Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОРГАНИЗАЦИИ ЕЖЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОРГАНИЗАЦИИ ЕЖЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
791
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЕ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПОЛИЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ / КРУГЛОСУТОЧНОЕ ДЕЖУРСТВО / ДВУХСМЕННЫЙ РЕЖИМ СЛУЖБЫ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЕЖЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бирюков Виктор Владимирович

В статье рассматриваются требования действующих нормативных правовых актов по организации непосредственной ежедневной служебной деятельности участковых уполномоченных полиции. Указывается на имеющиеся ограничения по привлечению их на круглосуточное дежурство и двухсменный режим несения службы. Предлагаются изменения в организацию ежедневной службы участковых уполномоченных полиции и в правовое обеспечение данной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME PROBLEMS IN THE ORGANIZATION OF THE DAILY ACTIVITIES OF THE DISTRICT POLICE COMMISSIONERS

The article considers the requirements of the current regulatory legal acts on the organization of the direct daily official activities of the district police officers. It is indicated that there are restrictions on attracting them to round-the-clock duty and two-shift duty. Changes are proposed to the organization of the daily service of district police commissioners and to the legal support of this activity.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОРГАНИЗАЦИИ ЕЖЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ»

О некоторых проблемах в организации ежедневной деятельности участковых уполномоченных полиции

ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ БИРЮКОВ,

слушатель 2-го факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: vbiriukov8@mail.ru

About some problems in the organization of the daily activities of the district police commissioners

VIKTOR VLADIMIROVICH BIRIUKOV,

Listener of the 2nd Faculty (Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: vbiriukov8@mail.ru

УДК 342.9

Аннотация. В статье рассматриваются требования действующих нормативных правовых актов по организации непосредственной ежедневной служебной деятельности участковых уполномоченных полиции. Указывается на имеющиеся ограничения по привлечению их на круглосуточное дежурство и двухсменный режим несения службы. Предлагаются изменения в организацию ежедневной службы участковых уполномоченных полиции и в правовое обеспечение данной деятельности.

Ключевые слова и словосочетания: участковые уполномоченные полиции; организация несения службы; круглосуточное дежурство; двухсменный режим службы; совершенствование организации ежедневной деятельности.

Annotation. The article considers the requirements of the current regulatory legal acts on the organization of the direct daily official activities of the district police officers. It is indicated that there are restrictions on attracting them to round-the-clock duty and two-shift duty. Changes are proposed to the organization of the daily service of district police commissioners and to the legal support of this activity.

Keywords and phrases: district police officers; organization of service; round-the-clock duty; two-shift service mode; improvement of the organization of daily activities.

Данная статья написана в продолжение темы исследования вопросов организации деятельности участковых уполномоченных полиции (далее — УУП), рассмотренных автором в статье «Актуальные вопросы организации приема граждан участковыми уполномоченными полиции» [2], и направлена на более детальное рассмотрение другой стороны деятельности УУП, связанной с привлечением их на дежурство совместно со следственно-опера-

тивной группой (далее — СОГ) или иным другим нарядом

С одной стороны, положение п . 3 .2 . приказа МВД России от 29 марта 2019 г . № 2051 (далее — Приказ) однозначно требует исключить практику поручения УУП проверок по заре-

1 О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности: приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 .

гистрированным заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях, совершенных вне территории закрепленных за ними административных участков, но, с другой стороны, положения Приказа не предусматривают вариантов по разрешению возможных проблем, возникающих в связи с его исполнением, поэтому данный вопрос, на наш взгляд, требует более тщательного освещения . В связи с этим ставятся задачи рассмотреть, как влияют существующие положения Приказа на организацию деятельности УУП, какие факторы при этом оставлены без внимания и что предлагается для совершенствования работы в данной сфере

Из положения п . 3 .2 . Приказа следует, что УУП запрещено привлекать для несения службы в составе иных нарядов, кроме как на обслуживаемом им административном участке . Безусловно, это сделано с целью повышения результативности проводимой УУП профилактической работы, чтобы добиться максимального по времени его нахождения на обслуживаемом им административном участке и не отвлекать его от разрешения служебных вопросов . Но данное положение приводит УУП к необходимости самим реагировать на сообщения и заявления граждан, поступающие с обслуживаемых ими административных участков, которых, по сведениям официальной статистики МВД России по итогам 2020 г ., УУП разрешено 13,359 млн, а это 39,75 % от всех поступивших сообщений и заявлений1 . При необходимости реагирования на такое количество заявлений и сообщений УУП крайне затруднительно надлежащим образом исполнять иные обязанности, связанные с обслуживанием административного участка и проведением профилактической работы, потому что ему физически не хватит на это времени . Время реагирования на сообщения также увеличится, т к УУП не находится в готовности к выезду, как дежурная СОГ, а занимается решением каких-либо служебных вопросов, которые потребуют времени для завершения Нет определенности и в том, кто должен обслуживать поступающие сообщения и заявления, если УУП отсутствует на службе в связи с выходным днем или по иной другой причине Перечень неурегулированных вопросов, отрицательно влияющих на организацию деятельности УУП, можно продолжить и далее, но это сути не меняет, поэтому ограничимся рассмотрением указанных моментов .

1 Состояние преступности в Российской Федерации за январь -декабрь 2020 г. // Официальный сайт МВД России . URL: httpsT'/мвд. рф/геро11^/й:ет/22678184/ (дата обращения: 26.10.2021).

Противники привлечения УУП на дежурство совместно с СОГ аргументируют свое мнение тем, что привлечение на суточное дежурство отвлекает его от проведения профилактической работы на административном участке на двое суток: первые сутки, когда он дежурит, вторые, — когда отдыхает после суточного дежурства . Данная точка зрения была высказана и 29 апреля 2021 г . в ходе проведения на базе Барнаульского юридического института МВД России межвузовского круглого стола на тему: «УУП и его роль в досудебном производстве», участником которого был автор Уважая чужие взгляды, все же находим их не учитывающими некоторые важные аспекты в деятельности УУП

Необходимо помнить, что одной из форм несения службы УУП является рассмотрение обращений граждан, чем сотрудник, находясь на дежурстве, напрямую и будет заниматься в течение суток, поэтому говорить, что он «выпадает» из службы на двое суток, уже неверно . Существенным моментом является и организация круглосуточного реагирования на сообщения и заявления граждан силами УУП, чего при организации двухсменного режима службы невозможно добиться Существующая штатная численность следователей, дознавателей и сотрудников оперативных подразделений в территориальных органах МВД России на районном уровне не позволяет организовывать реагирование на все поступающие сообщения и заявления граждан силами одной СОГ без привлечения иных нарядов, а если и позволяет, то такая СОГ все равно будет неполной, лишенной сотрудника, специализирующегося на принятии решения по административным правонарушениям А это значит, что при необходимости привлечения лица к административной ответственности членами СОГ этого сделано не будет . Трудно представить, чтобы дознаватель или сотрудник оперативного подразделения составляли протоколы об административных правонарушениях, хотя такая возможность и предоставлена им приказом МВД России от 30 августа 2017 г . № 6852. С другой стороны, этого и не нужно, у сотрудников в СОГ свои задачи, и подменять УУП они не должны

Более того, нахождение на суточном дежурстве дает возможность УУП проверить в ночное время по месту жительства лиц, находящихся под административным надзором, и провести с ними индивидуальную профилактическую работу, что также является одной из форм несения

2 О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание: приказ МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 .

службы УУП и согласуется с требованием п . 8 .9 Порядка осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденного приказом МВД России от 8 июля 2011 г . № 8181 . В этом случае не надо будет предусматривать отдельных нарядов и выходов на службу, что является весьма проблематичным при двухсменном несении службы, т . к . дополнительное привлечение УУП для проверки в ночное время лиц, находящихся под административным надзором, и будет превращаться в то же привлечение на дежурство В обоих случаях УУП после несения службы в ночное время будет иметь право на отдых в последующий день, а значит, обслуживанием административного участка он заниматься не будет . Положения Приказа не регламентируют деятельность УУП в ночное время, хотя такая необходимость в свете обозначенной проблемы существует

Наличие УУП, находящегося на дежурстве при дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне, позволяет остальным УУП запланировать свою деятельность при заступлении на службу и заниматься решением служебных вопросов в плановом режиме, насколько это возможно в зависимости от оперативной обстановки, без отвлечения на реагирование вновь поступающих сообщений и заявлений Деятельность УУП постоянно связана с разрешением материалов проверок, осуществлением индивидуальной профилактической работы и участием в проведении всевозможных оперативно-профилактических мероприятий (далее — ОПМ), которые следуют одно за другим и практически не заканчиваются в течение всего года, поэтому отсутствие «страховки» в виде дежурного УУП делает всю эту работу неопределенной, сумбурной (от сообщения к сообщению), снижая эффективность работы всей службы . В этом можно убедиться, ознакомившись с результатами проведения в течение 2015—2016 гг . представителями Барнаульского юридического института МВД России научно-исследовательской работы по теме «Расчет рабочего времени УУП по основным направлениям деятельности» [3] . Проведенными исследованиями установлено, что УУП в среднем за полугодие принимает участие в ОПМ 33 раза, затрачивая на каждое в среднем 289,6 мин ., в охране общественного порядка — 26 раз, каждое в среднем по 269,6 мин ., в рейдовых мероприятиях — 14 раз, каждое в среднем 256,7 мин ., т . е .

1 О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: приказ МВД России от 8 июля 2011 г. №818.

в одном мероприятии за два дня, и принимает решение по 187 заявлениям и сообщениям, т . е . более 1 в день без учета выходных . При таких условиях в городских отделах, где поток сообщений большой и составляет от 50 до 100 в сутки, а в некоторых случаях и больше [3, с . 104], УУП во время нахождения на службе превращаются в дежурный наряд по реагированию на данные сообщения Постоянная необходимость отвлекаться на обслуживание сообщений не позволит эффективно организовывать ежедневную деятельность УУП . Это справедливо и для сельской местности, где меньшее количество поступающих сообщений компенсируется расстояниями в десятки, а в северных районам и в сотни километров [1, с .84] . Поэтому, на наш взгляд, было бы целесообразнее назначить одного УУП на дежурство и устранить проблему реагирования на сообщения остальными, занимающимися выполнением своих функциональных обязанностей в соответствии с полученными при заступлении на дежурство задачами

В приложении 1 к Инструкции по исполнению УУП служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке (далее —Инструкция), утвержденной Приказом, рекомендовано организовать несение службы УУП в две смены, но при этом положения Инструкции не разъясняют, кто будет реагировать на сообщения из административных участков УУП второй смены, если на службе находится только первая смена . Если УУП из первой смены, то это нарушение п . 3 . 2 Приказа, соответственно, и во вторую смену УУП смогут обеспечить реагирование на сообщения лишь из половины участков, а кто должен выезжать на остальные сообщения, остается без разъяснения

На наш взгляд, указанная рекомендация — это стремление минимизировать проблему отсутствия УУП на суточном дежурстве и обеспечить своевременность реагирования на сообщения и заявления граждан, но в связи с неопределенностью приводит не к улучшению организации деятельности УУП, а к поиску (в обход положений Инструкции и Приказа) возможностей по организации своевременного первоначального реагирования на поступающие сообщения и заявления граждан . Создание двухсменного режима работы УУП несколько оправдано, по нашему мнению, только в условиях больших городов и при наличии достаточного количества личного состава: когда УУП больше 15-ти и два-три сотрудника на одном участковом пункте полиции . В сельских отделах, где личного состава менее 15-ти сотрудников, создавать 2 смены проблематично, потому

что это неминуемо ведет к снижению результативности работы всей службы

Так, если взять отдел со средним штатом в 10 УУП, то ежедневно на службу будут заступать, учитывая отпуска, командировки, больничные и другие причины, в лучшем случае 8 сотрудников Наличие некомплекта тоже нельзя не учитывать . Как показывает практика, а также исследования, проведенные в 2015—2016 гг . в ходе научно-исследовательской работы по расчету рабочего времени УУП по основным направлениям деятельности [3, с . 99], некомплект в подразделениях УУП присутствует практически всегда Отсутствие 20 % личного состава на службе и то, что двое из восьми УУП уже обслуживают по два административных участка и не в состоянии обеспечить своевременное реагирование на все сообщения со своих и дополнительно обслуживаемых территорий, означает, что система первоначального реагирования на сообщения и заявления граждан, построенная с учетом нахождения УУП на административных участках, не будет справляться с поставленной задачей, будет давать сбои и потребует привлечения дополнительных сил в виде нарядов иных служб На это указано и в упомянутом нами исследовании: «имеющийся в отдельных субъектах Российской Федерации фактический некомплект в подразделениях УУП, превышающий более 5 % от штатной численности личного состава, является критическим» [3, с . 99] .

Деление на 2 смены подразумевает по 4 сотрудника в каждой смене, и тут остро будет ощущаться вопрос обеспеченности служебным автотранспортом, которого для каждого УУП не хватает Согласно официальной статистике МВД России1, обеспеченность УУП служебным автотранспортом составляет 20 546 единиц, из них в сельской местности — 13 027 единиц, которого хватает для обеспечения 71,1% УУП по штатной численности, в городах — 7 519 единиц для 24 % УУП . Проведенные исследования по расчету рабочего времени УУП также подтверждают данные выводы и приводят следующие цифры: в сельской местности обеспеченность составляет 72,5 %, в городах — 37,4 % [3, с . 100] . Важно то, что если УУП находится на административном участке без автотранспорта, то реагировать на сообщения с необходимой быстротой он будет не в состоянии, а работа второй смены без автотранспорта и вовсе лишена смысла — довольно

1 Статистическая отчетность ГИАЦ МВД России . Форма «578», раздел 7, за январь - декабрь 2020 г. Доступ из ВИСП ИСОД МВД России (дата обращения: 26. 10.2021).

проблематично преодолеть 15-20 км с окраин до центра муниципального района в 22 00 часа В итоге при отсутствии служебного автотранспорта УУП второй смены будут вынуждены ждать приезда своих коллег, не смогут выезжать и обслуживать поступающие сообщения .

В невозможности рационально организовать несение службы УУП в рамках соблюдения требований Приказа можно убедиться и при рассмотрении организации деятельности УУП в выходные дни П 15 Инструкции отсылает к ст .53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г . № 342-ФЗ2, которая устанавливает для сотрудника нормальную продолжительность служебного времени не более 40 часов в неделю К сожалению, Приказ не дает никаких разъяснений по поводу того, как должна быть организована служебная деятельность УУП в выходные дни, что отрицательно сказывается на ее организации Не учитывается, что в неделе 168 часов, и во время отсутствия УУП на службе остальные 128 часов тоже должно быть организовано реагирование на сообщения и заявления граждан, сбор материалов проверки и принятие по ним процессуальных решений Направление иных нарядов на обслуживание сообщений и заявлений граждан лишь затягивает процесс принятия по ним решений, о чем также было отмечено в ходе проведения Межвузовского круглого стола «УУП и его роль в досудебном производстве» на базе Барнаульского юридического института МВД России 29 апреля 2021 г . В ходе заседания одним из его участников, являющимся старшим УУП в городском территориальном органе, было отмечено, что «в 85-90 % случаях по материалам проверки, собранным нарядами патрульно-постовой службы, УУП приходится выезжать повторно» . Эти слова подтверждают наш тезис о том, что привлечение УУП на дежурство позволит реагировать на поступающие сообщения своевременно, устранит необходимость повторного выезда и уменьшит время принятия по ним процессуально верного решения, потому что сбором материалов проверки будет изначально заниматься сотрудник, специализирующийся на последующем принятии по ним решения

Итак, 1) п . 3 .2 . Приказа, требующий исключения практики отвлечения УУП от обслуживания закрепленных за ними административных участков, привносит больше неопределенности; делает невозможным привлечение УУП для об-

2 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Доступ из справ, -правовой системы «Консультант Плюс» .

служивания сообщений и заявлений из соседних административных участков;

2) введение двухсменного режима службы УУП обусловлено стремлением сгладить и минимизировать проблему отсутствия сотрудников на суточном дежурстве для обслуживания сообщений и заявлений, но это лишь ухудшает положение дел, затягивая процесс принятия УУП решений по сообщениям и заявлениям граждан . В положениях Инструкции не дается исчерпывающих разъяснений по поводу дежурства УУП в выходные дни и в ночное время, что не позволяет разработать единообразный график привлечения их на службу Это дает возможность утверждать, что в рамках положений действующих приказов МВД России разработать и утвердить график дежурств УУП, который бы отвечал интересам службы и не нарушал бы при этом ни одного требования самих приказов, не представляется возможным, вследствие чего возникает настоятельная необходимость в совершенствовании действующих ведомственных нормативных правовых актов;

3) проведенные в 2011 г . сокращения штатов личного состава, в том числе УУП, постоянно существующий некомплект и недостаточная обеспеченность автотранспортными средствами не позволяют создавать 2 полноценные смены УУП для разрешения всех имеющихся служебных вопросов;

4) переход к системе привлечения УУП на суточное дежурство для рассмотрения обращений граждан, что, по сути, является одной из форм несения службы УУП, позволит организовы-

вать непрерывное реагирование силами УУП на поступающие сообщения, устранит в большинстве случаев необходимость совершения повторных выездов, а значит, ускорит процесс принятия процессуального решения по материалам проверок уполномоченным на то лицом Это также позволит остальным УУП рационально распланировать свою деятельность на административном участке на рабочий день, правильно распределять свое служебное время, т. к . отсутствие УУП на дежурстве при дежурной части делает всю работу остальных УУП неопределенной, требующей постоянного отвлечения от решения одних, не менее важных служебных вопросов в пользу других Разрешится проблема проведения поверки по месту жительства в ночное время лиц, находящихся под административным надзором, без привлечения УУП на дополнительные наряды

Предлагаем, из п 3 2 Приказа исключить слова «а также о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, совершенных вне территории закрепленных за ними административных участков», а в п . 3 .1 Приказа второе предложение после слов «его замещающего» добавить «и только в целях несения службы совместно с СОГ для организации непосредственного рассмотрения поступающих заявлений и сообщений» . Несомненно, что данные предложения требуют обсуждения, но определенно можем надеяться, что они положительно скажутся на организации деятельности УУП, устранив неурегулированные моменты

Список литературы:

1 . Акулов В. И., Кашкина Е. В., Хандогина А. В.

К вопросу о нормативном регламентировании организации деятельности УУП // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России 2016 . № 2 (38) .

2 . Антонов Н. И., Бирюков В. В. Актуальные

вопросы организации приема граждан участковыми уполномоченными полиции // Академическая мысль . 2021 . № 3 (16) .

3 . Гришаков А. Г., Репьев А. Г., Тырыш-

кин В. В. Рабочее время участкового уполномоченного полиции и факторы, влияющие на его распределение в течение дня // Вестник Барнаульского юридического института МВД России . 2016 . № 2 (31) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.