Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая профилактика ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних при работе с неблагополучными семьями'

Психолого-педагогическая профилактика ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних при работе с неблагополучными семьями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1946
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / DISADVANTAGED FAMILY / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / PSYCHO-PEDAGOGICAL METHODS / РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА / EXPLANATORY CONVERSATION / СЕМЬЯ / FAMILY / PREVENTION / FAMILY INSTABILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каменская Рината Александровна, Виноградов Валерий Валериевич

Раскрываются понятие и типология неблагополучных семей, а также факторы, влияющие на ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, цели, задачи, принципы работы с неблагополучными семьями. Описаны уровни и технология профилактической работы с неблагополучными семьями. Показана возможность применения разъяснительной беседы с родителями о правовых аспектах ответственности родителей за воспитание детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Каменская Рината Александровна, Виноградов Валерий Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the concept and typology of disadvantaged families, as well as the factors affecting the improper performance of duties on education of minors, goals, objectives, principles of work with disadvantaged families. The levels and technology of preventive work with disadvantaged families are under consideration in the article. It describes the potential of explanatory conversations with parents about the legal aspects of parents’ responsibilities for education of children.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая профилактика ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних при работе с неблагополучными семьями»

P.A. КАМЕНСКАЯ, B.B. ВИНОГРАДОВ (Волгоград)

психолого-педагогическая профилактика

ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних при работе с неблагополучными семьями

Раскрываются понятие и типология неблагополучных семей, а также факторы, влияющие на ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, цели, задачи, принципы работы с неблагополучными семьями. Описаны уровни и технология профилактической работы с неблагополучными семьями. Показана возможность применения разъяснительной беседы с родителями о правовых аспектах ответственности родителей за воспитание детей.

Ключевые слова: неблагополучная семья, профилактическая работа, психолого-педагогические методы, разъяснительная беседа, семейное неблагополучие, семья.

Актуальность проблемы ответственности родителей за воспитание детей подтверждают печальная статистика исков о лишении родительских прав и рост подростковой преступности как следствие ненадлежащего исполнения родителями обязанностей по воспитанию детей. Анализ опыта работы с неблагополучными семьями показывает, что такие семьи являются средой, наиболее очевидно демонстрирующей ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, что, в свою очередь, часто приводит к увеличению числа вынужденных лишений родительских прав. Именно поэтому профилактическая работа с неблагополучными семьями, нацеленная в том числе на профилактику ненадлежащего воспитания несовершеннолетних в семье, является ведущим направлением деятельности различных социально-реабилитационных служб, социальных педагогов, классных руководителей и иных участников воспитательной работы системы современного образования.

Рассмотрим факторы, оказывающие негативное влияние на атмосферу в семье. Ключевыми факторами, влияющими на формирование личностных характеристик подростка, вы-

© Каменская P.A., Виноградов В.В., 2018

кие науки -

ступают нравственная атмосфера в семье, воспитательная среда, пример личной и социальной жизни и опыта родителей.

Современная ситуация демонстрирует все большее распространение агрессивного или равнодушного отношения родителей к детям. Следствием все чаще становится психологическое отстранение детей от родителей, приводящее к социальному разрыву - уходу детей из семьи и дома, бродяжничеству. Дополнительным усугубляющим ситуацию фактором является злоупотребление родителями алкоголем и различными наркотическими веществами. При подобных обстоятельствах родители не способны предоставить ребенку моральную поддержку и воспитание, нацеленное на социализацию подрастающего поколения и способствующее ей. Сопутствующим подобной модели фактором «воспитания», как правило, является количественный рост правонарушений в отношении детей.

Анализ обстоятельств преступлений в отношении несовершеннолетних выявил, что большинство из них совершается в условиях бесконтрольного существования детей. Основной причиной подобной безнадзорности детей является асоциальный образ жизни родителей: алкоголизм, наркомания, отсутствие постоянного источника дохода. Достаточно часто следствием такого образа жизни становится насилие со стороны родителей, которому подвергаются несовершеннолетние [2, с. 237].

Значимость проблемы неблагополучных семей обусловлена прямой, как нам кажется, связью между асоциальным образом жизни неблагополучных семей и ненадлежащим исполнением и / или неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Именно поэтому необходимо рассмотреть вопросы сущности и признаков неблагополучных семей и психолого-педагогических средств и методов воздействия на родителей и профилактики ненадлежащего воспитания.

Следует обратить внимание на то, что закрепленное нормативно определение понятия «неблагополучная семья» в законодательстве Российской Федерации отсутствует. Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» применяет понятие «семья, находящаяся в социально опасном положении» [4, ст. 3177]. Так, статья 1 указанного федерального закона под семь-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ей, находящейся в социально опасном положении, понимает семью, имеющую детей, находящихся в социально опасном положении, а также семью, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию и т. п.

Диагностировать признаки семейного неблагополучия, с одной стороны, просто - они очевидны, с другой - достаточно сложно, т. к. формы семейного неблагополучия довольно многообразны. Понятие «семейное неблагополучие» охватывает различные негативные характеристики семьи, нарушение ее структуры, внутрисемейных отношений, социального поведения членов семьи и т. д.

К ключевым характеристикам семейного неблагополучия, как правило, относят конфликтные отношения между родителями, алкоголизм родителей, аморальное поведение, развод родителей, низкий уровень педагогической культуры родителей, низкий уровень материальной обеспеченности семьи, нередко связанный с отсутствием работы у родителей, жестокое обращение родителей с детьми, социальное сиротство, развращение детей, совершение преступлений в присутствии детей, скитание родителей, пребывание родителей в местах лишения свободы.

Исследователи выделяют пять основных причин нарушения семейных отношений, приводящих к семейному неблагополучию:

1) социально-экономические факторы (нищета, отсутствие удовлетворительных условий жизни), которые приводят к повышенной конфликтности в семье;

2) социально-психологические факторы (семейные конфликты), которые связаны с особенностями психики и взаимоотношений супругов;

3) личностные факторы (особенности характера и личности супругов);

4) негативные межличностные отношения (подозрительность, невнимание, недовольство), присутствующие в общении супругов;

5) дезорганизация общения супругов, которое сопровождается язвительностью, грубостью, невнимательностью, провоцированием конфликтов на поведенческом уровне [1, с. 12].

Ряд авторов считают неблагополучной семью, в которой ребенку плохо. Это семьи, в которых присутствуют жестокое обращение с детьми, их эксплуатация, в которых не занимаются воспитанием, родители ведут аморальный образ жизни, не создают условия для нор-

мального развития и т. д. М.А. Галагузова отмечает, что неблагополучные семьи, как правило, являются семьями с низким социальным статусом, не справляющимися с возложенными на них функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно [3, с. 151].

Т.И. Шульга дает следующее определение: «Неблагополучная семья - это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов» [5, с. 127].

Можно говорить о явном семейном неблагополучии, проявляющемся в алкогольной или наркотической зависимости одного или нескольких членов семьи. К признакам неблагополучия могут быть отнесены также семейные конфликты, насилие и жестокое обращение с несовершеннолетними, асоциально-аморальное поведение родителей. В данном случае становится очевидным, что подобные семьи не только не способны выполнять свои ключевые функции по воспитанию, но и способствуют десоциализации детей.

Сложнее обстоит дело, когда признаки нестабильности в семье не являются очевидными и ярко выраженными. Скрытые формы неблагополучия не привлекают внимания педагогов, воспитателей. Но внешне демонстрируемое благополучие нередко сопряжено со скрытым моральным давлением на подростка, нормами двойной морали, приводящими к дезориентации подростка в социуме, невозможности формирования у подростка системы морально-этических принципов норм, а также гражданской позиции.

Именно поэтому столь сложным является четкое понятийное определение сущности неблагополучной семьи, семейного неблагополучия. Авторы, анализирующие проблемы современного семейного воспитания, вкладывают в данное понятие различные характеристики. Так, понятие «неблагополучная семья» может употребляться наряду с такими понятиями, как «деструктивная семья» или «дисфункциональная семья» и т. д. Однако сущностные признаки остаются идентичными. Это, прежде всего, проблемы социальные, правовые, мате-

риальные, медицинские, психологические и даже педагогические, присущие данным типам семей.

Как правило, все эти проблемы взаимосвязаны, взаимообусловлены, порождают одна другую. Например, социальная неустроенность и дезориентация родителей приводят к психологическому напряжению. Это, в свою очередь, порождает семейные конфликты, обострение межличностных отношений, нарушение ролевых функций, невозможность функционирования детско-родительских отношений. Финансовые и материальные проблемы в семье влекут за собой проблемы физического и психического здоровья взрослых и детей, а нередко становятся причиной асоциальных действий и поступков, правонарушений. отсутствие педагогической грамотности родителей приводит к нарушениям в психическом, интеллектуальном, личностном становлении несовершеннолетних.

Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, характеризующуюся нарушением структуры семейных взаимоотношений, нивелированием ключевых семейных функций, демонстрирующую явные или скрытые нарушения процесса воспитания, выбор деструктивных методов и средств воспитания. Принимая во внимания указанные выше признаки, можно предложить следующую типологию неблагополучных семей.

К первой группе могут быть отнесены семьи с явной формой неблагополучия -конфликтные или проблемные семьи, демонстрирующие асоциальный, аморально-криминальные образ жизни и систему ценностей, а также семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные). Данный тип семей можно оценивать как социально нездоровые и неблагополучные в практикуемой в них системе воспитания.

Ко в т о р о й г р у п п е будут отнесены внешне благополучные семьи, ценностные принципы и поведение родителей в которых не коррелируется с общечеловеческими моральными ценностями, социальными нормами и, как следствие, отрицательно сказывается на нравственном облике несовершеннолетних, оказывает деструктивное влияние на личностную структуру. Это категория внутренне неблагополучных семей является самым сложным объектом педагогического воздействия.

главной целью и результатом работы по психолого-педагогической профилактике ненадлежащего исполнения обязанностей по

КИЕ НАУКИ -

воспитанию детей должно стать формирование представления родителей о роли воспитания, позитивного отношения к ребенку, понимания ими роли семьи как наиболее гармоничной формы воспитания и жизнеобеспечения ребенка. основными задачами профилактики ненадлежащего воспитания несовершеннолетних при работе с неблагополучными семьями являются следующие:

1) разработка и реализация мер по стабилизации ситуации в семье посредством формирования у членов семьи понимания роли семьи как наиболее благоприятной среды для полноценного физического, интеллектуального, эмоционального развития личности несовершеннолетнего ребенка;

2) повышение уровня правовой культуры родителей, отражающей представление о правовых нормах, регламентирующих содержание прав и обязанностей родителей в сфере воспитания детей;

3) формирование и / или развитие педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность;

4) работа с детьми, включающая в себя, прежде всего, формирование у них понимания значимости семьи и нравственно-этических ценностей;

5) организация совместного семейного досуга и творчества родителей и детей;

6) всестороннее психолого-педагогическое образование родителей в сфере прав ребенка, а также особенностей его психического, физического и эмоционального развития;

7) создание системы психолого-педагогической поддержки, консультирования и помощи родителям неблагополучных семей.

При работе с неблагополучной семьей нет четко определенных технологий работы, позволяющих решить весь комплекс проблем и факторов, приводящих к семейному неблагополучию. К числу методов педагогического воздействия на родителей, как правило, относят:

- принудительное лечение родителей от алкоголизма;

- лишение родительских прав;

- консультирование родителей;

- помощь общественных организаций;

- пропаганду здорового образа жизни;

- пропаганду семейных ценностей;

- оказание материальной помощи;

- административные штрафы;

- постоянный патронаж;

известия вгпу

- взаимодействие служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем конкретной семьи и т. д.

Следует обратить внимание, что главная цель работы любого специалиста с неблагополучной семьей заключается в сохранении семьи, установлении в ней уважительных, признающих ценность каждого члена семьи отношений. Основными в работе с неблагополучными семьями с целью профилактики ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию детей являются следующие принципы:

1) центрального положения ребенка в семье (приоритетность интересов семьи и ребенка в ходе организации и реализации любых педагогических мероприятий);

2) системности (понимание семьи как системы и невозможности изменения поведения одного члена семьи без изменения системы внутрисемейного взаимодействия в целом);

3) направленности в будущее (содержательная нацеленность всех проводимых мероприятий на формирование «нового» будущего, а не сосредоточения на определении причин «старой» сложившейся ситуации);

4) добровольности (свободное, а не принудительное участие всех участников процесса по преодолению кризисной ситуации);

5) конфиденциальности (гарантия сохранности информации, полученной во время работы с неблагополучной семьей);

6) безопасности (обеспечение каждому члену семьи соблюдения его личностных границ, уважения личности, интересов);

7) толерантности (безоценочное отношение к каждому члену семьи и семейной ситуации в целом со стороны всех специалистов, взаимодействующих с семьей).

Данные принципы должны быть реализованы на всех этапах работы с семьей, признанной неблагополучной и относящейся к семьям, в которых родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию несовершеннолетних.

Специалисты в сфере семейной педагогики выделяют три возможных уровня работы с неблагополучными семьями.

Первый уровень ориентирован на все семьи группы риска и включает в себя:

- первичную диагностику, которая состоит в сборе информации;

- педагогическое и / или социально-психологическое консультирование;

- просвещение (информирование родителей и детей о различных сферах их семейного, социального, психологического и др. существования);

- первичную медицинскую и психотерапевтическую помощь членам семьи;

- профилактические исследования, состоящие в определении необходимых мер сопровождения;

- разделение ответственности.

Второй уровень работы с неблагополучными семьями ориентирован на семьи с низким реабилитационным потенциалом и включает в себя:

- углубленную диагностику, включающую в себя индивидуальные программы адаптации и реабилитации для детей;

- коррекционно-развивающую работу для детей;

- психологическое консультирование родителей;

- мониторинг происходящих изменений и прогнозирование результативности мер.

Третий уровень работы с неблагополучными семьями ориентирован на наиболее сложные случаи, при которых специалисты психолого-педагогических центров и образовательных организаций вынуждены прибегать к внешним ресурсам и средствам:

- признание ограничений, передача детей или родителей для сопровождения другим специалистам;

- психотерапевтическое консультирование ребенка или родителей;

- медикаментозная поддержка, лечение членов семей.

Профилактическая работа с неблагополучными семьями в обязательном порядке должна носить системный характер, а также осуществляться во взаимодействии специалистов различных служб (субъектов профилактики неблагополучной обстановки в семье). Технология профилактической работы с неблагополучной семьей включает в себя следующие основные этапы:

1) диагностику;

2) планирование работы с семьей;

3) осуществление плана;

4) анализ и оценку достигнутых результатов.

В качестве одного из методов профилактической работы ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних мы рассматриваем разъяснительную беседу с родителями «Ответственность роди-

телей за воспитание детей. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей». Целью данной беседы должно стать ознакомление родителей с системой правовых норм, регламентирующих сущность ответственности родителей за воспитание детей, формирование представления об их обязанностях по воспитанию.

Значительное внимание в беседе должно быть уделено обязанностям родителей, которые должны заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Характеризуя круг обязанностей родителей по воспитанию несовершеннолетних, необходимо подчеркнуть, что в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей составляют две группы. Первая группа включает в себя физическое развитие ребенка, которое во многом зависит от его питания, среды обитания и пр. вторая группа предполагает существование более сложных по своей природе средств и методов формирования ребенка как личности, т. к. касается психического, духовного, нравственного развития несовершеннолетнего. Это важно для духовного мира ребенка, его готовности к межличностному общению, стремления к знаниям, способности властвовать над своим умом и чувствами. выполнение родительских обязанностей способствует реализации родительских прав, а также служит образцом желаемого, одобряемого поведения - его моделью.

В структуру беседы должны быть включены вопросы ответственности родителей за осуществление своих прав и обязанностей в ущерб правам и интересам ребенка. При этом необходимо акцентировать, что речь идет не только о злоупотреблении родительскими правами, но и о других действиях, поступках родителей, которые наносят или могут нанести ущерб правам и интересам ребенка как личности, влекущих за собой административно-правовую, гражданско-правовую, уголовную, семейно-правовую ответственность, предусмотренную законом.

Таким образом, проблема ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей является не только правовой, но и педагогической. Предложенный подход к системе профилактических мероприятий позволит в значительной степени повысить правовую культуру родителей, что, в свою очередь, будет способствовать предотвращению случаев неисполнения ими обязанностей по воспитанию.

КИЕ НАУКИ -

Профилактическая работа с неблагополучными семьями, нацеленная в том числе на профилактику ненадлежащего воспитания несовершеннолетних в семье, является ведущим направлением деятельности различных социально-реабилитационных служб, социальных педагогов, классных руководителей и иных участников воспитательной работы системы современного образования. главной целью и результатом работы по профилактике должно стать формирование представления родителей о роли воспитания, позитивного отношения к ребенку, понимания ими роли семьи как наиболее гармоничной формы воспитания и жизнеобеспечения ребенка. одной из важнейших задач профилактики ненадлежащего воспитания несовершеннолетних при работе с неблагополучными семьями должно стать повышение уровня правовой культуры родителей, отражающей представление о правовых нормах, регламентирующих содержание прав и обязанностей родителей в сфере воспитания детей.

Предложенная методика профилактики ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних позволит повысить уровень правовой культуры родителей, сформирует у них представление о совокупности нормативно закрепленных обязанностей родителей по воспитания и развитию личности ребенка.

Список литературы

1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра: книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988.

2. Жиляева С.К. К вопросу о совершенствовании нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Уч. зап. Орл. гос. унта. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 2. С. 236-239.

3. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие / под ред. М.А. Га-лагузовой, Л.В. Мардахаева. М.: Академия, 2006.

4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 7 июня 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. 28 июня. № 26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. М.: Дрофа, 2005.

известия вгпу

* * *

1. Bujanov M.I. Rebenok iz neblagopoluchnoj sem'i. Zapiski detskogo psihiatra: kniga dlja uchitelej i roditelej. M.: Prosveshhenie, 1988.

2. Zhiljaeva S.K. K voprosu o sovershenstvovanii normativnoj pravovoj bazy, reglamentirujushhej dejatel'nost' organov i uchrezhdenij sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershenno-letnih // Uch. zap. Orl. gos. un-ta. Ser.: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2012. № 2. S. 236-239.

3. Metodika i tehnologii raboty social'nogo pedagoga: ucheb. posobie / pod red. M.A. Galaguzovoj, L.V. Mardahaeva. M.: Akademija, 2006.

4. Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih: feder. zakon ot 24 ijunja 1999 g. № 120-FZ (red. ot 7 ijunja 2017 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Fe-deracii. 1999. 28 ijunja. № 26.

5. Shul'ga T.I. Rabota s neblagopoluchnoj sem'ej: ucheb. posobie. M.: Drofa, 2005.

Psychological and pedagogical prevention of improper performance of duties on education of minors when working with disadvantaged families

The article deals with the concept and typology of disadvantaged families, as well as the factors affecting the improper performance of duties on education of minors, goals, objectives, principles of work with disadvantaged families. The levels and technology of preventive work with dis-advantaged families are under consideration in the article. It describes the potential of explanatory conversations with parents about the legal aspects ofparents' responsibilities for education of children.

Key words: disadvantaged family, prevention, psycho-pedagogical methods, explanatory conversation, family instability, family.

(Статья поступила в редакцию 28.05.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.