Научная статья на тему 'О некоторых трудностях в решении национального проекта No 1 «Демография»'

О некоторых трудностях в решении национального проекта No 1 «Демография» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
356
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация населения к здоровому образу жизни / диспансеризация / адекватная физическая нагрузка / motivation of the population to a healthy lifestyle / medical examination / adequate physical ac- tivity

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Владимир Дмитриевич Прошляков, Галина Владимировна Пономарева, Татьяна Ивановна Толстова, Елена Александровна Левина

Статья посвящена актуальной проблеме современного общества — состоянию здоровья населения России. Поднимается вопрос об обучении основам здоровья не только школьников, студенческой молодежи, но и всего населения страны. Осуществить эту глобальную задачу смогут только врачи, хорошо знающие основы оздоровительной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Владимир Дмитриевич Прошляков, Галина Владимировна Пономарева, Татьяна Ивановна Толстова, Елена Александровна Левина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Some Difficulties in Solving the National Project No. 1 “Demography”

The article is devoted to the actual problem of modern society — the state of health of the Russian population. The issue of teaching the basics of health not only to schoolchildren, students, but also the entire population of the country is raised. Only doctors who know the basics of health-improving physical culture will be able to implement this global task.

Текст научной работы на тему «О некоторых трудностях в решении национального проекта No 1 «Демография»»

УДК 613.955 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10046

О некоторых трудностях в решении национального проекта № 1 «Демография»

About Some Difficulties in Solving the National Project No. 1 "Demography"

Владимир Дмитриевич ПРОШЛЯКОВ,

заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры физического воспитания и здоровья Рязанского государственного медицинского университета

Галина Владимировна ПОНОМАРЕВА,

заведующая кафедрой физического воспитания и здоровья Рязанского государственного медицинского университета

E-mail: galinatulpan@mаil.ru

Татьяна Ивановна ТОЛСТОВА,

доцент кафедры физического воспитания и здоровья Рязанского государственного медицинского университета

E-mail: lfk-doctor@mail.ru

Елена Александровна ЛЕВИНА,

старший преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья Рязанского государственного медицинского университета

E-mail: levlen73@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современного общества — состоянию здоровья населения России. Поднимается вопрос об обучении основам здоровья не только школьников, студенческой молодежи, но и всего населения страны. Осуществить эту глобальную задачу смогут только врачи, хорошо знающие основы оздоровительной физической культуры.

Ключевые слова: мотивация населения к здоровому образу жизни; диспансеризация; адекватная физическая нагрузка

Здоровье — самое ценное богатство общества и каждого человека. Здоровье начинают ценить, как правило, больные или долго болевшие. Забота государства о здоровье населения не снимает ответственнос-

Abstract. The article is devoted to the actual problem of modern society — the state of health of the Russian population. The issue of teaching the basics of health not only to schoolchildren, students, but also the entire population of the country is raised. Only doctors who know the basics of health-improving physical culture will be able to implement this global task.

Keywords: motivation of the population to a healthy lifestyle; medical examination; adequate physical activity

ти за сохранение собственного здоровья с каждого человека.

Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая с Посланием Федеральному Собранию 15 января 2020 г., сказал, что главной

задачей, стоящей перед страной, является «сбережение и приумножение народа России». Средняя продолжительность жизни в России, по словам В.В. Путина, составляет в настоящее время 73 года. Снижается детская смертность, но отмечается и убыль населения в стране. Так, по данным Росстата, за январь-октябрь 2019 г. население России сократилось на 259,6 тыс. человек. Этот показатель является самым высоким в стране за последние 11 лет.

В прошедшие десятилетия в России число больных ежегодно увеличивается и за счет детей, подростков и молодежи. Ухудшение здоровья школьников на протяжении нескольких последних десятилетий является реальной угрозой национальной безопасности страны. Многолетние исследования (с 2013 по 2017 г.), проводимые сотрудниками Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Федерального государственного бюджетного учреждения «Научный центр здоровья детей» Российской академии медицинских наук под руководством профессора В.Р. Кучмы, показывают, что лишь 10—14% детей школьного возраста практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, а 35—40% — хронические заболевания.

Увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов: в возрасте 10—11 лет — три диагноза, в 16—17 лет — три-четыре диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе пять и более функциональных нарушений и хронических заболеваний (A.A. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, 2014). Тенденция к ухудшению показателей здоровья школьников влечет за собой ухудшение состояния здоровья населения во всех возрастных группах и неизменно сказывается на качестве трудовых ресурсов и росте народонаселения страны.

Здоровый образ жизни, обеспечивающий человеку полноценную жизнь без болезней, включает в себя регулярные физические нагрузки, личную гигиену, режим труда и отдыха, отказ от вредных привычек. Все эти требования к составляющим здоровья школьники должны получить в период обучения, но, к сожалению, до сих пор в школах нет предмета «Основы здоровья». В последнее десятилетие XX в. в России была сделана попытка начать подготовку учителей по основам здоровья (учителей-валеологов), но по неизвестной причине факультеты валеоло-гии в университетах были закрыты без какого-либо объяснения. Прошло более 20 лет и картина со здоровьем детей, подростков и молодежи значительно ухудшилась.

Сохранение собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого человека, которую он не должен перекладывать на систему здравоохранения. Нередко бывает так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 30—40 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Растрачено здоровье, лучшие годы уходят на лечение, страдают семья, общество. Такой печальной картины со здоровьем многих людей можно было бы избежать, если в России реально заработала бы профилактическая часть медицины.

В стране делается попытка воссоздать уже существовавшую в СССР систему диспансеризации, развал которой начался примерно 30 лет назад. Как сообщает директор Государственного научно-исследовательского центра (ГНИЦ) профилактической медицины, главный внештатный специалист по медицинской профилактике Минздрава России, профессор С. Бойцов, еще в 2014 г. в России начал реализовываться «Глобальный план действий по профилактике неинфекционных заболеваний на 2013—2020 годы», принятый под эгидой Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Глобальный план составлен с учетом имеющихся научных доказательств и предусматривает различные варианты его реализации с учетом национального законодательства, приоритетов и условий каждой страны. В России с учетом рекомендации данного плана была разработана Модель формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) и профилактики неинфекционных заболеваний. Модель включала пять блоков. Два из них — информирование граждан о факторах риска и мотивирование к ЗОЖ, а также обеспечение условий для ЗОЖ, должны были выполняться на межведомственной основе с участием разных министерств, местных администраций, средств массовой информации (СМИ), работодателей, общественных организаций и т.д. Системе же здравоохранения поручалось отвечать за три других блока — диспансеризацию и профилактические осмотры, диспансерное наблюдение и профилактическую работу в стационарах и санаторно-курортных учреждениях.

Ключевую роль в реализации всех пяти блоков планировалось возложить на центры медицинской профилактики (центры здоровья), еще в 2009 г. в 83 регионах России планировалось открыть 502 центра. Приказом Минздравсоцраз-вития России от 10 июня 2009 г. № 302-нг «О мерах по реализации постановления Прави-

тельства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 413 «О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»» были утверждены требования к организации центров здоровья, перечень оборудования для их оснащения и список специальностей, по которым должна была производиться подготовка медицинских кадров.

Десять лет работы центров здоровья во всех регионах нашей страны внесли некоторое оживление в пропаганду ЗОЖ среди населения, снизилось, но незначительно, число курящих и употребляющих алкоголь, но существенного улучшения показателей здоровья населения не произошло. Одним центрам здоровья, как показывает практика, изменить картину со здоровьем населения в лучшую сторону не удастся.

Более десяти лет назад в России очень широко по телевидению и в центральной печати обсуждались национальные проекты «Здоровье» и «Образование», генеральная направленность которых была: в здравоохранении — профилактика заболеваний с помощью диспансеризации, оснащение больниц и поликлиник необходимой медицинской аппаратурой, а в области образования — компьютеризация школ. Эти национальные проекты улучшили оснащение медицинских учреждений диагностической и лечебной аппаратурой, усилилась диспансеризация населения, в школах появились компьютеры, но вот только число здоровых детей и подростков за эти прошедшие годы не увеличилось.

Президент России В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию много внимания уделил решению национального проекта № 1 «Демография», предложив увеличить материнский капитал, ввести бесплатные обеды для школьников 1-х — 4-х классов, но в его выступлении не поднимался вопрос о высокой заболеваемости школьников, о ее росте от начальных классов к выпускным, о слабой школьной медицине, о недостаточной двигательной активности школьников. Многолетняя практика показывает, что без решения этих серьезных проблем успешная реализация национального проекта «Демография» не возможна.

Еще 29 декабря 1985 г. Министерством здравоохранения СССР был издан приказ № 1672 «О задачах органов и учреждений здравоохранения по широкому использованию физической культуры и спорта для укрепления и сохранения здоровья населения, профилактики заболеваний»,

согласно которому каждый лечащий врач был обязан делать в истории болезни или в амбулаторной карте запись о рекомендуемом пациенту двигательном режиме. Прошло более 30 лет, а врачи по-прежнему не делают такие записи не потому, что не хотят, а потому, что не знают, какие средства и методы физической культуры рекомендовать.

Нельзя не согласиться с мнением академика РАМН А.Н. Разумова и профессора О.В. Ромашина (2007) о том, что «если медицина ставит своей задачей только изучение болезней, их диагностику и лечение, она никогда не станет профилактической, никогда не будет управлять сложной саморегулирующейся биологической системой — человеческим организмом. Для того чтобы стать медициной профилактической, она должна познать закономерности функционирования организма человека, выяснить защитные механизмы, позволяющие ему функционировать и эффективно сопротивляться неблагоприятным факторам внешней среды, познать механизмы сохранения и укрепления здоровья».

Полноценное здоровье человека в значительной степени зависит от его двигательной активности. Различные средства физической культуры усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Наиболее распространенными средствами являются оздоровительный бег, плавание, гимнастические упражнения, лыжные прогулки и многие другие. Однако необходимо знать, что эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм и именно интенсивность их влияния требует индивидуального выбора и дозирования нагрузки при оздоровительных занятиях, а также контроля над этим воздействием, чтобы нагрузка не превышала возможности человека и не нанесла ущерба его здоровью.

Определение величины нагрузки и контроль над ее эффективностью для занимающихся должен выполнять врач. Однако спортивных врачей в стране на всех физкультурников никогда не хватит, они контролируют состояние здоровья только занимающихся спортом в детско-юношеских спортивных организациях и в сборных командах страны и регионов. Поэтому каждый врач (терапевт, педиатр и любой другой узкий специалист) должен стать страстным пропагандистом физкультуры, закаливания, естественных средств воздействия на организм не только здорового человека, но и при различных отклонениях в состоянии здоровья врач должен рекомендовать своим пациентам адекватную физи-

ческую нагрузку, расширяющую приспособительные возможности организма.

Таким образом, обучать основам здоровья необходимо не только школьников, студенческую молодежь, но и все население страны. Осуществить эту глобальную задачу смогут только врачи, хорошо знающие основы оздоровительной физической культуры.

Список литературы

1. Прошляков В.Д. Толстова, Т.И., Пономарева Г.В. Трудности в работе со студентами в процессе физического воспитания // Физическая культура, спорт и проблемы здорового образа

жизни в системе медицинского образования: ма-териаля Всерос. науч.-практ. конф. Барнаул — М., 2018. Ч. 1. С. 192—197.

2. Прошляков В.Д., Пономарева ГВ, Котова ГВ, Левина ЕЛ, Трушина НИ. О важности силовой подготовки студенток ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 1. С. 193—196.

3. Прошляков В.Д, Пономарева ГВ, Котова ГВ, Фалеева ЕИ, Девяткин В.Д. О подготовке студентов 1-х курсов к сдаче нормативов комплекса ГТО ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 2. С. 199—202.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Основы

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Барчуков И. С., Барчукова Г.В., Назаров Ю.Н. Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 295 с.

ISBN 978-5-238-02790-6

Рассматриваются история возникновения и развития физической культуры, научные теории, концепции и модели физкультурно-спортивного обучения и воспитания. Уделяется внимание методам и методическим приемам обучения физической культуре, использованию информационных образовательных технологий в физическом воспитании студентов.

Самостоятельная глава посвящена правовым основам в физической культуре и спорте.

Для студентов, изучающих теорию и организацию методики обучения и воспитания личности средствами физической культуры, аспирантов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.