УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10191
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ
Александр Николаевич СЕТРАКОВ, начальник кафедры специальных дисциплин Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России Е-mail: setrakov 2018 [email protected]
Евгений Александрович ДОВГАНЬ, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России Е-mail: [email protected]
Максим Викторович ПЕТРОВ, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России Е-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право
и криминология; уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье обозначены основные проблемы противодействия коррупции в органах внутренних дел. В соответствии с изменением социально-экономической обстановки и формированием антикоррупционного законодательства даются рекомендации по эффективному решению проблем коррупции среди государственных служащих и сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: коррупция, органы внутренних дел, полиция, противодействие, государственная служба, ответственность, исполнительный орган, административно-правовые средства, государственное устройство.
Annotation. The article outlines the main problems of combating corruption in the internal affairs bodies. In accordance with the changes in the socio-economic situation and the formation of anti-corruption legislation, recommendations are made to effectively address the problems of corruption among civil servants and employees of the internal affairs bodies.
Keywords: corruption, internal affairs bodies, police, counteraction, public service, responsibility, executive body, administrative and legal means, state structure.
Рецензент — Л.Б. Прудникова, кандидат юридических наук, доцент
Осенью 2008 г. совместными усилиями Комитета Государственной Думы и Администрации Президента РФ был разработан проект федерального закона «О противодействии коррупции» [4]. По итогам принятия данный закон получил официальную оценку Правительства Российской Федерации. Существенными недостатками данного закона были установлены декларативный и противоречивый характер утвержденного нормативно-правового акта, повторение в содержании «антикор-
рупционных положений», которые были отмечены в ранее принятых законодательных документах.
На сегодняшний день в некоторых структурах органов государственной власти проблема коррупции носит системный, а также всеобъемлющий характер. Коррумпированность сотрудников в деятельности органов государственной власти не дает реализовывать права граждан в сфере образования, здравоохранения, имущественных отношений; коррупция является так-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
же непосредственной угрозой национальной безопасности.
Кроме того, коррупция в деятельности органов государственной власти отрицательно влияет на развитие экономики, в том числе финансовой системы и всей инфраструктуры государства в целом. Коррумпированность служащих в системе органов внутренних дел способствует росту преступности, в том числе развитию очагов терроризма и экстремизма; коррупция затрудняет проведение практически всех государственно-правовых реформ, которые в настоящее время проводятся в нашей стране.
В связи с указанными проблемами появляется необходимость в создании административно-правового механизма противодействия коррупции в органах внутренних дел.
В Российской Федерации давно назрела необходимость принятия базового правового документа, который координировал бы меры по борьбе с коррупцией.
Согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры РФ, с января по июнь 2016 г. в сфере коррупции было выявлено 21 359 преступлений [6].
Согласно данным статистики, МВД России с января по сентябрь 2017 г. было выявлено 18 969 преступлений коррупционной направленности, из них 5596 преступлений было совершено в крупном и особо крупном размерах; эта цифра на 13,6% больше, чем в 2016 г. [9].
Коррумпированное государственное устройство не может противостоять ни экстремизму, ни терроризму, ни организованной и экономической преступности.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что повышение эффективности административно-правовых и организационных средств противодействия коррупции в органах внутренних дел является на сегодняшний день довольно значительной проблемой.
Коррупция в органах внутренних дел препятствует поступлению в экономику страны иностранных инвестиций, в связи с ней происходит отток национального капитала за рубеж, создается угроза безопасности государства и правопорядку. Так как рост коррупции в органах внутренних дел постоянно увеличивается, появился целый ряд проблем, связанных с обеспечением правопорядка.
Кроме всего прочего, коррумпированность сотрудников в органах внутренних дел снижает престиж государственного управления в стране, а также и за рубежом.
Анализ специальных исследований в области противодействия коррупции позволил выделить целый ряд правонарушений, создающих благоприятные условия для возникновения коррупции в полицейской среде:
1. Вмешательство в деятельность различного вида государственных и негосударственных органов, причем с использованием своего служебного положения.
2. Оказание беспочвенного предпочтения определенным юридическим и физическим лицам во время подготовки и принятия решений по различным вопросам, которые входят в компетенцию сотрудника органов внутренних дел.
3. Использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении своих служебных обязанностей.
4. Нарушение порядка принятия и рассмотрения каких-либо заявлений, жалоб, обращений от юридических и физических лиц.
5. Требование от юридических и физических лиц информации такого рода, которая не предусмотрена нормативно-правовыми актами, а также законами.
6. Немотивированный отказ в информации, предоставление которой предусмотрено федеральным законом, а также иными нормативно правовыми актами, в том числе передача неполной либо недостоверной информации или же затягивание ее передачи.
7. Незаконное создание различного рода препятствий физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов.
Помимо этого, можно выделить еще ряд факторов, которые провоцируют коррупционные процессы в органах внутренних дел России, в иных исполнительных органах.
Перечислим данные факторы:
1. Правовой нигилизм, а также циничное отношение к законам, которые сотрудники органов внутренних дел призваны блюсти [7].
2. Назначение сотрудников на руководящие должности по принципу личных связей или за денежное вознаграждение.
3. Возможность использования служебного положения в корыстных целях.
Качественное противоборство коррупции в органах внутренних дел, на наш взгляд, возможно посредством осуществления следующих мер:
1. Антикоррупционное воспитание и образование.
2. Принятие специальных требований к лицам, претендующим на занятие определенных
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
должностей в системе органов внутренних дел Российской Федерации.
3. Антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов МВД России.
4. Поощрение сотрудников органов внутренних дел за безупречное исполнение своих полномочий; учет этого фактора во время решения вопросов представления к государственным наградам, почетным званиям, а также иным знакам отличия.
5. Мониторинг отдельных видов коррупционных правонарушений.
6. Формирование процедуры независимой оценки, а также расследования фактов и материалов о коррупционных правонарушениях в случае конфликта сторон между компетентными органами.
7. Развитие института парламентского и общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел; учет общественного мнения и оценки определенных материалов, которые имеются в распоряжении соответствующих общественных и парламентских комиссий.
Коррупция имеет место в самых разных сферах правоохранительной деятельности, что и обусловливает развитие административно-правовых средств противодействия коррупции. Коррупция может проявляться и при нарушении норм информационного, финансового и административного права. Таким образом, именно административно-правовые средства первоочередно должны и могут ставить барьер на пути возникновения и развития коррупции в органах внутренних дел, а также в иных исполнительных органах государственной власти.
Коррупция в системе МВД России, а также в иных исполнительных органах государственной власти имеет социальный характер и сложную структуру. Данный подход позволяет определить различные формы коррупции, в том числе разработать современные методы противодействия коррупции в системе МВД России.
В связи с этим коррупцию в органах внутренних дел можно рассматривать с политологической, экономической, а также правовой точки зрения.
После рассмотрения проблемы зарождения и процветания коррупции в системе органов внутренних дел мы можем предложить основные действия тактического характера, которые направлены на ослабление коррупционной угрозы в органах внутренних дел:
1. Внедрение в сознание сотрудников МВД России идеологии неукоснительного соблюдения законов.
2. Повышение эффективности кадровой политики МВД России, направленной на рост профессионального уровня сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
3. Обеспечение честного назначения на руководящие должности в системе МВД России, а также достижение какого-либо уровня целесообразности с точки зрения интересов службы.
Таким образом, все вышеперечисленное взаимосвязано, и лишь комплексное применение мер, ослабляющих разъедающее действие коррупции в системе МВД России, может в некоторой степени исправить ситуацию, которая с каждым днем становится все более угрожающей.
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 03.07.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 19.07.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс»
4. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (послед. ред.) // СПС «Консультант Плюс»
5. Офиц. сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ // URL: http://www.cdep.ru/ corruption (Дата обращения: 14.05.2018)
6. Офиц. сайт Трансперенси Интернешнл Россия (Transparency International) // URL: http:// transparency.org.ru/research/v-rossii (Дата обращения: 21.05.2018)
7. Железняк Н.С. О слагаемых коррупции в органах внутренних дел // Оперативник (сыщик). 2008. № 2. С. 51.
8. Костенников М.В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы / М.В. Костенников, А.В. Куракин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2017. 128 c.
9. Сафронов А.Д. Организационно-правовые аспекты предупреждения коррупции среди сотрудников органов внутренних дел. М., 1993. С. 18.
10. Чашин А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О противодействии коррупции» от 19.12.2008 г. № 273-ФЗ (постатейный научно-практический). М.: Дело и сервис (ДиС), 2016. 208 c.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018