СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА COMPARATIVE PEDAGOGY
УДК/UDC 371 (71)
DOI 10.54509/22203036_2021_4_190
В. И. Петрищев, Т. П. Грасс, A. Е. Крашенинникова V. Petrishchev, Т. Grass, A. Krasheninnikova
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ КАНАДЫ1
PECULIARITIES OF VOCATIONAL EDUCATION IN CANADIAN SCHOOLS2
Введение. В статье рассматривается интеграция профессионального образования в школьное обучение как условие формирования личности, способной плодотворно жить в современном обществе и преобразовывать его, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной.
Целью статьи является определение основных принципов организации и интеграции системы профессионального образования в школах Канады, а также выявление особенностей содержания работы школ по организации профессионального обучения в Канаде.
Методология. Достижение поставленной цели и решение задач исследования осуществляется посредством анализа научно-методической литературы по проблеме повышения эффективности профессиональной подготовки старшеклассников в Канаде;
обзора нормативно-программной документации, регламентирующей содержание и цели профессионального образования в канадских школах; обобщения передового педагогического опыта, представленного результатами экспериментальных исследований канадских ученых; сравнительного анализа содержательного аспекта учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки старшеклассников в ряде канадских провинций.
Результаты. Профессиональное образование в значительной степени способствует развитию самосознания подрастающего поколения, повышению их самооценки, представляет ценную основу для определения своего жизненного профессионального пути, принятия обоснованных решений в области образования, карьеры и трудоустройства. Как следствие, каждая провинция и территория выделяют значительные средства на профессиональное образование через финансирование профессиональных сооб-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке авторов Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 20-013-00141А
2 The article was prepared with the financial support of the authors from the Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project no. 20-013-00141A.
ществ и благотворительных организаций, проектов и программ, разработанных совместно с предприятиями и бизнесом, предоставление субсидий и грантов, а также программ, реализуемых на базе школ, колледжей и университетов.
Заключение. Проведенное нами исследование позволило выделить основные принципы организации системы профессионального образования в школе и особенности содержания работы школ по организации профессиональной подготовки в Канаде. Основополагающим принципом системы профессионального образования в Канаде является оказание поддержки подрастающему поколению при построении профессиональной траектории и управлении своей карьерой, нацеленность на формирование мобильности, способности человека меняться в соответствии с изменениями условий его жизни и труда на протяжении всего жизненного пути.
Материалы статьи могут быть полезными отечественным исследователям в области профессионального образования.
Introduction. The article discusses the importance of integrating vocational education into school education as a condition for the formation of personality, capable of living fruitfully in modern society and transforming it, independently making correct, vital decisions, positively self-actualizing in the main spheres of life, including professional one.
The aim of the article is to determine the basic principles and methods of integrating the vocational education system in schools, as well as to reveal the peculiarities of developing vocational education at schools in Canada.
Methodology. The aim and objectives of the study are achieved through the analysis of scientific and methodological literature on the problem of increasing the effectiveness of vocational training of high school students in Canada; through the review of regulatory and policy documentation governing the content and objectives of vocational education in Canadian schools; through generalization of best teaching practices, represented by the results of experimental studies of Canadian scientists; through comparative analysis of the substantive aspect of educational and methodological support for vocational training of high school students in a number of Canadian provinces.
Results. Vocational education greatly contributes to the development of self-awareness of the younger generation, increases their self-esteem, provides a valuable basis for determining one's professional life path, making reasoned decisions in the field of education, career and employment. As a result, each province and territory allocates significant funds for vocational education through funding of profes-
sional communities and charities, projects and programs developed in conjunction with enterprises and businesses, the provision of subsidies and grants, as well as programs implemented on the basis of schools, colleges and universities.
Сonclusion. Our research made it possible to highlight the basic principles of organizing the vocational education system in schools and the peculiarities of the of developing vocational education at schools in Canada. The fundamental principle of the vocational education system in Canada is to support the younger generation in building a professional trajectory and in managing their career, focusing on the formation of mobility, a person's ability to change in accordance with changes in his life and work conditions throughout his life. The materials of the article can be useful to Russian researchers in the field of vocational education.
Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная подготовка, самоопределение, профориентация, подрастающее поколение.
Keywords: vocational education, vocational training, self-determination, vocational guidance, younger generation.
Введение
Усиление интереса к проблеме профессиональной подготовки молодого поколения как процесса выбора профессии и самореализации обусловлено практическим запросом, сформированным в условиях экономических преобразований, влияющих на структуру рынка труда и его трансформацию. Современному обществу стали необходимы молодые люди, способные к принятию нестандартных решений по экономическим и социальным вопросам, к саморазвитию и самореализации в жестких условиях конкуренции на рынке труда, эффективно решать проблемы своего трудоустройства и создавать собственный бизнес.
Все это ведет к изменениям в сфере профессионального образования уже на этапе выбора профессии, который начинается еще в школе, что, несомненно, способствует созданию условий для дальнейшего плавного перехода выпускников школ от общего к среднему и высшему профессиональному образованию, базирующемуся на идеях непрерывности образования и интеграции содержания школьного и вузовского образования [2].
Поворот системы образования к личностному и профессиональному развитию в условиях школьного обучения поставил принципиальный вопрос о роли системы профессионального образования в разных странах, Канада не является исключением.
В этой стране создана система интеграции профессиональной подготовки обучающихся, представляющая собой экспериментальную модель, которая формально объединяет академические занятия с рабочим местом и практическим обучением (Work-Integrated Learning/Обучение, интегрированное с работой) с участием заинтересованного партнера (например, работодателя) и образовательного учреждения.
Методология
Проблема профессионального образования в школе нашла широкое отражение в научных исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых. Анализ научной литературы позволил утверждать, что исследуемая проблема сложна и многоаспектна. Занимаясь вопросами исследования профессиональной подготовки обучающихся школ, ряд отечественных ученых (А. М. Газиева, Т. П. Грасс, Е. С. Засып-кина, Е. А. Климов, И. И. Легостаев, В. И. Петрищев, С. А. Сидоренко и др.) делают акцент на изучении вопросов профессионального выбора, профессиональной пригодности, особенностей личности, формирующихся в процессе профессионального самоопределения и развития.
Различные аспекты профессионального образования в школе рассматриваются в ряде зарубежных исследований: определение факторов, содержания и организации профессиональной подготовки в школе, влияющих на принятие подрастающим поколением решений относительно своего дальнейшего профессионального пути (K. Howard, S. Dinius, U. Gasser; S. Cortesi, M. Malik и др.); проблемы интеграции профессиональной подготовки в систему школьного образования (M. Kenny, S. Whiston & D. Blustein и др.)
Анализ зарубежных исследований показал, что существует несколько определений профессионального образования. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет профессиональное образование как процесс, в ходе которого обучающиеся узнают о мире работы и развивают навыки управления своей карьерой, в том числе через практический опыт. Канадский фонд развития карьеры/Canadian Career Development Foundation определяет обучение «развитию карьеры» как процесс, направленный на понимание сложностей рынка труда и формирование у обучающихся критически важных знаний, навыков и компетенций, необходимых для эффективного выбора профессионального пути, обеспечивающих плавный переход от школы к трудовой деятельности и способствующий в будущем продвижению по карьерной лестнице.
В ходе исследования мы выявили, что в международной практике, помимо понятия «профессиональное образование», используются понятия «карьерное планирование» и «развитие карьеры» (career planning, vocational guidance, career development). Согласно докладу OECD (Organisation for economic cooperation and development), под карьерным планированием понимается широко развитая система консультирования по поводу планирования карьерной и образовательной траекторий, будущей профессиональной деятельности, повышения квалификации и профессиональной переподготовки на протяжении всей жизни человека. Исследования Т. Hooley и D. Hughes et al. показали, что эффективно выстроенная система профессиональной подготовки оказывает положительное влияние на улучшение показателей успеваемости обучающихся; социальную мобильность и успешную социальную интеграцию молодых людей; повышение возможностей трудоустройства и заинтересованность в получении дальнейшего образования [8; 9].
Результаты
Анализируя научную литературу, мы пришли к выводу о том, что в Канаде нет единого государственного подхода к реализации профессионального образования обучающихся школ. Каждая провинция и территория реализует свою стратегию, образовательную политику и законодательство. Как следствие, в Канаде не разработана национальная стратегия профессионального развития/career development, а обязанности по вопросам, связанным с профессиональной подготовкой и трудом, распределены между федеральным, провинциальным/территориальным и муниципальным уровнями управления [3].
Несмотря на отсутствие национальной стратегии, в Канаде профессиональная подготовка в школах реализуется в рамках национального проекта «Проектирование жизни/карьеры Life/Work Designs». В проекте представлены 11 основных компетенций, необходимых для совершенствования на протяжении всей жизни, успеха в карьере и жизни в XXI веке. Все компетенции разделены на 3 блока: персональный менеджмент/personal management; изучение мира профессий и профессиональной подготовки/ Learning and Work Exploration; выстраивание жизненной и профессиональной траектории/Life/Work Building. Проведенный нами анализ образовательных программ в системе профессионального образования в школах Канады позволил нам разделить их на четыре группы, каждая из которых направлена на формирование одного из четырех навыков: навыки
трудоустройства, основные навыки, навыки XXI века, навыки «Шесть С», направленные на социальное и экономическое благополучие молодых людей: воспитание характера/Character education; гражданственность/Citizenship; общение//Communication; критическое мышление и решение проблем/Critical thinking and problem solving; сотрудничество /Collaboration; творчество и воображение /Creativity and imagination [11].
Выполняя проект, связанный с грантом РФФИ, мы выявили, что в Канаде реализуется интегрированный подход к профессиональной подготовке подрастающего поколения, то есть программы профессионального образования, профориентационной подготовки интегрированы в общую систему обучения, а не реализуются отдельно. Все программы жестко увязаны с потребностями экономики и рынка труда; отмечается более ранняя фиксация профессиональных предпочтений и менее гибкое отношение к неудачному выбору специальности молодым человеком [1].
Для канадской системы профессионального образования типична организация непрерывной подготовки обучающихся на протяжении всего периода школьного обучения. Помимо профессионального просвещения, проводится профессиональная психодиагностика и профессиональная консультация, которые включают в себя: наблюдения за достижениями, склонностями и увлечениями обучающихся, анализ потенциала их профессионального роста и личностного развития, составление портфолио и учет всех этих сведений при профконсультировании и отборе абитуриентов для продолжения профессионального обучения в колледжах или вузах [6].
В большинстве провинций и территорий программы и курсы профессионального обучения являются обязательными. В школах ведется активная работа по реализации программ, нацеленных на то, чтобы старшеклассники приобретали практические навыки профессиональной деятельности, по окончании школы осваивали профессии и продолжали дальнейшее обучение. Так, в провинции Онтарио на протяжении всего обучения обязательным является курс «Изучение карьеры/Career Studies», а в Британской Колумбии старшеклассники проходят подготовку по курсам «Образование для карьеры и жизни/Career Life Education» в 10-м классе и «Связь карьеры и жизни/ Career life Connections» в 11-м классе [4]. Целью курсов является предоставить обучающимся четкое понимание того, какие стратегии, знания и навыки им понадобятся в профессиональной деятельности и жизни в обществе в будущем, помочь обучающимся выстроить свой карьерный план. В школах провинции Ньюфаундленд и Лабрадор реализуется курс «Профессиональное (карьерное) образование/Career Education». Это обязательный 110-часовой курс, который включает 30 часов производственной практики. Курс состоит из четырех блоков (табл. 1) [5].
Помимо обязательных программ, в школах активно реализуются: программы технического/профессионального образования; программы предварительного обучения; программы ученичества; программы обучения непосредственно на производстве; курсы в рамках кооперативного обучения; программы, предоставляющие диплом специалиста. На основе опыта знакомства с системой профессиональной
Таблица 1
Блок 1 Персональный менеджмент/Personal Management (22 часа) Обучающиеся изучают основополагающие принципы развития карьеры и узнают о важности профессионального образования и его влияния на их будущий успех в жизни. Темы данного блока включают: составление плана карьерного развития; принятие решений и постановку целей; здоровье и благополучие
Блок 2 Финансовая грамотность/Financial Literacy (33 часа) Обучение финансовой грамотности способствует углублению и расширению экономических знаний и навыков обучающихся, формированию способности к управлению личными финансами, принятию ответственных финансовых решений, что позволит обучающимся заниматься самообразованием, более легко включаться в профессиональную деятельность, эффективно трудиться, планировать и предвидеть результаты своего труда с точки зрения экономической и финансовой целесообразности
Блок 3 Изучение жизни/работы и навыки трудоустройства/Life/Work Exploration and Employability Skills (33 часа) Обучающиеся знакомятся с миром профессий посредством поиска, изучения и анализа многочисленных источников информации о рынке труда в контексте предпочтительного карьерного пути
Блок 4 Подготовка к переходу от жизни к работе/ Preparing for Life/Work Transitions (22 часа) Обучающиеся разрабатывают собственную траекторию карьерного пути (план карьерного развития), узнают о правах и обязанностях работников и работодателей, изучат особенности профессионального развития. Презентуют свой план карьерного развития
подготовки обучающихся в качестве примера приведем программу "Specialist High Skills Majors", реализующуюся в школах провинции Онтарио. Программа "Specialist High Skills Majors" позволяет старшеклассникам обратить внимание на карьеру, которая соответствует их навыкам и интересам, в то же время отвечает требованиям получения диплома об окончании средней школы Онтарио (OSSD). В рамках программы представлено более 10 узконаправленных программ по разным направлениям. Так, программа «Бизнес-специалист» предлагает разнообразные курсы в сфере бизнеса: от предпринимательства, бухгалтерского учета, финансовых ценных бумаг до спортивного и развлекательного маркетинга.
На основании проведенного исследования, мы выявили, что в школах провинции Британская Колумбия реализуются следующие программы:
- "Career Exploration" - объединяет обучение в классе с практическим опытом на рабочем месте. Каждый курс рассчитан на два года и разработан таким образом, чтобы предоставить старшеклассникам возможность сформировать понимание карьерных возможностей, карьерных ожиданий и профессиональных навыков. Согласно требованиям данной программы, старшеклассники должны пройти минимум пять курсов в 11-м и 12-м классах, связанных с их специальностью. Кроме того, старшеклассники проходят обязательную стажировку и должны проработать не менее 100 часов на рабочем месте.
- Программа курса "Work Experience" рассчитана на 90 часов опыта работы в выбранной профессиональной области. Ее целью является формирование практических навыков непосредственно на рабочем месте, повышение уверенности в себе, развитие необходимых личностных качеств [4].
Одновременно в школах проводят индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, нацеленные на то, чтобы помочь им с выбором и планированием своего профессионального пути [10]. В этой связи, приоритетным является комплексная профессиональная подготовка персонала, предоставляющего услуги по развитию карьеры и профессиональному консультированию подрастающего поколения. В Канаде приняты «Стандарты и руководство для практикующих специалистов по развитию карьеры/the Canadian Standards and Guidelines for Career Development Practitioners» и обязательная сертификация практикующих специалистов.
Особенностью Канады является участие социальных партнеров (в это число также входят и работодатели) в разработке содержания профессионального
образования в школе, являющейся гарантией того, что обучение ведется именно по тем профессиям, которые востребованы на рынке труда. Так, в Канаде социальное партнерство осуществляется путем создания организаций, в компетенцию которых входит формирование содержания профессиональной подготовки, обеспечение качества обучения, изучение потребностей в обучении, мониторинг социальных и технологических изменений на рынке труда и т. д.
Таким образом, профессиональная подготовка является сферой деятельности социальных партнеров. Организации работодателей и профсоюзы активно участвуют в системе производственного обучения через сотрудничество со школами. Создаются совместные органы, в рамках которых государство, профсоюзы и ассоциации работодателей сотрудничают по вопросам планирования, финансирования и организации профессионального обучения. Так, в провинции Саскачеване реализуется программа «Вызов идей молодежи аборигенов Aboriginal Youth Idea Challenge», направленной на изучение предпринимательства, развитие интереса и мотивации молодежи к предпринимательской деятельности и помощь в реализации их новаторских идей. Старшие школьники принимают активное участие в стажировках, программах дуального обучения, ученичества и наставничества с обязательной производственной практикой и участием в волонтерской деятельности, позволяющей обучающимся применять полученные знания и навыки в реальных проектах, чтобы попробовать свои силы в выбранной карьере на ранней стадии и получить ценный опыт работы для конкурентоспособности и повышения перспективы карьерного роста по окончании учебы. Практико-ориентированный подход обеспечивает связь между образованием и занятостью, которая помогает подрастающему поколению самим понять, какие требуются навыки в выбранной ими профессии, и оценить, насколько хорошо они сформированы, простроить с помощью специалистов траекторию будущей работы [7].
В Канаде создана многоуровневая система содействия в профессиональном самоопределении обучающихся, активно использующая инновационные принципы. Профориентация не ограничивается школой - она разнообразна и по форме, и по видам. Большая работа ведется в центрах содействия найму (ЦСН), активно сотрудничающих со школами. В Канаде открыто более 400 центров, в которых обучающиеся школ могут приобрести сведения о вакансиях на рынке труда, пройти психологическую диагностику и получить консультации специалистов-
профориентологов. Канадское правительство выделяет специальные гранты и финансирует программы ЦСН по временному трудоустройству молодежи, в рамках которых обучающиеся могут попробовать себя в роли специалиста той или иной отрасли [7]. Помимо центров содействия найму, в Канаде функционируют специализированные центры профессиональной ориентации, или «центры выбора», где обучающиеся школ могут получить информацию о профессиях, требованиях к ним, возможностях карьерного роста и освоении смежных специальностей, спросе на рынке труда на тех или иных специалистов.
Заключение
Проведенное нами исследование позволило выделить основные принципы организации системы профессионального образования в школе и особенности содержания работы школ по организации профессиональной подготовки в Канаде. Основополагающим принципом системы профессионального образования в Канаде является оказание поддержки подрастающему поколению в построении профессиональной траектории и в управлении своей карьерой, нацеленность на формирование мобильности, способности человека меняться в соответствии с изменениями условий его жизни и труда на протяжении всего жизненного пути.
Необходимо отметить, что формирование готовности обучающихся школ в Канаде к профессиональному самоопределению и их профессиональная подготовка эффективно осуществляется в рамках алгоритма, содержание которого определяется социальным заказом; требованиями профессионального сообщества; личными устремлениями, мотивами обучающихся.
Одним из ключевых принципов, обеспечивающих эффективность организации системы профессионального образования в школах Канады, является интеграция программ профессиональной подготовки в общую систему образования, что способствует непрерывности и последовательности подготовки подрастающего поколения. Обеспечение доступности профессионального образования посредством внедрения обязательных программ по профессиональной подготовке и диверсификации программ по выбору осуществляется через создание культуры сотрудничества и взаимодействия - социальное партнерство.
Специфика реализуемых программ по профессиональной подготовки состоит в том, что они способствуют формированию необходимых компетенций
для жизни и карьеры, в процессе обучения личность становится подлинным субъектом профессиональной деятельности и профессиональных отношений, работы и учебы, обретает профессиональный статус и таким образом получает возможность активного и функционального участия в социальных процессах.
Важным принципом также можно отметить разработку и внедрение стандартов и высоких требований к компетенциям лиц, которые оказывают услуги по профессиональной подготовке, обеспечивают консультирование и непрерывное сопровождение обучающихся в школах.
Литература
1. Грасс Т. П., Петрищев В. И., Крашенинникова А. Е. Роль государственно-частного партнерства в экономической социализации подрастающих поколений в США и Канаде // Педагогика. 2019. № 1. С. 112-118.
2. Грасс Т. П., Петрищев В. И., Крашенинникова А. Е. Роль профессионального образования в обеспечении успешной экономической социализации старшеклассников в общеобразовательных школах США // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 3. С. 98-105.
3. Bell D., Bezanson L. Career Development Services for Canadian Youth: Access, Adequacy, and Accountability. Ottawa, Ontario: Canadian Policy Research Networks, 2006. 42 p.
4. British Columbia Ministry of Education. Personal Education Numbers [Электронный ресурс]. URL: http://www.bced.gov. bc.ca/pen/ (дата обращения: 15.10.2021).
5. Career education in Atlantic Canada: research & recommendations: Final report [Электронный ресурс]. URL: https://immediac.blob.core.windows.net/camet-camef/images/ eng/pdf/Career%20Education%20in%20Atlantic%20Canada-Research%20and%20Recommendations%20June%202015.pdf (дата обращения: 15.10.2021).
6. Schaffer Karen, Wiens Juliana. Career Work in Action: Discussions and Activities for Professionals - Youth. Toronto, Ontario: CERIC Foundation House, 2020. 52 p.
7. Guiding Principles of Career Development [Электронный ресурс]. URL: www.ceric.ca/principles (дата обращения: 25.09.2021).
8. Hooley T., Matheson J., Watts A. G. Advancing Ambitions: The Role of Career Guidance in Supporting Social Mobility. London: Sutton Trust, 2014. 48 p.
9. Careers education: International literature review / D. Hughes,
A. Mann, S-A. Barnes, B. Baldauf, R. Mc Keown. London: Education Endowment Foundation, 2016. 102 p.
10. Shepard B. C., Mani P. S. Career development for students: Elementary to high school // Career development practice in Canada: Perspectives, principles, and professionalism / eds.
B. C. Shepard, P. S. Mani. Toronto, 2014. P. 35-51.
11. The role of career education on students' education choices and postsecondary outcomes: Theoretical and evidence base preparation [Электронный ресурс] / R. Ford, D. Leonard, A. Appiah, T. Hui. URL: https://www.researchgate.net/ publication/341162048 (дата обращения: 20.10.2021).
References
1. Grass T. P., Petrishchev V. I., Krasheninnikova A. E. Rol gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v economicheskoi sot-sializatsii podrastayushchikh pokolenii v SSHA i Kanade [The role of public-private partnership in the economic socializa-
tion of youth in the USA and Canada]. Pedagogy, 2019, no. 1, pp. 112-118. (In Russian).
2. Grass T. P., Petrishchev V. I., Krasheninnikova A. E. Rol professio-nalnogo obrazovaniya v obespechenii uspeshnoi economicheskoi sotsializasii starsheklasnikov v obrazovatelnykh shkolakh SSHA [Vocational education in ensuring successful economic socialization of high school students in U. S. secondary schools]. Siberian Pedagogical Journal, 2021, no.3, pp. 98-105. (In Russian).
3. Bell D., Bezanson L. Career Development Services for Canadian Youth: Access, Adequacy, and Accountability. Ottawa, Ontario, Canadian Policy Research Networks, 2006, 42 p. (In English).
4. British Columbia Ministry of Education. Personal Education Numbers. Available at: http://www.bced.gov.bc.ca/pen/ (accessed 15.10.2021). (In English).
5. Career education in Atlantic Canada: research & recommendations: Final report. Available at: https://immediac.blob. core.windows.net/camet-camef/images/eng/pdf/Career%20 Education%20in%20Atlantic%20Canada-Research%20and%20 Recommendations%20June%202015.pdf (accessed 15.10.2021). (In English).
6. Schaffer Karen, Wiens Juliana. Career Work in Action: Discussions and Activities for Professionals - Youth. Toronto, Ontario, CERIC Foundation House, 2020, 52 p. (In English).
7. Guiding Principles of Career Development. Available at: www. ceric.ca/principles (accessed 25.09.2021). (In English).
8. Hooley T., Matheson J., Watts A. G. Advancing Ambitions: The Role of Career Guidance in Supporting Social Mobility. London, Sutton Trust, 2014, 48 p. (In English).
9. Hughes D., Mann A., Barnes S-A., Baldauf B., Mc Keown R. Careers education: International literature review. London, Education Endowment Foundation, 2016, 102 p. (In English).
10. Shepard B. C., Mani P. S. Career development for students: Elementary to high school. Career development practice in Canada: Perspectives, principles, and professionalism. Eds. B. C. Shepard, P. S. Mani. Toronto, 2014, pp. 35-51. (In English).
11. Ford R., Leonard D., Appiah A., Hui T. The role of career education on students' education choices and postsecondary outcomes: Theoretical and evidence base preparation. Available at: https:// www.researchgate.net/publication/341162048 (accessed 20.10.2021). (In English).