Научная статья на тему 'Здоровьесберегающая программа сопровождения образовательного процесса в высших учебных заведениях'

Здоровьесберегающая программа сопровождения образовательного процесса в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
240
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кардангушева Аксана Мухамедовна, Эльгарова Лилия Вячеславовна, Эльгаров Анатолий Адальбиевич

Цель: разработать и реализовать регионально адаптированную программу профилактики хронических неинфекционных заболеваний и восстановления здоровья учащейся молодежи. Материал и методы: банк данных составил 17154 школьника, студента и лиц молодого возраста, обследованных в 1989-2010 гг. клинико-эпидемиоло гическими, социологическими и статистическими методами. Результаты: низкий уровень здоровья обследованных подростков и лиц молодого возраста послужил основанием для разработки здоровьесберегающей программы, предполагающей комплексную оценку состояния здоровья студентов и их образа жизни с последующим анализом полученных данных, разработкой и реализацией образовательных и оздоровительных профилактических проектов. Заключение: залогом эффективности превентивных программ, реализуемых в образовательных учреждениях, является интеграция усилий учреждений образования, здравоохранения, семьи и всего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кардангушева Аксана Мухамедовна, Эльгарова Лилия Вячеславовна, Эльгаров Анатолий Адальбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающая программа сопровождения образовательного процесса в высших учебных заведениях»

© Коллектив авторов, 2011 УДК 613.96/.955:614.8

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

А. М. Кардангушева, Л. В. Эльгарова, А. А. Эльгаров Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова

Одной из приоритетных задач российского здравоохранения является сохранение и восстановление здоровья учащейся молодежи. Исходно низкий уровень здоровья, нервнопсихическое перенапряжение, высокая учебная нагрузка, нерациональный образ жизни, экономическая и социальная незащищенность студентов приводят к росту их заболеваемости, что, в свою очередь, препятствует профессиональной подготовке [2,3,4,9].

Не вызывает сомнений, что значительный вклад в осуществление политики укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний могут внести образовательные учреждения, с которыми вступает в контакт практически все население. В вузах возможна комплексная работа по укреплению здоровья как учащихся, так и работающих там взрослых. Образовательные учреждения традиционно служат источником информации и определяют мотивацию в семьях, поскольку студенты, принося домой сведения о здоровом образе жизни (ЗОЖ), могут выступать в роли серьезной силы, побуждающей родителей к изменению поведения. Именно учебные заведения призваны обеспечить потребность в укреплении здоровья населения [1,7].

Вместе с тем в существующей системе образования вопросам сохранения здоровья и формирования мотивации на ЗОЖ уделяется недостаточное внимание. Анализ литературы, посвященной изучению здоровья студентов, показывает стремление исследователей всесторонне охватить проблему, определить ее причины и способы решения [3,8,9]. Однако на сегодняшний день недостаточно обобщена изучаемая проблема, и не разработан единый методический подход к организации медицинского обеспечения здоровья учащейся молодежи с учетом региональных особенностей. Поиск оптимальных путей управления здоровьем подрастающего поколения определил цель настоящего исследования: разработать и реализовать регионально адаптированную программу профилактики хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) и восстановления здоровья учащейся молодежи.

Для осуществления поставленной цели были проведены исследования (табл.), послужившие научной базой предлагаемой программы.

Кардангушева Аксана Мухамедовна, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней КБГУ, тел.: (8662)426954, 89640311050; e-mail: kardangush@mail.ru.

Эльгарова Лилия Вячеславовна, доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней КБГУ, тел.: (8662)426954, 89287082762; e-mail: lili-elgarova@yandex.ru.

Эльгаров Анатолий Адальбиевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней КБГУ, тел.: (8662)426954.

Комплексный анализ состояния здоровья учащейся молодежи позволил оценить реальную ситуацию в отношении распространенности основных ХНИЗ и их факторов риска, а также состояние медицинского обеспечения подрастающего поколения. На основе полученных результатов были разработаны и реализованы профилактические проекты для школьников. Опыт апробации образовательных программ в отдельных городских и сельских школах показал возможность влияния на уровень информированности и поведение школьников и обоснованность включения подобных проектов в учебные планы образовательных учреждений.

Таблица

Материал и объём исследований

№ п/п Наименование видов исследования Сроки Объем выполненных исследований

1 Эпидемиологические исследования школьников и студентов Кабардино-Балкарии в рамках различных кооперативных программ под руководством государственного научноисследовательского центра профилактической медицины Росздрава 1989- 2005 7655 школьников 970 студентов

2 Изучение заболеваемости учащейся молодежи по обращаемости в студенческую поликлинику и данным углубленных медицинских осмотров 2007- 2009 1640 студентов

3 Анализ организации скорой медицинской помощи подросткам и лицам молодого возраста 2003- 2004 2008- 2009 6889 подростков и лиц молодого возраста

4 Статистическая обработка и анализ полученных результатов 2009- 2010 17154 человек

Таким образом, напряженная ситуация в состоянии здоровья подрастающего поколения, необходимость совершенствования медицинского обеспечения учащейся молодежи, собственный многолетний опыт ранней диагностики и профилактики заболеваний позволили разработать и приступить к реализации научно обоснованной, адаптированной к региональным условиям и системе высшего профессионального образования здоровьесберегающей программы.

Для управления здоровьем студентов мы предлагаем многоуровневую систему донозологической диагностики и профилактики ХНИЗ, которая состо-

ит из следующих этапов. На первом этапе (скрининг с последующим мониторированием) проводится комплексная оценка состояния здоровья студентов и их образа жизни, особенностей адаптации к учебному процессу. Программа мониторинга здоровья студентов реализуется совместно сотрудниками студенческой поликлиники, центра здоровья, клинических кафедр медицинского факультета, кафедры педагогики и психологии, социологии, физической культуры и спорта, студенческого профсоюзного комитета.

Второй этап (аналитический) предполагает создание компьютерной базы данных, анализ показателей здоровья студентов. Полученные результаты обсуждаются с администрацией вуза, врачами поликлиники, профилактория, деканатами, студенческим активом с последующим определением направления профилактического вмешательства (третий этап). Сотрудниками кафедры разрабатываются образовательные и оздоровительные профилактические проекты. Современная модель образования предполагает формирование у подрастающего поколения компетентности самоорганизации - умения управлять своим здоровьем и полноценно использовать личностные ресурсы [6,7].

Для сохранения здоровья студентов большое значение имеет рациональная, гигиенически обоснованная организация учебного процесса, которая включает комплекс мероприятий: разработку учебнометодических планов, расписания занятий с учетом здоровьесберегающих технологий (чередование предметов в течение дня и на протяжении недели по степени сложности, выдерживание оптимальной продолжительности аудиторной нагрузки и перерывов между занятиями); создание условий для обучения студента в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; включение в учебный план занятий по физической культуре не менее двух раз в неделю и введение производственной гимнастики между учебными занятиями; создание оптимальных условий для адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе, а старших - к условиям профессиональной деятельности; внедрение в работу кураторов, центров качества образования, профориентации, психологической помощи студентам, здоровьесберегающих технологий; обучение преподавателей навыкам здоровьесберегающей деятельности; использование возможностей центров медицинской профилактики; организацию рационального питания участников образовательного процесса; создание комфортных условий проживания студентов в общежитиях.

Четвертый этап (профилактический) программы предполагает реализацию разработанных проектов (диспансеризация, индивидуальные оздоровительные программы, индивидуальная, групповая и популяционная стратегии профилактики) всеми подразделениями вуза. На профилактическом этапе реализуются следующие мероприятия: ежегодные медицинские осмотры в условиях студенческой поликлиники с целью ранней диагностики патологии и распределение студентов по группам здоровья с последующей рекомендацией деканатам программы коррекции обучения и воспитания студентов с нарушениями здоровья; формирование групп диспансерного наблюдения среди студентов по результатам диспансеризации с целью дальнейшего динамического наблюдения в условиях амбулаторной поликлинической сети и лечебно-оздоровительных подразделений вуза (санаторий-профилакторий, по-

ликлиника); оздоровление студентов в течение учебного года в санатории-профилактории вуза; предоставление путевок на санаторно-курортное лечение студентам; организация летнего и зимнего отдыха в Эльбрусском научно-учебном комплексе (п. Эльбрус) и на базе отдыха на побережье Черного моря (п. Новый Афон).

Для эффективной реализации проектов профилактики необходимы квалифицированные медицинские и педагогические кадры способные вести эффективную профилактическую работу. Проведенные в последние годы исследования выявили недостаточный уровень профессиональных знаний медицинских работников по конкретным проблемам профилактики заболеваний, свидетельствуя о необходимости создания системы постоянного усовершенствования знаний и умений медиков в области превентивной медицины, поскольку их возможности осознанного внедрения на популяционном уровне моделей ЗОЖ весьма значительны [4,5].

Пятый этап (образовательный) нашей программы включает в себя обучение студентов и преподавателей основам ЗОЖ и профилактики заболеваний, проведение научно-практических семинаров и конференций для медицинских работников, сотрудничество со средствами массовой информации, издание учебной, методической и просветительской литературы.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс достигаются реализацией следующих мероприятий:

1. Включение в учебный план и программы всех факультетов дисциплин, обучающих навыкам ЗОЖ и направленных на профилактику аддиктивного поведения студентов 1-3 курсов. Для повышения качества подготовки медицинских кадров в учебные программы студентов-медиков и курсантов введены лекционные и клинические занятия, элективные курсы по профилактической медицине.

2. Научно-исследовательская работа в форме реферативных обзоров, социально-гигиенических и эпидемиологических исследований по данной тематике на медицинском, экономическом, биологическом, химическом факультетах, в социально-гуманитарном институте, на факультете физической культуры и спорта, в медицинском и педагогическом колледжах. Осуществление исследовательской работы с последующим проведением конференций на базе лечебнопрофилактических и образовательных учреждений студентами во время производственной практики способствует как повышению их профессионального уровня, так и формированию мотивации для профилактической деятельности.

3. Апробация студенческих социальных проектов по превентивной медицине.

4. Разработка и внедрение дополнительных образовательных курсов по ЗОЖ для преподавателей и сотрудников.

5. Повышение квалификации сотрудников санатория-профилактория, преподавателей и аспирантов всех кафедр по здоровьесберегающим направлениям.

6. Организация и проведение тематических конференций и семинаров по профилактической медицине.

Мотивация к ЗОЖ у участников образовательного процесса воспитывается в рамках различных аспектов их жизнедеятельности:

1. Формирование активной гражданской позиции, основ гуманизма и культуры социального поведения личности (воспитательная работа).

2. Приобщение к физической культуре (дифференциация занятий физической культурой по группам здоровья, организация спортивных секций и спортивных мероприятий для студентов и сотрудников, распространение льготных абонементов в спортивно-оздоровительный комплекс).

3. Изучение историко-культурного наследия: посещение музейного и выставочного фонда, участие в музейно-выставочной деятельности, культурных мероприятиях вузовского, городского, республиканского, всероссийского и международного масштаба.

4. Организация досуга молодежи с целью форми-

рования здоровой студенческой субкультуры в вузе: проведение «Дня первокурсника», «Студенческой весны», КВН, конкурсов плакатов, поделок, акций, семинаров, круглых столов.

5. Санитарно-просветительская работа в вузе: выпуск санитарных бюллетеней, стенгазет, информационных листков по пропаганде ЗОЖ и профилактике различных заболеваний медицинскими работниками санатория-профилактория и студентами, размещение информации по данной тематике на Интернет-сайте университета.

6. Административные методы формирования навыков ЗОЖ: запрет курения на территории вуза, введение контрольно-пропускной системы в общежитиях, организация контроля досуга молодежи вне процесса обучения (развитие института кураторства, наличие штатных единиц администратора, дежурных по этажу в общежитиях университета), введение элементов самоуправления в молодежной среде (деятельность студенческого совета, выбор старост в общежитиях).

7. Организация волонтерского движения в вузе по пропаганде ЗОЖ и профилактике аддиктивного поведения.

8. Привлечение к работе членов молодёжного правительства республики.

Накопленный опыт профилактической работы позволяет рассчитывать на результативность превентивных программ, реализуемых на уровне образовательных учреждений, если они:

- межсекторальные, т.е. объединяющие усилия секторов здравоохранения и образования;

- многопрофильные, т.е. укомплектованные педагогами, эпидемиологами, медицинскими сестрами, специалистами по социальной психологии, гигиене, физической культуре и др.;

- интегрируют усилия на уровне образовательных учреждений, семьи и всего сообщества, т.е. вовлекаются в профилактическую работу члены семьи (семинары по рациональному питанию, двигательной активности, аутотренингу и т.д.);

- привлекают к сотрудничеству вузы и учреждения здравоохранения;

- используют апробированный широкий спектр учебных материалов, методов влияния на поведение.

Последний тезис может быть представлен в виде алгоритма: а) моделирование здорового поведения; б) развитие навыков, способствующих улучшению здоровья; в) поведенческие (ролевые) ситуационные игры; г) мониторинг поведения; д) определение целей; е) закрепление навыков.

Не вызывает сомнений, что вузы должны занять лидирующее место в системе укрепления здоровья и профилактики болезней студенческой молодежи. Реализация превентивных мероприятий, разработанных с учетом состояния здоровья студентов вуза, региона, -залог эффективности проекта. Это возможно лишь при взаимодействии органов управления здравоохранением и образованием субъектов РФ, администрации вузов, центров здоровья, общественных молодежных организаций и средств массовой информации.

Литература

1. Дочкина, Н.Л. Решение проблемы сохранения здоровья студенческой молодежи в современных условиях / Н.Л. Дочкина // Гигиена детей и подростков: история и современность. Проблемы и пути решения: мат. Всерос. науч.-практ. конф. - 2009. - С. 139-140.

2. Евсевьева, М.Е. Пути совершенствования диспансеризации молодых людей с угрозой развития сердечно-сосудистых заболеваний в зрелом возрасте / М.Е. Евсевьева , О.В. Сергеева , Г.П. Никулина [и др.] // Профилактическая медицина. - 2008. - №3. - С. 24-28.

3. Камаев, И.А. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние проблемы, пути решения / И.А. Камаев, Т.В. Поздеева, А.В. Дмитроченков [и др.]. - Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2005. - 312 с.

4. Колесникова, Н.Ю. Проблемы оказания медицинской помощи студентам: пути решения / Н.Ю. Колесникова, Л.В. Кочорова // Здоровье -основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: мат. Всерос. науч. - практ. конф. - СПб., 2007. - С. 118-120.

5. Косовский, Г.В. Проблемы реформирования студенческой поликлиники / Г.В. Косовский // Проблемы управления здравоохранением. -

2005. - №3. - С. 65-70.

6. Науменко, О.А. Разработка и внедрение многоуровневой системы донозологической диагностики и профилактики неинфекционных заболеваний в образовательную среду высшего учебного заведения / О.А. Науменко // Гигиена детей и подростков: история и современность. Проблемы и пути решения: мат. Всерос. науч.-практ. конф. - 2009. - С.318-320.

7. Нежкина, Н.Н. Развитие компетентности здоровьеформирующего характера у школьников в условиях модернизации системы образования / Н.Н. Нежкина, М.К. Майорова, Ю.В. Чистякова [и др.] // Гигиена детей и подростков: история и современность. Проблемы и пути решения: мат. Всерос. науч.-практ. конф. - 2009. - С. 320-321.

8. Свиридова, И.А. Медико-социальная и организационная основа формирования здоровья студенческой молодежи (на примере вузов г. Кемерово) / И.А. Свиридова // Валеология. -

2006. - №3. - С. 5-10.

9. Состояние и проблемы студенческой молодежи / Л.В. Нефедовская; под ред. проф. В. Ю. Альбицкого. - М.: Литтера, 2007.-192 с.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

А. М. КАРДАНГУШЕВА, Л. В. ЭЛЬГАРОВА,

А. А. ЭЛЬГАРОВ

Цель: разработать и реализовать регионально адаптированную программу профилактики хронических неинфекционных заболеваний и восстановления здоровья учащейся молодежи.

Материал и методы: банк данных составил 17154 школьника, студента и лиц молодого возраста, обследованных в 1989-2010 гг клинико-эпидемиологическими, социологическими и статистическими методами.

Результаты: низкий уровень здоровья обследованных подростков и лиц молодого возраста послужил основанием для разработки здоровьесберегающей программы, предполагающей комплексную оценку состояния здоровья студентов и их образа жизни с последующим анализом полученных данных, разработкой и реализацией образовательных и оздоровительных профилактических проектов.

Заключение: залогом эффективности превентивных программ, реализуемых в образовательных учреждениях, является интеграция усилий учреждений образования, здравоохранения, семьи и всего общества.

Ключевые слова: школьники, студенты, здоровье, профилактика, здоровый образ жизни, образование

HEALTH SAVING PROGRAM

OF SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

KARDANGUSHEVA A., ELGAROVA L.,

ELGAROV A.

Purpose: to develop and bring together regionally adapted program of prevention of non-infectious diseases and restoration of students’ health. Material and methods: the database totaled 17154 pupils, students and young people surveyed in 1989-2010 years by means of the clinical, epidemiological, sociological and statistical methods.

Results: the low level of health of the examined teenagers and young people served as the basis for the development of health saving program intented to offer comprehensive assessment of students’ health and their lifestyle with the follow-up analysis of the obtained data, development and implementation of educational, health-improving and prophylactic projects.

Conclusion: the key to effectiveness of the preventive programs, implemented at educational institutions is to integrate the efforts of the educational and health institutions, family and the whole society.

Key words: schoolchildren, students, health prevention, healthy lifestyle, education

© Н. М. Бурдули, С. К. Гутнова, 2011 УДК: 616.37 - 002

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ КЛИНИЧЕСКОЙ СИМПТОМАТИКИ И ПОКАЗАТЕЛЯМИ МОТОРНОЙ ФУНКЦИИ ВЕРХНИХ ОТДЕЛОВ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМ ПАНКРЕАТИТОМ

Н. М. Бурдули, С. К. Гутнова Северо-Осетинская государственная медицинская академия

Хронический панкреатит (ХП) по распространенности, росту заболеваемости, временной нетрудоспособности и частоте инвалидиза-ции является важной социально-экономической проблемой [2, 4].

Двигательная функция желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) - важный компонент пищеварительного процесса, обеспечивающий захват пищи, механическую обработку (измельчение, перемешивание) и продвижение по пищеварительному тракту в соответствии с периодами химической переработки пищевых продуктов в его отделах [1, 3, 4]. Нарушение моторной функции верхних отделов ЖКТ может играть важную роль в патогенезе основных клинических симптомов Хп и определять прогредиентность его течения.

Бурдули Николай Михайлович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии ФПДО с общей врачебной практикой (семейной медициной) СевероОсетинской государственной медицинской академии, тел.: (8672)539460, 89888752788; e-mail: burduli@yandex.ru.

Гутнова Светлана Казбековна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры терапии ФПДО с общей врачебной практикой (семейной медициной) Северо-Осетинской государственной медицинской академии, тел.: (8672)540630, 89288616579; e-mail: Gutnova76@mail.ru.

Целью исследования явилось изучение взаимосвязи между выраженностью клинической симптоматики и показателями моторной функции верхних отделов желудочно-кишечного тракта у больных ХП в фазе обострения.

Материал и методы. Обследовано 67 человек (55 женщин и 12 мужчин). В основную группу вошли 47 больных ХП в фазе обострения (средний возраст 56,5±4,3 года, средняя длительность анамнеза -8,03±2,3 года). Контрольную группу составили 20 здоровых добровольцев.

До начала лечения больные предъявляли жалобы на боли в эпигастрии, обоих подреберьях, опоясывающие боли. Диспептический синдром имел место у всех больных и проявлялся изменением аппетита, тошнотой, рвотой, отвращением к жирной пище, сухостью, горечью во рту, вздутием живота, поносами, запорами, их чередованием.

Периферическую электрогастроэнтерографию (ЭГЭГ) проводили с помощью прибора «Гастроскан-ГЭМ» (НПП «Исток-Система», Фрязино). При анализе сигнала по мощности использовали следующие показатели: процентный вклад каждого частотного спектра в суммарный спектр (Р/Р8) (%); коэффициент ритмичности (Критм); коэффициент соотношения (Р,/Р,+1) (%). Полученные дан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.