ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ
УДК: 378.14 Б01: 10.24411/2071-6435-2020-10056
Особенности офлайн- и онлайн-образования при обучении бухгалтеров и аудиторов
Рассматриваются вопросы интеграции методов очного и он-лайн-образования в процессе подготовки специалистов в области бухгалтерского учета и аудита. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена задачами модернизации образовательного процесса в условиях цифровой трансформации хозяйственной жизни, а также активизацией процессов перехода к дистанционному образованию в условиях пандемии С0"УГО-19. Изучается состав и структура учебных дисциплин, связанных с бухгалтерским учетом, анализом финансовой отчетности, финансовым контролем и аудитом, читаемых в рамках реализации образовательных программ высшего образования ведущих вузов России, исследуется вопрос об их достаточности для получения выпускниками квалификации аудиторов, а также действующая практика и возможности онлайн-образования для обучения бухгалтеров и аудиторов. Формируются выводы об обоснованности направления развития образовательного процесса, при котором используется сочетание методов очного и онлайн-образования, о степени востребованности и об оптимальных направлениях применения различных инструментов онлайн-образования в практике подготовки специалистов в области аудита. Приводятся предложения по совершенствованию методов онлайн-образования как в целом, так и в отношении программ обучения, непосредственно связанных с подготовкой специалистов по аудиту. Формулируются проблемные вопросы, которые ставит перед руководством образовательных учреждений необходимость дальнейшего совершенствования методов онлайн-образования.
Ключевые слова: профессиональный стандарт аудиторской деятельности, онлайн-образование, образование аудиторов, образовательные программы, инструменты дистанционного обучения, цифровые технологии.
С. М. Бычкова
Д. В. Эльяшев
В условиях цифровизиции экономики многие сферы и направления хозяйственной деятельности подвергаются серьезным изменениям. Это относится к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, к управлению организациями различных форм собственности и контроля их работы, в том числе независимого вневедомственного контроля — аудита. Сейчас эта деятельность ведется на основе различных цифровых решений, которые сочетают в себе информационные системы учета, анализа и управления хозяйственной деятельностью и механизмы их интеграции в различного рода системы глобальных данных, в том числе государственные контр© С. М. Бычкова, 2020 © Д. В. Эльяшев, 2020
ольные и отраслевые информационные системы. Эти продукты иногда вбирают в себя системы коммуникаций с органами государственной власти и местного самоуправления, кредитными организациями, контрагентами, в частности, с субъектами аудиторского контроля.
Перед подготовкой специалистов в области аудита цифровая трансформация экономики ставит определенные вызовы, которые связаны с тем, чтобы образовательная практика учитывала все процессы цифровых преобразований в бухгалтерском учете, финансовом анализе и аудите. Существует потребность в преобразовании обучения на основе цифровых технологий, в том числе—дистанционного обучения. Пандемия COVID-19 в нашей стране ускорила этот процесс.
При этом данный формат спровоцировал как позитивные, так и негативные эффекты. С одной стороны, дистанционное обучение позволяет экономить время и усилия преподавателей и слушателей, в его рамках можно использовать цифровые технологии, реализация которых невозможна при очном обучении. С другой стороны, снижается мотивация обучающихся, возрастает востребованность интерактивного взаимодействия слушателей друг с другом и с преподавателем [2].
Сложности вызывает и ряд чисто технических аспектов онлайн-обучения. Цифровая трансформация экономики России — это начало переходного периода, когда традиционные образовательные технологии замещаются цифровыми, которые продолжают эволюционировать. Сначала в практике обучения, а затем и методическом обеспечении применялись электронные документы, далее последовало развитие цифровых коммуникаций, совершенствование цифровых методов презентации учебных материалов и результатов работы студентов, в том числе на основе оригинальных программных решений. Затем формировалась цифровая инфраструктура взаимодействия преподавателей и обучающихся, в том числе внутри образовательной организации. Сейчас изменения, вызванные развитием цифровых технологий, предполагают переход к новым методам распространения цифрового контента, включающим в себя новейшие способы проведения учебных занятий, их интеграцию с инструментами цифровых методов управления в профессиональной деятельности, применение социальных сетей и технологий, методов искусственного интеллекта в практике обработки больших массивов данных в образовательном процессе в целях наиболее эффективного построения программ обучения, разработки индивидуальных траекторий развития обучающихся [3].
Каждое изменение в практике использования цифровых технологий предполагает модернизацию подхода к образовательной деятельности. Этим обусловлены характерные для переходного периода трудности организационного характера, с которыми сталкивается образовательный процесс: преподаватели и административные работники образовательных организаций должны осваивать новые компетенции, требуется интеграция новых цифровых продуктов в инфраструктуру образовательной организации, своевременное нормативное и административное регулирование внедрения новых технологий, поиск материальных и финансовых ресурсов, реализация цифровых технологий в образовании [2].
Развитие цифровых технологий и их реализация в образовательном процессе
требуют от преподавателей аудиторской деятельности овладения рядом компетенций, связанных с получением знаний, умений и навыков использования цифровых технологий, как в учетно-аналитической и аудиторской деятельности, так и в сфере образования.
Нормативно-правовые основы онлайн-образования специалистов в области аудита включают в себя следующие документы.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31 июля 2020 года).
2. Приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2017 года № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
3. Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
4. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ, утвержденные письмом Минобрнауки России от 28 августа 2015 года № АК-2563/05.
5. Приказы Минобрнауки России от 5 февраля 2018 года № 69 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», от 12 ноября 2015 года № 1327 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)» и от 30 марта 2015 года № 321 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры)» — комментарий 1.
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», аудитор — это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и состоящее в одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Для получения квалификационного аттестата претендент должен иметь высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, а также трехлетний стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности, ведением бухгалтерского учета, либо составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности [15].
Профессиональным стандартом «Аудитор» установлена классификация требований к уровню образования, предъявляемых к специалистам в области аудиторской деятельности в зависимости от осуществляемых ими трудовых функций и занимаемых должностей. Данная классификация представлена в таблице 1.
Как показывают данные таблицы, большинство трудовых функций, испол-
няемых специалистами в области аудита, требует наличия диплома об окончании магистратуры.
В соответствии с Порядком проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, установленным Министерством финансов Российской Федерации, экзамен проводится Единой аттестационной комиссией, созданной саморегулируемыми организациями аудиторов [1; 7].
В настоящее время квалификационный экзамен проводится в модульной форме в три этапа. Первый, базовый, состоит из пяти модулей: «Основы аудиторской деятельности», «Основы бухгалтерского учета», «Финансы и финансовый анализ», «Основы законодательства Российской Федерации» и «Основы налогового законодательства Российской Федерации».
Таблица 1
Требования к образованию и обучению специалистов в области аудита [8]
Трудовая функция Возможные наименования должностей, профессий Требования к образованию и обучению
А. Осуществление вспомогательных функций при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью - помощник аудитора; - ассистент аудитора; - специалист среднее общее образование и профессиональное обучение (или образование) по специальным программам
В. Выполнение аудиторского задания и оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью - аудитор; - эксперт - высшее образование — бакалавриат; - дополнительное профессиональное образование в области аудиторской деятельности, необходимое для сдачи экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора; - дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации (в том числе необходимым для проведения аудита в специфических областях)
С. Руководство выполнением аудиторского задания и контроль качества в отношении аудиторских заданий - старший аудитор; - ведущий аудитор; - руководитель проекта; - менеджер проекта - высшее образование — специалитет магистратура - дополнительное профессиональное образование в области аудиторской деятельности, необходимое для сдачи экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора - дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации (в том числе необходимым для проведения аудита в специфических областях)
D. Управление рисками и контроль качества при выполнении аудиторских заданий и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью - аудитор-контролер; - контролер качества; - старший (ведущий) контролер; - специалист по управлению рисками; - менеджер по управлению рисками
Е. Методическое обеспечение аудиторской деятельности - аудитор-методолог; - методолог; - старший (ведущий) методолог
Р Руководство подразделением аудиторской организации начальник отдела(подразделения, департамента)
G. Руководство аудиторской организацией - директор; - генеральный директор; управляющий (исполнительный) директор (партнер)
Второй — основной — этап составляют модули: «Аудиторская деятельность и профессиональные ценности»; «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность»; «Анализ и оценка устойчивости бизнеса»; «Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль»; «Правовое регулирование экономической деятельности» и «Налоги и налоговое администрирование». Третий этап квалификационного экзамена предполагает решение комплексной задачи в области аудита.
Изучение учебных планов имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки бакалавров 38.03.01 Экономика и магистров 38.04.01 Экономика, профили которых связаны с аудиторской деятельностью, представленных ведущими высшими заведениями Российской Федерации, имеющими профильное обучение, свидетельствует о том, что перечни дисциплин, представленные в учебных планах данных программ, соответствуют по своему содержанию представленным модулям.
Данная статья состоит из двух логически связанных блоков. В первом рассматривается состав и структура учебных дисциплин, связанных с бухгалтерским учетом, анализом финансовой отчетности, финансовым контролем и аудитом, читаемых в рамках реализации образовательных программ высшего образования ведущих вузов России, исследуется вопрос об их достаточности для получения выпускниками квалификации аудиторов. Во втором блоке изучается действующая практика и возможности онлайн-образования для обучения бухгалтеров и аудиторов.
Авторами изучены имеющие наибольшую связь с вопросами аудита образовательные программы бакалавриата и магистратуры в семи высших учебных заведениях (комментарий 2), среди которых:
— Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ);
— Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева (ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева);
— Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ВГУ»);
— Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» (СПбГЭУ);
— Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет управления» (ФГБОУ ВО ГУУ);
— Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (РЭУ им. Г. В. Плеханова);
— Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет).
Авторами рассмотрены образовательные программы высшего учебного заведения, где осуществляют преподавательскую деятельность авторы настоящего исследования: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» (ФГБОУ ВО СПбГАУ).
Исследованы девять образовательных программ бакалавриата и десять программ магистратуры. В таблицах 2 и 3 представлены данные по распределению учебных дисциплин, преподаваемых в рамках рассматриваемых программ в соответствии с модулями квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора. В связи с частичным совпадением тематики, модули первого и второго этапов экзамена были объединены авторами при формировании таблицы. Каждая из дисциплин, которая в рамках учебных курсов рассматриваемых образовательных программ имела свое отдельное наименование, рассматривалась в качестве уникальной дисциплины.
Как показывают данные, представленные в таблице 2, наибольшее количество уникальных с точки зрения наименования дисциплин в рамках рассматриваемых программ бакалавриата связаны с бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью. Число дисциплин, связанных с остальными модулями, существенно меньше. При этом почти равное количество уникальных дисциплин связано с модулями аудита, финансов и финансового анализа, а также управленческого учета и внутреннего контроля, в то время как на долю модулей, связанных с основами правового регулирования экономической деятельности и вопросами налогообложения, таковых приходится несколько меньше. Количество учебных дисциплин, связанных с рассматриваемыми модулями в рамках программ, профили которых так или иначе связаны с аудитом, находится примерно на одном уровне — от 25 (СПбГЭУ, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») до 37 (ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»). В то же время в образовательной программе ФГБОУ ВО СПБГАУ, не имеющей конкретного профиля, рассматривается всего 14 подобных дисциплин.
Поскольку часть рассматриваемых предметов относится к категориям дисциплин по выбору или факультативных, фактически выпускниками рассматриваемых учебных заведений оказывается изучено меньшее число курсов.
Распределение учебных дисциплин, предусмотренных образовательными программами по направлению подготовки бакалавров 38.03.01 Экономика, в соответствии с модулями квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора [5; 6; 9-12; 14; 16]
Высшее учебное заведение Всего дисциплин Модули «Основы аудиторской деятельности», «Аудиторская деятельность и профессиональные ценности» Модули «Основы бухгалтерского учета», «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность.» Модули «Финансы и финансовый анализ», «Анализ и оценка устойчивости бизнеса» Модули «Основы законодательства Российской Федерации», «Правовое регулирование экономической деятельности» Модули «Основы налогового законодательства Российской Федерации» «Налоги и налоговое администрирование» Модуль. «Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль.»
Высшая школа аудита МГУ 28 6 3 5 6 3 5
ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА имени 1ч. А. Тимирязева, п р о Ф и л ь « Бух гал те р с t :и И учет, анализ и аудит» 37 2 20 4 3 5 3
ФГБОУ ВО «ВГУ», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 34 5 11 7 1 4 6
СПбГЭУ профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 25 1 11 3 2 2 6
ФГБОУ ВС) О/У, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 33 6 16 1 2 5 3
РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит» 31 7 11 7 1 2 3
Финуниверситет, профиль «Аудит и внутренний контроль» 30 3 6 3 4 2 7
Ф и ну н и в е р с итет, п р о Ф и л ь «Учет, анализ и аудит» 32 3 10 9 4 3 3
ФГБОУ ВО СПбГАУ 14 1 4 6 1 1 1
Всего уникальных дисциплин 170 25 61 26 15 13 25
Количественное преимущество дисциплин, относящихся к модулям «Основы бухгалтерского учета» и «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность», верно для большинства рассмотренных программ, за исключением программы Высшей школы аудита МГУ, где преимущество остается за модулями, связанными с аудитом и нормативно-правовыми основами экономической деятельности (в последнем случае — преимущественно за счет факультативных и межфакультетских курсов), а также программы ФГБОУ ВО СПбГАУ и программы профиля «Аудит и внутренний контроль» Финуниверситета, где наибольшую долю в числе рассматриваемых дисциплин составляют курсы, относящиеся к финансам и финансовому анализу. Учебные дисциплины, непосредственно связанные с аудитом, из всей совокупности рассматриваемых составляют доли от 4% (СПбГЭУ, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») до 22,58% (РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит»).
Данные, представленные в таблице 3, доказывают, что преимущество учебных курсов, относимых к модулям, связанным с бухгалтерским финансовым учетом, сохраняется и в отношении программ магистратуры. При этом заметно выделяется второе место учебных дисциплин, связанных с финансовым анализом. Необходимо, однако, отметить, что на это соотношение оказывает значительное влияние программа магистратуры МГУ «Финансовая экономика», не связанная непосредственно с аудитом. Если исключить данную программу, на втором месте окажутся как раз учебные дисциплины, относимые к модулям «Основы аудиторской деятельности» и «Аудиторская деятельность и профессиональные ценности».
Программа магистратуры «Финансовая экономика» МГУ выделяется и по количеству дисциплин, относящихся к рассматриваемым модулям, что связано как со спецификой самой программы, так и с особенностями формирования учебных планов в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. В остальных рассматриваемых программах количество учебных дисциплин, относящихся к искомой тематике, колеблется от 6 (РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа «Экспертиза, контроль и аудит в сфере закупок») до 25 (ФГБОУ ВО РГАУ—МСХА имени К. А. Тимирязева, программа «Бухгалтерский учет и налогообложение»), но в большинстве случаев составляет 15—20 уникальных наименований.
В пяти из рассматриваемых программ основная доля учебных дисциплин, соответствующих модулям квалификационного экзамена, приходится на модули, связанные с финансовым учетом (в программах «Учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВО «ВГУ» и «Учет, анализ и аудит в отраслях экономики» СПбГЭУ она составляет более 50%), в программах РЭУ им. Г. В. Плеханова и программе «Аудит и финансовый консалтинг» Финуниверситета — на дисциплины, связанные с аудиторскими модулями, а в программе «Бухгалтерский учет. Анализ. Аудит» ФГБОУ ВО СПбГАУ — на дисциплины, связанные с налогами.
Далее рассмотрим более подробно учебные дисциплины рассматриваемых программ, непосредственно связанные с аудитом. Как показывают данные, представленные в таблице 4, в исследуемых образовательных программах непосредственно вопросам аудита посвящены учебные дисциплины, обладающие 24
Распределение учебных дисциплин, предусмотренных образовательными программами по направлению подготовки магистров 38.04.01 Экономика, в соответствии с модулями квалификационного экзамена на получение квалификационного
аттестата аудитора [5; 6; 9-12; 14; 16]
Высшее учебное заведение Всего дисциплин Модули «Основы ауд ито р с 1 :о и д е ятел ь ■-ности», «Аудиторская деятельность и профессиональные ценности» Модули «Основы бухгалтерского учета», «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность» Модули «Финансы и финансовый анализ» «Анализ и оценка устойчивости бизнеса» Модули «Основы законодательства Российской Федерации», «Правовое регулирование экономической деятельности» Модули «Основы налогового законодательства Российской Федерации» «Налоги и налоговое администрирование» Модуль. «Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль»
1 2 3 4 5 6 7 3
МГУ, программа «Финансовая экономика» 55 1 3 19 15 4 3
ФГБОУ ВО РГАУ — МОХА имени 1ч. А. Тимирязева, программа «Бухгалтерский учет и налогообложение» 25 4 12 1 0 6 2
ФГБОУ ВО «В0/», программа «Учет, анализ и аудит» 15 2 3 2 1 1 1
СПбГЭУ, программа «Учет, анализ и аудит в отраслях экономики» 19 3 10 1 1 1 3
ФГБОУ ВО П/У, программа «Бухгалтерский, налоговый, управленческий учет и финансовый анализ бизнеса» 20 2 7 2 1 2 6
Продолжение табл. 3
РЭУ ИМ. г. В. Плеханова, программа «Внутренний контроль и аудит» 14 6 2 3 1 0 2
РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа «Экспертиза, контроль и аудит в сфере закупси» 6 3 1 0 2 0 0
Финуниверситет, программа «Аудит и финансовый консалтинг» 17 6 1 5 0 2 3
Финуниверситет, программа «Международный учет и аудит 19 3 7 5 1 1 2
ФГБОУ ВО ОПбГАУ, программа «Бухгалтерский учет. Анализ. Аудит 15 2 2 4 0 5 2
Всего уникальных дисциплин 191 25 57 37 22 21 29
оригинальными наименованиями. Наиболее часто употребляемыми наименованиями учебных дисциплин в сфере аудита являются «Аудит» (4 программы), «Практический аудит» (4 программы) и «Международные стандарты аудита» (3 программы). Объем учебного времени, отводимый на изучение данных дисциплин, колеблется от 5 (ФГБОУ ВО СПбГАУ и СПбГЭУ, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») зачетных единиц (180 учебных часов) до 24 (РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит») зачетных единиц (768 учебных часов, значение рассчитано с учетом места дисциплин по выбору в учебном плане образовательных программ). При этом количество учебных дисциплин, связанных с аудитом, составляет от одной (ФГБОУ ВО СПбГАУ и СПбГЭУ, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») до семи (РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит»).
Таблица 4
Учебные дисциплины, предусмотренные образовательными программами по направлению подготовки бакалавров 38.03.01 Экономика, связанные с подготовкой специалистов по аудиторской деятельности [5; 6; 9-12; 14; 16]
Дисциплина Образовательная организация, профиль Зачетных единиц
1 2 3
Аудит Финуниверситет, профиль «Аудит и внутренний контроль» 14
ФГБОУ ВО «ВГУ», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 4
ФГБОУ ВО СПбГАУ 5
СПбГЭУ, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 5
Аудит внешнеэкономической деятельности ФГБОУ ВО «ВГУ», профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 2 (по выбору)
Аудит государственных закупок РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит» 3 (по выбору)
Аудит и анализ эффективности использования государственных ресурсов РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит» 4 (по выбору)
Аудит и контроль Финуниверситет, профиль «Учет, анализ и аудит» 8
Аудит природоохранной деятельности ФГБОУ ВО «ВГУ», профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 3 (по выбору)
Аудит эффективности использования государственных ресурсов ВША МГУ 3
Внешний аудит ФГБОУ ВО ГУУ, профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 4
Внутренний аудит ФГБОУ ВО ГУУ, профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 4
Внутренний аудит налогового учета и отчетность организации ФГБОУ ВО ГУУ профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 2 (по выбору)
Внутренний контроль и аудит РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит» 5
Государственный аудит ВША МГУ 4
Государственный аудит и финансовый контроль РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит» 5
Междисциплинарный проект «Аналитические процедуры в аудиторской деятельности» РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит» 2
Международные стандарты аудита ФГБОУ ВО ГУУ профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 3 (по выбору)
ВША МГУ 3
ФГБОУ ВО «ВГУ», профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 3 (по выбору)
Налоговый аудит Финуниверситет профиль «Учет, анализ и аудит» 3 (по выбору)
Финуниверситет, профиль «Аудит и внутренний контроль» 4
Общий аудит ВША МГУ 3
Основы аудита РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит» 5
ФГБОУ ВО «ВГУ», профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 4
Особенности аудита внешнеэкономической деятельности ФГБОУ ВО ГУУ профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 2 (по выбору)
Особенности аудита отдельных активов и обязательств ФГБОУ ВО ГУУ профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 3 (по выбору)
Практический аудит РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит» 4
ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева, профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 3
Практический аудит: оценка рисков бизнес-процессов Финуниверситет профиль «Учет, анализ и аудит» 3 (по выбору)
Финуниверситет, профиль «Аудит и внутренний контроль» 3 (по выбору)
Теория аудита ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева, профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 3
Теоретические основы банковского аудита ВША МГУ 2 (по выбору)
Данные, представленные в таблице 5, свидетельствуют, что в рассмотренных программах вопросам аудита уделяется внимание в 22 учебных дисциплинах.
Наиболее «популярными» учебными курсами можно назвать «Международные стандарты аудита» — эта дисциплина читается в рамках пяти образовательных программ из числа рассмотренных— и «Аудит» (Включая «Аудит. Продвинутый курс») — читается в рамках трех образовательных программ.
Объем учебного времени, отводимый на изучение данных дисциплин, составляет от 1 (МГУ, программа «Финансовая экономика») зачетной единицы (32 учебных часа) до 13,5 (Финуниверситет, программа «Аудит и финансовый консалтинг») зачетных единиц (432 учебных часа) (значение рассчитано с учетом места дисциплин по выбору в учебном плане образовательных программ). При этом количество учебных дисциплин, связанных с аудитом составляет от одной (МГУ, программа «Финансовая экономика») до шести (программа «Внутренний контроль и аудит» РЭУ им. Г. В. Плеханова и программа «Аудит и финансовый консалтинг», Финуниверситет).
Таблица 5
Учебные дисциплины, предусмотренные образовательными программами по направлению подготовки магистров 38.04.01 Экономика, связанные с подготовкой специалистов по аудиторской деятельности [5; 6; 9-12; 14; 16]
Дисциплина Образовательная организация, профиль Зачетных единиц
1 2 3
Анализ в аудите эффективности РЭУ им. Г В. Плеханова, программа «Внутренний контроль и аудит» 3 (по выбору)
Аудит ФГБОУ ВО «ВГУ», программа «Учет анализ и аудит» 3
ФГБОУ ВО СПбГАУ, программа «Бухгалтерский учет Анализ. Аудит» 4
Аудит(продвинутый курс) ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева, программа «Бухгалтерский учет и налогообложение» 2
Аудит банков РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа «Внутренний контроль и аудит» 3 (по выбору)
Аудит бизнеса Финуниверситет программа «Аудит и финансовый консалтинг» 6
Аудит консолидированной отчетности Финуниверситет программа «Аудит и финансовый консалтинг» 3 (по выбору)
Финуниверситет программа «Международный учет и аудит» 3 (по выбору)
Аудит мошенничества Финуниверситет программа «Аудит и финансовый консалтинг» 3 (по выбору)
Аудит финансовых вложений Финуниверситет программа «Аудит и финансовый консалтинг» 3 (по выбору)
Аудит эффективности использования государственных ресурсов РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа «Экспертиза, контроль и аудит в сфере закупок» 3 (по выбору)
Бухгалтерский учет и аудит внешнеэкономической деятельности ФГБОУ ВО ГУУ программа «Бухгалтерский, налоговый, управленческий учет и финансовый анализ бизнеса» 4 (по выбору)
Внутренний контроль и аудит РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа «Внутренний контроль и аудит» 3
Контрактный аудит РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа «Экспертиза, контроль и аудит в сфере закупок» 3
Контроль и аудит корпоративного мошенничества РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа «Внутренний контроль и аудит» 3 (по выбору)
Междисциплинарный проект «Международные стандарты аудита как инструмент оценки эффективности системы внутреннего контроля» РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа «Внутренний контроль и аудит» 2
Международные стандарты аудита Финуниверситет, программа «Международный учет и аудит» 3
РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа «Внутренний контроль и аудит» 4
ФГБОУ ВО «ВГУ», программа «Учет, анализ и аудит» 3
ФГБОУ ВО СПбГАУ программа «Бухгалтерский учет Анализ. Аудит» 2
СПбГЭУ, программа «Учет анализ и аудит в отраслях экономики» 2
Международный аудит (на английском языке) Финуниверситет программа «Аудит и финансовый консалтинг» 3 (по выбору)
Финуниверситет, программа «Международный учет и аудит» 3 (по выбору)
Методология и организация аудита СПбГЭУ, программа «Учет анализ и аудит в отраслях экономики» 2
Налоговый аудит Финуниверситет программа «Аудит и финансовый консалтинг» 3 (по выбору)
Теория и практика аудита ФГБОУ ВО ГУУ программа «Бухгалтерский, налоговый, управленческий учет и финансовый анализ бизнеса» 3 (по выбору)
Учебно-тренинговый комплекс «Аудит закупок» РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа «Экспертиза, контроль и аудит в сфере закупок» 3 (по выбору)
Учет и аудит экспортно-импортных операций ФГБОУ ВО ГУУ программа «Бухгалтерский, налоговый, управленческий учет и финансовый анализ бизнеса» 4 (по выбору)
Экономика предприятия: учет, анализ, аудит и финансы МГУ, программа «Финансовая экономика» 1 (Меж-факультет-ский курс)
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что объем учебных дисциплин, связанных с бухгалтерским учетом, анализом финансовой отчетности, финансовым контролем и аудитом, читаемых в рамках изученных образовательных программ, является достаточным для получения выпускниками квалификации аудиторов. Далее рассмотрим перспективы интеграции методов онлайн-образования в практику подготовки специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту в контексте сложившейся практики и возможностей, предоставляемых современными цифровыми технологиями.
В настоящее время в практике онлайн-образования, в том числе исследованных ранее вузов, активно применяются следующие инструменты:
— электронные учебники (в том числе в специальных форматах, адаптированных для использования на электронных книгах) и электронные лекции, как в традиционных форматах электронных документов и презентаций, так и интегрированные в информационную среду, используемую университетом;
— вебинары, в рамках которых осуществляется живое общение преподавателя с аудиторией;
— видео- и аудиоконтент, в том числе обучающие фильмы, аудиоучебники, записи вебинаров;
— инструменты интерактивного взаимодействия преподавателя с аудиторией, в том числе блоги, форумы, чаты, опросы;
— инструменты геймификации учебного материала: применение игровых инструментов в ходе выполнения обучающимися различных заданий, в том числе деловые игры, обучающие ролевые игры;
— инструменты геймификации во взаимодействии обучающихся и преподавателя: система уровней, рейтингов, виртуальных призов и достижений;
— прочие виды онлайн-контента, в том числе тренажеры, тренинги, симуляции диалогов, а также гиперссылки на внешние учебные ресурсы.
Применение тех или иных инструментов дистанционного образования в практике обучения специалистов в области аудита в рамках программ высшего образования может быть разнообразно. Можно попытаться выделить наиболее востребованные виды этих инструментов с точки зрения освоения обучающимися компетенций, соответствующих различным модулям экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора (таблица 6).
По мнению авторов, в отношении дисциплин, изучение которых предполагает освоение компетенций в области основ бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, на первый план выходит овладение широким кругом теоретических знаний, поэтому здесь наиболее востребованными представляются теоретические материалы в виде электронных учебников и вспомогательного контента.
При освоении дисциплин, связанных с изучением законодательства и правоотношений, нельзя действовать без опоры на первоисточники — правовые документы, практику их применения, в том числе судебную практику, поэтому значительным преимуществом технологий онлайн-образования являются возможности получения доступа к материалам такого рода посредством гиперссылок,
а также к комментариям и трактовкам от преподавателя, поэтому на первый план здесь выходит формат вебинара.
Таблица 6
Наиболее востребованные виды инструментов онлайн-обучения применительно к отдельным модулям квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора
Модуль квалификационного экзамена Инструменты онлайн-образования
Основы бухгалтерского учета Электронные учебники, электронные лекции, видео- и аудиоконтент электронные тесты
Основы аудиторской деятельности
Основы законодательства Российской Федерации Вебинары, инструменты геймификации, гиперссылки на внешние ресурсы
Основы налогового законодательства Российской Федерации
Правовое регулирование экономической деятельности
Финансы и финансовый анализ Электронные учебники, электронные лекции, вебинары, инструменты геймификации
Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность Вебинары, онлайн-тренажеры и тренинги
Аудиторская деятельность и профессиональные ценности
Анализ и оценка устойчивости бизнеса Вебинары, инструменты геймификации, онлайн-тренажеры и тренинги
Управленческий учет управление рисками, внутренний контроль
Налоги и налоговое администрирование
Источник: составлено авторами.
Инструменты геймификации процесса обучения могут быть наиболее эффективно использованы в тех случаях, когда перед обучающимися встают задачи по усвоению принципов взаимодействия различных субъектов. В наибольшей степени они востребованы при изучении дисциплин, связанных с основами законодательства и права, где исследуются различного рода правовые отношения, с финансами, которые по определению представляют собой отношения различных субъектов по поводу формирования, распределения и использования денежных средств, с управлением и администрированием (в том числе налоговым).
Учебные дисциплины, связанные с бухгалтерским, финансовым и управленческим учетом, финансовым анализом и аудитом, помимо комментариев и указаний, получаемых от преподавателей в ходе вебинаров, нуждаются в инструменте практического применения полученных умений и навыков в рамках использования онлайн-тренажеров и онлайн-тренингов. Наиболее эффективной здесь будет интеграция в процесс онлайн-образования тренажеров, основанных на использовании применяющихся в реальной коммерческой практике инфор-
мационных систем бухгалтерского учета и анализа, ERP-систем.
Как показано в таблице 6, наиболее востребованным является формат веби-нара, дающий обучающимся возможность непосредственно взаимодействовать с преподавателем. Нельзя не отметить, что именно такой формат может иметь альтернативу в виде очного занятия в аудитории. Безусловно, выбор проведения занятия в онлайн-формате не должен являться для образовательной организации самоцелью, а определяться в первую очередь ее техническими возможностями и целями, поставленными в рамках выполнения конкретных образовательных программ и преподавания конкретных дисциплин.
Следует отметить, что в таблице 6 представлены только те инструменты онлайн-образования, которые связаны непосредственно с освоением обучающимися искомых компетенций. Говоря об инструментах, связанных с проверкой их освоения, представляется, что в отношении дисциплин, связанных с модулями, имеющими общетеоретический характер (в основном, модулями базового уровня), целесообразно применение электронных тестов, в то время как модули основного уровня требуют проверки преимущественно в ходе выполнения обучающимися комплексных заданий. Инструменты онлайн-обучения хорошо зарекомендовали себя в рамках их использования в промежуточной аттестации обучающихся. В настоящее время существует множество способов дистанционного контроля знаний обучающихся в форме различного рода тестов и контрольных заданий. В то же время при осуществлении итогового контроля освоения обучающимися учебных дисциплин их применение, по нашему мнению, не всегда оправданно в связи с необходимостью реализации инструментов контроля их применения, в том числе прокторинга, и их формализации в рамках учебного процесса.
Инструменты общения преподавателя и обучающихся в наименьшей степени зависят от характера дисциплины и должны определяться техническими возможностями образовательной организации и обучающихся, способствовать росту мотивации у последних.
В настоящее время в отношении онлайн-образования сложилась практика использования так называемых массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Существует три варианта использования курсов такого рода [4]:
— смешанное обучение с использованием материалов онлайн-курса в рамках дисциплины;
— онлайн-курс, сопровождаемый преподавателем;
— самостоятельное освоение онлайн-курса при тьюторском сопровождении.
При этом необходимо оговориться, что последний из предложенных вариантов подразумевает использование одним учебным заведением онлайн-курсов другого учебного заведения.
В практике аудиторского образования возможны различные подходы к применению МООК в ходе подготовки специалистов аудиторского профиля. Различные учебные заведения могут самостоятельно разрабатывать онлайн-курсы тех или иных учебных дисциплин силами своих сотрудников, размещая их в своей собственной информационной среде, использовать, как упомянуто выше, онлайн-
курсы, разработанные другими учебными заведениями на договорной основе, или онлайн-курсы, доступные на русском языке на различных открытых образовательных платформах, как международных (Coursera, EdX), так и отечественных (Национальная платформа открытого образования, Лекториум, Универсариум).
Следует, однако, отметить, что курсы, связанные с тематикой аудита в настоящий момент представлены на данных платформах недостаточно. В частности, на платформе Coursera представлено всего два курса по данной тематике: «Основы бухгалтерского учета и аудита» и «Бухгалтерский учет и аудит. Продвинутый курс», разработанные преподавателями СПбГУ [17]. На платформе «Businesslearning.ru» доступен онлайн-курс «Аудит систем качества предприятия» [13].
Изучение современных тенденций в области цифровых методов в практике онлайн-образования позволило авторам сформулировать представление о некоторых возможных перспективах развития методов онлайн-образования в процессе подготовки специалистов по аудиторской деятельности. Применение в ходе образовательной деятельности возможностей систем искусственного интеллекта, прежде всего, в разработке программ адаптивного и персонализированного подхода к обучению, на наш взгляд, способно привести к решению важной задачи, связанной с профессиональной ориентацией выпускников, прошедших обучение по образовательным программам бакалавриата и магистратуры. В настоящее время уже ведутся разработки, способные на основе технологий искусственного интеллекта оптимизировать учебный процесс под склонности и потребности обучающихся, корректировать в соответствии с их достижениями и склонностями элементы отдельных курсов, их состав и порядок в рамках образовательной программы. Будучи применены к образовательным программам, подобным рассмотренным нами выше, эти технологии могут поспособствовать выявлению у выпускников склонностей именно к аудиторской деятельности, а также построению обучения таким образом, чтобы искомые компетенции были освоены в наибольшей возможной степени.
Другим предложением по совершенствованию практики дистанционного образования в сфере аудита является упоминавшаяся выше реализация в рамках учебных курсов возможности проводить практические и лабораторные занятия в форме работы с программно-информационными системами, используемыми непосредственно в практике реальной деятельности в сферах бухгалтерского учета, финансового анализа и аудита.
Также улучшению практики онлайн-образования будет способствовать совершенствование систем управления образовательным процессом, в том числе на основе построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, улучшение применяемых технологий в сфере дистанционного образования с позиции представления учебного контента, формирование принципов разработки и требований к содержанию онлайн-контента, их последовательное внедрение на законодательном, нормативном и методическом уровне, привлечение к обучению в дистанционном формате, в том числе формирование учебного контента организаций, осуществляющих практическую деятельность в сфере аудита, дальнейшее
повышение компетенций лиц, ответственных за организацию и осуществление образовательного процесса в сфере применения цифровых технологий, и, наконец, одним из важнейших условий повышения эффективности методов онлайн-образования должна стать разработка повышения мотивации как обучающихся, так и преподавателей [3].
Применение инструментов онлайн-образования в рамках конкретных образовательных программ связано с решением ряда проблемных вопросов:
1) достижение должного уровня обеспеченности образовательной организации техническими, материальными финансовыми и кадровыми ресурсами, позволяющими реализовать эффективное обучение в онлайн-формате;
2) стимулирование мотивации обучающихся и профессорско-преподавательского состава;
3) разработка стратегического видения в области обеспечения доступа обучающихся к инструментам онлайн-образования на основе формулировки требований к минимальному уровню коммуникационной доступности его элементов, к необходимому уровню материально-технического обеспечения обучающихся и обеспечения эффективного использования инструментов онлайн-образования в случае соответствия этим требованиям;
4) разработка стратегии построения системы дистанционного обучения, встраивание в учебный процесс на основе совместимости, согласованности и соразмерности всех ее элементов.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. В современной практике российского образования при реализации подготовки специалистов в сфере аудиторской деятельности наиболее эффективным представляется сочетание методов очного и онлайн-образования.
2. В настоящее время в России сформирована нормативно-правовая база дистанционного образования, в том числе в сфере экономики. Практикуется применение в образовательном процессе онлайн-курсов, как в качестве самостоятельных завершенных образовательных продуктов, так и в качестве вспомогательных материалов.
3. Требования, предъявляемые к специалистам в области аудита, установленные Федеральным законом об аудиторской деятельности и профессиональным стандартом «аудитор», предполагают наличие у специалиста образования. Ведущими вузами России осуществляется реализация образовательных программ высшего образования, как на уровне бакалавриата (38.03.01 Экономика), так и на уровне магистратуры (38.04.01 Экономика), в том числе по профилям, связанным с аудиторской деятельностью. При этом объем учебных дисциплин, связанных с бухгалтерским учетом, анализом финансовой отчетности, финансовым контролем и аудитом, читаемых в рамках этих программ, представляется достаточным для получения выпускниками (в случае выполнения ими всех необходимых условий) квалификации аудиторов при успешном освоении ими предусмотренных компетенций.
4. К настоящему моменту в практике онлайн-образования сформировано достаточное количество инструментов, в различной степени подходящих для освоения обучающимися различных компетенций. Наиболее востребованными остаются инструменты, позволяющие обеспечить непосредственное взаимодействие преподавателей с обучающимися, в частности вебинары, что дает основания говорить о широких возможностях и преимуществах сочетания методов очного и онлайн-образования. При этом наличие виртуальных тренажеров и онлайн-тре-нингов, позволяющих будущим специалистам эффективно осваивать практические умения и навыки, в том числе в рамках цифровых технологий, непосредственно используемых в практике бухгалтерского учета, финансового анализа и аудита, свидетельствует о важности применения именно онлайновых, цифровых инструментов образования.
5. В качестве предложений по совершенствованию методов онлайн-образования можно выделить рекомендации, применимые к образовательному процессу в целом, такие как совершенствование технологий представления образовательного контента, нормативного и административного регулирования образовательного процесса в дистанционном образовании, реализация привлечения к построению и проведению учебных курсов представителей организаций, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства, где в наибольшей степени востребованы выпускники, развитие знаний, умений и навыков, связанных с применением цифровых технологий в образовании у лиц, участвующих в организации образовательного процесса, стимулирование мотивации обучающихся и преподавателей. Также следует назвать специфические рекомендации, относящиеся к подготовке специалистов в сфере аудита — это, в первую очередь, применение цифровых технологий в рамках профориентации таких специалистов, способное облегчить выбор аудиторской профессии среди всех возможных вариантов трудоустройства экономистов, а также внедрение в практику онлайн-образования элементов работы с информационными системами поддержки специалистов в области бухгалтерского учета и аудита, используемыми в повседневной практике хозяйственной деятельности.
6. Организация процесса обучения с использованием сочетания очного и дистанционного образования ставит перед руководящими органами организаций, осуществляющих подготовку специалистов в сфере аудита, ряд сложных организационных и стратегических вопросов, решение которых требует дальнейших исследований в рассматриваемой области.
Комментарии
1. Приказы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 года № 954 и от 11 августа 2020 года № 939 не были приняты в расчет, так как прием на обучение в соответствии с ранее действовавшими стандартами прекращается 31 декабря 2020 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178766/
2. Основанием для их выбора являлось наличие в них действующих в на-
стоящий момент или действовавших в недавнем прошлом советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности 08.00.12 — Бухгалтерский учет, статистика (экономические науки).
Литература
1. Единая Аттестационная Комиссия. URL: https://eak-rus.ru (дата обращения: 14 ноября 2020 года).
2. Иванова С. В., ИвановО. Б. Образовательное пространство как модус образовательной политики: монография. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. 160 с.
3. Иванова С. В., Иванов О. Б. Перспективы развития образования в условиях четвертой промышленной революции // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 6. С. 7—30.
4. Карасик А. А. Модели использования онлайн-курсов в учебном процессе образовательных организаций. URL: https://openedu.urfu.ru/files/ seminar/Карасик%20Семинар%20030718%20Модели.pdf (дата обращения: 14 ноября 2020 года).
5. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова URL: https://www.msu.ru (дата обращения: 14 ноября 2020 года).
6. Официальный сайт Государственного университета управления. URL: https://guu.ru (дата обращения: 14 ноября 2020 года).
7. Приказ Минфина Российской Федерации от 14 ноября 2018 года № 232Н «Об утверждении порядка проведения квалификационного экзамена лица, претендующего на получение квалификационного аттестата аудитора». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1 &documentId=336866#h64 (дата обращения: 14 ноября 2020 года).
8. Профстандарт 08.023 Аудитор. URL: https://classinform.ru/ profstandarty/08.023-auditor.html (дата обращения: 14 ноября 2020 года).
9. Российский государственный аграрный университет —МСХА имени К. А. Тимирязева (РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева) URL: https://www.timacad.ru (дата обращения: 14 ноября 2020 года).
10. Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова. URL: https://www.rea.ru (дата обращения: 14 ноября 2020 года).
11. Санкт-Петербургский государственный аграрный университет. URL: https://spbgau.ru (дата обращения: 14 ноября 2020 года).
12. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. URL: Режим доступа: https://unecon.ru (дата обращения: 14 ноября 2020 года).
13. Система дистанционного бизнес-образования малого и среднего предпринимательства «Businesslearning». URL: http://www.businesslearning.ru (дата обращения: 14 ноября 2020 года).
14. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Воронежский государственный университет» URL: https://www.vsu.ru (дата обращения: 14 ноября 2020 года).
15. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12164283/ paragraph/23770:0 (дата обращения: 14 ноября 2020 года).
16. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. URL: http://www.fa.ru/Pages/Home.aspx (дата обращения: 14 ноября 2020 года).
17. Coursera. Build Skills with Online Courses from Top Institutions. URL: https://www.coursera.org (дата обращения: 14 ноября 2020 года).
References
1. Edinaya Attestacionnaya Komissiya [Unified Attestation Commission]. Available at: https://eak-rus.ru (accessed: 14 November, 2020) (in Russian).
2. Ivanovа S. V., Ivanov O. B. Obrazovatel'noe prostranstvo kak modus obrazovatel'noy politiki: monografiya [Educational space as a modus of educational policy: monograph], Moscow: Russkoe slovo — uchebnik, 2020. 160 p. (in Russian).
3. Ivanovа S. V., Ivanov O. B. Prospects for the development of education in the fourth industrial revolution. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2019, no. 6, pp. 7-30 (in Russian).
4. Karasik A. A. Modeli ispol'zovaniya onlayn-kursov v uchebnom processe obrazovatel'nyh organizaciy [Models of using online courses in the educational process of educational organizations]. Available at: https://openedu.urfu. ru/files/seminar/Карасик%20Семинар%20030718%20Модели.pdf (accessed:14 November, 2020) (in Russian).
5. Lomonosov Moscow State University. Available at: https://www.msu.ru (accessed:14 November, 2020) (in Russian).
6. Official website of the State University of Management. Available at: https://guu.ru (accessed:14 November, 2020) (in Russian).
7. Prikaz Minfina RF ot 14noyabrya 2018 goda № 232N "Ob utverzhdeniiporiyadka provedeniya kvalifikacionnogo jekzamena lica, pretendujushhego na poluchenie kvalifikacionnogo attestata auditora" [Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 14 November, 2018 No. 232n "On approval of the procedure for conducting a qualification examination of a person applying for an auditor's qualification certificate"]. Available at: https://normativ. kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=336866#h64 (accessed: 14 November, 2020) (in Russian).
8. Profstandart 08.023 Auditor [Professional standard 08.023 Auditor]. Available at: https://classinform.ru/profstandarty/08.023-auditor.html (accessed: 14 November, 2020) (in Russian).
9. Russian State Agrarian University — Moscow Timiryazev Agricultural
Academy. Available at: https://www.timacad.ru (accessed: 14 November, 2020) (in Russian).
10. Plekhanov Russian University of Economics. Available at: https://www.rea.ru (accessed:14 November, 2020) (in Russian).
11. Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyi agrarnyi universitet [Saint Petersburg State Agrarian University]. Available at: https://spbgau.ru (accessed: 14 November, 2020) (in Russian).
12. Saint Petersburg State University of Economics. Available at: https://unecon. ru (accessed:14 November, 2020) (in Russian).
13. Sistema distancionnogo biznes-obrazovaniya malogo i srednego predprinimatel'stva «Businesslearning» [The system of distance business education for small and medium-sized businesses «Businesslearning»]. Available at: http://www.businesslearning.ru (accessed:14 November, 2020) (in Russian).
14. FGBOU VO «Voronezhskiy gosudarstvenny universitet» [FSBEI HE «Voronezh State University»]. Available at: https://www.vsu.ru (accessed:14 November, 2020) (in Russian).
15. Federal'niy zakon ot 30 dekabrya 2008 goda № 307-FZ "Ob auditorskoy deyatel'nosti" [Federal Law of 30 December, 2008 No. 307-FZ "On Auditing Activities"]. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/12164283/ paragraph/23770:0 (accessed:14 November, 2020) (in Russian).
16. Finansovyi universitet pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federacii [Financial University under the Government of the Russian Federation]. Available at: http://www.fa.ru/Pages/Home.aspx (accessed: 14 November, 2020) (in Russian).
17. Coursera. Build Skills with Online Courses from Top Institutions. Available at: https://www.coursera.org (accessed: 14 November, 2020).