ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
PROFESSIONAL GROWTH, EDUCATION AND DEVELOPMENT OF AN INDIVIDUAL
УДК/UDC 371.321 EDN VFRJOY
Журавлева Ольга Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент; ФГБОУ ВО Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово
Меркурьев Владимир Владимирович
доктор экономических наук, доцент, ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»; ФГБОУ ВО Кузбасский государственный технический университет имени Горбачева Т. Ф., г. Кемерово
Zhuravleva Olga V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo
Merkuryev Vladimir V.
Doctor of Ecomonic Sciences, Associate Professor, Kuzbass Regional Institute for the Vocational Education Development, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo
О НЕКОТОРЫХ РЕСУРСАХ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
В УСЛОВИЯХ ВУЗА
ABOUT SOME RESOURCES FOR PREPARING YOUNG PEOPLE FOR SOCIAL AND PROFESSIONAL SELF-REALIZATION IN THE UNIVERSITY CONDITIONS
Аннотация. В статье рассмотрена смена трендов, произошедшая в XXI в. на рынке труда. Доказано, что современные вызовы диктуют пересмотр условий и актуальных ресурсов для создания новых возможностей в подготовке обучающейся молодежи к трудоустройству в условиях профессионального образования. Цель статьи - обоснование актуальности поиска новых ресурсов и их выявление для подготовки обу-
чающихся к выходу на рынок труда. Авторами даны предложения по совершенствованию подготовки обучающихся в образовательных организациях профессионального образования к выходу на рынок труда на основе современных трендов и требуемых работодателями навыков.
Ключевые слова: профориентация, профессиональная карьера, социально-профессиональное самоопре-
деление молодежи, «мягкие» навыки, содействие трудоустройству молодежи.
Abstract. The article considers the change of trends that occurred in the XXI century in the labor market. It is proved that modern challenges dictate the revision of conditions and relevant resources to create new opportunities in preparing young people for employment in vocational education. The purpose of the article is to substantiate the relevance of the search for new resources and their identification for preparing university students to enter the labor market. The authors have given suggestions for improving the preparation of students in the conditions of educational organizations of vocational education to enter the labor market on the basis of modern trends and skills required by employers.
Keywords: career guidance; professional career; social and professional self-determination of students; soft skills, support of youth employment.
Введение
Актуальность проблематики, которой посвящена статья, определяется тем, что на рынке труда сегодня усилился дефицит кадров как рабочих специальностей, так инженерно-технических и др. Ситуация фактически является критической для ряда сфер экономической деятельности - предложения в разы превышают спрос. У работодателей сложности с поиском работников, соответствующих современным требованиям, владеющих необходимыми навыками. Нынешняя система профессионального образования не может в достаточной мере удовлетворить потребности работодателей. Цель написания данной статьи: обоснование актуальности поиска новых ресурсов и их выявление для подготовки обучающихся к выходу на рынок труда. Научная новизна статьи определяется тем, что в ней выявлены вызовы, ресурсы и условия, актуальные для подготовки молодежи к выходу на рынок труда и успешному функционированию на нем. Это, в свою очередь, будет способствовать и решению кадровых проблем в сфере экономики, в том числе и в перспективе. Результаты могут быть внедрены в деятельность вузов, ссузов и в перспективе масштабированы.
Методология и результаты
Успешная профессиональная карьера обучающихся зависит от ряда факторов, включающих осознанность социально-профессионального самоопределения и готовность к эффективному функционированию на рынке труда и в социуме. Несомненно, влияют на это и наличие устойчивой мотивации к труду, субъектная позиция в самореализации, профессиональная
подготовка, постоянное профессиональное развитие и имеющиеся навыки и компетенции.
В современном мире организации профессионального образования становятся главной движущей силой экономики. Образование представляет собой сферу экономики, от состояния которой во многом зависит будущее государства, одну из важнейших составляющих социально-культурной жизни общества, а также фактор национальной безопасности [5; 13]. Для нее в сложившихся условиях особую значимость представляют происходящие трансформации в вопросах экономической, кадровой, образовательной политики и перспективы социально-профессиональной самореализации молодежи как важнейшего потенциала и залога общественного благополучия и успешности развития государства.
Важным ориентиром для современного российского профессионального образования стали новые инициативы и стратегии, обозначенные Президентом Российской Федерации в ежегодном Послании, которые включают задачи не только перехода на традиционное российское образование, но и создание новых возможностей для образования, трудоустройства, развития студентов (Послание Президента РФ Федеральному собранию 21.02.2023 г.). Это означает необходимость поиска новых подходов, ресурсов, средств для социально-профессионального развития обучающихся, чтобы они соответствовали не только сегодняшним требованиям, но и были превентивно готовы к стремительно изменяющимся в XXI веке условиям рынка труда и профессий, эволюционным вызовам, обусловленным прогрессивным развитием цифровизации и технологий и др. [2].
Рассмотрим значимые для нашего исследования основные тенденции на рынке труда и в сфере образования, которые непосредственно влияют на благополучие подрастающего поколения и социально-экономическое благосостояние России и Кузбасса.
Сегодня рынок труда характеризуется дефицитом кадров не только рабочих специальностей, но и инженерно-технических. Крайне сложная ситуация сложилась в Кузбассе и в России в целом. Она фактически является критической для ряда важных сфер экономической деятельности - предложения работодателей в разы превышают спрос [3]. Одной из причин такого состояния является «очередная демографическая яма», которая отягощается миграционными процессами, связанными с оттоком специалистов в крупные или привлекательные по зарплате, условиям труда или иным причинам регионы.
Анализ информации служб занятости и сервиса для поиска работы и сотрудников «Работа.ру» показал, что
еще одна значимая причина - нынешняя система профессионального образования не может в достаточной мере удовлетворить потребности работодателей. Выявлено, что сложнее всего в России найти инженеров. Среди причин в поиске работников отмечаются: отсутствие необходимых навыков - 69 %, завышенные зарплатные ожидания - 50 % и низкая соискательная активность - 18% [16]. В целом, практически все претензии в отношении выпускников профессионального образования относятся к проблеме недостаточной подготовки молодежи к планированию карьеры, формированию стратегических адаптационных навыков или качеств XXI века и, прежде всего, soft skills («мягких» навыков).
Большим достижением стало изменение позиции российских компаний, которые стали охотнее нанимать молодых специалистов без опыта работы (данные совместного исследования стаффинговой группы компаний Ancor и АНО «Россия - страна возможностей»). В исследовании говорится, что 77% опрошенных представителей бизнеса (всего 1737 участников) привлекали в 2022 г. на работу молодых специалистов без опыта. Среди компаний, которые ранее не делали этого, 96% хотели бы нанимать таких специалистов в будущем [11]. Таким образом, работодатели стали понимать важность своей субъектной позиции в подготовке молодежи к выходу на рынок труда.
Нами представлены функции профориентации в организации профессионального образования (техническом вузе) - они способствуют не только обоснованному самоопределению (с включением всех его составляющих), социально-профессиональному успеху обучающихся, но и решению имиджевых проблем рынка инженерно-технических профессий и вуза в целом, проблем кадрового обеспечения экономически значимых сфер деятельности [5]. Следует отметить, что задачи привлечения студентов стали решаться достаточно хорошо, но другие аспекты требуют внимания.
Законодательно за вузами и преподавателями закреплены задачи в содействии профессиональному самоопределению и самореализации студентов: формировать у обучающихся профессионально важные качества по избранному направлению подготовки, гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии (п. 5 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») [15]. Но реально, сложившиеся условия и стремительность происходящих перемен требуют пересмотра деятельности некоторых программ как основных образовательных, так и дополнительного образования, поиска
ресурсов для создания новых возможностей студентам в существующих и будущих условиях. По сути, сейчас на образование возлагается миссия быть развивающей и развивающейся. Важнейшая задача - восполнить пробел и создавать условия для содействия своим обучающимся не только в профессиональном самоопределении, но и в целенаправленной подготовке к выходу на рынок труда. Профориентация могла и может оперативно реагировать на все вызовы и положительно влиять на ситуацию, изменить ее.
Но традиционно считается, что профессиональное самоопределение должно состояться в школьные годы. Однако анализ научной психолого-педагогической литературы показал многообразие подходов к толкованию термина «самоопределение». Как правило, он используется для выражения процесса взросления человека, формирования его перспектив и планов на жизнь, выбора дальнейшей профессии, а также для выражения мнения человека относительно определенного факта или события. Он характеризует осмысленную, целенаправленную деятельность человека, которая приводит к достижению конкретной цели [7; 9; 12]. Так, Э. Ф. Зеер считает, что профессиональное самоопределение представляется важнейшим фактором реализации человека в определенной профессии и культуре в целом [7].
В этой связи составляющими профессионального самоопределения выступают профессиональные ценности, мотивы, интересы, взаимоотношения, установки. В ходе профессионального формирования и развития человека эти компоненты трансформируются. Но ученые и практики едины во мнении, что профессиональное и личностное самоопределение взаимосвязаны и в последнее время преобладает мнение о первосте-пенности самоопределения личностного [11; 12; 17].
К сожалению, при понимании огромной значимости системы профориентации молодежи для решения социально-экономических задач она до сих пор не имеет государственного статуса. С точки зрения С. Н. Чистяковой, академика РАО, известного российского специалиста в сфере профориентации, ее характеризует «...декларированность и практическое отсутствие государственного статуса профориентации молодежи в России; эпизодичность ее осуществления; неподготовленность учителей и других практических работников к ее реализации; недостаточную связь и преемственность школы,родителей, системы профессионального образования, производства, службы занятости и других социальных институтов; а отсюда -подмена и дублирование функций различными субъектами, ответственными за трудоустройство, обеспе-
чение занятости и в целом за судьбу подрастающего поколения» [17, с. 119].
Стоит отметить, что в классической профориентации обоснованы и включены компоненты не только помощи в самоопределении, сопровождении личности с раннего детства до верхних границ молодежного возраста, но и в развитии, адаптации на рабочем месте, а также психологическая поддержка человека в соответствующих сложных жизненных и учебно-производственных ситуациях [7; 9; 12; 17].
Задачи профориентации закономерно меняются под влиянием вызовов времени. Сегодня профориентация должна помочь подрастающему поколению самоопределиться с ценностно-смысловыми ориентирами и, главное, участвовать в их формировании. Мы разделяем точку зрения о том, что это одна из главных задач современного образования. Так, Резапкина Г. В. отмечает: «Ответ на вопросы «Каким быть? Зачем быть?» первичен в ситуации профессионального самоопределения, то есть «Кем быть?» [13]. Всем известная формула обоснованного профессионального самоопределения «Хочу - Могу - Надо» дополняется фактором «Какой Я» и такая модель профориентации сегодня востребована. Еще один ее важный тренд, который следует брать во внимание - готовность к изменениям на протяжении всей жизни [10].
В этой связи логично рассмотреть следующую взаимосвязь: современный студент, его личность, соответствие требованиям работодателя. Однозначно, в сложившейся ситуации ведущие позиции должны занимать семья, школа, но пока это не реализовано в полной мере. Поэтому профессиональное образование призвано компенсировать эти недостатки, помочь молодому человеку самоопределиться в такое динамичное время, в том числе на рынке труда, научиться разбираться в многочисленных потоках актуальной информации.
Активное освоение обучающимися востребованных на рынке труда навыков и компетенций затруднено по разным причинам. Одна из них в том, что всего 35% обучающихся удовлетворены выбором вуза, т.е. выбор остальных был необоснованным, неосознанным и, соответственно, учиться, развиваться и стремиться к трудоустройству по профилю обучения им просто неинтересно [3].
Современные студенты и их родители требуют от профессионального образования, в том числе, развития необходимых навыков, которые требуются для трудоустройства, работы, получения квалификации, позволяющей иметь в перспективе высокий уровень зарплаты и карьерный рост, самостоятельность в устрой-
стве своей жизни. При выборе вуза студенты руководствуются, в основном, мотивами его перспективности и направления обучения для дальнейшего трудоустройства. Сохраняется и привлекательность самой студенческой жизни как фактора независимости и свободы. Наблюдается тенденция увеличения численности молодежи, стремящейся к самостоятельности: готовы совмещать обучение с работой, планировать карьерные перспективы и т.п.
Нами проведено анкетирование среди студентов первого курса, обучающихся по направлению «Строительство» ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им Т. Ф. Горбачева» (2021 г.). Задачей было определено изучение отношения студентов к выбору вуза и направления профессиональной подготовки, изучение рейтинга мотивов выбора вуза и представлений о специфике своей будущей профессии.
Временным периодом опроса был выбран второй семестр, когда уже состоялись и пройдены адаптационные трудности, есть опыт и результаты участия в сессии, расширилось представление о вузе, карьерных перспективах и состоялось некоторое осмысление правильности профессионального самоопределения. Анализ анкет показал, что 48 % респондентов из 125 участников опроса в качестве ведущего мотива выбора вуза обозначили «желание овладеть этой профессией». Считаем, что это закономерно, так как строительная сфера в настоящем и будущем перспективна не только для Кузбасса, но и в масштабах страны. Поэтому в последнее время наблюдается достаточно высокий конкурс в университет на данное направление подготовки.
Об этом свидетельствуют и выборы следующего взаимосвязанного мотива - «возможность трудоустройства после вуза» - 33,6 % респондентов. На третье место поставлен мотив «интерес к студенческой жизни». Его отметили 28,8% первокурсников. Итак, целью современного вуза становится не только теоретическая подготовка профессиональных кадров, получение студентами удовольствия от учебы и общения с однокурсниками,но и их самореализация, профориентация. Российское профессиональное образование дает человеку хорошие базовые фундаментальные теоретические знания, но, при этом, недостаточно внимания уделяется формированию актуальных навыков, профессиональной ориентации, а она определяет будущее любого человека. Известный факт о том, что образование всегда отстает от производства, проецируется на знания и умения. Сегодня работодатели заявляют об их несоответствии требованиям.
Становится очевидно, что подготовить современного профессионала с актуальным набором востребованных навыков без взаимодействия с работодателями, включения в практико-ориентированную, целесообразную проектную и социально-профессиональную деятельность весьма затруднительно. Важна и возрастающая значимость навыков hard и soft skills (навыки адаптации) и их предпочтение хорошей теоретической подготовке. Профессионально значимым действиям, умениям можно научить, в том числе в ходе внутрифирменной подготовки, на конкретном рабочем месте при сопровождении опытным наставником. А вот навыки soft skills («мягкие», «гибкие») - «общекультурные навыки XXI века», надпрофессиональные качества в менеджменте и профориентации называют «стратегическими навыками XXI века» [6; 8; 14; 16]. Ряд исследователей использует и широко известное в мире понятие «Качества («навыки») XXI века» [6], которое впервые прозвучало на международном экономическом форуме в Давосе в 2015 г. [2]. Образование всего мира уже активно внедряет в свою практику развития у обучающихся данных навыков. Мы разделяем точку зрения исследователей о том, что посредством создания условий для их развития у обучающихся обеспечивается расширение способов самореализации, в том числе в решении вопросов трудоустройства и самозанятости, в динамично меняющемся мире. Развитие их у студентов вне образовательного процесса не всегда и не у всех получается по разным причинам. Считаем достижением, «шагом вперед» осознание частью сегодняшних работодателей преимуществ воспитания сотрудников под свои запросы» [11].
Перечень мягких навыков активно обсуждается учеными и практиками в последнем десятилетии. Сам перечень качеств достаточно взаимосвязан и зависим от процесса трансформации общества, которые, в свою очередь, влияют на изменение технологий. Так, кризисные социально-экономические явления, связанные с пандемией Covid-19, способствовали сокращению социальных контактов и стремительному росту бесконтактных технологий и, соответственно, востребованности новых, более сложных навыков» [6]. На основе рассмотрения ряда факторов, значимых для поиска и создания организациями профессионального образования актуальных возможностей для развития и подготовки студентов к выходу и успешному функционированию на рынке труда с учетом профиля своего образования, предлагаем использовать следующие направления:
1. Профессиональная ориентация в решении имид-жево-значимых профориентационных задач. Хотя во многих образовательных организациях действуют
специальные структуры и программы, необходимым представляется их совершенствование в процессе профессиональной подготовки обучающихся. Важным моментом, по мнению авторов, является возвращение к опыту организации оплачиваемых стажировок и практик, которые были ранее интегрированы в программу обучения и организовывались, в том числе службами занятости. Это хороший шанс сохранить молодых инженеров на предприятиях региона и помочь им в успешной карьерной самореализации. Целесообразно рассмотреть внедрение специальных развивающих курсов, дисциплин с участием профессионалов и введение ставок профессиональных / карьерных консультантов в каждом институте с учетом специфики контингента и направления обучения.
2. Развитие востребованных социально-профессиональных навыков и компетенций. Примером может служить Кузбасский государственный технический университет имени Горбачева Т. Ф. по введению дисциплин, направленных на формирование и развитие мягких навыков и значимых компетенций для вхождения в профессиональную среду, повышение мотивации к профессионально-личностному развитию. Методическим сопровождением являются программы курсов «Основы управления профессиональной деятельностью», «Основы управления проектами». Несомненным достоинством дисциплин является прикладной характер занятий по развитию востребованных социально-профессиональных навыков, так называемых качеств XXI века, которые формируются с применением современных технологий, таких как решение кейсов, проектная деятельность и др. Освоение программ организуется с преобладанием интеракций, использованием форм и методов личностно-ориентированного, компетентностного, деятельност-ного подходов, проектирования и моделирования социально-профессиональных ситуаций и др.). Данный подход считается наиболее оптимальным в меняющихся условиях, и следует особое внимание уделять изменяющимся условиям, комплексным вызовам.
3. Постоянный мониторинг рынка труда, направлений и специализаций подготовки в вузе и широкое его распространение среди педагогов и обучающихся. Открытые базы данных обеспечат студентам доступ к информации работодателей, учебным курсам и материалам для улучшения навыков поиска работы, составления резюме и др. Это хорошо развивает навык работы с информацией и ее анализа, помогает выстраивать карьерные траектории, выбирать стажировки, формировать мотивацию к самоопределению и др. Значима и включенная позиция работодателей в подготовку
кадров для себя. Распространять опыт реализации ста-жерских и лидерских программ, менторской деятельности для студентов. База данных выпускников создаст условия для успешной конкуренции работодателей за лучшие инженерные кадры [5].
4. Создание условий для развития у студентов навыков самозанятости и предпринимательства. Данное направление перспективно в контексте траекторий развития рынка труда и преобразований в экономике.
Заключение
Рассмотрение актуальных подходов и ресурсов к организации содействия профессиональному развитию обучающихся, формированию у них востребованных рынком труда социально-профессиональных гибких навыков, является необходимым условием преодоления сложившейся критической ситуации на рынке труда (в том числе, его обеспечения инженерными кадрами). При высокой востребованности инженеров в экономике, особенно в промышленном регионе, их навыки и компетенции часто не соответствуют современным требованиям.
Предложенные в статье направления и средства для решения обозначенных задач перспективны как для сегодняшнего дня, так и для будущего. Несомненно, важно акцентировать внимание на педагогическом сопровождении обучающихся с опорой на лучшие традиции отечественной профориентации, а также с учетом современных тенденций в сфере науки и образования. Сегодня становится очевидным, что предлагаемые в сети Интернет профориентационные программы не способны сами по себе сформировать актуальные навыки, готовность к самоопределению и успешной самореализации у обучающейся молодежи. По сути, эти программы являются вспомогательными средствами решения жизненно важных задач.
Вузам необходимо пересмотреть используемые ресурсы и изыскать новые возможности для обеспечения практико-ориентированной помощи обучающимся в формировании востребованных профессионально-значимых навыков и компетенций, с целью успешного функционирования в социально-профессиональной среде. Указанные меры повысят эффективность деятельности образовательных организаций в регионе.
Литература
1. Баканов А. А., Жигалова И. А., Меркурьев В. В. Формирование универсальных проектных компетенций в подготовке инженерных кадров: Междисциплинарный подход // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29442 (дата обращения: 15.03.2023).
2. Всемирный экономический форум в Давосе, 2020 г. (Новости 24.10.2020). URL: https://incrussia.ru/news/new-skills-wef.
3. Грамотная профориентация - главный вызов в образовании URL: https://vc.ru/education/160241-gramotnaya-proforientaciya-glavnyy-vyzov-v-obrazovanii-21 -veka.
4. Гриффин П. «Навыки XXI века»: новая реальность в образовании URL: http://erazvitie.org/article/ navyki_xxi_veka_novaja_realnost.
5. Журавлева О. В. О некоторых подходах к организации проф-ориентационной работы в условиях профессионального образования // Ресурсы развития социально-профессиональной траектории учащейся молодежи: вызовы XXI : материалы всеросс. науч.-практ. конф. с международ. участием. Курск. 2015. С. 22-26.
6. Журавлева О. В. Вызовы 21 века в планировании карьеры. Россия молодая: Сборник материалов XIV Всерос. научно-практической конференции с международным участием. Кемерово, 2022. URL: https://science.kuzstu.ru/wp-content/ Events/Conference/RM/2022/RM22/index.htm.
7. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориенто-логия: теория и практика. М., 2006. 192 с.
8. Какие soft skills точно понадобятся для успешной карьеры в финансах. URL: https://finacademy.net/materials/article/ soft-skills-dlya-karery-v-finansah.
9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону 1996. 512 с.
10. Комаров Р. В., Шаповалов И. В. Тренды, тенденции и модели развития профориентации // Вестник МГПУ Серия «Педагогика и психология» 2018. URL: https://pedpsyjournal.mgpu.ru.
11. Российские компании в 2022 году стали чаще нанимать специалистов без опыта работы. URL: WWW.vedomosti.ru (дата обращения: 15.03.2023).
12. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М., 2008. 496 с.
13. Резапкина Г. В. О выборе будущей профессии. URL: https:// firo.ranepa.ru/novosti/11 21-galina-rezapkina-o-vybore-budushchej-professii.
14. Сорокопуд Ю. В., Амчиславская Е. Ю., Ярославцева А. В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов. Москва. 2021. С. 194-196.
15. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11446/bd391 9dee3704d7aef3ed2b26f5a9ea6f4936011.
16. Хижная А. В., Быстрова Н. В., Шарыгина Е. Н. Развитие soft skills («гибких навыков») для успешной карьеры выпускников вуза // Проблемы современного педагогического образования. Нижний Новгород. 2019. С. 261-263.
17. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 118-122.
References
1. Bakanov A. A. Formation of universal design competencies in the training of engineering personnel: an interdisciplinary approach / A. A. Bakanov, I. A. Zhigalova, V. V. Merkuryev // Modern problems of science and education. 2019. No. 6. Р. 82. DOI 10.17513/ spno.29442. EDN FYQYDP.
2. The World Economic Forum in Davos, 2020. (News 24.10.2020). [Electronic resource] URL: https://incrussia.ru/news/ new-skills-wef.
3. Competent career guidance is the main challenge in education [Electronic resource] URL: https://vc.ru/
education/160241-gramotnaya-proforientaciya-glavnyy-vyzov-v-obrazovanii-21-veka.
4. Griffin P. "Skills of the XXI century": a new reality in education [Electronic Resource] URL: http://erazvitie.org/article/ navyki_xxi_veka_novaja_realnost.
5. Zhuravleva O. V. About some approaches to the organization of career guidance work in the conditions of vocational education / O. V. Zhuravleva // Resources for the development of the socio-professional trajectory of students: challenges of the XXI century : materials of the Scientific and Practical Conference with International participation. Kursk, 2015. P. 22-26.
6. Zhuravleva O. V. Challenges of the 21st century in career planning. Young Russia: Collection of materials of the XIV All-Russian Scientific and Practical Conference with International participation. Kemerovo, 2022. URL: https://science.kuzstu.ru/wp-con-tent/Events/Conference/RM/2022/RM22/index.htm.
7. Zeer E. F., Pavlova A. M., Sadovnikova N. O. Vocational guidance: theory and practice. M., 2006. 192 p.
8. What soft skills will definitely be needed for a successful career in finance. URL: https://finacademy.net/materials/article/ soft-skills-dlya-karery-v-finansah.
9. Klimov E. A. Psychology of professional self-determination. Rostov N./D., 1996. 512 p.
10. Komarov R. V., Shapovalov I. V. Trends, trends and models of career guidance development //Bulletin of the Moscow State
Pedagogical University Series "Pedagogy and Psychology" 2018. URL: https://pedpsyjournal.mgpu.ru
11. Russian companies in 2022 began to hire specialists without work experience more often. URL: www.vedomosti.ru (15.03.2023).
12. Pryazhnikova E. Yu., Pryazhnikov N. S. Career guidance. M., 2008. 496 p.
13. Rezapkina G. V. On choosing a future profession. URL: https:// firo.ranepa.ru/novosti/11 21-galina-rezapkina-o-vybore-budushchej-professii.
14. Sorokopud Yu. V. Soft skills ("soft skills") and their role in the training of modern specialists / Yu. V. Sorokopud, E. Y. Amchislavs-kaya, A. V. Yaroslavtseva. Moscow, 2021. P. 194-196.
15. Federal Law No. 125-FZ of 22.08.1996 (ed. of 03.12.2011) "On Higher and postgraduate professional education" (with amendments and additions, effective from 01.02.2012). [Electronic resource] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_11446/bd3919dee3704d7aef3ed2b26f5a9ea6f493 6011.
16. Khizhnaya A. V., Bystrova N. V., Sharygina E. N. Development of soft skills ("flexible skills") for a successful career of university graduates / Problems of moderm pedagogical education. Nizhny Novgorod, 2019. P. 261-263.
17. Chistyakova S. N. Professional self-determination of students: problems and solutions // Vocational education in Russia and abroad. 2015. No. 2 (18). P. 118-122.