Научная статья на тему 'Актуальные проблемы противодействия коррупции в правоохранительных органах России с позиций национальной экономической безопасности'

Актуальные проблемы противодействия коррупции в правоохранительных органах России с позиций национальной экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1014
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / КОРРУПЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / РИСКИ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лавренко С. В.

Коррупция в правоохранительных органах России как угроза экономической безопасности является препятствием реализации государственной антикоррупционной программы, инициированной Президентом РФ. В работе проанализированы различные аспекты противодействия коррупции в правоохранительных органах России. Обоснована необходимость проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение коррупционных рисков в целях устранения предпосылок возникновения коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лавренко С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы противодействия коррупции в правоохранительных органах России с позиций национальной экономической безопасности»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ РОССИИ С ПОЗИЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

С. В. ЛАВРЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Ульяновский государственный университет

В статье проанализированы различные аспекты противодействия коррупции в правоохранительных органах России. Сделан вывод о том, что в условиях высокой степени зарегулированности нашей экономики существует дефицит информации о реальных масштабах коррупции, не позволяющий оценить эффективность антикоррупционных мероприятий. Обоснована необходимость проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение коррупционных рисков в целях устранения предпосылок возникновения коррупции.

Ключевые слова: противодействие, коррупция, правоохранительные органы, риски, антикоррупционные мероприятия.

Коррупция в правоохранительных органах Российской Федерации представляет собой угрозу национальной экономической безопасности, является серьезным препятствием практическому воплощению целей государственной антикоррупционной программы, инициированной Президентом РФ. Принятие антикоррупционного пакета федеральных законов в конце 2008 г. демонстрирует наличие сложной обстановки в сфере противодействия коррупции во всех органах государственной власти и управления, в том числе и в правоохранительных. Так, по данным Генеральной прокуратуры России, на момент утверждения антикоррупционного законодательства за 9 месяцев 2008 г. органами прокуратуры выявлено и пресечено свыше 155 тыс. нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции. Этот показа-

тель превышает почти в 1,5 раза аналогичный показатель 2007 г. [1]. Все указанное свидетельствует о необходимости активизации работы по противодействию коррупции, прежде всего, это касается профилактической работы по предупреждению должностных правонарушений среди сотрудников правоохранительных органов, поскольку эти органы в первую очередь сами призваны бороться с коррупционными проявлениями.

Масштабные мероприятия по внедрению антикоррупционных стандартов не имеют аналогов на протяжении новейшей истории России. В настоящее время проблеме коррупции придано значение общенациональной угрозы безопасности, наряду с нормативными преобразованиями вводятся изменения и в действующий организационно-управленческий механизм. Следует отметить, что общие нормы антикоррупционного законодательства, содержащиеся в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», являются более осмысленными, чем в проектах, предлагавшихся на протяжении длительного времени различными политическими партиями и движениями. Зачастую указанные проекты законов противоречили действующему законодательству и вводили неправомерные ограничения для лиц, являющихся сотрудниками различных органов власти и управления.

Главное назначение принятого пакета антикоррупционных законов, с одной стороны, четко обозначить предмет закона — коррупцию как со-

циально-экономическое явление, с определением механизма противодействия ее проявлениям, а с другой — не создать ситуацию, когда можно будет по надуманному признаку уволить любого неугодного сотрудника. В этих целях после принятия основного закона был внесен ряд взаимоувязанных изменений в отдельные законодательные акты РФ, в частности, в федеральные законы «О милиции», «О прокуратуре Российской Федерации», «О федеральной службе безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», УК РФ и др.

Изменения коснулись всех правоохранительных органов России. В том числе расширены ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, определяющих полномочия государственных органов, включая правоохранительные. При этом был внедрен ряд организационно-правовых мер, которые никогда ранее в законодательстве Российской Федерации не применялись. С одной стороны, в целом ужесточены требования к лицам, замещающим коррупци-огенные должности и, соответственно, расширены возможности различных правоохранительных органов и спецслужб по пресечению коррупционных проявлений, с другой — указанные ограничения коснулись и контролирующих органов, в том числе органов прокуратуры.

Многие эксперты признают наиболее коррумпированной структурой МВД России. Чтобы снизить уровень преступных доходов, сотрудники милиции и члены их семей с 2010г., как и другие сотрудники правоохранительных органов, будут обязаны предоставлять сведения о доходах и имуществе. Сведения о доходах будут передаваться в Департамент собственной безопасности МВД и не станут достоянием общественности. При этом отказ от декларирования доходов либо предоставление недостоверных или неполных сведений в соответствии с положениями антикоррупционного законодательства будут служить основанием для увольнения со службы [2].

Эффективность данной меры внушает сомнение, поскольку в ней не заложены механизмы объективного внешнего контроля за ее исполнением. Также необходимо учитывать то обстоятельство, что коррупция не меньших объемов существует и в ФСБ, в таможне, в аппаратах исполнительной власти и других госорганах [1]. В экономическом аспекте с учетом коррупциогенного фактора,

34 -

присущего правоохранительной системе России, правоохранительная деятельность должна анализироваться не только с точки зрения расходов на ее содержание и эффективности деятельности, но и с позиции того ущерба, который наносится действиями некоторых должностных лиц. Коррупционные преступления стали существенным дестабилизирующим фактором в системе правоохранительных органов, что актуализирует серьезное внимание к кадровому составу сотрудников и их профессиональной подготовке. А это предлагает дополнительные расходы государства на повышение уровня оплаты сотрудников, стимулирование дополнительного образования.

Низкое материальное обеспечение сотрудников милиции создает предпосылки для совершения должностных преступлений в правоохранительных органах, расширяет возможности криминальных структур по проникновению в кадровый состав органов внутренних дел, а также втягивания сотрудников в совершение коррупционных правонарушений на основе личной зависимости или материальной заинтересованности. В профилактических целях в различных регионах РФ на протяжении ряда лет в порядке эксперимента применяется система поощрения сотрудников органов внутренних дел, отказавшихся от взятки. Наиболее активно данные профилактические мероприятия проводятся МВД Республики Татарстан, при этом компенсации сотрудникам выплачиваются из внебюджетных источников. Однако коренного перелома в борьбе с коррупцией данное нововведение не принесло, общее количество выявленных правонарушений среди сотрудников не снизилось. Указанные мероприятия еще раз подчеркнули необходимость материального стимулирования сотрудников правоохранительных органов и повышения их статуса в целях предотвращения коррупционных проявлений.

Основной целью антикоррупционных мероприятий, по мнению автора, должно быть именно предупреждение коррупционного поведения представителей правоохранительных органов, создание условий, в которых совершать должностные преступления было бы невыгодно и невозможно. В этих целях для создания условий эффективной борьбы с коррупционными проявлениями на государственном уровне в настоящее время предпринимаются попытки по созданию институтов по противодействию коррупции.

В рамках предмета исследования этой статьи, в числе прочих мер, способствующих проведению реформ государственного управления и координа-

ции деятельности по вертикали, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, а также в целях реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 гг. следует отметить принятие ряда административных регламентов по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг, относящихся к ведению правоохранительных органов. Так, с конца 2008 г. по настоящее время был принят ряд административных регламентов по исполнению государственной функции ФСБ РФ, ФТС РФ, МВД РФ, ФСКН РФ, в которых определяется порядок исполнения ими своих государственных функций. При этом административные регламенты приняты в тех областях публичной деятельности указанных органов, которые сопряжены с возможными коррупционными рисками, в частности «Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», утвержденный приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001, «Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции принятия таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной физическим лицом», утвержденный приказом ФТС России от 19.09.2008 № 1150, «Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации», утвержденный Приказом ФСБ России от 1 апреля 2009г. № 123 и т.д. Целью реализации указанных мероприятий является регламентация деятельности правоохранительных служб как органов исполнительной власти, которая включает:

— детализацию механизмов контроля за выполнением публичных функций, выполняемых правоохранительными органами, путем регламентации государственных функций в целях построения системы оценки качества их выполнения;

— разработку и внедрение стандартов государственных услуг и регламентов исполнения государственных функций, а также оптимизацию и конкретизацию полномочий сотрудников правоохранительных органов, которые закреплены в принятых административных регламентах [3].

Многие механизмы противодействия коррупции еще не начали действовать. В связи с этим большое значение в соответствии с нормами ан-

тикоррупционного законодательства имеет реализация мер, направленных на повышение риска от коррупционных действий. К таким мерам относятся утверждение перечня должностей, в наибольшей степени подверженных риску коррупции, и внедрение механизмов дополнительного внутреннего контроля деятельности сотрудников, замещающих коррупциогенные должности, в частности в виде публичного представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанной категории лиц. Формирование указанного перечня согласно Указа Президента РФ от 18.05.2009 № 557 может осуществляться в соответствии со следующими критериями:

— осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

— предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

— осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

— подготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недридр.);

— управление государственным имуществом;

— осуществление государственных закупок либо выдача лицензий и разрешений;

— хранение и распределение материально-технических ресурсов.

При этом предоставление сведений о доходах основной категории сотрудников правоохранительных органов и членов их семей, как уже отмечалось выше, не будет подлежать широкой огласке, но при этом является обязательным условием их служебной деятельности, как и для всех государственных и муниципальных служащих.

Помимо инструментов внешнего контроля важным средством противодействия коррупции в правоохранительных органах является внутренний контроль, в ходе которого на постоянной основе может осуществляться мониторинг имущественного положения должностных лиц с выявлением причин и условий коррупции. Особое место в этом направлении, по мнению автора, занимают профилактические мероприятия, направленные на снижение коррупционных рисков и реализуемые подразделениями собственной безопасности правоохранительных органов в целях устранения предпосылок возникновения коррупционных про- 35

явлений на начальном этапе, в частности, в момент подбора кандидатов на службу в органы.

Актуальной проблемой практического воплощения норм антикоррупционного законодательства в правоохранительных органах является сложность фактического применения прав, содержащихся в указанных федеральных законах, и отсутствие согласованной нормативно-методической базы, включающей практические аспекты организации и проведения конкретных антикоррупционных мероприятий.

В заключение следует отметить, что вопрос о возможности полного искоренения коррупции в России остается спорным, поскольку реальных инструментов, которые могли бы сформировать антикоррупционное поведение заинтересованных субъектов данной области теневой экономики, на взгляд автора, не существует. Об этом свидетельствует тот факт, что в условиях высокой степени зарегулированности нашей экономики налицо

дефицит информации о реальных масштабах коррупции, не позволяющий оценить эффективность реализации государственной антикоррупционной программы. Следовательно, для построения эффективного механизма противодействия коррупции в России необходимо сформировать систему реальной оценки показателей антикоррупционной защищенности России с обеспечением широкого доступа к подлинным данным о масштабах указанного сектора теневой экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Национальная безопасность. — http://www. пасЬег. ги/

2. Против коррупции. — http://www■ апйсогг. ги/

3. Цирин А. М. Антикоррупционные инструменты и их применение в федеральных органах исполнительной власти // Журнал российского права. 2009. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.