УДК 343
КОРРУПЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
CORRUPTIVE RELATIONS IN CONTEMPORARY SOCIETY
© Д.Р. Пескова,
кандидат экономических наук доцент
Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан
Анализируются социально-экономические аспекты распространения коррупции. Обосновано, что коррупция в России - это, в первую очередь, коррупция общества, а потом уже государства. Показано, что для успешного осуществления борьбы с коррупцией, в первую очередь, необходимо искоренить государственную коррупцию. Предложены меры по противодействию коррупционным отношениям.
Ключевые слова: коррупция, причины, коммерческая коррупция, государственная коррупция, противодействие
© D.R. Peskova The article analyzes social and economic aspects of the spread of
corruption. It is argued that corruption in Russia primarily infects the society, and only then the state. As shown in the article, the fight against corruption should be carried out in every direction of its occurrence, though it is the government corruption to be eradicated first of all. Anticorruption measures are also put forward.
Key words: corruption, causes of the spread of corruption, business corruption, government corruption, anticorruption measures
В нашем обществе очень остро стоит вопрос о преодолении коррупции. Вновь избранный Президент России В.В. Путин позиционирует эту проблему как принципиально важную для дальнейшего успешного развития экономики.
Понятие коррупции затрагивается в работах различных экономических направлений. Согласно институциональному подходу, коррупция - контрактное взаимодействие между экономическими агентами с целью злоупотребления позицией ради частных выгод. Последователи классического либерализма трактуют коррупцию как провал и государства, и рынка; как «общественное антиблаго», которое наносит ущерб всем членам общества [1, с. 46]. Теория рентоориентированного поведения понимает доход от коррупции как экономическую ренту, т.е. плату за ресурсы сверх максимальной величины альтернативных издержек при немонопольном использовании этих ресурсов. Рентоориенти-рованное поведение - усилия, направленные на осуществление государственного вмешательства в рыночное распределение ресурсов с целью присвоения искусственно создаваемых таким образом доходов в виде ренты. Под коррупцией понимается форма нелегального рентоориен-тированного поведения. Согласно экономиче-
ской теории преступления и наказания, индивид взвешивает все издержки и блага своего участия в коррупционной сделке и решает идти на преступление, если ожидаемая полезность подобных действий выше, чем если бы он остался честным и потратил свое время и ресурсы иным образом. Наиболее простое определение коррупции - подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще [2, с. 369]. Однако существует множество определений этого понятия. В Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию оно определяется как использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (например, депутатами), либо служащими коммерческих или иных организаций (в т.ч. международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в т.ч. неимущественного характера) либо предоставление последним таких преимуществ. По определению Трансперенси Интернэшнл, Transparency International, международной некоммерческой негосударственной организации, осуществляющей деятельность по борьбе с коррупцией во всем мире, коррупция -
Д.Р. Пескова ////////////ММ/М////////////М
это злоупотребление доверенной властью в частных интересах. В Федеральном законе РФ «О противодействии коррупции» она определяется как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды» [3].
Коррупция проявляется в различных видах. Наиболее распространена государственная коррупция, когда в коррупционные взаимоотношения вовлечены чиновники разного уровня и представители законодательной власти. Данный вид коррупции представляет наибольшую опасность для общества и самого государства, т.к. она подрывает фундаментальные основы государственности. Существует и коммерческая коррупция. В этом случае коррупционерами выступают руководители и менеджеры частных компаний, не являющиеся собственниками фирм и принимающие решения не в пользу компании, а с целью личного обогащения. Коммерческая коррупция наиболее широко распространена при акционерной форме собственности.
Коррупция - сложный социальный феномен, порождение общества и общественных отношений, проявление продажности. Социальный феномен продажности, как писал еще К. Маркс, «возможен в обществе развитых товарно-денежных отношений, когда способность всех продуктов, деятельностей, отношений к обмену на нечто третье, вещное, на нечто такое, что в свою очередь может быть обменено на все без разбора, на развитие меновых стоимостей (и денежных отношений) - тождественна всеобщей продажности, коррупции» [4, с. 107]. Общество косвенно, через законодательство и напрямую, через принятые неформальные социальные институты определяет, что надо рассматривать как преступление, в частности коррупцию, и как на это реагировать правоохранительным органам и гражданам. Таким образом, следует, что кор -рупция есть отражение общественных отношений. Коррупция - это своеобразный индикатор деформированности отношений между гражданами, предпринимателями и государством. В современной России коррумпировано, прежде все-
го, само общество, и поэтому в коррупционные связи включены и чиновники, и бизнесмены, и представители социальной сферы. Коррупция охватила все общество, сферу государственной и муниципальной власти, здравоохранения, образования, проникла в некоммерческие структуры. Конечно, необходимо бороться с коррупцией во всех сферах, но, учитывая наносимый материальный и моральный ущерб и социальную опасность, вновь избранный Президент поставил задачу противодействия государственной коррупции на первый план. И это правильно, государство не может вести борьбу с другими видами коррупции, не наведя порядок в своей структуре. Иначе во всех остальных сферах борьба с коррупцией невозможна.
Факторами, обусловившими массовость коррупции в современной России, можно назвать следующие:
- российская культура и сложившийся менталитет, что выражается наличием народных пословиц и поговорок, оправдывающих коррупционные проявления, например: «Не подмажешь - не поедешь», «Сухая ложка рот дерет», «Ты - мне, я - тебе) и т. д.;
- бытовая коррупция стала органичной частью современного российского образа жизни. Она получила характер обыденности и потому почти не встречает негодования и отторжения у большинства населения;
- коррупция проникла во многие органы государственной и муниципальной систем власти;
- коррупция практически не скрывается. Общеизвестны тарифы за те или иные услуги.
По данным обследования, проведенного фондом «Общественное мнение», наиболее часто коррупционеры встречаются среди следующих категорий работников:
- 19% - руководители, администраторы, директора предприятий, организаций;
- 13% - чиновники, служащие, должностные лица;
- 11% - банкиры, финансисты, бизнесмены, коммерсанты;
- 8% - работники правоохранительных органов (в т.ч. ГИБДД, таможни, налоговых инспекций) [5, с. 147]. Ежегодные убытки от коррупции, по данным различных исследований,
г....................................КОРРУПЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВ!*
составляют до 25-35 млрд долл.
Не только в российском обществе, но и в других странах коррупция из эпизодической практики переросла в социальный институт, элемент системы управления, который взаимосвязан с другими социальными институтами - политическими, экономическими, культурными. Социальный институт характеризуется наличием регулярных и долговременных отношений, поддерживаемых с помощью социальных норм, имеющих важное значение в структуре общества, выполнением множества ролей. Как пишет А.В. Варбузов [6, с. 216], об институционали-зации коррупции, т.е. процессе становления социальных практик регулярными и договорными, свидетельствуют следующие факты:
- выполнение ею ряда социальных функций - упрощение административных связей, ускорение и упрощение принятия управленческих решений, консолидация и реструктуризация отношений между социальными классами и группами, содействие экономическому развитию путем сокращения бюрократических барьеров, оптимизация личного бюджета в условиях дефицита и др.;
- наличие вполне определенных субъектов коррупционных взаимоотношений, распределение социальных ролей (взяткодатель, взяткополучатель, посредник);
- наличие установленных и общепризнанных правил игры, норм, известных субъектам коррупционных отношений;
- сложившийся сленг и символика («откат», «на зарплате» и т.д.)
- установившиеся и известные заинтересованным лицам тарифы коррупционных услуг.
Согласно данным международных исследований, Россия прочно входит в число наиболее коррумпированных стран мира. Так, Transparency International в целя измерения уровня коррупции рассчитывает ряд показателей, характеризующих уровень коррупции с разных аспектов [7]. Рассмотрим наиболее значимые из них.
Индекс восприятия коррупции (ИВК) показывает склонность чиновников разных стран брать взятки. Индекс фокусирует внимание на коррупции в государственном секторе, иными словами, на коррупционных случаях, в которых
замешаны государственные должностные лица, государственные служащие и политические деятели. Источники данных, использующиеся для составления индекса, включают вопросы, касающиеся злоупотреблений государственной властью, прежде всего, подкупа государственных должностных лиц, выплаты «откатов» при осуществлении государственных заказов, хищения государственных средств, а также затрагивают проблему силы и эффективности антикоррупционных мер в государственном секторе. В Индексе восприятия коррупции в 2011 г. Россия набрала 2,4 балла и заняла 143-е место из 183 возможных. ИВК за 2011 г. рассчитывался для 183 стран мира (в 2010 г. - для 178) по шкале от 0 до 10 баллов, причем ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять - наименьший. Если сравнивать Индекс России в 2011 г. с данными 2010 г. (индекс - 2,1, 154-е место из 178) можно отметить небольшую позитивную динамику. Данные изменения объясняются принятием Россией комплекса антикоррупционного законодательства, определяющего основные правовые параметры предотвращения коррупции в публичном секторе и вводящего, в т.ч. ответственность за дачу взятки публичным должностным лицам иностранных государств, что позволило заявить о готовности Российской Федерации присоединиться к Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством.
Индекс взяткодателей (ИВ) ранжирует 28 стран-экспортеров и 19 секторов экономики по уровню применения ими неформальных (коррупционных) практик при ведении бизнеса за рубежом. ИВ-2011 выстраивает страны по десятибалльной шкале. Максимальный результат означает, что опрошенные были уверены, что компании из этой страны никогда не дают взятки за рубежом. Минимальный результат предполагает, что компании дают взятки чиновникам и представителям регулирующих органов других стран в абсолютном большинстве случаев. Первое место в ИВ-2011 делят Нидерланды и Швейцария (8,8 баллов). Список замыкают Мексика (7,0), Китай (6,5) и Россия (6,1). В 2008 г. наша страна также заняла последнее место в рейтинге с результатом 5,9 балла. Важно также отметить, что, согласно исследованию, чаще других оказываются склонны давать взятки компании, за-
действованные в строительном секторе. Данная тенденция отмечается как в целом по мировому бизнесу, так и в части российских компаний. Согласно исследованиям Transparency Int'l, сфера строительства и государственных контрактов занимает последнее место в рейтинге ИВ с результатом 5,3 балла. Наиболее «чистыми» являются легкая промышленность и сельское хозяйство (7,1 балла).
Зарубежный опыт противодействия кор-рупции имеет ряд успешных примеров, когда деструктивный эффект этого явления удалось минимизировать. В частности, Сингапурская модель борьбы с коррупцией основана на системе жестких вертикальных мер, включающих учреждение особого органа Независимого бюро по расследованию случаев коррупции с широкими полномочиями вплоть до поголовного увольнения всех сотрудников органа государственной службы, уличенного в коррупции. При Президенте РФ тоже существует Совет по борьбе с коррупцией, действует почти два десятка различных центров и институтов, изучающих коррупцию, однако их деятельность пока малоэффективна. Экспертами вносятся предложения о создании в России новой правоохранительной структуры - Бюро по противодействию коррупции, в функции которого должны входить до-следственные проверки, возбуждение уголовных дел, предварительное следствие, сопровождение расследований уголовных дел, подготовка и утверждение обвинительного заключения, поддержка государственного обвинения в суде.
Бюро будет вести борьбу с коррупцией в высших
*
эшелонах власти .
Шведская модель предполагает создание системы льгот и поощрений за бескоррупционное поведение, а также информационную открытость деятельности органов госвласти, насколько это позволяют требования безопасности.
По признанию многих экспертов, больших успехов в борьбе с коррупцией достиг Китай. В Уголовном кодексе КНР за взятку либо хищение государственной собственности свыше 100 тыс. юаней (примерно 15 тыс. долл.) предусмотрена смертная казнь. Борьба ведется последовательно и бескомпромиссно. По данным за период с 1998
* «Открытое правительство» предлагает создать Бюро (сайт). URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=748601&ci<
по 2002 год в Китае были осуждены за коррупцию более 83 тыс. чиновников [8, с. 506].
В современной России выделяются три основные группы причин распространения коррупции.
Во-первых, это экономическая выгода: материальные блага или нематериальные преимущества, которые являются движущим стержнем для коррупционного преступления. Коррупция воплощает решение противоречия между уровнем дохода чиновника и теми возможностями обогащения, которыми он обладает вследствие своего должностного положения. Четко видно, что коррупция структурно состоит из двух частей: во-первых, это - материально-денежная составляющая, включающая взятки, подарки, откаты и т.п.; во-вторых, это - «обмен услугами», сделка между субъектами коррупционных отношений, предметом которой является взаимное предоставление незаслуженных преимуществ на службе, в работе или учебе, а также для решений вопросов в пользу заинтересованного лица при осуществлении коммерческой деятельности. При этом нематериальная составляющая коррупции представляет собой наиболее сложный для оценки ущерба объект, не учитываемый ни в одной методике количественного измерения коррупции.
Во-вторых, это правовые причины. Они включают несовершенство законодательства, юридические пробелы, двоякость толкования, декларативный характер, неисполнение уже существующих законов и принятие неэффективных новых правовых актов. Нельзя не признать, что российское законодательство содержит солидный фундамент антикоррупционных нормативов, основу которого составляют Федеральный закон «О противодействии коррупции» и Уголовный Кодекс, а также специальные нормы во множестве других законодательных и нормативно-правовых актов. Имеющаяся база постоянно совершенствуется: повышаются на-казательные планки (штрафы), обозначаются новые субъекты коррупционного преступления; например, на сегодняшний день виновным в коррупции могут признать не только дающего и берущего взятку, но и посредника сделки.
по противодействию коррупции» // Телеканал «Вести»
1=7 (дата обращения: 22.03.2012).
КОРРУПЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВ*
Однако уровень коррупции в России остается одним из самых высоких в мире. Надо понимать, что никакое законодательство в принципе не может быть абсолютным гарантом бескоррупционного поведения чиновников и граждан, оно является лишь обеспечивающим условием эффективной борьбы гражданского общества с коррупцией. При построении антикоррупционной системы законодательные директивы должны дополняться этическими нормами общества, исключающими возможности решения проблем в обход закона.
Следовательно, в-третьих, это этические причины коррупции, включающие общее снижение моральных установок общества, искаженное понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо». Можно говорить, что коррупция и теневая экономика институционализировались в обществе и экономике, стали правилом, нормой. Связь морально-этических основ общества и коррупции носит характер замкнутого круга. Деформированная общественная мораль усиливает коррупционные проявления, коррупция, в свою очередь, снижает общественные моральные установки.
Борьба против коррупции, служебных преступлений не является самоцелью. Это - часть более широкой борьбы ради создания эффективной, честной и действенной системы управления [9]. Реформаторы озабочены не столько противостоянием коррупции как таковой, сколько устранением ее негативного воздействия на общество в целом. Коррупцию в принципе невозможно полностью искоренить. Как показывает история, ни самый диктаторский режим, ни самый демократический не смогли этого сделать. Реально это возможно лишь при таком устройстве общества, которое не предполагает делегирование кому бы то ни было властных полномочий. Прямолинейный подход к искоренению коррупции может также отрицательно сказаться на принципах свободы личности и основных правах человека. Трудно полностью отказаться от сфер деятельности, которые могут служить основой для возникновения коррупции.
Проблема коррупции кроется не только в правовом и экономическом полях, гораздо более значимы ее социальные основы. В связи с этим
меры по противодействию коррупции должны содержать экономические, социальные и политические направления.
Антикоррупционная стратегия должна включать:
- сокращение дискреционных полномочий чиновников на низовом уровне, т.е. уменьшение объема управленческих решений, принимаемых по усмотрению госслужащего;
- развитие гражданского общества и политической воли граждан, формирование активной гражданской позиции и национальной идеи;
- сокращение «запретительной» нормативно-правовой базы;
- развитие безналичной системы платежей в целях повышения прозрачности и подконтрольности движения денежных потоков;
- количественные сокращения численности государственных служащих, наряду с повышением их производительности и оплаты труда;
- обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти для общественности и средств массовой информации в пределах, определенных требованиями национальной безопасности;
- мониторинг доходов и расходов всех резидентов страны, что позволит выявить доходы, полученные незаконным путем. Данная мера не нова, она с успехом применяется в западных странах.
Коррупция - это указание на неэффективность и деформацию органов управления государством, но одновременно это и свидетельство слабости гражданского общества и политической пассивности граждан. Граждане и предприниматели «приспособились» к жизни в условиях коррупции. Однако успешная борьба с коррупцией имеет и существенный экономический эффект: по оценкам экспертов, в цене товаров до 30% составляет «коррупционная надбавка». Следовательно, ее снижение - это большой потенциал для роста экономики и благосостояния граждан, что особенно актуально в пост (а возможно и пред) кризисных условиях, когда ведутся дискуссии о необходимости увеличения доходной части госбюджета. Для общества - это более желательный вариант, чем повышение налогов.
ЛИТЕ РАТУРА
1. Теневая экономика / сост. Д.Р. Пескова. Уфа: БАГСУ, 2010.
2. Словарь иностранных слов. М., 1954.
3. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46, ч. 1.
5. Банецкий А. Коррупция. М.: Известия, 2005.
6. Варбузов А.В. Коррупция в российском обществе и ее социальные последствия / Государственная политика проти-
водействия коррупции и теневой экономике в России. М.: Научный эксперт, 2007.
7. Трансперенси Интэрнэшнл. URL: http: www.transparency. org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/ivk-201 1; http: www. transparency.org.ru/indeks-vzatkodatelei/pozor-na-eksport (дата обращения: 02.04.2012).
8. Мельников В.Н. Противодействие легализации незаконных доходов. М.: МЦФЭР, 2007.
9. Поуп Дж. Системы общегосударственной этики поведения. М.: Изд-во Трансперенси Интернэшнл, 1996.