Научная статья на тему 'Противодействие коррупции как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития России'

Противодействие коррупции как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1647
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ УГРОЗА / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CORRUPTION / CORRUPTION COUNTERACTION / ECONOMIC SAFETY / CORRUPTION AS NATIONAL THREAT / ANTICORRUPTION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Купрещенко Н.П., Филатова И.В.

Рассматривается влияние коррупции на развитие экономики современного Российского государства; приводится анализ принимаемых мер по противодействию данному явлению. Раскрываются причины возникновения коррупции в России, выделяются основные черты и последствия, обосновываются экономико-правовые аспекты противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corruption counteraction аs one of priority directions оf social and economic development of Russia

Authors of article consider influence of corruption on development of economy of the modern Russian state, and also the analysis of accepted measures, on counteraction to the given phenomenon. Article draws attention to a corruption problem as of a socially-legal phenomenon in a society. In article the reasons of occurrence of corruption in Russia reveal, the basic lines and consequences are allocated, economic-legal aspects of counteraction of corruption are proved.

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития России»



торжения договорных отношений с покупателями4. B общем смысле форфейтинг применим практически в любой отрасли на этапе выхода на новые рынки, на которых платежные риски еще неизвестны или неприемлемы для экспортера.

Основной причиной, препятствующей широкому обслуживанию дебиторских задолженностей покупателей, имеющихся у поставщиков, является отсутствие у российских факторов четкой методологии такой работы, прежде всего, отсутствие методик оценки рисков и эффективности факторинговых операций. Ввиду относительной молодости рассматриваемой разновидности финансового бизнеса во всем мире не существует общепризнанной теории и методологии такого рода оценки. Отсутствие надежной методики количественного анализа эффективности факторинговых операций сдерживает развитие факторинга в России. Одним из возможных путей преодоления данной проблемы может стать первоначальное внедрение факторингового обслуживания внутренних операций, причем в тех отраслях, расчеты в которых основаны на товарных кредитах на небольшие сроки и на небольшие суммы, а спрос обладает весьма слабой эластично стью.

Литература

1. Chesser D.L. PrediGting 1оап попсотрНапсе // Joumal of Соттегиа! Вапк Leading. 1974. № 8.

2. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. Г.Н. Бело-глазовой. М.: Высшее образование, 2009. С. 163.

3. Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. Финансы и кредит: Учебник. М.: Инфра-М, 2009. С. 276-277.

4. Абалкин Л.И., Аболихина Г.Л., АдибековМ.Г. Лизинговые, факторинговые, форфейтинговые операции банков. М.: ДеКА, в ред 2010 г.

5. Карабанова К.И. Курс лекций по банковскому праву. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. С. 219, 222.

6. Абашкин Ф.Ю. Финансирование оборотного капитала предприятия при помощи факторинга // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2011. № 2. С. 311-316.

1 См. : Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. М.: Высшее образование, 2009. С. 163.

2 См. : Абашкин Ф. Ю. Финансирование оборотного капитала предприятия при помощи факторинга // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2011. № 2. С. 311-316.

3 См. : Chesser D.L. Predicting loan noncompliance // Journal of Commercial Bank Leading. 1974. № 8. Р. 72.

4 См. : Абалкин Л. И., Аболихина Г. Л., Адибеков М. Г. Лизинговые, факторинговые, форфейтинговые операции банков. М.: ДеКА, 2010. С. 125.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РОССИИ

Н.П. Купрещенко,

доктор экономических наук профессор;

И.В. Филатова,

кандидат экономических наук

Аннотация. Рассматривается влияние коррупции на развитие экономики современного Российского государства; приводится анализ принимаемых мер по противодействию данному явлению.

Раскрываются причины возникновения коррупции в России, выделяются основные черты и последствия, обосновываются экономико-правовые аспекты противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, экономическая безопасность, коррупция как национальная угроза, антикоррупционная деятельность.

CORRUPTION COUNTERACTION AS ONE OF PRIORITY DIRECTIONS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA

N.P.Kupreshchenko,

the doctor of economics the professor I.V .Filatova,

candidate economic sciences

Annotation. Authors of article consider influence of corruption on development of economy of the modern Russian state, and also the analysis of accepted measures, on counteraction to the given phenomenon.

Article draws attention to a corruption problem as of a socially-legal phenomenon in a society. In article the reasons of occurrence of corruption in Russia reveal, the basic lines and consequences are allocated, economic-legal aspects of counteraction of corruption are proved.

Keywords: corruption, corruption counteraction, economic safety, corruption as national threat, anticorruption activity.

В современных условиях коррупция остается одной из главных нерешенных проблем, препятствующих социально-экономическому развитию страны. Она носит массовый характер, затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности, и настолько въелась в жизнь России, что не нуждается даже в синонимах. Коррупция превратилась в системную проблему. А противодействие коррупции является приоритетной задачей всей государственной политики. Необходимость борьбы с данным явлением бесспорна и находит свое отражение на самом высоком уровне.

В «Концепции общественной безопасности Российской Федерации», утвержденной Президентом 20 ноября 2013 г. противодействие коррупции, а именно, выявление и последующее устранение ее причин и условий возникновения, разработка и осуществление профилактических мер, направленных на снижение уровня коррумпированности общественных отношений, привлечение участия институтов гражданского общества и профилактике коррупции провозглашаются основными направлениями обеспечения национальной безопасности России1.

В настоящее время, коррупция - это не просто какое-то отдельное, локальное явление в области политики и государственного управления, а, в силу своего характера и масштабов, целая система отношений, которая пронизывает все структуры нашего государства и несет угрозу коренным национальным интересам страны.

Степень коррупции является важнейшим индикатором эффективности экономической системы и государства. Падение общей эффективности государства, его способности обеспечить достойную мотивацию своих сотрудников неизбежно приводит к снижению результативности институтов, проце-

дур и регламентов, обуславливая надежную почву для коррупционного роста. Коррупция является «рыночным» ответом на слабость государственных институтов.

Несмотря на проводимую антикоррупционную кампанию государства, по мнению генерал-майора полиции Дениса Александровича Сугробова, начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, меры, принимаемые в этом направлении, продолжают оставаться на неудовлетворительном уровне2. Об этом и свидетельствуют данные ежегодного международного рейтинга «Индекс восприятия коррупции», в соответствии с которыми Россия в 2013 г. заняла 127-е место из 175 возможных с результатом 28 баллов из 1003. Для сравнения такие же значения показателя по данным исследования имеют, например, страны: Азербайджан, Гамбия, Ливан, Пакистан. Список же наиболее благоприятных стран в данном отношении возглавляют Новая Зеландия и Дания со значением индекса 91.

Подтверждают высокий уровень коррупции в России и данные правоохранительных органов. Так, за 2012 г. в России было зарегистрировано 49513 преступлений коррупционной направленности, что на 22,5% больше чем за 2011 г. За первый квартал 2013 г. выявлено 29501 преступление коррупционной направленности, что составляет 60% от общего количества преступлений коррупционной направленности за весь 2012 г. 4.

В то же время, с уверенностью можно сказать, что в основе пусковых механизмов возникновения и развития коррупции лежат экономические отношения и экономика в целом, а фундаментом коррупции — экономические преступления. Питательной средой коррупции являются свободные, неучтенные, в том числе приобретенные незаконным путем деньги, ко-

торые появляются в результате совершения, как правило, экономических преступлений.

Отсюда следует, что для эффективного противодействия коррупции необходимо, прежде всего, осуществить мероприятия по подрыву экономических основ этого негативного проявления, мероприятия по борьбе с экономическими преступлениями, организации действенного налогового и финансового контроля над движением средств, пресечению незаконных финансовых потоков. В этом плане немаловажную роль играют вопросы оптимизации соотношения оборотов наличных и безналичных денег.

Одним из главных факторов, обуславливающих столь широкое распространение коррупции в России является несовершенство отечественного законодательства. Чтобы это исправить, нужно более тщательно прорабатывать правовые нормы.

Для этого необходимо создать целую систему критериев проверки нормативно-правовых актов на коррупционную составляющую, чтобы экспертизы проводились согласно определенному утвержденному плану.

В Российской Федерации действует Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», который устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы. Однако, четкий порядок антикоррупционных процедур отсутствует. Нет и конкретных критериев, по которым нормативный акт должен быть отнесен к категории коррупционных. Мало того, в законе прямо прописано, что результаты проверок нормативно-правовых актов носят рекомендательный характер, т.е. результаты проверок обязательны к рассмотрению, но не обязательны к принятию (ч. 5 ст. 4 настоящего ФЗ).

Также заслуживает внимания порядок разрешения разногласий, возникающих при оценке указанных в заключении Министерства юстиции Российской Федерации коррупциогенных факторов. С 21 ноября 2011 г. в п. 6 ст. 4 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» внесено изменение, согласно которому порядок разрешения разногласия при оценке коррупциогенных факторов должно определять Правительство Российской Федерации. Но до 27 марта 2013 г. такой порядок Правительством не был установлен; это означает, что норма, указанная в п. 6 ст. 4 настоящего ФЗ не работала.

И лишь после принятия Постановления Правительства №274 от 27 марта 2013 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» «Правила проведения анти-

коррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» были дополнены соответствующими изменениями.

Таким образом, в современных условиях в Российской Федерации необходим закон, который регламентировал бы порядок проверки нормативно-правовых актов на коррупционную составляющую.

Грамотно и недвусмысленно разработанные стандарты проверки нормативно правовых актов способны значительно уменьшить количество коррупционных возможностей для должностных лиц.

Но несовершенны правовые нормы не только в области деятельности государственного аппарата, когда отсутствует заинтересованность в конструктивных инновационных решениях в управленческой сфере, но и сама система привлечения к ответственности за взяточничество в России заслуживает доработки.

Одно из направлений изменения законодательства в данной сфере - это увеличение наказания за дачу или получение взятки. И, учитывая международный опыт, наиболее правильной мерой являлась бы конфискация имущества должностного лица при выявлении факта коррупции.

Таким образом, одним из решений данной проблемы явилась бы ратификация ст. 20 Конвенции ООН «Против коррупции»5. В ней раскрывается понятие «незаконное обогащение» - это разница между задекларированными доходами и расходами. Так же в этой статье говорится о конфискации имущества коррупционеров в случае несоответствия доходов и расходов, а также имеющегося имущества.

Еще одним из элементов противодействия коррупции является общественный контроль за всеми законодательными актами, принимаемыми на территории Российской Федерации. Например, всенародное обсуждение проекта федерального закона «О полиции» - первое подобное мероприятие, предшествующее принятию федерального закона в Российской Федерации.

Но, несмотря на все неоспоримые доводы о неприемлемости коррупции в государстве, существует мнение, что данное явление в России несет в себе больше плюсов, чем минусов. При этом коррупция представляется неким корректирующим механизмом, дающим возможность функционировать несовершенному механизму экономики и государственного управления. Однако, уже сегодня видно, что отказ от борьбы с коррупцией и принятие ее в качестве некого «смазывающего элемента» неизбежно ведет к расшатыванию всей системы.

Современная актуальность коррупции обоснована разнообразием ее последствий. Помимо прямого влияния на экономические процессы, коррупция имеет выход в социально-политическое пространство.

Социальные последствия коррупции значительны - она предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями, формирует у членов общества «двойной» стандарт морали и поведения, способствует несправедливому перераспределению благ, дискредитирует право как инструмент регулирования жизни государства и общества, снижает доверие общества к власти. И это только часть негативных последствий, порождаемых коррупцией.

Эту позицию разделяют многие современные исследователи, ставящие в вину коррупции, следующие негативные экономические последствия.

1) Коррупция расширяет теневую экономику, что сокращает поступления в бюджет и лишает государство рычагов управления. Так, в 2012 г. Росстат оценивает долю теневой экономики в России примерно в 15% ВВП, хотя по оценкам Мирового банка эта цифра колеблется в районе 40%. Для сравнения в США, Японии или Швейцарии уровень теневой экономики составляет порядка 9% ВВП, и по индексу восприятия коррупции данные страны находятся в первой двадцатке рейтинга самых благоприятных стран.

2) Широкомасштабная коррупция, поощряя недобросовестную конкуренцию, делает невозможным привлечение не только иностранных, но и российских инвестиций, что в принципе лишает Россию возможностей развития. Взятки - это исчезнувшие или не появившиеся инвестиции. В результате коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции (особенно зарубежные).

3) Коррупция разрушает конкуренцию, так как взятка обеспечивает предоставление неконкурентных преимуществ. Это подрывает рыночные отношения как таковые, создает новые, коррупционные монополии (часто связанные с организованной преступностью), снижает эффективность экономики в целом.

4) Коррупция лишает государство возможности обеспечивать соблюдение честных правил рыночной игры, что дискредитирует саму идею рынка, и авторитет государства как арбитра и судьи. Практически сложилась ситуация, когда коррупция стала важнейшим тормозом формирования цивилизованных рыночных отношений, создания новых предприятий, экономического роста.

5) Влияние коррупции на проведение приватизации и банкротств (принявшее поистине гигантские масштабы) затрудняет появление эффективных собственников.

6) Нерациональное расходование бюджетных средств усугубляет бюджетный кризис.

7) Коррупция увеличивает издержки субъектов экономики, что перекладывается на потребителей через повышение цен и тарифов.

8) Коррупция в органах государственного управления разлагает не только их самих, но и аппарат управления крупных корпораций. Соответственно, происходит общее снижение эффективности управления - как государственного, так и коммерческого.

9) Коррупция в нынешних российских масштабах практически исключает возможность успешного экономического развития. Для тех же, кто с властью дружит, более рентабельны инвестиции не в реальный сектор и развитие, а в краткосрочные операции: финансовые спекуляции, передел собственности и дальнейшее коррумпирование власти.

Негативное влияние коррупция оказывает и на социально-политические процессы.

1) Усиливается социальная несправедливость в виде нечестной конкуренции фирм и неоправданного перераспределения доходов граждан. Ведь дать более крупную взятку может неэффективная фирма или даже преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей и взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан.

2) Коррупция в системе сбора налогов позволяет богатым уклоняться от них и перекладывает налоговое бремя на плечи более бедных граждан.

3) Коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним и, вследствие этого, ставит под сомнение их легитимность.

4) Коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться своими личными интересами ради развития общества.

5) Коррупция дискредитирует правосудие, поскольку правым оказывается тот, у кого больше денег и меньше самозапретов.

6) Коррупция создает угрозу демократии, поскольку лишает население нравственных стимулов к участию в выборах.

7) Лозунг борьбы с коррупцией способен легитимировать поворот к диктатуре и отказу от рыночных реформ;

8) Коррупция в аппаратах, отвечающих за правоприменение (армия, полиция, суды), позволяет организованной преступности расширять свою «грабительскую» деятельность в частном секторе и даже создавать симбиоз организованной преступности и этих организаций.

Как итог, коррупция самым непосредственным образом содействует криминализации общества. Сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, все больше усиливается организованная преступность, которая не только расширяет возможности «отмывания денег», но и получает доступ к политической власти.

Все это подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государ-

ственных институтов, препятствует проведению необходимых России преобразований, повышает социальную напряженность, усиливает угрозу терроризма и экстремизма, способствует падению престижа страны в мировом сообществе.

Для того чтобы понять масштабность коррупционных проявлений по стране, хотелось бы привести данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в соответствии с которым, по оценкам россиян, степень коррумпированности общества остается высокой (75%).

Наибольшую опасность для общества несет коррупция в аппаратах государственной власти и местного самоуправления, прежде всего в сферах выработки и принятия управленческих решений. Ее широкое распространение и системный характер привели к тому, что государственная и региональная политика зачастую прямо диктуется частными интересами лиц, находящихся непосредственно во власти или способных напрямую влиять на принятие решений. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что преступность, в том числе организованная и профессиональная, широко проникла и укоренилась практически во всех властных структурах. Определенная часть работников государственных и муниципальных органов власти поражена коррупцией в ее самом распространенном проявлении — взяточничестве. По экспертным оценкам, ежегодные потери экономики от коррупции составляют в стране десятки миллиардов долларов.

Широко распространена практика извлечения личной выгоды из пользования государственным или муниципальным имуществом в форме сдачи ее за взятки в аренду по заниженным ставкам, приобретения служащими государственного имущества за символическую плату, его прямого расхищения и присвоения.

Отмечаются многочисленные факты коррупционного характера в сфере государственного и муниципального управления: занятие чиновниками коммерческой деятельностью; участие непосредственно, через посредников или членов своих семей в управлении разного рода предпринимательскими структурами; оказание опекаемым фирмам содействия в получении незаконных льгот и привилегий, приобретении собственности, облегченном или внеочередном прохождении нормативно установленных процедур и оформления документов, получении разрешений и квот; непринятие мер по фактам нарушения законодательства, в том числе налогового за бездействие антимонопольных органов против картельных сговоров по топливу, электроэнергии, производству строительных и иных материалов; завуалированные формы торговли вверенным государственным или муниципальным имуществом, важной служебной информацией.

Коррупция в органах публичной власти не является обособленной проблемой. Она проникает во все сферы управления, скрепляя альянс преступного бизнеса и продажного чиновничества оказанием взаимных услуг. Многие коррупционные отношения служат источником и даже заказчиком преступлений, они провоцируют все новые и новые, еще более опасные и разрушительные явления в нашем обществе, такие, как заказные убийства и терроризм.

Власти на местах нередко стремятся монополизировать любой бизнес на своей территории, оказывают всяческое содействие, интегрированным с ними бизнесменам, что полностью блокирует конкуренцию и приводит к росту цен, сужает ассортимент, снижает качество товаров и услуг. С препятствующими этому процессу предпринимателями «разбираются» с привлечением правоохранительных органов путем так называемого «заказного наезда» или обременения любого бизнеса многочисленными процедурами согласований вплоть до приостановления или полного свертывания его деятельности.

В сфере бюджетного обеспечения наблюдается практика выделения финансовых средств на конкретные проекты за так называемые «откаты», которые получают как чиновники профильных министерств и ведомств, так и представители депутатского корпуса за включение таких проектов в бюджетное финансирование. «Откатная» система настолько укоренилась в сфере управления экономикой, что многие компании в завуалированной форме закладывают в свой бюджет ресурсы, необходимые для «стимулирования» решения того или иного вопроса, связанного с получением финансовых средств.

В области кадровой политики достигли невиданных ранее масштабов назначения на должности за деньги и коррупционную ренту. Отсутствие реального механизма формирования кадрового потенциала власти, неэффективность форм подготовки и переподготовки кадров для государственной и муниципальной службы, полное отсутствие системы ротации управленческих кадров высшего звена — все это привело к системному кризису управления, его профессиональной деградации, перенасыщению управленческих структур молодыми людьми, имеющими зачастую сомнительный опыт в бизнесе и неустойчивую гражданскую позицию. Личная преданность тому или иному руководителю как базовая характеристика надежности кадров, торговля должностями, позволяющими иметь коррупционный доход, беспорядочные реорганизации управленческих структур в результате перманентных смен их руководителей — все это способствует воспроизводству

коррупционных процессов в системе органов государственной власти и местного самоуправления.

Исключительную опасность для общества представляют коррупционные процессы в судебных, правоохранительных и контролирующих органах, представители которых сами должны противостоять преступности и коррупции. Это не только порождает у граждан России ощущение безысходности и пессимизма, делает их совершенно беззащитными от произвола, но и разлагает конституционные основы государства.

К сожалению, все это подтверждает, что сегодня в России сложились особенно благоприятные условия для процветания коррупции на всех уровнях властных структур. Самая большая трудность в борьбе с коррупцией - это то, что ее проявления так многогранны, поэтому при любом законодательно закрепленном определении коррупции, часть этих проявлений останется за пределами действия закона.

В противостоянии коррупции не в полной мере используется серьезный потенциал гражданского судопроизводства. Отсутствие административной юстиции не позволяет освободить уголовное и гражданское судопроизводство от дел по рассмотрению административных нарушений, что затрудняет решение множества задач именно в той сфере, которая смыкается с коррупцией.

Помимо слабого исполнения законов и иных норм, помимо отсутствия культуры и традиции использования права гражданами, проявляются и другие эффекты. В частности, пониженный правовой иммунитет приводит к тому, что практически отсутствует массовое сопротивление «низовой» коррупции.

Следовательно, любая антикоррупционная программа в России должна быть сопряжена с коренным реформированием системы государственной службы.

Но несовершенны правовые нормы не только в области деятельности государственного аппарата, когда отсутствует заинтересованность в конструктивных инновационных решениях в управленческой сфере, но и сама система привлечения к ответственности за взяточничество в России заслуживает доработки.

Одно из направлений изменения законодательства в данной сфере - это увеличение наказания за дачу или получение взятки. И, учитывая международный опыт, наиболее правильной мерой являлась бы конфискация имущества должностного лица при выявлении факта коррупции.

Когда говорят об антикоррупционном законодательстве, обычно имеют в виду репрессивное законодательство, которое, безусловно, играет важную роль в пресечении коррупционных нарушений. Важно, чтобы соответствующие статьи об уголовной и административной ответственности применялись

на практике, а их содержание позволяло правильно квалифицировать совершенные правонарушения и назначать адекватные меры наказания.

Если рассматривать коррупцию как проблему российской экономики, то стоит отметить, что для ее искоренения необходима глобальная и широкомасштабная модернизация всей экономической системы страны.

Проведенный анализ, показывает, что в целях наиболее эффективной организации мер по борьбе с коррупцией следует особое место уделить правоохранительным органам, поскольку успех антикоррупционной деятельности государства во многом будет зависеть от организации работы именно в данных структурах.

Так, Владимир Владимирович Путин 30 октября 2013 г. на заседании Совета по противодействию коррупции еще раз отметил: «Надо более жестко пресекать коррупцию внутри правоохранительных органов и судебной системы. Проявления коррупции в структурах, призванных обеспечивать правопорядок, ощутимо подрывают доверие общества к власти и проводимой государством политике»6.

Особая роль правоохранительных органов в системе мер противодействия коррупции предусмотрена и в ФЗ «О противодействии коррупции». В ч. 6 ст. 5 данного ФЗ говорится, что генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Подразделения экономической безопасности обладают достаточным потенциалом для эффективного противодействия преступности в сфере борьбы с коррупцией. Основная работа должна быть направлена на:

• поиск и поддержку патриотично настроенных кадров, стоящих на позиции российской государственности, способных по своим интеллектуальным, профессиональным и морально-волевым качествам противостоять коррупционным проявлениям в органах законодательной и исполнительной власти;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• выявление и пресечение коррупционных преступлений, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов власти и управления;

• совершенствование оперативно-розыскной деятельности посредством выработки и внедрения передовых методик их оценки.

Необходимо исходить из того, что коррупция начинается на самом нижнем уровне, т.е. как раз на уровне полицейского, преподавателя ВУЗа и низшего чиновника, непосредственно работающего с населением. Этот уровень является основой пирамиды; следующий уровень - уровень руководителей среднего звена - начальников отделений, деканов факультетов, главврачей поликлиник и др. Дальше следует уровень руководителей, принимающих решения - начальники управлений, главы территориальных органов, депутаты различного рода парламентов. На самой вершине находятся - министры, губернаторы, начальники.

Нижний уровень, самый важный и самый болезненный для населения, но бороться на этом уровне с системой коррупции невозможно, поскольку коррупция как система начинается не тогда, когда сотрудник ГИБДД берет деньги у водителя, а тогда, когда он дает их своему непосредственному начальнику. Главным объектом борьбы с коррупцией является не верхний и не нижний слой, а именно уровень руководителей среднего звена.

Если руководитель среднего звена будет знать, что за каждые пять лет безупречной работы будут давать ему существенную прибавку в жаловании или иные блага (безвозмездный кредит на квартиру, машину и т.д.), но при первом же нарушении он теряет все, в том числе и возможность роста, то он скорее предпочтет покойную рутину чиновничьей жизни опасному взяточничеству. Более того, в его интересах (в том числе и материальных) будет спрашивать с подчиненных, следить за ними, ограничивать и наказывать их. Сотрудник ГИБДД будет уже на свой страх и риск брать взятки, опасаясь, что начальник, может узнать и наказать его.

Исследование показало, что, к сожалению, все меры, которые используются органами внутренних дел, не отражают реальных масштабов коррупции в стране, которая для многих стала образом жизни и образом мысли. В общественном сознании чиновник и взятка уже давно стали родственными и неразделимыми понятиями. К тому же, взятки берут не только чиновники и полицейские, но предприниматели, врачи, учителя, ученые и общественные деятели. Коррупция подтачивает нравственные устои общества, наносит существенный урон экономике нашей страны. Она подрывает веру в государство, в справедливость и торжество Закона.

Подводя итог, необходимо отметить, что в последние годы задачи по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации постоянно усложняются. На смену одним угрозам и вызовам экономической безопасности нашей страны, которые отходят на второй план, приходят другие, -не менее сложные и опасные. Следуя курсом по-

следовательной интеграции в современную систему мирохозяйственных связей и повышая степень открытости своей экономики, наша страна все больше и больше испытывает негативное влияние мировых экономических процессов и сталкивается с новыми вызовами и угрозами экономической безопасности.

Литература

Официальные документы и нормативные правовые акты

1. Конвенция Организации Объединенных Наций «Против Коррупции». (Принята Генеральной Ассамблеей ООН на 51-ом пленарном заседании 31 октября 2003 г.) (Ратифицирована ФЗ № 40 от 8 марта 2006 г.).

2. Федеральный Закон «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. (ред. от 28.12.2013).

3. Федеральный закон от 07 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

4. Федеральный Закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента от 12 мая 2009 г. № 537).

6. Указ Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. № 1799 «О центральных органах ответственных за реализацию положений конвенции Организации Объединенных Наций Против Коррупции, касающихся взаимной правовой помощи».

7. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов».

8. Указ Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 20122013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».

9. Постановление Правительства РФ от 27 марта 2013 г. № 274 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

11. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р).

12. «Концепции общественной безопасности Российской Федерации» от 20 ноября 2013 г. (утверждена Президентом).

Учебники, учебные пособия, лекции

1. Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема: история и современность. М.: Экономика, 2011.

2. Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления. М., 2002.

3. КарабановА.Л., Мелькин С.К. Современные проблемы противодействия коррупции. Уголовно-правовой и криминологический аспекты: Учеб. пособие. М.: Волтерс Клувер: 2010.

4. Карпович О.Г. Некоторые проблемы борьбы с коррупцией в государствах СНГ. Теоретические и практические аспекты: Учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2013.

5. Костенников М.В., Куракин А.В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы: Учеб. Пособие. М.: Юнити-Дана, 2013.

6. МанькоА.В. Коррупция в России. Особенности национальной болезни. М.: Аграф, 2012.

7. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: причины, следствия, реформы. М.: Логос, 2010.

8. Хабриева Т.Я. Коррупция: природа, проявления, противодействие. М.: Юриспруденция, 2012.

9. ХестановР. Государство без коррупции — это русское чудо // «Эксперт». № 46 (828), 2012. 19 ноября.

10. Цепелева В.Ф. Полномочия подразделений органов внутренних дел (полиции) в противодействии коррупции: Учеб.-практ. пособие. М.: Юнити-Дана, 2011.

11. Чашин А.Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методы борьбы. М.: Дело и Сервис, 2009.

12. Шегабудинов Р.Ш. Организованная экономическая преступность, сопряженная с коррупцией. Состояние, тенденции и меры борьбы с ней: Монография. М.: Юнити-Дана, 2012.

Интернет-ресурсы

1. Заседание Совета по противодействию коррупции [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации М.: 2000-2014 г. URL: http://state. kremlin.ru/council/12/news/19516 (14 января 2014 г.).

2. Россия в Индексе Восприятия Коррупции-2012: новая точка отсчета [Электронный ресурс] // Трансперенси Интернешнл Россия (Центр Антикоррупционных исследований и инициатив). М.: 2001-2012 г. URL: http://www. transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/rossiia-v-

indekse-vospriiatiia-korruptcii-2012-novaia-tochka-otscheta (5 декабря 2013 г.).

3. Статистические и аналитические материалы о состоянии работы по выявлению коррупционных преступлений, следствия и прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией в 2012 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Российской Федерации М.: 2003-2014 г. URL: http://genproc.gov.ru/anticor/ doks/document-81540/ (14 января 2014 г.).

4. Издание Правительства РФ, «Российская газета». http://rg.ru.

5. Федеральная служба государственной статистики РФ (официальный сайт) - http://www.gks.ru.

6. Генеральная прокуратура РФ (официальный сайт) -http://genproc.gov.ru.

7. Министерство внутренних дел (официальный сайт) -http://mvd.ru.

1 Заседание Совета по противодействию коррупции [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации М.: 2000-2014 г. URL: http://state. kremlin.ru/council/12/news/19516.

2 Основные аспекты обеспечения экономической безопасности, борьбы с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности // Популярно-правовой альманах МВД России «Профессионал», № 6(10), 2012.

3 Россия в Индексе Восприятия Коррупции-2012: новая точка отсчета [Электронный ресурс] // Трансперенси Интернешнл Россия (Центр Антикоррупционных исследований и инициатив). М.: 2001-2012 г. URL: http://www.transparency.org. ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/rossiia-v-indekse-vospriiatiia-korruptcii-2012-novaia-tochka-otscheta (05.12.2013).

4 Заседание Совета по противодействию коррупции [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации М.: 2000-2014 г. URL: http://state. kremlin.ru/council/12/news/19516.

5 Конвенция Организации Объединенных Наций «Против Коррупции». (Принята Генеральной Ассамблеей ООН на 51-ом пленарном заседании 31 октября 2003 г.).

6 Заседание Совета по противодействию коррупции [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации М.: 2000-2014 г. URL: http://state. kremlin.ru/council/12/news/19516.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.