4. Lukichyov, G.A. Transnacionaljnoe obrazovanie // Vestnik RUDN. - 2002. - № 1. - Ser. Yuridicheskie nauki.
5. Lazarenko, I.R. Osnovih upravleniya innovacionnihmi processami v sisteme dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya: monografiya. - Barnaul, 2004.
6. Vihstuplenie Ministra inostrannihkh del Rossii S.V. Lavrova na zasedanii Soveta glav subjhektov RF pri MID RF 03.12.2013 g. // RIA Novosti [Eh/r]. - R/d: http://ria.ru/politics/20131203/ 981498824.html#ixzz2z1MZ692s.
7. Lazarenko, I.R. Razvitie transgranichnogo pedagogicheskogo obrazovaniya v porubezhje Boljshogo Altaya // Vestnik AltGPA: neprerihvnoe pedagogicheskoe obrazovanie v transgranichnom prostranstve. - 2014. - № 19.
8. Nacionaljnaya ehnciklopedicheskaya sluzhba [Eh/r]. - R/d: http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/kros-kulturnyi-metod.
9. Macumoto, D. Psikhologiya i kuljtura. - SPb., 2002.
10. Afanasjeva, A.B. Formirovanie ehtnokuljturnoyj kompetentnosti v sisteme vihsshego pedagogicheskogo obrazovaniya // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. - 2007. - № 30. - T. 8.
11. Polozhenie o Centre kazakhskogo yazihka i kuljturih FGBOU VPO «AltGPA» // Centr kazakhskogo yazihka i kuljturih [Eh/r]. - R/d: http://www. uni-altai.ru/intl/intl_kaz
12. Yazihk - ehto most k mezhdunarodnomu sotrudnichestvu i druzhbe // Vestnik AltGPA: neprerihvnoe pedagogicheskoe obrazovanie v transgranichnom prostranstve. - 2013. - № 17.
Статья поступила в редакцию 18.11.14
УДК 371.214.14
Ivanova M.M. PROJECTION OF THE PROGRAM OF SOCIALIZATION AND VOCATIONAL GUIDANCE AT A STAGE OF (FULL) BASIC EDUCATION. In new educational conditions the requirements to planning and the organization of vocational guidance that would train to take steps of the further professional education have changed. According to the Federal State Educational Standard (FSES) the direction of "Socialization and Vocational Guidance" is one of the components of the program of education and socialization, which is trained along with such directions as: spiritual and moral development, upbringing of children, formation of ecological culture, culture of a healthy and safe way of life. In this regard in the educational theory and practice there was a need for development of this program, taking into account requirements of FSES. In this article the author reveals theoretical and methodological bases of design of the program of socialization and career guidance trained at a stage of (full) basic education, and provides methodical recommendations to development of such program.
Key words: vocational guidance, socialization, Federal state educational standard, full basic education, program, projection.
М.М. Иванова, ведущий инженер научного отдела ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академия», г. Барнаул, E-mail: ivanova_mm@uni-altai.ru
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЭТАПЕ (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В новых образовательных условиях изменились требования к планированию и организации профессиональной ориентации обучающихся на ступени общего образования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, (ФГОС) направление «Социализация и профессиональная ориентация» обучающихся является одним из составляющих компонентов программы воспитания и социализации обучающихся, наряду с такими направлениями как: духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. В связи с этим в образовательной теории и практике возникла необходимость в разработке данной программы с учетом требований ФГОС.
В данной статье раскрываются теоретические и методологические основы проектирования программы социализации и профориентации обучающихся на этапе (полного) общего образования, а также представлены методические рекомендации к разработке такого рода программы.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, социализация, Федеральный государственный образовательный стандарт, полное общее образование, программа, проектирование.
Актуальность данного исследования обусловлена введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, а также рядом происходящих социокультурных и экономических преобразований, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение российской молодёжи (изменение содержания профессий, увеличение требований к будущим специалистам, развитие рынка труда, интеграция России в мировое экономическое и образовательное пространство и т.д.). В этом контексте профориентационная работа приобретает особое значение и становится одной из важнейших функций образовательного процесса. Имеющая место неподготовленность современной молодежи к новым требованиям социально-экономической ситуации ставит задачу планирования его профессионального будущего, обеспечение соответствующих условий в числе наиболее актуальных задач современного школьного образования, которому принадлежит ведущая роль в этом.
В связи с этим повышается значимость и необходимость совершенствования профессиональной ориентации учащихся на всех этапах школьного образования.
Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личности относится к числу приоритетных направлений совершенствования российской образовательной сферы. Согласно ФГОС второго поколения основного и среднего общего образования, профессиональная ориентация включена в программу воспитания и социализации обучающихся [1]. Программой предусмотрена система базовых ценностей, сформулированы задачи, примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися, уровни планируемых результатов данного направления воспитания и социализации.
Воспитание и социализация обучающихся осуществляется по нескольким направлениям: воспитание социальной ответственности и компетентности; воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания; воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).
В соответствии с ФГОС основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
В соответствии с Законом РФ об образовании каждая образовательная организация вправе выбирать самостоятельную форму записей текстового варианта программы. В этой связи педагогам общеобразовательных организаций необходимы специальные разъяснения основных подходов к содержанию и разработке программы воспитания и социализации, а именно -программы социализации и профориентации.
Содержательный раздел основной образовательной программы имеет различные подходы к проектированию.
Мы рассматриваем вариант, при котором составляющие программы воспитания проектируются по отдельности. Поскольку необходимо учитывать специфику конкретной образовательной организации: вид (общеобразовательная школа, лицей, гимназия и т.д.); различные представления о воспитательных ценностях; специфика социокультурного пространства в котором находится образовательная организация и т.д.
Разработка примерной программы социализации и профориентации обучающихся на ступени основного общего образования осуществляется на основе Требований к структуре и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с Базисным учебным планом и программой формирования и развития универсальных учебных действий. Примерная программа направлена на оказание психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего направления обучения в учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении.
Примерная программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования содержит следующие разделы.
Титульный лист
Титульный лист должен содержать: наименование организации в соответствии с уставом; гриф рассмотрения и утверждения программы; название программы (курса); ФИО педагога, составившего программу; место и год составления программы.
Пояснительная записка
Пояснительная записка включает: актуальность и перспективность программы; ее цель и задачи; объем часов; форму проведения занятий (урочная или внеурочная); основные термины и понятия программы.
Планируемые результаты освоение программы
Ориентиром в стандартах второго поколения становится формирование ключевых компетентностей школьника. Ключевые компетентности рассматриваются как личностные новообразования, включающие в себя не только предметные знания и умения, но и способности к их практическому использованию в реальных жизненных ситуациях, в опоре на личностные качества и надпредметные умения. Планируя предполагаемую результативность курса, необходимо описать требования к знаниям и умениям, которые приобретет обучающийся по итогам освоения данной программы; перечислить качества личности, которые могут быть сформированы у обучающихся в результате занятий по программе.
Основанием для выделения требований к уровню подготовки школьников является основная образовательная программа образовательной организации. Система планируемых результатов дает ориентиры тому, какими именно универсальными учебными действиями (познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными) овладеют обучающиеся, а также какие предметные и личностные результаты будут достигнуты.
Содержание программы курса (занятия урочной и внеурочной деятельности)
Данный структурный компонент может быть представлен в виде текста, в котором наиболее полно отражаются содержание и структура программы.
При конструировании содержания следует учитывать, что текст программы должен наглядно и конкретно демонстрировать поэтапную реализацию целей и задач, отраженных в пояснительной записке программы.
Тематический план
В тематическом плане должны быть отражены формы организации занятий (сочетание урочной и внеурочной деятельно-
сти). По требованиям стандартов число аудиторных занятий не должно превышать 50%.
Тематический план программы может быть приставлен в виде таблицы, которая включает:
- перечень разделов, тем программы за 10-11 классы;
- количество часов по каждой теме;
- форму организации занятия;
- вид контроля по теме изучения.
Формы оценки результатов
Формы оценки должны быть представлены четкими критериями, понятными для обучающихся и соответствовать следующим требованиям:
- необходимо указать какие именно компоненты подлежат оцениванию;
- описать средства и методы оценивания;
- разнообразные средства контроля должны не только оценить знания и умения обучающихся, но и проследить динамику развития и личностных качеств школьника;
- элементы обязательного содержания программы должны подлежать точному оцениванию.
- аппарат контроля должен предусматривать не только итоговый контроль, но и предусматривать возможность отслеживания промежуточных результатов.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы
Элементами этого пункта являются:
- библиографический список источников, используемых в образовательном процессе;
- оборудование и проборы;
- дидактические материалы;
- цифровые образовательные ресурсы;
- Интернет-ресурсы;
- литература, рекомендованная обучающимся;
- глоссарий;
- др.
Лист внесения изменений
Предназначен для фиксации корректив, которые вносит автор программы в процессе ее реализации.
При разработке и реализации программы социализации и профориентации важно ориентироваться на систему дидактических принципов. Принципы, по мнению В.А. Сластенина, - это базовые положения, отражающие «основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направленность, помогающие творчески подойти к построению педагогического процесса» [2, с. 174]. При проектировании программы нами использованы следующие дидактические принципы: сознательности и активности, дифференциации и индивидуализации, систематичности и последовательности, преемственности, связи обучения с жизнью и практикой.
В качестве главного принципа нами определен принцип сознательности и активности, который составляет основу процессов социализации и самоопределения. Поиск человеком своего места в мире, обществе основывается, в первую очередь, на осознании себя как субъекта выбора и проявлении активной жизненной позиции. Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и так далее) - значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. Человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, критически относиться к самому себе, оценивать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты.
Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает организацию процесса формирования готовности учащихся к профильному самоопределению на основе личностных особенностей и запросов учащихся. Понимая под индивидуализацией учет индивидуальных особенностей учащихся (обучаемость, обученность, познавательные и профессиональные интересы, состояние здоровья и др.), мы на ее основе осуществили дифференциацию, т.е. группировку учащихся с учетом их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по нескольким различным направлениям.
Принцип систематичности и последовательности придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям и практическим умениям, предполагая логическое построение, как содержания образования, так и процесса обучения в целом. Усвоение учащимися знаний о мире профессий, о своих
индивидуально-типологических особенностях происходит в определенной логической связи и последовательности. Систематичность и последовательность выражаются также в том, что социализация и профессиональное самоопределение осуществляются во всех видах деятельности (учебно-воспитательной, трудовой, внеучебной, игровой, учебно-исследовательской и т.д.).
Принцип преемственности предполагает неразрывную связь элементов образования со способами построения учебной программы. На основе принципа преемственности выделены последовательные этапы подготовки школьников к самоопределению. Длительность и содержание каждого этапа определяется целью и задачами разработанной модели. Данный принцип выражается также и в преемственности цели, задач и содержания на всех уровнях образования.
Принцип связи обучения с жизнью и практикой предусматривает, что процесс обучения стимулирует учащихся использовать полученные знания в решении различных жизненных проблемных ситуаций, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды по определенным вопросам. Кроме того, согласно данному принципу, социализация и самоопределение осуществляются с учетом
Библиографический список
реальных потребностей общества и производства в подготовке специалистов, актуальных для своего региона (организация востребованных профилей обучения на старшей ступени школы, подготовка учащихся с ориентацией на функционирующие и развивающиеся отрасли края и т. д.).
Для осуществления экспертизы программы важно опираться на критерии:
- соответствие структуры имеющейся программы нормативно-правовым требованиям;
- соответствие поставленных целей и задач современным требованиям;
- полнота содержательных компонентов программы;
- соответствие техническим требованиям к оформлению программ;
- целостность программы: согласованность цели, задач, форм, методов, и способов достижения результатов;
- качество подачи материала.
Таким образом, предлагаемая нами структура программы носит рекомендательный характер. Вариация структурных компонентов и их содержание могут зависеть от специфики деятельности образовательной организации.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки РФ. - М., 2013. - Стандарты второго поколения.
2. Педагогика: учеб. пособ. для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шия-нов. - М., 1998.
Bibliography
1. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart srednego (polnogo) obthego obrazovaniya / M-vo obrazovaniya i nauki RF. - M., 2013. - Standartih vtorogo pokoleniya.
2. Pedagogika: ucheb. posob. dlya studentov pedagogicheskikh uchebnihkh zavedeniyj / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I. Mithenko, E.N. Shiya-nov. - M., 1998.
Статья поступила в редакцию 19.11.14
УДК 378(574)
Sagimbayeva G.S. STRUCTURAL COMPONENTS OF INDIVIDUAL STUDY PLANS OF A STUDENT. The article is relevant in connection with the integration of the universities of the CIS countries into the world educational space, the signing of the Bologna documents. This article discusses the problem of the development of individual educational route (IER) of the students. The author proposed principles, which are followed while developing IER. The structural components of the IER of the future specialist are highlighted and explained. Considerable attention is given to complexes of the factors determining the choice of the IER. The practical value is the materials of a survey among advisors and students, the purpose of which was to identify the problems and difficulties of building IER. The author comes to the conclusion that the process of preparation of future specialists in modern conditions requires orientation of higher education on the regularities of the processes of personal and individual development, professional orientation of the individual, as well as the selection of appropriate technologies, allows designing IER for each student in the unity of its structural components.
Key words: credit based system, individual educational route, The Bologna Declaration, advisor (tutor).
Г.С. Сагимбаева, аспирант ФГБОУВПО «Алтайская гос. педагогическая академия», г. Астана, E-mail: SagimbayevaGucd@mail.ru
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА СТУДЕНТА
Статья актуальна в связи с интеграцией вузов стран СНГ в мировое образовательное пространство, подписанием Болонских документов. В данной статье рассматривается проблема разработки индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) студентов. Автором предложены принципы, руководствуемые при разработке ИОМ. Выделяются и описываются структурные компоненты ИОМ будущего специалиста. Значительное внимание уделяется комплексам факторов определяющих выбор ИОМ. Практическую ценность представляют материалы проведенного анкетирования среди эдвайзеров и студентов, целью которого являлось выявление проблем и трудностей выстраивания ИОМ. Автор приходит к выводу, что процесс подготовки будущих специалистов в современных условиях требует ориентации высшего образования на закономерности процессов личностного и индивидуального развития, профессиональную направленность отдельной личности, а также подбор соответствующих технологий, позволяющих спроектировать ИОМ каждого студента в единстве его структурных компонентов.
Ключевые слова: кредитная система обучения, индивидуальный образовательный маршрут, Болон-ская декларация, эдвайзер.