Коррупция в федеральных органах исполнительной власти приобрела в настоящее время глобальный и системный характер. Она представляет собой непосредственную угрозу безопасности государства и общества, препятствует развитию в нашей стране институтов демократии и гражданского общества, реализации гражданами своих конституционных прав в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, имущественных отношений. Кроме того, коррупция самым негативным образом сказывается на развитии экономики, а также финансовой системы и всей инфраструктуры Российского государства. Уровень коррупционной угрозы в России вырос и в связи с крупными проектами, которые будут реализовываться в стране. Это касается подготовки Владивостока к саммиту АТЭС в 2012 г., олимпийского строительства в Сочи, проведения в 2018 г. чемпионата мира по футболу.
Следует подчеркнуть также, что коррупция в деятельности органов исполнительной власти способствует развитию организованной преступности, создает питательную почву для развития очагов экстремизма и терроризма, ставит под угрозу реализацию национальных проектов, а также подрывает все государственно-правовые реформы, которые в настоящее время проводятся в нашей стране. Все эти и ряд других проблем подводят к необходимости формирования административно-правового механизма противодействия коррупции в различных направлениях деятельности органов исполнительной власти.
Как показывают опыт проводимых государственных реформ и практика правоохранительной деятельности в сфере противодействия коррупции, в системе государственного управления она возникает в тех сферах деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, где их статус детально не определен, а также не сформированы административные процедуры предоставления услуг гражданам и юридическим лицам. Исследование показывает, что коррупция возникает в тех сферах, где государственные служащие реализуют организационные, исполнительно-распорядительные, контрольно-надзорные, юрисдикционные, а также разрешительные полномочия. Именно поэтому в настоящее время необходимо совершенствовать административно-правовой режим деятельности органов исполнительной власти.
Как в нашей стране, так и за рубежом отчасти причиной роста коррупции в административной деятельности государственных служащих является плохое качество нормативно-правовой базы. В настоящее время приходится констатировать, что действующая законодательная, а также иная нормативная правовая база не столь оптимально регламентируют исполнительно-распорядительную деятельность государственных служащих, которые предоставляют гражданам, а также юридическим лицам соответствующие публичные услуги (лицензии, разрешения, заключения и др.). Названные причины во многом носят объективный характер, но есть еще и целый ряд субъективных проблем, воздействовать на которые с помощью норм права достаточно сложно.
Главной особенностью современного этапа противодействия коррупции в России является переход от отдельных мер реагирования на частные проявления коррупции к применению системного подхода в сфере противодействия этому опасному социально-экономическому явлению. В настоящее время в Российской Федерации приняты в сфере противодействия коррупции Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», Национальный план противодействия коррупции и ряд важнейших указов Президента Российской Федерации, в частности, Указ Президента РФ от 25.02.2011 № 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан»).
Принятие основополагающих документов свидетельствует, что в Российской Федерации, в основном, сформирована правовая и организационная основы противодействия коррупции. Однако вместо ожидаемого снижения ее уровня он имеет тенденцию к росту. Как это ни парадоксально, но предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы породили еще большее ее развитие. Коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со
стороны государства, прежде всего, со стороны федеральных органов исполнительной власти, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене.
Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в стране недопустимо высок, коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения. Разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции, повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти являются необходимыми элементами реализации административной реформы в России.
Отдельным направлением здесь выступает коррумпированность правоохранительных органов. Именно данное явление несет в себе повышенную опасность, поскольку способствует укреплению организованной преступности, ее сращиванию с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, проецирует принципы противоправного поведения, дестабилизирует нормальное функционирование всех органов власти.
Коррупция в правоохранительных органах вообще и органах внутренних дел в частности представляет повышенную общественную опасность, поскольку именно эти органы призваны вести борьбу с ней на всех уровнях публичного управления. Очевидно, что коррумпированные правоохранительные органы не в состоянии эффективно противодействовать тем явлениям и процессам, которые реально угрожают безопасности личности, общества и государства. В данной связи проблемы противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности в органах внутренних дел приобретают особое значение.
Следует сказать, что деятельность органов внутренних дел за последние 20 лет протекала в сложной и противоречивой остановке, которая самым непосредственным образом влияла на уровень законности и правопорядка в их системе. Однако несмотря на целый ряд деструктивных процессов, происходящих в жизни российского общества, органы внутренних дел не утратили своей целостности, а также способности решать сложные оперативно-служебные задачи, осуществлять защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц. Данное положение стало возможным вследствие целого комплекса средств правового, организационного, информационного и иного характера, с помощью которых осуществлялись противодействие коррупции и обеспечение собственной безопасности органов внутренних дел. В новейшей истории угрозы собственной безопасности органов внутренних дел приобрели достаточно острый характер. Очевидно, что это и стало одной из основных причин инициации Президентом России реформы МВД.
В заключение следует отметить, что коррумпированность ряда сотрудников полиции наносит непоправимый ущерб авторитету всего ведомства, негативно влияет на морально-психологический климат в коллективах, приводит к профессиональной деформации личности сотрудников. Бороться с коррупцией в рядах сотрудников полиции необходимо жестко и последовательно, уделяя особое внимание руководящему составу, который должен подавать ежедневный пример честного и добросовестного поведения своим подчиненным.
Достижение реальных результатов в деле борьбы с коррупцией и коррупционными правонарушениями возможно лишь путем консолидации усилий всех органов государственной власти. Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды, муниципальные органы власти, правоохранительные органы должны в полной мере обеспечить реализацию инициатив Президента Российской Федерации.