Научная статья на тему 'Психологические особенности родителей и несовершеннолетних из неблагополучных семей'

Психологические особенности родителей и несовершеннолетних из неблагополучных семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4149
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / РОДИТЕЛИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / DYSFUNCTIONAL FAMILY / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / PARENTS / MINOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Реуцкая Ирина Евгеньевна

статья посвящена проблеме неблагополучных семей, различным типам семейных проблем, а также психологическим особенностям родителей и несовершеннолетних из неблагополучных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article deals with the problem of dysfunctional families, the different types of family problems, and psychological characteristics of parents and adolescents from disadvantaged families.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности родителей и несовершеннолетних из неблагополучных семей»

9. Фромм Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1990.

10. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. — М.: НП РАН, КСП + Академический Проект, 1999.

11. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. — М.; Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2004.

12. Эйдемиллер Э.Г, Добряков И.В, Никольская ИМ. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб.: Речь, 2003.

13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

И. Е. Реуцкая

Аннотация: статья посвящена проблеме неблагополучных семей, различным типам семейных проблем, а также психологическим особенностям родителей и несовершеннолетних из неблагополучных семей.

Ключевые слова: неблагополучная семья, психологические особенности, родители, несовершеннолетний.

The summary: the article deals with the problem of dysfunctional families, the different types of family problems, and psychological characteristics of parents and adolescents from disadvantaged families.

Keywords: dysfunctional family, psychological characteristics, parents, minor.

Чаще всего под неблагополучной семьей понимают семью с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющаяся с возложенными на нее функциями. Адаптивные способности членов такой семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно [14, с. 176].

Неблагополучная семья отличается доминированием негативных факторов (медико-биологических, социально-экономических, психологических, педагогических), не только детерминирующих ее неблагополучие, но и отрицательно влияющих на воспитание детей. Причем данные факторы могут присутствовать в неблагополучной семье одновременно в различных сочетаниях.

Согласно исследованию И.С. Гани-шиной, неблагополучная семья не выполняет функций по воспитанию, образованию, первичной социализации детей; наносит подрастающему поколению психологический вред: способствует социальной дезадаптации,девиации и де-линквентности поведения несовершеннолетних [4, с. 38, 111]. Таким образом, к неблагополучным семьям применятся понятие «находящиеся в социально опасном положении». В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 7 февраля 2001 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» семья, находящаяся в социально опасном положении — это семья, имеющая детей,

находящихся в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности, находящихся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершающих правонарушения или антиобщественные действия), а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [13, ст. 1].

Отечественными исследователями выделены различные виды неблагополучных семей (С.А. Беличева, 1994; Г.Г. Зайдулина, 2000; А.В. Мудрик, 1994 и др.) [5, с. 34, 35; 11 с. 16-18]. Для осуществления анализа психологических особенностей родителей и несовершеннолетних детей из неблагополучных семей представляется целесообразным учитывать классификацию, предложенную И.С. Ганишиной (2004) [4, с. 103-109], так как она наиболее точно отражает проблемы, встречающиеся в практике правоохранительных органов при организации и проведении профилактической работы с неблагополучными семьями.

В соответствии с указанной классификацией неблагополучные семьи подразделяются на следующие типы:

- алкогольная;

- асоциально-аморальная;

- конфликтная;

- криминальная;

- семья с психически больными родителями;

- наркотическая;

- педагогически несостоятельная.

Семьи, относящиеся к алкогольному и наркотическому типу, характеризуются наличием в составе одного и более членов, употребляющих алкоголь или другие психоактивные вещества (ПАВ). В соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра к ПАВ относятся: алкоголь, наркотики, психотропные и токсические вещества [10, с. 207]. Дети в таких семьях предоставлены сами себе, прогуливают школу, бродяжничают, совершают правонарушения, нередко сами употребляют ПАВ. В рамках данной статьи представляется целесообразным рассматривать указанные типы семей как имеющие один тип проблем — семьи с родителями, употребляющими ПАВ.

Семьи асоциально-аморального типа отличаются антиобщественными установками и ориентирами. Родители в подобных семьях не занимаются социально полезной деятельностью (не работают, не учатся), могут злоупотреблять ПАВ, не иметь определенного места жительства (бродяжничать), а при наличии жилья устраивать там притоны. В этих семьях родители не занимаются воспитанием и социализацией детей, дети часто вынуждены «работать» за родителей (например, просить милостыню), вследствие чего им некогда посещать школу.

Семьи, где родители (один из родителей) страдают психическим заболеваниями, отличаются чрезмерной жестокостью по отношению к своим детям. Родители могут страдать такими заболеваниями, как: шизофрения, эпилепсия, маниакально депрессивный синдром (МДП) и т. д. Наиболее социально опасным (в том числе с точки зрения негативного влияния на детей) из данных видов

психических заболеваний является шизофрения.

Конфликтные семьи отличаются наличием постоянных или периодических конфликтов, в них доминирует атмосфера взаимного неуважения, придирок, агрессии (как вербальной, так и не вербальной, а нередко и физической).

Криминальные семьи характеризуются наличием в составе одного или более членов (родителя, бабушки, дедушки, сестры, брата), проживающих совместно с несовершеннолетним, отбывающих или ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы. Причем к данному типу могут относиться только такие семьи, в которых криминальный образ жизни некоторых ее представителей оказывает влияние на других ее членов. В подобных семьях родственники могут привлекать несовершеннолетних к криминальной деятельности.

В педагогически несостоятельных семьях утрачивается родительское влияние на несовершеннолетнего в силу психологических причин. При этом педагогически несостоятельными могут быть и внешне благополучные семьи, но использующие неэффективные (а иногда даже деструктивные) стили воспитания.

В психологической литературе [12, с. 349-350] рассматривают различные неблагоприятные доминирующие стили воспитания подростков с психологической точки зрения: отчужденного, авторитарного, с попустительским отношением, гиперопекаещего и др.

Отчужденную семью характеризует низкий уровень интереса к подростку, избегание общения с ним. Подросток в такой семье чувствует себя лишним и

ищет общения за ее пределами (например, на улице).

Авторитарная семья предъявляет к подростку излишне жесткие требования в соответствии со сложившимся внутренними стереотипам, и если это было ранее принято — физическое наказание.

Семья с попустительским отношением отличается преобладанием принципа вседозволенности. В такой семье подросток манипулирует родителями.

Гиперопекающая семья характеризуется сверхнеобходимой родительской опекой, причем не только из вне, но и стремлением «захватить» душевные переживания подростка.

В семье также может быть одновременно множество разнообразных стилей воспитания, обусловленных неоднородным культурным уровнем ее членов.

В целом описанные типы неблагополучных семей редко встречаются в чистом виде. Часто какому-либо определенному типу присущи черты другого (например, алкогольная или наркотическая семья может быть также и асоциально-аморальной), то есть в одной семье могут одновременно присутствовать различные взаимосвязанные проблемы.

Например, в ходе рейда было установлено: родители не работают, злоупотребляют спиртными напитками, на момент проверки продукты питания в доме отсутствовали, дров и угля не было, в доме антисанитарные условия.

По факту жестокого обращения с ребенком выявлено: мать длительное время нигде не работала, злоупотребляла спиртными напитками, систематически избивала своего сына, наносила телесные повреждения стулом, ремнем, ставила на всю ночь в угол за то, что ребе-

нок слабо учился. Квартира находится в антисанитарном состоянии,у ребенка отсутствуют учебники, нет продуктов питания.

При проверке семьи установлено: родители воспитанием несовершеннолетнего сына не занимаются, злоупотребляют спиртными напитками, нигде не работают, в комнате общежития антисанитарные условия.

В связи с этим считаем целесообразным рассматривать психологические особенности родителей и несовершеннолетних из неблагополучных семей в зависимости от типов семейных проблем (причин семейного неблагополучия), которые обусловливают попадание несовершеннолетних, воспитывающихся в них, в социально опасное положение.

Психологические особенности

родителей в неблагополучных семьях

• В конфликтной семье родители отличаются недостаточной личностной зрелостью. Индикаторами личностного показателя являются: наличие внутри-личностных конфликтов, тревожность, неуверенность в себе, психическое напряжение; трудности поведения, акцентуированные черты характера; недостаточная адекватность в уровне различных личностных сфер члена семьи; трудности саморегуляции состояний, чувств, поведения; ригидность, конфликтность, конкуренция, бескомпромиссность. В социально-психологическом плане семья отличается слабой адаптивностью в межличностном поведении ее членов; преобладанием в межличностном общении негативных эмоций, когнитивным рассогласованием в восприятии, пони-

мании, совпадении ценностей супругов; затрудненном поиске методов, способов, видов решения различных проблем в процессе жизненного цикла [2, с. 157].

• Представители криминальных семей являются носителями криминальной субкультуры, включающей в себя криминальные традиции, обычаи, жаргон, неформальные нормы поведения и особенности проведения досуга. Подобная культура имеет антагонистическую направленность и не позволяет ее носителям аккумулировать и передавать общечеловеческие ценности своим детям. Таким образом, у старшего поколения представителей «криминальных» семей нарушена система ценностных ориентаций, что влечет деформацию потребностно-мотивационной сферы их детей.

• Наличие в семье родителей, зависимых от ПАВ, то есть больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, часто, как было отмечено ранее, обусловливает их асоциально-аморальный образ жизни.

Лица, зависимые от алкоголя, могут находиться на первой (неврастенической, характеризующейся увеличением устойчивости к алкоголю), второй (нар-команической, характеризующейся появлением физической зависимости от алкоголя) и третьей (энцефалопатиче-ской, характеризующейся снижением устойчивости организма к алкоголю) стадии хронического алкоголизма.

На первой стадии у человека формируется психическая зависимость, проявляющаяся в навязчивом желании выпить, доминировании мыслей об алкоголе. Становятся отчетливыми характерологические изменения личности — по-

являются лживость, хвастовство, назойливость, болтливость. При отсутствии возможности принять алкоголь возникает раздражительность, депрессия, усиливается поиск средств для приобретения спиртных напитков.

На второй стадии у больных происходит алкогольная деградация личности со снижением памяти и интеллектуальной деятельности. Они становятся грубыми, эгоистичными, лживыми; не заботятся о семье; часто вынуждены менять место работы; продают вещи, чтобы купить спиртные напитки, пьют суррогаты. В состоянии опьянения у них появляется эмоциональная неустойчивость, беззаботная веселость, сменяемая злобой, раздражительностью, ассоциальными поступками.

На третьей стадии личность больного приобретает психопатоподобные черты, проявляющиеся эксплозивностью, неуместным юмором, иногда депрессивным настроением, суицидальными тенденциями [7, с. 450-451].

Женщины, злоупотребляющие алкоголем, отличаются доминированием характерологических особенностей по двум основным группам: эмоционально-лабильная психопатия с асоциальными тенденциями (в характере преобладают следующие качества: грубость, агрессивность, асоциальные тенденции) и тревожно-депрессивная психопатия с повышенной тревожностью и зависимостью (в характере преобладают следующие качества: повышенная ранимость, тревожность, мягкость, конформность). Женщины, страдающие эмоционально-лабильной психопатией с асоциальными тенденциями, способны к жестокости, в том числе по отношению к своим детям.

Мужчины, страдающие алкогольной зависимостью, могут иметь следующие особенности патологий характера (психопатий) — психастенические, истерические, стенические [15, с. 6]. При психастеническом типе психопатии преобладают такие качества, как: неуверенность, недоверчивость, тревожность, де-прессивность, обидчивость. При истерическом — крайний эгоцентризм, эксцентричность, авантюризм. При астеническом — выраженные колебания настроения, вспышки аффекта (эмоций) и агрессии, склонность к возникновению фобий, появлению чувства внутреннего напряжения и тревоги, к состоянию угнетения и отчаяния.

У больных наркоманией развиваются синдромы психической и физической зависимости. Синдром психической зависимости выражается в постоянных мыслях о наркотических препаратах, угнетенном, подавленном настроении при их отсутствии. У них начинается борьба мотивов, желаний, наплыв навязчивых влечений, мыслей. При развитии синдрома психической зависимости перестраивается весь духовный мир человека; все его интересы, межличностные и социальные отношения направлены на изыскание возможности наркотизации. Синдром физической зависимости (абстинентный синдром) проявляется в компульсивном (повторяющемся навязчивом) влечении к приему наркотического средства и развитии абстинентных явлений. Компульсивное влечение определяет почти все поступки больных, мотивы их действий и сопровождается постоянным стремлением к поиску наркотиков.

Больные токсикоманией проявляют социально дезадаптивные формы по-

ведения из-за следующих изменений: колебания настроения с преобладанием злобности, жесткости, агрессивности; наличие интеллектуально-мнестических расстройств, выражающихся в трудностях усвоения новых знаний, ухудшении памяти, нарушении активного внимания [7, с. 414-416, 438].

В ситуации наличия в составе семьи даже одного члена, злоупотребляющего ПАВ, у других ее членов возникают характерологические сдвиги или «соза-висимость», проявляющаяся в виде доминирования в мотивации поведения чувства страха, тревожных переживаний (за ближайшее будущее, о мнении окружающих и т. д.); в смещении центра внимания на больного члена семьи. При этом члены семьи, живущие совместно с человеком, злоупотребляющим ПАВ, испытывают оскорбления и унижения, насилие с его стороны, так как люди с аддикцией от ПАВ теряют контроль над своим поведением.

В медицинской литературе достаточно широко представлены описания психических расстройств и особенностей поведения лиц, ими страдающих. В связи с этим в рамках настоящей статьи не представляется целесообразным останавливаться на характеристике родителей, страдающих наследственно обусловленными психическими заболеваниями и расстройствами.

Семья, использующая негативные стили воспитания, применяет деструктивные стили родительского поведения: индифферентный, авторитарный, либеральный [2, с. 311].

Для отчужденной семьи характерен индифферентный стиль поведения, отличающийся низким контролем за поведением детей, отсутствием теплоты

в отношениях с ними. Такие родители безразлично относятся к своим детям вследствие недостатка интереса и внимания к ним или из-за недостатка времени и сил на воспитание.

В авторитарной семье доминирующим является авторитарный стиль поведения, который характеризуется высоким уровнем контроля, холодным отношением к детям. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения.

Семья с попустительским отношением использует либеральный стиль поведения, характеризующийся низким уровнем контроля и теплоты в отношениях.

Гиперопекающая семья проявляет гиперсоциальность [8, с. 60], которая включает в себя гипертрофированное, одностороннее чувство долга, отсутствие компромиссов, твердость характера, негибкость в отношениях с детьми.

Психологические особенности несовершеннолетних из неблагополучных семей

Анализ данных психологических и психиатрических исследований свидетельствует о возможности влияния неблагополучной семьи на личность несовершеннолетнего (В.А. Аврамовичюте, 1973; В.А. Гурьева, 2001; Д.Н. Леонтьев, 1996 и др.) [8, с. 70; 1, с. 10; 9, с. 3544]. Среди психологических качеств, формирующихся у несовершеннолетних вследствие жизни в неблагополучной семье, выделяют следующие:

- неразвитость потребностно-мотивационной сферы личности, проявляющуюся в деформации ценностных ориентаций, норм морали и нравственных установок; отсутствии системы по-

ложительно ориентированных внутренних запретов; доминировании утилитарных интересов, потребительского отношения к жизни;

- операциональная сфера личности может включать в себя: слабое доверие к людям; неспособность адаптироваться в незнакомой среде; неспособность к устойчивым межличностным отношениям; низкую ответственность и самообладание; эмоциональную неуравновешенность и неспособность к контролю над своими эмоциями, побуждениями, влечениями; замкнутость; робость; мнительность; раздражительность; жесткость; агрессивность; легкость закрепления различных отрицательных привычек; неадекватность самооценки; «вязкость» мышления;

- модуляционная сфера личности может включать в себя: истощаемость нервной системы, пониженную активность, замедленный темп действий и т. д.

Разнонаправленность психологических качеств, присущих несовершеннолетним из неблагополучных семей, обусловлена спецификой их индивидуально-психологических особенностей (направленность личности, уровень самооценки, доминирующие черты характера, особенности темперамента, сформированные способы преодоления трудных жизненных ситуаций, преобладающие механизмы психологической защиты и др.), детерминированными, в том числе особенностями влияния неблагополучной семьи на указанную категорию лиц.

В русле проблематики статьи представляется целесообразным акцентировать внимание на психологических особенностях несовершеннолетних, воспитывающих в семьях, имеющих раз-

личные проблемы, обусловливающие их неблагополучие.

• Наличие в семье постоянных конфликтов способствует аномалии волевого развития несовершеннолетнего. Характерными качествами для детей из таких семей являются: лень, неорганизованность, трусость, упрямство [6]. В условиях такого типа семьи дети испытывают чувства незащищенности, нестабильности, приводящие к страху, постоянному напряжению, замкнутости, неумению общаться. Постоянные конфликты в семье вызывают у детей неприязнь к ссорящимся родителям и агрессию по отношению к «неправому» с точки зрения ребенка родителя. Несовершеннолетние в таких семьях способны к неадекватным эмоциональным реакциям.

• Условия жизни в криминальной семье являются важнейшим фактором формирования негативных типов деви-антного поведения, прежде всего: де-линквентного, аддиктивного и агрессивного. Несовершеннолетние из криминальных семей совершают определенные виды деликтов (правонарушения, преступления) вследствие неустойчивости внутреннего мира и под воздействием криминального значимого социального окружения (семьи). Они не способны предвидеть наступление негативных последствий и поэтому легко поддаются на провокации. Такие несовершеннолетние могут проявлять неконструктивную агрессивность, вызванную осознаваемым отрицательным отношением к действительности и окружающим людям, в том числе членам родительской семьи. В связи с тем что в криминальной семье несовершеннолетние могут испытывать дискомфорт в психическом состоянии

они испытывают потребность в активном его изменении, что может обусловливать появление у лиц данной категории аддикций. В несовершеннолетнем возрасте преимущественно начинает формироваться злоупотребление веществами, изменяющими психическое состояние.

• Наличие в семье родителей, зависимых от ПАВ, может обусловливать асоциально-аморальный образ жизни в ней. Для несовершеннолетних, имеющих родителей, зависимых от ПАВ, характерны следующие психологические особенности: нечеткость представления о себе (из-за неупорядоченности, непредсказуемости жизни семьи дети не знают, какие чувства являются нормальными, а какие — нет), низкая самооценка (вследствие наличия чувства вины за происходящее в семье), замкнутость (из-за преобладающего чувства страха говорить о том, что происходит в семье). Они испытывают чувства разочарования (так как родители не выполняют своих обещаний), безысходности, противоречивое отношение или даже неприязнь к родителю, зависимому от ПАВ. В связи с тем что у детей в этих семьях дефицит внимания со стороны родителей, для них характерны любые способы привлечения его, в том числе девиантные формы поведения. По данным Н.Н. Боднянской, в семьях с пьющими родителями у детей более чем в половине случаев наблюдались признаки нервно-психических патологий: умственная отсталость, задержка психического развития, неврозы, патология характера, эпилепсия [3, с. 9]. Эти признаки могут быть следствием как врожденных, так и приобретенных аномалий.

• Наличие в семье родителей, имеющих психическое заболевание, способствует появлению у детей повышенной тревожности, чувства беспокойства за жизнь родителей, собственное будущее, неуверенности в себе, низкой самооценки. При осуществлении профилактической работы с несовершеннолетними из семей, в которых родители страдают шизофренией, эпилепсией и МДП, следует помнить, что при данных заболеваниях имеет место возможность наследственной предрасположенности.

• Использование в семье негативных стилей воспитания, рассогласованность воспитательных воздействий со стороны разных членов семьи (например, матери и отца; родителей и бабушек, дедушек и т. д.) негативно влияет на формирование личности ребенка особенно в подростковый период. Это обусловлено тем, что негативные черты личности человека особенно остро проявляются в периоды возрастных кризисов развития, а «подростковый кризис» — один из самых сложных кризисов в жизни человека.

Таким образом, психологическое благополучие родителей и их несовершеннолетних детей существенно обусловлены спецификой семейных взаимоотношений, которая также зависит от возрастных и индивидуально-психологических особенностей, культурного уровня членов семьи, ее количественного состава.

Отчужденная семья отличается недостатком внимания к несовершеннолетнему, непоследовательностью в воспитании или его отсутствием, что вызывают у подростка чувство дефицита эмоциональности, социально-психологического одиночества, и в результате может при-

вести его к поиску контактов вне семьи, в том числе в асоциальных группах. Это является причиной появления у несовершеннолетнего девиантного поведения. Для несовершеннолетних из отчужденной семьи характерны трудности в общении, умственной деятельности, не-гилистические реакции, ажиотирован-ная агрессия или неадекватная лояльность, невротические расстройства [12, с. 349, 350].

Авторитарная семья характеризуется жестоким обращением с несовершеннолетним, что является фактором риска возникновения неблагоприятных последствий в его развитии. У пострадавших детей отмечаются следующие отклонения: низкий уровень социального функционирования с различными формами агрессивного и деструктивного поведения; в отдаленном будущем — поведенческие расстройства, связанные с асоциальными личностными деформациями. Такой вид воспитания приводит к выработке пассивно-защитного типа поведения с заторможенностью, робостью, неуверенностью, зависимостью. Воспитание в условиях строгих, но вместе с тем противоречивых запретов является основой для развития неврозов, навязчивых состояний и психастении. Противоречиво-унижающее воспитание приводит к формированию агрессивно-защитного типа поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью [4, с. 32, 35].

Семья с попустительским отношением обусловливает: формирование у несовершеннолетнего эгоизма и сопутствующей ему конфликтности, вседозволенности; отсутствие позитивных форм общения (адекватной лояльности). При общении такие люди используют

вербальную агрессию (например, «Я так хочу!», «Я сказал») и нигилизм. Таким образом, попустительская семья делает несовершеннолетнего несостоятельным в реальных взаимоотношениях с другими людьми.

Гиперопекающая семья проявляет чрезмерное внимание к ребенку, удовлетворяет все его желания, что обусловливает развитие у него истерических черт характера с повышенной и плохо контролируемой эмоциональностью на любые жизненные трудности и препятствия, эгоизмом; ведет к подавлению инициативы и воли подростка, инфантилизму [4, с. 35]. Постоянная система запретов у несовершеннолетних с сильным типом нервной системы (стеничных) вызывает протест; у слабых, тормозимых — резко утяжеляется комплекс неуверенности в себе.

Литература

1. Аврамовичюте В.А. Индивидуальный подход в воспитании подростков из неблагополучных семей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Вильнюс, 1973.

2. Андреева Т.В. Психология семьи: учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2007.

3. Висневская Л.Я, Данилова Е.А. Пьют родители — страдают дети. — М., 1977.

4. Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних: дис. ... канд. психол. наук. — Рязань, 2004.

5. Зайдулина Г.Г. Педагогические условия социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье: дис. ... канд. пед. наук. — Челябинск, 2000.

6. Капралова Р.М. Влияние семейных отношений на волевое развитие подростка: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1967.

7. Кирпиченко АА. Психиатрия: учебник.—Минск: Высш. шк., 2001.

8. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / под. ред. В.А. Гурьевой. — М.: Генезис, 2001.

9. Леонтьев Д.Н. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции // Вестн. Моск. ун-та. — Сер. 14. Психо-

логия. — 1996. — № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: учеб. пособие / под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. — М.: Генезис, 2005.

11. МудрикА.В. Введение в социальную педагогику. — Пенза, 1994.

12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов вузов. — М.: Академия, 2002.

13. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.

14. Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.

15. Шайдукова Л.К. Женский и супружеский алкоголизм. Актуальные проблемы наркологии. — Казань: Мир без границ, 2006.

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ БЛИЗОСТИ В СЕМЬЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация: в статье рассматриваются роль внутрисемейных отношений в генезе девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей. Изучены особенности эмоциональной близости в семейных отношениях несовершеннолетних осужденных без лишения свободы.

Выявлено, что нарушение степени эмоциональной близости в семьях несовершеннолетних осужденных является криминогенным фактором. Семьи осужденных отличаются от семей право-послушных юношей по уровню сплоченности (эмоциональной близости).

Методологической основой работы является системно-феноменологический подход Берта Хеллингера, в котором деликвентное поведение несовершеннолетних рассматривается как вторичная или третичная компенсация системы, и криминалогическая теория воссоединяющего стыда Джона Брейту-эйта.

В исследовании использовалась разработанная авторами статьи «Шкала Эмоциональной близости».

Ключевые слова: внутрисемейные отношения. Девиантное поведение несо-

С. Д. Хачатурян, С. А. Худоконенко

вершеннолетних правонарушителей. Эмоциональная близость в семейных отношениях. Системно-феноменологический подход Берта Хеллингера. Теория воссоединяющего стыда Джона Брейтуэй-та. Методика «Шкала Эмоциональной близости».

The summary: in article are considered a role of intrafamily attitudes in development of criminal behaviour of minor offenders. Features of emotional affinity in family attitudes of minors condemned without imprisonment are investigated.

It is revealed, that infringement of a degree of emotional affinity in families of minors condemned is criminal the factor.

In research «the Scale of Emotional affinity» was used developed by authors of article.

Keywords: intrafamily attitudes. Emotional affinity in family attitudes. A technique «the Scale of Emotional affinity».

«Уже написаны тысячи томов, посвященных проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это такое», — замечает Я.И. Гилинский [1]. Проблема отклоня-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.