Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / АВТОВЫПУСК / ТАМОЖЕННЫЙ ОСМОТР / ТАМОЖЕННЫЙ ДОСМОТР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайфутдинов Васых Ахметович

В статье рассмотрены вопросы достоверности результатов таможенного контроля товаров. Создание подразделений таможни для контроля товаров после выпуска подчеркивает важность этого вопроса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гайфутдинов Васых Ахметович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME QUESTIONS ABOUT THE RELIABILITY OF THE RESULTS CUSTOMS CONTROL OF GOODS

The article discusses the issues of reliability of the results of customs control of goods. The creation of customs units to control goods after release underscores the importance of this issue

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ»

УДК 339.5

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ

Гайфутдинов Васых Ахметович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, начальник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, канд. техн. наук, e-mail: vag@spbrta.ru

В статье рассмотрены вопросы достоверности результатов таможенного контроля товаров. Создание подразделений таможни для контроля товаров после выпуска подчеркивает важность этого вопроса

Ключевые слова: таможенный контроль; достоверность результатов таможенного контроля; автовыпуск; таможенный осмотр; таможенный досмотр

ABOUT SOME QUESTIONS ABOUT THE RELIABILITY OF THE RESULTS CUSTOMS CONTROL OF GOODS

Gayfutdinov Vasykh A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, head of the Department of Customs Control of Nuclear and RadioActive Materials, Candidate of Technical Sciences, e-mail: vag@spbrta.ru

The article discusses the issues of reliability of the results of customs control of goods. The creation of customs units to control goods after release underscores the importance of this issue

Keywords: customs control; reliability of the results of customs control; auto-release; customs inspection; customs inspection

Для цитирования: Гайфутдинов В.А. О некоторых вопросах достоверности результатов таможенного контроля товаров // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 1 (85). С. 15-20.

Таможенный контроль товаров, перевозящих их транспортных средств (далее - объекты таможенного контроля (ОТК)), проводимый таможенными органами, направлен, прежде всего, на выявление и пресечение таможенных правонарушений участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), перевозчиками товаров [1]. Естественно, в рамках этой деятельности, закономерен сугубо практический вопрос о достоверности результатов (получаемой информации) таможенного контроля ОТК, проводимого таможенными органами.

Теория вероятности гласит, что в общем случае достоверность информации - это степень её соответствия реальному объекту с необходимой точностью [2; 3]. Применительно к таможенному контролю ОТК достоверность информации можно трактовать лаконично - нет ли пропуска таможенных правонарушений.

Вопрос достоверности результатов таможенного контроля отнюдь не является теоретическим, а имеет сугубо практическое значение. В ряде случаев недооценка его важности, значимости может привести к непредсказуемым последствиям. Об этом свидетельствует всем известный взрыв грузового автомобиля на Крымском мосту в 6.30 утра 8 октября 2022 г. При этом погибли пять человек, включая водителя автомобиля; взрывом выбило два перекрытия автомобильного моста, загорелись цистерны проходив-

шего рядом грузового поезда. Ущерб составил, по предварительным данным, от 200 до 400 млн руб.

Как установлено, взрывчатка (предположительно на основе гексогена) была упакована в рулоны строительной полиэтиленовой пленки. Общий вес товара, размещенного на 22 паллетах, по документам составил 22 770 кг. Количество взрывчатки по оценкам - более 1 т.

Товар на своем маршруте пересек границы Болгарии (дважды), Грузии (четырежды), Армении (дважды), Российской Федерации. На границах государств (правда, не на всех) таможенный контроль осуществлялся с использованием ин-спекционно-досмотровых комплексов (ИДК). Более того, на подъезде к Крымскому мосту автомобиль был проверен дважды: в его кузов заглянул сотрудник дорожно-патрульной службы, а потом содержимое «просветили» на ИДК ведомственной охраны Минтранса, не обнаружив в нем ничего подозрительного [4].

Случай наглядно показал - ИДК не «увидел» скрытых вложений, причем в очень значительных количествах и весьма опасных. Соответственно, достоверность контроля была нулевой. Вывод один, что необходимо срочно внести изменения в порядок действий должностных лиц таможенного поста фактического контроля (ТПФК) при проведении таможенного контроля с использованием ИДК во избежание подобных случаев

о ^

А Н

И

W А

.С И

И

«< □

S

и

>

M Н

И

M

А

М

ОЖЕ

m Н

Н О

S'

Д

m ä H

m >

er Н

О

С

H er

s

в дальнейшем.

На практике достоверность результатов таможенного контроля ОТК определяется:

- достоверностью результатов таможенного контроля, проводимого должностными лицами центра электронного декларирования (ЦЭД);

- достоверностью результатов таможенного контроля, проводимого должностными лицами ТПФК.

Для анализа факторов, определяющих достоверность таможенного контроля ОТК, рассмотрим обобщенную схему таможенного контроля, которая представлена на рис. 1. Как видно из схемы, таможенный контроль после реформы в таможенных органах фактически разделился (территориально) на два самостоятельных (но неразрывно связанных между собой при руководстве ЦЭД) вида таможенного контроля:

- на документальный контроль (контроль товаросопроводительных документов) в ЦЭД электронных таможен (ЭТ);

- на фактический контроль товаров на ТПФК.

Таможенный контроль проводится в соответствии с системой управления рисками и базируется на принципе выборочности ОТК [1].

Выбор объектов для проведения таможенного контроля осуществляется по «срабатыванию» профилей риска. Минимизация риска таможенных правонарушений в отношении выбранных объектов достигается выполнением мер по минимизации риска, предусмотренных профилями риска. Меры по минимизации риска в обобщенном виде следующие:

- проверка документов и сведений;

- таможенный осмотр товаров;

- таможенный осмотр транспортных средств;

Рис. 1. Обобщенная схема таможенного контроля

- таможенный осмотр багажа физических лиц;

- таможенный осмотр иных объектов;

- таможенный досмотр товаров;

- личный таможенный досмотр.

Необходимо отметить, что проверка документов и сведений в каждом случае является обязательной процедурой; таможенный осмотр проводится при выявлении риска, а таможенный досмотр товаров, в общем случае, проводится по результатам таможенного осмотра. В отношении отдельных товаров при выявлении риска, а также по оперативным данным таможенный досмотр проводится непосредственно как самостоятельная мера по минимизации риска.

В ЦЭД товаросопроводительные документы поверяются на каждый декларируемый товар (принцип выборочности не применяется) в целях контроля:

- представления полного пакета необходимых документов, правильности их оформления;

- правильности начисления таможенных платежей;

- наличия риска несоблюдения таможенного законодательства;

- соблюдения запретов и ограничений;

- соблюдения прав на объекты интеллектуальной собственности;

- соблюдения валютного законодательства Российской Федерации.

Основной вопрос, решаемый в ЦЭД - контроль правильности начисления, полноты уплаты в срок таможенных платежей. Именно вопрос таможенных платежей (необходимость «разведения» участников ВЭД с должностными лицами таможенных органов в целях борьбы с коррупцией) привел к реформе в таможенной системе. Таможенные платежи, в свою очередь, базируются на таможенной стоимости товаров, где непосредственно пересекаются интересы государства и участников ВЭД. Фактически вопрос таможенных платежей трансформируется в вопрос определения таможенной стоимости товара.

В таможенной практике достоверность контроля таможенной стоимости товара всецело определяется знанием инспектором ЦЭД руководящих документов [5-11], его опытом, и в настоящее время в целом соответствует предъявляемым требованиям. Необходимо отметить при этом, что методы определения таможенной стоимости были разработаны еще до эры электронных технологий взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами. Вопрос, как же соотносятся в настоящее время применяемые электронные технологии и предписанный Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) алгоритм определения таможенной стоимости товаров, требует отдельного рассмотрения.

Самое главное - эпизодически выявляемые в ЦЭД таможенные нарушения не являются систематическими. Это стало возможным благо-

даря тому, что нет жесткой привязки участника ВЭД к конкретному ЦЭД. Однако есть ряд товаров, которые не вызовут подозрений ни при контроле товаросопроводительных документов, ни при фактическом контроле на ТПФК, и поэтому требуют самого пристального внимания. Например, может быть заявлен товар низкого качества (3 сорт), а реально ввозиться товар высшего сорта, который имеет совсем другую стоимость.

На ТПФК контролируется:

- код ТН ВЭД ЕАЭС товара;

- количество товара;

- соответствие товара товаросопроводительным документам;

- наличие сокрытых от таможенного контроля вложений.

Информация по выявляемым таможенным правонарушениям в условиях уже устоявшегося функционирования единой системы, состоящей из 8 электронных таможен и 16 ЦЭД, по неизвестным причинам весьма скудна. Так, некоторую информацию можно почерпнуть из сайта «Электронные таможни России» [12].

С 2020 г. по 30 сентября 2022 г. Северо-Западной электронной таможней возбуждено 2 316 дел об административных правонарушениях. Значительное количество дел приходится на правонарушения, связанные с недостоверным декларированием товаров.

За 9 месяцев 2022 г. Приволожской электронной таможней было зарегистрировано более 180 тыс. таможенных деклараций. По результатам работы правоохранительных подразделений за тот же период возбуждено 752 дела об административных правонарушениях (АП) (0,42 % от общего количества таможенных деклараций), из них 422 дела - по «контрабандообразующим» составам КоАП РФ. Таможенный контроль осуществлялся и после выпуска товаров, в том числе и в отношении автовыпущенных товарных партий. Таможней проведено 1 202 проверки, доначислено 470 млн руб., возбуждено 58 дел об АП (4,825 % от количества проверенных) [12].

Повлияла ли реформа таможенной системы на относительное количество выявленных таможенных правонарушений? Если сравнить «дореформенные» результаты таможенного контроля (табл. 1) [13] с последними данными, то видно, что уровень выявляемых таможенных правонарушений не изменился. Выяснение причин этого феномена требует детального анализа статистики таможенных правонарушений.

Интересные данные по таможенному контролю товаров после выпуска приведены в журнале «Таможня», который целиком посвящен 10-летию Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров (ГУТКПВТ) ФТС России [14]. Приведенные в журнале данные о выявленных таможенных правонарушениях при таможенном контроле уже выпущенных това-

Таблица 1

Количество таможенных осмотров/ результативных таможенных досмотров с помощью ИДК

за два последовательных 2012 и 2013 гг.

Стационарный ИДК Мобильный ИДК

кол-во осмотров/кол-во результативных таможенных досмотров (доля в %) кол-во осмотров/кол-во результативных таможенных досмотров (доля в %)

80862/354 41068/121

0,44 % 0,29 %

ров еще раз свидетельствуют о том, что достоверность таможенного контроля товаров необходимо повышать.

Достоверность таможенного контроля товаров непосредственно зависит от глубины таможенного контроля товаров. Рассмотрим общую схему выпуска товаров, которая представлена на рис. 2.

При автовыпуске товаров достоверность таможенного контроля, по сравнению с тем, когда товары выпускаются после проведения таможенного осмотра (досмотра), минимальная. Автовыпуск товаров стал возможным после устранения системных таможенных правонарушений после проведенных реформ, прежде всего, в области таможенных платежей и тех товаров, в отношении которых

потенциальный риск системных таможенных правонарушений минимален. Однако риск перемещения товаров с сокрытием от таможенного контроля остается, поэтому при автовыпуске товаров в профилактических целях необходимо проводить выборочный контроль товаров (таможенный осмотр (досмотр)) с использованием генератора случайных чисел.

При проведении таможенного осмотра товаров с использованием ИДК (основной инструмент таможенного осмотра товаров, транспортных средств) достоверность таможенного контроля существенно возрастает, ибо он позволяет «заглянуть» в закрытые объемы транспортных средств с товаром, идентифицировать товары по эф-

Рис. 2. Общая схема выпуска товаров

фективному атомному номеру Ъэфф т, проконтролировать количество упакованных товаров, отсутствие незаявленных товаров.

Основной недостаток ИДК при использовании в таможенном осмотре товаров заключается в том, что если Ъэфф т примерно равен эффективному атомному номеру сокрытого товара Ъ ,, , то вероятность его выявления по полу-

эфф. сокр. т. г 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ченному рентгеновскому изображению товара близка к нулю. Как показал взрыв на Крымском мосту, ИДК не является всевидящим «оком», как его представляли отдельные должностные лица, поскольку имеет определенные ограничения по выполняемым функциям. Эти ограничения принципиально неустранимы, так как связаны физическими особенностями взаимодействия рентгеновского излучения с веществом. Эта особенность ИДК может быть использована организованной преступностью для перемещения с сокрытием от таможенного контроля, прежде всего, наркотических средств, психотропных веществ, взрывчатых материалов, средств взрывания путем их специальной упаковки внутри перевозимых товаров с последующим контролем ИДК. Соответственно, без проведения таможенного досмотра их не выявить. В целях недопущения этих случаев для оператора ИДК необходимо разработать рекомендации по направлению товаров на таможенный досмотр даже при отсутствии подозрений по полученному рентгеновскому изображению товара.

Таможенный контроль ОТК может быть качественно улучшен (соответственно повышена и достоверность контроля) при применении технических средств, принцип действия которых основан на нейтронно-активационном методе. Метод позволяет с достоверностью почти 100 % выявлять наркотические средства, психотропные вещества, взрывчатые материалы в закрытых объемах транспортных средств без их вскрытия. К сожалению, в этой связи возникают огромные трудности, связанные с образованием радиоактивных изотопов в контролируемом товаре под воздействием нейтронов и с обеспечением защиты от воздействия нейтронов должностных лиц таможенных органов, населения.

При проведении таможенного досмотра товаров достигается наибольшая достоверность таможенного контроля. Но его проведение связано временными и финансовыми издержками и в современных условиях не всегда приемлемо.

В нормативных и правовых документах ЕАЭС достоверность таможенного контроля не рассматривается, более того, как таковая отсутствует. Но это не значит, что от нее отказались, что ее нет. По умолчанию подразумевается, что требуемая достоверность таможенного контроля достигается:

а) в ЦЭД - проверкой товаросопроводительных документов. В случае если не выявлены риск, таможенные нарушения товар выпус-

кается автоматически. При выявлении риска меры по минимизации риска отрабатываются согласно профилю риска, и принимается решение о выпуске товара;

б) на ТПФК - реализацией мер по минимизации риска в случае его выявления.

Таким образом, уровень достоверности таможенного контроля - это, прежде всего, величина прямого экономического ущерба государству, потенциального ущерба криминальными группировками, в том числе связанными с террористами.

Создание ГУТКПВТ ФТС России, мобильных групп таможенного контроля, вынужденная необходимость их вооружения стрелковым оружием, хотя об этом не принято говорить, свидетельствуют о признании проблемы достоверности таможенного контроля, прежде всего, товаров.

Наиболее эффективный путь повышения достоверности таможенного контроля - это постоянное совершенствование аналитической работы по выявлению потенциальных нарушителей таможенных правил со всем комплексом вопросов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

Для контроля достоверности декларирования товаров, которые выпускаются в автоматическом режиме, необходимо проводить выборочный контроль товаров (таможенный осмотр (досмотр)) с использованием генератора случайных чисел.

В целях недопущения случаев пропуска товаров при их таможенном осмотре на ИДК, перемещаемых с нарушениями таможенных правил, для оператора ИДК необходимо разработать рекомендации по направлению товаров на таможенный досмотр даже при отсутствии подозрений по полученному рентгеновскому изображению товара.

Библиографический список:

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс»

2. URL:https://yandex.ru/search/?text=достовер-ность+это&search_source=dzen_desktop_ safe&src=suggest_B&lr=2

3. Борель Э. Вероятность и достоверность М.: Изд-во «Наука», 1969. 112 с.

4. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5608188?ysclid= ld8lck7nw0347039084

5. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 202 от 30.10.2012 «О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)» // СПС «КонсультантПлюс»

6. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 214 от 13.11.2012 «О применении метода вычитания (метод 4) при определении таможенной стоимости товаров» // СПС «КонсультантПлюс»

7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 273 от 12.12.2012 «О применении метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров» // СПС «КонсультатнПлюс»

8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 283 от 20.12.2012 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)» // СПС «КонсультатнПлюс»

9. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 113 от 15.07.2014 «О Положении об использовании при применении методов определения таможенной стоимости товаров документов, соответствующих общепринятым принципам бухгалтерского учета» // СПС «КонсультатнПлюс»

10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 138 от 06.08.2019. О применении резервного метода (метод 6) при определении таможенной стоимости товаров // СПС «КонсультантПлюс»

11. Постановление Правительства РФ № 1694 от 16.12.2019 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»

12. URL: https://dzen.ru/a/Y5GmRyhvKFmnBTzk

13. Гайфутдинов В.А. Некоторые вопросы применения инспекционно-досмотровых комплексов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. №1 (81). С. 13-19.

14. Журнал «Таможня» ФТС России № 2-2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.