Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОФЛАЙНИ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ'

ОСОБЕННОСТИ ОФЛАЙНИ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ АУДИТОРОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНСТРУМЕНТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL STANDARD OF AUDITING / ONLINE EDUCATION / EDUCATION OF AUDITORS / EDUCATIONAL PROGRAMS / DISTANCE LEARNING TOOLS / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бычкова Светлана Михайловна, Эльяшев Дмитрий Витальевич

Рассматриваются вопросы интеграции методов очного и онлайн-образования в процессе подготовки специалистов в области бухгалтерского учета и аудита. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена задачами модернизации образовательного процесса в условиях цифровой трансформации хозяйственной жизни, а также активизацией процессов перехода к дистанционному образованию в условиях пандемии COVID-19. Изучается состав и структура учебных дисциплин, связанных с бухгалтерским учетом, анализом финансовой отчетности, финансовым контролем и аудитом, читаемых в рамках реализации образовательных программ высшего образования ведущих вузов России, исследуется вопрос об их достаточности для получения выпускниками квалификации аудиторов, а также действующая практика и возможности онлайн-образования для обучения бухгалтеров и аудиторов. Формируются выводы об обоснованности направления развития образовательного процесса, при котором используется сочетание методов очного и онлайн-образования, о степени востребованности и об оптимальных направлениях применения различных инструментов онлайн-образования в практике подготовки специалистов в области аудита. Приводятся предложения по совершенствованию методов онлайн-образования как в целом, так и в отношении программ обучения, непосредственно связанных с подготовкой специалистов по аудиту. Формулируются проблемные вопросы, которые ставит перед руководством образовательных учреждений необходимость дальнейшего совершенствования методов онлайн-образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бычкова Светлана Михайловна, Эльяшев Дмитрий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF OFFLINE AND ONLINE EDUCATION IN TRAINING ACCOUNTANTS AND AUDITORS

The issues of integration of methods of full-time and online education in the process of training specialists in the field of accounting and audit are considered. The relevance of the problem under consideration is due to the tasks of modernizing the educational process in the context of the digital transformation of economic life, as well as the intensification of the transition to distance education in the context of the COVID-19 pandemic. The composition and structure of academic disciplines related to accounting, analysis of financial statements, financial control and audit, read as part of the implementation of educational programs of higher education of the leading universities of Russia, is studied, the issue of their sufficiency for graduates to obtain the qualifications of auditors is studied, and current practice is investigated. and online education opportunities for training accountants and auditors. Conclusions are drawn about the validity of the direction of development of the educational process, in which a combination of methods of full-time and online education is used, about the degree of demand and about the optimal directions for using various online education tools in the practice of training specialists in the field of audit. Suggestions are made for improving the methods of online education both in general and in relation to training programs directly related to the training of audit specialists. Problematic issues are formulated that poses the need for the leadership of educational institutions to further improve methods of online education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОФЛАЙНИ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ»

ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

УДК: 378.14 Б01: 10.24411/2071-6435-2020-10056

Особенности офлайн- и онлайн-образования при обучении бухгалтеров и аудиторов

Рассматриваются вопросы интеграции методов очного и он-лайн-образования в процессе подготовки специалистов в области бухгалтерского учета и аудита. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена задачами модернизации образовательного процесса в условиях цифровой трансформации хозяйственной жизни, а также активизацией процессов перехода к дистанционному образованию в условиях пандемии С0"УГО-19. Изучается состав и структура учебных дисциплин, связанных с бухгалтерским учетом, анализом финансовой отчетности, финансовым контролем и аудитом, читаемых в рамках реализации образовательных программ высшего образования ведущих вузов России, исследуется вопрос об их достаточности для получения выпускниками квалификации аудиторов, а также действующая практика и возможности онлайн-образования для обучения бухгалтеров и аудиторов. Формируются выводы об обоснованности направления развития образовательного процесса, при котором используется сочетание методов очного и онлайн-образования, о степени востребованности и об оптимальных направлениях применения различных инструментов онлайн-образования в практике подготовки специалистов в области аудита. Приводятся предложения по совершенствованию методов онлайн-образования как в целом, так и в отношении программ обучения, непосредственно связанных с подготовкой специалистов по аудиту. Формулируются проблемные вопросы, которые ставит перед руководством образовательных учреждений необходимость дальнейшего совершенствования методов онлайн-образования.

Ключевые слова: профессиональный стандарт аудиторской деятельности, онлайн-образование, образование аудиторов, образовательные программы, инструменты дистанционного обучения, цифровые технологии.

С. М. Бычкова

Д. В. Эльяшев

В условиях цифровизиции экономики многие сферы и направления хозяйственной деятельности подвергаются серьезным изменениям. Это относится к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, к управлению организациями различных форм собственности и контроля их работы, в том числе независимого вневедомственного контроля — аудита. Сейчас эта деятельность ведется на основе различных цифровых решений, которые сочетают в себе информационные системы учета, анализа и управления хозяйственной деятельностью и механизмы их интеграции в различного рода системы глобальных данных, в том числе государственные контр© С. М. Бычкова, 2020 © Д. В. Эльяшев, 2020

ольные и отраслевые информационные системы. Эти продукты иногда вбирают в себя системы коммуникаций с органами государственной власти и местного самоуправления, кредитными организациями, контрагентами, в частности, с субъектами аудиторского контроля.

Перед подготовкой специалистов в области аудита цифровая трансформация экономики ставит определенные вызовы, которые связаны с тем, чтобы образовательная практика учитывала все процессы цифровых преобразований в бухгалтерском учете, финансовом анализе и аудите. Существует потребность в преобразовании обучения на основе цифровых технологий, в том числе—дистанционного обучения. Пандемия COVID-19 в нашей стране ускорила этот процесс.

При этом данный формат спровоцировал как позитивные, так и негативные эффекты. С одной стороны, дистанционное обучение позволяет экономить время и усилия преподавателей и слушателей, в его рамках можно использовать цифровые технологии, реализация которых невозможна при очном обучении. С другой стороны, снижается мотивация обучающихся, возрастает востребованность интерактивного взаимодействия слушателей друг с другом и с преподавателем [2].

Сложности вызывает и ряд чисто технических аспектов онлайн-обучения. Цифровая трансформация экономики России — это начало переходного периода, когда традиционные образовательные технологии замещаются цифровыми, которые продолжают эволюционировать. Сначала в практике обучения, а затем и методическом обеспечении применялись электронные документы, далее последовало развитие цифровых коммуникаций, совершенствование цифровых методов презентации учебных материалов и результатов работы студентов, в том числе на основе оригинальных программных решений. Затем формировалась цифровая инфраструктура взаимодействия преподавателей и обучающихся, в том числе внутри образовательной организации. Сейчас изменения, вызванные развитием цифровых технологий, предполагают переход к новым методам распространения цифрового контента, включающим в себя новейшие способы проведения учебных занятий, их интеграцию с инструментами цифровых методов управления в профессиональной деятельности, применение социальных сетей и технологий, методов искусственного интеллекта в практике обработки больших массивов данных в образовательном процессе в целях наиболее эффективного построения программ обучения, разработки индивидуальных траекторий развития обучающихся [3].

Каждое изменение в практике использования цифровых технологий предполагает модернизацию подхода к образовательной деятельности. Этим обусловлены характерные для переходного периода трудности организационного характера, с которыми сталкивается образовательный процесс: преподаватели и административные работники образовательных организаций должны осваивать новые компетенции, требуется интеграция новых цифровых продуктов в инфраструктуру образовательной организации, своевременное нормативное и административное регулирование внедрения новых технологий, поиск материальных и финансовых ресурсов, реализация цифровых технологий в образовании [2].

Развитие цифровых технологий и их реализация в образовательном процессе

требуют от преподавателей аудиторской деятельности овладения рядом компетенций, связанных с получением знаний, умений и навыков использования цифровых технологий, как в учетно-аналитической и аудиторской деятельности, так и в сфере образования.

Нормативно-правовые основы онлайн-образования специалистов в области аудита включают в себя следующие документы.

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31 июля 2020 года).

2. Приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2017 года № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

3. Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

4. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ, утвержденные письмом Минобрнауки России от 28 августа 2015 года № АК-2563/05.

5. Приказы Минобрнауки России от 5 февраля 2018 года № 69 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», от 12 ноября 2015 года № 1327 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)» и от 30 марта 2015 года № 321 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры)» — комментарий 1.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», аудитор — это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и состоящее в одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Для получения квалификационного аттестата претендент должен иметь высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, а также трехлетний стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности, ведением бухгалтерского учета, либо составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности [15].

Профессиональным стандартом «Аудитор» установлена классификация требований к уровню образования, предъявляемых к специалистам в области аудиторской деятельности в зависимости от осуществляемых ими трудовых функций и занимаемых должностей. Данная классификация представлена в таблице 1.

Как показывают данные таблицы, большинство трудовых функций, испол-

няемых специалистами в области аудита, требует наличия диплома об окончании магистратуры.

В соответствии с Порядком проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, установленным Министерством финансов Российской Федерации, экзамен проводится Единой аттестационной комиссией, созданной саморегулируемыми организациями аудиторов [1; 7].

В настоящее время квалификационный экзамен проводится в модульной форме в три этапа. Первый, базовый, состоит из пяти модулей: «Основы аудиторской деятельности», «Основы бухгалтерского учета», «Финансы и финансовый анализ», «Основы законодательства Российской Федерации» и «Основы налогового законодательства Российской Федерации».

Таблица 1

Требования к образованию и обучению специалистов в области аудита [8]

Трудовая функция Возможные наименования должностей, профессий Требования к образованию и обучению

А. Осуществление вспомогательных функций при выполнении аудиторского задания и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью - помощник аудитора; - ассистент аудитора; - специалист среднее общее образование и профессиональное обучение (или образование) по специальным программам

В. Выполнение аудиторского задания и оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью - аудитор; - эксперт - высшее образование — бакалавриат; - дополнительное профессиональное образование в области аудиторской деятельности, необходимое для сдачи экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора; - дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации (в том числе необходимым для проведения аудита в специфических областях)

С. Руководство выполнением аудиторского задания и контроль качества в отношении аудиторских заданий - старший аудитор; - ведущий аудитор; - руководитель проекта; - менеджер проекта - высшее образование — специалитет магистратура - дополнительное профессиональное образование в области аудиторской деятельности, необходимое для сдачи экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора - дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации (в том числе необходимым для проведения аудита в специфических областях)

D. Управление рисками и контроль качества при выполнении аудиторских заданий и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью - аудитор-контролер; - контролер качества; - старший (ведущий) контролер; - специалист по управлению рисками; - менеджер по управлению рисками

Е. Методическое обеспечение аудиторской деятельности - аудитор-методолог; - методолог; - старший (ведущий) методолог

Р Руководство подразделением аудиторской организации начальник отдела(подразделения, департамента)

G. Руководство аудиторской организацией - директор; - генеральный директор; управляющий (исполнительный) директор (партнер)

Второй — основной — этап составляют модули: «Аудиторская деятельность и профессиональные ценности»; «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность»; «Анализ и оценка устойчивости бизнеса»; «Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль»; «Правовое регулирование экономической деятельности» и «Налоги и налоговое администрирование». Третий этап квалификационного экзамена предполагает решение комплексной задачи в области аудита.

Изучение учебных планов имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки бакалавров 38.03.01 Экономика и магистров 38.04.01 Экономика, профили которых связаны с аудиторской деятельностью, представленных ведущими высшими заведениями Российской Федерации, имеющими профильное обучение, свидетельствует о том, что перечни дисциплин, представленные в учебных планах данных программ, соответствуют по своему содержанию представленным модулям.

Данная статья состоит из двух логически связанных блоков. В первом рассматривается состав и структура учебных дисциплин, связанных с бухгалтерским учетом, анализом финансовой отчетности, финансовым контролем и аудитом, читаемых в рамках реализации образовательных программ высшего образования ведущих вузов России, исследуется вопрос об их достаточности для получения выпускниками квалификации аудиторов. Во втором блоке изучается действующая практика и возможности онлайн-образования для обучения бухгалтеров и аудиторов.

Авторами изучены имеющие наибольшую связь с вопросами аудита образовательные программы бакалавриата и магистратуры в семи высших учебных заведениях (комментарий 2), среди которых:

— Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ);

— Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева (ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева);

— Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ВГУ»);

— Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» (СПбГЭУ);

— Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет управления» (ФГБОУ ВО ГУУ);

— Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (РЭУ им. Г. В. Плеханова);

— Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет).

Авторами рассмотрены образовательные программы высшего учебного заведения, где осуществляют преподавательскую деятельность авторы настоящего исследования: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» (ФГБОУ ВО СПбГАУ).

Исследованы девять образовательных программ бакалавриата и десять программ магистратуры. В таблицах 2 и 3 представлены данные по распределению учебных дисциплин, преподаваемых в рамках рассматриваемых программ в соответствии с модулями квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора. В связи с частичным совпадением тематики, модули первого и второго этапов экзамена были объединены авторами при формировании таблицы. Каждая из дисциплин, которая в рамках учебных курсов рассматриваемых образовательных программ имела свое отдельное наименование, рассматривалась в качестве уникальной дисциплины.

Как показывают данные, представленные в таблице 2, наибольшее количество уникальных с точки зрения наименования дисциплин в рамках рассматриваемых программ бакалавриата связаны с бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью. Число дисциплин, связанных с остальными модулями, существенно меньше. При этом почти равное количество уникальных дисциплин связано с модулями аудита, финансов и финансового анализа, а также управленческого учета и внутреннего контроля, в то время как на долю модулей, связанных с основами правового регулирования экономической деятельности и вопросами налогообложения, таковых приходится несколько меньше. Количество учебных дисциплин, связанных с рассматриваемыми модулями в рамках программ, профили которых так или иначе связаны с аудитом, находится примерно на одном уровне — от 25 (СПбГЭУ, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») до 37 (ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»). В то же время в образовательной программе ФГБОУ ВО СПБГАУ, не имеющей конкретного профиля, рассматривается всего 14 подобных дисциплин.

Поскольку часть рассматриваемых предметов относится к категориям дисциплин по выбору или факультативных, фактически выпускниками рассматриваемых учебных заведений оказывается изучено меньшее число курсов.

Распределение учебных дисциплин, предусмотренных образовательными программами по направлению подготовки бакалавров 38.03.01 Экономика, в соответствии с модулями квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора [5; 6; 9-12; 14; 16]

Высшее учебное заведение Всего дисциплин Модули «Основы аудиторской деятельности», «Аудиторская деятельность и профессиональные ценности» Модули «Основы бухгалтерского учета», «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность.» Модули «Финансы и финансовый анализ», «Анализ и оценка устойчивости бизнеса» Модули «Основы законодательства Российской Федерации», «Правовое регулирование экономической деятельности» Модули «Основы налогового законодательства Российской Федерации» «Налоги и налоговое администрирование» Модуль. «Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль.»

Высшая школа аудита МГУ 28 6 3 5 6 3 5

ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА имени 1ч. А. Тимирязева, п р о Ф и л ь « Бух гал те р с t :и И учет, анализ и аудит» 37 2 20 4 3 5 3

ФГБОУ ВО «ВГУ», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 34 5 11 7 1 4 6

СПбГЭУ профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 25 1 11 3 2 2 6

ФГБОУ ВС) О/У, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 33 6 16 1 2 5 3

РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит» 31 7 11 7 1 2 3

Финуниверситет, профиль «Аудит и внутренний контроль» 30 3 6 3 4 2 7

Ф и ну н и в е р с итет, п р о Ф и л ь «Учет, анализ и аудит» 32 3 10 9 4 3 3

ФГБОУ ВО СПбГАУ 14 1 4 6 1 1 1

Всего уникальных дисциплин 170 25 61 26 15 13 25

Количественное преимущество дисциплин, относящихся к модулям «Основы бухгалтерского учета» и «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность», верно для большинства рассмотренных программ, за исключением программы Высшей школы аудита МГУ, где преимущество остается за модулями, связанными с аудитом и нормативно-правовыми основами экономической деятельности (в последнем случае — преимущественно за счет факультативных и межфакультетских курсов), а также программы ФГБОУ ВО СПбГАУ и программы профиля «Аудит и внутренний контроль» Финуниверситета, где наибольшую долю в числе рассматриваемых дисциплин составляют курсы, относящиеся к финансам и финансовому анализу. Учебные дисциплины, непосредственно связанные с аудитом, из всей совокупности рассматриваемых составляют доли от 4% (СПбГЭУ, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») до 22,58% (РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит»).

Данные, представленные в таблице 3, доказывают, что преимущество учебных курсов, относимых к модулям, связанным с бухгалтерским финансовым учетом, сохраняется и в отношении программ магистратуры. При этом заметно выделяется второе место учебных дисциплин, связанных с финансовым анализом. Необходимо, однако, отметить, что на это соотношение оказывает значительное влияние программа магистратуры МГУ «Финансовая экономика», не связанная непосредственно с аудитом. Если исключить данную программу, на втором месте окажутся как раз учебные дисциплины, относимые к модулям «Основы аудиторской деятельности» и «Аудиторская деятельность и профессиональные ценности».

Программа магистратуры «Финансовая экономика» МГУ выделяется и по количеству дисциплин, относящихся к рассматриваемым модулям, что связано как со спецификой самой программы, так и с особенностями формирования учебных планов в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. В остальных рассматриваемых программах количество учебных дисциплин, относящихся к искомой тематике, колеблется от 6 (РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа «Экспертиза, контроль и аудит в сфере закупок») до 25 (ФГБОУ ВО РГАУ—МСХА имени К. А. Тимирязева, программа «Бухгалтерский учет и налогообложение»), но в большинстве случаев составляет 15—20 уникальных наименований.

В пяти из рассматриваемых программ основная доля учебных дисциплин, соответствующих модулям квалификационного экзамена, приходится на модули, связанные с финансовым учетом (в программах «Учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВО «ВГУ» и «Учет, анализ и аудит в отраслях экономики» СПбГЭУ она составляет более 50%), в программах РЭУ им. Г. В. Плеханова и программе «Аудит и финансовый консалтинг» Финуниверситета — на дисциплины, связанные с аудиторскими модулями, а в программе «Бухгалтерский учет. Анализ. Аудит» ФГБОУ ВО СПбГАУ — на дисциплины, связанные с налогами.

Далее рассмотрим более подробно учебные дисциплины рассматриваемых программ, непосредственно связанные с аудитом. Как показывают данные, представленные в таблице 4, в исследуемых образовательных программах непосредственно вопросам аудита посвящены учебные дисциплины, обладающие 24

Распределение учебных дисциплин, предусмотренных образовательными программами по направлению подготовки магистров 38.04.01 Экономика, в соответствии с модулями квалификационного экзамена на получение квалификационного

аттестата аудитора [5; 6; 9-12; 14; 16]

Высшее учебное заведение Всего дисциплин Модули «Основы ауд ито р с 1 :о и д е ятел ь ■-ности», «Аудиторская деятельность и профессиональные ценности» Модули «Основы бухгалтерского учета», «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность» Модули «Финансы и финансовый анализ» «Анализ и оценка устойчивости бизнеса» Модули «Основы законодательства Российской Федерации», «Правовое регулирование экономической деятельности» Модули «Основы налогового законодательства Российской Федерации» «Налоги и налоговое администрирование» Модуль. «Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль»

1 2 3 4 5 6 7 3

МГУ, программа «Финансовая экономика» 55 1 3 19 15 4 3

ФГБОУ ВО РГАУ — МОХА имени 1ч. А. Тимирязева, программа «Бухгалтерский учет и налогообложение» 25 4 12 1 0 6 2

ФГБОУ ВО «В0/», программа «Учет, анализ и аудит» 15 2 3 2 1 1 1

СПбГЭУ, программа «Учет, анализ и аудит в отраслях экономики» 19 3 10 1 1 1 3

ФГБОУ ВО П/У, программа «Бухгалтерский, налоговый, управленческий учет и финансовый анализ бизнеса» 20 2 7 2 1 2 6

Продолжение табл. 3

РЭУ ИМ. г. В. Плеханова, программа «Внутренний контроль и аудит» 14 6 2 3 1 0 2

РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа «Экспертиза, контроль и аудит в сфере закупси» 6 3 1 0 2 0 0

Финуниверситет, программа «Аудит и финансовый консалтинг» 17 6 1 5 0 2 3

Финуниверситет, программа «Международный учет и аудит 19 3 7 5 1 1 2

ФГБОУ ВО ОПбГАУ, программа «Бухгалтерский учет. Анализ. Аудит 15 2 2 4 0 5 2

Всего уникальных дисциплин 191 25 57 37 22 21 29

оригинальными наименованиями. Наиболее часто употребляемыми наименованиями учебных дисциплин в сфере аудита являются «Аудит» (4 программы), «Практический аудит» (4 программы) и «Международные стандарты аудита» (3 программы). Объем учебного времени, отводимый на изучение данных дисциплин, колеблется от 5 (ФГБОУ ВО СПбГАУ и СПбГЭУ, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») зачетных единиц (180 учебных часов) до 24 (РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит») зачетных единиц (768 учебных часов, значение рассчитано с учетом места дисциплин по выбору в учебном плане образовательных программ). При этом количество учебных дисциплин, связанных с аудитом, составляет от одной (ФГБОУ ВО СПбГАУ и СПбГЭУ, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») до семи (РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит»).

Таблица 4

Учебные дисциплины, предусмотренные образовательными программами по направлению подготовки бакалавров 38.03.01 Экономика, связанные с подготовкой специалистов по аудиторской деятельности [5; 6; 9-12; 14; 16]

Дисциплина Образовательная организация, профиль Зачетных единиц

1 2 3

Аудит Финуниверситет, профиль «Аудит и внутренний контроль» 14

ФГБОУ ВО «ВГУ», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 4

ФГБОУ ВО СПбГАУ 5

СПбГЭУ, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 5

Аудит внешнеэкономической деятельности ФГБОУ ВО «ВГУ», профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 2 (по выбору)

Аудит государственных закупок РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит» 3 (по выбору)

Аудит и анализ эффективности использования государственных ресурсов РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит» 4 (по выбору)

Аудит и контроль Финуниверситет, профиль «Учет, анализ и аудит» 8

Аудит природоохранной деятельности ФГБОУ ВО «ВГУ», профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 3 (по выбору)

Аудит эффективности использования государственных ресурсов ВША МГУ 3

Внешний аудит ФГБОУ ВО ГУУ, профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внутренний аудит ФГБОУ ВО ГУУ, профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 4

Внутренний аудит налогового учета и отчетность организации ФГБОУ ВО ГУУ профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 2 (по выбору)

Внутренний контроль и аудит РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит» 5

Государственный аудит ВША МГУ 4

Государственный аудит и финансовый контроль РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит» 5

Междисциплинарный проект «Аналитические процедуры в аудиторской деятельности» РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит» 2

Международные стандарты аудита ФГБОУ ВО ГУУ профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 3 (по выбору)

ВША МГУ 3

ФГБОУ ВО «ВГУ», профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 3 (по выбору)

Налоговый аудит Финуниверситет профиль «Учет, анализ и аудит» 3 (по выбору)

Финуниверситет, профиль «Аудит и внутренний контроль» 4

Общий аудит ВША МГУ 3

Основы аудита РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит» 5

ФГБОУ ВО «ВГУ», профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 4

Особенности аудита внешнеэкономической деятельности ФГБОУ ВО ГУУ профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 2 (по выбору)

Особенности аудита отдельных активов и обязательств ФГБОУ ВО ГУУ профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 3 (по выбору)

Практический аудит РЭУ им. Г. В. Плеханова, профиль «Финансовый контроль, анализ и аудит» 4

ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева, профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 3

Практический аудит: оценка рисков бизнес-процессов Финуниверситет профиль «Учет, анализ и аудит» 3 (по выбору)

Финуниверситет, профиль «Аудит и внутренний контроль» 3 (по выбору)

Теория аудита ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева, профиль «Бухгалтерский учет анализ и аудит» 3

Теоретические основы банковского аудита ВША МГУ 2 (по выбору)

Данные, представленные в таблице 5, свидетельствуют, что в рассмотренных программах вопросам аудита уделяется внимание в 22 учебных дисциплинах.

Наиболее «популярными» учебными курсами можно назвать «Международные стандарты аудита» — эта дисциплина читается в рамках пяти образовательных программ из числа рассмотренных— и «Аудит» (Включая «Аудит. Продвинутый курс») — читается в рамках трех образовательных программ.

Объем учебного времени, отводимый на изучение данных дисциплин, составляет от 1 (МГУ, программа «Финансовая экономика») зачетной единицы (32 учебных часа) до 13,5 (Финуниверситет, программа «Аудит и финансовый консалтинг») зачетных единиц (432 учебных часа) (значение рассчитано с учетом места дисциплин по выбору в учебном плане образовательных программ). При этом количество учебных дисциплин, связанных с аудитом составляет от одной (МГУ, программа «Финансовая экономика») до шести (программа «Внутренний контроль и аудит» РЭУ им. Г. В. Плеханова и программа «Аудит и финансовый консалтинг», Финуниверситет).

Таблица 5

Учебные дисциплины, предусмотренные образовательными программами по направлению подготовки магистров 38.04.01 Экономика, связанные с подготовкой специалистов по аудиторской деятельности [5; 6; 9-12; 14; 16]

Дисциплина Образовательная организация, профиль Зачетных единиц

1 2 3

Анализ в аудите эффективности РЭУ им. Г В. Плеханова, программа «Внутренний контроль и аудит» 3 (по выбору)

Аудит ФГБОУ ВО «ВГУ», программа «Учет анализ и аудит» 3

ФГБОУ ВО СПбГАУ, программа «Бухгалтерский учет Анализ. Аудит» 4

Аудит(продвинутый курс) ФГБОУ ВО РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева, программа «Бухгалтерский учет и налогообложение» 2

Аудит банков РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа «Внутренний контроль и аудит» 3 (по выбору)

Аудит бизнеса Финуниверситет программа «Аудит и финансовый консалтинг» 6

Аудит консолидированной отчетности Финуниверситет программа «Аудит и финансовый консалтинг» 3 (по выбору)

Финуниверситет программа «Международный учет и аудит» 3 (по выбору)

Аудит мошенничества Финуниверситет программа «Аудит и финансовый консалтинг» 3 (по выбору)

Аудит финансовых вложений Финуниверситет программа «Аудит и финансовый консалтинг» 3 (по выбору)

Аудит эффективности использования государственных ресурсов РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа «Экспертиза, контроль и аудит в сфере закупок» 3 (по выбору)

Бухгалтерский учет и аудит внешнеэкономической деятельности ФГБОУ ВО ГУУ программа «Бухгалтерский, налоговый, управленческий учет и финансовый анализ бизнеса» 4 (по выбору)

Внутренний контроль и аудит РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа «Внутренний контроль и аудит» 3

Контрактный аудит РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа «Экспертиза, контроль и аудит в сфере закупок» 3

Контроль и аудит корпоративного мошенничества РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа «Внутренний контроль и аудит» 3 (по выбору)

Междисциплинарный проект «Международные стандарты аудита как инструмент оценки эффективности системы внутреннего контроля» РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа «Внутренний контроль и аудит» 2

Международные стандарты аудита Финуниверситет, программа «Международный учет и аудит» 3

РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа «Внутренний контроль и аудит» 4

ФГБОУ ВО «ВГУ», программа «Учет, анализ и аудит» 3

ФГБОУ ВО СПбГАУ программа «Бухгалтерский учет Анализ. Аудит» 2

СПбГЭУ, программа «Учет анализ и аудит в отраслях экономики» 2

Международный аудит (на английском языке) Финуниверситет программа «Аудит и финансовый консалтинг» 3 (по выбору)

Финуниверситет, программа «Международный учет и аудит» 3 (по выбору)

Методология и организация аудита СПбГЭУ, программа «Учет анализ и аудит в отраслях экономики» 2

Налоговый аудит Финуниверситет программа «Аудит и финансовый консалтинг» 3 (по выбору)

Теория и практика аудита ФГБОУ ВО ГУУ программа «Бухгалтерский, налоговый, управленческий учет и финансовый анализ бизнеса» 3 (по выбору)

Учебно-тренинговый комплекс «Аудит закупок» РЭУ им. Г. В. Плеханова, программа «Экспертиза, контроль и аудит в сфере закупок» 3 (по выбору)

Учет и аудит экспортно-импортных операций ФГБОУ ВО ГУУ программа «Бухгалтерский, налоговый, управленческий учет и финансовый анализ бизнеса» 4 (по выбору)

Экономика предприятия: учет, анализ, аудит и финансы МГУ, программа «Финансовая экономика» 1 (Меж-факультет-ский курс)

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что объем учебных дисциплин, связанных с бухгалтерским учетом, анализом финансовой отчетности, финансовым контролем и аудитом, читаемых в рамках изученных образовательных программ, является достаточным для получения выпускниками квалификации аудиторов. Далее рассмотрим перспективы интеграции методов онлайн-образования в практику подготовки специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту в контексте сложившейся практики и возможностей, предоставляемых современными цифровыми технологиями.

В настоящее время в практике онлайн-образования, в том числе исследованных ранее вузов, активно применяются следующие инструменты:

— электронные учебники (в том числе в специальных форматах, адаптированных для использования на электронных книгах) и электронные лекции, как в традиционных форматах электронных документов и презентаций, так и интегрированные в информационную среду, используемую университетом;

— вебинары, в рамках которых осуществляется живое общение преподавателя с аудиторией;

— видео- и аудиоконтент, в том числе обучающие фильмы, аудиоучебники, записи вебинаров;

— инструменты интерактивного взаимодействия преподавателя с аудиторией, в том числе блоги, форумы, чаты, опросы;

— инструменты геймификации учебного материала: применение игровых инструментов в ходе выполнения обучающимися различных заданий, в том числе деловые игры, обучающие ролевые игры;

— инструменты геймификации во взаимодействии обучающихся и преподавателя: система уровней, рейтингов, виртуальных призов и достижений;

— прочие виды онлайн-контента, в том числе тренажеры, тренинги, симуляции диалогов, а также гиперссылки на внешние учебные ресурсы.

Применение тех или иных инструментов дистанционного образования в практике обучения специалистов в области аудита в рамках программ высшего образования может быть разнообразно. Можно попытаться выделить наиболее востребованные виды этих инструментов с точки зрения освоения обучающимися компетенций, соответствующих различным модулям экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора (таблица 6).

По мнению авторов, в отношении дисциплин, изучение которых предполагает освоение компетенций в области основ бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, на первый план выходит овладение широким кругом теоретических знаний, поэтому здесь наиболее востребованными представляются теоретические материалы в виде электронных учебников и вспомогательного контента.

При освоении дисциплин, связанных с изучением законодательства и правоотношений, нельзя действовать без опоры на первоисточники — правовые документы, практику их применения, в том числе судебную практику, поэтому значительным преимуществом технологий онлайн-образования являются возможности получения доступа к материалам такого рода посредством гиперссылок,

а также к комментариям и трактовкам от преподавателя, поэтому на первый план здесь выходит формат вебинара.

Таблица 6

Наиболее востребованные виды инструментов онлайн-обучения применительно к отдельным модулям квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора

Модуль квалификационного экзамена Инструменты онлайн-образования

Основы бухгалтерского учета Электронные учебники, электронные лекции, видео- и аудиоконтент электронные тесты

Основы аудиторской деятельности

Основы законодательства Российской Федерации Вебинары, инструменты геймификации, гиперссылки на внешние ресурсы

Основы налогового законодательства Российской Федерации

Правовое регулирование экономической деятельности

Финансы и финансовый анализ Электронные учебники, электронные лекции, вебинары, инструменты геймификации

Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность Вебинары, онлайн-тренажеры и тренинги

Аудиторская деятельность и профессиональные ценности

Анализ и оценка устойчивости бизнеса Вебинары, инструменты геймификации, онлайн-тренажеры и тренинги

Управленческий учет управление рисками, внутренний контроль

Налоги и налоговое администрирование

Источник: составлено авторами.

Инструменты геймификации процесса обучения могут быть наиболее эффективно использованы в тех случаях, когда перед обучающимися встают задачи по усвоению принципов взаимодействия различных субъектов. В наибольшей степени они востребованы при изучении дисциплин, связанных с основами законодательства и права, где исследуются различного рода правовые отношения, с финансами, которые по определению представляют собой отношения различных субъектов по поводу формирования, распределения и использования денежных средств, с управлением и администрированием (в том числе налоговым).

Учебные дисциплины, связанные с бухгалтерским, финансовым и управленческим учетом, финансовым анализом и аудитом, помимо комментариев и указаний, получаемых от преподавателей в ходе вебинаров, нуждаются в инструменте практического применения полученных умений и навыков в рамках использования онлайн-тренажеров и онлайн-тренингов. Наиболее эффективной здесь будет интеграция в процесс онлайн-образования тренажеров, основанных на использовании применяющихся в реальной коммерческой практике инфор-

мационных систем бухгалтерского учета и анализа, ERP-систем.

Как показано в таблице 6, наиболее востребованным является формат веби-нара, дающий обучающимся возможность непосредственно взаимодействовать с преподавателем. Нельзя не отметить, что именно такой формат может иметь альтернативу в виде очного занятия в аудитории. Безусловно, выбор проведения занятия в онлайн-формате не должен являться для образовательной организации самоцелью, а определяться в первую очередь ее техническими возможностями и целями, поставленными в рамках выполнения конкретных образовательных программ и преподавания конкретных дисциплин.

Следует отметить, что в таблице 6 представлены только те инструменты онлайн-образования, которые связаны непосредственно с освоением обучающимися искомых компетенций. Говоря об инструментах, связанных с проверкой их освоения, представляется, что в отношении дисциплин, связанных с модулями, имеющими общетеоретический характер (в основном, модулями базового уровня), целесообразно применение электронных тестов, в то время как модули основного уровня требуют проверки преимущественно в ходе выполнения обучающимися комплексных заданий. Инструменты онлайн-обучения хорошо зарекомендовали себя в рамках их использования в промежуточной аттестации обучающихся. В настоящее время существует множество способов дистанционного контроля знаний обучающихся в форме различного рода тестов и контрольных заданий. В то же время при осуществлении итогового контроля освоения обучающимися учебных дисциплин их применение, по нашему мнению, не всегда оправданно в связи с необходимостью реализации инструментов контроля их применения, в том числе прокторинга, и их формализации в рамках учебного процесса.

Инструменты общения преподавателя и обучающихся в наименьшей степени зависят от характера дисциплины и должны определяться техническими возможностями образовательной организации и обучающихся, способствовать росту мотивации у последних.

В настоящее время в отношении онлайн-образования сложилась практика использования так называемых массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Существует три варианта использования курсов такого рода [4]:

— смешанное обучение с использованием материалов онлайн-курса в рамках дисциплины;

— онлайн-курс, сопровождаемый преподавателем;

— самостоятельное освоение онлайн-курса при тьюторском сопровождении.

При этом необходимо оговориться, что последний из предложенных вариантов подразумевает использование одним учебным заведением онлайн-курсов другого учебного заведения.

В практике аудиторского образования возможны различные подходы к применению МООК в ходе подготовки специалистов аудиторского профиля. Различные учебные заведения могут самостоятельно разрабатывать онлайн-курсы тех или иных учебных дисциплин силами своих сотрудников, размещая их в своей собственной информационной среде, использовать, как упомянуто выше, онлайн-

курсы, разработанные другими учебными заведениями на договорной основе, или онлайн-курсы, доступные на русском языке на различных открытых образовательных платформах, как международных (Coursera, EdX), так и отечественных (Национальная платформа открытого образования, Лекториум, Универсариум).

Следует, однако, отметить, что курсы, связанные с тематикой аудита в настоящий момент представлены на данных платформах недостаточно. В частности, на платформе Coursera представлено всего два курса по данной тематике: «Основы бухгалтерского учета и аудита» и «Бухгалтерский учет и аудит. Продвинутый курс», разработанные преподавателями СПбГУ [17]. На платформе «Businesslearning.ru» доступен онлайн-курс «Аудит систем качества предприятия» [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение современных тенденций в области цифровых методов в практике онлайн-образования позволило авторам сформулировать представление о некоторых возможных перспективах развития методов онлайн-образования в процессе подготовки специалистов по аудиторской деятельности. Применение в ходе образовательной деятельности возможностей систем искусственного интеллекта, прежде всего, в разработке программ адаптивного и персонализированного подхода к обучению, на наш взгляд, способно привести к решению важной задачи, связанной с профессиональной ориентацией выпускников, прошедших обучение по образовательным программам бакалавриата и магистратуры. В настоящее время уже ведутся разработки, способные на основе технологий искусственного интеллекта оптимизировать учебный процесс под склонности и потребности обучающихся, корректировать в соответствии с их достижениями и склонностями элементы отдельных курсов, их состав и порядок в рамках образовательной программы. Будучи применены к образовательным программам, подобным рассмотренным нами выше, эти технологии могут поспособствовать выявлению у выпускников склонностей именно к аудиторской деятельности, а также построению обучения таким образом, чтобы искомые компетенции были освоены в наибольшей возможной степени.

Другим предложением по совершенствованию практики дистанционного образования в сфере аудита является упоминавшаяся выше реализация в рамках учебных курсов возможности проводить практические и лабораторные занятия в форме работы с программно-информационными системами, используемыми непосредственно в практике реальной деятельности в сферах бухгалтерского учета, финансового анализа и аудита.

Также улучшению практики онлайн-образования будет способствовать совершенствование систем управления образовательным процессом, в том числе на основе построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, улучшение применяемых технологий в сфере дистанционного образования с позиции представления учебного контента, формирование принципов разработки и требований к содержанию онлайн-контента, их последовательное внедрение на законодательном, нормативном и методическом уровне, привлечение к обучению в дистанционном формате, в том числе формирование учебного контента организаций, осуществляющих практическую деятельность в сфере аудита, дальнейшее

повышение компетенций лиц, ответственных за организацию и осуществление образовательного процесса в сфере применения цифровых технологий, и, наконец, одним из важнейших условий повышения эффективности методов онлайн-образования должна стать разработка повышения мотивации как обучающихся, так и преподавателей [3].

Применение инструментов онлайн-образования в рамках конкретных образовательных программ связано с решением ряда проблемных вопросов:

1) достижение должного уровня обеспеченности образовательной организации техническими, материальными финансовыми и кадровыми ресурсами, позволяющими реализовать эффективное обучение в онлайн-формате;

2) стимулирование мотивации обучающихся и профессорско-преподавательского состава;

3) разработка стратегического видения в области обеспечения доступа обучающихся к инструментам онлайн-образования на основе формулировки требований к минимальному уровню коммуникационной доступности его элементов, к необходимому уровню материально-технического обеспечения обучающихся и обеспечения эффективного использования инструментов онлайн-образования в случае соответствия этим требованиям;

4) разработка стратегии построения системы дистанционного обучения, встраивание в учебный процесс на основе совместимости, согласованности и соразмерности всех ее элементов.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. В современной практике российского образования при реализации подготовки специалистов в сфере аудиторской деятельности наиболее эффективным представляется сочетание методов очного и онлайн-образования.

2. В настоящее время в России сформирована нормативно-правовая база дистанционного образования, в том числе в сфере экономики. Практикуется применение в образовательном процессе онлайн-курсов, как в качестве самостоятельных завершенных образовательных продуктов, так и в качестве вспомогательных материалов.

3. Требования, предъявляемые к специалистам в области аудита, установленные Федеральным законом об аудиторской деятельности и профессиональным стандартом «аудитор», предполагают наличие у специалиста образования. Ведущими вузами России осуществляется реализация образовательных программ высшего образования, как на уровне бакалавриата (38.03.01 Экономика), так и на уровне магистратуры (38.04.01 Экономика), в том числе по профилям, связанным с аудиторской деятельностью. При этом объем учебных дисциплин, связанных с бухгалтерским учетом, анализом финансовой отчетности, финансовым контролем и аудитом, читаемых в рамках этих программ, представляется достаточным для получения выпускниками (в случае выполнения ими всех необходимых условий) квалификации аудиторов при успешном освоении ими предусмотренных компетенций.

4. К настоящему моменту в практике онлайн-образования сформировано достаточное количество инструментов, в различной степени подходящих для освоения обучающимися различных компетенций. Наиболее востребованными остаются инструменты, позволяющие обеспечить непосредственное взаимодействие преподавателей с обучающимися, в частности вебинары, что дает основания говорить о широких возможностях и преимуществах сочетания методов очного и онлайн-образования. При этом наличие виртуальных тренажеров и онлайн-тре-нингов, позволяющих будущим специалистам эффективно осваивать практические умения и навыки, в том числе в рамках цифровых технологий, непосредственно используемых в практике бухгалтерского учета, финансового анализа и аудита, свидетельствует о важности применения именно онлайновых, цифровых инструментов образования.

5. В качестве предложений по совершенствованию методов онлайн-образования можно выделить рекомендации, применимые к образовательному процессу в целом, такие как совершенствование технологий представления образовательного контента, нормативного и административного регулирования образовательного процесса в дистанционном образовании, реализация привлечения к построению и проведению учебных курсов представителей организаций, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства, где в наибольшей степени востребованы выпускники, развитие знаний, умений и навыков, связанных с применением цифровых технологий в образовании у лиц, участвующих в организации образовательного процесса, стимулирование мотивации обучающихся и преподавателей. Также следует назвать специфические рекомендации, относящиеся к подготовке специалистов в сфере аудита — это, в первую очередь, применение цифровых технологий в рамках профориентации таких специалистов, способное облегчить выбор аудиторской профессии среди всех возможных вариантов трудоустройства экономистов, а также внедрение в практику онлайн-образования элементов работы с информационными системами поддержки специалистов в области бухгалтерского учета и аудита, используемыми в повседневной практике хозяйственной деятельности.

6. Организация процесса обучения с использованием сочетания очного и дистанционного образования ставит перед руководящими органами организаций, осуществляющих подготовку специалистов в сфере аудита, ряд сложных организационных и стратегических вопросов, решение которых требует дальнейших исследований в рассматриваемой области.

Комментарии

1. Приказы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 года № 954 и от 11 августа 2020 года № 939 не были приняты в расчет, так как прием на обучение в соответствии с ранее действовавшими стандартами прекращается 31 декабря 2020 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178766/

2. Основанием для их выбора являлось наличие в них действующих в на-

стоящий момент или действовавших в недавнем прошлом советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности 08.00.12 — Бухгалтерский учет, статистика (экономические науки).

Литература

1. Единая Аттестационная Комиссия. URL: https://eak-rus.ru (дата обращения: 14 ноября 2020 года).

2. Иванова С. В., ИвановО. Б. Образовательное пространство как модус образовательной политики: монография. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. 160 с.

3. Иванова С. В., Иванов О. Б. Перспективы развития образования в условиях четвертой промышленной революции // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 6. С. 7—30.

4. Карасик А. А. Модели использования онлайн-курсов в учебном процессе образовательных организаций. URL: https://openedu.urfu.ru/files/ seminar/Карасик%20Семинар%20030718%20Модели.pdf (дата обращения: 14 ноября 2020 года).

5. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова URL: https://www.msu.ru (дата обращения: 14 ноября 2020 года).

6. Официальный сайт Государственного университета управления. URL: https://guu.ru (дата обращения: 14 ноября 2020 года).

7. Приказ Минфина Российской Федерации от 14 ноября 2018 года № 232Н «Об утверждении порядка проведения квалификационного экзамена лица, претендующего на получение квалификационного аттестата аудитора». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1 &documentId=336866#h64 (дата обращения: 14 ноября 2020 года).

8. Профстандарт 08.023 Аудитор. URL: https://classinform.ru/ profstandarty/08.023-auditor.html (дата обращения: 14 ноября 2020 года).

9. Российский государственный аграрный университет —МСХА имени К. А. Тимирязева (РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева) URL: https://www.timacad.ru (дата обращения: 14 ноября 2020 года).

10. Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова. URL: https://www.rea.ru (дата обращения: 14 ноября 2020 года).

11. Санкт-Петербургский государственный аграрный университет. URL: https://spbgau.ru (дата обращения: 14 ноября 2020 года).

12. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. URL: Режим доступа: https://unecon.ru (дата обращения: 14 ноября 2020 года).

13. Система дистанционного бизнес-образования малого и среднего предпринимательства «Businesslearning». URL: http://www.businesslearning.ru (дата обращения: 14 ноября 2020 года).

14. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Воронежский государственный университет» URL: https://www.vsu.ru (дата обращения: 14 ноября 2020 года).

15. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12164283/ paragraph/23770:0 (дата обращения: 14 ноября 2020 года).

16. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. URL: http://www.fa.ru/Pages/Home.aspx (дата обращения: 14 ноября 2020 года).

17. Coursera. Build Skills with Online Courses from Top Institutions. URL: https://www.coursera.org (дата обращения: 14 ноября 2020 года).

References

1. Edinaya Attestacionnaya Komissiya [Unified Attestation Commission]. Available at: https://eak-rus.ru (accessed: 14 November, 2020) (in Russian).

2. Ivanovа S. V., Ivanov O. B. Obrazovatel'noe prostranstvo kak modus obrazovatel'noy politiki: monografiya [Educational space as a modus of educational policy: monograph], Moscow: Russkoe slovo — uchebnik, 2020. 160 p. (in Russian).

3. Ivanovа S. V., Ivanov O. B. Prospects for the development of education in the fourth industrial revolution. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2019, no. 6, pp. 7-30 (in Russian).

4. Karasik A. A. Modeli ispol'zovaniya onlayn-kursov v uchebnom processe obrazovatel'nyh organizaciy [Models of using online courses in the educational process of educational organizations]. Available at: https://openedu.urfu. ru/files/seminar/Карасик%20Семинар%20030718%20Модели.pdf (accessed:14 November, 2020) (in Russian).

5. Lomonosov Moscow State University. Available at: https://www.msu.ru (accessed:14 November, 2020) (in Russian).

6. Official website of the State University of Management. Available at: https://guu.ru (accessed:14 November, 2020) (in Russian).

7. Prikaz Minfina RF ot 14noyabrya 2018 goda № 232N "Ob utverzhdeniiporiyadka provedeniya kvalifikacionnogo jekzamena lica, pretendujushhego na poluchenie kvalifikacionnogo attestata auditora" [Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 14 November, 2018 No. 232n "On approval of the procedure for conducting a qualification examination of a person applying for an auditor's qualification certificate"]. Available at: https://normativ. kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=336866#h64 (accessed: 14 November, 2020) (in Russian).

8. Profstandart 08.023 Auditor [Professional standard 08.023 Auditor]. Available at: https://classinform.ru/profstandarty/08.023-auditor.html (accessed: 14 November, 2020) (in Russian).

9. Russian State Agrarian University — Moscow Timiryazev Agricultural

Academy. Available at: https://www.timacad.ru (accessed: 14 November, 2020) (in Russian).

10. Plekhanov Russian University of Economics. Available at: https://www.rea.ru (accessed:14 November, 2020) (in Russian).

11. Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyi agrarnyi universitet [Saint Petersburg State Agrarian University]. Available at: https://spbgau.ru (accessed: 14 November, 2020) (in Russian).

12. Saint Petersburg State University of Economics. Available at: https://unecon. ru (accessed:14 November, 2020) (in Russian).

13. Sistema distancionnogo biznes-obrazovaniya malogo i srednego predprinimatel'stva «Businesslearning» [The system of distance business education for small and medium-sized businesses «Businesslearning»]. Available at: http://www.businesslearning.ru (accessed:14 November, 2020) (in Russian).

14. FGBOU VO «Voronezhskiy gosudarstvenny universitet» [FSBEI HE «Voronezh State University»]. Available at: https://www.vsu.ru (accessed:14 November, 2020) (in Russian).

15. Federal'niy zakon ot 30 dekabrya 2008 goda № 307-FZ "Ob auditorskoy deyatel'nosti" [Federal Law of 30 December, 2008 No. 307-FZ "On Auditing Activities"]. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/12164283/ paragraph/23770:0 (accessed:14 November, 2020) (in Russian).

16. Finansovyi universitet pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federacii [Financial University under the Government of the Russian Federation]. Available at: http://www.fa.ru/Pages/Home.aspx (accessed: 14 November, 2020) (in Russian).

17. Coursera. Build Skills with Online Courses from Top Institutions. Available at: https://www.coursera.org (accessed: 14 November, 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.