Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / EDUCATION / CIVIL LAW / INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DISTANCE TEACHING / EDUCATIONAL MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Надежда Владимировна

В статье рассматривается проблема совершенствования дистанционного обучения юристов в вузе в свете новых требований государственных образовательных стандартов высшего образования, что является неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Сегодня образовательные технологии переживают трансформации в условиях распространения пандемии. Наука переходит на новый уровень создания цифровой образовательной среды, в которой дистанционно используются передовые технологии проведения лекционных, семинарских, практических занятий, а также создаются формы организации самостоятельной работы обучающихся. Образовательные технологии и их характеристики рассматриваются в рамках дисциплин юридического профиля на примере изучения дисциплины «Гражданское право». В качестве основного условия применения информационно-образовательных технологий и интернет-ресурсов автор рассматривает умение преподавать в формате онлайн, профессиональноевладение образовательными технологиями, направленными на ускоренную подачу материала, способствующими эффективному получению знаний с помощью электронных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY IN THE TEACHING OF CIVIL LAW IN THE CONDITIONS OF DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

In the research considers the idea of improving distance teaching in higher education in the light of new requirements of state educational standards of higher education, which is an integral component of the educational process. Today, educational technologies are undergoing a new rebirth in the context of the spread of the pandemic. Science is moving to a new level of creating a digital educational environment, which remotely uses advanced technologies for lectures, seminars, and practical classes, as well as creating forms of organizing independent work of students. Educational technologies and their characteristics are considered within the framework of legal disciplines, using the example of studying the discipline "Civil law". As the main condition for the use of information-educational technologies and Internet resources, the author calls the ability to teach in the online format, professional knowledge of educational technologies aimed at accelerated submission of material, contributing to the effective acquisition of knowledge using electronic resources.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

ШЕЛЕСТЮКОВ ВИТАЛИИ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова ([email protected])

ШЛЕЕ ИНЕССА ПЕТРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова ([email protected]) SHELESTYUKOV, VITALIY N. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Head of the Department of Civil Law and Process of the Kemerovo Institute (branch) of the Plekhanov Russian University ([email protected]).

SHLEE, INESSA P. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of State Law and Criminal Law Disciplines of the Kemerovo Institute (branch) of the Plekhanov Russian University ([email protected])

УДК 347.12:37.01:007

АЛЕКСАНДРОВА Н.В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ среды

Ключевые слова: образование, гражданское право, информационные технологии в образовании, цифровая образовательная среда, дистанционное обучение, учебный материал.

В статье рассматривается проблема совершенствования дистанционного обучения юристов в вузе в свете новых требований государственных образовательных стандартов высшего образования, что является неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Сегодня образовательные технологии переживают трансформации в условиях распространения пандемии. Наука переходит на новый уровень создания цифровой образовательной среды, в которой дистанционно используются передовые технологии проведения лекционных, семинарских, практических занятий, а также создаются формы организации самостоятельной работы обучающихся. Образовательные технологии и их характеристики рассматриваются в рамках дисциплин юридического профиля на примере изучения дисциплины «Гражданское право». В качестве основного условия применения информационно-образовательных технологий и интернет-ресурсов автор рассматривает умение преподавать в формате онлайн, профессиональное владение образовательными технологиями, направленными на ускоренную подачу материала, способствующими эффективному получению знаний с помощью электронных ресурсов.

ALEXANDROVA, N.V. INFORMATION TECHNOLOGY IN THE TEACHING OF CIVIL LAW IN THE CONDITIONS OF DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Keywords: education, civil law, information technologies in education, digital educational environment, distance teaching, educational material.

In the research considers the idea of improving distance teaching in higher education in the light of new requirements of state educational standards of higher education, which is an integral component of the educational process. Today, educational technologies are undergoing a new rebirth in the context of the spread of the pandemic. Science is moving to a new level of creating a digital educational environment, which remotely uses advanced technologies for lectures, seminars, and practical classes, as well as creating forms of organizing independent work of students. Educational technologies and their characteristics are considered within the framework of legal disciplines, using the example of studying the discipline "Civil law". As the main condition for the use of information-educational technologies and Internet resources, the author calls the ability to teach in the online format, professional knowledge of educational technologies aimed at accelerated submission of material, contributing to the effective acquisition of knowledge using electronic resources.

В связи с распространением эпидемии COVID-2019 и введением карантина, в системе российского образования возникла оперативная необходимость в переходе на онлайн-обучение с постановкой новых задач подготовки специалистов, востребованных на современном рынке труда. Возникшая ситуация мгновенно мобилизовала работников сферы образования для создания необходимых условий обучения с применением образовательных технологий, прежде всего, в дистанционном формате. Перед вузами был поставлен вопрос: как организовать дистанционное обучение таким образом, чтобы это было удобно и студентам, и преподавателям. Однако ответить на этот вызов непросто, поскольку идет не только формирование, но и сложный процесс вхождения в цифровую образовательную среду, в которой достаточно много различных информационных программ и контентов для систематизации обучения.

Нужно отметить, что дистанционное обучение - это испытание не только для преподавателей университетов, но и для самих студентов. В частности, можно наблюдать непривычный формат общения, поиск информации, преобразование форм контроля в цифровые алгоритмы и, наконец, решения задач вовлечения студентов в формат дистанционного обучения. Тем не менее, как отмечается в научных исследованиях: «процессы модернизации российского образования требуют внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс, что повысит качество образования и будет способствовать развитию у обучающихся профессиональных компетенций» [2, с. 225].

Одно из преимуществ дистанционного обучения - обилие инструментов, которыми можно

воспользоваться для повышения эффективности образования. Например, удалённо преподавать можно с помощью платформы вебинара, организованного в формате видеовстречи с одним или несколькими докладчиками, которые рассказывают материал аудитории. При этом преподаватель может потребовать онлайн присутствия на вебинаре, в тоже время у него имеется возможность предоставлять записи лекций в свободное пользование студентам. Цифровая образовательная среда, в которой дистанционно используются передовые технологии, позволяет планировать занятия через онлайн-сервисы с указанием предметов и тем, снимать видеоуроки, закрепить общение в интернет-чатах, создавать виртуальные классы, провести тестирование, а студенты самостоятельно изучают учебный материал в удобное время и в удобном месте, проходят форму контроля, указанную преподавателем. Цифровая образовательная среда позволяет студентам получить доступ к учебным материалам, тестовым заданиям, видеозаписям занятий и т.д. Безусловно, такое использование передовых достижений в области образовательных технологий делает учебный процесс эффективным и гибким, востребованным и более экономичным в финансовом аспекте, то есть менее затратным.

По сравнению с дистанционным, аудиторное обучение имеет все же свои преимущества. Например, формат проведения практических занятий позволяет разобрать конкретный вопрос или ситуацию более углубленно в присутствии самого преподавателя, интегрированная или модульная лекция, проведенная преподавателем перед широкой аудиторией, побуждает внимание и мыслительную активность, семинарское занятие напротив позволяет оценить различные позиции и точки зрения, общественное мнение, провести дискуссию, диспут и т.д. Положительно контактная форма способствует и методике овладения навыками ведения публичной дискуссии.

Сегодня российские вузы имеют достаточный опыт дистанционного обучения. Действующее законодательство об образовании закрепило нормы об использовании такого формата обучения, но сегодня, в условиях пандемии электронное обучение подверглось переосмыслению с цифровых позиций [1]. Безусловно, дистанционное обучение в вузе должно быть построено в сочетании образовательного процесса с интерактивными технологиями. С.И. Черных справедливо и объективно полагает, что «электронное обучение - это возможность использования аудио-и видеодокументов и их интеграция; независимость от времени и места нахождения обучающегося и обучающего; легкость создания образовательных ресурсов и их распространения; учет конкретных требований и индивидуальный подход к каждому учащемуся; обеспечение одинаковых возможностей доступа к образовательным ресурсам; возможность разработки и распространения современных образовательных стандартов, ориентированных на результат обучения» [7, с. 67].

По мнению Ю.В. Шабалина: «система дистанционного образования способствует созданию мобильной образовательной среды и является наиболее перспективной формой в юридическом образовании. Особая роль отводится дистанционным образовательным технологиям в повышении качества учебных материалов. На дистанционное обучение, как на целостную дидактическую систему, накладывается ряд требований, предусматривающих: оптимизацию содержания учебных курсов; разработку технологий обучения, оптимизирующих учебную деятельность и интенсифицирующих процесс усвоения материала; создание системы контроля усвоения знаний, обеспечивающей непрерывное и эффективное управление процессом обучения» [6, с. 34].

Учитывая различные подходы, под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии с применением интернет-ресурсов при непосредственном взаимодействии преподавателя и студентов. Гораздо важнее обратить внимание на то, что интернет и цифровые технологии соединили понятия онлайн и дистанционного обучения, а умение преподавать в формате онлайн, стало одним из важнейших навыков каждого преподавателя.

Внедрению в процесс подготовки будущих юристов цифровых технологий предшествовало активное использование Интернет-ресурсов, что в первую очередь доказало студентам возможности современной науки и техники. Благодаря этому большое количество текстовых ресурсов оцифровано и представлено в электронном виде на образовательных сайтах и в электронных учебниках. Одна из наиболее востребованных у юристов - электронная библиотечная система издательства «Юрайт» (ЭБС Юрайт), которая предлагает учебники и учебные пособия ведущих авторов в области не только юриспруденции, но и других направлений науки.

Практически все вузы имеют собственные информационно-образовательные порталы в открытом доступе для обучающихся. К внутренним электронным образовательным ресурсам следует отнести комплексные учебные материалы, разработанные и размещенные на площадке электронной образовательной среды вуза (например, система дистанционного обучения ЧГУ им. И.Н. Ульянова https://moodle.chuvsu.ru/). Система обучения «мудул» практична и позволяет успешно получить информацию по любому предметному циклу. Обязательными разделами учебной дисциплины являются конспекты лекции, учебно-методическое обеспечение дисциплины, рекомендации по организации самостоятельной работы, глоссарий, авторские презентации, разработки модульных занятий и т.д.

Нельзя не отметить, что сегодня юридическое образование шагнуло вперед со всеми достижениями науки и эпохи цифровизации. Юриспруденция занимает особое место среди гуманитарных наук, а отраслевые юридические дисциплины формируют комплексные знания, которые должны обеспечивать глубокое усвоение частного права. Технологии дистанционного обучения могут применяться и по юридическим дисциплинам, например гражданско-правовой специализации. Гражданское право - фундаментальная дисциплина в системе юридического образования и подготовки специалиста с высшим юридическим образованием. Например, широкое использование электронных материалов судебной практики по гражданским делам помогает не только сформировать у студентов представления о применении норм гражданского права, но и анализировать конкретный характер применения той или иной нормы права применительно к отдельной сложной ситуации. Более того, в гражданском праве огромное количество действующих нормативно-правовых актов, регулирующих многочисленные имущественные, личные неимущественные отношения, правовой статус субъектов правоотношения и т.д. Также здесь существуют сложности и неоднозначность ряда гражданско-правовых понятий, принципов и конструкций. При этом правильное понимание отдельных правовых категорий немыслимо без обращения к практическому опыту и анализу судебной практики. Например, чтобы понять природу вещных прав, необходимо как минимум иметь четкое представление о таких институтах, как собственность, ее формы и виды. Категория нематериальных благ раскрывается сквозь призму понятий честь, достоинство и деловая репутация. Теоретические нормы данных понятий толкуются в судебной практике как «компенсация морального вреда».

Не менее важной представляется позиция, согласно которой «следует учитывать особенности интерактивных методик обучения студентов-юристов, которые имеют свою специфику. Специфика проявляется в том, что до недавнего времени невозможно было применить интерактивную методику обучения при дистанционной форме занятий с обучающимися по дисциплине гражданский процесс (в качестве примера возможно привести такой вид интерактива, как модельный судебный процесс по гражданскому делу), поскольку трафик (количество пересылаемого объема цифровой информации за единицу времени) был недостаточным для воссоздания условий и атмосферы одного и того же судебного разбирательства (визуальных и аудио-сигналов) одновременно (синхронно, в режиме реального времени) в разных точках доступа к сети Интернет» [3, с. 122].

Для более эффективной работы и преподавания дисциплины «Гражданское право», можно создавать электронные учебники и электронные курсы, что сокращает аудиторные часы, но при этом увеличивает объем часов для самостоятельной работы студентов. В частности, это время для создания презентаций и проектов с последующим анализом и обсуждением, различных документов, разбор и решение конкретных ситуационных задач. Несомненно, электронный учебник, какого бы высокого качества он ни был, не сможет разрешить все существующие проблемы преподавания учебной дисциплины, однако позволяет применить информацию в более доступной форме. При этом проверить свои знания студентам позволяют контрольные вопросы. Ответив на них, они смогут самостоятельно выяснить степень усвоения материала. В свою очередь, каждый преподаватель в своей деятельности может проявить инициативу и творчество, разработать для аудитории учебный материал по конкретной учебной дисциплине, добавить авторские разработки своего курса.

В дистанционном обучении можно выделить поэтапное построение электронного занятия по дисциплине ««Гражданское право»:

1) процедура электронной регистрации дистанционного занятия в форме вебинара (лекция, тема);

2) лекция, задание и получение от студентов обратной информации, осуществление текущего контроля (практическое занятие, тема);

3) проведение письменного экзамена или устного зачета.

Комплексные задания для электронного обучения должны содержать такие элементы как теоретический материал, творческие задачи (умение формировать новые алгоритмы решения задач, средства коммуникации, средства обучения: презентации, методички, тесты, задания, промежуточные учебные задания для контроля и самоконтроля, список литературы и другие источники информации). Эти показатели необходимые и достаточные для организации и осуществления учебного процесса, призванные оптимизировать работу студентов с учебной информацией. Нельзя не согласиться с позицией Гузновой А.В. и Павловой О.А. в том, что «если дисциплины профессионального цикла формируют специалиста в своей области, то гуманитарные дисциплины играют важную роль в формировании духовно развитой личности, обладающей четкой гражданской позицией, способной нести ответственность за свои поступки. Перспективным направлением современных методов преподавания гуманитарных дисциплин является применение новых видов учебных ресурсов, к примеру - электронных» [4, с. 89].

Цифровая образовательная среда и технологии организации дистанционных и онлайн занятий включают наиболее востребованные площадки Вебинара, Zoom, Гугл-класс и т.д. Особенно важным является обучение с новыми технологиями преподавания в области гражданского права, планирование лекций и практических занятий. К числу форм и методов проведения занятий по дисциплинам гражданско-правовой специализации, можно отнести онлайн в разных форматах, а также применение современных методов коммуникации и интерактивного взаимодействия. Zoom в форме онлайн приложения со множеством дополнительных функций позволяет проводить интерактивные занятия. Организовать онлайн-лекцию может любой преподаватель, создавший учетную запись, в режиме видеоконференции длительностью 40 минут. Здесь можно настроить автоматическую запись лекции, чтобы слушатели, которые не смогли «присутствовать» на занятии, посмотрели лекцию в удобное для них время. Гугл класс открыт для пользователей курса, здесь можно разместить все актуальные материалы, структурировать их по датам или темам. Занятия могут проводиться в прямом эфире, дополнительно можно использовать интерактивные сервисы или виртуальные доски. Вебинарные комнаты включают в себя возможности видеоконференций и аудиоконференций, обеспечивают доступность на разных устройствах, удобство для пользователя, максимальное число участников вебинара, стабильность и т.д. Намного важнее для юристов наличие доступа к информационным системам «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс», позволяющих оперативно учитывать изменения российского законодательства, а также необходимых для выполнения, например, презентации, курсовой или дипломной работы.

Полагаем, с учетом вышеизложенного, полностью бесконтактное дистанционное обучение вряд ли может быть эффективным. Скорее всего необходимо сочетание традиционных и новых дистанционных форм обучения. Использование в электронном варианте разных методик представляет собой не только средство контроля, но и своеобразный метод обучения, задача преподавателя использовать не только классические, традиционные формы и методы обучения студентов, но и новые, интерактивные методики преподавания.

Современный преподаватель вуза в своей работе сталкивается со множеством проблем, однако их решение должно иметь положительный результат, только в этом случае можно говорить о преобразовании и поэтапном совершенствовании образовательных технологий, в котором безусловно, должно сохранится место для классического обучения в высшей школе. С очевидностью данная проблема проявляется и в процессе изучения студентами дисциплины «Гражданское право» во многих современных вузах.

Сегодня мы наблюдаем процессы обучения, которые трансформируются из привычного формата в цифровую образовательную среду. Электронные технологии, в свою очередь, требуют повышения профессиональных компетенций современного преподавателя вуза.

Литература и источники

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 (в ред. ФЗ от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» // https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 10.05.2020)

2. Ватунский A.A. Современные инновационные технологии в профессиональном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2018. №3(70). С. 225-22б.

3. Горелов М.В., Жемалетдинов P.M. Перспективные технологии обучения студентов но дисциплине «Гражданский процесс» // Правовое государство: теория и практика. 2020. № 1(59). С. 121-127.

4. Гузнова А.В., Павлова О.А. Использование электронных образовательных ресурсов в изучении дисциплин гуманитарного цикла // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. №3(28). С. 89-92.

5. Хачатурова С.С. Необходимость использования в учебном процессе компьютерных справочно-правовых систем // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-2. С. 318-320.

6. Шабалин Ю.В. Модель профессиональной подготовки студентов в юридическом образовании с использованием дистанционных образовательных технологий // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1(12). С. 33-37.

7. Черных С. И. Электронное обучение: понятие и структура // Профессиональное образование в современном мире. 2011. №1. С. б7-70.

References and Sources

1. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ (v red. FZ ot 24 aprelya 2020 g. N 147-FZ) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // https://base.garant.ru/70291362/ (data obrashcheniya: 10.05.2020)

2. Vatunskij A.A. Sovremennye innovacionnye tekhnologii v professional'nom obrazovanii// Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018. №3(70). S.225-22б.

3. Gorelov M.V., Zhemaletdinov R.M. Perspektivnye tekhnologii obucheniya studentov po discipline «Grazhdanskij process» // Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. 2020. № 1(59). S. 121-127.

4. Guznova A.V., Pavlova O.A. Ispol'zovanie elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v izuchenii disciplin gumanitarnogo cikla // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2019. №3(28). S. 89-92.

5. Hachaturova S.S. Neobhodimost' ispol'zovaniya v uchebnom processe komp'yuternyh spravochno-pravovyh sistem // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fondamental'nyh issledovanij. 2015. № 12-2. S. 318-320.

6. Shabalin Yu.V. Model' professional'noj podgotovki studentov v yuridicheskom obrazovanii s ispol'zovaniem distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2014. № 1(12). S. 33-37.

7. Chernyh S.I. Elektronnoe obuchenie: ponyatie i struktura // Professional'-noe obrazovanie v sovremennom mire. 2011. №1. S. б7-70.

АЛЕКСАНДРОВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова ([email protected]).

ALEXANDROVA, NADEZHDA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Civil Law Disciplines, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.