Научная статья на тему 'О некоторых проблемах участия граждан в охране общественного порядка'

О некоторых проблемах участия граждан в охране общественного порядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3896
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / НАРОДНАЯ ДРУЖИНА / ВНЕШТАТНЫЙ СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / THE POLICE / PUBLIC ORDER / PUBLIC SECURITY / THE PARTICIPATION OF CITIZENS IN PUBLIC ORDER PROTECTION / NATIONAL TEAM / FREELANCE POLICE OFFICER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапошников В. Л.

В статье проанализировано законодательство Российской Федерации, закрепляющее правовые основы участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка в составе добровольных народных дружин, определена роль органов государственной власти, органов местного самоуправления в обеспечении функционирования общественных формирований. Исследуются современные проблемы привлечения граждан к этой деятельности в отдельных регионах Российской Федерации, мотивы, побуждающие молодое поколение к добровольческой деятельности, а также наиболее эффективные формы стимулирования работы членов народных дружин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF PARTICIPATION OF CITIZENS IN THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER

The article analyzes the legislation of the Russian Federation, establishes the legal bases of participation of citizens of the Russian Federation in public order protection in the composition of voluntary national teams, the role of public authorities, bodies of local self-government in the functioning of community groups. Examines current problems of attracting citizens to this activity in selected regions of the Russian Federation, the motivations of the young generation to volunteer, as well as the most effective form of stimulation of work of members of the militias.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах участия граждан в охране общественного порядка»

о некоторых проблемах участия граждан в охране

общественного порядка

SOME PROBLEMS OF PARTICIPATION OF CITIzENS IN THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER

УДК 343.851

в.л. шапошников,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]

v.L. shaposhnikov,

candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: в статье проанализировано законодательство Российской Федерации, закрепляющее правовые основы участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка в составе добровольных народных дружин, определена роль органов государственной власти, органов местного самоуправления в обеспечении функционирования общественных формирований. Исследуются современные проблемы привлечения граждан к этой деятельности в отдельных регионах Российской Федерации, мотивы, побуждающие молодое поколение к добровольческой деятельности, а также наиболее эффективные формы стимулирования работы членов народных дружин.

Ключевые слова: полиция, общественный порядок, общественная безопасность, участие граждан в охране общественного порядка, народная дружина, внештатный сотрудник полиции.

Abstract: the article analyzes the legislation of the Russian Federation, establishes the legal bases of participation of citizens of the Russian Federation in public order protection in the composition of voluntary national teams, the role of public authorities, bodies of local self-government in the functioning of community groups. Examines current problems of attracting citizens to this activity in selected regions of the Russian Federation, the motivations of the young generation to volunteer, as well as the most effective form of stimulation of work of members of the militias.

Keywords: the police, public order, public security, the participation of citizens in public order protection, national team, freelance police officer.

В Концепции общественной безопасности в Российской Федерации к числу принципов ее обеспечения отнесено взаимодействие сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях комплексного и своевременного реагирования на угрозы общественной безопасности [3, п. 27].

Настоящая Концепция является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности, а также основой для конструктивного взаимодействия в этой сфере сил обеспечения общественной безопасности и институтов гражданского общества, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Институт участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка сочетает в себе как процессуальные, так и материальные нормы различных отраслей права, которые взаимно обусловливают основания, формы и порядок реализации участия граждан в этой деятельности во взаимодействии с правоохранительными органами, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Участие в охране общественного порядка осуществляется как индивидуально (в том числе в качестве внештатных сотрудников полиции), так и в составе народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности. Развитие деятельности народных дружин особо актуально сейчас потому, что в органах полиции остро стоит

проблема обеспечения кадрами в силу сокращения штата сотрудников.

Практика совместной работы правоохранительных органов с общественными формированиями показала, что они могут оказывать неоценимый вклад в обеспечение правопорядка и стабильности общества. Впечатляет общая статистика работы народных дружин за 2015 год. С их участием раскрыто около 16 тысяч преступлений, выявлено 393 тысячи административных правонарушений, задержано 302 тысячи нарушителей закона, из них 11 тысяч - за преступления. Такие данные на расширенной коллегии МВД России привел глава ведомства Владимир Колокольцев, который выразил убежденность, что в обеспечении правопорядка в полной мере должен быть задействован потенциал казачьих и народных дружин [12].

В недавнем прошлом советское государство постоянно принимало меры по расширению участия общественности в охране общественного порядка, в осуществлении мер по организационному укреплению и совершенствованию деятельности народных дружин, углублению их взаимодействия с правоохранительными органами. За работу этих общественных формирований отвечали руководители предприятий и учреждений, местных органов исполнительной власти, органов внутренних дел. Через средства массовой информации велась активная пропаганда важности и полезности этой работы [6].

Основной упор делался на укрепление взаимодействия общественности и милиции. И это взаимодействие осуществлялось по двум основным направлениям: обмен информацией о состоянии охраны общественного порядка, обучение членов народных дружин и совместная охрана общественного порядка. Человек, являющийся членом такого формирования, действительно верил в то, что он делает, надевая повязку с надписью «Народный дружинник». Общество поддерживало дружинника, он чувствовал себя его защитником, гордился этим, получал за эту работу дополнительные выходные дни.

В начале 90-х годов прошлого столетия система взаимодействия правоохранительных органов с населением, с общественностью была практически полностью разрушена и на время незаслуженно забыта.

Сегодня система взаимоотношений общественности и органов внутренних дел в сфере охраны правопорядка строится на основе Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [2]. Гражданам созданы правовые условия для обеспечения участия в этой деятельности. К таким условиям следует отнести специальный правовой статус, определенные

законом полномочия и обязанности, участие в специальных объединениях и т.д.

Фактически Федеральный закон представляет собой правовую платформу для организации участия граждан в охране общественного порядка. Граждане Российской Федерации допускаются к охране общественного порядка не как часть или структура какого-либо правоохранительного органа или органа исполнительной власти, а как самостоятельный субъект.

Федеральный закон определил принципы и формы участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка, ограничения, связанные с их участием в этой деятельности, роль органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления в обеспечении участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка, создании и деятельности народных дружин. В нем также регламентируются вопросы правовой и социальной защиты народных дружинников и внештатных сотрудников полиции.

Так, в соответствии со статьей 6 Закона органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин.

Сегодня необходимо максимально активно использовать возможности органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов внутренних дел по стимулированию участия населения в охране общественного порядка в составе народных дружин, с акцентом на работе с молодежью.

Граждане, входящие в состав народных дружин, участвуют в охране общественного порядка на добровольной основе. Кадры руководителей народных дружин комплектуются в основном за счет ушедших в запас офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации и правоохранительных органов, имеющих ценный опыт управленческой деятельности.

Вместе с тем в вопросах функционирования народных дружин остается еще немало проблемных вопросов. И прежде всего это трудности привлечения граждан к этой деятельности. Так, опыт работы МВД Республики Тыва свидетельствует о том, что зачастую работники организаций выходят на охрану общественного порядка в составе народных дружин лишь по приказу руководства. Мэрия города Кызыла (столица Республики Тыва) официально рассылает письма в министерства, ведомства и организации региональной столицы с просьбой о выделении сотрудников, которые

желают принимать участие в охране общественного порядка. Особую активность в этом плане проявили лишь три ведомства - министерство культуры, министерство спорта республики, а также министерство связи и информатизации. Стоит острая проблема - как привлечь граждан к участию в народных дружинах и охране правопорядка? [7].

Остаётся открытым вопрос финансирования деятельности народных дружин из региональных бюджетов, возможность которого предусмотрена федеральным законодательством [12].

Основная проблема властей г. Томска - отсутствие заинтересованности у граждан, работников организаций, предприятий идти в народные дружины. Традиционным является вопрос: будут ли за это платить, и какие их ждут поощрения? Руководители предприятий, в свою очередь, из-за дефицита бюджета не в состоянии наладить механизм поощрения работников [8].

Для властей Самарской области один из острых вопросов в повестке дня - работа добровольных народных дружин на территории области. По информации ГУ МВД России по Самарской области общая численность правонарушений в регионе сокращается, в том числе при активной помощи добровольных народных дружин. Однако существуют проблемы с привлечением граждан в народные дружины. Остро стоит вопрос улучшения условий работы для тех, кто принимает участие в охране общественного порядка, и обеспечении им необходимой социальной поддержки [11].

Аналогичная проблема регулярно обсуждается в органах государственной власти иных субъектов Российской Федерации, в муниципальных образованиях (например, Кировской области) [9].

Важным стимулом к активизации деятельности по участию граждан в охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности становятся ситуации, требующие сплочения и консолидации усилий всего общества. Все помнят события 90-х годов прошлого столетия, связанные с совершением серии террористических актов в городах Российской Федерации. Именно в этих условиях население проявило максимальную активность, внимательность к вопросам повышения личной и общественной безопасности в городах, на улицах, во дворах. В таких ситуациях рассуждения о размерах выплат, дополнительных днях к отпуску уходят на второй план. Хотелось бы, чтобы таких форм стимулирования активности граждан никогда и нигде не было.

Конечно, в современном обществе граждане, добросовестно уплатив налоги, вправе рассчитывать на эффективную работу государственных структур (в том числе полиции), призванных обеспечивать правопорядок исходя из своего

назначения и совокупности полномочий, установленных законодательством.

Как же решить обозначенную проблему, за счет кого осуществлять наполнение народных дружин? Прежде всего, на наш взгляд, за счет молодежи, преимущественно из числа студентов высших учебных заведений. При вовлечении их в эту деятельность, наряду с решением прямых задач по охране общественного порядка, опосредованно будет реализовываться и воспитательная функция государства. Сегодня необходимо воспитывать у молодого поколения правильное отношение к деятельности данного гражданского института, рассматривать его как эффективную социальную площадку, где можно почерпнуть много полезного для себя и воспользоваться этим уже в по-настоящему взрослой жизни.

Вопрос мотивации молодого поколения к участию в охране общественного порядка является крайне сложным и не имеющим однозначного ответа. Чем же заинтересовать молодежь? Денежные выплаты повысить интерес к этой деятельности, а главное к ее качеству не смогут. Так, например, по сведениям начальника ГУ МВД России по Самарской области генерал-лейтенанта полиции С.А. Солодовникова в феврале 2016 года всего в регионе патрулировать улицы выходило 557 нарядов народной дружины. При этом размеры выплат добровольцам составляют в зависимости от муниципалитета от 30 до 100 рублей в час [11].

Доплаты, даже такие, здесь все равно особой роли не сыграют, поэтому у гражданина, участвующего в охране общественного порядка, обязательно должна быть иная мотивация. Если заинтересованность будет исключительно материальная, то люди будут лишь зарабатывать на этом деньги и все.

Таким образом, существует реальная необходимость в формировании дополнительной мотивации у граждан, в особенности молодежи, привлекаемых в народные дружины.

Как известно, к числу наиболее распространенных мотивов, побуждающих молодое поколение к добровольческой деятельности, и которые следует у них активно культивировать представителям муниципалитетов, территориальных органов МВД России, относятся:

- желание проявить себя, выразить активную гражданскую позицию, не на словах, а на деле продемонстрировать свои способности и возможности;

- приобретение полезных социальных и практических навыков, способствующих дальнейшему выбору направления профессиональной деятельности (например, службу в органах внутренних дел), формирование истинного представления о предполагаемой профессии;

- общественное признание со стороны друзей, товарищей, знакомых, иных лиц, пользующихся авторитетом у молодежи;

- возможность налаживания общения, взаимодействия с лицами, имеющими аналогичные идеи и ценности, в том числе в сфере охраны общественного порядка;

- организация проведения свободного времени.

Несмотря на непродолжительную работу Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», уже имеется положительный опыт взаимодействия с населением в этом направлении деятельности. Обобщая этот опыт, мнение специалистов в этой области, сформулируем наиболее эффективные формы стимулирования работы членов народных дружин:

1. Материальное стимулирование деятельности народных дружинников за счет средств соответствующих бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В качестве таковых могут выступать почасовая оплата труда народных дружинников, дополнительные дни отдыха к отпуску по основному месту работы, бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального образования. Дополнительными средствами мотивации могли бы стать горячие обеды, скидки на коммунальные услуги или проживание в муниципальных общежитиях, общежитиях высших учебных заведений, бесплатные билеты на спортивные мероприятия, в театры, кинотеатры, выставки и т.п.

2. Использование дополнительной системы поощрений для наиболее активных и ответственных дружинников, добившихся особых успехов в охране общественного порядка.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин, осуществляемое органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в виде выделения средств на финансирование деятельности народных дружин, предоставлении народным дружинам помещений, технических и иные материальных средств, необходимых для осуществления их деятельности.

4. В целях популяризации этого вида деятельности, морального и материального стимулирования членов народных дружин организация и ежегодное проведение на уровне муниципальных образований конкурса «Лучший дружинник» с награждением победителей дипломами, денежными премиями и ценными подарками.

5. Страхование жизни и здоровья народных дружинников на период их участия в проводимых органами внутренних дел или иными правоохра-

нительными органами мероприятиях по охране общественного порядка.

Заступая на дежурство, участники добровольных народных дружин принимают на себя серьезные риски, но от их последствий не защищены. Тогда как, к примеру, здоровье сотрудника органов внутренних дел застраховано. За исключением случаев крайней необходимости и необходимой обороны, дружинникам запрещено применять силу при пресечении правонарушений. Не исключено, что люди не идут в народные дружины, поскольку опасаются за свою жизнь и здоровье.

Например, законом Белгородской области от 30.10.2014 № 305 «О реализации на территории Белгородской области положений Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» [5] закреплены права народных дружинников на возмещение вреда, причиненного при выполнении функций по охране общественного порядка; на личное страхование; на выплату семье погибшего члена дружины в случае его гибели при исполнении обязанностей члена дружины единовременного пособия.

6. Реализация в тесном взаимодействии с территориальными органами МВД России комплексных образовательных программ обучения дружинников, начиная от правовых основ деятельности, заканчивая умением оказать первую медицинскую помощь и защитить себя.

В системе МВД России правовой основой этой деятельности выступает приказ МВД России от 18.08.2014 № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи» [4].

7. С опорой на мнение общественности, представителей народных дружин выработка предложений по совершенствованию их деятельности на основе проведения мониторинга правового регулирования деятельности народных дружин, результатов их функционирования.

В заключение хотелось бы обратить внимание на необходимость повышения качества информирования населения о деятельности народных дружин. Люди мало знают о порядке работы народных дружин, существующих привилегиях и т.д. Средства массовой информации, особенно электронные, изобилуют публикациями о деятельности народных дружин, в то же время не предоставляя сведений о том, куда необходимо обратится по поводу участия в охране общественного порядка. Информационное сопровождение работы народных дружин в местных, региональных и федеральных средствах массовой информации должно стать неотъемлемой частью работы общественных формирований.

Литература

1. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. № 25.

2. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Российская газета. 2014. № 77.

3. «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» (утв. Президентом Российской Федерации 14.11.2013 № Пр-2685).

4. Приказ МВД России от 18.08.2014 № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи» // Российская газета. 2014. № 229.

5. Закон Белгородской области от 30.10.2014 № 305 «О реализации на территории Белгородской области положений Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Белгородские известия. 2014. № 215.

6. Бекетов О.И., Шухман Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (постатейный) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс. (Дата обращения: 14.04.2016).

7. В МВД Тувы обсудили проблемы деятельности народных дружин. [Электронный ресурс]. Официальный сайт МВД России по республике Тыва. Режим доступа: URL:https://17.mvd.ru/news/item/6971780/. (Дата обращения: 14.04.2016).

8. Горожане не хотят идти в народные дружины без поощрений [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://news.vtomske. ru/news/100611.html. (Дата обращения: 14.04.2016).

9. Деятельность добровольной народной дружины. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Правительства Кировской области. Режим доступа: URL:http://www.kirovreg.ru/power/local/practice/13.php. (Дата обращения: 09.04.2016).

10. Народные дружины - решение проблем или имитация деятельности // URL:http://zhukvesti.ru/articles/detail/33316/. Дата обращения: 14.04.2016.

11. C пополнением народных дружин возникают проблемы [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://63.ru/text/ newsline/145690420563968.html. (Дата обращения: 14.04.2016).

12. Текст официального выступления В.А. Колокольцева на расширенном заседании коллегии МВД России. [Электронный ресурс]. Официальный сайт МВД России. Режим доступа: URL:https://mvd.ru/document/3172398. (Дата обращения: 04.04.2016).

= References =

1. The federal law of 07.02.2011 № 3-FI «About police» // Russian newspaper. 2011. № 25.

2. Federal law of 02.04.2014 № 44-FL «About the participation of citizens in protection of a public order» // Russian newspaper. 2014. № 77.

3. «The concept of public security in the Russian Federation» (approved by the President of the Russian Federation 14.11.2013 № Or-2685).

4. Order of the Ministry of internal Affairs of Russia from 18.08.2014 № 696 «The preparation of the people's guards to act in conditions involving the use of physical force, and first aid» // Russian newspaper. 2014. № 229.

5. The law of Belgorod region from 30.10.2014 № 305 «About the implementation on the territory of Belgorod oblast of the provisions of the Federal law «About participation of citizens in public order protection» // Belgorod news. 2014. № 215.

6. Beketov O.I., Shukhman N.V. The commentary to the Federal law from April 2, 2014 № 44- FI «About participation of citizens in the protection of public order» (article by article) [Electronic resource]. ConsultantPlus. (Date of the address: 14.04.2016).

7. In the Ministry of internal Affairs of Tuva discussed the problems of the activities of the militias. The official website of the Ministry of internal Affairs of Russia on Republic Tyva [Electronic resource]. URL:https://17.mvd.ru/news/item/6971780/. (Date of the address: 14.04.2016).

8. The citizens do not want to go into the national guard without rewards [Electronic resource]. URL:http://news.vtomske.ru/ news/100611.html. (Date of the address: 14.04.2016).

9. The activities of voluntary people's squads. Official website of the Government of the Kirov region. [Electronic resource]. URL:http: //www.kirovreg.ru/power/local/practice/13.php (Date of the address: 09.04.2016).

10. National teams - problem solving or simulation activities [Electronic resource]. URL:http://zhukvesti.ru/articles/detail/33316/. (Date of the address: 14.04.2016).

11. With the completion of the national teams problems [Electronic resource]. URL:http://63.ru/text/newsline/145690420563968. html. (Date of the address: 14.04.2016).

12. The official text of the V. A. Kolokoltsev speech at the enlarged meeting of the Collegium of the Ministry of internal Affairs of Russia. The official website of the Ministry of internal Affairs of Russia [Electronic resource]. URL:https://mvd.ru/document/3172398. Date of the address: 04.04.2016.

(статья сдана в редакцию 26.04.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.