Применение симуляционного метода для реализации профессиональной социализации обучающихся в США во время пандемии
Петрищев Владимир Иннокентьевич,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Языковой подготовки» № 7 Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации E-mail: vpetrishchev2019@mail.ru
Грасс Татьяна Петровна,
доктор педагогических наук, доцент кафедры «Экономика» № 17 Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации E-mail: tpgrass@mail.ru
Широбоков Сергей Николаевич,
кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет E-mail: sshirob@yahoo.com
В статье рассматриваются вопросы, связанные с профессиональной социализацией обучающихся в США. Авторы анализируют систему профессионального образования, которая реализовывалась до 90-х годов прошлого века в США. Среди основных недостатков данной программы они выделяют глав-ную-это стигматизация обучающихся. Авторы дают подробную характеристику модернизированной программе «Карьерного и технического образования», пришедшей на смену старой программе. Авторы показывают, как США минимизировали последствия негативного воздействия пандемии COVID-19, негативно повлиявшие на систему профессионального образования в связи с карантином и изоляцией, разработав и применив модель «Имитационного рабочего места, которая доказала свою эффективность. Она может иметь важное не только теоретическое, но и практическое значение для других стран в условиях изоляции. Материалы статьи могут быть полезными отечественным исследователям в области профессионального образования.
В заключении авторы утверждают, что опыт развития профессиональной социализации в средних школах США в XXI веке имеет свою специфику, обусловленную национальной культурой, традициями, социально-экономическими условиями.
Ключевые слова: профессиональная социализация, программа «Карьерного и технического образования/Career and technical education-CTE, обучающийся, симулятационный метод.
о с
CJ
см о
Статья подготовлена при финансовой поддержке авторов Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) № 20-013-00141.
Вопросы профессиональной подготовки старшеклассников всегда имели особую актуальность, выступая в качестве приоритетного направления государственной образовательной политики в любой стране, формируя у подрастающих поколений профессионально важные навыки и умения на основе личностных качеств и жизненных ценностей.
В Соединенных Штатах Америки система профессиональной социализации до 1990 года основывалась на старой системе профессионального образования (TVET-Technical and vocational education and training/Техническое и профессиональное образование и обучение), которая не имела успеха у обучающихся в общеобразовательных организациях, что приводило к растущей безработицы среди выпускников школ, требовалось ее кардинальное обновление.
Проводя анализ основных причин, которые не способствовали популярности старой системы профессионального образования школьников (TVET-Technical and vocational education and training/Техническое и профессиональное образование и обучение), мы выявили следующее.
1. У старой системы профессионального образования не было связи с рынком труда, что не способствовало реальной мотивации обучающихся и их вовлеченности в получения рабочих специальностей.
2. Приобретение рабочей профессии, в то время, когда в США было распространенно мнение о примате высшего образования для успешной адаптации к рынку труда не позволяло всем выпускникам школ по разным причинам поступать в колледж, а рабочие профессии, по мнению общественности, получали лишь неспособные к обучению.
Однако, реально в колледж могли поступить чуть более 65-70% выпускников школ. Что оставалось делать 35-30% выпускникам школы, которые не имели никакой квалификации, были отчуж-дены от рынка труда и не могли устроится даже на неквалифицированную работу. Как правило, рабочие специальности приобретались, в основном, детьми из низких социально-экономических слоев населения и мигрантов. Другими словами, подобная профессиональная подготовка обучающихся не являлась успешным инструментом социализации молодежи.
3. Не был сформирован механизм партнерского взаимодействия школ и предприятий.
Для решения данной проблемы были предприняты меры, чтобы «вернуть» в школу полноценную и эффективную систему профессионального и технического образования
В 90-х года ХХ века появляется модернизированная программа профессиональной подготовки обучающихся, которая приобрела новое название и содержание «Career and Technical Education-СТЕ/Карьерное и техническое образование». Карьерное, его еще называют профессиональное и техническое образование (CTE) обеспечивает путь к успеху обучающихся и предлагает каждому из них возможность персонализировать свое образование на основе своих карьерных интересов и уникальных потребностей в обучении.
Инициаторы модернизации системы профессионального образования спланировали интеграцию академических предметов в систему профессионально-технического образования и создали педагогическую модель обучения (под названием «Новое призвание»), позволяющую выпускнику школы сделать самостоятельный выбор: либо работать по приобретенной профессии, либо поступать в колледж. Практический опыт обучения по программе СТЕ, понравился многим обучающимся, поскольку он сосредотачивает внимание на критическом мышлении, новых технологиях, применении обучения к реальным задачам, которые актуальны для всех академических предметных областей.
В отличие от предыдущей программы профессионального обучения, которая преследовала цель дать только какую-то одну рабочую квалификацию обучающемуся, целью СТЕ- является сложная задача не только позволить выбрать от одной до 3, а то 4 или 5 рабочих профессий с последующей сдачей экзамена на сертификат, но и успешно сдать академические экзамены. Такой подход позволяет этой программе готовить обучающихся как для поступления в колледж, так и для работы на производстве. Данная программа построена на основе 16 кластеров, т.е. специализированных профессиональных направлений: cельское хозяйство, продукты питания и природные ресурсы, архитектура и строительство, искусство, аудио / видео технологии и коммуникации, управление бизнесом и администрирование, образование и обучение, финансы, правительство и государственное управление, наука о здоровье, гостиничный бизнес и туризм, сферы услуг, информационные технологии, право, общественная безопасность, исправительные учреждения и безопасность, производство, маркетинг, наука, технологии, инженерия и математика, транспорт, распределение и логистика
. На протяжении ряда лет ведутся научные исследования по выявлению влияния новой профессиональной программы на академические и профессиональные достижения обучающихся. Так, исследование, проведенное Tomas Fordham Institute, по вопросу улучшения успеваемости обучающихся в старших классах, свидетельствует о том, что те обучающиеся, которые выбрали для себя 2 или 3 профессиональных направлений по конкретной профессии, добивались значительно лучших результатов по сравнению со сверстни-
ками, которые не принимали участие в программе СТЕ. Более того, у этих школьниках оказалось больше шансов окончить школу, быть трудоустроенным и получать зарплату выше средней[8].
Ш. Догерти, занимаясь исследованием проблемы новой программы «Карьера и техническое образование» в школах Массачусетса и Нью-Йорка наряду с другими учеными М. Лорен, Дж. Робинсон и др., высоко оценили участие обучающихся в данное программе. Они считают, что участие в программе CTE способствовало более высокой вероятности окончания средней школы вовремя, продолжения обучения в средней школе до ее окончания и получения признанного в промышленности сертификата по избранной специальности^].
Исследования С. Келли и Г. Прайс доказали, что обучающиеся также получают психологическую поддержку от успеха и вовлеченности в программу CTE. Другими словами, участие обучающихся в этой программе способствует повышению их эффективности не только в образовании, но и рынке труда[6].
Схема обучения по программе СТЕ включает в себя следующее. Обучающиеся, которые принимают участие в данной программе часть своего дня проводят в школе, изучая академические дисциплины, такие как историю, физику, математику и прочее, а вторую половину дня проводят в техническом центре карьеры (или, например, на строительной площадке, если они выбрали специальность строительство, или в какой-то конкретной фирме, специализирующейся на каком-то виде специальности).
Тем не менее, несмотря на особую значимость феномен профессиональная социализация до сих пор не имеет однозначного толкования.
Д. Бринкерхоф, Л. Уайт, С. Ортега и Р. Вайтс рассматривают профессиональную социализацию как процесс, через который должны пройти люди, желающие освоить определенную профессию [2].
Дж. Вегер считает, что профессиональная социализация очень похожа на «путешествие, ведущее к переходу от маргинального к полноценному участию в профессиональном сообществе» [10].
В. Моор, полагает, что в рамках профессий социализация включает «приобретение необходимых знаний и навыков, а также осознания профессиональной идентичности и интернализации профессиональных норм, типичных для полностью квалифицированного практикующего специалиста [7].
В целом, мы согласны с мнением вышеупомянутых исследователей, тем не менее, на наш взгляд профессиональная социализация больше представляет двойственное явление. С одной стороны, это постепенный, но сложный процесс интеграции в профессиональную среду избранной профессии для получения профессиональных навыков и выполнения профессионально-значимых видов деятельности. С другой, она представляет собой развитие надпрофессиональных навыков
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
и умений (soft skills), направленных на решение профессионально-трудовых задач, которые повышают эффективность работы и взаимодействие с другими людьми.
Р. Мертон, Реаде Г., Кендалл справедливо отмечают, что процессы профессиональной социализации включают в себя как непосредственное изучение технических знаний и навыков, так и «косвенное обучение, при котором установки, ценности и модели поведения приобретаются как побочные продукты без контакта с инструкторами и сверстниками» [9], что, как мы видим, происходит на самом деле в школе при реализации этой программы онлайн.
Дж. Броуди, Дж. Джин и Дж. Уэзерс рассматривают профессиональную социализацию как процесс развития ролевого самосознания с ценностями, нормами и символами, которые могут охватывать многие организации в пределах или в нескольких областях. Этот тип социализации способствует приобретению навыков, знаний и установок, необходимых для выполнения обязанностей этой роли [3].
В 2020 году пандемия, связанная с Covid-19, охватила практически весь мир и стало причиной страха, тревог и паники, приведшая к кардинальному изменению в привычном укладе всей жизни людей и систем. В этих условиях, связанных с пандемией, педагоги стали искать новые пути поиска педагогической модели обучения школьников профессии, которая могла бы помочь отрабатывать практические приемы и навыки дистанционно [5].
В этой связи определенный интерес для отечественной практики может представлять опыт США в реализации профессиональной социализации особенно в условиях пандемии, который способствует конкурентоспособности обучающихся на глобальном рынке труда.
Первые модели «Имитационного рабочего места» появились в штатах некоторых образовательных организациях еще за 7 лет до пандемии, что позволило в 2020 году реализовывать педагогический процесс, не потеряв качество обучения в системе СТЕ, поскольку весь процесс обучения был переведен на онлайн [1].
В одной образовательной организации была создана виртуальная больничная палата в качестве обучающего места работы с реалистичным роботизированным пациентом, находящимся на больничной койке. В палате имелся комплект оборудования и все рабочие коммуникации. На таком смоделированном рабочем месте обучающиеся-медсестры и медбратья проходили виртуальную практику реагирования на состояние здоровья пациента-манекена, наблюдая за симптомами сердечного приступа, стараясь предотвратить повторный сердечный приступ. Такая виртуальная 5 практика позволяет обучающему внимательно о слушать преподавателя-медика и видеть на мони-S торе все манипуляции, связанные с диагностикой, ° проведением лабораторных исследований и да-5в же демонстрации вскрытия имитации трупа с по-
мощью особой программы. Подобное медицинское оборудование позволяет разрабатывать различные сценарии.
Смоделированные рабочие места превращают классы CTE в рабочую среду, которая погружает обучающего виртуально в реальные рабочие места для развития своих профессиональных навыков для последующего трудоустройства.
На основе анализа научной литературы, инициатив и проектов нами было выявлено, что совершенствование профессиональных навыков всегда рассматривалось американцами как путь к успеху и профессиональному продвижению[1].
В заключении отметим, что опыт развития профессиональной социализации в средних школах США в XXI веке имеет свою специфику, обусловленную национальной культурой,традициями, социально-экономическими условиями. При всех сложностях внедрения цифровизации в образование все же видно, что администрация США принимает меры по реорганизации, развитию профессионально-технического образования и повышению квалификации выпускников школ, что способствует экономическому развитию этой страны и снижению уровня безработицы молодежи. Практическое использование модели «Имитационного рабочего места, разработанной в США, может иметь важное не только теоретическое, но и практическое значение для других стран в условиях остроты пандемии COVID-19.
Литература
1. Петрищев В.И., Грасс Т.П., Машуков М.А. Влияние цифровых технологий на конкурентоспособность и профессиональное образование обучающихся в США и Сингапуре № 1 / 2021. C.93-98.
2. Brinkerhoff D., White L., Ortega S., Weitz R. Essentials of sociology.9th ed. Canada: Cengage Learning; 2014. 71 p.
3. Brody J., Vissa J., & Weathers John School Leader Professional Socialization // Journal of Research on Leadership Education. - 2010. - Vol. 5, No. 14. - P. 6.
4. Dougherty Sh. The Effect of Career and Technical Education on Human Capital Accumulation: Causal Evidence from Massachusetts /Education Finance and Policy v.13, issue 2, March 1.2018.
5. Hayhurst Chris How Do Teachers Make Hands-On Classes Work Online? With Tech and Innovation. -URL: edtechmagazine.com (дата обращения: 7.09.2021).
6. Kelly S., Price H. Vocational education: A clear slate for disengaged students /Social Science Research 2009.38 4. P. 810-825.
7. Moore, W.E. The professions: Roles and rules. New York, NY: Russell Sage Foundation. 1970.P.71.
8. Petrilli M., Shaw D. How career and technical education in high school improves student outcomes/ Tomas Fordham Institute. 4.08. 2016.
9. The student physician: Introductory studies in the sociology of medical education / ed. Merton R., Reader G., Kendall P. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1957. - 360 p.
10. Wenger J. Situated Learning. Legitimate Peripheral Participation. UK: Cambridge University Press; 1991.
APPLICATION OF THE SIMULATION METHOD FOR THE IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS IN THE UNITED STATES DURING A PANDEMIC
Petrishchev V.I., Grass T.P., Shirobokov S.N.
Saint Petersburg State University of Civil Aviation; Omsk State Pedagogical University
The article discusses issues related to the professional socialization of students in the United States. The authors analyze the vocational education system, which was implemented until the 90s of the last century in the United States. Among the main shortcomings of this program, they single out the main one is the stigmatization of students. The authors give a detailed description of the modernized program "Career and technical education", which replaced the old program. The authors show how the United States has minimized the negative impacts of the COVID-19 pandemic negatively affecting the vocational education system due to quarantine and isolation by developing and applying a Simulated Workplace model that has proven to be effective. It can have important not only theoretical, but also practical significance for other countries in isolation. The materials of the article can be useful for domestic researchers in the field of vocational education.
In conclusion, the authors argue that the experience of developing professional socialization in secondary schools in the United States
in the 21st century has its own specifics, due to national culture, traditions, socio-economic conditions.
Keywords: professional socialization, the program "Career and
technical education-CTE, high school student, simulation method.
References
1. Petrishchev V.I., Grass T.P., Mashukov M.A. Influence of digital technologies on the competitiveness and professional education of students in the USA and Singapore № 1, 2021. P. 93-98.
2. Brinkerhoff D.B, White L.K, Ortega S.T, Weitz R. Essentials of sociology.9th ed. Canada: Cengage Learning; 2014. 71 p.
3. Brody J., Vissa J., & Weathers John School Leader Professional Socialization // Journal of Research on Leadership Education. -2010. - Vol. 5, no. 14. - P. 6.
4. Dougherty Sh. The Effect of Career and Technical Education on Human Capital Accumulation: Causal Evidence from Massachusetts /Education Finance and Policy V.13, issue 2, March 1.2018.
5. Hayhurst Ch. How Do Teachers Make Hands-On Classes Work Online? With Tech and Innovation. - URL: edtechmagazine. com (дата обращения: 7.09.2021)
6. Kelly S., Price H. Vocational education: A clear slate for disengaged students / Social Science Research 38 4, 2009.P. 810825
7. Moore, W.E. The professions: Roles and rules. New York, NY: Russell Sage Foundation.1970. P. 71.
8. Petrilli M., Shaw D. How career and technical education in high school improves student outcomes/ Tomas Fordham Insti-tute.4.08. 2016.
9. The student physician: Introductory studies in the sociology of medical education / ed. Merton R., Reader G., Kendall P. -Cambridge, MA: Harvard University Press, 1957. - 360 р.
10. Wenger J. Situated Learning. Legitimate Peripheral Participation. UK: Cambridge University Press; 1991.