ISSN 2078-1024
VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
3. Palchikov A.N., Gromtsev A.S. Problems of higher education, ways to solve them // Scientific journal of ITMO SRC. Series: Economics and Environmental Management. 2015. No. 2. P. 234-241.
4. Ivanova M.A., Gromtcev A.S. Influence various forms of education on mastering professional competences by students // Modern problems of the humanities and social sciences. 2016. Vol. 13, No. 5. P. 34-36.
5. Gromtsev A.S., Antufiev V.T. Scientific and technological progress and its direction in public catering // Almanac of scientific works of young scientists of ITMO University: in 5 vol. SPb, 2016. P. 329-332.
6. Gromtsev A.S., Savchenko R.N. The specifics of involving students in research work, a systematic approach // Collection of abstracts of the Congress of Young Scientists. St. Petersburg, 2014. P. 229-231.
ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Лаптева Екатерина Игоревна, учитель немецкого языка МАОУ «Гимназия №96», Челябинск, Россия E-mail: [email protected]
На сегодняшний день справедливо говорить о процессах глобализации, охвативших все сферы социальной жизни, что диктует необходимость изменений образовательных парадигм, дающих основу для формирования конкурентоспособной личности, готовой к межкультурному диалогу. Так, именно в среднем звене - в основной общей школе - сенситивного периода для формирования образовательной траектории, необходимо формировать коммуникативно-компенсаторную компетенцию, направленную на владение учащимися основной школы умением поиска и интеграции стратегических ходов в процессе коммуникативного взаимодействия на иностранном языке, адекватных возникшей ситуации общения, способствующих позитивной результативности межкультурного контакта.
Несмотря на достаточное количество трудов, посвященных формированию коммуникативной компетенции, пути решения в вопросе формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена выявлены не были, что и является проблемой нашего исследования. Базисом реализации вышеназванной задачи является рассмотрение вопроса в ракурсе ее исторического становления,
УДК 373.5
DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14010
Лаптева Е.И.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
что позволит нам глубже проникнуть в процесс становления данной проблемы в ретроспективном плане и лучше понять ее состояние в современной науке, тем самым акцентируя актуальность нашего диссертационного исследования.
В силу актуальности рассматриваемой проблемы целью нашего исследования стала разработка генезиса формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена как предпосылки формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена и базы современного состояния исследуемого вопроса.
В целях более глубокого анализа состояния проблемы формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена мы обратились к методу периодизации, так как он позволяет определить и обосновать ее возникновение, а также выявить способы ее решения и дальнейшего развития исследуемого вопроса.
Результатом проведенного нами исследования стало выявление генезиса исследуемой проблемы, включающего четыре этапа ее развития, отражающие повышение теоретического и практического интереса к проблеме формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена.
Ключевые слова: коммуникативно-компенсаторная компетенция, учащиеся среднего звена, метод периодизации, историография проблемы формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена, основная школа, традиционный подход, компетентностный подход, реформирование государственного устройства, Федеральный государственный образовательный стандарт основной общей школы.
Для цитирования: Лаптева Е.И. / Генезис проблемы формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 4(43). С. 94-105. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14010.
Lapteva E.I.
GENESIS OF THE PROBLEM OF FORMATION OF COMMUNICATIVE AND COMPENSATORY COMPETENCE OF MIDDLE LEVEL STUDENTS
Lapteva Ekaterina Igorevna, a German language teacher MAEI "Gymnasium No. 96", Chelyabinsk, Russia E-mail: [email protected]
Nowadays the processes of globalization that have covered all spheres of social life, dictate the need for changes in educational paradigms that provide the basis for the formation of a competitive personality, ready for intercultural dialogue. So, it is precisely the
95
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
middle level of a secondary school that is the sensitive period for the formation of the educational trajectory that is necessary to form communicative and compensatory competence aimed at the ability of schoolchildren to search for and integrate strategic moves in the process of communicative interaction in a foreign language that are adequate to the communicative situation and that contribute to the positive impact of inter cultural contact.
Despite a sufficient number of works devoted to the formation of communicative competence, solutions to the issue of forming the communicative and compensatory competence of middle-level students have not been identified. This is the problem of the research. The basis for the implementation of the above task is to consider the issue from the perspective of its historical formation, which will allow us to penetrate deeper into the process of the problem formation in retrospect and better understand its state in modern science, thereby emphasizing the relevance of the research.
Due to the relevance of the problem, the aim of the study is to develop the genesis of the formation of the communicative and compensatory competence of middle-level students as a prerequisite for the formation of the communicative-compensatory competence of middle-level students and the basis of the current state of the investigated issue.
To analyze the problem of forming the communicative and compensatory competence of middle-level students deeply, we used the method of periodization, since it allowed us to determine and justify its occurrence, as well as identify ways to solve it and further develop the issue under study.
Identifying the genesis of the researched problem which includes four stages of its development and reflect an increase in theoretical and practical interest in the problem of forming communicative and compensatory competence of middle-level students is the result of the research.
Key words: communicative and compensatory competence, middle-level students, periodization method, historiography of the problem of forming communicative and compensatory competence of middle-level students, primary school, traditional approach, competency-based approach, reform of the state system, Federal State Educational Standard of Basic General School.
For citation: Lapteva E.I. / Genesis of the problem of formation of communicative and compensatory competence of middle level students // Vestnik Maykopskogo Tekhnologicheskogo Universiteta. 2019. Issue 4(43). P. 94-105. DOI: 10.24411/20781024-2019-14010.
Введение.
Традиционный подход в образовании, где основной целью обучения была передача и приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных знаний, умений и навыков, а образовательный процесс носил репродуктивный характер, по-
96
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
степенно отходит на задний план. После присоединения к Болонской декларации все больше стали говорить о компетентностном подходе в образовании, рассматриваемом в исследованиях Дж. Равена, Г.С. Трофимовой, A.C. Хуторского. Компетентносгный подход ориентирован на обеспечение ребёнка не знаниями, а возможностью освоения целой палитры практико-ориентированных умений, способствующих реализации в будущем поведенческих образцов в различных сферах современного социума, позволяющих адекватно действовать в неопределенных коммуникативных ситуациях, в том числе в условиях коммуникативного затруднения, стал активно внедряться в условиях школьного образования лишь в 21 веке. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения [1] также диктует нам необходимость формирования у учащихся ключевых образовательных компетенций. Резюмируя вышеизложенное, возникает необходимость в формировании коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена как владения учащимися основной школы умением поиска и интеграции стратегических ходов в процессе коммуникативного взаимодействия на иностранном языке, адекватных возникшей ситуации общения, способствующих позитивной результативности межкультурного контакта.
Методы исследования.
В целях более глубокого анализа состояния проблемы формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена мы обратились к методу периодизации, так как он позволяет определить и обосновать ее возникновение, а также выявить способы ее решения и дальнейшего развития исследуемого вопроса. Исследуя проблему формирования названной компетенции, мы считаем необходимым представить ее генезис с конца 40-х гг. XX века до настоящего времени, что позволяет проследить эволюцию исследуемой темы. Так, мы выделяем 4 периода: первый период: конец 40-х - конец 60-х гг. XX века; второй период: конец 60-х - начало 90-х гг. XX века; третий период: начало 90-х -начало 2000-х гг.; четвертый период: начало 2000-х гг. - до настоящего времени.
Результаты исследования.
Результатом исследования проблемы формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена стало выявление генезиса проблемы ее формирования путем рассмотрения каждого периода более подробно.
Первый период: конец 40-х - конец 60-х гг. XX века
В довоенное время, детерминированное интенсивным культурно-экономическим ростом нашего отечества, наличием патриотических настроений, и система школьного образования, испытывая на себе влияние вышеназванных факторов, реформировалась в структурно-содержательном плане, пролонгированности срока обучения и преемственности ее иерархических ступеней.
97
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
Очевидные последствия Великой Отечественной войны 1941-45 гг., обусловившие неуспеваемость, а также низкие позиции на образовательных платформах в отличие от капиталистических стран дали толчок к реализации сталинской образовательной реформы. Так, в послевоенное время были созданы новые школы для рабочей и сельской молодёжи, введен выпускной экзамен, усилено военно-патриотическое воспитание школьников, совершенствовались содержание и методы работы средних учебных заведений. Однако, говорить о взаимодействии и межкультурном сотрудничестве, а также языковой коммуникации на уровне среднего звена образования не приходится.
Итак, первый период развития проблемы формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена характеризовался следующим:
1) наличием так называемого «железного занавеса»;
2) отсутствием профессиональных связей с образовательными учреждениями Европы и Америки с целью обогащения опыта;
3) отсутствием потребности в социуме формировать коммуникативно-компенсаторную компетенцию;
4) отсутствием теоретико-практических наработок по формированию вышеназванной компетенции.
Второй период: конец 60-х - начало 90-х гг. XX века
Реформирование системы основного образования продолжалось и в рамках принятых постановлений «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966), «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972) и «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» (1973). Так, В 1975-76 гг. создается перспективный путь совершенствования системы общего среднего образования посредством появления общеобразовательных школ с продлённым днём. Уже в это время организация учебного года приближена к ныне существующей. Вводятся также и предметы обязательной аттестации по окончании среднего звена, результаты которой фиксировались в аттестате о среднем образовании. Постепенно происходит переход к деятельностному и практико-ориентиро-ванному подходу, подразумевающих больше самостоятельной работы школьников: лабораторно-практические занятия, экскурсии, труд в мастерских.
Периоду 8-й и 9-й пятилеток (1966-75) было характерно реформирование системы среднего образования, заключающееся в создании и внедрении новых образовательных программ и учебников, отражающих тенденции современной науки, культурно-экономические реалии. Для данного периода характерен всплеск интереса педагогической общественности к применению новых технических средств
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
обучения, а также пособий, визуализирующих научные факты. Отраден тот факт, что в данное время активизируется поиск новых форм организации образовательного процесса, таких как лабораторно-практические занятия, практикумы политехнической направленности, практико-ориентированные летние работы.
Несмотря на явную модернизацию образовательной сферы, построение учебных занятий базируется на традиционной фронтальной работе, отсутствует социальный заказ на формирование образовательных компетенций учащихся среднего звена. Коммуникация же между представителями советских государств выходит на новый уровень, все более важным становится культурное взаимодействие и формирование духа интернационализма. Однако, изучение иностранного языка пока не возводится в ранг необходимых.
В отличие от советских педагогов, зарубежные исследователи США, Канады, Великобритании, Германии этого периода постепенно начинают развивать идеи поликультурного образования и коммуникативных связей, которые продиктованы комплексом политико-экономических и социокультурных факторов, к числу которых мы относим массовую миграцию, новые образовательные инициативы ЮНЕСКО, ООН и т.д. В этот период в зарубежной педагогике культивируется необходимость формирования личности, способной к общению с представителями разных культур. Появляются труды Дж. Равена с использованием категории компетенции/компетентность в теории и практике обучения иноязычному общению, даются определения видов компетентностей: способность к стратегически верному принятию решений; самостоятельному образу мысли, креативности; толерантное отношение к партнеру по межкультурной коммуникации; способность обучаться самостоятельно и др. [2, с. 69]. Данные тренды не нашли положительного резонанса в советской педагогической общественности, поскольку в ее кругах доминировало стремление к созданию общества без классов и сословий. Незаинтересованность и отсутствие опыта общения с носителями иностранного, недоступность учебной иностранной литературы, аудио- и видеозаписей, следствием которого становилось неумение коммуникативно взаимодействовать даже в пределах бытовых тем.
Таким образом, характерными чертами второго периода развития проблемы формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена являлись:
1) стремление советской школы к реализации интернационального воспитания, ядром которого является патриот-интернационалист;
2) отсутствие социального заказа на формирование коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена;
3) отсутствие компетентностного подхода в советском образовании;
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
4) становление аксиологии, тенденций поликультурной педагогики за рубежом;
5) акцент на формирование грамматических навыков в обучении иностранным языкам;
6) отсутствие широкого доступа к зарубежной литературе.
На данном этапе рассмотрение вопросов воспитания подростков в духе толерантности, уважения к иным культурам, а также развития компетентностного подхода не находит точек соприкосновения и не является объектом подробного и сознательного исследования.
Третий период: начало 90-х - начало 2000-х гг.
В связи с обострением в СССР социально-экономических проблем, усилением межэтнических столкновений появляются антикоммунистические настроения. Произошедший в начале 90-х гг. XX века общий системный кризис, обусловленный распадом Советского Союза, существенным образом затормозил позитивные изменения в образовательной сфере. Железный занавес создал ситуацию, при которой интересоваться работами зарубежных учёных, а тем более ссылаться на них, было невозможно. Данный факт обусловил изменение всей системы образования, цель которого состояла в создании механизмов устойчивого развития данной системы. Вопрос о сохранении места России как страны, которая обладает высоким уровнем культуры, науки и образования и ориентируется на развитие международного сотрудничества, становится всё более актуальным. Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств и странами ЕС. В данный период происходит становление и развитие педагогической аксиологии (со 2-ой половины 80-х гг.), поликультурной педагогики (с начала 90-х гг.), актуализируется теория культуры и диалога культур В.С. Библера, М.М. Бахтина. Отметим, что термин «поликультурное образование», известного за рубежом как «multicultural education» стал использоваться большинством отечественных исследователей. Отдельные вопросы коммуникативной компетенции стали рассматриваться в работах А.Н. Джуринского, 3.А. Мальковой, JI.JI. Супруновой и др.
Введение Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 "Об образовании" стало главным проявлением упорядочивания системы школьного образования. К концу 90-х гг. Министерству образования удалось ввести Базисный учебный план общеобразовательных учреждений. Среднее звено школьного образования теперь формировалось с 5 по 9 класс. Однако, отсутствие обширной материальной базы препятствовало развитию коммуникативных взаимоотношений, несмотря на то, что проблемы формирования коммуникативных связей в рамках межнациональ-
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
ных отношений становятся стержневыми для педагогики многонационального государства, вставшего на путь демократизации жизни. Кроме того, детерминирование в школьной практике академического «знаниего» подхода и незавершенность процесса осмысления современных требований к качеству образования тормозили внедрение компетентностного подхода в школах.
Анализируя вышеизложенное, отметим основные черты третьего периода: 1) изменение политических приоритетов в сторону межкультурного сотрудничества; 2) принятие Закона Российской Федерации №3266-1 «Об образовании», явившегося основой к внедрению компетентностного подхода в системе средней ступени образовательной иерархии; 4) первые появления научных публикаций, освещающих различные аспекты проблемы формирования компетенций. Четвертый период: начало 2000-х гг. - до настоящего времени Развитие педагогической мысли в данный период детерминировано самым широким спектром преобразований в различных сферах человеческой жизнедеятельности, в частности, развитием глобализационных процессов, большей степенью открытости российского общества, его стремлением к интеграционным процессам в сфере образования, осознанием необходимости толерантного существования в поликультурном мире XXI века [3, с. 19-23]. В связи с присоединением к Болонскому процессу, появляется термин «компетентностный подход», основанный на формировании ни образованной, а компетентной личности учащегося. Так, необходимость в будущем сдачи государственных экзаменов по иностранным языкам обязывает уже в среднем звене обладать определенным уровнем владения данной компетенцией. Реализация иноязычного общения представляется возможной в том случае, если в процессе обучения в школах учащиеся среднего звена получают навыки и умения устной и письменной коммуникации. [4, с. 81-86]
Перечисленные причины обусловили появления следующих нормативных документов: «Закон об образовании в РФ №273 ФЗ» (функционирующий с 01.09.13 года) [5], Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы [6, 7, 8], «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [9]. Современный период развития педагогической мысли ознаменован появлением научных исследований, посвященных реализации компетентностного подхода, который приобрел статус их методологического базиса, а также формированию компетенций и компетентности [10, 11, 12, 13]. Однако, нами не были найдены работы, целью которых являлся бы процесс формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена, но были проанализированы исследования, в которых имели место термины «коммуникативная компетенция студентов» [14, 15, 16] и «компенсаторная компетенция студентов» [17, 18,19].
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
Анализ четвертого этапа историографии изучаемой проблемы помог выявить: 1) тенденции информатизации, глобализации, интеграции, определяющие жизнь современного общества; 2) социальный заказ современного общества на формирование толерантной личности, которая способна реализовывать эффективный межкультурный диалог; 3) активацию научного интереса к проблемам формирования различных компетенций; 4) ФГОС детерминируют необходимость внедрения компетентностного подхода в рамках общего школьного образования.
Заключение
Таким образом, обозначенная нами проблема формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена является актуальной, так как представляет собой фрагментарно изученный аспект реализации ФГОС и требует дальнейшего рассмотрение. Реализация проблемы формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции учащихся среднего звена детерминирована как глобальными факторами, к числу которых можно отнести расширяющееся сотрудничество российского общества с зарубежными партнерами, запросы современного социума, так и факторами педагогически-исследовательского характера. Исследование генезиса проблемы формирования вышеназванной компетенции, включающего четыре этапа ее развития, отражающие повышение теоретического и практического интереса к обозначенной проблеме является базой будущего исследования.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. №373.
2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализаци. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
3. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности. СПб.: СПб ГУПМ, 1993. 70 с.
4. Быстрай Е.Б. Формирование опыта межкультурной компетентности будущего учителя в педагогическом взаимодействии: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2006. 506 с.
5. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3. Режим доступа: http ://rg. ru/2012/12/3 0/obrazovanie-dok. html.
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2012. №2148-р.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
7. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 // Российская газета. 2012. 9 мая (№5775).
8. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы: Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 г. №61.
9. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008. №1662-р.
10. Афонин И. А. Система современного российского школьного образования (деятельностно-компетентностный подход. М.: Информ-Право, 2014. 295 с.
11. Ермакова О.Б. Модернизация школьного образования (компетентност-но-контекстный подход). М.: Экономическая газета, 2012. 130 с.
12. Камалеева А.Р. Пути реализации компетентностного подхода в образовании (на примере обучения предметам естественно-научного цикл. Казань: ТГГПУ, 2012. 111с.
13. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. 129 с.
14. Зникина Л.С., Неупокоева Г.В. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции менеджеров. Екатеринбург, 2004. 146 с.
15. Кудряшова О.В. Английский язык. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи: учебное пособие для студентов. Челябинск, 2004. 80 с.
16. Нестерова С.А. Формирование межкультурной коммуникативно-профессиональной компетенции студента в образовательном процессе. Челябинск, 2011. 154 с.
17. Иванов A.B. Формирование у студентов вуза компенсаторной компетенции при обучении иноязычному говорению: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Н. Новгород, 2012. 19 с.
18. Горанская М.Н. Формирование компенсаторной компетенции в иноязычной письменной деловой речи студентов неязыковых вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08, 13.00.02. Петрозаводск, 2011. 215 с.
19. Папикян A.B. Формирование компенсаторной компетенции как средства упреждения и преодоления социокультурной интерференции: немецкий язык, начальный этап языкового вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Пятигорск, 2011. 198 с.
Literature:
1. The federal state educational standard of primary general education: Order of the Ministry of Education and Science of Russia of October 6, 2009. No. 373.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
2. Raven J. Competence in modern society. Identification, development and implementation. M.: Kogito-Center, 2002. 339 p.
3. Lavrov SB. Global problems of modernity. SPb.: SPb GUPM, 1993. 70 s.
4. Bystrai E.B. Formation of the experience of intercultural competence of a future teacher in pedagogical interaction: dis.... Dr. Pedagogicss: 13.00.01. Orenburg, 2006. 506 p.
5. On the education in the Russian Federation [Electronic resource]: Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 No. 273-FZ. Access Mode: http ://rg. ru/2012/12/3 0/obrazovanie-dok. html.
6. On approval of the state program of the Russian Federation "Development of education" for 2013-2020: Decree of the Government of the Russian Federation of November 22, 2012. No. 2148-p.
7. On measures for the implementation of state policy in the field of education and science: Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 N 599 // Russian newspaper. 2012. May 9 (No. 5775).
8. On the Federal Target Program for the Development of Education for 20112015: Decree of the Government of the Russian Federation of February 7, 2011 No. 61.
9. On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020: Order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-p.
10. Afonin I.A. The system of modern Russian school education (activity-competency-based approach. M.: Inform-Legal, 2014. 295 p.
11. Ermakova O.B. Modernization of school education (competence-contextual approach). M.: Economic newspaper, 2012. 130 p.
12. Kamaleeva A.R. Ways to implement the competency-based approach in education (on the example of teaching subjects in the natural science cycle. Kazan: TSHPU, 2012. Ill p.
13. Sergeev I.S., Blinov V.I. How to implement a competency-based approach in the lesson and in extracurricular activities: a practical guide. M.: ARKTI, 2007.129 s.
14. Znikina L.S., Neupokoeva G.V. Formation of professional and communicative competence of managers. Yekaterinburg, 2004. 146 p.
15. Kudryashova O.V. English language. The formation of communicative competence in writing: a textbook for students. Chelyabinsk, 2004. 80 p.
16. Nesterova S.A. Formation of intercultural communicative and professional competence of a student in the educational process. Chelyabinsk, 2011. 154 p.
17. Ivanov A.V. Formation of compensatory competence in university students in teaching foreign language speaking: abstract of diss... Cand. of Pedagogics: 13.00.02. N. Novgorod, 2012. 19 p.
ISSN 2078-1024
VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 4/43
18. Goranskaya M.N. Formation of compensatory competence in foreign language written business speech of students of non-linguistic universities: dis. ... Cand. of Ped Sciences: 13.00.08, 13.00.02. Petrozavodsk, 2011. 215 p.
19. Papikyan A.V. Formation of compensatory competence as a means of anticipating and overcoming sociocultural interference: the German language, the initial stage of a language university: dis. ... Cand. ofPed Sciences: 13.00.02. Pyatigorsk, 2011. 198 p.
Нагароков Ю.Н.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ВУЗЕ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
Нагароков Юрий Нальбиевич, преподаватель кафедры административного и уголовного права
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»,
Майкоп, Россия
E-mail: [email protected]
тел.: 8 (918) 925 52 32
В статье обоснована актуальность повышения качества профессиональной подготовки будущих юристов в вузе, обусловленные новыми требованиями к компетентности специалистов юридического профиля в условиях совершенствования российской государственности и общества. На основе анализа, обобщения и систематизации исследований проблемы развития юридического раскрываются подходы к профессиональной подготовке юристов в высшей школе: деонтологический, направленный на формирование ценностного отношения к профессии и профессионального самосознания; развитие soft skills как ключевых компетенций, овладение которыми способствует карьерному росту; дуальное обучение и наставничество, обеспечивающие профессиональную социализацию будущих специалистов. Сформулированы требования к современному юристу: обучение на протяжении всей жизни, создание имиджа, ораторское искусство, владение информационно-коммуникационными технологиями.
Рассматриваются возможности дуального обучения для организации наставничества - подготовка обучающихся практическим навыкам высококвалифицированным специалистом, что обеспечивает не только передачу профессиональных умений, но и формирование ценностного отношения к профессии, навыков профессиональной социализации и, soft skills.
УДК 378.147
DOI: 10.24411/2078-1024-2019-14011