УДК 621.386.8
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСПЕКЦИОННО-ДОСМОТРОВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Гайфутдинов Васых Ахметович
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, начальник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, канд. техн. наук, e-mail: [email protected]
В статье проанализированы стратегия и тактика применения инспекционно-досмотровых комплексов при проведении таможенного контроля товаров, транспортных средств на пунктах пропуска
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность; таможенный контроль; инспек-ционно-досмотровый комплекс; контрабанда; пункт пропуска
SOME ISSUES OF THE USE OF INSPECTION AND INSPECTION COMPLEXES
Gayfutdinov Vasykh A.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of the Training center for ^stoms control of Fissile and Radioactive Materials, Candidate of Technical Sciences, e-mail: [email protected]
The article analyzes the strategy and tactics of using inspection and inspection systems during customs control of goods and vehicles at checkpoints
Keywords: foreign economic activity; customs control; inspection and inspection complex; smuggling; checkpoint
О
А
x s
А
.с s to s
я
А
Е
hi X S hi
А
Е
hi X X О
S«
>
hi Я H
hi >
er X О
n
H er
S
Для цитирования: Гайфутдинов В.А. Некоторые вопросы применения инспекционно-досмотровых комплексов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 1 (81). С. 13-19.
Либерализация внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности (ВЭД) в результате изменения политического строя в России привела к тому, что вместо одного участника ВЭД (в лице государства) их появились десятки тысяч. Воспользовавшись возникшей возможностью, новоявленные бизнесмены ринулись зарабатывать деньги путем ввоза-вывоза из страны товаров. Основным стимулом и целью деятельности бизнесменов является извлечение прибыли в прямом или косвенном виде. Анализ отечественного бизнеса показывает, что его состав весьма разнороден - от фирм-однодневок, целью которых является получение сиюминутной выгоды, до крупных фирм, целью которых является уже получение систематического дохода. Несмотря на разнородность эти субъекты экономической деятельности могут быть объединены в две группы:
- устойчивая группа. Длительная устойчивая внешнеторговая деятельность входящих в эту группу фирм является основой их существования: оптовая торговля, производственная кооперация, сбыт произведенной продукции. По существу, у руководителей, относящихся к данной группе фирм, нет стимулов к нарушению таможенного законодательства при совершении внешнеторговых операций;
- неустойчивая группа; образно говоря - это фирмы-однодневки. Как субъекты экономической деятельности они неустойчивы, прежде всего, в финансовом отношении. Это порождает, в свою очередь, такое явление, известное в политической литературе, как мелкобуржуазная стихия,
когда ежедневно сотни фирм становятся банкротами и прекращают свою деятельность, а вместо них появляются сотни других (аналог известного в науке случайного процесса гибели и размножения). Их цель - пытаться заработать любым способом, пока они существуют, прибегая даже к нарушению таможенного законодательства.
Участники ВЭД как субъекты экономической деятельности из полученной прибыли должны платить государству таможенные платежи, которые рассчитываются, исходя из таможенной стоимости перемещаемых товаров. К сожалению, действия некоторых участников ВЭД (в основном из неустойчивых групп) направлены на минимизацию подлежащих уплате таможенных платежей, вплоть до уклонения от уплаты различными способами, которые и лежат в основе почти всех таможенных правонарушений [1, 2].
Таможенный контроль, проводимый таможенными органами, направлен, прежде всего, на выявление и пресечение подобного рода таможенных правонарушений путем проверки, прежде всего, товаросопроводительных документов и товаров, проводимой должностными лицами таможенных органов (ДЛТО). После проведенных реформ в таможенных органах таможенный контроль фактически разделился (территориально и функционально) на два самостоятельных, но все же неразрывно связанных между собой вида таможенного контроля:
- документальный контроль (контроль товаросопроводительных документов) в центрах элек-
тронного декларирования (ЦЭД) электронных таможен (ЭТ);
- фактический контроль товаров на таможенных постах (ТП) фактического контроля.
При совершении внешнеторговых сделок товары в основном перевозятся в закрытых объемах (упаковках) различных транспортных средств международной перевозки (табл. 1). Получение достоверной информации об этих товарах всегда было
проблемой при проведении таможенного контроля, поскольку требуется проводить их таможенный досмотр. Проведение таможенного досмотра товаров в транспортных средствах, как известно, весьма трудоемкая и малопроизводительная операция, требующая привлечения погрузочно-разгрузочных средств, бригады грузчиков, проведения выгрузки товаров из транспортных средств, их переборки в целях таможенного контроля, значительных
Таблица 1
Транспортные средства с товарами в закрытых объемах (упаковках) при осуществлении международных перевозок на пунктах пропуска
Виды и типы транспортных средств Тип пункта пропуска:
автомобильный железнодорожный воздушный морской (речной)
Междунар одные транспортные средства контейнеры; автомобили, закрытые тентом; рефрижераторы контейнеры; крытые вагоны; полувагоны; вагоны-рефрижераторы авиационные контейнеры контейнеры; автомобили, закрытые тентом; рефрижераторы
временных затрат, расходования финансовых средств.
Научно-технический прогресс и бурное развитие компьютерных технологий позволили в конце 80-х гг. прошлого столетия разработать удобные и безопасные досмотровые рентгенаппараты (ДРА) для таможенного осмотра сопровождаемого багажа физических лиц. Оснащение пунктов пропуска (ПП) с ДРА, а в последующем - и с рентгеновскими сканерами человека до предела упростило процедуру таможенного контроля физических лиц, их сопровождаемого багажа, прежде всего, на предмет наличия сокрытых от таможенного контроля товаров. В настоящее время ДРА являются обязательными элементами технического оснащения всех типов ПП.
Логически и технически обоснованным развитием ДРА являются аппараты для таможенного осмотра упаковок с товарами вне транспортных средств, например, на складах временного хранения (СВХ). Они отличаются от ДРА, используемых для таможенного осмотра сопровождаемого багажа физических лиц, прежде всего, увеличенными размерами камеры для помещения контролируемых объектов. В качестве примера можно привести низкоэнергетическую (140 kV) ДРА Hi-Scan 145180, ширина и высота туннеля которой, соответственно, 1450 х 1800 мм. Он был специально разработан с учетом требований перевозчиков (в том числе авиаперевозчиков), а также стандартов складских помещений для контроля упаковок товаров, транспортируемых на поддонах, соответствующих требованиям евростандарта.
Следующим шагом в развитии ДРА явилась разработка установок (стационарных, мобильных) для таможенного осмотра товаров, перевозимых автотранспортом 20 и 40-футовыми контейнерами, которые получили название
инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК).
Их разработка стала возможной после создания ускорителей электронов с приемлемыми массогаба-ритными характеристиками, энергопотреблением, надежностью и высокой энергией излучения. Установки с генераторами рентгеновского излучения на основе рентгеновской трубки из-за недостаточной энергии и интенсивности потока тормозного фотонного излучения не позволяли получать четкую картину внутреннего содержания крупногабаритных объектов таможенного контроля.
Получение четкой картины внутреннего содержания контролируемых крупногабаритных объектов невозможно без значительного (по сравнению с ДРА) увеличения верхнего предела энергии генерируемого рентгеновского излучения (до 10 МэВ). Он определяется нижним энергетическим пределом начала фотоядерных реакций на легких элементах (образование нестабильных ядер) при взаимодействии тормозного фотонного излучения с их ядрами, так как эти реакции являются пороговыми. Несмотря на то, что значения сечения этих реакций крайне малы, в ядрах атомов отдельных элементов, даже при энергиях фотонного излучения менее 10 МэВ, протекают фотоядерные реакции, что приводит к образованию радиоактивных ядер (наведенной активности) в контролируемых объектах. Необходимо отметить, что количество образующихся радиоактивных ядер очень незначительно, а время их жизни составляет от доли секунд до нескольких секунд, и проблемы обеспечения радиационной безопасности населения не возникают. Пороги фотоядерных реакций для изотопов некоторых химических элементов приведены в табл. 2 [3].
Важнейшими характеристиками ИДК как инструмента таможенного осмотра закрытых объемов с товарами являются [4]:
Таблица 2
Пороги фотоядерных реакций для изотопов некоторых химических элементов
Изотоп Порог реакции, МэВ Изотоп Порог реакции, МэВ
6Li 5,35 91Zr 7,20
9Be 1,67 93Nb 8,70
13C 4,95 97Mo 7,10
25Mg 7,25 113Cd 6,50
29Si 8,45 118Sn 9,10
57Fe 7,75 133Cs 9,05
65Cu 10,00 181Ta 7,60
67Zn 7,00 184W 6,25-7,15
82Se 9,80 208Pb 7,40
2Н 2,62 209Bi 7,40
1. Проникающая способность (возможность получения картины внутреннего содержимого объекта контроля). Ускорители электронов с энергией тормозного излучения до 9 МэВ обеспечивают проникающую способность в стали до 440 мм, что позволяет проводить таможенный осмотр контейнеров, транспортных средств с товаром.
2. Контрастная чувствительность. Контрастность - это отношение разности яркостей, отображаемых монитором белого и черного цветов. Оптимальной считается контрастность, обеспечивающая максимальное и наиболее отчетливое выявление на экране деталей рентгеновского изображения контролируемого объекта и тем самым позволяющая достичь максимальной вероятности обнаружения незаявленных (сокрытых от таможенного контроля) предметов в товарной массе. В идеальных условиях глаз человека в состоянии заметить разницу оптических плотностей, даже если она составляет всего 2 %.
3. Разрешение. Характеризует возможность различать отдельные детали на полученном теневом изображении объекта контроля. Обычно разрешение характеризуют чувствительностью тест-объекта в виде стальной проволоки определенного диаметра (например, проволока диаметром 0,8 мм без экрана).
Высокая контрастная чувствительность и высокая разрешающая способность необходимы для распознавания оператором на теневом изображении, соответственно, мелких деталей объекта контроля и предметов с незначительной плотностью материалов.
Для проведения таможенного контроля товаров на ПП, перевозимых автотранспортом, 20 и 40-футовыми контейнерами, были разработаны стационарные и мобильные ИДК.
Как показывает анализ, технические характеристики современных ИДК различных производителей примерно одинаковы [5]. Однако опыт эксплуатации ИДК в таможенных органах показал, что крайне значительными являются такие важнейшие
эксплуатационные показатели, как среднее время наработки на один отказ, технический ресурс ИДК, среднее время ремонта (прежде всего, ускорителя и блока энергопитания ИДК) и организация технического обслуживания шасси.
На момент принятия решения об оснащении таможенных органов ИДК [6] они в Российской Федерации не производились. Была организована закупка ИДК иностранного производства, которая продолжалась до введения ограничительных санкций в отношении РФ. После введения санкций их ремонт стал трудноразрешимой задачей. Прежде всего, это связано с тем, что ускоритель электронов ИДК производителем был отнесен к категории товаров двойного назначения, и только разработка и организация производства российских ИДК позволила продолжить оснащение ими таможенных органов [7].
На ИДК отечественного производства, по сравнению с зарубежными аналогами, весьма негативное влияние на их технический уровень и качество оказал гарантированный сбыт и отсутствие конкуренции. В качестве сравнения (в определенной степени историческим примером) являются ДРА «Контроль 1», «Контроль 2» производства «Мосрентген» и их зарубежные аналоги фирм Smith Heiman, Rapiscan и др. ДРА зарубежных производителей до сих пор состоят на оснащении таможенных органов из-за своего высокого технического уровня и качества.
Остается только надеяться на скорейшее устранение «детских болезней», в частности, мобильного ИДК СТ-6030М российского производства.
По своему назначению ИДК является, прежде всего, средством таможенного контроля (таможенного осмотра) закрытых объемов международных транспортных средств в целях получения объективной информации о перевозимых товарах (заявленных и не заявленных). На сегодняшний день это наиболее эффективный и результативный способ таможенного контроля. Получаемая информация о перевозимых товарах в цифровом виде
(рентгеновский снимок) очень удобна для обращения, т.ч. и для контроля работы самого ИДК.
По своему назначению ИДК, функционирующий на пункте пропуска, является не только средством объективного таможенного контроля - его образно можно сравнить с дамокловом мечом над участником ВЭД. Ни один здравомыслящий участник ВЭД не будет покушаться на провоз контрабанды, зная, что на ПП работает ИДК. Это, пожалуй, самый важный результат в функционировании ИДК на ПП.
Если переход на электронное декларирование товаров позволил исключить непосредственное общение (контактирование) таможенного инспектора с участником ВЭД при декларировании товаров, то применение ИДК исключило такое общение при таможенном контроле перемещаемых товаров. Таким образом, в совокупности реально созданы
объективные условия для искоренения коррупционной составляющей в деятельности должностных лиц таможенных органов.
Стратегия применения инспекционно-досмо-тровых комплексов в таможенном контроле в целях недопущения контрабанды состоит в оснащении этими комплексами каждый ПП, где осуществляется перемещение товаров. На конец 2020 г. в РФ насчитывалось следующее количество пунктов пропуска [8]: автомобильных - 79, морских - 57, речных - 2, смешанных - 6, воздушных - 81, железнодорожных - 37. Из общего количества ПП, если не считать воздушных, 188 ПП необходимо оснастить ИДК.
Грузовые операции, совершаемые на ПП с товарами (табл. 3), и технологические особенности использования ИДК для проведения таможенного осмотра перемещаемых товаров определяют
Таблица 3
Грузовые операции с товарами на ПП
Тип пункта пропуска
автомобильный железнодорожный воздушный морской
автомобили с товаром вагоны с товаром авиационные контейнеры 20 и 40 футовые контейнеры
Перегрузка товаров с одних транспортных средств на другие нет нет все товары перегружаются все товары перегружаются
необходимость наличия в таможенных органах двух типов ИДК: для таможенного осмотра автомобилей (с товаром) и железнодорожных вагонов (с товаром), в том числе морских контейнеров в портах.
Однако при осуществлении этих таможенных операций возникает ряд вопросов, и главный из них - насколько экономически целесообразна установка ИДК в каждом ПП (критерий стоимость-эффективность никто не отменял), так как очень велика стоимость ИДК и последующие эксплуатационные затраты на каждый комплекс. По данным, которые можно найти на сайтах Интернета, стоимость мобильного ИДК СТ-2630М оценивается приблизительно 160-106 руб. [9], железнодорожного ИДК СТ-2630Т (установлен на железнодорожном ПП Забайкальск) ~ 396,9х106 руб. [10], а услуги по его техническому обслуживанию -587 595,93 руб. [11].
На сегодняшний день нет ни данных по предотвращенному ущербу, ни методик определения предотвращенного ущерба в результате применения ИДК при таможенном контроле, нет также и экономического обоснования оснащения ПП с ИДК.
Несмотря на дороговизну и неочевидность реального экономического эффекта, стратегия применения ИДК в таможенном контроле одна: исходя из финансовых возможностей государства, необходимо (в идеале) стремиться к оснащению
каждого ПП инспекционно-досмотровыми комплексами.
ИДК при правильной установке и эффективной эксплуатации является:
- составной частью системы мер (в сочетании с другими мерами) по выполнению взятых РФ международных обязательств перед Всемирной таможенной организацией по обеспечению безопасности цепей поставок товаров путем применения неинтрузивных средств контроля;
- важнейшим элементом системы борьбы государства, прежде всего, с организованной экономической преступностью, для которой контрабандное перемещение товаров является одним из источников получения финансовых средств;
- важнейшим техническим средством для выявления и пресечения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. По данным МВД России по состоянию на 2020 г. в стране зарегистрировано примерно 459 тыс. нар-ко-зависимых граждан, средний возраст которых - 20-39 лет. Впрочем, официальная статистика не показывает, сколько всего наркозависимых граждан в России. По данным Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД РФ, в России в 2020 г. количество наркозависимых граждан оценивалось примерно в 6 млн человек [12]. Понятно, что часть потребляемых наркотических средств и психотропных веществ организованной
преступностью подпольно производится внутри страны, а часть (неизвестно какая) ввозится;
- эффективным инструментом пресечения контрабандного ввоза оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ в борьбе с преступностью, в т. ч. -с международным терроризмом.
Необходимо иметь в виду, что есть целый ряд товаров, которые очень привлекательны для криминальных структур (большая стоимость, ликвидность, малые массогабаритные характеристики), и контрабанду которых непросто выявить при таможенном контроле, даже при применении ИДК.
Для наглядности можно привести необработанные природные алмазы ювелирного качества, другие драгоценные камни, золото, платину, платиновое сырье и ряд редкоземельных металлов. Если контрабанда товаров имеет экономическую основу и характеризуется минимально необходимым объемом товаров (иначе нет смысла), системностью, то с указанными драгоценными камнями и металлами перемещение может иметь единичный характер. Это обстоятельство в совокупности с малыми массогабаритными характеристиками (по сравнению с упаковками товаров) в ряде случаев затрудняет их выявление даже с ИДК.
На практике, конечно, пока нет возможности оснастить все ПП с ИДК, особенно железнодорожные, но опыт ряда стран ЕАЭС показывает что, оснащение всех ПП на внешней границе государства - члена ЕАЭС - задача достижимая [13].
В качестве примера можно привести Республику Армения. Все ПП (4 автомобильных и 1 железнодорожный) оснащены 11 ИДК, в том числе и железнодорожным ИДК.
В Республике Казахстан все ПП - 14 автомобильных, 6 железнодорожных и 3 морских пункта пропуска (не считая воздушных) оснащены с 36 ИДК, причем ИДК установлены на всех железнодорожных ПП. Все товары, прибывающие из КНР железнодорожным транспортом, проходят таможенный контроль с ИДК. На автомобильном ПП Нур-Жолы (с максимальным грузопотоком товаров из КНР) установлено 12 ИДК, позволяющих осуществлять 100 % -ный контроль всех прибывающих товаров.
В первую очередь ИДК должны оснащаться ПП на главных направлениях товаропотоков (международные транспортные коридоры). Оснащение ПП ИДК должно сочетаться с постоянным совершенствованием аналитической работы (прежде всего, проверкой участников ВЭД по базам данных МВД России, Федеральной налоговой службы России инспектором ЦЭД при проверке товаросопроводительных документов), таможенного контроля на железнодорожном транспорте после выпуска товаров, проведением внезапных таможенных досмотров с использованием генератора случайных чисел для выбора объекта контроля.
Опыт показывает, что несмотря на неотвратимость выявления контрабанды и последующего наказания, отдельные участники ВЭД по самым
разным причинам совершают таможенные правонарушения. Мотив участников ВЭД, допускающих эти правонарушения, в основном, очень прост -минимизировать таможенные платежи или постараться вообще не платить, что обусловливается банальной человеческой жадностью. История человечества учит, что жадность, к сожалению, неискоренима, поэтому и попытки контрабанды товаров были, есть и будут в будущем, что обусловливает необходимость таможенного контроля.
Рассматривая мотивы контрабанды наркотических веществ, психотропных средств, ручного боевого стрелкового оружия, боеприпасов к ним, взрывчатки и некоторых других товаров, следует подчеркнуть присутствие как экономической, так и криминальной, а в ряде случаев - и террористической составляющей.
При принятии управленческих решений по проведению таможенных осмотров с ИДК очень важно знать закон распределения результативных таможенных досмотров как случайной величины. Для примера проанализируем статистические данные практики использования стационарного и мобильного ИДК при таможенном контроле в одной из таможен Северо-Западного таможенного управления ФТС России в течение двух последовательных лет (табл. 4) по годам, когда функционировали оба ИДК. Как видно, количество результативных таможенных досмотров с ИДК товаров, перевозимых автомобильным транспортом, по которым возбуждены административные (уголовные) дела, относительно невелико. Проверим гипотезу об их принадлежности к распределению Пуассона (редкие события).
Эта проверка показывает, что нет значимого отличия [14], а это, в свою очередь, позволяет обосновать тактику практического использования ИДК на ПП:
- ИДК должен функционировать в течение всего времени работы ПП (практическая реализация принципа «дамоклова меча»);
- ИДК на ПП должен быть исправным. При поломке должны быть приняты все меры к скорейшему восстановлению его работоспособности. Информация о том, что ИДК на ПП не работает, мгновенно доходит до участников ВЭД;
- ИДК не должен функционировать в режиме максимальной производительности - необходимо беречь его технический ресурс в целях увеличения межремонтного срока: его работа в режиме максимальной производительности не приводит к значительному увеличению выявленных таможенных правонарушений;
- в настоящее время, пока нет 100 %-ного оснащения всех ПП инспекционно-досмотровыми комплексами, проведение таможенных осмотров должно осуществляться в соответствии с риск-ориентированным (выборочным) принципом таможенного контроля товаров. Переход на поточный (100 %-ный) контроль не приведет к увеличению
Таблица 4
Количество таможенных осмотров с помощью ИДК
Стационарный ИДК Мобильный ИДК
кол-во осмотров/кол-во результативных таможенных досмотров кол-во осмотров/кол-во результативных таможенных досмотров
По месяцам: первый год второй год первый год второй год
январь 2091/9 2866/12 377/5 1820/3
февраль 2917/17 3541/15 1671/7 1952/7
март 3633/21 4775/19 1415/3 2281/0
апрель 4981/22 4529/25 2094/5 2076/4
май 2962/11 4229/23 1997/9 1857/10
июнь 2851/9 4087/21 1925/9 1948/2
июль 3474/13 4833/24 2153/5 1649/6
август 3747/9 4943/19 2043/5 2005/4
сентябрь 3687/9 4800/14 2122/5 1700/5
октябрь 4487/16 2865/13 2097/5 2297/6
ноябрь 3808/15 4503/18 1855/7 1776/9
Вычисленное значение F-критерия
1,8 1,3 0,59 1,23
Табличное значение F-критерия
1,83
Сравнение вычисленного значения F-критерия с табличным
1,8 < 1,83 1,3 < 1,83 0,59 < 1,83 1,23 < 1,83
Нет значимого отличия распределения результативных таможенных досмотров от распределения Пуассона Нет значимого отличия распределения результативных таможенных досмотров от распределения Пуассона Нет значимого отличия распределения результативных таможенных досмотров от распределения Пуассона Нет значимого отличия распределения результативных таможенных досмотров от распределения Пуассона
количества выявленных таможенных правонарушений, т.к. вероятность их наличия в контролируемых объектах относится к достаточно редким событиям (описывается распределением Пуассона);
- расхождение результатов между выявленными в процессе таможенного контроля профилями риска (реализация мер по минимизации риска) и практикой применения ИДК объясняется просто - результатом работающего ИДК на ПП.
Необходимо в заключение подчеркнуть, что ИДК является уникальным дорогостоящим техническим средством таможенного контроля с большими потенциальными возможностями. Соответственно, вопросам постоянного совершенствования его использования в таможенном контроле необходимо уделять самое пристальное внимание.
Библиографический список:
1. Гайфутдинов В.А., Сошникова О.П. О некоторых вероятностных особенностях таможенного контроля // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.№ 4 (44) 2012 г. С. 26-30.
2. Гайфутдинов В.А. О системе управления рисками при проведении таможенного контроля // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. № 1 (41) 2012. С. 41-44.
3. Поляков В.Е. Методы и приборы таможенного контроля металлов, сплавов, лома и руд: учебное пособие /В. Е. Поляков. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2008. 299 с.
4. Алимов А.С. Практическое применение электронных ускорителей. Препринт НИИЯФ МГУ № 2011. 13/877. Москва, 2011 г. 41 с.
5. URL: https://www.rstradehouse.com/pr_img/10024100 47/20180328/30726462/Presentation_Scantronic_RUS. pdf (дата обращения: 15.11.21).
6. Приказ ФТС России от 24 января 2005 года № 52 «Об утверждении Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств». URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/05fs0052 (дата обращения: 15.11.21).
7. Приказ ФТС России от 15 августа 2016 года № 1585 «Об утверждении концепции импортозамеще-ния в таможенных органах Российской Федерации до 2020 года».
8. Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации // Министерство транспорта Российской Федерации. URL: https://mintrans. gov.ru/activities/168 (дата обращения: 10.11.21).
9. Информационный ресурс: Тендер № 31705281116 | Поставка ИДК... | Тендер Медиа.
10. Первый в России стационарный досмотровый комплекс построят в Забайкальске за 396 млн р. // Чита. ру. URL: https://www.chita.ru/news/89338/ (дата обращения: 15.11.21).
11. Оказание услуг по техническому обслуживанию СИДК СТ-2630Т №ЯТ.2000.000.00.РЭ на ЖДПП Забайкальск // ToRGEAT. URL: https://torgeat.ru/ zakupki/100297672120000045 (дата обращения: 20.11.21).
12. Статистика по наркозависимым в России в 2020 году, последние цифры исследований // Центр лечения алкоголизма, наркомании и других зависимостей «Спарта74». URL: https://спарта74.рф/news/ detail/statistika-po-narkozavisimym-v-rossii-2020/ (дата обращения: 15.11.21).
13. Анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу стран Евразийского экономического союза // Официальный сайт ЕЭК. URL: www.eurasiancommission.org/ru/act/ tam_sotr/dep_tamoj_infr/SiteAssets/CIDD3_DevCI/ CIDD4_analysis_DCI_2021.pdf (дата обращения: 15.11.21).
14. Дёрффель К. Статистика в аналитической химии. Пер. с нем. М.: Мир, 1994. 268 с.