Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ БУДУЩЕГО МИРА ПРОФЕССИЙ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ БУДУЩЕГО МИРА ПРОФЕССИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / HARD SKILLS / SOFT SKILLS / MODEL / PROFESSION / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гальченко Светлана Алексеевна

Статья посвящена выявлению приоритетной задачи современного образования - подготовке учащихся к осознанному профессиональному выбору. Исследуемая проблема учитывается в национальных целях развития РФ, в Указе Президента Российской Федерации. Цель статьи - исследование тенденций профессионального самоопределения и самореализации молодых людей в условиях неопределенности будущего мира профессий, с учетом особенностей социально-экономического развития территорий. Методологической базой исследования служит системно-информационный подход. Использовались следующие научные методы исследования: абстрактно-логический; аналитический; системный; экономико-статистический; компаративный анализ. В ходе исследования выявлено, что в современной молодёжной среде наблюдается низкая степень мотивации к саморазвитию личности, отсутствие интереса к формированию образовательного маршрута. Выявлены тенденции оттока интеллектуального капитала из регионов. Для решения обозначенных проблем был разработан план мероприятий по организации деятельности в направлении профессионального самоопределения обучающихся с позиции региональных отраслевых особенностей. Результат работы представлен в создании сетевой региональной модели профориентации, направленной на профессиональное определение выпускников школ и профессиональных образовательных организаций на региональный рынок труда. Функционирование данной модели способствует развитию человеческого капитала в регионе, создаёт условия для успешной самореализации, повышение доли инноваций в технологическом секторе экономики и другие необходимые условия для укрепления позиций региона, его производственно-экономического развития и инвестиционной привлекательности. Именно инвестиции в человеческий капитал могут обеспечить высокие темпы экономического роста. Реализация модели предполагает 3 этапа, на каждом из которых представлен широкий список разносторонних подходов к исследуемой проблеме. Выводы. В ходе реализации модели профессионального самоопределения формируется комплекс компетенций hard и soft skills, которые способствуют росту конкурентоспособности и формируют ключевые факторы успеха будущего специалиста. Модель предполагает активную работу в секторе В 2 L, формирование взаимовыгодного сотрудничества с представителями реального и финансового сектора экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC CHARACTERISTICS OF UNCERTAINTY OF THE FUTURE OF THE WORLD OF PROFESSIONS

The article is devoted to the identification of the priority task of modern education-the preparation of students for conscious professional choice. The studied problem is taken into ac count in the national development goals of the Russian Federation, in the Decree of the President of the Russian Federation. The purpose of the article is to study the trends of professional selfdetermination and self-realization of young people in the uncertain future world of professions, taking into account the peculiarities of socio-economic development of territories. The methodological basis of the research is the system-information approach. The following scientific research methods were used: abstract-logical; analytical; system; economic-statistical; comparative analysis. The study revealed that in the modern youth environment there is a low degree of motivation for self-development of the individual, lack of interest in the formation of an educational route. Tendencies of outflow of intellectual capital from regions are revealed. To solve these problems, an action plan was developed to organize activities in the direction of professional selfdetermination of students from the position of regional industry features. The result of the work is presented in the creation of a network regional model of career guidance aimed at professional identification of school graduates and professional educational organizations in the regional labor market. The functioning of this model contributes to the development of human capital in the region, creates conditions for successful self-realization, increasing the share of innovation in the technological sector of the economy and other necessary conditions for strengthening the region's position, its production and economic development and investment attractiveness. It is investment in human capital that can ensure high rates of economic growth. The implementation of the model involves 3 stages, each of which presents a wide list of versatile approaches to the problem under study. Summary. During the implementation of the model of professional selfdetermination, a complex of hard and soft skills competencies is formed, which contribute to the growth of competitiveness and form the key success factors of the future specialist. The model assumes active work in the B 2 L sector, the formation of mutually beneficial cooperation with representatives of the real and financial sectors of the region's economy.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ БУДУЩЕГО МИРА ПРОФЕССИЙ»

Сфера услуг

УДК 338.45 ГАЛЬЧЕНКО СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА

к.э.н., доцент кафедры менеджмента, маркетинга и управления персоналом ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»,

e-mail: svetabuzunova@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ

БУДУЩЕГО МИРА ПРОФЕССИЙ

Аннотация. Статья посвящена выявлению приоритетной задачи современного образования — подготовке учащихся к осознанному профессиональному выбору. Исследуемая проблема учитывается в национальных целях развития РФ, в Указе Президента Российской Федерации. Цель статьи — исследование тенденций профессионального самоопределения и самореализации молодых людей в условиях неопределённости будущего мира профессий, с учетом особенностей социально-экономического развития территорий. Методологической базой исследования служит системно-информационный подход. Использовались следующие научные методы исследования: абстрактно-логический; аналитиче-

о о о о Г)

ский; системный; экономико-статистический; компаративный анализ. В ходе исследования выявлено, что в современной молодёжной среде наблюдается низкая степень мотивации к саморазвитию личности, отсутствие интереса к формированию образовательного маршрута. Выявлены тенденции оттока интеллектуального капитала из регионов. Для решения обозначенных проблем был разработан план мероприятий по организации деятельности в направлении профессионального самоопределения обучающихся с позиции региональных отраслевых особенностей. Результат работы представлен в создании сетевой региональной модели профориентации, направленной на профессиональное определение выпускников школ и профессиональных образовательных организаций на региональный рынок труда. Функционирование данной модели способствует развитию человеческого капитала в регионе, создаёт условия для успешной самореализации, повышение доли инноваций в технологическом секторе экономики и другие необходимые условия для укрепления позиций региона, его производственно-экономического развития и инвестиционной привлекательности. Именно инвестиции в человеческий капитал могут обеспечить высокие темпы экономического роста. Реализация модели предполагает 3 этапа, на каждом из которых представлен широкий список разносторонних подходов к исследуемой проблеме. Выводы. В ходе реализации модели профессионального самоопределения формируется комплекс компетенций hard и soft skills, которые способствуют росту конкурентоспособности и формируют ключевые факторы успеха будущего специалиста. Модель предполагает активную работу в секторе В 2 L, формирование взаимовыгодного сотрудничества с представителями реального и финансового сектора экономики региона. Ключевые слова: модель, профессия, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, самореализация, hard skills, soft skills.

GALCHENKO SVETLANA ALEKSEEVNA

Ph. D., associate Professor of the Department of management, marketing and personnel management Of the "Kursk state University»,

e-mail: svetabuzunova@mail.ru

SOCIO-ECONOMIC FEATURES OF UNCERTAINTY THE FUTURE WORLD OF PROFESSIONS

Abstract. The article is devoted to the identification of the priority task of modern education-the preparation of students for conscious professional choice. The studied problem is taken into ac-

count in the national development goals of the Russian Federation, in the Decree of the President of the Russian Federation. The purpose of the article is to study the trends of professional self-determination and self-realization of young people in the uncertain future world of professions, taking into account the peculiarities of socio-economic development of territories. The methodological basis of the research is the system-information approach. The following scientific research methods were used: abstract-logical; analytical; system; economic-statistical; comparative analysis. The study revealed that in the modern youth environment there is a low degree of motivation for self-development of the individual, lack of interest in the formation of an educational route. Tendencies of outflow of intellectual capital from regions are revealed. To solve these problems, an action plan was developed to organize activities in the direction of professional self-determination of students from the position of regional industry features. The result of the work is presented in the creation of a network regional model of career guidance aimed at professional identification of school graduates and professional educational organizations in the regional labor market. The functioning of this model contributes to the development of human capital in the region, creates conditions for successful self-realization, increasing the share of innovation in the technological sector of the economy and other necessary conditions for strengthening the region's position, its production and economic development and investment attractiveness. It is investment in human capital that can ensure high rates of economic growth. The implementation of the model involves 3 stages, each of which presents a wide list of versatile approaches to the problem under study. Summary. During the implementation of the model of professional self-determination, a complex of hard and soft skills competencies is formed, which contribute to the growth of competitiveness and form the key success factors of the future specialist. The model assumes active work in the B 2 L sector, the formation of mutually beneficial cooperation with representatives of the real and financial sectors of the region's economy.

Keywords: model, profession, professional orientation, professional self-determination, self-realization, hard skills, soft skills.

Введение. Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка учащихся к осознанному профессиональному выбору. По мнению исследователей в области профессионального самоопределения [5], [8], [10], недостаточная сформи-рованность мотивов саморазвития личности обучающегося и его готовности к выбору будущей профессии - важная проблема. В последнее время часто возникает ситуация, когда выпускники вузов не находят себе достойного применения в регионе и уезжают работать в крупные города страны. Данная ситуация способствует оттоку интеллектуального капитала из регионов. Из вышесказанного можно констатировать, что актуальность проблемы вызвана неготовностью обучающихся к осознанному самостоятельному выбору образовательного маршрута и будущей профессии [1]. Для решения обозначенных проблем был разработан план мероприятий по организации профориентационной деятельности обучающихся в регионах, по итогам которого планируется создание сетевой региональной модели профориентации, направленной на профессиональное определение выпускников на региональный рынок труда.

Отсюда следует подчеркнуть, что данная проблема учитывается в национальных целях развития РФ, в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», в национальных проектах «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого» и «Социальные лифты для каждого», «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. Протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) [4].

Проблема профессионального самоопределения актуальна в контексте цифровизации экономики и её влияния на региональный рынок труда. Земцов С. [3], [13] в своих исследованиях о рисках цифровизации и адаптации региональных рынков труда неоднократно упоминает о колоссальных возможностях развития регионов в процессе цифровизации, но и вместе с этим о проблеме высвобождения большого числа рабочих мест. Исследование регионов по рискам автоматизации и возможностям адаптации свидетельствует о необходимости подготовки специалистов STEAM- направлений (математические, технические науки, инженерное дело, тех-

нологии, искусство и культура). Регионы, имеющие большее число специалистов категории STEAM, более успешны и имеют меньшие риски адаптации к цифровизации. Следовательно, деятельность в области профессионального самоопределения приобретает всё большую актуальность в регионах.

Научная новизна исследуемой проблемы заключается в тиражировании региональной модели профориентации, самоопределения и самореализации, направленной на профессиональное определение, развитие у обучающихся hard и soft skills, что способствует формированию оптимального набора компетенций для успешной трудовой деятельности на региональном рынке труда. Исследования в данном направлении имеют глубокую проработанность и представлены в трудах многих авторов [2], [6], [11], [15].

Фундаментальная научная задача состоит в развитии человеческого капитала регионов и страны как системообразующей среды для развития экономики, обеспечивающей высокие темпы экономического роста.

Методы исследования. Для решения заявленной цели использовались исследовательские подходы, в числе которых содержательный, системный. Содержательное наполнение статьи осуществлено при использовании общетеоретических методов познания, таких, как: теоретико-методический анализ, конкретизация, синтез, формализация, идеализация и др. Исследование является экспериментальным и базируется на использовании следующих научных методов исследования:

1) абстрактно-логический (изучение профессиональной ориентации и профессионального самоопределения в стране и в регионе, сбор статистических данных, обобщение, обоснование доказательной базы);

2) аналитический (анкетирование обучающихся по проблеме профессиональной самореализации);

3) системный (анализ информации, полученной аналитическим путём, декомпозиция результатов, построение алгоритма проблемы по принципу пирамиды Барбары Минто);

4) экономико-статистический и расчётно-аналитический (сбор количественной информации от обучающихся о конкретной модели профессионального роста; выявление доли определённых и неопределённых; выявление причин отсутствия определённости);

5) компаративный анализ (сравнение однотипной информации и её вариации в динамике. Сопоставление показателей профессиональной ориентации и профессионального самоопределения до и после участия в программе «Мастерские успеха»).

Зарубежный опыт профориентационной работы. Толстогузов С.Н. [18] рассматривает проблему профориентации в разных странах. В США действует консультативная психолого-педагогическая служба «Гайденс», плотно опекающая учащихся в процессе их выбора специальности. В Канаде тоже создана многоуровневая система содействия в профессиональном самоопределении учащихся, активно использующая инновационные принципы. В Израиле существуют четыре типа школ: государственные светские, в которых учится большинство детей; государственно-религиозные (их примерно 5%), где соблюдаются еврейские традиции и проводится углубленное изучение иудаизма. Во Франции широко распространена сеть специализированных центров профориентации (более 500 по стране), которые интегрированы в своей работе с ассоциациями родителей, профсоюзами, биржами труда и иными государственными и частными структурами, решающими проблемы занятости населения. В Германии профориентация обучающихся ведется путем опросов, тестов, консультаций, совместных мероприятий с организациями родителей.

Из анализа отечественного и зарубежного опыта профориентационной работы можно резюмировать то, что активная работа в направлении профессионального самоопределения ведётся во многих развитых странах, что способствует актуальному выбору направления подготовки с учетом региональной и отраслевой принадлежности [7], [12], [14].

Как отмечают многие региональные исследователи [16], [17], [20], основная цель деятельности в области профессионального самоопределения в регионах РФ заключается в формировании эффективной системы профессиональной ориентации и профессиональной самореализации обучающихся в регионах на всех этапах образовательной системы, с целью построения эффективной траектории профессионального развития и развития экономики региона.

Далее определим основные задачи в направлении формирования модели профессиональной самореализации молодых специалистов в регионе:

- исследовать рынок труда региона;

- выявить потребность в специалистах в реальном и финансовом секторе экономики региона;

- исследовать ситуацию в регионе по проблеме профессиональной ориентации и профессионального самоопределения (анкетирование обучающихся школ (старшие классы) и СПО);

- создать профориентационную онлайн-платформу;

- реализовать проект «Мастерские успеха» для школьников и обучающихся СПО;

- привлечь к участию в проекте как можно больше стейкхолдеров;

- организовать и провести форум «Профессиональная самореализация в неопределённости будущего мира профессий»;

- тиражировать опыт профессиональной ориентации и профессионального самоопределения в регионе и за его пределами;

- подвести итог работы по проекту профессиональной ориентации и профессионального самоопределения в регионе.

На основе описанной проблемы, сформулированной цели и определённых задач визуально представим региональную модель профессиональной самореализации молодых специалистов в регионе (рис.).

Результаты исследования. Ожидаемый результат исследования заключаются в создании и использовании сетевой региональной модели профориентации, направленной на профессиональное определение выпускников региона и области на региональный рынок труда. На первоначальном этапе в ходе реализации модели самоопределения ожидаемые результаты состоят в получении объективной информации о состоянии рынка труда в регионе путём мониторинга и создания онлайн-платформы, включающей исчерпывающий перечень информации о реализуемом проекте, профориентационных мероприятиях, работодателях, вакансиях, кандидатах и т. д. Важный момент получение конструктивной обратной связи от представителей реального и финансового сектора экономики региона (производственные предприятия, сфера услуг, ИП, МСП, ЛПХ и т. д.) с целью взаимовыгодного сотрудничества в формате L 2 B. То есть социального партнерства образовательных организаций, предприятий региона по вопросам профессионального самоопределения обучающихся. Направление рынка «Learning 2 Business» (L 2 B) представляет собой взаимодействие образовательных организаций и бизнеса, существующее наряду с такими видами рынка, как B 2 B, B 2 С, B 2 G [9], [19].

- Комьюнити-органайзинг - это процесс, который помогает участникам сообщества осознать свои цели, возможности и начать действовать.

- Soft Skills - мягкие и гибкие навыки, включают: коммуникативные, лидерские, командные, социально-психологические, управление собой, системное мышление, управленческие навыки, предпринимательские навыки и т. д.

- Реализация проекта «Мастерские успеха» по модели комьюнити органайзинг предполагает реализацию ряда проектов в форме образовательных сессий (ОС) по развитию Soft Skills для абитуриентов, например, таких, как:

- ОС «Целеполагание в формировании профессиональной траектории по технологии SMART».

- ОС «Самоменеджмент. Борьба с ленью».

- ОС «Навыки коммуникаций - networking».

- ОС «Формирование предпринимательских навыков».

- ОС «Формирование дорожной карты самореализации обучающихся».

Рис. Региональная модель профориентации и профессиональной самореализации молодых специалистов в регионе

Выводы. Функционирование модели самоопределения способствует развитию человеческого капитала в регионе, создаёт условия для успешной самореализации, повышения доли инноваций в технологическом секторе экономики и другие необходимые условия для укрепления позиций региона в процессе цифровизации, его производственно-экономического развития и инвестиционной привлекательности. Именно инвестиции в человеческий капитал могут обеспечить высокие темпы экономического роста.

Литература

1. Blinova, M. L. Zagaynov, I. A. Burlachenko, A. D. Palagina, N. I. andEvdokimov. D. A. Influence of Individual Psychological Characteristics of Senior High School Students over Professional Direction. 8-9 November 2017, Madrid, Spain [Электронный ресурс]. -URL : https://ibima.org/accepted-paper/influence-individual-psychological-characteristics-senior-high-school-students-professional-direction/ (дата обращения: 10.07.2019).

2. Sezonova, O. N. The efficiency of higher education institutions as a basis for forming competent personnel for region economy / Sezonova O.N., Galchenko S.A., Khodirevskaya V.N. // European journal of contemporary education. 2016. No. 4 (18). P. 464-471 [Электронный ресурс]. - URL : https://elibrary.ru/item.asp? id=27446618.

3. Zemtsov, S., Barinova, V., Semenova, R. the Risks of Digitalization and the Adaptation of Regional Labor Markets in Russia //Foresight and STI Governance. 2019. Vol. 13. No. 2. P. 84-96.

4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г. » [Электронный ресурс]. - URL : http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.07.2019).

5. Балюк, А. Д. Профессиональная ориентация в системе социализации молодежи : автореф. дис. [Электронный ресурс]. - URL : https://dlib.rsl.ru/viewer/01005552504#?page=1 (дата обращения: 10.07.2019).

6. Батавина, М. А. Проблемы кадрового обеспечения регионального АПК (на примере Курской области) //Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2019. № 1 (17). С. 4-5 [Электронныйресурс]. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=37186804.

7. Батавина, М. А. Факторы повышения эффективности человеческого капитала. Политика, экономика и инновации. 2017. M 3 (13). С. 20 [Электронный ресурс]. - URL : https://elibrary.ru/item.asp? id=30396905.

8. Блинов, В. И. Эффективные практики профессиональной ориентации в регионах России [Текст] // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. M 1 (25). С. 6-8.

9. Гальченко, С. А. Место корпоративной социальной ответственности в инновационной экосистеме региона // Финансовая экономика. 2018. M 6. С. 556-559.

10. Гребенникова, М. А. Особенности интеграции сбалансированной системы показателей в управлении персоналом организации // Качество управленческих кадров и экономическая безопасность организации. Тринадцатые Ходыревские чтения : сб. материалов национальной научно-практической конференции. под ред. В.H. Ходыревской. - Курск, 2019. С. 143-147 [Электронный ресурс]. - URL : https:// elibrary. ru/item. asp ?id=3 7239661.

11. Захарова, Л. H. Развитие системы профессиональной ориентации молодежи : автореф. дис. [Электронный ресурс]. - URL : https://dlib.rsl.ru/viewer/01004855137#?page=1 (дата обращения: 10.07.2019).

12. Землянухина, H. С., Фурсов, А. Л. Системный подход к профессиональной ориентации в регионе [Электронный ресурс]. - URL : https://cyberleninka.ru/article/v/sistemnyy-podhod-k-professionalnoy-orientatsii-v-regione (дата обращения: 10.07.2019).

13. Земцов, С., Мурадов, A., Уэйд, И., Баринова, В. Факторы инновационной активности регионов России : что важнее - человек или капитал? // Форсайт. 2016. Т. 10. M 2. С. 29-42.

14. Конорев, А. М., Кривошлыков, В. С., Жахов, H. В. Эффективность использования трудовых ресурсов в аграрном секторе экономики Курской области //Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2016. M 4. С. 25-29 [Электронный ресурс]. - URL : https://elibrary.ru/download/ elibrary_26642829_84188973.pdf

15. Кривошлыков, В. С., Жахов, H. В., Фомичева, Л. М. Экономика и управление межрегиональной дифференциацией с позиций экономической безопасности // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2017. Т. 17. M 2. С. 27-30 [Электронный ресурс]. -URL : https://elibrary.ru/item.asp? id=29094407.

16. Меньшикова, М. А., Коптева, К. В., Гребенникова, М. А. Роль управления развитием и обучением персонала в эффективности деятельности организации. [Текст] // Экономика и предпринимательство. 2018. M 6 (95). С. 805-809.

17. Минажетдинова, А. И. Профессиональная ориентация учащейся молодежи в системе социально-трудовых отношений : автореф. дис. [Электронный ресурс]. - URL : https://dlib.rsl.ru/ viewer/01005051498#?page=1 (дата обращения: 10.07.2019).

18. Толстогузов, С. H. Образование за рубежом [Текст] // Образование и наука. 2015. M 2 (120). С. 151 -165.

19. Ходыревская, В. H. Повышение качества управления путем профессионализации менеджмента и коллективного знания организации [Текст] // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2019. M 4 (77). С. 39-46.

20. Ходыревская, В. H. Проблемы цифровизации и формирование эффективного менеджмента организации. [Текст] //Актуальные проблемы управления в электронной экономике : международная научно-практическая конференция // Одиннадцатые Ходыревские чтения ; под ред. В.H. Ходыревской. - Курск, 2018. С. 209-211.

References:

1. Blinova, M. L. Zagaynov, I. A. Burlachenko, A. D. Palagina, N. I. and Evdokimov. D. A. Influence of Individual Psychological Characteristics of Senior High School Students over Professional Direction. 8-9 November 2017, Madrid, Spain [Elektronnyj resurs]. -URL : https://ibima.org/accepted-paper/influence-individual-psychological-characteristics-senior-high-school-students-professional-direction/ (data obrashcheniya: 10.07.2019).

2. Sezonova, O. N. The efficiency of higher education institutions as a basis for forming competent personnel for region economy / Sezonova O.N., Galchenko S.A., Khodirevskaya V.N. // European journal of contemporary education. 2016. No. 4 (18). P. 464-471 [Elektronnyj resurs]. - URL : https://elibrary.ru/item.asp? id=27446618.

3. Zemtsov, S., Barinova, V., Semenova, R. the Risks of Digitalization and the Adaptation of Regional Labor Markets in Russia //Foresight and STI Governance. 2019. Vol. 13. No. 2. P. 84-96.

4. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 N 204 (red. ot 19.07.2018) «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 g.» [Elektronnyj resurs]. - URL : http:// www.consultant.ru (data obrashcheniya: 10.07.2019).

5. Balyuk, A. D. Professional'naya orientaciya v sisteme socializacii molodezhi : avtoref dis. [Elektronnyj resurs]. - URL : https://dlib.rsl.ru/viewer/01005552504#?page=1 (data obrashcheniya: 10.07.2019).

6. Batavina, M. A. Problemy kadrovogo obespecheniya regional'nogo APK (na primere Kurskoj oblasti) //Ak-tual'nye problemy social'no-gumanitarnogo i nauchno-tekhnicheskogo znaniya. 2019. № 1 (17). S. 4-5 [Elektronnyj resurs]. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=37186804.

7. Batavina, M. A. Faktory povysheniya effektivnosti chelovecheskogo kapitala. Politika, ekonomika i inno-vacii. 2017. № 3 (13). S. 20 [Elektronnyj resurs]. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=30396905.

8. Blinov, V. I. Effektivnye praktiki professional'noj orientacii v regionah Rossii [Tekst] //Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2017. № 1 (25). S. 6-8.

9. Gal'chenko, S. A. Mesto korporativnoj social'noj otvetstvennosti v innovacionnoj ekosisteme regiona // Fi-

Гальченко С.А.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ БУДУЩЕГО МИРА ПРОФЕССИЙ nansovaya ekonomika. 2018. № 6. S. 556-559.

10. Grebennikova, M. A. Osobennosti integracii sbalansirovannoj sistemy pokazatelej v upravlenii personalom organizacii // Kachestvo upravlencheskih kadrov i ekonomicheskaya bezopasnost' organizacii. Trinadcatye Hodyrevskie chteniya : sb. materialov nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. pod red. V.N. Ho-dyrevskoj. - Kursk, 2019. S. 143-147 [Elektronnyj resurs]. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=37239661.

11. Zaharova, L. N. Razvitie sistemy professional'noj orientacii molodezhi : avtoref. dis. [Elektronnyj resurs]. -URL : https://dlib.rsl.ru/viewer/01004855137#?page=1 (data obrashcheniya: 10.07.2019).

12. Zemlyanuhina, N. S., Fursov, A. L. Sistemnyj podhod k professional'noj orientacii v regione [Elektronnyj resurs]. - URL : https://cyberleninka.rU/article/v/sistemnyy-podhod-k-professionalnoy-orientatsii-v-regione (data obrashcheniya: 10.07.2019).

13. Zemcov, S., Muradov, A., Uejd, I., Barinova, V. Faktory innovacionnoj aktivnosti regionov Rossii : chto vazhnee - chelovek ili kapital? //Forsajt. 2016. T. 10. № 2. S. 29-42.

14. Konorev, A. M., Krivoshlykov, V. S., ZHahov, N. V. Effektivnost' ispol'zovaniya trudovyh resursov v agrar-nom sektore ekonomiki Kurskoj oblasti // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii.

2016. № 4. S. 25-29 [Elektronnyj resurs]. - URL : https://elibrary.ru/download/ elibrary_26642829_84188973.pdf.

15. Krivoshlykov, V. S., ZHahov, N. V., Fomichyova, L. M. Ekonomika i upravlenie mezhregional'noj differen-ciaciej s pozicij ekonomicheskoj bezopasnosti // Vestnik Kyrgyzsko-Rossijskogo slavyanskogo universiteta.

2017. T. 17. № 2. S. 27-30 [Elektronnyj resurs]. -URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=29094407.

16. Men'shikova, M. A., Kopteva, K. V., Grebennikova, M. A. Rol' upravleniya razvitiem i obucheniem person-ala v effektivnosti deyatel'nosti organizacii. [Tekst] //Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 6 (95). S. 805 -809.

17. Minazhetdinova, A. I. Professional'naya orientaciya uchashchejsya molodezhi v sisteme social'no-trudovyh otnoshenij : avtoref. dis. [Elektronnyj resurs]. - URL : https://dlib.rsl.ru/viewer/01005051498#?page=1 (data obrashcheniya: 10.07.2019).

18. Tolstoguzov, S. N. Obrazovanie za rubezhom [Tekst] // Obrazovanie i nauka. 2015. № 2 (120). S. 151-165.

19. Hodyrevskaya, V. N. Povyshenie kachestva upravleniya putem professionalizacii menedzhmenta i kollek-tivnogo znaniya organizacii [Tekst] // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki i prava. 2019. № 4 (77). S. 39-46.

20. Hodyrevskaya, V. N. Problemy cifrovizacii i formirovanie effektivnogo menedzhmenta organizacii. [Tekst] // Aktual'nye problemy upravleniya v elektronnoj ekonomike : mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya // Odinnadcatye Hodyrevskie chteniya ; pod red. V.N. Hodyrevskoj. - Kursk,

2018. S. 209-211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.