ISSN 2078-1024
VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
18. Goranskaya M.N. Formation of compensatory competence in foreign language written business speech of students of non-linguistic universities: dis. ... Cand. of Ped Sciences: 13.00.08, 13.00.02. Petrozavodsk, 2011. 215 p.
19. Papikyan A.V. Formation of compensatory competence as a means of anticipating and overcoming sociocultural interference: the German language, the initial stage of a language university: dis. ... Cand. ofPed Sciences: 13.00.02. Pyatigorsk, 2011. 198 p.
Нагароков Ю.Н.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ВУЗЕ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
Нагароков Юрий Нальбиевич, преподаватель кафедры административного и уголовного права
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»,
Майкоп, Россия
E-mail: [email protected]
тел.: 8 (918) 925 52 32
В статье обоснована актуальность повышения качества профессиональной подготовки будущих юристов в вузе, обусловленные новыми требованиями к компетентности специалистов юридического профиля в условиях совершенствования российской государственности и общества. На основе анализа, обобщения и систематизации исследований проблемы развития юридического раскрываются подходы к профессиональной подготовке юристов в высшей школе: деонтологический, направленный на формирование ценностного отношения к профессии и профессионального самосознания; развитие soft skills как ключевых компетенций, овладение которыми способствует карьерному росту; дуальное обучение и наставничество, обеспечивающие профессиональную социализацию будущих специалистов. Сформулированы требования к современному юристу: обучение на протяжении всей жизни, создание имиджа, ораторское искусство, владение информационно-коммуникационными технологиями.
Рассматриваются возможности дуального обучения для организации наставничества - подготовка обучающихся практическим навыкам высококвалифицированным специалистом, что обеспечивает не только передачу профессиональных умений, но и формирование ценностного отношения к профессии, навыков профессиональной социализации и, soft skills.
УДК 378.147
DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14011
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
Рассматривается форма производственной практики - юридическая клиника, обеспечивающая сочетание дуального обучения с наставничеством, отвечающая современным тенденциям развития ФОС и профессиональной подготовки специалистов юридического профиля.
В работе использовались методы анализа, синтеза, аналогии и моделирования. Делается вывод о преимуществах использования рассмотренных подходов и форм обучения, повышающих практиориентированность образовательных программ. Материалы статьи могут быть положены в основу разработки фондов оценочных средств и внедрены в практику деятельности высших учебных заведений.
Ключевые слова: профессиональная подготовка юристов, деонтологиче-ский подход, soft skills, дуальное обучение, наставничество.
Для цитирования: Нагароков Ю.Н. / Профессиональная подготовка специалистов юридического профиля в вузе: новые требования и современные подходы // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 4(43). С. 105-112. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14011.
Nagarokov Yu.N.
PROFESSIONAL TRAINING OF LEGAL SPECIALISTS AT A UNIVERSITY: NEW REQUIREMENTS AND MODERN APPROACHES
Nagarokov Yuri Nalbievich, a lecturer of the Department of Administrative and Criminal law
FSBEI of HE "Maykop State Technological University", Maykop, Russia E-mail: [email protected] tel.: 8 (918) 925 52 32
The article substantiates the relevance of improving the quality of professional training of future lawyers at a university due to the new requirements for the competence of legal experts in the context of improving Russian statehood and society. The following approaches to the professional training of lawyers have been revealed on the basis of analysis, generalization and systematization of studies of the problem of legal development: deontological approach, aimed at the formation of a value attitude to the profession and professional identity; development of soft skills as key competencies, mastery of which contributes to career growth; dual training and mentoring, providing professional socialization of future specialists. The requirements for a modern lawyer have been formulated: lifelong learning, image building, public speaking, knowledge of information and communication technologies. The possibilities of dual training for the organization of mentoring have been considered, such as training practical skills by a highly qualified specialist, which ensures not only the transfer of professional skills, but
106
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
also the formation of a value attitude to the profession, professional socialization skills and soft skills. A legal clinic providing a combination of dual training with mentoring, meeting current trends in the development of FSE and professional training of legal specialists is considered as a form of practice. Such methods as analysis, synthesis, analogy and modeling have been used in the research. The conclusion is drawn about the advantages of using the considered approaches and forms of training that increase the practical orientation of educational programs. The materials of the article can be used as the basis for the development of funds for assessment tools and put into the practice of higher educational institutions.
Key words: professional training of lawyers, deontological approach, soft skills, dual training, mentoring.
For citation: Nagarokov Yu.N. / Professional training of legal specialists at a university: new requirements and modern approaches // Vestnik Maykopskogo Tekhno-logicheskogo Universiteta. / 2019. Issue 4(43). P. 105-112. DOI: 10.24411/2078-10242019-14011.
Возросшие требования к компетентности специалистов юридического профиля в условиях совершенствования российской государственности и общества актуализируют необходимость повышения качества профессиональной подготовки будущих юристов в вузе. Современная парадигма высшего образования в качестве его результата рассматривает не объем усвоенной обучающимся информации, а умение ее поиска, выбора, понимания, структурирования и использования для решения профессиональных задач. Еще одним важным результатом обучения в вузе должно стать формирование у будущего специалиста осознания потребности в непрерывном образовании и самосовершенствовании.
В настоящее время потребность в юристах, особенно узкого профиля, не только не снижается, но и возрастает. Однако, необходимо констатировать, что подготовка юристов в России не отвечает в полной мере стандартом международного уровня. Так, в существующей системе юридического образования достаточно слабо отражены процессы глобализации, которые изменяют основания и способы межгосударственных отношений, создают наднациональное правовое поле, что вызывает необходимость разработки новых подходов к правовому обеспечению и контролю. В соответствии с новыми вызовами необходимы изменения к содержанию подготовки юристов в высших учебных заведениях России.
Современные требования к юристу включают в себя следующий перечень:
1. Обучение на протяжении всей жизни
Усложнение профессиональной деятельности, в том числе, юридической, требует от специалиста широкого кругозора и владения знаниями в области мно-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
гих наук, непосредственно связанных с предметом деятельности. Однако, построить успешную карьеру сегодня невозможно, обладая только фундаментальными знаниями. Дополнительно необходимы знания из области финансов, маркетинга, PR. Именно они помогут проанализировать, оценить и спрогнозировать наиболее востребованные направления.
2. Создание имиджа
Юридическая профессия предполагает постоянный контакт с людьми, что инициирует необходимость представления своего опыта, достижений, профессиональных навыков и сильных сторон.
3. Ораторское искусство
Ораторские навыки важны в любой профессии, но для юриста они являются существенным фактором эффективности его деятельности и, соответственно, востребованности. Юристу необходимо не только
4. Владение информационно-коммуникационными технологиями
Информационно-коммуникационные технологии являются важным средством работы с информацией. Для юриста, деятельность которого постоянно связана с большим объемом информации, информационно-коммуникационные технологии позволяют оптимизировать процессы ее поиска, хранения, обработки, анализа, регистрации и систематизации, что повышает эффективность юридической деятельности. Кроме того, использование информационно-коммуникационных технологий значительно увеличивает продуктивность профессиональных контактов.
Юриспруденция следует за изменяющимся миром и вынуждена сама непрерывно обновляться. Рутинные задачи, которые решают юристы, необходимо передать их автоматизированным системам, освободив себя для того, что может сделать лишь человек: использовать критическое мышление, интеллект и креативность для поиска лучших решений. Каждый сам выбирает, как тратить свое время и как привнести новое в свою работу.
Еще одним важным аспектом, определяющим направления модернизации юридического образовании, является особенность профессиональной деятельности юриста, заключающаяся в необходимости решать сложные проблемы, связанные с жизнью конкретных людей, общества и государства. Этот аспект требует осознания всей меры ответственности и соблюдения соответствующих этических норм.
В этой связи, профессиональная подготовка специалистов юридического профиля должна проектироваться на основе деонтологического подхода. Сущность данного подхода заключается в том, что студенты осваивают не только профессиональные знания, но и систему профессиональных ценностей, норм, принципов и требований, а также готовности следовать им.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
Деонтологический подход способствует ценностному самоопределению будущих юристов, так как в процессе их профессиональной подготовки усиливает эмоциональную составляющую образовательного процесса, акцентирует внимание на развитии творческих способностей и интуиции обучаемых.
Наиболее важными тенденциями в развитии юридического образования являются [1]:
- специализация и фундаментализация содержания юридического образования;
- многоуровневость и многоступенчатость;
- формирование ключевых компетенций;
- гибкость учебных планов;
- усиление практической направленности;
- расширение интерактивных методов обучения;
- усиление интернационального аспекта;
- расширение сферы использования новых информационных технологий с применением компьютерной техники;
- индивидуализация обучения и увеличение объема самостоятельной работы обучающихся.
К вышеперечисленному спектру следует добавить развитие у будущих специалистов так называемых «мягких навыков» или soft skills. Это надпрофес-сиональные качества, которые оказывают существенное влияние на эффективность любой профессиональной деятельности: способность разрешать конфликтные ситуации, умение убеждать, находить нужный подход к людям и др. В материалах Всемирного экономического форума [2] soft skills определены следующим образом:
- решение проблем,
- критическое мышление,
- креативность,
- управление людьми,
- взаимодействие с людьми,
- эмоциональный интеллект,
- принятие решений,
- ориентация на сервис,
- переговоры,
- гибкость мышления.
Очевидно, что названный перечень непосредственно связан с успешностью осуществления юридической деятельности. Однако для его формирования требу-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
ется существенное изменение образовательного процесса. Он должен максимально способствовать погружению будущих юристов в профессиональную деятельность, чему способствует применение интерактивных технологий: дискуссий, интерактивных игр, «мозговых штурмов», тренингов и кейс-технологий др. [3].
Большие возможности в плане развития не только soft skills, но и профессиональных компетенций (hard skills) принадлежит дуальному обучению [4, 5, 6]. Под дуальным обучением понимают такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте. При таком обучении роль работодателя меняется. Работодатели не только участвуют в формировании заказа на определенное количество специалистов, но и в составлении образовательных программ. Организация практической подготовки юристов в контексте дуального обучения предполагает приглашение для проведения мастер-классов ведущих юристов, посещение юридических организаций, в частности, адвокатских и юридических контор, участие в судебных разбирательствах и др.
В рамках дуального обучения может быть организовано наставничество -подготовка обучающихся практическим навыкам высококвалифицированным специалистом. Важный аспект организации наставничества - передача не только профессиональных умений в реальной деятельности, которую будущий юрист может наблюдать благодаря наставнику, но и формирование ценностного отношения к профессии, навыков профессиональной социализации и, несомненно, soft skills, которыми высококвалифицированный специалист может продемонстрировать своему подопечному. Наставник и обучающийся совместно разрабатывают индивидуальную программу развития, в которой обозначают круг задач, компетенции, которые планируется осваивать, а также соответствующие мероприятия. Необходимым компонентом программы должна стать рефлексия обучающимся реализации программы и взаимодействия с наставником.
Совместить дуальное обучение и наставничество позволят такая форма, как юридическая клиника [1]. Она является вариантом учебной практики и, несмотря на то, что использовалась в подготовке юристов в России еще до революции, приобрела в настоящее время новый дизайн. В юридической клинике обуча-ющиеся-юристы совмещают работу с консультационной деятельностью. Целями юридической клиники являются:
- развитие навыков применения теоретических и практических знаний обучающихся в конкретной юридической деятельности;
- формирование soft skilss в процессе решения реальных задач юридической практики;
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
- развитие профессионально значимых качеств юриста: высокого уровня правосознания, честности, гуманизма, чувства ответственности, обязательности, чувства долга и др.;
- развитие ценностных ориентаций и овладение профессиональной этикой.
К работе в юридической клинике привлекаются обучающиеся старших
курсов, однако и обучающиеся младших курсов могут также участвовать в качестве наблюдателей и технических работников. Перед началом работы преподаватели и наставники проводят с обучающимися консультации по теоретическим и практическим вопросам, чтобы развить у них практические умения, такие, как:
- внимательно слушать и понимать клиента, задавать необходимые вопросы;
- устанавливать доверительные отношения с консультируемыми;
- выделять юридически значимые факты, давать правовую квалификацию и правильный юридический совет;
- осуществлять отбор и анализ норм материального и процессуального права, комментировать отдельные статьи законов с учетом судебной практики;
- правильно составлять разные виды юридических документов и др.
Юридическая клиника может быть организована при какой-либо кафедре
или факультете. Для этого необходимо предусмотреть специальное помещение, оборудованное с компьютерами с выходом Интернет и доступом к информационно-справочным системам. Все проводимые обучающимися консультации должны проходить экспертизу со стороны наставников и преподавателей вуза.
Результаты работы обучающихся в юридической клинике должны быть обобщены, выделены слабые места, наиболее типичные ошибки, интересные находки и решения, чтобы в дальнейшем обсудить на мероприятия по подведению итогов учебной практики.
Таким образом, наиболее актуальными направлениями модернизации профессиональной подготовки юристов в высшей школе должны стать деонтологический подход, ориентированный на привитие будущим специалистам ценностного отношения к профессии и профессионального самосознания; развитие soft skills как фактора успешной профессиональной самореализации; дуальное обучение, повышающее уровень практиориентированности образовательных программ и наставничество.
Литература:
1. Левитан K.M. Юридическая педагогика: учебник. М.: Норма, 2007. 432 с.
2. Gray A. The 10 skills you need to thrive in the Fourth Industrial Revolution [Electronic resurs]. Режим доступа: https://www.weforum.org/agenda/2016/01/the-10-skills-you-need-to-thrive-in-the-fourth-industrial-revolution/ (Дата обращения: 08.07.2019).
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
3. Камкия Ф.Г., Кондрашова H.A. Обучение юристов в высшей профессиональной школе: инновационный подход [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2018. №2. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27552 (дата обращения: 07.07.2019).
4. Schulz К. Das duale System der Beruflichen Bildung in Deutschland - Darstellung und Kritik. Grin Verl., 2004.
5. Григорьев E.H., Латыпова P.M. Реализация элементов дуального обучения в образовательном процессе вуза // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сборник статей по материалам XI международной научно-практисческой конференции. Новосибирск: СибАК, 2018.
6. Харитонова Н.Д. Дуальная система образования в высшей школе: эффективность внедрения [Электронный ресурс] // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017. Спецвыпуск №3. Режим доступа: http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/732-00317 (Дата обращения: 08.07.2019).
Literature:
1. Levitan K.M. Legal Pedagogy: a textbook. M.: Norma, 2007. 432 p.
2. Gray A. The 10 skills you need to thrive in the Fourth Industrial Revolution [Electronic resurs]. Access Mode: https://www.weforum.org/agenda/2016/01/the-10-skills-you-need-to-thrive-in-the-fourth-industrial-revolution/ (Date of access: 08.07.2019)
3. Kamkiya F.G., Kondrashova N.A. Training of lawyers in a higher professional school: an innovative approach [Electronic resource] // Modern problems of science and education. 2018. No. 2. Access mode: http://science-education.ru/en/article/view?id=27552 (accessed 07.07.2019).
4. Schulz К. Das duale System der Beruflichen Bildung in Deutschland - Darstellung und Kritik. Grin Verl., 2004.
5. Grigoriev E.N., Latypova R.M. The implementation of the elements of dual learning in the educational process of a university // Experimental and theoretical research in modern science: a collection of articles based on the materials of the XI International scientific and practical conference. Novosibirsk: SibAK, 2018.
6. Kharitonova N.D. The dual system of education in higher education: the effectiveness of implementation [Electronic resource] // Electronic scientific and methodological journal of the Omsk State Agrarian University. 2017. Special issue No. 3. Access mode: http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/732-00317 (Date of access: 08.07.2019).