Научная статья на тему 'О некоторых вопросах профилактики противоправного поведения подростков из неблагополучных семей '

О некоторых вопросах профилактики противоправного поведения подростков из неблагополучных семей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неблагополучная семья / несовершеннолетние / подростки / родители / социально-опасное положение / профилактика / криминализация / правонарушение / dysfunctional family / minors / teenagers / parents / socially dangerous situation / prevention / criminalization / offense

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Светлана Николаевна Волкова, Элина Радиковна Голубева, Николай Олегович Павленко

В статье анализируются причинные факторы формирования противоправного поведения подростков из неблагополучных семей. Авторами актуализируются перспективные формы и методы работы с неблагополучными семьями с целью улучшения их состояния и профилактики противоправного поведения несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Светлана Николаевна Волкова, Элина Радиковна Голубева, Николай Олегович Павленко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some issues of prevention of illegal behavior of adolescents from disadvantaged families

The article analyzes the causal factors of the formation of illegal behavior of adolescents from disadvantaged families. The authors actualize promising forms and methods of working with dysfunctional families in order to improve their condition and prevent illegal behavior of minors.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах профилактики противоправного поведения подростков из неблагополучных семей »

Государственная служба и кадры. 2024. № 1. С. 202 — 206.

State service and personnel. 2024;(1):202 — 206.

Научная статья УДК 343.97

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-202-206 NIION: 2012-0061-01/24-038

EDN: https://elibrary.ru/IUOKTO MOSURED: 77/27-008-2024-01-238

О некоторых вопросах профилактики противоправного поведения подростков из неблагополучных семей

Светлана Николаевна Волкова1, Элина Радиковна Голубева2, Николай Олегович Павленко3

1 Воронежский институт ФСИН России, Воронеж, Россия

2 Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Россия

3 Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России, Волгодонск, Россия

1 Dgersi.87@mail.ru

2 elina_baiburina@mail.ru

3 pavlenkonikolay@gmail.com

Аннотация. В статье анализируются причинные факторы формирования противоправного поведения подростков из неблагополучных семей. Авторами актуализируются перспективные формы и методы работы с неблагополучными семьями с целью улучшения их состояния и профилактики противоправного поведения несовершеннолетних.

Ключевые слова: неблагополучная семья, несовершеннолетние, подростки, родители, социально-опасное положение, профилактика, криминализация, правонарушение.

Для цитирования: Волкова С.Н., Голубева Э.Р., Павленко Н.О. О некоторых вопросах профилактики противоправного поведения подростков из неблагополучных семей // Государственная служба и кадры. 2024. № 1. С. 202—206. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-1-202-206 EDN: https://elibrary.ru/IUOKTO

Original article

On some issues of prevention of illegal behavior of adolescents from disadvantaged families

Svetlana N. Volkova1, Elina R. Golubeva2, Nikolay O. Pavlenko3

1 Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Voronezh, Russia

2 Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Russia

3 Volgodonsk Branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgodonsk, Russia

1 Dgersi.87@mail.ru

2 elina_baiburina@mail.ru

3 pavlenkonikolay@gmail.com

Abstract. The article analyzes the causal factors of the formation of illegal behavior of adolescents from disadvantaged families. The authors actualize promising forms and methods of working with dysfunctional families in order to improve their condition and prevent illegal behavior of minors.

Keywords: dysfunctional family, minors, teenagers, parents, socially dangerous situation, prevention, criminalization, offense.

For citation: Volkova S.N., Golubeva E.R., Pavlenko N.O. On some issues of prevention of illegal behavior of adolescents from disadvantaged families // State service and personnel. 2024; (1) :202—206. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2312-0444-2024-1-202-206 EDN: https://elibrary.ru/IUOKTO

Формированию противоправного поведения конкретного несовершеннолетнего способствуют особенности его микросреды, которую образуют семья, учебное заведение, дворовый коллектив и др. Каждый из этих компонентов может существенно влиять на подростка и

© Волкова С.Н., Голубева Э.Р., Павленко Н.О. М., 2024.

доминировать в той или иной их комбинации. В учебном заведении нередки случаи отсутствия индивидуального подхода к «трудному» ребенку. Дворовое и уличное окружение может способствовать ранней криминализации подростка. «Большое значение приобретают субъективные факторы, когда проблемы и трудности затрагивают всех членов семьи и возникает необходи-

№ 1/2024

мость психологической, социальной поддержки на уровне государства» [2].

Семья же может быть неблагополучной по тем или иным показателям, которые также могут сочетаться и преобладать. Важность семейного воспитания подчеркивали все знаменитые отечественные педагоги: К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.

К сожалению, потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьезные трансформации, что во многом связано с ее адаптационными возможностями и приспособлением к новым социальноэкономическим и культурным условиям. Среди факторов, приводящих к формированию асоциального поведения подростка следует выделить следующие: недостаточное внимание со стороны родителей к ребенку; пренебрежение интересами и потребностями ребенка; атмосфера эмоционального напряжения, взаимной неприязни; воспитание ребенка в духе асоциальных ценностей; использование жестоких методов наказания за малейшую вину; совершение в отношении подростков насильственных действий; непосредственное вовлечение родителями ребенка в криминальную деятельность; неадекватный стиль воспитания (гиперпротекция, гипопротекция, эмоциональное пренебрежение ребенком и т.д.); неприятие возрастных изменений в ребенке.

Частой ошибкой воспитания является выдвижение требований к подростку и использование приемов воспитания, не соответствующих его возрасту. Указанные факторы могут повлиять на формирование у ребенка комплекса неполноценности, заниженной самооценки, неуверенности в себе, асоциальных ценностей и стереотипов асоциального поведения, желания привлечь к себе внимание через рискованные, в частности, противоправные поступки.

Необходимость учета личностных предпосылок формирования противоправного поведения в профилактической деятельности с подростками из неблагополучных семей на сегодняшний день стала уже требованием времени. Особенности темперамента, познавательной и эмоционально-волевой сферы подростка, его характер, мотивация и ценностные ориентации делают его чувствительным к психотравмирующим ситуациям, уменьшают способность сопротивляться негативным социальным влияниям и находить правомерные способы преодоления трудностей.

Стержневым фактором, который влияет на формирование асоциальной личности, являются неудовлетворенные потребности. Причем это нормальные, базовые человеческие потребности,

свойственные обычному человеку: физиологические, безопасность, принадлежность к группе, признание, уважение, общение, самореализация и др. Таким образом, толчком к правонарушению, как правило, является не аномальность потребностей, а несостоятельность или нежелание подростка удовлетворить обычные потребности правомерным путем.

В процессе обучения и воспитания ребенка в неблагополучной среде неизменно возникают психофизиологические нарушения, которые влияют на его эмоционально-волевые качества. Они становятся дезадаптивными, затрудняющими объективную, рациональную оценку ситуации (вспыльчивость, упрямство), самостоятельное принятие и исполнение решения (нерешительность, неустойчивость, несамостоятельность, конформизм и нонконформизм), предусматривающими силовые средства решения проблемной ситуации (агрессивность, жестокость).

Нередко совершение правонарушения подростком становится результатом неудачного желания избавиться от качеств, которые в его окружении считаются негативными или постыдными, таких, как робость, неуверенность, трусость и др. Определенная часть несовершеннолетних из неблагополучных семей отстает в общем интеллектуальном развитии вследствие перенесенных ими травм, заболеваний, недостатков воспитания. Если родителям, педагогам и психологам не удастся найти подход к таким детям, использовать коррекционные методики или к ним будут применяться наказания, у таких детей исчезнет желание учиться и может закрепиться комплекс неполноценности, репутация неразумных, возникнет желание защитить себя рискованными или противоправными действиями.

Если ребенок не получил должной опеки и воспитания в семье из-за девиантного поведения родителей, невыполнения ими своих родительских обязанностей или из-за их педагогической некомпетентности, он может отставать от сверстников в своем развитии. Такие дети страдают от стигматизации, могут нарушать дисциплину, совершать противоправные действия из-за того, что просто не знают норм или не умеют иным образом вести себя. Некоторые подростки усваивают стереотипы агрессивного, аморального, асоциального поведения, получая положительное подкрепление (поощрение) после первых, спонтанных попыток таких действий или наблюдая за успешным поведением других.

К правонарушениям могут приводить усвоенные подростком в детстве под влиянием родителей или сверстников ложные, иррациональные представления, противоречащие реальности, нормам права и морали, однако распространенные в

№ 1/2024

определенных группах. Некоторые подростки не умеют положительно и уверенно решать отдельные ситуации во взаимоотношениях с другими людьми: аргументированно доказывать свое мнение, достигать взаимопонимания и конструктивно разрешать конфликты, входить в новый коллектив, обращаться за помощью или отказываться от просьб других людей, противостоять давлению группы, манипуляциям и т.п.

Если подросток терпит неудачу в подобных ситуациях, он может для снятия эмоционального напряжения применить насильственные действия для достижения своей цели, запугивания оппонента. Большую роль в криминализации подростков из неблагополучных семей играют личностные проблемы и межличностные конфликты, которые они не могут решить адекватным способом. По этой причине подросток может совершить противоправные действия для того, чтобы отстоять свои интересы в конфликте, самоутвердиться в своих глазах и в глазах окружающих, привлечь к себе внимание, получить средства решения этих проблем, перенести агрессию, вызванную проблемами, на других лиц или предметы.

Подростки из неблагополучных семей часто имеют заниженную и (или) неадекватную самооценку, убеждены в своей некомпетентности и неуспеваемости и не верят в возможность достичь своей цели социально принятым путем или хотят таким образом выразить свой протест, преодолеть дискомфорт, самоутвердиться. Зачастую такие подростки склонны усматривать причины своих неудач в жизни во внешних обстоятельствах, а себя считать их жертвой. Такая позиция подростка чаще всего приводит к совершению правонарушения, за которое он не считает себя ответственным.

Низкий культурный уровень, несформирован-ность социально полезных интересов, неопределенность приоритетов личности может быть фоном для противоправного поведения подростков. Если подросток не видит перспектив относительно собственного развития, он ориентируется на удовлетворение мимолетных потребностей. Система ценностных ориентаций подростка находится в стадии формирования, весьма противоречива, поэтому существует вероятность развития асоциальной направленности личности. Кроме того, необходимо учитывать, что часть асоциальных ценностей и модели девиантного поведения подросток заимствует у родителей или сверстников, из произведений массовой культуры и СМИ.

Если несовершеннолетний воспитывается в асоциальной среде, соответствующая ценностная ориентация формируется у него в большинстве случаев. «Процесс социализации примерно совпа-

дает по времени с процессом приобретения личностью такого свойства, как виктимность. Очень важен для этих двух процессов детский возраст, условия воспитания ребенка. Жестокое воспитание ребенка, применение к нему телесных наказаний, как правило, не проходят бесследно и оказывают влияние на человека уже в более зрелом возрасте. Большинство насильственных преступников в детстве подвергались насилию в семье или ближайшем социальном окружении» [3, с. 152—153].

Риск совершения подростками правонарушений увеличивают психологические особенности переходного возраста и типичные подростковые поведенческие реакции, которые влияют на решение их проблем. Указанные факторы могут стать причиной асоциальных поступков подростка и привести к закреплению противоправного поведения. Наличие у подростка названных признаков не обязательно приводит к противоправному поведению, однако сочетание нескольких из них значительно повышает риск того, что при неблагоприятных обстоятельствах он совершит правонарушение. Именно поэтому разработка и внедрение эффективных форм работы с неблагополучными семьями по профилактике противоправного поведения подростков приобретает особую актуальность.

Профилактическая работа с подростками из неблагополучных семей, как и с самими такими семьями, должна проводиться комплексно и на постоянной основе. В этом направлении должны быть объединены усилия органов внутренних дел (ОВД) с возможностями образовательных учреждений в лице социальных педагогов, психологов, классных руководителей, а также других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [1].

Такая работа не должна ограничиваться только посещением семьи на дому и проведением профилактических бесед, а включать социальное обслуживание, социальный патронаж (сопровождение), социальную профилактику и социальную реабилитацию, которые могут осуществляться в определенных формах.

Индивидуальная форма работы позволяет провести анализ индивидуальных функциональных возможностей семьи, выявить специфику ее социокультурного развития. Данная форма предусматривает составление индивидуальной программы работы социального педагога и психолога с семьей подростка, склонного к правонарушениям. Здесь необходимо сделать акцент на раскрытие и поддержание положительных личностных качеств как самого ребенка, так и его родителей для оздоровления социально-психоло-

№ 1/2024

гического климата в семье, повышения уровня взаимного доверия и определения перспектив сотрудничества.

Групповая форма работы имеет определенные преимущества и в некоторых случаях бывает более эффективной, чем индивидуальная. Работа в группе позволяет создать безопасное пространство для испытания нового опыта, проигрывать реалистичные ситуации, получать взаимоподдержку людей с общими проблемами. Групповая работа способствует созданию открытой среды для семьи путем совместной деятельности с другими семьями, расширяет возможности общения, организации совместного досуга, активного отдыха и др.

Достаточно эффективным является вовлечение неблагополучных семей в организацию мероприятий, совместных праздников, спортивных соревнований, туристических походов, образовательных курсов, тренингов и т.д. Это способствует не только укреплению семьи, но и налаживанию нормальных коммуникаций ее членов с окружающим миром и другими людьми.

Эффективной групповой формой работы с семьями детей, склонных к правонарушениям, является тренинг для родителей. Задачами тренинга являются формирование и закрепление у участников определенных умений, навыков, моделей поведения, стимуляция их активности, обмен опытом. Эффективность тренинга обеспечивается благодаря групповой сплоченности, инсайту, обучению межличностному взаимодействию и развитию навыков социализации. Тип тренинга выбирается в зависимости от поставленных задач, потребностей и интересов родителей.

При проведении тренинга целесообразными являются методы взаимоактивного обучения. К ним относят метод «мозгового штурма», ролевую игру, дискуссии, метод решения ситуативных и др. Для обеспечения эффективности групповой работы, концентрации внимания участников и снижения их утомляемости социальный работник должен менять виды работы, чередовать активные методы с более пассивными, использовать поощрения, шутки и юмор.

Достаточно эффективной формой работы с неблагополучными семьями является консультирование, основное назначение которого заключается в предоставлении родителям помощи относительно реалистичного восприятия себя и своего ребенка, а также объективного представления о проблемах ребенка. Консультирование должно помочь родителям решить проблемы в той степени, в которой они к этому способны, т.е. опираясь на внутренний потенциал родителей.

Направление родительской поддержки как форма профилактической работы реализует следующие задачи: обучение родителей, развитие их

активности и создание системы взаимопомощи различных семей. Однако не следует развивать только социально-психологическую составляющую этого направления. Поддержка таких семей и соответствующее консультирование должно включать также педагогические, медицинские, правовые, экономические, профориентационные и другие аспекты. Родителям в таких семьях часто необходима помощь в трудоустройстве, оформлении необходимых документов, пособий и выплат, получении значимой для них информации.

Кроме того, еще существуют проблемы с определением детей в детские дошкольные учреждения, бесплатные кружки и секции. Все эти проблемы могут быть решены только на системном уровне посредством координации и активизации деятельности всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определенных действующим российским законодательством [1].

Таким образом, правильный выбор форм и методов профилактической и социально-педагогической работы с несовершеннолетними из неблагополучных семей, ее системность и много-уровневость будут способствовать эффективному достижению поставленных целей и в целом оздоровлению общественных отношений.

Список источников

1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

2. Исаева Н.И., Овсяникова ЕЛ. Характеристики психологической культуры родителей с разными моделями взаимодействия с детьми // Научные ведомости БелГУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2013. № 20 (163). С. 280—289.

3. Шувалова МЛ. Актуальные вопросы формирования виктимности и виктимного поведения человека в современных условиях // Защита жертв преступлений в современном обществе: Матер. V Междунар. науч.-практ. интернет-конференции. Челябинск, 22 — 23 февраля 2022. Челябинск: ООО «Эскуэла», 2022. С. 149—156.

References

1. Federal Law № 120-FZ of 24.06.1999 (ed. of 21.11.2022) «On the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW

2. Isaeva N.I., Ovsyannikova EA. Characteristics of the psychological culture of parents with different models of interaction with children //

№ 1/2024

Scientific Bulletin of BelSU. Ser.: Humanities. 2013. № 20 (163). Pp. 280—289.

3. Shuvalova M.A. Topical issues of the formation of victimhood and victimized human behavior in modern conditions // Protection of

victims of crime in modern society: Materials of the V International Scientific and practical Internet Conference, Chelyabinsk, February 22 — 23, 2022. Chelyabinsk: Escuela Limited Liability Company, 2022. Pp. 149—156.

Информация об авторах

Волкова С.Н. — кандидат технических наук, доцент кафедры информационной безопасности телекоммуникационных систем

Голубева Э.Р. — кандидат юридических наук, доцент кафедры административно-правовых дисциплин Павленко Н.О. — преподаватель кафедры специальных дисциплин

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 14.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации

14.02.2024.

Information about the authors

Volkova S.N. — candidate of technical sciences, associate professor of the department of information security of telecommunication systems

Golubeva E.R. — candidate of law, associate professor of the department of administrative and legal disciplines Pavlenko N.O. — lecturer of the department of special disciplines

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 14.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Национальная

БЕЗОПАСНОСТЬ

Национальная безопасность. 3-е изд., перераб. и доп. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ ” Профессиональный учебник”. Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований / Под ред. К.К. Гасанова, Н.Д. Эриашвили, О.А. Мироновой. 287 с.

ISBN: 978-5-238-03639-7

КЛАССИЧЕСКИЙ УЧЕБНИК

В учебнике учитываются все направления политики государства, нацио-нальные приоритеты и интересы, отражаемые в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, законодательстве и иных нормативных актах. Исследуются вопросы теории и организации безопасно-сти государства, общества, личности. Раскрываются особенности государственного регулирования в экономической, военной, информационной, общественной, экологической сферах безопасности. Рассматривается зарубеж-ный опыт конституционного обеспечения национальной безопасности в ряде зарубежных стран.

Для студентов юридических и экономических вузов, осуществляющих подготовку студентов (курсантов) по специальности ” Экономическая безопасность”, а также аспирантов (адъюнктов) и преподавателей.

№ 1/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.