present, the development of networking of universities with organizations that are not members of the education system but are interested in attracting promising students and young professionals is of particular importance. The main types of network interaction in this direction are the organization of business structures of departments at universities, holding competitions, internships, mentoring, hackathons, case championships. Thus, the network interaction of universities allows forming create flexible educational technologies that meet the requirements of the development of the information society and the digital state.

Key words: network university, educational technology, inverted class, gamification, hackathons, case-championships, digital state, network model of management, joint programs, double degree programs.

Р.А. Абдусаламов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. информационного права и информатики, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

Л.В. Магдилоеа, канд. экон. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Современный уровень развития юридического образования в условиях формирования информационного общества предполагает использование сетевых структур взаимодействия вузов и организаций для разработки научно-исследовательских и учебно-методических проектов, информационных баз данных и образовательных ресурсов, позволяющих студентам приобретать профессиональные знания и коммуникативные навыки, учиться решать практические задачи. Одним из важнейших условий реализации сетевого взаимодействия является наличие технологической информационно-коммуникативной платформы. В статье проанализированы основные виды взаимодействий реализуемых субъектами сетевых структур: совместные мероприятия (конференции, семинары, мастер-классы, встречи); обмен ресурсами между преподавателями, сотрудниками и студентами; совместные образовательные программы, в том числе двойные дипломы на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры; онлайн-проекты; выдача грантов и стипендий; совместная научная деятельность (лаборатории и совместные исследовательские центры, исследовательские проекты, совместные публикации). Особое внимание уделено созданию в вузах-участниках сетевой команды - временного трудового коллектива, реализующего эффективную образовательную платформу «перевернутый класс», как разновидности смешанного обучения, и технологию геймификации, как современного инструмента, основанного на комплексе действий, характерных для игр и направленных на продвижения дистанционных образовательных услуг Особое значение приобретает в настоящее время развитие сетевого взаимодействия вузов с организациями, не входящих в систему образования, но заинтересованных в привлечении перспективных студентов и молодых специалистов. Основными видами сетевого взаимодействия в этом направлении являются: организация бизнес-структурами кафедр при вузах; проведение конкурсов; стажировки; менторство; хакатоны; кейс-чемпионаты. Таким образом, сетевое взаимодействие вузов позволяет создавать гибкие образовательные технологии, отвечающие требованиям развития информационного общества и цифрового государства.

Ключевые слова: сетевой университет, образовательные технологии, перевернутый класс, геймификация, хакатоны, кейс-чемпионаты, цифровое государство, сетевая модель управления, совместные программы, программы двойных дипломов.

Современное развитие правового государства основывается на повышении качества юридического образования, которое выполняет важную роль в повышении правовой культуры, так как качество знаний и профессиональных умений юристов оказывает существенное влияние на положение дел во всех подсистемах правовой системы, включая законотворчество, правоохранительную и правоприменительную деятельность, правовое воспитание молодежи и оказания консультационных услуг населению [1, с. 29].

В этой связи юридическое образование является основой формирования и развития правовой культуры и правовой системы. Наряду с этим, юридическое образование - это часть образовательной системы, имеющей свои содержательные элементы в виде стандартов, образовательных программ и других документов, подчиняющаяся закономерностям функционирования и развития системы образования [2, с. 276].

Реформа юридического образования, ориентированная на сокращение числа бюджетных мест в вузах, реорганизацию и сокращение количества российских вузов, поддержку среднего специального образования, приведёт к ещё большей технологической отсталости России по сравнению с ведущими странами мира, где наблюдается постоянный рост числа людей, получивших высшее образование, особенно в условиях начинающейся глобальной эры «цифровой» экономики [3, с. 148].

В условиях развития информационного общества, характеризующегося возрастанием роли информации и знаний во всех областях человеческой деятельности, особое значение приобретает формирование у будущих юристов ИТ-компетенций, позволяющих использовать огромный массив информации для принятия обоснованных решений во всех подсистемах правовой сферы. В этой связи современное юридическое образование должно быть направлено

на формирование нового типа интеллекта, нового образа и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира. У будущего юриста необходимо развить информационное мировоззрение, основанное на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в профессиональной деятельности. Большую роль в формировании профессиональных компетенций играет такое вузовское образование, которое формирует специалиста информационного сообщества, вырабатывая у него навыки и умения дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производства информации и дальнейшего ее использования [4, с. 66].

В условиях перехода к информационному обществу остро встает проблема определения целей, ценностей и смысла юридического образования, главной задачей которой является трансляция правовой культуры и развитие личности будущего профессионала, способного непрерывно учиться и применять знания в процессе всего периода осуществления юридической деятельности. Цивили-зационные трансформации уже сейчас оказывают влияние, и в дальнейшем будут воздействовать на конкретного индивида на протяжении всей его жизни, вынуждая его к получению новых профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций [5, с. 178].

Таким образом, юридическое образование в условиях информационного общества должно быть направлено на формирование юридических кадров, умеющих воспринимать огромное количество информации и синтезировать её в единое целое знание; следовать происходящим в обществе изменениям и не терять своей индивидуальности; быть интеллигентным, толерантным, высоконравственным и добиваться карьерного роста в условиях жесткой конкуренции; быть открытым инновациям при сохранении традиций [6, с. 170].

В научной литературе, посвященной проблемам юридического образования, критике подвергается существующая вертикальная, иерархическая образовательная система и обосновывается необходимость формирования системы сетевого образовательного взаимодействия, в первую очередь высших учебных заведений [7, с. 183].

Данное направление получило законодательное закрепление в ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в которой сетевая форма реализации образовательных программ рассматривается с точки зрения формирования образовательных ресурсов нескольких российских или зарубежных организаций, осуществляющих образовательную, научную, производственную и иную деятельность, обеспечивающих возможность освоения обучающимися образовательной программы на основе обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности.

В педагоге в зависимости от целей и задач изучения конкретной проблемы сетевое взаимодействие рассматривается под разными углами зрения: массовая форма общения; инновационная и организационная форма получения образования; основной механизм информационного обмена, инновационная технология развития образовательных учреждений, вариант образовательного взаимодействия, в основе которого лежит совместная деятельность обучающих и обучающихся и т. д. [8; 9; 10; 11].

Зарубежная практика свидетельствует о том, что сетевая система должна выстраиваться на базе центров совершенства (передовые вузы, НИИ, инновационные предприятия) и управляться в рамках самой сети, а не подчиняться приказам из единого центра. Важнейшее требование к участникам сетевого сообщества - готовность предоставления ресурсов для реализации общих целей, их аккумуляции и перераспределения.

Одним из важнейших условий реализации сетевого взаимодействия является наличие технологической информационно-коммуникативной платформы. Взаимодействие участников сети организуется, как правило, не по административным каналам. Оно актуализируется объективной потребностью в коммуникации, что обусловливает широкий спектр возможных взаимосвязей и множественность их уровней и требует принципиально новых подходов к решению проблем [12, с. 130].

Среди основных видов взаимодействий, реализуемых субъектами сетевых структур, можно выделить следующие: совместные мероприятия (конференции, семинары, мастер-классы, встречи); обмен ресурсами между преподавателями, сотрудниками и студентами; совместные образовательные программы, в том числе двойные дипломы на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры; онлайн-проекты; выдача грантов и стипендий; совместная научная деятельность (лаборатории и совместные исследовательские центры, исследовательские проекты, совместные публикации) [13, с. 360].

Сетевое взаимодействие вузов и юридических институтов может выражаться в разработке и апробации модулей основных образовательных программ, предполагающих создание в вузах-участниках сетевой команды - временного трудового коллектива, в который входят преподаватели нескольких организаций, заключивших между собой договоры о сетевом сотрудничестве. К основным целям создания сетевых команд следует отнести изменение организации учебного процесса для возможности построения индивидуальных образовательных траекторий студентов-юристов при использовании ресурсов нескольких образовательных организаций.

Рассматриваемый вид сетевого взаимодействия может являться эффективной платформой для реализации модели образовательного процесса под названием «перевернутый класс», как разновидности смешанного обучения, при которой преподаватель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала на основе решения задач, создания мини-проектов, составления алгоритмов, проведения экспериментов. При работе в режиме «Перевёрнутый класс» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами). Стандарт международного общества содействия технологиям в образовании для студентов содержит множество требований, имеющих непосредственное отношение к обучению в перевернутом классе. К ним можно отнести использование: технологических инструментов, позволяющих персонализовать учебное пространство для углубления знаний; безопасных и законных методов обучения в цифровом мире; критического подхода при изучении материала, способствующего поиску нового решения изучаемой проблемы.

На основе сетевого взаимодействия вузов может быть реализована технология геймификации, как современного инструмента, основанного на комплексе действий, характерных для игр и направленных на продвижения дистанционных образовательных услуг. В практике геймификации большое внимание уделено эмоциональному вовлечению студента и его поощрению. Для этого могут быть использованы разные механики: развитие виртуальных навыков, шкалы прогресса, рейтинговая система, развитие игрового персонажа, постепенное открытие новых обучающих элементов. Игровое взаимодействие делает обучение гибким и интерактивным. Дробление всего образовательного курса на посильные «квесты» позволяет управлять вниманием студента, давать ощущение достижения цели с каждым выполненным блоком упражнений, а привязка заданий к реальным задачам снимает ощущение бессмысленности упражнений. Обучающие сервисы больше не могут ограничиваться передачей знаний. Мотивация ученика тоже должна стать задачей обучения. Таким образом, геймификация как новый способ организации обучения имеет огромный потенциал в юридическом образовании. Применение инструментария компьютерных игр в образовательном процессе, во-первых, усиливает мотивацию субъекта уделять более сильное и более качественное внимание образовательной деятельности, во-вторых, продлевает приверженность задаче и, наконец, повышает вероятность достижения поставленной цели. От других игровых практик (ролевых, деловых игр и т. д.) геймификация отличается неимитационным характером активности: сохраняя неизменным содержание образовательной деятельности, геймификация кардинально трансформирует способ организации этой деятельности и сопровождает весь образовательный цикл [14, с. 62].

Другим направлением сетевого взаимодействия вузов является реализация программ двойных дипломов (совместных образовательных программ российских вузов с зарубежными учебными заведениями высшего образования), в которых академическая мобильность играет ключевую роль. Совместные программы двойного диплома встречаются во множестве предметных областей, однако, наибольшее распространение они получили в экономике, бизнес-образовании, юриспруденции, менеджменте и инженерном образовании. Несмотря на существующие трудности, связанные с признанием дипломов и финансовыми затратами, все больше стран сотрудничают в этом направлении.

Особое значение приобретает в настоящее время развитие сетевого взаимодействия вузов с организациями, не входящих в систему образования, но заинтересованных в привлечении перспективных студентов и молодых специалистов. Основными видами сетевого взаимодействия в этом направлении являются: организация бизнес-структурами кафедр при вузах; проведение конкурсов; стажировки; менторство; хакатоны.

Предметом сетевого взаимодействия вузов и органов государственной власти и местного самоуправления является сотрудничество в образовательной и консалтинговой сферах, а также в научно-практической деятельности с целью подготовки и переподготовки специалистов в области юриспруденции. Для реализации направлений сотрудничества стороны используют имеющиеся у них возможности, научно-методические и научно-исследовательские разработки, информационные базы данных, программные средства и комплексы, иной инструментарий. Направлениями и формами сотрудничества является организация и проведение регулярных встреч студентов и профессорско-преподавательского состава с практическими работниками правовой системы; дополнение образовательных программ и программ учебных курсов подготовки и переподготовки специалистов юридического профиля; формирование заказов на целевую подготовку юристов в вузе; формирование и реализация совместных программ магистерской подготовки, нацеленной на подготовку кадров для правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности; организация в подразделениях организаций учебной, производственной и преддипломной практики, подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций; организация стажировок преподавателей; формирование заказов на проведение научных исследований по актуальным проблемам юридической деятельности; участие в семинарах и конференциях; наработка фактического материала, необходимого для использования в образовательном процессе, а также для оптимизации решения конкретных задач органов правовой систе-

мы; оказание помощи в развитии учебно-методической и учебно-материальной базы вузов; учреждение именных стипендий лучшим студентам, грантов учёным юридических институтов на проведение научных исследований; осуществление информационного обеспечения при реализации основных направлений сотрудничества.

Современное юридическое образование должно формировать не только профессиональные знания, но и навыки по коммуникациям, работе в команде, управлению временем, менеджменту, проведению презентаций, лидерству, личному развитию, самомотивации и т. д. Это навыки, которые помогают людям находить оптимальные решения в широком спектре задач, не описанных ни в пошаговых, ни в должностных инструкциях. Именно эти навыки сотрудник применяет в большей части рабочего времени. Они получили название «гибкие навыки» (или «soft skills») - комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью. Гибкие навыки, в отличие от профессиональных навыков в традиционном понимании, не зависят от специфики конкретной работы, тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент), а также социальными навыками (коммуникация, в частности, слушание; работа в команде, эмоциональный интеллект) и менеджерскими способностями (управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление).

Организация и проведение хакатонов становятся в настоящее время одним из популярных технологий решения проблем нестандартными, возможно бессистемными методами. Они проводятся в формате «мозгового штурма», стимулируют генерации новых идей в короткие сроки в различных предметных областях (в том числе и в юриспруденции) и позволяют доводить их до практической реализации непосредственно на площадке мероприятия. Особый формат хакатона позволяет объединить участников различных профессий, с различными компетенциями, дает возможность познакомиться с новой предметной областью под руководством менторов. Креативная атмосфера позволяет генерировать новые идеи и осуществлять эффективное взаимодействие между участниками и менторами. Примером проведения подобных мероприятий является LegalTech Хакатон, проводимый в Москве в ноябре 2017 года, участниками которого стали программисты, специалисты по machine learning, математики, магистранты юридических вузов, юристы, Legal Tech стартапы, предприниматели с опытом развития технологичных бизнесов, маркетологи. Победителем стал проект «народный

Библиографический список

юрист Потап», предоставляющий бесплатные юридические консультации через чат-бот. Не менее популярным глобальным движением юристов, политиков, дизайнеров, технологов и ученых, которые изучают и разрабатывают творческие решения наиболее актуальных вопросов на стыке права и технологий, является Legal Hackers. Через митапы, хакатоны и семинары Legal Hackers выявляют проблемы и возможности, при которых технологии могут улучшать и информировать правоприменение, а право и юриспруденция могут адаптироваться к быстро меняющимся технологиям. Представительства Legal Hackers являются эпицентрами развития юридических IT проектов.

Особое развитие в настоящее время получают образовательные платформы и компании, которые сотрудничают с ведущими вузами и крупными компаниями и организовывают кейс-чемпионаты - командное соревнование, на которых студенты решают реальные задачи из практики крупных компаний. В кейс-чемпионатах могут принимать участие студенты, а также выпускники, окончившие вуз не более двух лет назад. Задания разрабатываются менеджерами компаний совместно с независимыми экспертами. Чемпионат проходит в два тура: онлайн (команда из четырех человек решает кейс в течение недели) и очного, на котором лучшие команды презентую результаты экспертам. Крупным образовательным проектом такого формата является компания Changellenge, предоставляющая актуальные знания в рамках образовательных проектов, организующая практику на кейс-чемпионатах, после которых появляется возможность попасть в штат крупных компаний-партнеров. Чемпионат устроен так, что в течение 2-3 недель участники проходят почти полноценную стажировку: с постановкой сложных, но реальных задач, дедлайнами, обратной связью от организаторов и, наконец, презентациями, которые нужно защищать перед представителями потенциальных работодателей. У Changellenge эффективная в российском кейс-сообществе система рекрутинга талантов: на всех мероприятиях присутствуют скауты организаций, заинтересованных в подготовке кадрового резерва из студентов старших курсов. Также проводится мониторинг и отбор лучших вакансий и самых интересных мероприятий. Для комплексного роста организована Школа Changellenge, где за 21 день готовят к карьере.

Таким образом, тенденции развития информационного общества требуют от юридической системы образования, основанной на сетевом взаимодействии вузов и иных организаций, подготовки студентов, обладающих профессиональными знаниями, коммуникативными навыками, способностями решать практические задачи, а также стремящихся к саморазвитию на протяжении всего периода осуществления юридической деятельности.

1. Шапкина Е.А. Повышение качества высшего юридического образования как этап развития правового государства. Юридическое образование и наука. 2011; 1: 28 - 31.

2. Коровяковский Д.Г Высшее юридическое образование как элемент правовой культуры: роль государства в формировании концептуальных основ национальной образовательной стратегии. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015; 8: 275 - 278.

3. Кондрашев А.А. Проблемы современного юридического образования в контексте реформы высшего образования в Российской Федерации: итоги и перспективы. Lex Russica. 2018; 1 (134): 144 - 156.

4. Везиров Т.Т. Эффективность применения электронных образовательных ресурсов в профессиональной подготовке информатиков-юристов. Научно-практический журнал «Гуманизация образования». 2015; 4: 63 - 68.

5. Терехова Н.Ю. Второе высшее образование как феномен социализации и ресоциализации личности в условиях информационного общества. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2017; 4 (26): 174 - 180.

6. Баврин И.И., Кузнецова Е.В. Высшее образование в информационном обществе: проблемы и перспективы. Наука и школа. 2016; 3: 165 - 172.

7. Русинов РК. Российское государство и юридическое образование. Российский юридический журнал. 2015; 1 (100): 182 - 186.

8. Шилова О.Н. Вызовы времени и проблема сетевого взаимодействия в сфере образования. Человек и образование. 2013; 4 (37): 4 - 9.

9. Иванова С.В. Функционирование моделей сетевого взаимодействия в педагогическом образовании: нивелирование рисков. Человек и образование. 2014; 3 (40): 107 - 110.

10. Громова Л.А. Сетевое взаимодействие как эффективный механизм развития ресурсных центров. Вестник Герценовского университета. 2008; 3 (53): 30 - 31.

11. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009; 12: 13 - 26.

12. Неретина Е.А. Сетевое взаимодействие - основа динамичного развития вузов. Высшее образование в России. 2013; 4: 128 - 133.

13. Оганесян А.А. Новые формы университетского сотрудничества: международные сетевые университеты. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2017; Т. 25, 3: 354 - 366.

14. Орлова О.В., Титова В.Н. Геймификация как способ организации обучения. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015; 9 (162): 60 - 64.

References

1. Shapkina E.A. Povyshenie kachestva vysshego yuridicheskogo obrazovaniya kak 'etap razvitiya pravovogo gosudarstva. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2011; 1: 28 - 31.

2. Korovyakovskij D.G. Vysshee yuridicheskoe obrazovanie kak 'element pravovoj kul'tury: rol' gosudarstva v formirovanii konceptual'nyh osnov nacional'noj obrazovatel'noj strategii. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2015; 8: 275 - 278.

3. Kondrashev A.A. Problemy sovremennogo yuridicheskogo obrazovaniya v kontekste reformy vysshego obrazovaniya v Rossijskoj Federacii: itogi i perspektivy. Lex Russica. 2018; 1 (134): 144 - 156.

4. Vezirov T.T. 'Effektivnost' primeneniya 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v professional'noj podgotovke informatikov-yuristov. Nauchno-prakticheskij zhurnal «Gumanizaciya obrazovaniya». 2015; 4: 63 - 68.

5. Terehova N.Yu. Vtoroe vysshee obrazovanie kak fenomen socializacii i resocializacii lichnosti v usloviyah informacionnogo obschestva. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. 2017; 4 (26): 174 - 180.

6. Bavrin I.I., Kuznecova E.V. Vysshee obrazovanie v informacionnom obschestve: problemy i perspektivy. Nauka i shkola. 2016; 3: 165 - 172.

7. Rusinov R.K. Rossijskoe gosudarstvo i yuridicheskoe obrazovanie. Rossijskijyuridicheskijzhurnal. 2015; 1 (100): 182 - 186.

8. Shilova O.N. Vyzovy vremeni i problema setevogo vzaimodejstviya v sfere obrazovaniya. Chelovek i obrazovanie. 2013; 4 (37): 4 - 9.

9. Ivanova S.V. Funkcionirovanie modelej setevogo vzaimodejstviya v pedagogicheskom obrazovanii: nivelirovanie riskov. Chelovek i obrazovanie. 2014; 3 (40): 107 - 110.

10. Gromova L.A. Setevoe vzaimodejstvie kak 'effektivnyj mehanizm razvitiya resursnyh centrov. Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2008; 3 (53): 30 - 31.

11. Davydova N.N. Organizaciya setevogo vzaimodejstviya innovacionno-aktivnyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009; 12: 13 - 26.

12. Neretina E.A. Setevoe vzaimodejstvie - osnova dinamichnogo razvitiya vuzov. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013; 4: 128 - 133.

13. Oganesyan A.A. Novye formy universitetskogo sotrudnichestva: mezhdunarodnye setevye universitety. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: 'Ekonomika. 2017; T. 25, 3: 354 - 366.

14. Orlova O.V., Titova V.N. Gejmifikaciya kak sposob organizacii obucheniya. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015; 9 (162): 60 - 64.

Статья поступила в редакцию 15.11.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.