Научная статья на тему 'Коррупция как одна из составляющих теневой экономики России: место, роль и значение в становлении и развитии государства'

Коррупция как одна из составляющих теневой экономики России: место, роль и значение в становлении и развитии государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
411
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стебенева Елена Викторовна

В России необходимо реализовывать меры по противодействию коррупции: совершенствовать нормативно-правовую базу, судебную систему, проводить разумную экономическую политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция как одна из составляющих теневой экономики России: место, роль и значение в становлении и развитии государства»

Е.В. Стебенева *

КОРРУПЦИЯ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: МЕСТО, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация: В России необходимо реализовывать меры по противодействию коррупции: совершенствовать нормативно-правовую базу, судебную систему, проводить разумную экономическую политику.

Ключевые слова: коррупция, преступность, криминологическая теория, теневая экономика, экономическая преступность.

E. V. Stebeneva

CORRUPTION AS ONE OF THE ASPECTS OF THE RUSSIAN SHADOW ECONOMY: ITS PLACE, ROLE AND SIGNIFICANCE IN THE GROWTH AND DEVELOPMENT OF THE STATE

Annotation: It?s necessary to take measures against corruption: to develop the normative legal base, the judicial system, to carry out sound economic policy.

Key words: corruption, criminality, criminological theory, shadow economy, economic criminality.

Российская современная коррупция является угрозой национальной безопасности, так как является основой многих экономических преступлений, что в свою очередь приводит к дестабилизации экономики страны в целом, разрушительному воздействию на функционирование всех государственных институтов. Подтверждением тому может служить Указ Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 года «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»,1 где одним из главных направлений государственной политики является совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией.

Высокий уровень коррупции в России подтверждают как данные официальной статистики (например, правоохранительными органами в 2007 году по России было выявлено 11616 преступлений по факту взяточничества, в 2008 году — 12512, за 10 месяцев 2009 года выявлено уже свыше 12 тысяч фактов взяточничества)2, так и

* Елена Викторовна Стебенева — адъюнкт кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, майор милиции (Россия, Санкт-Петербург). E-mail: st.el@list.ru

© Е.В. Стебенева, 2010.

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета — 2009. — 19 мая. — №88 (4912) — С. 15.

2 Состояние преступности в России за 2007 год — М.:

ГИАЦ МВД России, 2008. — С.25., Состояние преступности

в России за январь— декабрь 2008 года — М.: ГИАЦ МВД

России, 2009. — С. 25., Ущерб на триллион // Российская га-

зета. — 2009. — 24 ноября. — № 5046 (222). — С. 7.

результаты изучения общественного мнения. Например, согласно исследованиям, проведенным международной организацией «Transparency International» в 2005 году, Россия среди 159 стран мира занимала 126 место по уровню восприятия коррупции (индекс данного показателя составил 2,43). В 2006 году Россия занимала 127 место среди 163 стран мира, индекс восприятия коррупции составлял 2,5. В 2007 году — 143 место среди 180 стран мира, индекс восприятия коррупции составил 2,3. Отметилось незначительное улучшение показателей России с 2,1 балла в 2008 г. до 2.2 балла в 2009 г.,4 что может являться результатом положительной реакции на принятие ряда нормативно-правовых актов по противодействию коррупции в 2008—2009 годах.

Изучением проблемы коррупции занимается криминология, одним из предметов научного познания которой является существующая преступность в целом, а также такие отрасли, как, например, корыстоведение (где наряду с коррупцией рассматриваются преступления против собственности, экономические преступления), которые

3 Индекс восприятия коррупции (ИВК) разработан организацией «Transparency International», основанной в 1993 году в Берлине. Индекс отражает степень коррумпированности страны и показывает представление предпринимателей и специалистов о ситуации с подкупом чиновников. Измеряется по десятибалльной шкале: 10 баллов — идеальная честность, 0 баллов — полная продажность. См.: Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема современности. / / Маркетинг. — 2008. — № 2 (99) — С. 3—23.

4 Индекс восприятия коррупции Трансперенси Интернешнл за 2009 г., www.transparency.org/cpi

относятся невско-волжской криминологической школой к частной криминологии.

Также относительно новым направлением криминологических знаний является криминология коррупции (частная криминологическая теория), изучающаякоррупцию и коррупционную преступность, причины коррупции, личные особенности коррупционеров и корруптёров, антикоррупционную политику и меры по её реали-зации.5 В свою очередь существует такое понятие, как корруптология, которое, по мнение Иванова А.М., определяется как правовая наука и учебная дисциплина, направленная на совершенствование уголовной политики и законодательства о воздействии на организованную преступность и коррупцию.6

Несомненно, наибольшее проявление коррупция находит во взаимосвязи с экономическими преступлениями, и поэтому нередко выступает как один из видов экономической преступности. Недооценка этой связи приведет к неэффективности принимаемых мер по противодействию данному явлению. Поэтому для проведения действенной государственной политики по снижению уровня коррупции в стране необходимо определить её место и роль в экономике современной России.

Коррупция является одной из составляющих такого сектора экономики как теневой. В свою очередь теневая экономика содержит в себе, помимо коррупции, ряд других составляющих, которые необходимо отличать с целью выявления и разобщения связей между проявлениями теневой экономики, имеющими отрицательное влияние на развитие государства в целом.

Существуют различные мнения по содержанию теневой экономики. Так, например, Жак и Тибольт Фонтанель полагают, что теневая экономика включает в себя совокупность производств не запрещённых, но и не зарегистрированных (использование семейных связей, бартер, «соседские» услуги, «кустарное» производство и др.), а также и все виды незаконной деятельности (перевозка наркотиков, оружия или сигарет, проституция, а также вынос продукции рабочими с предприятия).7

5 Бикмухаметов А.Э., Газимзянов Р.Р., Кабанов П.А. и др. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник / Под общей ред. Кабанова П.А. — М., 2008. — С. 46.

6 Там же. — С. 34, 144.

7 Jacques et Thibault Fontanel. L'economie russe f ace a la question de l'economie souterraine // L'eéconomie souterraine. L'exemple de la Russie. / L. Bensahel & J. Fontanel (Dir.) — France, Grenoble. — 2006. — С. 91—103.

В.В. Колесников определяет теневую экономику как часть реальности современного общества, как особую «теневую» сторону жизнедеятельности его членов. Это социальное явление включает в себя и экономические, и социально-политические отношения, и законодательно-правовые аспекты, и вопросы этики, морали и психологии и т.д.

По его мнению, теневая экономика включает в себя два блока экономической деятельности:

1. Деятельность легальная, нескрываемая, но не учитываемая официальной статистикой и не охватываемая налогооблажением. Эту часть теневой экономики называют неформальной экономикой (например, подработка ремонтом квартир, частными уроками на дому и т. п.).

2. «Подпольная экономика» — это, во-первых, деятельность, преднамеренно скрываемая от официального учёта и контроля государства (уклонение от уплаты налогов), и, во-вторых, так называемая «подпольная деятельность» (нарко-, порнобизнес и т. д.).8

Ряд авторов9 также включают в структуру теневой экономики криминальный сектор, но наряду с другими видами преступлений включают и коррупционную преступность. Преступления, включаемые в эту группу, занимают важное место в образовании преступных доходов. В данную группу следует включить, например, такие преступления, как злоупотребление должностными полномочиями, дача взятки, а также преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях — злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ) и т.п.

Зачастую каждый выделенный сектор обозначается своим цветом: белый, серый, розовый, чёрный секторы.10 Это подразделение осуществляется в зависимости от соблюдения участниками отношений законов, учёта операций в бюджетно-налоговой системе, от имеющихся у участников привилегий. Коррупция, безусловно, в данной классификации относится к чёрному сектору, в который входят наряду со взятками операции в

8 Колесников В.В. Экономическая преступность и рыночные реформы: политико-экономические аспекты. — СПб, 1994. С. 79—80.

9 См.: Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. — СПб, 2003. — С. 158, 303

10 Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики // ЭКО: всероссийский экономический журнал. -2004. — № 8. — С. 21—37.

сфере неучтённого денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, а также контрабанда, проституция, рэкет и т. п.

Повышенный интерес проблема коррупции вызывает в контексте её влияния на развитие экономики государства в целом. Существуют различные мнения как по поводу отрицательного влияния данного явления на экономику страны и, как следствие, развитие государства, так и имеющему место положительного влияния коррупции.

Приверженцы мнения о положительном влиянии коррупции на общество и государство приводят доводы, что данное явление играет роль «смазки», которая уменьшает трение между неэффективными законодательными нормами и потребностями бизнеса;11 выступает одним из консолидирующих факторов накопления капитала и его расширенного производства; способно существенно увеличить управленческий потенциал государственной власти; в явной или неявной форме коррупция объединяет людей вокруг проблемы распределения государственных должностей и формирования на этой основе различных политических объединений, консолидаций, а для многих представителей класса «политически неимущих» это является чуть ли не единственным способом влияния на реальные изменения в обществе; коррупция может служить своеобразным «лифтом» для продвижения «политически грамотного» предпринимателя на определённые этажи государственного аппарата.12

В связи с этим «сдача» своего бизнеса представителям власти и «взятие» представителей власти на регулярное содержание являются единственными схемами, позволяющими сделать бизнес успешным.13 Есть предложения вообще достичь лишь некоторого «оптимального» уровня коррупции, поскольку затраты на искоренение взяточничества могут превосходить соответствующие прибыли.14

Однако, согласно противоположному мнению, не противодействуя коррупции сегодня, мы рискуем никогда не перейти в категорию разви-

11 Цуриков А., Цуриков В. Экономический подход к анализу корыстных преступлений. // Вопросы экономики. — 2007. — № 1. — С. 45—54.

12 Лоскутов В.А. Постсоветский тоталитаризм. — Екатеринбург, 2006. — С. 128—133.

13 Галицкий Е, Левин М. Коррупционные отношения бизнеса и власти // Вопросы экономики. — 2007. — № 1. — С. 19—32.

14 Епифанова Н. Исследование коррупции на основе ме-

тодов экономической теории // Вопросы экономики. — 2007.

— № 1. — С. 33—44.

тых стран. Несмотря на то, что отдельный бизнес, может быть, даже выигрывает от дачи взятки, в масштабе страны инвестиционный климат ухудшается, стимулы в экономике искажаются. Ущерб от коррупции возможно оценить по долгосрочным данным экономического роста.15 Судя по проведённым исследованиям, индекс восприятия коррупции ближе к нулю в развивающихся странах. Это позволяет сделать вывод: бедные страны более коррумпированы, чем богатые страны, где уровень коррупции значительно ниже.

Кроме того, коррупция является сдерживающим фактором реформ государственных институтов. Политика активной терпимости коррупции ставит заслон на пути реформ в долгосрочной перспективе. Подобная практика приводит к подрыву легитимности государственных институтов в глазах граждан.16

В некоторых случаях коррупция компенсирует проблемы в законах, выступает в качестве негласного механизма в тех случаях, когда имеющиеся законы не работают, что вызвано имеющимися противоречиями как в законодательных актах, нормах, так и в официально установленных функциях и действиях отдельных инстанций, должностных лиц. И здесь речь может идти о так называемом «теневом»17 или «неформальном» праве, что способствует ослаблению и уменьшению объёма ведения государства, падению статуса норм, установленных им.

Поэтому под коррупцией следует понимать не только преступления, которые можно отнести к коррупционным (например, ст. 285, 290 УК РФ и др.), но и деяния, уголовно не наказуемые, например, всевозможные подарки, оказание различных услуг на безвозмездной основе гражданами в пользу чиновников, членов их семей. Сюда же можно отнести клановость, семействен-

15 Гуриев С. Что известно о коррупции в России и можно ли с ней бороться? // Вопросы экономики. — 2007. — № 1. — С. 11—18; Сатаров Г.А. Доклад на заседании диспут-клуба «Узлы экономической политики» Ассоциации независимых центров экономического анализа 29 июня 2006 г. // Вопросы экономики. — 2007 — № 1. — С. 150—153.

16 См.: Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы: Пер. с англ. Алякринского О.А. — М., 2003. — С. 18—19.

17 «Находящийся в состоянии борьбы с официальным правом свод асоциальных обязательных, устанавливаемых самими участниками общественных отношений, предписаний, символов, ритуалов, жестов, жаргона, посредством которых регламентируются все этапы противоправной деятельности, образуется теневой правопорядок, охраняемый специальными морально-психическими, материальными и физическими санкциями» — Баранов В.М. Теневое право. — Нижний Новгород, 2002. — С. 20.

ность, одним словом — непотизм. Тем самым коррупция может выступать и в качестве детерминанты многих преступлений. Поэтому с таким явлением как коррупция нельзя не считаться при определении стратегии управления национальной экономикой, при выработке политики социального развития страны.

В заключении также хотелось бы отметить, что коррупция — это явление с отрицательными социально-экономическими последствиями, которое искажает цели и ценности страны, служит показателем недостаточной состоятельности государства предупредить и пресечь данное явление в обществе неэффективности принимаемых им мер по борьбе с теневым сектором экономики и коррупцией в целом, что наносит существенный ущерб экономическому, социальному развитию и статусу России в мире.

В связи с этим в России необходимо предпринимать ряд мер по противодействию коррупции

путём совершенствования законодательства, судебной системы, проведения государством разумной экономической политики, устранения детерминирующих факторов, таких, например, как неудовлетворённость своим материальным положением государственных служащих, недостаточная нормативная регламентация служебной деятельности должностных лиц, отсутствие криминологической экспертизы правовых актов и их проектов, малоэффективный контроль за государственными органами и их служащими, отсутствие «прозрачности» в их деятельности, существование экономических монополий, сложившиеся традиции в обществе, выражающиеся в дарении подарков, оказании услуг чиновникам за исполнение ими своих непосредственных должностных обязанностей.

Всё это в совокупности могло бы способствовать снижению уровня коррупции в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.