Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ'

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1173
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ДЕФОРМАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ПРОТИВОПРАВНЫЕ НАРУШЕНИЯ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сулейманова Раиса Валиабдулаевна, Ермилова Наида Шаирсултановна

Цель: выявить особенности социализации детей из неблагополучных семей, определить социальных агентов в процессе становления личности ребенка. Методы : ретроспективный и современный анализ литературы по исследуемой проблеме, диалектический подход к процессу социализации личности ребенка, обобщение педагогического опыта по вопросам семейного воспитания, наблюдение и интерпретация девиаций (причины, виды, формы) ребенка, изучение протоколов школьного психолога. Результаты : на основе проведенного исследования мы пришли к выводу, что именно влияние неблагополучной семьи является тем фактором, который в наибольшей степени обуславливает негативный ход развития и социализации детей. В некоторых случаях, именно условиях неблагополучных семей и могут стать причиной приобщения ребенка к противоправным практикам и иным отклонениям в поведении ребенка. Научная новизна : уточнено понятие социализация детей из неблагополучных семей, систематизировано и охарактеризованы группы неблагополучных семей: открытая (конфликтные семьи, проблемные семьи, семьи с асоциальным поведением членов семьи, семьи с членами с аморально-криминальными наклонностями, семьи с недостатком воспитательных ресурсов), скрытая (внутренние психологические конфликты и противоречия). Практическая значимость : основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о социализации личности ребенка из неблагополучной семьи, а также в семейном воспитании личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF CHILDREN FROM DISADVANTAGED FAMILIES

Purpose: to identify the features of socialization of children from disadvantaged families, to identify social agents in the process of becoming a child's personality. Methods: retrospective and modern analysis of the literature on the problem under study, dialectical approach to the process of socialization of the child's personality, generalization of pedagogical experience on family education, observation and interpretation of deviations (causes, types, forms) of the child, study of the protocols of the school psychologist. Results: based on the conducted research, we came to the conclusion that it is the influence of a dysfunctional family that is the factor that most determines the negative course of development and socialization of children. In some cases, it is the conditions of dysfunctional families that can cause the child to become involved in illegal practices and other deviations in the child's behavior.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ»

SULEIMANOVA Raisa Valiabdulaevna and other SOCIALIZATION OF CHILDREN FROM DISADVANTAGED...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

VTTk" ~\lf\ 119 ¿1 IH (Tl 02021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

J ' O.liz.4 |(сс) (jjCS) Tins is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/anip-2021-1003-0066 S-^HW»(https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

© Автор(ы) 2021

ORCID: 0000-0002-2500-5399

СУЛЕЙМАНОВА Раиса Валиабдулаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой «Педагогика» Дагестанский государственный педагогический университет (367003, Россия, Махачкала, улица Ярагского, 57, e-mail: valiraya_9@mail.ru) ЕРМИЛОВА Наида Шаирсултановна, аспирант Дагестанский государственный педагогический университет (367003, Россия, Махачкала, улица Ярагского, 57, e-mail: 30aida@mail.ru)

Аннотация. Цель: выявить особенности социализации детей из неблагополучных семей, определить социальных агентов в процессе становления личности ребенка. Методы: ретроспективный и современный анализ литературы по исследуемой проблеме, диалектический подход к процессу социализации личности ребенка, обобщение педагогического опыта по вопросам семейного воспитания, наблюдение и интерпретация девиаций (причины, виды, формы) ребенка, изучение протоколов школьного психолога. Результаты: на основе проведенного исследования мы пришли к выводу, что именно влияние неблагополучной семьи является тем фактором, который в наибольшей степени обуславливает негативный ход развития и социализации детей. В некоторых случаях, именно условиях неблагополучных семей и могут стать причиной приобщения ребенка к противоправным практикам и иным отклонениям в поведении ребенка. Научная новизна: уточнено понятие социализация детей из неблагополучных семей, систематизировано и охарактеризованы группы неблагополучных семей: открытая (конфликтные семьи, проблемные семьи, семьи с асоциальным поведением членов семьи, семьи с членами с аморально-криминальными наклонностями, семьи с недостатком воспитательных ресурсов), скрытая (внутренние психологические конфликты и противоречия). Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о социализации личности ребенка из неблагополучной семьи, а также в семейном воспитании личности ребенка.

Ключевые слова: социализация, неблагополучные семьи, ресоциализация, агенты социализации, психологический климат, деформация семейных ценностей, семейное воспитание, социальный опыт, противоправные нарушения, адаптация.

SOCIALIZATION OF CHILDREN FROM DISADVANTAGED FAMILIES

© The Author(s) 2021

SULEIMANOVA Raisa Valiabdulaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the Department of Pedagogy Dagestan State Pedagogical University (367003, Russia, Makhachkala, Yaragsky street, 57, e-mail: valiraya_9@mail.ru) ERMILOVA Naida Shairsultanovna, postgraduate student Dagestan State Pedagogical University (367003, Russia, Makhachkala, Yaragsky street, 57, e-mail: 30aida@mail.ru)

Abstract. Purpose: to identify the features of socialization of children from disadvantaged families, to identify social agents in the process of becoming a child's personality. Methods: retrospective and modern analysis of the literature on the problem under study, dialectical approach to the process of socialization of the child's personality, generalization of pedagogical experience on family education, observation and interpretation of deviations (causes, types, forms) of the child, study of the protocols of the school psychologist. Results: based on the conducted research, we came to the conclusion that it is the influence of a dysfunctional family that is the factor that most determines the negative course of development and socialization of children. In some cases, it is the conditions of dysfunctional families that can cause the child to become involved in illegal practices and other deviations in the child's behavior.

Keywords: socialization, dysfunctional families, resocialization, agents of socialization, psychological climate, deformation of family values, family education, social experience, illegal violations, adaptation.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современных условиях, работа с детьми из неблагополучных семей является одной из приоритетных задач социальной политики Российской Федерации. Данное обстоятельство обусловлено задачей минимизации негативного влияния со стороны семьи, сверстников и знакомых, которое может стать причиной распространения ассоциативных практик среди молодежи. Особую тревогу среди работников системы профилактики и предупреждения преступности среди несовершеннолетних вызывает проблема, связанная с негативным влиянием со стороны семей и социального окружения на психологическое состояние и развитие ребенка, которое может стать причиной совершения детьми противоправных нарушений.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Психолого-педагогические аспекты адаптации личности в образовательной среде представлены в статьях И.А. Александрова

[1], М.В. Засека [2], Л.В. Зеленой [3], Л.Ю. Игнатовой [4], Д.А. Салмановой [5], Л.В. Шабанова [6], Е.В. Яковлева [7], где рассмотрены принципы и категории адаптации личности, характер, содержание и структура образовательной среды, формы общения между субъектами педагогического процесса, нормы взаимоотношений в образовательной среде, условия организации педагогического процесса (формальные, общественные, дидактические). Непосредственно проблема социализации детей из неблагополучных семей отражена в работах С.А. Глушковой, Р.Н. Шехова [8] Я.Б. Аппаевой [9], Э.Ф. Ибрагимовой, А.С. Авдеенко, Е.В. Соболевой [9], О.М. Илгамовой и др.[11], Т.И. Митичевой А.В. Соловьевой [12] и др. [1318].

Формирование целей статьи. Статья нацелена на выявление особенностей социализации детей из неблагополучных семей, определение социальных агентов в процессе становления личности ребенка.

Постановка задания. Определить условия и особенности негативного влияния социализации детей из неблагополучных семей, определить социальных агентов в процессе становления личности ребенка.

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

СУЛЕЙМАНОВА Раиса Валиабдулаевна и другие СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ...

Негативное влияние на ребенка в процессе социализации, представляется достаточно сложным объектом изучения по нескольким причинам. Во-первых, представление о степени и характере влияния социального окружения на ребенка нельзя представить однозначно в положительном или негативном свете. А во-вторых, даже активное транслирование определенных идей или ценностей, при наличии у ребенка скептических мыслей, не могут определить путь и характер его развития. При этом, в продолжительном процессе социализации, невозможно спрогнозировать, какие именно идеи и ценности, знания, умения, навыки и опыт получаемые от других людей, станут для ребенка основополагающими в процессе построения собственной личности [13].

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. При исследовании проблемы социализации личности из неблагоприятных семей нами проведен психолого-педагогический и социологический анализ литературы, который показал, что проблема социализации детей из неблагополучных семей актуальна, поскольку повысился процент конфликтных, проблемных семей, а также имеет место рост асоциальных факторов, влияющих на семью. В ходе исследования данного вопроса, нами также использовался диалектический метод к процессу социализации личности ребенка, где на занятиях, конференциях и круглых столах проводились дискуссии, с последующей рефлексией. Кроме того, нами проводилось обобщение педагогического опыта по вопросам семейного воспитания, наблюдение и интерпретация девиаций (причины, виды, формы) ребенка, изучались протоколы школьного психолога.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Социализация, сама по себе представляет собой двусторонний процесс, который включает в себя, и процесс усвоения ребенком социального опыта, осуществляемого за счет общения с конкретной социальной средой и выстраивания социальных связей. С другой стороны, социализация является и непрерывным процессом воспроизводства социальной системы в каждом из индивидов, в совокупности образующих социальную среду, посредством выстраивания социальных связей и активной деятельности. При этом, как мы видим, процесс социализации подразумевает два типа социализации - первичную и вторичную социализацию.

Интересно, что первичная социализация представляет собой процесс получения важнейших знаний и навыков, которые определят развитие ребенка и процесс взросления. Агентами первичной социализации, влияющие на ребенка, являются представители его семьи (в первую очередь родители), друзья, сверстники, учителя и тренеры, и все те, кто сопровождает ребенка в период его активного взросления. Агенты первичной социализации создают базу, на основе которой будет сформирована личность ребенка.

Вторичная же социализация, представляет собой процесс изменения социальных установок, которые позволяют человеку адаптироваться под изменения его социальной среды. Между тем, достаточно часто, мы видим, что может происходить процесс ресоциализации, т.е. процесс изменения установок и ценностей коренным образом, которые позволяют нормализовать процесс развития личности. Достаточно часто, детям из неблагополучных семей, попавших в трудные жизненные обстоятельства или совершивших противоправные деяния, требуется ре-социализация, в процессе которой ребенок изменит представление о собственных ценностях и изменит модель поведения [19].

Таким образом, мы видим, что процесс социализации ребенка подразумевает активное влияние на него со стороны достаточно большого количества агентов социализации, наиболее важным среди которых является семья ребенка. Семья может по-разному влиять на процесс социализации ребенка. Негативное влияние на детей в про-

цессе социализации, достаточно часто, является результатом воздействия со стороны семьи. И к семьям, среди которых наиболее велик шанс негативного влияния на процесс социализации ребенка, относят так называемые «неблагополучные семьи».

Следует прояснить, что под неблагополучными семьями чаще всего понимают семьи, в которых существуют определенные трудности во взаимоотношениях между ее членами. Подобные противоречия в семьях чаще всего проявляются в аморальном поведении членов семьи, высокой степени конфликтности между родителями и детьми. В некоторых случаях к неблагополучным семьям относят неполные семьи. Тем не менее, в современной практике, систематизировано представляют две основные группы неблагополучных семей - семьи с открытой формой неблагополучия и семьи со скрытой формой неблагополучия. Коротко охарактеризуем каждую из данных групп.

К семьям с открытой формой неблагополучия относят такие типы семей как:

- конфликтные семьи;

- проблемные семьи;

- семьи с асоциальным поведением членов семьи;

- семьи с членами с аморально-криминальными наклонностями;

- семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).

К типу семей со скрытыми формами относят семьи, которые внешне не проявляют формы неблагополучия, но внутренние психологические конфликты и противоречия не позволяют достойным образом влиять на личность ребенка.

Учитывая существующую практику, классификация типов неблагополучных семей является достаточно сложной работой, при этом, существующие классификации являются весьма обширными, и в некоторой степени противоречивыми [20]. Хотя, необходимо отметить, что некоторые классификации неблагополучных семей, тем не менее, являются достаточно полными и актуальными в современной практике работы с детьми из неблагополучных семей (Т.В. Андреева, Л.С. Алексеева, Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Л.Я. Олиференко и др.).

Среди прочего, Д.В. Гуров и Е.В. Гурова выделяют следующие факторы семейного воспитания, которые обуславливают трудности в процессе социализации детей:

- переизбыток или недостаток материального обеспечения в семье, которые порождают крайнюю нужду или переизбыток материальных ценностей. Оба случая являются причиной формирования неправильных ценностей и деформацию приоритетов и жизненных задач, крайними из которых является стремление к воровству с одной стороны и избалованность с другой стороны;

- низкий уровень духовной культуры родителей, и отсутствие тяги к духовному развитию собственных детей;

- использование авторитарной или либеральной модели воспитания детей;

- наличие в поведении родителей или иных членов семьи аморальных поступков, использование негативных практик или совершение противоправных поступков;

- негативный психологический климат в семье;

- смещение системы ценностей среди членов семьи на одной из социальных практик (фанатизм);

- отсутствие систематической работы в воспитании детей (беспринципность, противоречия в методах воспитания, причинение физических или моральных страданий);

- неспособность к принятию ребенка таким, каким он является (его ценностей, задач и идей).

Указанные негативные факторы являются причиной возникновения девиаций среди детей [21]. Аналогичные факторы, проявляющиеся в семье, являющиеся причиной возникновения трудностей у детей, выделяют и другие исследователи (Т.В. Андреева, В.М. Целуйко, Т.И. Шульга и др.). Собственную классификацию проблем, определя-

265

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

SULEIMANOVA Raisa Valiabdulaevna and other SOCIALIZATION OF CHILDREN FROM DISADVANTAGED...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ющих негативное течение социализацию детей в семье, предлагают Л.В. Вершинина и И.Е. Максимова, выделяя:

- низкий уровень педагогического потенциала современных молодых родителей;

- расслоение и деформация семейных ценностей;

- снижение значения института брака и, следовательно, деформация института семьи и др. [22].

Дети, находящиеся в подобных условиях, не только усваивают модель семейных отношений, имеющую негативную характеристику, но и модель поведения, ретранслируя ее на окружающих «здесь и сейчас», тем самым ретранслируя собственный негативный опыт на всех окружающих [23].

Выводы исследования. Таким образом, проблемы связанные с негативным влиянием на процесс социализации со стороны семьи, в целом, можно считать достаточно значительным. При этом, значительным настолько, что в ряде случаев именно взаимоотношения в семье закладывают понимание жизненных целей, задач и моделей взаимодействия с окружающим миром на всю последующую жизнь.

С другой стороны, особенности социализации ребенка определяются не только спецификой психологического климата в семье, но и особенностями взаимодействия с иными субъектами, которые влияют на процесс социализации ребенка. Так, среди агентов первичной социализации можно выделить друзей, ровесников, учителей и тренеров. Как мы видим, влияние данных агентов социализации, является также важной частью процесса социализации, однако, именно роль семьи является самой значительной.

Интересно, что и в случае с изучением влияния семьи, как и в случае с изучением влияния со стороны друзей, ровесников, учителей и тренеров, мы видим, что процесс социализации ребенка является стихийным

Ребенок впитывает как позитивные, так и негативные образцы поведения. Однако, общепризнано, что процесс социализации является относительно направляемым процессом, который может быть контролируемым, не только как сам по себе, но и со стороны остальных агентов социализации [24, 25].

Тем не менее, основным агентом, относительно направляемой социализации, в существующих условиях является в узком понимании институт государства, воплощающий в себе общественные ценности, мораль и представления о хорошем и плохом, добре и зле, месте человека в жизни и о целом ряде иных детерминант, которые и определяют процесс социализации человека.

Однако, в условии неблагополучной семьи, социальные детерминанты, определяющие вектор и характер развития ребенка, не всегда представляют собой модели поведения, ценности и установки, свойственные идеализированной модели, относительно направляемой со стороны общества социализации. Именно поэтому, риски связанные с процессом социализации ребенка из неблагополучных семей, могут решаться со стороны государственных органов и общественных институтов (прежде всего школой, учреждениями дополнительного образования и иными агентами социализации). Однако, неблагополучная семья, не всегда является тем фактором, который обуславливает проблемы в психологическом состоянии ребенка, его поведении и успеваемости. Тем не менее, именно в руках семьи находится ключ к нормализации процесса социализации ребенка, даже в случае, если семья может считаться «неблагополучной», учитывая то обстоятельство, что само по себе представление о «не благополучности» семьи является в целом дискуссионным.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Представленные результаты в статье не могут претендовать на окончательное и исчерпывающее решение всей проблемы социализации детей из неблагополучных семей, в исследовании нуждаются вопросы разработки механизма взаимодействия семьи и образова-

тельных учреждений в целях профилактики девиантного поведения ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александров И.А. Понятие адаптации с точки зрения психологии / И.А. Александров. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 283-285.

2. Засека М.В., Семенов Д.С. Психолого-педагогические основы адаптации лиц с ограниченными возможностями к условиям обучения в образовательных организациях высшего образования // МНКО. 2019. №2 (75). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ psihologo-pedagogicheskie-osnovy-adaptatsii-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-k-usloviyam-obucheniya-v-obrazovatelnyh (дата обращения: 24.01.2021).

3. Зеленая Л.В. Проблема адаптации в педагогической психологии / Л.В. Зеленая. — Текст: непосредственный // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф.— Казань: Бук, 2016. — С. 43-45.

4. Игнатова Л.Ю. Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых / Л.Ю. Игнатова, М.В. Семичева. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание.

— 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 13-15.

5. Салманова Д.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе / Д.А. Салманова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы IIМеждунар. науч. конф.— Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С.76-79.

6. Шабанов Л.В., Шелехов И.Л., Мороденко Е.В. Социальная адаптация личности: методология психологического исследования // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. №3.

7. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Виды адаптации личности в образовательном процессе //Вестник ЮУрГГПУ. 2016. №6.

8. Семья в современном обществе: проблемы и пути их решения. VIII научно-практическая интернет-конференция: Материалы / сост.: С.А. Глушкова; Р.Н. Шехова; под общ. ред. Э.К. Иосифовой, Л.А. Валиуллиной. — Сургут: Изд.во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2019. — 292 с.

9. Аппаева Я.Б., Балабина Л.Н., Липаева М.В., Магомедова М.А. Роль семьи в процессе адаптации первоклассников к обучению в школе //Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 1А. С. 555-561.

10. Ибрагимова Э.Ф., Авдеенко А.С., Соболева Е.В. Социально-психологическая работа с неблагополучными семьями // Вестник СМУС74. 2017. №2 (17).

11. Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска»: учебно-методическое пособие. /Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. — Ставрополь: ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. — 268 с.

12. Митичева Т.И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях / Т.И. Митичева, А.В. Соловьева.

— Текст: непосредственный //Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105).

— С. 739-742.

13. Мудрик А.В. Исследование трансформации механизмов социализации // Вестник ПСТГУ Серия: Педагогика Психология. 2014. № 4. С. 44-51.

14. Любавина Н.В., Белова Ю.А. Семейные традиции в условиях трансформации института семьи: сравнительный анализ мнений старшего и молодого поколений // Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 59-63.

15. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Сундеева М.О. Семейное неблагополучие как психолого-педагогическая проблема // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 16-19.

16. Бугадинова Р.А. Семья как фактор социальной адаптации детей к обществу // Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 51-54.

17. Ефимова Д.В., Макарова П.С. Толерантное отношение в семье или терпимость к моральному разложению общества //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. № 4 (32). С. 104-106.

18. Гогицаева О.У., Небежева А.В., Шибзухова Д.А. Детско-родительские отношения и самооценка подростка // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 183-186.

19. Щеглов И.А. Социализация: агенты, институты, факторы // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. С. 14-17.

20. Неблагополучные семьи. Классификация. Особенности. иКЬ: https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/09/25/neblagopoluchnye_semi. klassifikatsiya.osobennosti.pdf (Дата обращения 27.12.2020)

21. Гуров Д.В., Гурова Е.В. Классификация неблагополучных семей //Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 193-196.

22. Вершинина Л.В., Максимова И.Е. К вопросу о выявлении критериев неблагополучия семьи для ребенка младшего школьного возраста //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2013. № 3. С. 54-64.

23. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Ин-т молодежи, 1996. — 222 с.

24. Мудрик А.В., Патутина Н.А. Детерминанты позитивных и негативных потенций, составляющих процесса социализации // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 3 С. 7- 20.

25. Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска»: учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. — Ставрополь: ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. — 268 с.

Статья поступила в редакцию 19.01.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.