Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЦЕНТРЕ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЦЕНТРЕ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
345
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Душкин Антон Сергеевич, Иванова Александра Михайловна, Баширова Садагат Гюльмирзакызы

Психологическая категория «самооценка» является неотъемлемой частью формирования личности несовершеннолетнего в современном социуме. В целях повышения эффективности проведения индивидуальной профилактической работы с подростками необходимо учитывать особенности формирования и развития их самооценки. В статье рассматривается влияние семейного неблагополучия на формирование самооценки подростков, находящихся в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Объектом исследования является самооценка подростков из благополучных и неблагополучных семей. Цель исследования - изучить особенности формирования самооценки в подростковом возрасте, в частности особенности самооценки подростков из неблагополучных семей. Эмпирическое исследование проводилось на базе Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Псковской области и структурного подразделения «Средняя школа № 4» МБОУ «Центр образования Опочецкого района» Псковской области. Выборка исследования, состоящая из 60 несовершеннолетних, была разделена на две сравниваемые группы: с нормативным поведением и противоправным поведением. При диагностике особенностей самооценки подростков были использованы следующие методы и методики: структурированное интервью, тестирование (методика исследования самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; методика диагностики самооценки Дембо - Рубинштейн; опросник «Подростки о родителях» Л. И. Вассерман, И. А. Горьковой, Е. Е. Ромицыной, методы математической статистики - корреляционный анализ). В результате эмпирического исследования установлено, что самооценка подростков из неблагополучных семей, находящихся в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Псковской области, ниже, чем у подростков из благополучных семей, обучающихся в средней школе № 4, уровень притязаний средний. Данные подростки более самостоятельны и опираются на свои знания. В семье присутствует попустительский стиль воспитания. Среди подростков из благополучных семей, обучающихся в средней школе № 4, уровень самооценки и притязаний адекватный. В семье отношения построены на доверии и взаимопомощи. Результаты проведенного исследования имеют практическую значимость для сотрудников таких центров в рамках психологического сопровождения подростков в зависимости от особенностей их самооценки и воспитания в неблагополучной семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Душкин Антон Сергеевич, Иванова Александра Михайловна, Баширова Садагат Гюльмирзакызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SELF-ESTEEM OF ADOLESCENTS FROM DISADVANTAGED FAMILIES IN A TEMPORARY DETENTION CENTER FOR JUVENILE OFFENDERS

The psychological category "self-esteem" is an integral part of the formation of the personality of a minor in modern society. In order to increase the effectiveness of individual preventive work with adolescents, it is necessary to take into account the peculiarities of the formation and development of their self-esteem. The article examines the influence of family problems on the formation of self-esteem of adolescents in the CNS. The object of the study is the self-esteem of adolescents from prosperous and dysfunctional families.The purpose of the study is to study the features of the formation of self-esteem in adolescence, in particular, the features of self-esteem of adolescents from disadvantaged families who are in the CFS. The empirical study was conducted on the basis of the Central Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Pskov region and the structural unit "Secondary School No. 4" MBOU "Center ofEducation of the Opochetsky district" of the Pskov region. The study sample, consisting of 60 minors, was divided into two comparable groups, with normative behavior and illegal behavior. The following methods and techniques were used to diagnose the peculiarities of adolescents' self-esteem: structured interview, testing (V. V. Stolina, S. R. Panteleeva's self- attitude research methodology; Dembo-Rubinstein's self-esteem diagnostic methodology;L. I. Wasserman, I. A. Gorkova, E. E. Romitsyna's questionnaire "Teenagers about parents", methods of mathematical statistics - correlation analysis). As a result of an empirical study, it was found that the self-esteem of adolescents from disadvantaged families who are in the TSVSNP of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Pskov region is lower than that of adolescents from prosperous families studying at Secondary School No. 4. The level of claims is at an average level. These teenagers are more independent and rely on their knowledge. There is a permissive parenting style in the family. Among teenagers from well-off families studying at Secondary School No. 4, the level of self-esteem and claims is adequate. Family relationships are built on trust and mutual assistance. The results of the study are of practical importance for the staff of the Central Educational Institution in the framework of psychological support of adolescents, depending on the characteristics of their self-esteem and upbringing in a dysfunctional family.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЦЕНТРЕ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ»

456 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

Научная статья

УДК* 343.815:159.9

Doi: 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).3.456-469

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЦЕНТРЕ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Антон Сергеевич Душкин1, Александра Михайловна Иванова2,

Садагат Гюльмирза-кызы Баширова3

1 2 Санкт-Петербургский университет МВД России, г. Санкт-Петербург, Россия

1 dushkin-ac@mail.ru, http://orcid.org/0000-0001-9139-1585,

2 ivanova_alex@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-2267-7309,

3 Казанский федеральный (Приволжский) университет, г. Казань, Россия, bashirova-sg@

mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-0503-3920

Аннотация. Психологическая категория «самооценка» является неотъемлемой частью формирования личности несовершеннолетнего в современном социуме. В целях повышения эффективности проведения индивидуальной профилактической работы с подростками необходимо учитывать особенности формирования и развития их самооценки. В статье рассматривается влияние семейного неблагополучия на формирование самооценки подростков, находящихся в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Объектом исследования является самооценка подростков из благополучных и неблагополучных семей. Цель исследования - изучить особенности формирования самооценки в подростковом возрасте, в частности особенности самооценки подростков из неблагополучных семей. Эмпирическое исследование проводилось на базе Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Псковской области и структурного подразделения «Средняя школа № 4» МБОУ «Центр образования Опочецкого района» Псковской области. Выборка исследования, состоящая из 60 несовершеннолетних, была разделена на две сравниваемые группы: с нормативным поведением и противоправным поведением. При диагностике особенностей самооценки подростков были использованы следующие методы и методики: структурированное интервью, тестирование (методика исследования самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; методика диагностики самооценки Дембо - Рубинштейн; опросник «Подростки о родителях» Л. И. Вассерман, И. А. Горьковой, Е. Е. Ромицыной, методы математической статистики - корреляционный анализ). В результате эмпирического исследования установлено, что самооценка подростков из неблагополучных семей, находящихся в Центре временного содержания для несовершеннолетних

© Душкин А. С., Иванова А. М., Баширова С. Г, 2022

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 457

правонарушителей УМВД России по Псковской области, ниже, чем у подростков из благополучных семей, обучающихся в средней школе № 4, уровень притязаний средний. Данные подростки более самостоятельны и опираются на свои знания. В семье присутствует попустительский стиль воспитания. Среди подростков из благополучных семей, обучающихся в средней школе № 4, уровень самооценки и притязаний адекватный. В семье отношения построены на доверии и взаимопомощи. Результаты проведенного исследования имеют практическую значимость для сотрудников таких центров в рамках психологического сопровождения подростков в зависимости от особенностей их самооценки и воспитания в неблагополучной семье.

Ключевые слова: самооценка, делинквентное поведение, подростки, несовершеннолетние, психологическое сопровождение, неблагополучная семья

Для цитирования

Душкин А. С., Иванова А. М., Баширова С. Г Особенности самооценки подростков из неблагополучных семей, находящихся в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей // Человек: преступление и наказание. 2022. Т. 30(1-4), № 3. С. 456-469. DOI: 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).3.456-469.

Original article

FEATURES OF SELF-ESTEEM OF ADOLESCENTS FROM DISADVANTAGED FAMILIES IN A TEMPORARY DETENTION CENTER FOR JUVENILE OFFENDERS

Anton Sergeevich Dushkin1, Aleksandra Mihajlovna Ivanova2,

Sadagat Gjul'mirza-kyzy Bashirova3

1 2 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia

1 dushkin-ac@mail.ru, http://orcid.org/0000-0001-9139-1585,

2 ivanova alex@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-2267-7309,

3 Kazan Federal (Volga Region) University, Kazan, Russia, bashirova-sg@mail.ru, http://orcid.

org/0000-0003-0503-3920

Abstract. The psychological category "self-esteem" is an integral part of the formation of the personality of a minor in modern society. In order to increase the effectiveness of individual preventive work with adolescents, it is necessary to take into account the peculiarities of the formation and development of their self-esteem. The article examines the influence of family problems on the formation of self-esteem of adolescents in the CNS. The object of the study is the self-esteem of adolescents from prosperous and dysfunctional families.The purpose of the study is to study the features of the formation of self-esteem in adolescence, in particular, the features of self-esteem of adolescents from disadvantaged families who are in the CFS. The empirical study was conducted on the basis of the Central Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Pskov region and the structural unit "Secondary School No. 4" MBOU "Center of

458 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

Education of the Opochetsky district" of the Pskov region. The study sample, consisting of 60 minors, was divided into two comparable groups, with normative behavior and illegal behavior. The following methods and techniques were used to diagnose the peculiarities of adolescents' self-esteem: structured interview, testing (V. V. Stolina, S. R. Panteleeva's self-attitude research methodology; Dembo-Rubinstein's self-esteem diagnostic methodology; L. I. Wasserman, I. A. Gorkova, E. E. Romitsyna's questionnaire "Teenagers about parents", methods of mathematical statistics - correlation analysis). As a result of an empirical study, it was found that the self-esteem of adolescents from disadvantaged families who are in the TSVSNP of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Pskov region is lower than that of adolescents from prosperous families studying at Secondary School No. 4. The level of claims is at an average level. These teenagers are more independent and rely on their knowledge. There is a permissive parenting style in the family. Among teenagers from well-off families studying at Secondary School No. 4, the level of self-esteem and claims is adequate. Family relationships are built on trust and mutual assistance. The results of the study are of practical importance for the staff of the Central Educational Institution in the framework of psychological support of adolescents, depending on the characteristics of their self-esteem and upbringing in a dysfunctional family.

Keywords: self-esteem, delinquent behavior, adolescents, minors, psychological support, dysfunctional family

For citation

Dushkin, A. S., Ivanova, A. M. & Bashirova, S. G. 2022, 'Features of self-assessment of adolescents from dysfunctional families who are in a temporary detention center for juvenile offenders', Man: crime and punishment, vol. 30(1-4), iss. 3, pp. 456-469, doi: 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).3.456-469.

Введение

Актуальность исследования проблемы делинквентного поведения подростков определяется трансформацией его причин в современном обществе. Часто говорят о причинах, которые обнаруживаются в семейной среде и семейном воспитании, но очевидно, что этот вопрос является более сложным. Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к неблагоприятным социальным последствиям, среди которых можно выделить: преступность несовершеннолетних, криминальную агрессивность, жестокость.

Самооценка - это общая оценка ценности человека, выраженная в положительной или отрицательной ориентации на себя. Ее развитие начинается с рождения и постоянно меняется под влиянием опыта [1]. Наиболее важна роль самооценки в подростко -вом возрасте. Особенности самооценки в подростковом возрасте рассматриваются в трудах А. Адлера, К. Хорни, А. Маслоу, К. Роджерса, Л. С. Выготского, И. И. Чесноковой, М. И. Лисиной. Исследователи акцентируют внимание на значимости положительной самооценки для любой деятельности подростков.

M. Rosenberg и сторонники теории социального обучения определили самооценку как устойчивое чувство собственного достоинства [2]. N. Emler отмечает, «что самооценка - это часть нашей личности, и для того, чтобы повысить ее, нам нужно иметь чувство личной ценности, исходящее из тех жизненных проблем, которые демонстри -руют наш успех» [3].

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 459

Согласно исследованиям психологов, в частности И. В. Дубровиной, «веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому выраженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что, однако, не уничтожает его действенной роли» [4].

По мнению Д. И. Фельдштейна, «если самооценка подростка не находит опоры в социуме и потребность в самоуважении остается нереализованной, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. Описанный путь снятия противоречия между оценкой и самооценкой иногда может приводить к негативным последствиям, в зависимости от вида неформальной группы, в которую включается подросток» [5]. Самооценка подростка нередко нестабильна. Согласно исследованиям на подростковый возраст приходится самый противоречивый, конфликтный этап развития самооценки [6-8]. Самооценка имеет большое значение для развития в этот период, при этом семья и стиль семейного воспитания играют большую роль в формировании самооценки подростков.

H. Kaplan выявил прямую взаимосвязь между пониженной самооценкой и склонностью почти ко всем видам девиантного поведения у юношей [9]. В этом есть логика, так как человек склонен стремиться к своему идеальному Я, а неприятие себя - это психологический дискомфорт. В подростковом возрасте этот дискомфорт уменьшается через поиск себя в различных сферах социальной жизни, и нередко они социально неприемлемы [10]. Процессы, связанные с формированием и развитием самооценки, определяют границы взаимоотношений подростка с окружающим миром, способствуют его гармоничному развитию. Эти процессы должны быть не случайными, а плавными, чтобы подросток мог сформировать адекватную самооценку. Социальная ситуация, от которой зависит психическое развитие подростка, во многом определяется семьей. Родители и старшие члены семьи должны знать особенности подросткового возраста и стремиться помочь ребенку преодолеть трудности, относясь к будущему полноправному гражданину с любовью, уважением и доверием [11]. Способность понимать противоречивые факты и ситуации влияет на отношения между подростками и их родителями.

Зарубежными исследователями установлено, что агрессивные подростки сообщают о худшей самооценке и большей психологической дезадаптации, чем те, кто неагрессивен [12, 13]. M. Rosenberg определил, что более высокая самооценка в значительной степени определяется интересом родителей к своим собственным детям [2].

Значительный вклад в исследование психологического влияния неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних внесли А. И. Ушатиков и И. С. Ганишина [14]. И. С. Ганишина определила следующий механизм психологического воздействия неблагополучных семей на девиантное поведение несовершеннолетних: «Неблагополучная семья создает стрессовые и дистрессовые ситуации, способствует возникновению психической травмы, появлению психотравмирующего переживания, дезадаптации, формированию девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних» [15]. А. Ю. Киселева относит к неблагополучным «семьи с низким социальным статусом в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями воспитания» [16].

460 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

Жестокое обращение с детьми в семье является очень сильным предиктором подростковой преступности, потому что это приводит к последующим нарушениям в поведении детей, а следовательно, и к делинквентным действиям. Те же выводы были сделаны в результате исследований по влиянию бытового насилия, происходящего между родителями, на совершение противоправных действий детьми таких партнеров [17]. Среди других факторов, предикторов подростковой преступности в семейной сфере, некоторые авторы выделяют низкую вовлеченность родителей в деятельность своих детей и связанное с этим небольшое количество времени, проведенного вместе [18, 19].

Особое место занимает воспитание, заключающееся в незаинтересованности родителей в ребенке. S. Langerу утверждает, что это воспитание приводит к эмоциональной деприва-ции, которая характеризуется отсутствием эмоционального фона, развитию неадекватной самооценки [20]. Известно, что развитие личности подростка происходит через противоречия. Результатом их неправильного решения становится негативное мироотношение, искаженные установки, заниженная или низкая самооценка, недовольство собой и своей внешностью, что отражается в виде протеста подростка, перетекающего в правонарушающее поведение.

Одним из важных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации являются центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП). В соответствии с приказом МВД России от 2 сентября 2012 г. № 839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей» к основным задачам ЦВСНП относятся:

- обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;

- проведение индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявление среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также установление обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений;

- доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществление в пределах своей компетенции других мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП.

Сотрудникам ЦВСНП в воспитательной и психологической работе с подростками важно знать основы возрастной психологии и психологии семьи, в частности, проблемы идентичности человека в подростковом возрасте, эмоциональные переживания в этот период, моральные рассуждения, особенности формирования и диагностики самооценки [21]. С. В. Прокурова, А. В. Гайнуллина справедливо отмечают, что «психологическая помощь несовершеннолетним в условиях ЦВСНП имеет свою специфику. Во-первых, это узкие временные рамки (краткосрочность) нахождения подростков в особой стрессовой ситуации замкнутого пространства, возможность работать с детьми только в течение 30 дней, их изоляция от внешнего мира. Во-вторых, это огромная вариативность когнитивных, социальных, индивидуально-личностных особенностей контингента подростков группы риска» [22].

В. Л. Цветков, Т. А. Хрусталева считают, «что основной акцент в организации психологической работы с детьми и подростками, содержащимися в ЦВСНП, должен быть сделан на коррекцию системы ценностей личности, поскольку преступления соверша-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 461

ются несовершеннолетними в силу роста потребительской ориентации на фоне утраты моральных ценностей, а также из- за потребности подростков во включении в обособленные группы на фоне нарушения отношений с окружающей средой обитания» [23].

Таким образом, организация индивидуальной профилактической работы с подростками, находящимися в ЦВСНП, должна быть полимодальна, то есть охватывать психологическую работу не только с подростками, но и с их родителями.

Методы исследования

При диагностическом обследовании нами использовались эмпирические методы: структурированное интервью, тестирование, методы математической статистики (корреляционный анализ). Для диагностики особенностей самоотношения несовершеннолетних мы использовали методику исследования самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев), для изучения самооценки - методику диагностики самооценки Дембо -Рубинштейн (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн), для диагностики детско-родительских отношений - опросник «Подростки о родителях» (Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына). С целью обработки полученных в ходе диагностики данных использовалась программа SPSS Statistics (версия 22).

Эмпирическое исследование было проведено в марте - мае 2022 г. на базе ЦВСНП УМВД России по Псковской области и структурного подразделения «Средняя школа № 4» МБОУ «Центр образования Опочецкого района» (далее - СП «Средняя школа №4») Псковской области. Выборка исследования, состоящая из 60 несовершеннолетних, была разделена на две сравниваемые группы:

- обучающиеся СП «Средняя школа № 4» (n = 30, средний возраст - 16 ± 1,04);

- подростки, содержащиеся в ЦВСНП УМВД России по Псковской области (n = 30, средний возраст - 16 ± 1,04).

Результаты исследования

Результаты обследования подростков из неблагополучных семей, находящихся в ЦВСНП УМВД России по Псковской области, по методике Дембо - Рубинштейн представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень самооценки и притязаний подростков из неблагополучных семей

Показатели шкалы Значения показателей (M ± б)

методики Дембо - Рубинштейн Уровень самооценки Уровень притязаний

Уверенность в себе 39,53 ± 23,873 75,27 ± 18,986

Ум,способности 43,67 ± 27,255 64,13 ± 19,595

Характер 43,13 ± 23,742 71,20 ± 16,816

Авторитет у сверстников 50,40 ± 32,749 66,13 ± 23,385

Умение делать что-либо своими руками, 42,27 ± 27,461 78,60 ± 14,989

умелые руки

Внешность 43,00 ± 21,133 73,20 ± 24,795

Значимость в семье 55,20 ± 33,063 82,53 ± 12,068

Данные шкал представлены в первичных баллах, интегральный показатель - в стенах. Анализ отдельных показателей методики свидетельствует о том, что уровень

462 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

самооценки у опрошенных низкий. Это говорит о наличии нездоровой самокритики и комплексов, которые в будущем приведут к проблемам в отношениях с окружающими, постановках целей на будущее. Средний уровень притязаний свидетельствует о том, что он выступает компенсаторным механизмом низкого уровня самооценки. Наиболее значимыми компонентами при построении уровня самооценки по результатам данного исследования являются авторитет у сверстников и значимость в семье. На уровень притязаний влияют умение делать что-либо своими руками, а также значимость в семье. Распределение уровней влияния ряда факторов на самооценку более детально представлены на рисунке 1, факторы, влияющие на уровень притязаний респондентов, - на рисунке 2.

Сопоставление полученных данных с предложенными для интерпретации позволяет сделать следующие выводы: значимая часть опрошенных (60 %) имеют средние зна-

60 -

50 40 30 20 10

I

о

0 Ф

1 ю

i ф

ф о & °

m

>

ф cq

о- S

t ° S ^

о. ф

§ о Ц

£ Р

Ф I S

Ф Т

>

>

Рис. 1. Распределение уровней влияния факторов на самооценку подростков из неблагополучных семей, находящихся в ЦВСНП УМВД России по Псковской области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ 1811

<u

CL ф

ш

>

о о

x

ю о о о

>

Ф Ё го

CL

го

X

ш

о

£ О о о.

J? 8

< о >

го

ш О ф ю

ф V

ф

>

о о

x

Э

ф

x

СО

СО

0

Рис. 2. Распределение уровней влияния факторов на притязания подростков из неблагополучных семей, находящихся в ЦВСНП УМВД России по Псковской области

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 463

чения уровня самооценки, то есть подростки оценивают себя адекватно. Показатели с низким уровнем самооценки (40 %) говорят о том, что подростки из неблагополучных семей часто принижают свои достоинства, возможности и качества. Значительная часть опрошенных (66,6 %) имеют реальный уровень притязаний. Подросток адекватно оценивает свои способности и потребности. Респонденты, чей уровень притязаний завышен (13,3 %), нереалистично оценивают себя, у них снижена самокритика. Показатели с низким уровнем (20 %) имеют заниженный уровень притязаний. Это говорит о том, что у подростков идет неправильное развитие личностных качеств и характера.

В таблице 2 представлены результаты обследования по методике исследования самоотношения подростков из неблагополучных семей, находящихся в ЦВСНП УМВД России по Псковской области. Как мы видим из результатов исследования, у всех респондентов преобладают средние значения по всем шкалам методики. Это свидетельствует о том, что, возможно, подростки давали социально желаемые ответы, а также полученные результаты могут являться проявлением компенсаторного механизма (когда подросток с заниженной самооценкой демонстрирует противоположную модель поведения).

Таблица 2

Показатели методики исследования самоотношения подростков из неблагополучных семей

Показатель Значения показателей M ± б

(выборка исследования)

Закрытость 6,73 ± 1,66

Самоуверенность 7,17 ± 1,34

Саморуководство 7,77 ± 1,61

Отраженное самоотношение 6,77 ± 1,57

Самоценность 7,13 ± 1,74

Самопринятие 6,80 ± 1,75

Самопривязанность 7,43 ± 0,90

Внутренняя конфликтность 4,63 ± 2,97

Самообвинение 4,83 ± 2,89

Таблица 3

Оценка подростком из неблагоприятной семьи системы воспитания

Показатели опросника «Подростки о родителях» Значения показателей M ± б (выборка исследования)

Мать Отец

Шкала позитивного интереса 3,05 ± 1,36 3,09 ± 1,35

Шкала директивности 2,91 ± 0,97 2,96 ± 0,98

Шкала враждебности 3,45 ± 1,18 3,48 ± 1,16

Шкала автономности 2,91 ± 1,11 2,87 ± 1,10

Шкала непоследовательности 3,41 ± 0,85 3,43 ± 0,84

Фактор близости 2,45 ± 1,47 2,48 ± 1,44

Фактор критики 2,36 ± 1,26 2,43 ± 1,27

464 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

В таблице 3 представлены результаты опросника «Подростки о родителях». Сопоставление полученных данных с предложенными для интерпретации позволяет сделать следующие выводы: по шкале позитивного интереса преобладает среднее значение как по отношению к отцу, так и по отношению к матери. Это говорит о том, что ребенок ищет близости с родителем, каким бы плохим он ни был. По шкале директив-ности преобладают низкие показатели. Из этого следует, что используется попустительский стиль воспитания ребенка. Результаты по шкале враждебности показывают, что в данной выборке родители не стараются сделать «идеального ребенка» и подросток не находится в состоянии повышенной тревожности и напряженности. По шкале автономности преобладают низкие значения. Данный результат говорит о том, что эти семьи относятся к автономному типу. Фактор близости имеет низкое значение. Данный результат подтверждает наличие трудностей в отношениях, «холодное» отношение к ребенку. Фактор критики имеет низкий уровень, что свидетельствует об использовании попустительского стиля воспитания.

Сравнительный анализ влияния благополучной и неблагополучной семьи на самооценку подростка был проведен с использованием ^критерия Стьюдента. Были рассчитаны и выделены значимые различия по шкалам следующих методик: методика исследования самоотношения, методика Дембо - Рубинштейн, опросник «Подростки о родителях», результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Сравнительный анализ влияния благополучной и неблагополучной семьи на самооценку подростка

Показатель Значения показателей M ± б t Р

Благополучные семьи Неблагополучные семьи

Уверенность в себе (самооценка) 68,63 ± 18,42 39,53 ± 23,87 5,29 0,00

Ум, способности (притязания) 87,17 ± 8,88 64,13 ± 19,60 5,87 0,00

Характер (самооценка) 70,77 ± 16,35 43,13 ± 23,74 5,25 0,00

Авторитет у сверстников (притязания) 84,07 ± 11,26 66,13 ± 23,39 3,79 0,00

Умение делать что-либо своими руками (самооценка) 70,10 ± 22,05 42,27 ± 27,46 4,33 0,00

Внешность (самооценка) 72,40 ± 15,35 43,00 ± 21,13 6,17 0,00

Самоуверенность 5,67 ± 1,61 7,17 ± 1,34 - 3,93 0,00

Отраженное самоотношение 5,53 ± 2,13 6,77 ± 1,60 - 2,55 0,01

Самопринятие 5,87 ± 1,70 6,80 ± 1,75 - 2,10 0,40

Самопривязанность 6,00 ± 2,60 7,43 ± 0,90 - 2,85 0,01

Самоценность 5,47 ± ±1,70 7,13 ± 1,74 - 3,56 0,00

Как видим из результатов сравнительного анализа, подростки из благополучных семей более уверены в себе ( = 5,286, Р = 0,000; t = 2,840, Р = 0,006), они выше оценивают свои способности ( = 4,706, Р = 0,000; t = 5,865, Р = 0,000). Показатель характера у детей из благополучных семей находится на среднем уровне, а у детей из не-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 465

благополучных - на низком ^ = 5,251, Р = 0,000; t = 3,205, 0,002). Показатель по шкале «Авторитет у сверстников» свидетельствует о том, что подростки из неблагополучных семей оценивают свою значимость ниже, чем подростки из благополучных семей ( = 3,054, Р = 0,003; t = 3,785, Р = 0,000). По уровню самооценки показатели шкалы «Умение делать что-либо своими руками» свидетельствуют о том, что подростки из благополучных семей более высоко оценивают свои способности, чем подростки из благополучных семей @ = 4,329, Р = 0,000). Важным фактором при формировании личности подростка является его внешность. Так, по шкале «Внешность» подростки из неблагополучных семей более высоко оценивают свою внешность ( = 6,166, Р = 0,000; t = 2,326, Р = 0,024). На протяжении всей жизни ребенка родители являются для него авторитетом и примером для подражания. Шкала «Значимость в семье» говорит о том, что дети из благополучных семей более ориентируются на свою семью и родителей, чем дети из неблагополучных семей @ = 3,757, Р = 0,000). По шкале «Самоуверенность» показатели находятся в среднем значении, при этом у подростков из неблагополучных семей показатель выше ( = - 3,929, Р = 0,000). Это говорит о том, что подростки из неблагополучных семей более самостоятельны и надеются чаще всего на себя. По шкале «Саморуководство» результаты также имеют среднее значение, при этом у подростков из неблагополучных семей показатель выше ^ = - 2,816, Р = 0,007). Это свидетельствует, что подростки из неблагополучных семей сами выстраивают свои цели, сами контролируют свои мысли и чувства. Из результатов по шкале «Отраженное самоотношение» @ = - 2,554, Р = 0,013) следует, что дети из неблагополучных семей подстраиваются быстрее под окружающую ситуацию из-за негативных факторов в семье. По результатам шкалы «Самопринятие» можно судить о том, что подростки в целом способны критично оценивать свои недостатки, при этом позитивно относятся к себе ( = - 2,097, Р = 0,40). Средние значения по шкале «Самопривязанность» свидетельствуют об избирательном отношении к своим личным свойствам, о стремлении к изменению лишь некоторых своих качеств при прочих других ^ = - 2,854, Р = 0,006). Шкала «Самоценность» отражает избирательное отношение к себе @ = - 3,558, Р = 0,001). Подросток склонен высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность.

Обсуждение

По результатам эмпирического исследования мы пришли к следующим выводам:

- у большинства опрошенных подростков из благополучных семей, обучающихся в СП «Средняя школа № 4, средний уровень самооценки и реальный уровень притязаний, все сферы самосознания личности развиваются одинаково гармонично, преобладает демократический тип семьи;

- у большинства опрошенных подростков из неблагополучных семей, находящихся в ЦВСНП УМВД России по Псковской области, низкий уровень самооценки, при этом реальный уровень притязаний, средний уровень самоотношения, вызванный проявлением компенсаторного механизма (когда подросток с заниженной самооценкой демонстрирует противоположную модель поведения), в семье преобладает попустительский стиль воспитания;

- в результате сравнительного анализа установлено, что у опрошенных подростков из благополучных семей самооценка выше, при этом подростки из неблагополучных семей более самостоятельны и опираются на собственные силы.

На основе полученных результатов сформулированы практические рекомендации для психологов ЦВСНП по диагностике и коррекции самооценки подростков.

1. Следует принять во внимание, что крепкие отношения в семье и включенность в общественные отношения являются предикторами адекватной самооценки подростков.

466 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

Развитие, формирование и поддержание адекватной и позитивной самооценки необходимо рассматривать как ключевую задачу профилактической и психосоциальной работы с несовершеннолетними правонарушителями, поскольку именно самооценка занимает центральное место в прогнозировании психического здоровья и благополучия, а также улучшения здоровья и социального поведения.

2. Низкая самооценка и нарушение семейных и общественных отношений обусловливают дисфункции личности и неадаптивное поведение.

3. Психокоррекционные мероприятия, проводимые в групповом формате, направленные на повышение самооценки среди несовершеннолетних с девиантным поведением из неблагополучных семей, способствуют снижению риска противоправного поведения.

Список источников

1. Leavitt, P. A., Covarrubias, R., Perez, Y. A., & Fryberg, S. A. 2015, 'Frozen in time: The impact of Native American media representations on identity and self understanding', Journal of Social Issues, iss. 71, pp. 39-53.

2. Rosenberg, M. 1965, Society and the adolescent self-image, Princeton University Press, Princeton NJ.

3. Emler, N. 2001, Self-Esteem: The Costs and Consequences of Low Self-Worth, York Publishing Services, York, United Kingdom.

4. Дубровина И. В. Практическая психология образования : учебник. М. : Сфера, 2009. 528 с.

5. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М. : Педагоги-ка,1989. 208 с.

6. Тарасова Т. В., Арсентьева Е. В., Мухадинов В. Р. Особенности самооценки подростка в структуре неформальной группы // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2013. № 3(23). С. 89-97.

7. Петрова Н. С., Дмитриева С. Н. Особенности самооценки у подростков из неблагополучных семей // Современное образование: традиции и инновации. 2019. № 2. С. 239-241.

8. Григорьева С. А. Семейное неблагополучие как главный фактор заниженной самооценки подростка // Аллея науки. 2019. Т. 2, № 11(38). С. 154-160.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kaplan, H. B. 1975, Self-Attitudes and Deviant Behavior, Pacific Palisades, Calif.

10. Селихов С. Пол, возраст и конфликт // Журнал практического психолога. 1999. № 2. С. 32-38.

11. Адлер А. Индивидуальная психология и развитие ребенка : пер. с англ. М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2017. 165 с.

12. Minev, M., Petrova, B., Mineva, K., Petkova, M. & Strebkova, R. 2018, 'Self-esteem in adolescents. Trakia', Journal of Science, iss. 16, pp. 114-118, doi: 10.15547/tjs.2018.02.007.

13. Perez-Gramaje, A., Garcia, O., Reyes, M., Serra, E. & Garcia, F. 2020, 'Parenting Styles and Aggressive Adolescents: Relationships with Self-esteem and Personal Maladjustment', The European Journal of Psychology Applied to Legal Context, iss. 12, pp. 1-10, doi: 10.5093/ ejpalc2020a1.

14. Ганишина И. С., Ушатиков А. И. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних : учеб. пособие. М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2006. 288 с.

15. Ганишина И. С. Влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2004. 174 с.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 467

16. Киселева А. Ю. Влияние неблагополучных семей на самооценку подростков // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2013. № 7. С. 59-62.

17. Podana, Z. 2011, Fenomen delikvence mladeze v Ceske republice a stredoevropskem region, Narodohospodarsky Ostav Josefa Hlavky, Praha.

18. Антипкина И. В. Исследования «родительской вовлеченности» в России и за рубежом // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 4(41). С. 102-114.

19. Гошин М. Е., Григорьев Д. С., Мерцалова Т. А. Типы родительской вовлеченности в образование и успеваемость школьников // Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 29-45.

20. Langer, S. 2008, Mladez problemova, jeji typy a moznosti uplatnenf: diagnosticke,vychovne aprofesionalni modely, Kotva, Hradec Kralove.

21. Юренкова В. А., Душкин А. С. Психолого-педагогические особенности работы с подростками, находящимися в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей : учеб.-метод. пособие. СПб. : С.-Петерб. ун-т МВД России, 2015. 100 с.

22. Прокурова С. В., Гайнуллина А. В. Психологическая помощь подросткам с деви-антным поведением, находящимся в центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 2(77). С. 150-157. DOI: 10.24411/1999-6241-2019-12004.

23. Цветков В. Л., Хрусталева Т. А. Психологические причины и условия отклоняющегося поведения подростков, находящихся в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей // Пенитенциарная наука. 2020. Т. 14, № 3(51). С. 400-406. DOI: 10.46741/2686-9764-2020-14-400-406.

References

1. Leavitt, P. A., Covarrubias, R., Perez, Y. A., & Fryberg, S. A. 2015, 'Frozen in time: The impact of Native American media representations on identity and self understanding', Journal of Social Issues, iss. 71, pp. 39-53.

2. Rosenberg, M. 1965, Society and the adolescent self-image, Princeton University Press, Princeton NJ.

3. Emler, N. 2001, Self-Esteem: The Costs and Consequences of Low Self-Worth, York Publishing Services, York, United Kingdom.

4. Dubrovina, I. V. 2009, Practical psychology of education: textbook, Sphere, Moscow.

5. Fel'dshtejn, D. I. 1989, Psychology of personality development in ontogenesis, Pedagogy, Moscow.

6. Tarasova, T. V., Arsent'eva, E. V. & Muhadinov, V. R. 2013, 'Features of a teenager's self-esteem in the structure of an informal group', Humanitarian: actual problems of humanities and education, iss. 3(23), pp. 89-97.

7. Petrova, N. S. & Dmitrieva, S. N. 2019, 'Features of self-esteem in adolescents from disadvantaged families', Modern education: traditions and innovations, iss. 2, pp. 239-241.

8. Grigor'eva, S. A. 2019, 'Family problems as the main factor of low self-esteem of a teenager', Alley of Science, vol. 2, iss. 11(38), pp. 154-160.

9. Kaplan, H. B. 1975, Self-Attitudes and Deviant Behavior, Pacific Palisades, Calif.

10. Selikhov, S. 1999, 'Gender, age and conflict', Journal of a Practical psychologist, iss. 2, pp. 32-38.

11. Adler, A. 2017, Individual psychology and child development, translated from English, Institute of General Humanitarian Research, Moscow.

468 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

12. Minev, M., Petrova, B., Mineva, K., Petkova, M. & Strebkova, R. 2018, 'Self-esteem in adolescents. Trakia', Journal of Science, iss. 16, pp. 114-118, doi: 10.15547/tjs.2018.02.007.

13. Perez-Gramaje, A., Garcia, O., Reyes, M., Serra, E. & Garcia, F. 2020, 'Parenting Styles and Aggressive Adolescents: Relationships with Self-esteem and Personal Maladjustment', The European Journal of Psychology Applied to Legal Context, iss. 12, pp. 1-10, doi: 10.5093/ ejpalc2020a1.

14. Ganishina, I. S. & Ushatikov, A. I. 2006, Dysfunctional family and deviant behavior of minors: textbook, Moscow Psychological and Social Institute, MODEK, Moscow, Воронеж.

15. Ganishina, I. S. 2004, The influence of a dysfunctional family on the deviant behavior of minors: PhD thesis (Psychology), Ryazan, 174 с.

16. Kiseleva, A. Yu. 2013, 'The influence of dysfunctional families on the self-esteem of adolescents', Priority scientific directions: from theory to practice, iss. 7, pp. 59-62.

17. Podana, Z. 2011, Fenomen delikvence mladeze v Ceske republice a stredoevropskem region, Narodohospodarsky Ostav Josefa Hlavky, Praha.

18. Antipkina, I. V. 2017, 'Studies of "parental involvement" in Russia and abroad', Domestic and foreign pedagogy, vol. 1, iss. 4(41), pp. 102-114.

19. Goshin, M. E., Grigor'ev, D. S. & Mercalova, T. A. 2019, 'Types of parental involvement in education and school performance', Psychology issues, iss. 2, pp. 29-45.

20. Langer, S. 2008, Mladez problemova, jeji typy a moznosti uplatnenf: diagnosticke,vychovne aprofesionalnimodely, Kotva, Hradec Kralove.

21. Jurenkova, V. A. & Dushkin, A. S. 2015, Psychological and pedagogical features of working with adolescents in temporary detention centers for juvenile offenders: educational and methodological manual, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,St. Petersburg.

22. Prokurova, S. V. & Gajnullina, A. V. 2019, 'Psychological assistance to adolescents with deviant behavior who are in a temporary detention center for juvenile offenders', Psychopedagogy in law enforcement agencies, vol. 24, iss. 2(77), pp. 150-157, doi: 10.24411/1999-6241-2019-12004.

23. Cvetkov, V. L. & Hrustaleva, T. A. 2020, 'Psychological causes and conditions of deviant behavior of adolescents in juvenile delinquent detention centers', Penitentiary Science, vol. 14, iss. 3(51), pp. 400-406, doi: 10.46741/2686-9764-2020-14-400-406.

Информация об авторах

А. С. Душкин - кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры педагогики и психологии;

А. М. Иванова - кандидат психологических наук, заместитель начальника кафедры педагогики и психологии;

С. Г. Баширова - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и методики обучения праву.

Information about the authors

A. S. Dushkin - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology;

A. M. Ivanova - Candidate of Psychological Sciences, Deputy Head of the Department of Pedagogy and Psychology;

S. G. Bashirova - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Teaching Law.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 469

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности (психологические науки).

Статья поступила в редакцию 08.03.2022; одобрена после рецензирования 13.04.2022; принята к публикации 18.08.2022.

The article was submitted 08.03.2022; approved after reviewing 13.04.2022; accepted for publication 18.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.