Научная статья на тему 'Широкий взгляд на профессию как стратегическое направление становления инновационного образования аудиторов'

Широкий взгляд на профессию как стратегическое направление становления инновационного образования аудиторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / PROFESSIONAL STANDARDS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTI-LEVEL EDUCATION / БАКАЛАВРИАТ / UNDERGRADUATE / МАГИСТРАТУРА / GRADUATE / АСПИРАНТУРА / АУДИТ / AUDIT / АУДИТ БИЗНЕСА / BUSINESS AUDIT / КОНЦЕПЦИЯ ШИРОКОГО ВЗГЛЯДА НА АУДИТ / CONCEPT OF A BROAD VIEW OF AN AUDIT / POSTGRADUATE STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булыга Роман Петрович

В статье рассмотрен процесс формирования необходимых знаний, умений и навыков специалистов для выполнения трудовых функций. На примере концепции широкого взгляда на аудит и профессию аудитора рассмотрен принцип внедрения инновационного образования специалистов для нужд экономики завтрашнего дня. Показаны роль и задачи вузов в процессе непрерывного образования специалиста. Сформулированы базовые принципы подготовки бакалавров, магистров и аспирантов, которые могут быть положены в основу разработки образовательных стандартов вуза, учебных планов и программ дисциплин. На примере Финансового университета при Правительстве Российской Федерации рассмотрен компетентностно ориентированный подход к методическому обеспечению образовательного процесса бакалавров, магистров и аспирантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A BROAD VIEW OF THE PROFESSION AS A STRATEGIC AREA IN THE ESTABLISHMENT OF INNOVATIVE EDUCATIONAL PROGRAM IN AUDITING

The article describes the process of acquiring knowledge and professional skills that a competent specialist needs to fulfill the labor duties. The principle of introducing innovative educational programs for the needs of the future economy is analyzed with the concept of a broad view of an audit. The role and objectives of universities as well as the higher education system within the process of lifelong education are shown. There are some basic principles of a bachelor, master and PhD programs stated, which, in its turn, might provide the basis for the development of university educational standards, curricula and program description. A competence-oriented approach to the methodological support of the educational process is illustrated by the example of the educational process at the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Широкий взгляд на профессию как стратегическое направление становления инновационного образования аудиторов»

УДК 378:657.6 (045)

широкий взгляд на профессию как стратегическое направление становления инновационного образования аудиторов

БУЛЫГА РОМАН ПЕТРОВИЧ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Аудит и контроль» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: aik@fa.ru

аннотация

В статье рассмотрен процесс формирования необходимых знаний, умений и навыков специалистов для выполнения трудовых функций. На примере концепции широкого взгляда на аудит и профессию аудитора рассмотрен принцип внедрения инновационного образования специалистов для нужд экономики завтрашнего дня. Показаны роль и задачи вузов в процессе непрерывного образования специалиста. Сформулированы базовые принципы подготовки бакалавров, магистров и аспирантов, которые могут быть положены в основу разработки образовательных стандартов вуза, учебных планов и программ дисциплин. На примере Финансового университета при Правительстве Российской Федерации рассмотрен компетентностно ориентированный подход к методическому обеспечению образовательного процесса бакалавров, магистров и аспирантов. Ключевые слова: профессиональные стандарты, профессиональное образование, компетенции, уровневое образование, бакалавриат, магистратура, аспирантура, аудит, аудит бизнеса, концепция широкого взгляда на аудит.

а broad view of the profession as a strategic area in the establishment of innovative educational program in auditing

ROMAN P.BULYGA,

Ph.D., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Head of Department of Audit and Control, Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: aik@fa.ru

abstract

The article describes the process of acquiring knowledge and professional skills that a competent specialist needs to fulfill the labor duties. The principle of introducing innovative educational programs for the needs of the future economy is analyzed with the concept of a broad view of an audit. The role and objectives of universities as well as the higher education system within the process of lifelong education are shown. There are some basic principles of a bachelor, master and PhD programs stated, which, in its turn, might provide the basis for the development of university educational standards, curricula and program description. A competence-oriented approach to the methodological support of the educational process is illustrated by the example of the educational process at the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Keywords: professional standards, education, competences, multi-level education, undergraduate, graduate, postgraduate studies, audit, business audit, concept of a broad view of an audit.

В последние годы среди наиболее остро обсуждаемых проблем неизменным является вопрос о качестве профессионального образования специалистов. При этом под качеством образования чаще всего подразумевается соответствие знаний, получаемых студентами в вузах, современным требованиям общества и экономики.

Одной из стержневых технологий современного образования, призванной обеспечить высокий качественный уровень знаний студентов, является технология непрерывного (уровневого) профессионального образования специалиста. Основным субъектом, вокруг которого должна в идеале строиться система непрерывного образования, является сам обучаемый. Отсюда тезисы о выстраивании индивидуальной траектории обучения и существенном возрастании роли самостоятельных форм освоения материала. Сущность непрерывности образования заключается в гармоничном «соединении в одном сосуде» совокупности знаний, получаемых специалистом из различных источников.

Концептуально признавая это, в статье речь пойдет об одной из граней целостной системы непрерывного образования — роли и задачах вузов в формировании инновационных знаний студентов, в частности знаний, которые формируют компетенции специалиста, связанные с осуществлением контрольных функций и оказанием аудиторских услуг.

Роль и задачи вуза в системе формирования компетенций специалиста наглядно продемонстрированы в табл. 1.

Из табл. 1 следует один очень важный вывод. Отправной точкой формирования нужных обществу знаний и умений специалистов (т.е. качественного образования) должно быть участие вузов в формировании профессиональных стандартов видов деятельности или профессий.

В качестве законодательного подтверждения данного вывода следует сослаться на положения Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов1. В соответствии с указанным регламентом «проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями с участием

1 Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов // постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23. www.consultant.ru.

образовательных организаций профессионального образования»2. При этом сами профессиональные стандарты применяются при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования3.

В настоящее время саморегулируемой организацией (СРО) аудиторов под эгидой Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации разрабатывается профессиональный стандарт аудиторской деятельности.

В проекте указанного стандарта особый интерес представляет матрица соотнесения требуемых уровней образования с уровнями квалификации специалиста (табл. 2).

Из представленной в табл. 2 матрицы следует, что в идеальном варианте с точки зрения карьерного роста специалиста бакалавриат готовит аудиторов-исполнителей; для занятия руководящих должностей в сфере аудита (руководители среднего звена) необходим уровень магистратуры; аспирантура готовит топ-руководителей.

В табл. 3 представлена матрица соотнесения возлагаемых полномочий, требуемых умений и знаний по уровням квалификации (образования).

Из представленной в табл. 3 матрицы можно сделать следующие выводы, которые будут полезны вузам при формировании компетенций бакалавров, магистров и аспирантов в процессе разработки (реализации) образовательных стандартов и программ дисциплин:

• на уровне бакалавриата ключевым является требование по умению применять профессиональные знания в конкретных ситуациях;

• выпускник магистратуры должен понимать методологические основы профессиональной деятельности и уметь создавать новые знания прикладного характера в определенной области;

• к кандидату наук (выпускнику аспирантуры) предъявляется требование по созданию новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.

Все вышеизложенное позволяет сформулировать базовые принципы подготовки специалистов разных уровней, которые могут быть положены в основу разработки образовательных стандартов вуза, учебных планов и программ дисциплин (табл. 4).

2 Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, п. 3. www.consultant.ru.

3 Там же, п. 25.

Таблица 1

Алгоритм формирования знаний, умений и навыков для выполнения трудовых функций

Документ (регламент) Объект Субъект

Типовые должности I* Трудовые функции I Работодатель

Профессиональный стандарт вида деятельности (аудитора) I Обобщенные трудовые функции I Профессиональные сообщества (СРО** аудиторов)

Образовательный стандарт (СПО, ВПО) *** I Компетенции I Минобрнауки России, ведущие вузы

Учебные планы, рабочие учебные планы I Состав учебных дисциплин I Факультет

Программа дисциплины I Содержание дисциплины I Кафедра

Курс лекций, план занятий (наполнение дисциплины) I Наполнение дисциплины I Преподаватель

Диплом I Знания, умения, навыки I Студент

Должностные обязанности Трудовые функции Работодатель

* Знак «I» показывает направление формирования знаний, умений и навыков и изменения соответствующих им трудовых функций. ** СРО - саморегулируемая организация.

"** СПО - среднее профессиональное образование, ВПО - высшее профессиональное образование.

Таблица 2

соотнесение уровней квалификации, должностей и требуемых уровней образования в проекте профессионального стандарта аудиторской деятельности

Уровень квалификации* Код должности по ОКЗ** Требуемый уровень образования

5-й Ассистент (помощник) аудитора [34391] Программа СПО. Дополнительные профессиональные программы

6-й Аудитор [24116]. Контролер качества. Методолог Программы ВПО (бакалавр). Дополнительные профессиональные программы

7-й Руководитель аудиторской организации (малой) [13192]. Руководитель структурного подразделения аудиторской организации [12317] Программы ВПО (магистратура). Программы МВА***

8-й Руководитель аудиторской организации [12108] Программы ВПО (магистратура, аспирантура). Программы МВА

* Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов // приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 148н // Российская газета. 2013. № 125. 13 июня.

** Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93 // постановление Госстандарта России от 30.12.1993 № 298. М.: Издательство стандартов, 1995.

*** МВА (Master of Business Administration) - мастер делового администрирования.

Таблица 3

соотнесение уровней высшего образования с формируемыми знаниями и умениями, возлагаемыми должностными полномочиями

Уровень Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний

6-й (бакалавр) Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений Применение профессиональных знаний, в том числе инновационных. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

7-й (магистр) Определение стратегии, управление процессами и деятельностью с принятием решений на уровне крупных организаций Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием различных (в том числе инновационных) методов и технологий. Разработка новых методов и технологий Понимание методологических основ профессиональной деятельности. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности или организации

8-й (кандидат наук) Определение стратегии, управление процессами и деятельностью с принятием решений на уровне крупных организаций Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности

Таблица 4

Базовые принципы подготовки бакалавров, магистров, аспирантов

Базовый принцип Бакалавриат Магистратура Аспирантура

Широта охвата обучаемых Массовое образование Элитарное образование Индивидуальное(штучное) образование

Методология преподавания Преподавание общепризнанных истин и установленных правил по жесткому стандарту Инновационное преподавание по гибкому стандарту Обучение технологии научного исследования по индивидуальному плану

Структура образовательного процесса Больший удельный вес занятий бакалавра с преподавателем Больший удельный вес самостоятельных занятий и научных исследований магистра Преобладание самообразования и научного поиска аспиранта

Конечная цель («продукт» на выходе) Первая ступень профессиональной карьеры (вход в профессию) База для дальнейшего непрерывного профессионального образования и карьерного роста База для топ-карьерного роста или научно-педагогической деятельности

Руководствуясь этими принципами, в частности, были сформулированы профессиональные компетенции подготовки кадров (бакалавров, магистров, аспирантов) образовательного стандарта Финансового университета при Правительстве Российской Федерации4. Состав профессиональных компетенций в области контроля и аудиторской деятельности по направлению «Экономика», профиль

4 Право на разработку собственных образовательных стандартов предоставлено Финансовому университету Указом Президента РФ от 19.03.2013 № 209.

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», образовательного стандарта Финансового университета представлен в табл. 5.

Для формирования указанных компетенций в учебные планы Финансового университета включен комплекс обязательных дисциплин и дисциплин по выбору, реализуемых кафедрой «Аудит и контроль». В табл. 6 представлена карта обязательных дисциплин кафедры «Аудит и контроль», отражающая взаимосвязь и логику непрерывности реализации дисциплин на уровне бакалавриата и магистратуры.

Таблица 5

Матрица профессиональных компетенций в области аудиторской деятельности профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» направления «Экономика» (образовательный стандарт Финансового университета)

Бакалавриат Магистратура Аспирантура

Обладать базовыми теоретическими знаниями, уметь пользоваться российскими и международными нормативными документами и владеть навыками... проведения контрольных процедур Владеть знаниями в области международных, национальных и российских стандартов организации и осуществления. контрольных процессов, уметь определять предпочтительные области их применения Обладать знанием позиций основных научных школ в области. контрольных процессов, уметь оценивать целесообразность и корректность применения этих позиций в конкретных экономических ситуациях

Знать возможности и уметь эффективно работать в среде специальных программных продуктов, применяемых для выполнения. контрольных функций в экономическом субъекте Обладать навыками осуществления функций руководителей в. контрольной сфере деятельности экономических субъектов Обладать навыками определения стратегии развития и управления деятельностью хозяйствующего субъекта в области. аудита

Иметь навыки подготовки и проведения аудиторских проверок, осуществления контрольных процедур и организации системы внутреннего контроля в организациях разного профиля и организационно-правовых форм

Знать основные тенденции развития. аудита, уметь проводить научные исследования в данной сфере Уметь генерировать новые идеи, организовывать и проводить научные исследования в области. аудита, оценивать реальность их практической реализации

Таблица 6

Карта обязательных дисциплин, реализуемых кафедрой «Аудит и контроль»

Укрупненный курс Конкретное название дисциплины по уровням подготовки

Бакалавриат Магистратура

1. Финансовый контроль Основы финансового контроля -

Корпоративный финансовый контроль Внутренний корпоративный контроль

2. Аудит (в корпоративном секторе) Аудит Аудит бизнеса

Аудит достоверности информации

3. Практические аспекты аудиторской деятельности Практическая деятельность транснациональных аудиторских компаний

- Аудит консолидированной отчетности транснациональных компаний

Аудит внешнеэкономической деятельности

Аудит участников страхования внешнеэкономической деятельности

Финансовый консалтинг

4. Международный аудит Введение в МСА* Практика применения МСА

- Аудит отчетности по МСФО**

5. Государственный аудит - Внутриведомственный и внутрифирменный контроль

- Современные проблемы государственного аудита

* МСА - международные стандарты аудита. ** МСФО - Международные стандарты финансовой отчетности.

Рассмотрим реализацию принципа последовательного непрерывного образования на примере основного курса, формирующего компетенции в области аудиторской деятельности — курса «Аудит (в корпоративном секторе)».

На уровне бакалавриата данный курс начинается чтением дисциплины «Аудит», укрупненная структура которой имеет следующий вид.

Раздел 1. Общее понятие об аудите и аудиторской деятельности

1.1. Понятие «аудит» и «аудиторские услуги».

1.2. Основы аудиторской деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.3. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ.

Раздел 2. Методология и техника аудиторской проверки

2.1. Планирование аудиторской проверки.

2.2. Проведение аудиторской проверки.

2.3. Формирование мнения и оформление результатов аудиторской проверки.

Раздел 3. Методика аудита статей бухгалтерской отчетности

3.1. Аудит общей системы учета, внутреннего контроля и отчетности организации.

3.2. Аудит статей бухгалтерского баланса и приложений к нему.

3.3. Аудит отчета о прибылях и убытках.

Дисциплина читается по «жесткому стандарту»,

структура которого полностью совпадает со структурой базового учебника «Аудит» (для бакалавров) [1], и предусматривает изучение действующей нормативно-правовой базы и методик проведения аудита, получение объема знаний, навыков и умений, позволяющих выпускнику бакалавриата претендовать на получение квалификационного аттестата аудитора5.

На уровне магистратуры Финансового университета курс «Аудит (в корпоративном секторе)» продолжается чтением дисциплин «Аудит бизнеса» («Аудит достоверности информации» — на непрофильных магистерских программах).

Основной вопрос, который вузам приходится решать при формировании содержательной части дисциплин магистратуры как следующей ступени

5 Учебник для бакалавров «Аудит» (гриф ФИРО) под редакцией Р.П. Булыги (М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013) рекомендован к изучению претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также практикующим аудиторам, повышающим свою квалификацию. Издательским сообществом он включен в серию «Золотой фонд российских учебников».

уровневого образования, — выбор концептуального принципа развития знаний специалиста.

Анализ зарубежного и отечественного опыта в данном вопросе позволяет выделить две стратегии такого развития:

• стратегия детализации и углубления знаний;

• стратегия расширения горизонта знаний.

Стратегия детализации и углубления знаний

выражается в том, что читаемые на уровне магистратуры дисциплины углубляют и конкретизируют (применительно к конкретным объектам или видам деятельности) знания, полученные студентом в рамках бакалавриата.

Несмотря на то, что данной стратегии придерживается большое количество вузов России, автор глубоко убежден, что ее использование как базового принципа формирования содержательной части дисциплин магистратуры является ошибочным.

Во-первых, применение стратегии детализации и углубления знаний существенно снижает конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг (конкуренция за субъект системы непрерывного образования, за «сосуд», в котором соединяются все знания).

Во-вторых, такая стратегия противоречит предназначению магистратуры и тем компетенциям, о которых говорилось выше.

Поясним сказанное на примере подготовки аудиторов.

Студент, окончивший бакалавриат по направлению «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», получает диплом о высшем образовании. Наличие у него соответствующего стажа работы дает основание получить аттестат аудитора и работать в качестве аудитора6. Действующее российское законодательство требует от аудитора ежегодного повышения своей квалификации в системе повышения квалификации, организуемой СРО аудиторов. В процессе работы у аудитора, претендующего на руководящие позиции в фирме, возникает дилемма, где получить дополнительные компетенции, необходимые для этого: в системе повышения квалификации СРО или через магистратуру вуза. В том случае, если он идет в вуз, реализующий концепцию детализации и углубления знаний, такая магистратура вступает в прямую и заведомо проигрышную конкуренцию

6 Вариант, при котором диплом бакалавра не дает знаний, достаточных для «входа в профессию», является неконкурентоспособным по определению.

Таблица 7

Примеры программ повышения квалификации аудиторов

№ п/п Наименование направления и тематики повышения квалификации Реквизиты программы и разработчик

1 Развитие практических навыков

1.1 Аудиторская выборка Программа № ПК-15-003-2009 СРО НП «МоАП»

1.2 Документирование аудита Программа № ПК-16-003-2009 СРО НП «МоАП»

1.3 Планирование аудита Программа № ПК-017-2010 СРО НП «РКА»

1.4 Существенность в аудите Программа № ПК-014-2010 СРО НП «РКА»

2 Углубление знаний в специфических областях

2.1 Внутренний аудит Центр образования «Элкод» СРО НП «ИПАР»

2.2 Противодействие коррупции в ходе аудиторской деятельности Программа № ПК-018-2013 СРО НП «РКА»

3 Понимание отраслевой специфики

3.1 Новое в аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов Учебный центр «СТЕК»

3.2 Новое в аудите бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов Учебный центр «СТЕК»

3.3 Новое в аудите страховых организаций и обществ взаимного страхования Учебно-методический центр Ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Содружество»

4 Изменение законодательства

4.1 Новое в нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности Программа № ПК-5-003-2009 СРО НП «МоАП»

4.2 Новые федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности Учебно-методический центр СРО НП «АПР»

с системой профессионального повышения квалификации аудиторов.

Так, в соответствии с рекомендациями Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации7 программы повышения квалификации СРО аудиторов должны быть направлены на:

• развитие практических навыков составления рабочих документов, аудиторских заключений и отчетов аудитора;

• углубление знаний в специфических областях, выходящих за рамки знаний, проверяемых во время квалификационного экзамена;

• приобретение знаний, необходимых для понимания отраслевой специфики бизнеса аудируемых лиц;

7 Рекомендации по организации СРО аудиторов прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации одобрены Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации 29.10.2009, протокол № 79.

• обязательное изучение вопросов изменения законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих область рассмотрения программы.

Анализ структуры и содержания программ повышения квалификации аудиторов, а также практики деятельности СРО аудиторов в данном вопросе подтверждает их нацеленность на реализацию вышеназванных четырех направлений (табл. 7).

Помимо рисков проигрыша в конкурентной борьбе с отраслевой системой повышения квалификации, реализация вузом стратегии детализации и углубления знаний не отвечает базовым принципам функционирования магистратуры. Реализация данной стратегии, как и отраслевая система повышения квалификации, позволяет поддерживать знания специалиста-исполнителя в актуальном состоянии. Она не выводит знания специалиста на новый уровень — уровень руководителя или исследователя.

При реализации вузом стратегии расширения горизонта знаний на уровне магистратуры даются знания тенденций развития профессии, того, что будет завтра и чего еще нет в нормативных актах, того, что надо внести в эти нормативные акты в будущем. Это и есть собственная ниша академического образования, не затрагиваемая отраслевой системой повышения квалификации кадров.

Для иллюстрации стратегии расширения горизонта знаний рассмотрим пример реализации дисциплины «Аудит бизнеса» в магистратуре Финансового университета. Эта дисциплина явилась результатом проведенного научного исследования и отражает знания о будущем профессии аудитора — так называемой концепции широкого понимания аудита и новой роли аудитора в информационном обществе.

Результаты проведенного научного исследования отражены в монографии «Аудит бизнеса» [2] и серии научных статей [3-9].

В результате исследования сформулированы концепция развития аудита как вида профессиональной деятельности, новое определение аудита бизнеса в рамках этой концепции, обосновано появление новых объектов и направлений аудита.

Концепция широкого взгляда на аудит и профессию аудитора заключается в расширении объекта, методологического инструментария и требований к квалификации субъекта профессиональной деятельности, т.е. прежде всего в смене понятия «аудит финансовой отчетности» на формулировку «аудит бизнеса».

Под аудитом бизнеса автор понимает процесс, посредством которого компетентное независимое лицо накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к соответствующей бизнес-системе, чтобы определить и выразить в своем заключении или ином публичном сообщении степень соответствия этой информации общепринятым критериям.

Данное определение должно лечь в основу смены парадигмы аудиторской деятельности как таковой и законодательных трактовок понятий аудита как вида деятельности, в том числе определения понятий «аудит» и «аудиторская деятельность» в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ст. 1)8.

8 Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от

30.12.2008 № 307-ФЗ // Российская газета. 2008. № 267. 31 дек.

На базе концепции широкого понимания аудита обосновано появление новых объектов аудита [интеллектуальный капитал бизнеса, текущие и будущие трансакции бизнеса (бизнес-процессы), будущие финансовые результаты бизнеса], а также инновационных направлений аудита завтрашнего дня: аудит интеллектуального капитала, аудит эффективности бизнес-процессов, стратегический аудит (см. рисунок).

Все сказанное требует серьезных изменений требований к квалификации аудиторов, их роли в процессе информационного обмена между участниками рыночных отношений. Концепция широкого понимания аудита означает, в числе прочего, ассимиляцию аудита с другими традиционными для индустриального общества бизнес-процедурами (системным анализом, оценкой бизнеса, бизнес-прогнозированием и т.п.) и выход на этой основе аудитора за рамки только бухгалтерской профессии. В информационном обществе аудиторы должны взять на себя намного более широкие функции, охватывающие построение бизнес-моделей, разработку методологии оценки, общепринятых стандартов и принципов информационного обмена участниками рыночных отношений. Из пассивных экспертов, удостоверяющих соответствие публикуемой отчетности установленным критериям, они должны вырасти до «наставников бизнеса», активно формирующих и пропагандирующих критерии и принципы, вырабатываемые рынком как обычаи делового оборота. На формирование этих компетенций аудитора будущего и должна быть направлена современная система высшего образования (прежде всего ее высшие уровни: магистратура и аспирантура).

Результаты проведенного научного исследования внедрены в учебный процесс Финансового университета посредством введения обязательной дисциплины магистратуры «Аудит бизнеса». Базовым учебным пособием по данному курсу является книга «Аудит бизнеса» [2], которая была удостоена премии «Сапфир» как лучшее литературное произведение 2013 г. в номинации «Дисциплина казны»9.

Особенностью данной книги является то, что она одновременно выступает как монографическое издание (опубликованный результат научного исследования) и как учебное пособие для магистров, изучающих данную проблему. По мнению автора, именно такой принцип и должен применяться при

9 Ц^: http://www.Photo.bankir.ru/members/sample.php?id=20399.

формировании методического обеспечения инновационного преподавания в магистратуре.

В этой связи программа дисциплины «Аудит бизнеса» жестко не привязана к структуре рассмотренного выше учебного пособия «Аудит бизнеса». В рамках аудиторных занятий магистрам разъясняются базовые положения новой теории. Конкретные выводы и результаты они должны получить в ходе самостоятельной работы и личных научных изысканий.

Структура дисциплины «Аудит бизнеса» (для магистров) имеет следующий вид.

Тема 1. Эволюция института аудита в свете теории трансформации систем

1.1. Аудит как социальный институт.

1.2. Теория трансформации систем.

1.3. Этапы эволюции аудита.

1.4. Мировой экономический кризис как «точка разрыва» в эволюции аудита.

Тема 2. Изменение модели регулирования и системы контроля качества аудита

2.1. Модели регулирования аудиторской деятельности.

2.2. Изменение модели регулирования и системы контроля качества аудита в США.

2.3. Изменение модели регулирования и системы контроля качества аудита в Евросоюзе.

2.4. Изменение модели регулирования и системы контроля качества аудита в Японии.

2.5. Изменение модели регулирования и системы контроля качества аудита в России.

2.6. Международная интеграция регулирования аудиторской деятельности.

Тема 3. Концепция широкого понимания аудита в информационном обществе

3.1. Необходимость реформирования института аудита в современных условиях.

3.2. Концепции аудита.

3.3. Понятие категории «аудит бизнеса»: дуализм объекта и метода.

Тема 4. Аудит эффективности бизнес-процессов

4.1. Определение понятия «аудит эффективности бизнес-процессов».

4.2. Новации аудита эффективности бизнес-процессов.

4.3. Методика аудита эффективности бизнес-процессов.

Тема 5. Аудит интеллектуального капитала

5.1. Понятие и структура интеллектуального капитала бизнеса.

5.2. Методика аудита интеллектуального капитала.

Тема 6. Аудит стратегических результатов бизнеса

6.1. Показатели и методы измерения стратегического результата бизнеса.

6.2. Концептуальные основы стратегического аудита.

Обозначенный выше принцип повышения гибкости индивидуальной образовательной траектории обучаемого должен получить дальнейшее развитие в аспирантуре как третьем уровне высшего образования10.

Автор считает, что нет смысла готовить учебники и программы дисциплин в привычном их понимании для аспирантов. Аспирантам надо дать представление об актуальных направлениях научных исследований кафедры, ее научных школах, помочь найти свое место и свою нишу в этих исследованиях. Они должны изучать прежде всего научные труды по избранному направлению исследований. Сказанное не исключает необходимости разработки методических материалов и программ курсов по обучению технологии научного исследования, обзорных лекций по изучению трудов научных школ кафедры и вуза.

Приоритетными направлениями научных исследований кафедры «Аудит и контроль» Финансового университета являются следующие.

1. Учет, анализ и аудит интеллектуального капитала, в том числе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.1. Интеллектуальный капитал: структура, формы, проблемы учета, анализа и аудита.

1.2. Совершенствование правил и процедур учета, анализа и аудита нематериальных активов (интеллектуальной собственности).

1.3. Отраслевые особенности учета, анализа и аудита объектов интеллектуального капитала и форм его проявления.

2. Аудит бизнеса, в том числе:

2.1. Аудит бизнеса как направление реформирования аудиторской деятельности.

2.2. Аудит эффективности бизнес-процессов, операционный аудит.

2.3. Аудит интеллектуального капитала.

2.4. Стратегический аудит.

10 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. № 303. 31 дек. Ст. 12.

Объекты аудита

Промышленный капитал

Финансовый капитал

Часть интеллектуального капитала (нематериальные активы)

Финансовый результат отчетного периода

+

Текущие бизнес-процессы

Будущие бизнес-процессы

Будущий результат бизнеса

Прошлый финансовый результат

Аудируемая информация

Направления аудита

Традиционная

Аудит финансовой отчетности

(аудит в узком понимании)

Отчет о прибылях и убытках и пояснения к нему

Инновационная +

Отчет об интеллектуальном капитале Аудит интеллектуального капитала

Технологическая карта бизнес-процессов Аудит эффективности бизнес-процессов

Бизнес--планы, прогнозы

Бизнес--планы, прогнозы

=

АУДИТ БИЗНЕСА

(аудит в широком понимании)

инновационные объекты и направления аудита

24

Широкий взгляд на профессию как стратегическое направление

3. Стандартизация и оценка качества аудита как вида деятельности, в том числе:

3.1. Стандартизация как инструмент контроля качества деятельности организации.

3.2. Международные стандарты аудита.

3.3. Внутрифирменные стандарты аудита.

3.4. Контроль качества аудита.

4. Налоговый аудит.

5. Сквозной финансовый контроль субъектов хозяйствования, в том числе:

5.1. Формирование единой системы финансового контроля в Российской Федерации.

5.2. Теория и методология контрольно-ревизионной работы.

5.3. Внутренний контроль и аудит в хозяйствующих субъектах.

6. Экономическая экспертиза.

В завершение хотелось бы отметить, что научно обоснованная и сформулированная для аудиторской деятельности концепция широкого взгляда применима для других профессий и видов деятельности.

Одним из вызовов информационного общества по отношению к видам деятельности является пересмотр традиционных понятий специализации и профессий в сложившейся их интерпретации. На авансцену выходит требование мультидисципли-нарности и мультипрофессионализации деятельности будущего.

Все это не может не сказаться на требованиях к системе профессионального образования. Основной вектор непрерывного образования специалиста будущего должен базироваться на принципах опережающего обучения и широкого (мультидис-циплинарного) взгляда на перспективы развития профессии.

Литература

1. Аудит: учебник для бакалавров / под ред. Р.П. Булыги. 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

2. Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития / под ред. Р.П. Булыги. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

3. Булыга Р.П. Инновации современного аудита: аудит эффективности бизнес-процессов // Аудитор. 2012. № 3.

4. Булыга Р.П. Аудит бизнеса как стратегическое направление развития аудиторской деятельности // Аудитор. 2013. № 8.

5. Булыга Р.П. Ужесточение правил внешнего контроля как основной вектор реформирования института аудита в посткризисный период // Аудитор. 2013. № 11.

6. Bulyga R.P. Business Audit: The New Concept of the XXI Century // World Applied Sciences Journal, 2014, no. 29 (5).

7. Булыга Р.П. Методика аудита интеллектуального капитала // Аудитор. 2014. № 2.

8. Булыга Р.П. Становление и развитие стратегического аудита // Аудитор. 2014. № 4.

9. Булыга Р.П. Аудит бизнеса как основное научно-образовательное направление Финансового университета в области аудиторской деятельности // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 3.

References

1. Audit: a textbook for bachelor students / ed. by R.P. Bulyga. 3rd ed. Moscow, UNITY-DANA, 2013.

2. Business Audit. Practices and Development Issues/ ed. by R.P. Bulyga. Moscow, UNITY-DANA, 2013.

3. Bulyga R.P. Innovations in the Modern Audit: Audit of the Business Process Efficiency // Аuditor, 2012, no. 3.

4. Bulyga R.P. Business Audit of as a Strategic Area in the Auditor's Business Development // Auditor, 2013, no. 8.

5. Bulyga R.P. External Control Tightening as the Main Vector in the Audit Reform in the PostCrisis Period // Auditor, 2013, no. 11.

6. Bulyga R.P. Business Audit: The New Concept of the XXI Century // World Applied Sciences Journal, 2014, no. 29 (5).

7. Bulyga R.P. Intellectual Capital Audit Methodology // Auditor,2014, no. 2.

8. Bulyga R.P. Strategic Audit Formation and Development // Auditor, 2014, no. 4.

9. Bulyga R.P. Business Audit as the Main Area of Audit-Related Research and Training at the Financial University // Economy and Management: Issues and Solutions, 2014, no. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.