Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛАХ США В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛАХ США В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ШКОЛА / ПРОГРАММА КАРЬЕРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / STUDENTS / SCHOOL / CAREER AND TECHNICAL EDUCATION PROGRAM / PROFESSIONAL SKILLS / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрищев В. И., Грасс Т. П., Широбоков С. Н.

Актуальность статьи обусловлена тем, что сегодня современный рынок труда требует от школы качественную подготовку обучающихся, которые должны обладать компетенциями ХХI века, включающими коммуникацию, критическое мышление, умение решать проблемы наряду с профессиональными компетенциями. Цель статьи - выявление особенностей развития профессиональной социализации у обучающихся в США в условиях цифровизации и пандемии (Сovid-19), которые могут представлять определенный интерес для отечественных исследователей. Профессиональная социализация начинается в школе, когда обучающийся входит в мир профессиональной деятельности. На основе анализа американской научной литературы и собственных наблюдений авторы отмечают кардинальное изменение в системе профессиональной социализации подрастающих поколений, произошедшее в последнее десятилетие. Ими продемонстрировано, что новая программа «Карьерное и техническое образование СТЕ» представляет собой модель, состоящую из 16 кластеров. Обучающиеся выбирают, как правило, от 1 до 3 - 4 направлений». Авторы убедительно доказывают, что новизна данной программы заключается в том, что организаторам программы удалось соединить академическую и практическую стороны в одном модуле. Получив признанный работодателями сертификат сантехника, электрика, повара и т.д. выпускник школы может самостоятельно устроиться на работу. В современных условиях, связанных с пандемией, демонстрируются ситуации, позволяющие оценить, как учителя выходят из положения, работая онлайн по данной программе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN US SCHOOLS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION: THEORY AND PRACTICE

The relevance of the study is due to the fact that today the modern labor market requires from school high-quality training of higher school students who have to possess the competencies of the 21-st century, including communication, critical thinking, the ability to solve problems along with professional competencies. The purpose of the article is to identify the features of the development of professional socialization among high school students in the United States in the context of digitalization and a pandemic (СOVID-19), which may be of interest to Russian researchers. Professional socialization begins at school, when a higher school student enters the world of professional activity. The author's contribution is that that on the basis of analysis of American scientific literature and their own observations, they underline a fundamental change in the system of professional socialization of the younger generations that has occurred in the last decade. They have demonstrated that the new CTE “Career and Technical Education program” is a model consisting of 16 clusters. High school students choose, as a rule, from 1 to 3-4 directions". The authors convincingly prove that the novelty of this program lies in the fact that the organizers of the program managed to integrate the academic and practical aspects in one module. Having received a certificate recognized by employers as a plumber, electrician, cook, etc. a school graduate can independently get a job. In today's pandemic environment, situations how teachers are coping with the situation while working online are demonstrated.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛАХ США В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

УДК 371

Профессиональная социализация обучающихся в школах США в условиях цифровизации: теория и практика

Professional socialization of high school students in US schools in the context of digitalization: theory and practice

Петрищев В.И., Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, vpetrishchev2019@mail.ru

Грасс Т.П., Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, tpgrass @mail.ru

^^иробоков С.Н., Омский государственный педагогический университет, sshirob@yahoo.com

Petrishchev V., St. Petersburg State University of Civil Aviation, vpetrishchev2019@mail.ru Grass T., St. Petersburg State University of Civil Aviation, tpgrass@mail.ru Shirobokov S., Omsk State Pedagogical University, sshirob@yahoo.com

DOI: 10.51379/KPJ.2020.83.81.019

Статья подготовлена при финансовой поддержке авторов Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 20-013-00141.

Ключевые слова: профессиональная социализация, обучающиеся, школа, программа карьерного и технического образования, профессиональные навыки, конкурентоспособность.

Keywords: professional socialization, students, school, career and technical education program, professional skills, competitiveness.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что сегодня современный рынок труда требует от школы качественную подготовку обучающихся, которые должны обладать компетенциями XXI века, включающими коммуникацию, критическое мышление, умение решать проблемы наряду с профессиональными компетенциями. Цель статьи - выявление особенностей развития профессиональной социализации у обучающихся в США в условиях цифровизации и пандемии (Covid—19), которые могут представлять определенный интерес для отечественных исследователей.

Профессиональная социализация начинается в школе, когда обучающийся входит в мир профессиональной деятельности. На основе анализа американской научной литературы и собственных наблюдений авторы отмечают кардинальное изменение в системе профессиональной социализации подрастающих поколений, произошедшее в последнее десятилетие. Ими продемонстрировано, что новая программа «Карьерное и техническое образование СТЕ» представляет собой модель, состоящую из 16 кластеров. Обучающиеся выбирают, как правило, от 1 до 3 - 4 направлений». Авторы убедительно доказывают, что новизна данной программы заключается в том, что организаторам программы удалось соединить академическую и практическую стороны в одном модуле. Получив признанный работодателями сертификат сантехника, электрика, повара и т.д. выпускник школы может самостоятельно устроиться на работу. В современных условиях, связанных с пандемией, демонстрируются ситуации, позволяющие оценить, как учителя выходят из положения, работая онлайн по данной программе.

Abstract. The relevance of the study is due to the fact that today the modern labor market requires from school high-quality training of higher school students who have to possess the competencies of the 21-st century, including communication, critical thinking, the ability to solve problems along with professional competencies. The purpose of the article is to identify the features of the development of professional socialization among high school students in the United States in the context of digitalization and a pandemic (СOVID-19'), which may be of interest to Russian researchers.

Professional socialization begins at school, when a higher school student enters the world of professional activity. The author's contribution is that that on the basis of analysis of American scientific literature and their own observations, they underline a fundamental change in the system of professional socialization of the younger generations that has occurred in the last decade. They have demonstrated that the new CTE "Career and Technical Education program" is a model consisting of 16 clusters. High school students choose, as a rule, from 1 to 3-4 directions". The authors convincingly prove that the novelty of this program lies in the fact that the organizers of the program managed to integrate the academic and practical aspects in one module. Having received a certificate recognized by employers as a plumber, electrician, cook, etc. a school graduate can independently get a job. In today's pandemic environment, situations how teachers are coping with the situation while working online are demonstrated.

Введение. В эпоху глобальных рисков как факторов трансформации образования необходимо обратить внимание на актуальные аспекты глобализации и экономических преобразований, учитывающие типичные проявления современности: технологические прорывы; цифровизация; социальное и экономическое неравенство, динамично меняющиеся ценности и нормы в обществе. В связи с новыми социально-экономическими условиями и активным использованием новых ГГ технологий, российское общество в ХХГ веке стало предъявлять повышенные требования к выпускникам школ, которые должны обладать полным набором компетенций, включая цифровые, профессиональные и т.д. и осознанно выбирать свою будущую профессию. Словом, выпускники должны быть

конкурентоспособными на рынке труда.

Сегодня во всех странах активно развивается процесс цифровизации образования, связанный, прежде всего, с внедрением цифровых технологий в образовательный процесс. Очевидно, что традиционная модель образования, направленная лишь на получение знаний, безнадежно устарела. Необходимы

трансформация самой парадигмы образования и пересмотр существующих подходов и моделей обучения, направленных на развитие навыков общей цифровой грамотности [2].

Профессиональная социализация выпускника школы стала выступать как социальный и конкурентоспособный фактор в условиях новой цифровой образовательной среды.

По словам исследователей Г.Ф. Шафранова-Куцева и Л.В. Гуляевой, старшеклассники российских школ в последнее время осознанно занимаются процессом профессионального самоопределения, поиском наиболее

эффективных способов самореализации в профессиональной сфере. В ходе такого самоопределения у них появляется перспективный взгляд на собственное будущее, в соответствии с которым определяются основные цели и важнейшие направления личного развития, что позволяет молодому человеку эффективно отстаивать свои жизненные интересы

в рамках конкурентных отношений в различных сферах деятельности [3].

Несомненно, определенный интерес для отечественной практики всегда вызывает изучение опыта профессиональной социализации у обучающихся в США, которые не первое десятилетие успешно осуществляют подготовку старшеклассников к профессиональной деятельности в стандартных жизненных условиях. В начале 2020 ситуация во всех странах кардинально изменилась в связи с появлением пандемии, затронувшей все страны мира. В этой связи необходимо понять, как осуществляется подготовка обучающихся к профессиональной деятельности в необычных условиях пандемии и цифровизации, когда школы закрыты, и не проводятся практические занятия.

Целью работы является выявление особенностей развития профессиональной социализации у обучающихся в США в условиях цифровизации и пандемии (Соу1<!-19).

Материалы и методы исследования. Рубеж ХГХ-ХХ веков характеризуется тем, что в контексте общей социализации вектор внимания ученых переместился на проблему профессиональной социализации, которая в 20 -30-е годы ХХ века исследовалась в рамках структурно-функциональной теории.

Большой вклад в разработку данной проблемы внес основоположник

социологического подхода Т. Парсонс, который справедливо считал, что результат профессиональной деятельности зависит от степени соотнесенности индивидуальных качеств с требованиями профессии [8].

Проблема профессиональной социализации выпускников школ всегда являлась одной из наиболее значимых как в педагогике, так и в других науках. Отечественные и зарубежные ученые постоянно обращают повышенное внимание на эту проблему. Тем не менее, термин «профессиональная социализация» до сих пор не имеет единого трактования ни среди отечественных, ни среди зарубежных ученых.

Американский исследователь Дж. Вонаус рассматривает профессиональную социализацию как процесс, посредством которого индивиды

вводятся в свою культуру. Она включает в себя приобретение установок и ценностей, навыков и моделей поведения, составляющих социальные роли, установленные в социальной структуре» [11].

В. Мур, соглашаясь с мнением Дж. Вонауса о профессиональной социализации, все же подчеркивает, что это, несомненно, процесс, в ходе которого приобретаются необходимые знания, навыки, а также чувства профессиональной идентичности и усвоения профессиональных норм, типичных для полностью квалифицированного специалиста»

[7].

Сегодня при широком внедрении цифровых технологий во все сферы жизни (образование, экономику, промышленность и т.п.) перед выпускником школы стоит непростая задача, связанная с выбором профессии, поскольку уже трудно предсказать, какую профессию он будет осваивать через 5 лет.

В данной статье совокупность исходных теоретических обоснований для описания характера и выявления закономерностей профессиональной социализации обучающихся в условиях цифровизации легла в основу методологии нашего исследования.

Результаты исследования. А. Гаморан и Р. Меэр (A. Gamoranand, R. Mare) показали, что практически до конца 1990-х годов в американском обществе понятие

«профессиональное образование» часто ассоциировалось с обучением неуспевающих школьников. В средней школе считалось, что только неспособные и незаинтересованные в дальнейшей учебе в колледже школьники могут выбрать профессиональное образование [6]. Выбор такого образования расценивался в обществе, как то, что такой незаинтересованный в академических занятиях школьник всю жизнь будет заниматься только каким-то одним ремеслом (столярным делом, косметологией и т.д.).

В конце ХХ века программа большинства американских школ была ориентирована на то, чтобы все оканчивающие школы должны поступать в колледж. Однако, реальные факты свидетельствовали о том, что только 45 - 50% оканчивающих школы шли в колледжи, остальные либо просто бросали школу, не получив аттестат, либо оканчивали ее, не имея желания продолжать свое обучение в колледже, но без специальности долго не могли найти работу поскольку не имели тех рабочих компетенций, которые требовались на рынке труда, пополняя ряды безработных. Не случайно,

безработица молодежи в возрасте 16 - 24 лет в 1990 году составила 8.4% [13].

Поскольку молодежь не стремилась овладевать рабочими профессиями, в стране наметился острый дефицит кадров рабочих специальностей.

В 2020 году свыше 6% молодежи в возрасте от 18 до 24 лет были безработными, что почти вдвое превышало уровень безработицы, который по стране составлял 3,3% [14].

В этой ситуации американская администрация решила обратиться к модернизации «бренда» профессионального образования, которое не было популярным в народе и практически для школьников была дорогой «в никуда». Бывшую программу профессионального образования, не только переименовали в программу «Карьерного и технического образования / Career and technical education - CTE», чтобы устранить дефицит специалистов в ряде профессий, но изменили само содержание программы, органично сбалансировав академические предметы с профессиональной практикой. В США всегда ценили повышение личного статуса индивида, который ассоциировался с успехом в обществе. Образование считалось одной из экономических составляющих такого успеха [1].

Президент США Д. Трамп решает сделать выпускников массовой школ

конкурентоспособными на рынке труда. В 2020 году он предложил вдвое увеличить финансирование программы «Карьерного и технического образования / Career and technical education (CTE)» школьников с 1,2 миллиарда долларов США в текущем финансовом году до примерно 2,1 миллиарда долларов США в 2021 финансовом году. По словам Шона Дохерти, профессора Вандербильского университета, который занимается изучением влияние профессионального и технического образование школьников на экономику страны и занятость населения, такой ход президента будет иметь огромный успех в открытии новых рабочих мест и, несомненно, привлечет многих выпускников, которые не хотят поступать в колледж сразу после окончания общеобразовательной школы

[4].

По словам J. Weidman, D. Twale, E. Stein, школьники проходят профессиональную социализацию, т.е. процесс, в ходе которого обучающийся приобретает знания, опыт для развития необходимых навыков и принимает профессиональные ценности, которые приводят к успешному началу карьеры в любой отрасли, включая инженерную [12].

Программа «Карьерного и технического образования / Career and technical education (CTE)» предоставляет обучающимся

возможность приобрести навыки и компетенции, необходимые на рабочем месте сегодня, например, критическое мышление,

сотрудничество, решение проблем, инновации, командная работа, и общение. Данная программа — это уже не просто обучение школьников узкому набору навыков, достаточных для работы на начальном профессиональном уровне, речь уже идет о подготовке обучающихся к выбору карьеры.

Инновационность программы «Карьера и техническое образование / Career and technical education - СТЕ» заключается в том, что она делает ставку на остро востребованных специалистов в различных отраслях экономики и промышленности.СТЕ разделен на 16 карьерных кластеров, применимых к разным востребованным профессиям, и носит стратегический и последовательный характер, ориентированный на развитие навыков и компетенций для работы в таких сферах, как наука о здоровье, бизнес, менеджмент и администрирование, финансы, информационные технологии, наука, инженерия и математика, производство, транспорт и логистика, гостиничный бизнес и туризм, сельское хозяйство, строительство и т.д.

Э. Ричмонд подчеркивает, что отличие новой программы «Карьера и техническое образование / Career and technical education - СТЕ от профессиональных средних школ предыдущих поколений, где обучающиеся, изучавшие профессии, отделялись от своих сверстников, а в школах CTE Массачусетса придается равное значение академической подготовке и профессионально-технической подготовке

рабочей силы. 1300 студентов в школе EssexTech, одной из 56 профессионально-технических программ штата, каждые две недели чередуются между академическими занятиями, включая варианты с отличием и классами Advanced Placement / Усовершенствованное размещение, и обучением по широкому кругу профессий, таких как сантехника, садоводство, и ветеринария и т.п.

[9].

Как правило, обучающийся выбирает от одного до 3 - 4 карьерных кластеров. По окончании курсов CTE обучающиеся могут получить признанные в отрасли удостоверения личности (например, «Специалист

MicrosoftOffice» или «Сертифицированный партнер Adobe»), принять участие в стажировке, которая приводит к трудоустройству, и / или

получить зачетные баллы на уровне колледжа, которые позволяют подростку поступить в колледж.

Анализ данной программы свидетельствует о том, что она представляет собой хорошо организованную образовательную деятельность, включающую жесткий контент ряда интегрированных курсов, объединяющих академический стандарт и соответствующие технические знания и навыки, необходимые для подготовки к существующим новым профессиям или продолжению дальнейшего образования.

По словам М. Петрилли, президента Thomas B. Fordham Institute и Д. Шоу, директора по национальным исследованиям данного института, отношение к реализации новой концепции «Карьера и техническое образование (СТЕ)» в американском обществе стало неоднозначным. Одна часть общества критикует ее, другая поддерживает [10].

В США проводят исследования по вопросу о влиянии данной программы на отношение школьников к ней. Занимаясь данной проблемой, Т. Дикзеул в свое научной работе «Влияние карьерного и технического образования на старшеклассников, выявил положительные и отрицательные стороны программы «Карьерного и технического образования» на школьников [5].

К положительным сторонам этой программы он отнес следующее.

- Она вселила уверенность у обучающихся в выборе карьеры и приобретения компетенций.

- По словам самих выпускников, программа «изменила их жизнь», они благодарны за положительное влияние и успех, которые помогла приобрести им эта программа.

- Программа помогла школьникам знакомиться с новыми технологиями на производстве, предоставила возможности найти работу по специальности, полученной в школе.

К отрицательным сторонам этой программы следует отнести то, что, по словам одних школьников, она была достаточно трудна для них, а некоторые уроки были неинтересны. Следует отметить, что не все школьники серьезно относились к урокам по профессии. Например, по специальности «Кулинария» школьники должны были приготовить блюда, которые были забракованы комиссией, поскольку школьники не выполняли требования преподавателя. Другие школьники сетовали на то, что в программе было больше практических занятий, чем академических.

Вместе с тем, исследователь Т. Дикзеул в своем заключении отмечал, что на вопрос, который он задавал обучающимся:

«Порекомендовали бы Вы другим школьникам поступить на какую-либо специальность программы CTE?». Из 96 опрошенных школьников 92 человека (или 96%) ответили утвердительно. Школьники подчеркивали, что эти программы помогают им находить то, чем они хотят заниматься в жизни, прежде чем тратить годы и денег на колледж [5].

Согласно ряду американских авторов (A. Gamoran, R. Mare, E. Richmond и др.), все американские школы ориентированы на воспитание конкурентоспособной и

предприимчивой личности через

профессиональную ориентацию в школе, основной задачей которой является подготовка обучающихся к карьере [6;9]. При этом эффективное профессиональное или техническое образование направлено на то, чтобы обучающийся не только был подготовлен к выполнению рабочих задач начального уровня, но и получил прочную академическую базу, чтобы стать конкурентоспособным на рабочем месте.

Безусловно, подготовка обучающихся к изменяющемуся рынку труда, вероятно, становится центральной задачей для школ и преподавателей, чтобы помочь обучающимся развивать навыки, которые, вероятно, останутся востребованными (иногда их называют «навыками 21 века»).

В 2020 году в мировой образовательной системе, включая американскую, все поменялось в связи с пандемией и коронавирусом Covid-19.

Мы рассмотрим реализацию учебных программ СТЕ в штате Массачусетс. Данный штат был выбран не случайно. Он один из тех штатов, которые постоянно увеличивают свои инвестиции в CTE: за последние годы он выделил более 78 миллионов долларов в виде грантов для расширения этих программ, включая дополнительные места в классах для обучающихся по профессиям, которые востребованы в обществе. В начале 2020 года все государственные школы Массачусетса оказались закрыты на оставшуюся часть учебного года из-за пандемии коронавируса, исчезли обычные возможности практического обучения, которое являлось отличительной чертой учебной программы CTE. Теперь они оказались недоступны. Учителя и обучающиеся не могут заниматься на профессиональном оборудовании, использовать инструменты, станки, устранять неполадки в электрических системах, проводить медицинские лабораторные исследования и т.д.

Тем не менее, учителя школы EssexTech выходят из положения, поскольку существующие и активно применяемые в повседневной

деятельности цифровые технологии позволяют преодолеть традиционные, привычные для системы образования ограничения [9].

Например, учитель косметологии принесла манекен-головы, миски для смешивания цветов и заколки для волос для обучающихся, которые в них нуждаются. В качестве задания о том, как разговаривать с клиентами салона об услугах, которые они хотят, одна школьница записала на мобильный телефон видео, на котором она обсуждает варианты прически с новым «клиентом»: своим отцом. По оценке школьницы все прошло замечательно.

Школьники, занимающиеся ветеринарией, изучают онлайн-уроки, готовятся к экзамену на сертифицированного ветеринарного помощника и смотрят в прямом эфире веб-камеры, установленные в детских садах и зоопарках, чтобы отточить свои навыки наблюдения. Одна школьница, выбравшая направление по кулинарии и гостеприимству попросила своих сверстников опросить членов семьи о любимом рецепте и написать эссе о его происхождении, а затем задокументировать, как они действительно готовят блюдо. Другая, выбравшая информационные технологии, создала небольшие группы ребят, настраивающих виртуальные сети, с помощью которых они могут обрабатывать документы, электронную почту и веб-страницы.

Получается, что ресурсы и платформа цифрового образования и онлайн контент тех или иных дисциплин из выбранного обучающимися карьерного кластера, объединенные сетевым взаимодействием, позволяют решать основные задачи СТЕ на основе нетрадиционных (практических) технологий, на базе внедрения цифровых технологий, которые становятся персонализированными и ориентированными на конкретного обучающегося.

Проведенный нами анализ научной американской литературы и личные наблюдения подтверждают, что в целом все американские школы ориентированы на воспитание конкурентоспособной и предприимчивой личности через профессиональную ориентацию в школе, основной задачей которой является подготовка обучающихся к карьере. При этом эффективное профессиональное или техническое образование направлено на то, чтобы обучающийся не только был подготовлен к выполнению рабочих задач начального уровня, но и получил прочную академическую базу, чтобы стать конкурентоспособным на рабочем месте.

США перестроили работу системы образования в условиях пандемии, поскольку она

внесла кардинальные изменения в учебный процесс. Школам пришлось реализовывать СТЕ и другие дисциплины в «удаленном» формате, включая лекции и практические занятия, что, с одной стороны, позволило существенно повысить качество обучения с внедрением цифровых технологий в ряд курсов СТЕ, вовлечь всех обучающихся в образовательную деятельность, независимо от их места нахождения и проживания, с другой стороны, позволило решить важные задачи, связанные с невозможностью физического присутствия обучающегося на занятиях и с обеспечением устойчивости, стабильности и эффективности образовательного процесса.

Заключение. Поставленные в исследовании задачи были решены. Исследование позволило доказать, что особенности развития профессиональной социализации обучающихся в США в условиях цифровизации и пандемии (Со\т«-19)заключаются в кардинальных изменениях и адаптации школьной системы к современному рынку труда и явлениям, связанным с пандемией. Изучение этого опыта может представлять определенный интерес для отечественных исследователей, а также может способствовать развитию теории и практики профессиональной социализации обучающихся в России.

Литература:

1. Грасс Т.П. Великобритания, США и Новая Зеландия: формирование культуры предпринимательства у школьников: монография / Т.П. Грасс. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2015. - 351 с.

2. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет. -М.: АНОДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. - 118 с.

3. Шафранов-Куцев Г.Ф., Гуляева Л.В. Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкурентоориентированности и конкурентоспособности старшеклассников / Г.Ф. Шафранов-Куцев, Л.В. Гуляева // Интеграция образования. - 2019. - Т. 23. - № 1. - С. 100-118.

4. Dougherty S. Trump's big bet on career and technical education / S. Dougherty // Conversation. - Feb.4, 2020. - P. 11.

5. Dykzeul T. The Effects of Career and Technical Education on High School. - Students .California / T. Dykzeul // Spring 2017. - P. 54-61.

6. Gamoran A., Mare R. Secondary School Tracking and Educational Inequality: Composition, Reinforcement, or Neutrality? / A. Gamoran, R. Mare // American Journal of Sociology. - 1989. - Vol. 94. - Pp.1146-1183.

7. Moore W. The professions: Roles and rules. / W. Moore.-New York, NY: Russell Sage.1970. - P. 71.

8. Parsons T. Social system and the evolution of action theory [Text] / T. Parsons. - N.Y. - L., 1977. - P. 34-46.

9. Richmond E. On teaching shop class, over Zoom. How one career and technical high school is going remote / E. Richmond // The Atlantic. - May 2, 2020.

10. Petrilli M. and Shaw D. How career and technical education in high school improves student outcomes / M. Petrilli, D. Shaw // Thomas B. Fordham Institute. - 2016. Available at: https://edexcellence.net/articles/how-career-and-technical-education-in-high-schoolimproves-student-outcomes

11. Wanous J. Organization Entry: Recruitment, Selection, Orientation and Socialization of Newcomers. New York: Addison-Wesley Publishing Company, 1992. -269p.

12. Weidman J., Twale D., Stein E. Socialization of graduate and professional students in higher education: A Perilous passage? / J. Weidman, D. Twale, E. Stein // ASHE-ERIC Higher education report. - ERIC-2001. - Vol. 28 / Number 3. - P. 35-40.

13. U.S. Bureau of Labor Statistics Labor Force Statistics from the Current Population Survey: E-16. Unemployment rates by age, sex, race, and Hispanic or Latino ethnicity / Jan. 2020 available at https://www.bls.gov/web/empsit/cpsee_e16.htm (last accessed September 2020).

14. U.S. Annual unemployment rate 1990-2018 // Statista / Feb 4, 2020.

References:

1. Grass T.P. Great Britain, the USA and New Zealand: the formation of a culture of entrepreneurship among schoolchildren: monograph / T.P. Grass. -Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, 2015. - 351 p.

2. Teaching of Digital Skills: Global Challenges and Best Practices. Analytical report. - M.: ANODPO Sbeibank Corporate University, 2018. - 118 p.

3. Shafranov-Kutsev G.F., Gulyaeva L.V. Professional self-determination as a leading factor in the development of

competitiveness and competitiveness of senior pupils / G.F. Shafranov-Kutsev, L.V. Gulyaeva // Integration of education. - 2019. - T. 23. - № 1. - S. 100-118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Dougherty S. Trump's big bet on career and technical education / S. Dougherty // Conversation. - Feb.4, 2020. - P. 11.

5. Dykzeul T. The Effects of Career and Technical Education on High School. - Students. California / T. Dykzeul // Spring 2017. - P. 54-61.

6. Gamoran A., Mare R. Secondary School Tracking

and Educational Inequality: Composition, Reinforcement, or Neutrality? / A. Gamoran, R. Mare // American Journal of Sociology. - 1989. - Vol. 94. - Pp. 1146-1183.

7. Moore W. The professions: Roles and rules / W. Moore.-New York, NY: Russell Sage.1970. - P. 71.

8. Parsons T. Social system and the evolution of action theory [Text] / T. Parsons. - N.Y. - L., 1977. - P. 34-46.

9. Richmond E. On teaching shop class, over Zoom. How one career and technical high school is going remote / E. Richmond // The Atlantic. - May 2, 2020.

10. Petrilli M. and Shaw D. How career and technical education in high school improves student outcomes / M. Petrilli, D. Shaw // Thomas B. Fordham Institute.-2016. Available at: https://edexcellence.net/articles/how-career-and-technical-education-in-high-schoolimproves-student-outcomes

11. Wanous J. Organization Entry: Recruitment, Selection, Orientation and Socialization of Newcomers. New York: Addison-Wesley Publishing Company, 1992. - 269 p.

12. Weidman J., Twale D., Stein E. Socialization of graduate and professional students in higher education: A Perilous passage? / J. Weidman, D. Twale, E.Stein // ASHE-ERIC Higher education report. - ERIC-2001. - Vol. 28 / Number 3. - P. 35-40.

13. U.S. Bureau of Labor Statistics Labor Force Statistics from the Current Population Survey: E-16. Unemployment rates by age, sex, race, and Hispanic or Latino ethnicity/ Jan. 2020 available at https://www.bls.gov/web/empsit/cpsee_e16.htm (last accessed September 2020).

14. U.S. Annual unemployment rate 1990-2018// Statista / Feb 4, 2020.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования Сведения об авторе:

Петрищев Владимир Иннокентьевич (г. Санкт-Петербург, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры № 7 «Языковой подготовки» Санкт-Петербургского университета гражданской авиации.

Грасс Татьяна Петровна (г. Санкт-Петербург, Россия), доктор педагогических наук, доцент кафедры №17 «Экономика» Санкт-Петербургского университета гражданской авиации.

Широбоков Сергей Николаевич (г. Санкт-Петербург, Россия), кандидат педагогических наук, начальник отдела информационной политики, доцент кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.