Научная статья на тему 'О некоторых вопросах противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти'

О некоторых вопросах противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
306
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / EXECUTIVE AUTHORITIES / LAW-ENFORCEMENT AUTHORITIES / CORRUPTION / COUNTERACTION / ANTICORRUPTION LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аванесян Семен Арамович

В статье анализируются проблемы борьбы с коррупцией в федеральных органах исполнительной власти. Освещаются ее причины и последствия. Отдельное внимание уделяется проблемам коррупции в правоохранительных органах и органах внутренних дел, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some items of counteraction to corruption in federal executive authorities

This article is devoted to problems of counteraction to corruption in federal executive authorities and to causes and effects of corruption. Special attention is devoted to corruption in law-enforcement authorities, in interior authorities, particularly.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти»

Коррупция в федеральных органах исполнительной власти приобрела в настоящее время глобальный и системный характер. Она представляет собой непосредственную угрозу безопасности государства и общества, препятствует развитию в нашей стране институтов демократии и гражданского общества, реализации гражданами своих конституционных прав в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, имущественных отношений. Кроме того, коррупция самым негативным образом сказывается на развитии экономики, а также финансовой системы и всей инфраструктуры Российского государства. Уровень коррупционной угрозы в России вырос и в связи с крупными проектами, которые будут реализовываться в стране. Это касается подготовки Владивостока к саммиту АТЭС в 2012 г., олимпийского строительства в Сочи, проведения в 2018 г. чемпионата мира по футболу.

Следует подчеркнуть также, что коррупция в деятельности органов исполнительной власти способствует развитию организованной преступности, создает питательную почву для развития очагов экстремизма и терроризма, ставит под угрозу реализацию национальных проектов, а также подрывает все государственно-правовые реформы, которые в настоящее время проводятся в нашей стране. Все эти и ряд других проблем подводят к необходимости формирования административно-правового механизма противодействия коррупции в различных направлениях деятельности органов исполнительной власти.

Как показывают опыт проводимых государственных реформ и практика правоохранительной деятельности в сфере противодействия коррупции, в системе государственного управления она возникает в тех сферах деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, где их статус детально не определен, а также не сформированы административные процедуры предоставления услуг гражданам и юридическим лицам. Исследование показывает, что коррупция возникает в тех сферах, где государственные служащие реализуют организационные, исполнительно-распорядительные, контрольно-надзорные, юрисдикционные, а также разрешительные полномочия. Именно поэтому в настоящее время необходимо совершенствовать административно-правовой режим деятельности органов исполнительной власти.

Как в нашей стране, так и за рубежом отчасти причиной роста коррупции в административной деятельности государственных служащих является плохое качество нормативно-правовой базы. В настоящее время приходится констатировать, что действующая законодательная, а также иная нормативная правовая база не столь оптимально регламентируют исполнительно-распорядительную деятельность государственных служащих, которые предоставляют гражданам, а также юридическим лицам соответствующие публичные услуги (лицензии, разрешения, заключения и др.). Названные причины во многом носят объективный характер, но есть еще и целый ряд субъективных проблем, воздействовать на которые с помощью норм права достаточно сложно.

Главной особенностью современного этапа противодействия коррупции в России является переход от отдельных мер реагирования на частные проявления коррупции к применению системного подхода в сфере противодействия этому опасному социально-экономическому явлению. В настоящее время в Российской Федерации приняты в сфере противодействия коррупции Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», Национальный план противодействия коррупции и ряд важнейших указов Президента Российской Федерации, в частности, Указ Президента РФ от 25.02.2011 № 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан»).

Принятие основополагающих документов свидетельствует, что в Российской Федерации, в основном, сформирована правовая и организационная основы противодействия коррупции. Однако вместо ожидаемого снижения ее уровня он имеет тенденцию к росту. Как это ни парадоксально, но предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы породили еще большее ее развитие. Коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со

стороны государства, прежде всего, со стороны федеральных органов исполнительной власти, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене.

Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в стране недопустимо высок, коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения. Разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции, повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти являются необходимыми элементами реализации административной реформы в России.

Отдельным направлением здесь выступает коррумпированность правоохранительных органов. Именно данное явление несет в себе повышенную опасность, поскольку способствует укреплению организованной преступности, ее сращиванию с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, проецирует принципы противоправного поведения, дестабилизирует нормальное функционирование всех органов власти.

Коррупция в правоохранительных органах вообще и органах внутренних дел в частности представляет повышенную общественную опасность, поскольку именно эти органы призваны вести борьбу с ней на всех уровнях публичного управления. Очевидно, что коррумпированные правоохранительные органы не в состоянии эффективно противодействовать тем явлениям и процессам, которые реально угрожают безопасности личности, общества и государства. В данной связи проблемы противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности в органах внутренних дел приобретают особое значение.

Следует сказать, что деятельность органов внутренних дел за последние 20 лет протекала в сложной и противоречивой остановке, которая самым непосредственным образом влияла на уровень законности и правопорядка в их системе. Однако несмотря на целый ряд деструктивных процессов, происходящих в жизни российского общества, органы внутренних дел не утратили своей целостности, а также способности решать сложные оперативно-служебные задачи, осуществлять защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц. Данное положение стало возможным вследствие целого комплекса средств правового, организационного, информационного и иного характера, с помощью которых осуществлялись противодействие коррупции и обеспечение собственной безопасности органов внутренних дел. В новейшей истории угрозы собственной безопасности органов внутренних дел приобрели достаточно острый характер. Очевидно, что это и стало одной из основных причин инициации Президентом России реформы МВД.

В заключение следует отметить, что коррумпированность ряда сотрудников полиции наносит непоправимый ущерб авторитету всего ведомства, негативно влияет на морально-психологический климат в коллективах, приводит к профессиональной деформации личности сотрудников. Бороться с коррупцией в рядах сотрудников полиции необходимо жестко и последовательно, уделяя особое внимание руководящему составу, который должен подавать ежедневный пример честного и добросовестного поведения своим подчиненным.

Достижение реальных результатов в деле борьбы с коррупцией и коррупционными правонарушениями возможно лишь путем консолидации усилий всех органов государственной власти. Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды, муниципальные органы власти, правоохранительные органы должны в полной мере обеспечить реализацию инициатив Президента Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.