mament of the enemy", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 222-226.
4. Lobanov, Yu.Ya., Ponimasov, O.E., Grachev, K.A. and Mironov, A.O. (2017), "Comparative characteristics of physiological parameters of underwater swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. Vol. 144, No. 2, pp. 119-121.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.08.2020
УДК 376.6
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ
СЕМЕЙ
Лариса Петровна Петухова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Александровна Степченко, доктор педагогических наук, профессор, Елена Владимировна Елисеева, кандидат педагогических наук, профессор, Галина Владимировна Серая, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Владимировна Тасоева, старший преподаватель, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Аннотация
Целью данного исследования является обобщение теоретических основ и определение содержания сопровождения личностного самоопределения подростков из социально неблагополучных семей. Разработана и апробирована программа сопровождения личностного самоопределения подростков из социально неблагополучных семей. В качестве составляющих личностного самоопределения рассматриваются ценностные ориентации, самоотношение, самооценка, смысложиз-ненные ориентации. Полученные в ходе исследования данные показали, что программа сопровождения оказала эффективное воздействие на выбор терминальных и инструментальных ценностей, смысложизненных ориентаций, самоотношение и уровень самооценки подростков из социально неблагополучных семей.
Ключевые слова: личностное самоопределение, подростки, социально неблагополучные семьи, смысложизненные ориентации, ценностные ориентации, самооценка, психолого-педагогическое сопровождение.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p237-242
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PERSONAL SELF-DETERMINATION OF TEENAGERS FROM SOCIALLY DISADVANTAGED
FAMILIES
Larisa Petrovna Petukhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Alexandrovna Stepchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Elena Vladimirovna Eliseeva, the candidate of pedagogical sciences, professor, Galina Vladimirovna Seraya, the candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, Ekaterina Vladimirovna Tasoeva, the senior teacher, Bryansk State University Academician I. G. Petrovsky
Abstract
The purpose of this study is to generalize the theoretical foundations and determine the content of support for personal self-determination of adolescents from socially disadvantaged families. A program for supporting the personal self-determination of adolescents from socially disadvantaged families has been developed and tested. Value orientations; self-relation; self-esteem; life-sense orientations are considered as components of personal self-determination. The data obtained during the research showed that the support program had an effective impact on the choice of terminal and instrumental values, life orientations, self-attitudes and self-esteem of adolescents from socially disadvantaged families.
Keywords: personal self-determination, teenagers, socially dysfunctional families, life orienta-
tions, value orientations, self-esteem, psychological and pedagogical support.
ВВЕДЕНИЕ
Личностное самоопределение возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Проблема личностного самоопределения рассматривалась в работах Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, К.А. Абульханова-Славской и других [1, 2, 3]. В процессе личностного самоопределения происходит обретение ценностно-смыслового единства, которое реализуется в деятельности и помогает в построении жизненных ориентиров. М. М. Бахтин, Л. И. Божович отмечали, что главная роль в самоопределении отводится представлению о смысле собственной жизни. В процессе всей жизни человек продумывается свое будущее, придавая всему ценностно-значимые смыслы. Этот процесс мотивирует индивида на личностное развитие для достижения того будущего, к которому он стремится. Тем самым процесс проектирования своего будущего является главным элементом, побуждающим к личностному самоопределению [7]. Компонентами личностного самоопределения выступают такие характеристики личности как: самооценка, убеждения, ценности, обобщенные представления об окружающем мире и самом себе. Формирование личностного самоопределения подростка заключается в становлении объективной самооценки, позитивного отношения к себе и к окружающему миру, осознание своих целей и действий [5, 6]. Основным социальным институтом, который помогает ребенку в личностном и профессиональном самоопределении является семья. Социальное благополучие семьи существенно влияет на жизнедеятельность детей. У детей из социально неблагополучных семей нередко формируется негативная Я-концепции, отрицательные установки, неуверенность в себе, безразличное отношения к выбираемой профессии, развивается чувство беспомощности. В работах В.М. Целуйко, Е.М. Таболовой неблагополучная семья трактуется, как семья с нарушением структуры, с утратой семейных функций, со скрытыми или же явными дефектами воспитания [4, c. 12]. В связи с этим особую важность приобретает работа по организации психолого-педагогического сопровождения личностного самоопределения подростков из социально неблагополучных семей
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования заключается в обобщении теоретических основ и определении содержания сопровождения личностного самоопределения подростков из социально неблагополучных семей.
Гипотеза: личностное самоопределение из социально неблагополучных семей будет протекать эффективно при условии реализации программы социально-педагогического сопровождения, включающего в себя: своевременную диагностику ценностных ориентаций, cамоотношения, самооценки, смысложизненных ориентаций; реализация комплексных мероприятий, способствующих формированию личностного самоопределения подростков; привлечение родителей к реализации программы; координацию деятельности учителя, школьного психолога и социального педагога. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательное учреждение «Гимназия» № 2 г. Брянска. В эмпирическом исследовании участвовало 68 учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, при этом 22 подростка относятся к социально неблагополучным семьям. Методики исследования: опросник cамоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева, методика исследования самооценки личности С.А. Будасси, методика М. Рокича «Ценностные ориентации», тест "Смысложизненные ориентации" Д. А. Леонтьева.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В качестве основных критериев личностного самоопределения мы выделили: ценностные ориентации, самоотношение, самооценку, смысложизненные ориентации. На
первом этапе исследования, с целью выявления различия в особенностях личностного самоопределения между подростками из социально неблагополучных и благополучных семей, мы разделили выборку на две группы.
В ходе констатирующего эксперимента были получены следующие результаты. По методике М. Рокича «Ценностные ориентации» обобщённые результаты исследования терминальных ценностей показали, что на первых местах у детей из социально неблагополучных и благополучных семей - «здоровье», «активная деятельность», «наличие хороших друзей». На втором месте у подростков из благополучных семей - «любовь», а у подростков из социально неблагополучных семей - «жизненная мудрость». На последнее место подростки из социально неблагополучных и благополучных семей поставили такие ценности как «счастливая семейная жизнь», «счастье других», «уверенность в себе». Так же на последнее место подростки из социально неблагополучных семей поставили «общественное признание», а дети из благополучных семей - «красота природы и искусства».
Обобщённые результаты исследования инструментальных ценностей показали, что на первых местах у подростков - «воспитанность», «жизнерадостность», «аккуратность». На последнее место подростки из социально неблагополучных и благополучных семей поставили такие ценности, как «непримиримость к недостаткам в себе и других», «твердая воля».
Проанализировав данные по опроснику В.В. Столина и С.Р. Пантилеева на выявление уровня самоотношения испытуемого к самому себе, мы выявили, что у опрашиваемых подростков из социально-неблагополучных и благополучных семей наиболее выраженными шкалами оказались: «глобальное самоотношение», «самоуважения», «аутосимпатии», «ожидание от других» (8,8/8). Следует отметить, что по шкале «самообвинение» у подростков из социально неблагополучных семей показатель больше (4,4), чем у детей из благополучных семей (3,8). Это, по нашему мнению, свидетельствует о том, что у подростков из социально-неблагополучных семей более выражены отрицательные эмоции в адрес своего «я», они чаще готовы принять вину на себя за свои неудачи, больше концентрируются на своих неудачах, чем подростки из благополучных семей. По шкале «самопоследовательность», у подростков из социально неблагополучных семей выявлены показатели больше (4,5), чем у детей из благополучных семей (3,8). Это свидетельствует о том, что подростки из социально неблагополучных семей более склонны верить в то, что они подвластны внешним обстоятельствам, то есть у них размыт локус контроль «я». Подросткам же из благополучных семей более свойственно ориентироваться на себя и собственные потребности.
Анализ результатов по методике Будаси показал, что у подростков из социально неблагополучных и благополучных семей средняя адекватная (40%) и высокая неадекватная (28%) самооценка не имеет различий. Показатель высокой адекватной самооценки у детей из благополучных семей (32%) выше, чем у подростков из социально неблагополучных семей (30%). Можно сказать, что завышенный уровень самооценки у детей из благополучных семей обусловливает чрезмерную самоуверенность, в отличие от детей из социально-неблагополучных семей.
Далее в экспериментальных группах нами был проведен тест "Смысложизненные ориентации" Д. А. Леонтьева, для оценки смысла жизни человека, в будущем, в настоящем и в прошлом. В ходе анализа полученных результатов было выявлено, что по шкале «Общий показатель жизни» у подростков из социально неблагополучных семей показатель (д=91,09) ниже, чем у подростков из благополучных семей (д=96,82). По шкале «Цели в жизни» у подростков из социально неблагополучных семей показатель (д=25,4) ниже, чем у подростков из благополучных семей (д=28,4). По шкале «Прогресс в жизни» показатель (д=25,1) у подростков из социально неблагополучных семей также ниже, чем у подростков из благополучных семей (д=27,8). По шкале «Результативность жизни» по-
казатель у подростков из социально неблагополучных семей (д=22,8) ниже, чем у подростков из благополучных семей (д=23,4). По шкале «Локус контроля - Я» показатель у подростков из социально неблагополучных семей (д=19,1) ниже, чем у подростков из благополучных семей (д=20,1). По шкале «Локус контроль - Жизнь» показатель у подростков из социально неблагополучных семей (д=26,4) ниже показателя подростков из благополучных семей (д=28,6).
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу что, подростки из социально неблагополучных семей избирательно относятся к своей жизни, в большей степени отражают неуверенность к себе, к своим действиям, часто подвергаются давлению со стороны окружающих, при этом некоторые дети сознательно отрицают возникшие проблемы, не давая вмешиваться посторонним лицам для разрешения трудностей.
На формирующем этапе эксперимента для реализации поставленной цели нами была разработана и проведена программа сопровождения, включающая в себя развивающие игровые занятия, просветительскую и консультативную работу, которая способствовала формированию элементов личностного самоопределения подростков из социально неблагополучных семей. Для оценки проведённой работы и определения результата формирования элементов личностного самоопределения подростков из социально неблагополучных семей мы провели контрольный эксперимент.
Сравнительный анализ результатов по методике М. Рокича «Ценностные ориентации» на этапе контрольного и констатирующего эксперимента показал, что высший ранг терминальных и инструментальных ценностей на контрольном и на констатирующем эксперименте не изменился. Однако стоит отметить что, на этапе констатирующего эксперимента последние позиции подростки демонстрировали по шкалам: «Непримиримость к недостаткам в себе и других», «Широта взглядов», «Твердая воля». После контрольного эксперимента на последних позициях испытуемыми демонстрировались результаты по шкалам: «Твердая воля», «Непримиримость к недостаткам в себе и других», «Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов». Сравнение результатов исследования самоотношения подростков из социально неблагополучных семей на этапах констатирующего и контрольного экспериментов позволил нам сделать следующие выводы. Положительный сдвиг произошел по таким шкалам как: «Самоуважение», «Аутосимпа-тия», «Ожидание отношение от других», «Отношение других», «Самоинтерес», «Самопонимание». В тоже время, необходимо отметить, что по шкалам «Глобальное самоотношение», «Самоинтерес», «Самопринятие» произошел обратный сдвиг в показателях испытуемых. При сравнении данных по методике самооценки личности С. А. Будасси выявились следующие результаты: подростков с низкой неадекватной самооценкой на этапе констатирующего эксперимента было 5% (1 человек), на этапе контрольного эксперимента не оказалось ни одного ребенка. Детей со средней адекватной самооценкой на этапе констатирующего эксперимента было 45% (10 человек), после проведения программы сопровождения, на контрольном эксперименте было выявлено 68% (15 человек). Подростков с высокой адекватной самооценкой на этапе констатирующего эксперимента было выявлено 36% (8 человек), на этапе контрольного эксперимента стало 27% (6 человек). На этапе констатирующего эксперимента подростков с высокой неадекватной самооценкой было 14% (3 человека), после проведения программы сопровождения стало 5% (1 человек). Приведенные экспериментальные показатели свидетельствуют о том, что подростки из социально-неблагоприятных семей переосмыслили свои ценности, которые в дальнейшем помогут им трезво оценивать свои силы. Сравнение результатов исследования смысложизненных ориентаций подростков из социально неблагополучных семей на констатирующем и контрольном эксперименте показало, что, общий показатель жизни (д =91,09) на констатирующем этапе увеличился после проведения программы сопровождения (д=104,4). Также произошли изменения и по другим исследуемым показателям. Так по шкале «Цели в жизни» на этапе контрольного эксперимента показатели увеличился
(д=31,4) по сравнению с результатами констатирующего эксперимента (д=28,4). Можно сказать, что у подростков наметились цели в жизни, которые имеют четкую направленность и временную перспективу. По шкале «Прогресс в жизни» на этапе контрольного эксперимента показатель также увеличился (д=31,2) по сравнению с результатами констатирующего эксперимента (д=25,1). По-нашему мнению, это свидетельствует о том, что подростки начали воспринимать процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. По шкале «Результативность жизни» результаты констатирующего эксперимента (д=22,8), и контрольного эксперимента (д=22,9) практически одинаковы. Это говорит о том, что подростки из социально неблагополучных семей склонны с сожалением оценивать пройденный путь жизни. По шкале «Локус контроля -Я» показатель на этапе констатирующего эксперимента составлял (д=19,1), после проведения программы сопровождения, в ходе контрольного эксперимента этот показатель увеличился (д=21,3). Это свидетельствует о том, что подростки из социально неблагополучных семей начали переосмысливать свои способности для осуществления самостоятельного выбора. По шкале «Локус контроль - Жизнь» на этапе констатирующего эксперимента было выявлен показатель более низкий (д=26,4), чем на этапе контрольного эксперимента стало (д=31,6). Можно утверждать, что подростки из социально неблагополучных семей начали свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Для проверки выдвинутой гипотезы о том, что личностное самоопределение подростков из социально неблагополучных семей будет протекать эффективно при условии реализации программы социально-педагогического сопровождения мы использовали Т-критерий Уилкоксона и коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Эмпирическое значение коэффициента ранговой корреляции инструментальных ценностей геэмп = 0,885. (г_(б эмп.>) г_(б кр.) (р<0,01)), следовательно, корреляция между иерархиями инструментальных ценностей подростков из социально-неблагополучных семей на констатирующем и контрольной эксперименте статистически значима (р<0,01) и является положительной. Эмпирическое значение коэффициента ранговой корреляции терминальных ценностей ге эмп= 0,721(г_(б эмп.>) г_(б кр.) (р<0,01)), следовательно, корреляция между иерархиями терминальных ценностей подростков из социально неблагополучных семей на констатирующем и контрольной эксперименте статистически значима (р<0,01) и является положительной. После проведенных развивающих занятий в рамках программы сопровождения наиболее предпочитаемыми шкалами стали: «Высокие запросы», «Независимость», «Самоконтроль», «Широта взглядов».
Для выявления направленности и выраженности изменений самоотношения подростков из социально неблагополучных семей, мы применили Т-критерий Уилкоксона. В результате анализа установили, что по шкале «Отношение других» (0,03<0,05) произошел типичный сдвиг в ожидании позитивного или негативного отношения подростка к себе окружающих.
Для выявления направленности и выраженности изменений смысложизненных ориентаций мы применили Т-критерий Уилкоксона. Анализируя полученные данные, по шкале «Цели в жизни» (0,02<0,05), выявился типичный сдвиг, это свидетельствует о том, что у подростков более конкретно определились цели в жизни, которые имеют направленность и временную перспективу на будущее. По шкале «Процесс жизни» (0,02<0,05), также выявился типичный сдвиг. Подростки начали воспринимать процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. По шкале «Локус контроль-Жизнь» (0,006<0,05), выявился типичный сдвиг, то есть проведенные развивающие занятия в рамках программы сопровождения помогли подросткам из социально неблагополучных семей осознать свой потенциал контролировать свою жизнь, свободно принимая решения и воплощая их в жизнь. По шкале «Общий показатель жизни» (0,01<0,05), выявился типичный сдвиг, подростки в полной мере могут оценить свои возможности для достижения тех целей, которые приведут к продуктивной, эмоциональной,
осмысленной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании приведенных выше результатов экспериментального исследования можно утверждать, что разработанная нами программа психолого-педагогического сопровождения личностного самоопределения подростков оказала эффективное воздействие на выбор ими терминальных и инструментальных ценностей, смысложизненных ориентаций, уровень их самооценки и самоотношения, как составляющих личностного самоопределения. Между тем, проведенное исследование позволило выявить ряд проблем, как теоретического, так и практического характера, что дает основание для определения перспективных направлений изучения компонентов личностного самоопределения подростков из социально - неблагополучных семей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арон, И.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития / И.С. Арон // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 3 (11). - С. 20-27.
2. Божович, Л.И. Динамика развития личности в онтогенезе: Хрестоматия по возрастной психологии / Л.И. Божович. - Москва : Институт практической психологии, 1996. -213 с.
3. Гинзбург, М.Р. Психология личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург -Москва : ПИ РАО, 2011. - 60 с.
4. Иванова, Н.П. Ребенок в неблагополучной семье: показатели диагностики / Н.П. Иванова // Социальная педагогика. - 2010. - № 3. - С. 97-108.
5. Петухова, Л.П. Психологические детерминанты личностного самоопределения студентов / Петухова Л.П., Елисеева Е.В., Савин А.В. // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №. 63-2. - С. 319-322.
6. Свинарева, О.В. Интерпретация понятия «педагогическое сопровождение» в современной науке / О.В. Свинарева // Инновации в науке. 2014. - № 40. - С.145-150.
7. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. - Москва : Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
REFERENCES
1. Aron, I.S. (2013), "Professional self-determination of high school students in the context of a social situation of development", National psychological journal, No. 3 (11), pp. 20-27
2. Bozhovich, L.I. (1996), Dynamics of personality development in ontogenesis: a textbook on age psychology, Institute of Practical Psychology, Moscow.
3. Ginzburg, M.R. (2011), Psychology of personal self-determination, PI RAO, Moscow.
4. Ivanova, N.P. (2010), "A Child in a dysfunctional family: diagnostic indicators", Social pedagogy, №>. 3, pp. 97-108.
5. Petukhova, L.P., Eliseeva, E.V. and Savin, A.V. (2019), "Psychological determinants of students personal self-determination", Problems of modern pedagogical education, №э. 63-2. pp. 319-322.
6. Svinareva, O.V. (2014), "Interpretation of the concept of "pedagogical support" in modern science", Innovations in science, No. 40, pp. 145-150.
7. Semenyuk, L.M. (1996), Reader on developmental psychology: textbook for students, Institute of Practical Psychology, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.08.2020
УДК 796.323
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ
БАСКЕТБОЛИСТОВ 10-12 ЛЕТ
Борис Анатольевич Подливаев, кандидат педагогических наук, профессор, Любовь Викторовна Тарасова, доктор педагогических наук, доцент, Владимир Алексеевич Ку-