Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ЮРИСТОВ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Образование / онлайн-обучение / дистанционное обучение / мотивация учебной деятельности / образовательные платформы / эффективность онлайн-обучения / образовательные стандарты / электронная информационно-образовательная среда / Education / online learning / distance learning / motivation for educational activities / educational platforms / the effectiveness of online learning / educational standards / electronic information and educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галеева Гульчачак Рамиловна, Дубовиченко Сергей Викторович

Актуальность изучения проблемы онлайн-обучения обусловлена дискуссией о будущем высшего образования, которая приобрела особое значение в условиях массового перехода на обучения в удаленном режиме при распространения новой коронавирусной инфекции. Целью статьи является оценка эффективности опыта применения онлайн технологий при организации учебного процесса у будущих юристов. Затронуты как общие проблемы образовательного процесса (мотивация учебной деятельности, психологическое взаимодействие субъектов образовательной деятельности), так и частные вопросы реализации требований ФГОС подготовки юристов (организация практики и формирования прикладных навыков). Делается общий вывод, что использование технологий онлайн-обучения целесообразно только в качестве вспомогательного образовательного инструмента. Авторы публикации, как представители высшей школы, пытаются донести тревоги педагогического сообщества и надеются на конструктивное решение дискуссии о развитии электронного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галеева Гульчачак Рамиловна, Дубовиченко Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL PROBLEMS OF ONLINE TRAINING OF LAWYERS

The relevance of studying the problem of online education is due to the discussion about the future of higher education, which has acquired particular importance in the context of the massive transition to remote learning in the context of the spread of the new coronavirus infection. The purpose of the article is to evaluate the effectiveness of the experience of using online technologies in organizing the educational process for future lawyers. Both general problems of the educational process (motivation of educational activity, psychological interaction of subjects of educational activity) and specific issues of the implementation of the requirements of the Federal State Educational Standard for the training of lawyers (organization of practice and the formation of applied skills) are touched upon. The general conclusion is that the use of online learning technologies is advisable only as an auxiliary educational tool. The authors of the publication, as representatives of higher education, are trying to convey the concerns of the teaching community and hope for a constructive solution to the discussion about the development of e-education.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ЮРИСТОВ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10842 ГАЛЕЕВА Гульчачак Рамиловна,

кандидат юридических наук, декан факультета высшего образования Волжского университета им. В.Н. Татищева (ВУиТ),

e-mail: [email protected] SPIN-код: 7756-2872

ДУБОВИЧЕНКО Сергей Викторович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского финансово-юридического университета (МФЮА),

e-mail: [email protected] SPIN-код: 6186-2014

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ЮРИСТОВ

Аннотация. Актуальность изучения проблемы онлайн-обучения обусловлена дискуссией о будущем высшего образования, которая приобрела особое значение в условиях массового перехода на обучения в удаленном режиме при распространения новой коронавирусной инфекции. Целью статьи является оценка эффективности опыта применения онлайн технологий при организации учебного процесса у будущих юристов. Затронуты как общие проблемы образовательного процесса (мотивация учебной деятельности, психологическое взаимодействие субъектов образовательной деятельности), так и частные вопросы реализации требований ФГОС подготовки юристов (организация практики и формирования прикладных навыков). Делается общий вывод, что использование технологий он-лайн-обучения целесообразно только в качестве вспомогательного образовательного инструмента. Авторы публикации, как представители высшей школы, пытаются донести тревоги педагогического сообщества и надеются на конструктивное решение дискуссии о развитии электронного образования.

Ключевые слова. Образование, онлайн-обучение, дистанционное обучение, мотивация учебной деятельности, образовательные платформы, эффективность онлайн-обуче-ния, образовательные стандарты, электронная информационно-образовательная среда.

GALEEVA Gulchachak Ramilovna,

Candidate of Legal Sciences, Dean of the Faculty of Higher Education of the Volga University. V.N. Tatishcheva (VUiT)

DUBOVICHENKO Sergey Viktorovich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Law Disciplines of the Moscow University

of Finance and Law (MFLA)

TOPICAL PROBLEMS OF ONLINE TRAINING OF LAWYERS

Annotation. The relevance of studying the problem of online education is due to the discussion about the future of higher education, which has acquired particular importance in the context of the massive transition to remote learning in the context of the spread of the new coronavirus infection. The purpose of the article is to evaluate the effectiveness of the experience of using online technologies in organizing the educational process for future lawyers. Both general problems of the educational process (motivation of educational activity, psychological interaction of subjects of educational activity) and specific issues of the implementation of the requirements of the Federal State Educational Standard for the training of lawyers (organization of practice and the formation of applied skills) are touched upon. The general conclusion is that the use of online learning technologies is advisable only as an auxiliary educational tool. The authors of the publication, as representatives of higher education, are trying to convey the concerns of the teaching community and hope for a constructive solution to the discussion about the development of e-education.

Key words. Education, online learning, distance learning, motivation for educational activities, educational platforms, the effectiveness of online learning, educational standards, electronic information and educational environment.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

Вызовы, с которыми столкнулось педагогическое сообщество в связи с вынужденным переходом на обучение в удаленном режиме, продемонстрировало целый ряд проблем. Из-за распространения пандемии новой коронавирусной инфекции порядка 1,5 млрд. учащихся школ и студентов ВУЗов в мире оказались переведенными на обучение с использование дистанционных и онлайн технологий. В России режим дистанционного обучения затронул около 1,5 млн. учителей школ и преподавателей вузов и порядка 16 млн. школьников и 7 млн. студентов [1, с.46]. Столь масштабный переход на удаленное обучение произошел впервые в истории. Это был уникальный эксперимент, который еще не полностью завершен, но мы можем подвести уже промежуточные итоги и оценить его результаты.

Современный уровень развития информационных технологий в целом позволил в весьма сжатые сроки перевести обучение в удаленный режим. Вузам проще было переходить на дистанционные формы обучения в сравнении со школами, поскольку новые образовательные стандарты требуют создание электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) для реализации образовательных программ, поэтому дистанционные инструменты встраивались в существующую ЭИОС. Большая часть высших учебных заведений с этой задачей неплохо справилась, хотя возможности вузов крупных образовательных центров и региональных безусловно отличаются. Как отмечается в литературе, около 40% вузов в России не смогли обеспечить удаленных режим работы со студентами, а 70% преподавателей с трудом представляют, как можно организовать эту работу [2, с.70].

Отметим, что это связано не только с отсутствующим инструментарием в ЭИОС, но и реальными техническими возможностями самих преподавателей. Оказалось, что не все из них умеют работать в «сети» и не у всех есть компьютер. Если раньше эти проблемы решал технический персонал кафедр и деканатов, то в условиях самоизоляции преподаватель должен был самостоятельно учиться устранять возникающие в процессе работы трудности и не всегда это удавалось сделать успешно. В современных реалиях трудно поддается осмыслению, что человек может не уметь пользоваться компьютерной техникой, однако это факт. Конечно, эти сложности касаются прежде всего старшего поколения преподавательского состава. По данным исследования (данные на 2013 г.) возрастного состава ППС доля профессоров в российских вузах в возрасте свыше 65 лет составляет 47.3%. Происходит вымывание

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

средней возрастной группы в возрастном составе преподавателей высших учебных заведений [3, с.50, 54].

Сегодня мы отчетливо понимаем, что необходимо регулярно проводить курсы повышения квалификации для работы на онлайн платформах, в ЭИОС и нарабатывать навыки работы с различными электронными образовательными ресурсами. Причем курсы проводить очно, а не в форме вебинаров, чтобы у ППС была реальная возможность вместе со специалистами научиться не только входить и выходить из программы, но и уметь пользоваться всем инструментарием этих ресурсов.

Остро обнажилась и проблема стабильной работы сети Интернет. Даже столичная сеть подверглась серьезному испытанию, что говорить о малых городах и сельской местности. Без решения этих вопросов внедрение электронного обучения невозможно. Степень эффективности дистанционных технологий во многом зависит от решения этих проблем.

Образовательные технологии, позволяющие реализовывать образовательный процесс в удаленном режиме, сравнительно недавно стали активно использоваться в процессе обучения, поэтому терминология для обозначения данной формы учебной деятельности окончательно еще не устоялась. Следует различать дистанционное и онлайн-обучение. Дистанционное обучение подразумевает, что обучение осуществляется с помощью специальных, как правило, интерактивных инструментов без посещения занятий в аудиториях и контактной работы с преподавателем. Контроль знаний осуществляется в основном в тестовой форме. Примером, дистанционной формы обучения является технология Moodle. Принципиальное отличие онлайн-обучения от дистанционного заключается в проведении занятий в виртуальном кабинете с возможностью общения между педагогами и однокурсниками в режиме реального времени [4, с.225-226]. Конечно, возможны комбинированные формы электронного обучения.

В период роста пандемии высшие учебные заведения в зависимости от имеющихся у них возможностей использовали в работе со студентами в основном две модели ведения образовательной деятельности: дистанционная и онлайн-обучение. Дистанционный режим включал в себя широкую палитру инструментов от курсов moodle до передачи материалов для самостоятельной подготовки по электронной почте. Такой способ ведения образовательной деятельности требует от обучающихся высокого уровня самостоятельности. Для обучающихся, привыкших к традиционным аудиторным форматам занятий, шоковый

переход к дистанционному обучению существенно снижал эффективность обучения.

Вторая модель (онлайн-обучение) была основана на взаимодействии преподавателей и обучающихся в режиме реального времени посредством использования различных образовательных интернет платформ. Самыми популярными платформами были Zoom, Microsoft Team, Discord и др. Не все из применяемых платформ изначально разрабатывались для онлайн-обуче-ния. К примеру, Discord изначально создавалась как онлайн-площадка для общения геймеров.

Опыта работы с облачными сервисами, предназначенными для онлайн-обучения, у большинства педагогов и студентов, высшей школы не было и приходилась осваивать новую образовательную технологию сразу в «полевых условиях». Это была стрессовая ситуация особенно для старшего поколения преподавателей, которым освоение современных информационных технологий дается сложнее, но в непростой ситуации оказались все и преподаватели, и студенты.

Онлайн - обучение, несмотря на возможность общения в режиме реального времени, требует поиска иных образовательных средств, проводить занятия в таком формате оказалось намного сложнее и трудозатратнее. В этом отношении проблемы удаленного обучения будущих юристов созвучны с теми сложностями, с которыми столкнулось педагогическое сообщество в целом.

Во-первых, затрудняется психологический контакт между преподавателем и обучающимся. Профессиональным педагогам не нужно объяснять, что во время проведения занятий в аудитории реакция обучающихся отчетливо фиксируется, можно управлять вниманием, использовать различные экспрессивные техники, выстраивать занятия с использованием диалоговых форм, отмечать моменты, когда внимание обучающихся рассеивается. Это может прозвучать несколько высокопарно, но заинтересованный блеск в глазах, сосредоточенная тишина аудитории, когда ловится каждое слово и жест преподавателя — это те моменты, которые наполняют работу педагога подлинным смыслом. Преподавательская деятельность тонкий творческий процесс, он не сводится только к технике подачи информации, не менее важны невербальные каналы. Теряется возможность передачи неявного знания [5, с.244]. На занятии формируется особая атмосфера, предполагающая взаимодействие преподавателя и обучающегося как двух равно значимых субъектов. Добиться такого эффекта при использовании онлайн - обучения весьма затруднительно. Читать лекцию в экран компьютера с психологической

точки зрения оказалось весьма непростой задачей. Преподаватель превратился для студентов в «говорящую голову», а студент из субъекта взаимодействия в обезличенный аватаром объект воздействия.

Во-вторых, происходит снижение уровня мотивации обучающихся. Хотя, по многим наблюдениям, на начальных этапах внедрения онлайн обучения уровень посещаемости занятий возрастал. Это можно объяснить наличием игрового момента и интересом к необычному опыту. Однако, этот эффект оказался довольно скоротечным.

Дело в том, что нахождение в домашней обстановке затрудняет процесс восприятия новой информации и мешает переключению деятельности. При обычном обучении само нахождение в учебной аудитории настраивает на включение в образовательную деятельность. ВУЗ создает уникальную среду, которую с психологической точки зрения можно рассматривать как эффективный фактор внешней мотивации поведения студентов. Данному процессу помогают академические традиции высшей школы, которые формируют представление о педагоге как авторитетном носителе знания. Это имеет очень важное значение для современного мира, где количество источников информации превосходит все мыслимые пределы. Онлайн технологии ставят педагогическую деятельность в один ряд с многочисленными каналами информации, с которыми обыкновенно имеет дело современный обучающийся. Поэтому остро стоит вопрос использования различных методик, направленный на стимулирование образовательной активности студентов.

Одной из таких методик является геймифи-кация учебного процесса, то есть внедрение игровых форм ведения учебного занятия в удаленном режиме. Такие формы особенно актуальны для использования в колледжах, но элементы игровых методик вполне применимы и в высшей школе.

Безусловно такой подход к занятиям требует тщательной подготовки и освоения новых информационно-компьютерных технологий [6, с.178], доступных не во всех существующих онлайн-плат-формах.

В-третьих, онлайн-обучение меняет традиционные подходы к проверке знаний студентов. Классический экзамен оказалось весьма затруднительно провести в удаленном формате, поэтому многие вузы вынуждены были использовать различные формы тестирования для проведения промежуточной аттестации. Проведение тестирования в дистанционном режиме существенно снижает объективность полученных результатов [7, с.139], что в конечном счете сможет послужить

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

мощным демотиватором для последующего активного включения обучающихся в образовательную деятельность в удаленном режиме. Здесь мы опять сталкиваемся с тем, что процедура аттестации студентов выступает как важный фактор внешней мотивации учебной деятельности.

В-четвертых, важной частью реализации образовательных программ является прохождения практики. Для студентов, обучающихся по юридическим направлениям, образовательными стандартами предусмотрено, как правило, от двух до четырех видов практик: учебная, производственная, преддипломная и научно-исследовательская. Проведение практик обучающихся -обязательный элемент основной профессиональной образовательной программы. Для студентов юридического профиля базами практики являются правоохранительные органы, суды, юридические отделы различных организаций. В подавляющем большинстве своем дистанционная практика в этих организациях не доступна, а в условиях распространения коронавирусной инфекции эти организаций стали отказываться принимать студентов. Наиболее приемлемым способом выхода из ситуации стал перенос времени прохождения практики, предусмотренный календарным учебным графиком. Однако, для студентов выпускных курсов такой выход оказался неприемлемым. Если же профильная организация не отказывала в приеме выпускников на практику и шла навстречу, то оказывалась в числе нарушителей режима изоляции. Известно, что преддипломная практика ориентирована на подготовку выпускной квалификационной работы. Опираясь на это, многие вузы провели его рамках ЭИОС, с применением дистанционных технологий. Руководитель практики из профильной организации должен был осуществлять руководство дистанционно. Но и здесь, в конечном счете, был только формальный подход и говорить об освоении компетенций обучающихся в полном объеме говорить не приходиться. Иными словами, предусмотренную образовательными стандартами практику оказалось почти невозможным реализовать в удаленном режиме.

В-пятых, при подготовке студентов юридического профиля имеется целый ряд дисциплин, предусматривающих формирование прикладных навыков в ходе практических занятий. К числу таких дисциплин следует отнести огневую подготовку, криминалистику, тактико-специальную подготовку и др. Данные дисциплины предусматривают проведение лабораторных занятий (например, по криминалистике), работу на криминалистическом полигоне, практическую отработку

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

криминалистической методики и тактики. Федеральные государственные образовательные стандарты подготовки по специальностям Правоохранительная деятельность и Правовое обеспечение национальной безопасности предусматривают использование тира для отработки навыков владения оружием. В онлайн режиме не удастся обеспечить формирование данных практических навыков.

В-шестых, обучение в удаленном режиме снижает возможности участия студентов во внеу-чебной деятельности, которая также имеет существенное значение для развития общекультурных компетенций, затрудняется процесс формирования коммуникативного потенциала. Высшее учебное заведение нельзя рассматривать исключительно как социальную институцию, позволяющую передавать накопленный научный потенциал. Университет правильнее будет представлять в качестве уникальной социальной матрицы, транслирующей смыслы деятельности, дающий уникальный опыт социального взаимодействия, который должен служить стартовым капиталом для профессионального и личностного развития. Ни одна технологическая среда не способна выполнить столь сложные функции.

С объявлением каникул, а потом переходом в режим самоизоляции, все студенты, проживающие в общежитиях, оказались там изолированы. Вузам пришлось через управления по социально-воспитательной работе «удержать» огромное количество молодых людей, не занятых учебой, спортом и иной деятельностью в образовательных организациях до принятия решения об отправке их домой.

Можно привести и другие соображения, но думаем уже приведенных тезисов достаточно, чтобы сделать вывод. Онлайн обучение - вынужденный шаг, обусловленный необходимостью обеспечения безопасности в условиях распространения пандемии новой коронавирусной инфекции, такое обучение не может стать полноценной заменой традиционных форм обучения [8, с.124]. Сохранение удаленного режима обучения после завершения ограничений, вызванных пандемией, нецелесообразно, поскольку выхолащивает ценность университетского образования. Вместе с тем мы полагаем, что технологии онлайн обучения как вспомогательные образовательные инструменты имеют очень хороший потенциал. Их применение возможно для реализации дополнительных образовательных программ [9, с.75], курсов повышения квалификации, получения новых профессиональных компетенций в рамках обучающих вебинаров, для проведения круглых столов, конференций и проч.

В свободном доступе в сети Интернет имеется множество открытых образовательных платформ, таких как Coursera, Лекториум, Универса-риум, Stepik и другие [10, с.18-19]. Порядка 600 курсов представляет ресурс «Открытое образование», где имеются курсы ведущих вузов страны по юридическим направлениям подготовки.

Онлайн-образование позволяет повысить доступность высшего образования для студентов, которые проживают далеко от образовательных центров, а также решить проблему нехватки преподавателей-специалистов по узким специальностям [11, с.178]. Бесспорным преимуществом такого обучения является экономия времени, которые студенты тратят для того, чтобы добраться до аудитории. Весьма перспективным, в связи с этим видится возможность комбинирования оффлайн и онлайн занятий, когда преподаватель одновременно может работать как со студентами, находящимися в аудитории, так и удаленно. Именно такой поход сейчас внедряется в европейских вузах, и он сможет решить многие из обозначенных выше проблем.

Ограничения, обусловленные пандемией, сказались также на научном сотрудничестве. Пришлось отменять или переносить целый ряд научных мероприятий, но с другой стороны режим ограничения инициировал процесс поиска и апробации дистанционных инструментов для научного сотрудничества. Если раньше очные круглые столы и др. научные мероприятия могли посещать десятки участников, то через образовательные платформы уже сотни из разных регионов и что немаловажно с затратой минимальных ресурсов. Мы на себе почувствовали, как онлайн технологии стирают границы и часовые пояса. Будущее высшего образования - разумное сочетание онлайн и оффлайн технологий при бережном отношении к многовековым университетским традициям.

Список литературы:

[1] Лунева М.Н. Проблемы образования при дистанционном обучении // В сборнике: Современные инновационные образовательные технологии в информационном обществе. Материалы XII Международной научно-методической конференции. Под редакцией Е.В. Гордеевой. 2020. -С.46-50.

[2] Петрунева Р.М., Авдеюк О.А., Петрунева Ю.В., Авдеюк Д.Н. Проблемы дистанционного образования глазами преподавателей: уроки коронавируса // Primo aspectu. - 2020. - № 2 (42). -С.65-71.

[3] Пугач В.Ф. Возраст преподавателей в российских вузах: в чем проблема? // Высшее образование в России № 1, 2017. - С.50, 54.

[4] Сорокопуд Ю.В., Борисевич М.М. Специфика профессиональной подготовки в условиях онлайн-образования // Мир науки, культуры, образования. - № 5 (78). - 2019. - С.225-226.

[5] Вольчик В.В., Ширяев И.М. Дистанционное высшее образование в условиях самоизоляции и проблема институциональных ловушек // Актуальные проблемы экономики и права. - 2020.

- Т.14. - №2. - С.235-248.

[6] Осьмина К.С. Внедрение онлайн-лекции в традиционное образование // Мир науки, культуры, образования. № 4 (77) 2019. С. - 178.

[7] Уткина Е.Е. Проблемы развития дистанционных технологий в образовании // В сборнике: Всероссийская научная конференция молодых исследователей с международным участием, посвященная Юбилейному году в ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина «Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития» (Век-тор-2020). Москва, 2020. - С.136.

[8] Артебякина Н.А., Лукашевич С.В. Проблемы дистанционного образования // Поволжский педагогический поиск. - 2020. - № 2(32). -С.117-123.

[9] Софронова А.К., Миронов Э.Ю. Применение онлайн-курсов в дополнительном профессиональном образовании // Вестник СВФУ. - Серия «Педагогика. Психология. Философия». - № 4(12).

- 2018. - С.71-76

[10] Батайкина И.А. Онлайн - образование: новые возможности // Инновационная наука. -№11. - 2019. - С.18-19.

[11] Осьмина К.С. Внедрение онлайн-лекции в традиционное образование // Мир науки, культуры, образования. - № 4 (77). - 2019. - С. 177-179.

Spisok literatury:

[1] Luneva M.N. Problemy obrazovanija pri dis-tancionnom obuchenii // V sbornike: Sovremennye innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii v informa-cionnom obshhestve. Materialy XII Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Pod redakciej E.V. Gordeevoj. 2020. - S.46-50.

[2] Petruneva R.M., Avdejuk O.A., Petruneva Ju.V., Avdejuk D.N. Problemy distancionnogo obrazovanija glazami prepodavatelej: uroki koronavirusa // Primo aspectu. - 2020. - № 2 (42). - S.65-71.

[3] Pugach V.F. Vozrast prepodavatelej v rossi-jskih vuzah: v chem problema? // Vysshee obra-zovanie v Rossii № 1, 2017. - S.50, 54.

[4] Sorokopud Ju.V., Borisevich M.M. Specifika professional'noj podgotovki v uslovijah onlajn-obra-zovanija // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. - № 5 (78). - 2019. - S.225-226.

[5] Vol'chik V.V., Shirjaev I.M. Distancionnoe vysshee obrazovanie v uslovijah samoizoljacii i prob-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

lema institucional'nyh lovushek // Aktual'nye prob-lemy jekonomiki i prava. - 2020. - T.14. - №2. - S.235-248.

[6] Os'mina K.S. Vnedrenie onlajn-lekcii v tradi-cionnoe obrazovanie // Mir nauki, kul'tury, obra-zovanija. № 4 (77) 2019. S. - 178.

[7] Utkina E.E. Problemy razvitija distancionnyh tehnologij v obrazovanii // V sbornike: Vserossijskaja nauchnaja konferencija molodyh issledovatelej s mezhdunarodnym uchastiem, posvjashhennaja Jubi-lejnomu godu v FGBOU VO «RGU im. A.N. Kosygina «Jekonomika segodnja: sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija» (Vektor-2020). Moskva, 2020. - S.136.

[8] Artebjakina N.A., Lukashevich S.V. Problemy distancionnogo obrazovanija // Povolzhskij ped-agogicheskij poisk. - 2020. - № 2(32). - S.117-123.

[9] Sofronova A.K., Mironov Je.Ju. Primenenie onlajn-kursov v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii // Vestnik SVFU. - Serija «Pedagogika. Psihologija. Filosofija». - № 4(12). - 2018. - S. 71-76

[10] Batajkina I.A. Onlajn - obrazovanie: novye vozmozhnosti // Innovacionnaja nauka. - №11. - 2019. - S.18-19.

[11] Os'mina K.S. Vnedrenie onlajn-lekcii v tradicionnoe obrazovanie // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. - № 4 (77). - 2019. - S. 177-179.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.