Научная статья на тему 'Как обучить студентов медицинского вуза основам оздоровительной физической культуры'

Как обучить студентов медицинского вуза основам оздоровительной физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
482
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL ACTIVITY / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / TRAINING OF STUDENTS / HEALTH-IMPROVING PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Урясьев Олег Михайлович, Прошляков Владимир Дмитриевич

В данной статье авторы отмечают, что у студентов младших курсов медицинского вуза при изучении дисциплины «физическая культура и спорт» должны сформироваться компетенции, которые, в первую очередь, касаются использования физических упражнений для укрепления их собственного здоровья, а как в дальнейшем использовать эти знания в профессиональной деятельности студенты младших курсов ещё не понимают. Поднимается очень важный вопрос о необходимости обучения студентов медицинских вузов основам оздоровительной физической культуры, что связано с потребностью практического здравоохранения в проведении широких профилактических мероприятий в борьбе с наиболее распространёнными неинфекционными заболеваниями. Рекомендуется составление сквозной учебной программы, в которой следует при изучении учебных дисциплин делать акцент на влияние регулярных физических нагрузок или гипокинезии на строение и функции органов и систем человеческого организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Урясьев Олег Михайлович, Прошляков Владимир Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO TEACH STUDENTS OF A MEDICAL COLLEGE THE BASICS OF HEALTH-IMPROVING PHYSICAL CULTURE

In this article, the authors note that undergraduate students of a medical University in the study of discipline «physical culture and sport» must be formed competence, which primarily relate to the use of physical exercises for strengthening their own health, and how to use this knowledge in professional activities of students still do not understand. A very important question is raised-the need to teach students of medical universities the basics of improving physical culture, which is associated with the need for practical health care in carrying out broad preventive measures in the fight against the most common noncommunicable diseases. It is recommended to draw up a comprehensive curriculum, which should be in the study of subjects to focus on the impact of regular physical activity or hypokinesia on the structure and functions of organs and systems of the human body.

Текст научной работы на тему «Как обучить студентов медицинского вуза основам оздоровительной физической культуры»

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

DOI:10.23888/humJ20182292-304 КАК ОБУЧИТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ОСНОВАМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Урясьев О.М., Прошляков В.Д.

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова

Аннотация. В данной статье авторы отмечают, что у студентов младших курсов медицинского вуза при изучении дисциплины «физическая культура и спорт» должны сформироваться компетенции, которые, в первую очередь, касаются использования физических упражнений для укрепления их собственного здоровья, а как в дальнейшем использовать эти знания в профессиональной деятельности студенты младших курсов ещё не понимают. Поднимается очень важный вопрос - о необходимости обучения студентов медицинских вузов основам оздоровительной физической культуры, что связано с потребностью практического здравоохранения в проведении широких профилактических мероприятий в борьбе с наиболее распространёнными неинфекционными заболеваниями. Рекомендуется составление сквозной учебной программы, в которой следует при изучении учебных дисциплин делать акцент на влияние регулярных физических нагрузок или гипокинезии на строение и функции органов и систем человеческого организма.

Ключевые слова: физические нагрузки, обучение студентов, оздоровительная физическая культура.

HOW TO TEACH STUDENTS OF A MEDICAL COLLEGE THE BASICS OF HEALTH-IMPROVING PHYSICAL CULTURE

Uryasev O.M., Proshlyakov V.D.

Ryazan State Medical University

Abstract.In this article, the authors note that undergraduate students of a medical University in the study of discipline «physical culture and sport» must be formed competence, which primarily relate to the use of physical exercises for strengthening their own health, and how to use this knowledge in professional activities of students still do not understand. A very important question is raised-the need to teach students of medical universities the basics of improving physical culture, which is associated with the need for practical health care in carrying out broad preventive measures in the fight against the most common noncommunicable diseases. It is recommended to draw up a comprehensive curriculum, which should be in the study of subjects to focus on the impact of regular physical activity or hypokinesia on the structure and functions of organs and systems of the human body.

Key words: physical activity, training of students, health-improving physical culture.

Министерство здравоохранения Российской Федерации с 2011 года ежегодно проводит Фестиваль спорта студентов медицинских и фармацевтических вузов России под названием «Физическая культура и спорт - вторая профессия врача». Такое название Фестиваля выбрано с большим смыслом: население России на протяжении уже нескольких десятилетий ждёт от врачей конкретных индивидуальных рекомендаций по использованию физических упражнений в профилактике, лечении и реабилитации самых различных заболеваний. Хотя физиче-

ские упражнения должны быть обязательной составной частью здорового образа жизни каждого человека, но большая часть населения этого недопонимает.

Отечественное здравоохранение на протяжении многих десятилетий старается выполнять профилактическую функцию и это ей удаётся больше всего в области профилактики инфекционных заболеваний. Борьба с эпидемиями чумы, холеры, сыпного тифа и других возбудителей была настолько результативной, что надолго успокоила как медицинских работников, так и население. Все стали верить, что здравоохранение в нашей стране добьётся подобных успехов во всех областях медицины и обеспечит людям безболезненное существование.

Сейчас мы видим, что учёные - медики не смогли спрогнозировать результаты мощнейшего воздействия на людей гипокинезии и перестроить медицинское образование, которое предусматривало бы получение глубоких знаний о влиянии малоподвижного образа жизни на здорового и больного человека и путях ликвидации этих воздействий с помощью занятий физической культурой и спортом.

Академик И.П. Павлов утверждал: «Здоровье - это бесценный дар природы, оно даётся, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек...» Высказывание великого учёного нашло подтверждение в расчётах специалистов, которые утверждают, что, примерно, на 20% здоровье человека зависит от наследственности, ещё на 20% - от воздействия факторов окружающей среды, на 10% - от уровня медицинской помощи и свыше 50 % влияния на здоровье человека оказывает его образ жизни [2].

Как видно, роль здравоохранения в сохранении здоровья людей минимальна, и поэтому большой ошибкой является надежда населения на 100% обеспечение здоровья медицинскими средствами. Если учесть, что наследственность в конечном счёте формируется внешней средой, действующей через цепочку поколе-

ний, то превалирующая роль образа и условий жизни человека в сохранении его здоровья становится ещё более значительной.

Поскольку здоровье человека в большей степени зависит от образа жизни, следовательно, выпускник медицинского вуза должен получить твёрдые знания обо всех социальных и биологических факторах, влияющих на состояние здоровья. Как известно, здоровый образ жизни предусматривает: выполнение научно -обоснованного недельного объёма двигательной нагрузки; соблюдение режима труда и отдыха с учётом физиологических особенностей функционирования органов и систем; рациональное питание; личную гигиену и полноценный сон; использование оздоровительно - восстановительных средств и закаливания; отказ от курения и алкоголя; стремление создать в трудовом коллективе благоприятную психологическую атмосферу; умение снимать мышечное напряжение с помощью простейших физических упражнений; постоянный самоконтроль за своим состоянием и при необходимости своевременное обращение за медицинской помощью.

Получают ли такие знания выпускники нашего вуза? Практика показывает, что положительно ответить на этот вопрос дать нельзя. В начале 20-го века, когда медицинская помощь не всегда была эффективной, крупнейшие медики России и Советского государства, такие как П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов, Н.А. Семашко, В.В. Гориневский, А.Н. Крестовников, видели, что медицина и физическая культура должны стоять на одном уровне, быть неразрывными. В дальнейшем, с ростом достижений медицины, врачи постепенно стали отходить от физической культуры и забывать о её целебном воздействии.

Формировать правильное отношение человека к физической культуре и спорту, к закаливанию организма призваны органы здравоохранения, которые представлены работающими врачами. Лечить заболевания врачи научились, а вот предупреждать неинфекционные заболевания в полной мере у них пока не получается.

Ещё 29 декабря 1985 года Министерством здравоохранения СССР был издан приказ №1672 «О задачах органов и учреждений здравоохранения по широкому использованию физической культуры и спорта для укрепления и сохранения здоровья населения, профилактики заболеваний», по которому каждый лечащий врач обязан был делать в истории болезни или в амбулаторной карте запись о рекомендуемом пациенту двигательном режиме. Прошло более 30 лет, а врачи по-прежнему не делают такие записи не потому, что не хотят, а потому, что не знают, какие средства и методы физической культуры рекомендовать.

Нельзя не согласиться с мнением академика РАМН А.Н. Разумова и профессора О.В. Ромашина (2007) о том, что «если медицина ставит своей задачей только изучение болезней, их диагностику и лечение, она никогда не станет профилактической, никогда не будет управлять сложной самоорганизующейся биологической системой - человеческим организмом. Для того чтобы стать медициной профилактической, она должна познать закономерности функционирования организма человека, выяснить защитные механизмы, позволяющие ему функционировать и эффективно сопротивляться неблагоприятным факторам внешней среды, познать механизмы сохранения и укрепления здоровья».

В Федеральных государственных образовательных стандартах для студентов медицинских факультетов указано,что в процессе обучения у них должны быть сформированы различные универсальные компетенции (УК), одна из которых звучит так: способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Послеосвоения дисциплины «физическая культура и спорт» выпускники медицинских факультетов обязаны: знать социальную роль физической культуры в развитии личности и подготовке её к профессиональной деятельности; уметь разбираться в вопросах физической культуры, применяемой в целях профилактики и лечения больных; владеть методами физического самосовершенствования и самовоспитания, доступными методами оценки физического состояния человека,

Электронный научный журнал

«ЛИЧНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ» )

www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru

методиками коррекции физического состояния с использованием средств физической культуры.

Таким образом, у выпускников медицинского вуза должны сформироваться чёткие представления о роли физических упражнений в сохранении здоровья человека. Чтобы понять положительное воздействие физических нагрузок на организм, врач должен помнить, какие морфологические, физиологические и биохимические изменения происходят в органах и тканях при малоподвижном образе жизни и при активной двигательной деятельности.

Здоровье - это капитал, данный человеку не только природой, но и теми условиями, в которых он живёт. Поскольку здоровье это капитал, обеспечивающий благо отдельному человеку и обществу, оно требует бережного сохранения и приумножения. Президент Российской Федерации В.В. Путин на одном из своих выступлений в декабре 2017 года сказал, что главной задачей, стоящей перед страной, является «сбережение нации»,эту же задачу он отметил ив своём Послании Федеральному собранию России 1 марта 2018 года. Таким образом, усилия каждого жителя страны и общества в целом должны быть направлены на сохранение и укрепление здоровья людей. Решить эту задачу без профессиональных усилий врачей никогда не удастся.

Как же следует организовать учебный процесс на медицинских факультетах вуза, чтобы выпускники в полной мере приобрели и знания, и практические навыки использования физических упражнений в профилактической и лечебной деятельности? На сегодняшний момент чётких рекомендаций нет и в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования для медицинских специальностей, и в учебных планах нет дисциплины «здоровье человека». Хотя разные вопросы основ оздоровительной физической культуры и изучаются на многих кафедрах в течение всего периода обучения студентов, но чёткого представления о составляющих здоровья и средствах его сохранения у выпускников не остаётся.

Электронный научный журнал л

«ЛИЧНОСТЬ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ЗДОРОВЬЕ, АДАПТАЦИЯ, РАЗВИТИЕ» www.humjournal.rzgmu.ru / E-mail: humjournal@rzgmu.ru

В вузе 400 часов выделяется на занятия по дисциплине «физическая культура и спорт». Компетенции, которые должны сформироваться у студентов 1-2-3-х курсов, касаются, в первую очередь, использования физических упражнений для укрепления их собственного здоровья. Студенты в начале своего обучения в вузе ещё не могут представить и понять, что очень многое из того, что они должны освоить на кафедре физического воспитания, им может потребоваться в будущей профессиональной деятельности и, как правило, к данной дисциплине относятся без должного уважения.

Дисциплина «спортивная медицина и лечебная физическая культура», которая в настоящее время преподаётся под названием «медицинская реабилитация», изучает основы физического развития здорового человека и оценку показателей функционирования основных систем человека в норме и при занятиях спортом. В разделе лечебной физической культуры изучение основ оздоровительной физической культуры также не запланировано. Таким образом, выпускник медицинского вуза не получает устойчивых знаний, умений и навыков, необходимых для широкого использования физических упражнений в профилактических, лечебных и реабилитационных целях.

Профилактическая направленность отечественной медицины требует от врачей всех специальностей широкого применения физических упражнений, поэтому все кафедры медицинского вуза должны принимать активное участие в формировании таких знаний. Ведь основы отечественной системы физического воспитания базируются на научных достижениях морфологии, физиологии, биохимии, гигиены, а также на достижениях клинической медицины.

Ещё в 1986 и в 1987 годах в Ростовском и Одесском медицинских институтах были попытки составления сквозной рабочей программы по изучению основ оздоровительно - профилактической медицины, которые утверждались Главным управлением учебных заведений Министерства здравоохранения СССР и рекомендовались к использованию в учебном процессе в медицинских вузах страны.

В данных программах предлагалось обращать внимание на конкретные вопросы учебной дисциплины, отражающие обеспечение и выполнение человеком физических нагрузок, влияние этих нагрузок на опорно - двигательный аппарат, на функциональное состояние органов и систем, на защитные силы организма, а также изменения в этих органах, возникающие при малоподвижном образе жизни. Наибольшее количество тем, касающихся основ оздоровительной физической культуры, предлагалось изучать на таких дисциплинах, как анатомия, нормальная физиология, биохимия, гигиена, фармакология, патологическая физиология, внутренние болезни и др. После распада СССР в 1991 году про эти программы в медицинских вузах забыли.

Практика показывает, что нерешённых проблем, как в системе практического здравоохранения, так и в системе медицинского образования, много, но решать их надо. Однако, как считает Ю. Комаров (2014), все направления охраны здоровья населения России одновременно развивать нельзя, на это у государства не хватит средств. Целесообразно на каждый период времени выделять определённые приоритеты, вокруг которых концентрировать и усилия, и ресурсы. Это не означает, что развитие одних направлений будет осуществляться за счёт свёртывания остальных, просто надо выбрать определённую последовательность действий на длительную перспективу.

Как указано в Федеральном законе № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 21 октября 2011 года) приоритетным направлением системы здравоохранения является массовая социальная (первичная) профилактика заболеваний, направленная на создание и развитие условий, способствующих ведению гражданами здорового образа жизни и повышению их мотивации к здоровому поведению.

На наш взгляд, наиболее эффективным и мало затратным путём решения данной проблемы является улучшение подготовки выпускников медицинских вузов. Освоение студентами основ оздоровительной физической культуры при изу-

шЯ

чении многих медицинских дисциплин поможет повысить профилактическую направленность их будущей профессиональной деятельности.

Процесс лечения каждого, особенно длительно и тяжело болеющего пациента, должен заканчиваться реабилитацией, среди многочисленных средств которой особое место занимают эрготерапия и кинезитерапия. Как известно, кинези-терапия представляет разновидность лечебной физкультуры, использующую дозированную активную и пассивную физическую нагрузку с учётом имеющихся ограничений[1], а эрготерапия занимается улучшением качества жизни людей, которые из-за болезни или травмы потеряли способность двигаться, координировать движения и заниматься привычными делами.

Каждый выпускник медицинского вуза, занимающийся лечебной деятельностью, обязан использовать дозированные физические нагрузки в профилактике, лечении и реабилитации своих пациентов. Для того чтобы лечебная деятельность каждого врача в этом направлении была успешной, необходимо ещё в студенческие годы вооружить его конкретными знаниями о потребности организма человека в любом возрасте и в любом физическом состоянии в регулярных физических нагрузках с учётом пола, уровня здоровья или тяжести заболевания на данный период времени.

Попытаться решить данную проблему при обучении студентов можно без изменения учебного плана, без введения дополнительных часов с помощью составления сквозной учебной программы с первого по выпускной курс, в которой следует отразить отдельные темы учебных дисциплин, в которых необходимо отражать значение гипокинезии или физических нагрузок, влияющих на строение и функции органов и систем человеческого организма.При изучении дисциплины «медицинская реабилитация» особое внимание студентов следует обращать на потребность организма в регулярных физических нагрузках.

Время требует, чтобы в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова, который по многим показателям признан

одним из ведущих медицинских вузов России как «Вуз здорового образа жизни», начать серьёзное обучение студентов основам оздоровительной физической культуры.

В сентябре 2019 года академику И.П. Павлову, чьё имя носит наш университет, исполнится 170 лет со дня рождения. И.П. Павлов всю жизнь был поклонником физической культуры, сам занимался физическими упражнениями и призывал к таким занятиям своих сотрудников. Хотелось бы, чтобы наследие И.П. Павлова сохраняли все выпускники нашего университета и успешно использовали в своей практической деятельности наставления великого учёного о пользе физических нагрузок для сохранения и укрепления здоровья людей.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бонев Л. Руководство по кинезитерапии /Л. Бонев, П. Слынчев. Ст. Банков. - София, Медицина и физкультура, 1978. - 357 с.

2. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье /Ю.П. Лисицын. - М.: Сов. Россия, 1986. - 192 с.

3. Комаров Ю. В приоритете /Ю. Комаров. - Газ. «Медицинский вест-ник»,2014, 24 ноября. - С.7.

4. Разумов А.Н. Оздоровительная физкультура в восстановительной медицине: монографическое учебное пособие / А.Н.Разумов, О.В. Ромашин. - М.: МДВ, 2007. - 264 с.

5. Сауткин М.Ф. Спорт и академическая успеваемость студентов [Электронный ресурс] /М.Ф. Сауткин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2016. № 3 (14). Режим доступа: http://huшjournal.rzgmu.ru/art&id=218 (дата обращения: 20.01.2018).

REFERENSES:

1. Bonev L. Rukovodstvo po kineziterapii [Guide to kinesitherapy] / L. Bonev, P.Slynchev. St. Banks. - Sofia, Medicine and physical education, 1978. - 357 p.(in Russian)

2. Lisitsyn Yu.P. Slovo o zdorov'ye [The Word about the health] / Yu.P. Lisitsyn. -M.: Sov. Russia, 1986. - 192 p. (in Russian)

3. Komarov Yu. V prioritete [A priority] / Yuri Komarov. - Gazeta «Meditsinskiy vestnik» [«Medical Bulletin»], 2014, November 24. - S. 7. (in Russian)

4. Razumov A.N. Ozdorovitel'naya fizkul'tura v vosstanovitel'noy meditsine: mo-nograficheskoye uchebnoye posobiye [Improving physical education in restorative medicine: monographic textbook]/ A.N. Razumov, O.V. Romashin. - Moscow: MDV, 2007. - 264 p. (in Russian)

5. Sautkin M.F. Sport i akademicheskaya uspevayemost' studentov [Sports and academic progress of students] [Electronic resource]/ M.F. Sautkin // Lichnost' v me-nyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2016 №3 (14). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=218 (date of reference: 20.01.2018).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Урясьев Олег Михайлович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой факультетской терапии с курсами эндокринологии, клинической фармакологии, профессиональных болезней, проректор по учебной работе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

Прошляков Владимир Дмитриевич - заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор кафедры физиче-

щ

ского воспитания и здоровья Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Uryasev Oleg Mikhailovich - doctor of medical Sciences, Professor, head of Department of faculty therapy with a course of endocrinology, clinical pharmacology, occupational diseases, Vice-rector on educational work of the Federal State Budget Educational Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovolt-naya street, 9

Proshlyakov Vladimir Dmitriyevich-honored worker of the higher school of the Russian Federation, doctor of medical Sciences, Professor of physical education and health of the Federal State Budget Educational Educational Institution of Higher Education «Ryazan Acad. I.P.Pavlov Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9

Дата поступления: 09.03.2018г.

Дата принятия в печать: 18.06.2018г.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Урясьев О.М., Прошляков В.Д. Как обучить студентов медицинского вуза основам оздоровительной физической культуры [Электронный ресурс] /О.. Урясьев, В.Д. Прошляков// Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018 т.6 №2 (21). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=323 (дата обращения: чч.мм.гггг).

REFERENCE FOR CITING:

Uryasev O.M., Proshlyakov V.D. Kak obuchit' studentov meditsinskogo vuza os-novam ozdorovitel'noy fizicheskoy kul'tury [How to teach students of a medical college the basics of health-improving physical culture] [Electronic resource] / O.M.Uryasev, V.D. Proshlyakov // Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvi-tiye: setevoy zhurnal [Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2018 v.6 №2 (21). Access mode: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=323 (date of reference: hh.mm.yyyy).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.