ISSN 2413-6808. Вестник ТГУ, выпуск 1 (5), 2016
УДК 351.74
ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОМОЩНИКИ ПОЛИЦИИ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
© Сергей Владимирович НОВИКОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой специальной подготовки и обеспечения национальной безопасности, e-mail: [email protected]
Рассмотрены проблемы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности с активным участием гражданского населения. Проанализированы характерные особенности участия гражданских лиц в работе полиции в ряде зарубежных стран (на примере США и Германии). Дана обобщенная характеристика правоохранительной деятельности добровольных помощников полиции за рубежом. Раскрыт процесс их подготовки и определения спектра полномочий в процессе участия в правоохранительной деятельности. В качестве исследовательской задачи была определена попытка оценить зарубежный опыт через призму применения в Российской Федерации. На основании проведенного анализа мирового и современного российского опыта участия граждан в охране общественного порядка сделаны выводы, касающиеся организационно-правовой структуры добровольных народных дружин, с учетом российской специфики деятельности и спектра возложенных правоохранительными органами на народных дружинников задач.
Ключевые слова: добровольные дружины; охрана общественного порядка; вспомогательная полиция; подготовка сотрудников; несение службы.
С 2014 г. страна живет с двумя знаменательными событиями: вхождение Крыма в состав Российской Федерации и гнет санкций США и ряда европейских государств. Невозможно отрицать негативное воздействие на экономику нашей страны подобных мер. Падение производства, девальвация рубля, рост инфляции и безработицы в Российской Федерации - плата страны за восстановление исторической справедливости. При этом экономика - доминирующий дестабилизирующий фактор внутренней стабильности России. Падение экономики приводит к опасности резкого роста социального недовольства. «Причем проблема в том, что этот процесс не может быть одновременным и всеобщим, а значит, может спровоцировать в стране центробежные тенденции в некоторых более экономически стабильных или, напротив, наиболее экономически слабых регионах», - опасается И. Преображенский. «Прогнозируется, что в ближайшие 3-5 лет неблагоприятные криминогенные факторы продолжат проявлять себя усилением криминальной опасности для населения страны, увеличением массива преступлений, совершаемых в общественных местах, ростом отдельных видов преступлений как против собственности, так и против личности, кри-
минальной алкоголизацией и наркотизацией населения, разрастанием коррупции» [1].
Стоит напомнить, что долгосрочное реформирование правоохранительных органов, начавшееся в 2009 г. с целью повышения эффективности правоохранительных органов России, борьбы с коррупцией и улучшения имиджа правоохранительных органов, проведенная по инициативе экс-президента России Д.А. Медведева, до сих пор активно проводится. Негативными результатами реформирования для Тамбовской области явилось существенное сокращение численности личного состава и ликвидация единственного ведомственного образовательного учреждения в регионе. Численность сотрудников Министерства внутренних дел с 1,4 млн человек в 2009 г. сократилась до 835 825 человек в 2015 г. [2]. При этом сфера деятельности и зона ответственности не только не уменьшилась, а даже еще более увеличилась. Особую озабоченность у руководства отделов внутренних дел вызывало обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на массовых мероприятиях в выходные и праздничные дни, обеспечение общественного порядка на спортивных и общегородских развлекательных мероприятиях, которые сопровождаются привлечением большого количества сотрудников. Ряд
проблем удалось разрешить с помощью привлечения к охране общественного порядка сотрудников частных охранных предприятий. Однако отсутствие материального стимулирования частных охранников во время несения совместной с правоохранительными органами службы, отвлечение сотрудников ЧОП от их договорной деятельности при численной их оптимизации в эпоху экономического кризиса привело к тому, что руководители ЧОП стали всячески «увиливать» от подобных «субботников». И опять встал вопрос численной нехватки сотрудников для обеспечения общественного порядка на общегородских массовых мероприятиях.
Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» создал правовые условия для добровольного участия граждан в охране общественного порядка, исходя из буквы которого формируются добровольные дружины, основная задача которых - содействие правоохранительным органам в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений [3, с. 308].
Привлечение граждан к правоохранительной деятельности широко используется и в других более экономически развитых странах, демонстрируя степень развитости и патриотизма гражданского общества. Auxiliary police, или вспомогательные полицейские широко распространены в США и являются резервом регулярной полиции. В состав вспомогательных полицейских входят как добровольцы, так и лица, получающие материальное вознаграждение. Вспомогательная полиция имеет право производить задержание лиц, совершивших преступления в их присутствии [4].
В работе вспомогательной полиции всегда ценится качество превыше количества, в связи с этим существуют минимальные требования для данной деятельности. Они включают в себя:
- возраст не менее 21 лет;
- наличие водительского удостоверения;
- наличие школьного образования;
- отсутствие преступлений и административных правонарушений в прошлом;
- должен быть физически и психически способным выполнять обязанности полицейского;
- должен проживать в пределах населенного пункта, где несет службу;
- участие в охране правопорядка минимум 8 часов в месяц;
- пройти обучение в Полицейской академии (приблизительно 6 месяцев в год).
Работа во вспомогательной полиции предоставляет преимущество перед другими кандидатами при трудоустройстве в полицию.
В Федеративной Республике Германия вспомогательные полицейские силы (Freiwilliger Polizeidienst или Sicherheitswacht) широко используются во многих землях. Данные силы были сформированы с целью предотвращения массовых волнений. Однако в большинстве случаев им приходится содействовать охране общественного порядка в местах массового скопления людей и противодействовать вандализму в городской черте. Несение службы осуществляется либо пешим патрулированием, либо патрулированием на велосипеде. Граждане отличают их по наличию формы либо элементов формы (рубашка) с наличием на левой стороне груди идентификационной карточки с фотографией и дополнительно светло-зеленой повязке.
Сотрудники могут задержать гражданина, совершившего правонарушение, проводить опрос граждан, установить их личность. Несение службы ведется с использованием средств связи. В качестве средств обороны используются газовые баллончики.
В Российской Федерации на основании принятого в 2014 г. федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» предусмотрено пять основных форм участия граждан в охране общественного порядка.
Первая форма - это содействие правоохранительным органам. Оно предполагает участие в охране общественного порядка, в т. ч. при проведении массовых мероприятий, информирование полиции о правонарушениях и угрозах общественному порядку.
Вторая форма - помощь правоохранительным органам в поиске пропавших без вести. Участвовать в ней согласно закону могут только совершеннолетние граждане. Прописаны права и обязанности добровольцев. Власти должны предоставлять необходимую им для поиска пропавших информацию (но только общедоступную).
^БЫ 2413-6808. Вестник ТГУ, выпуск 1 (5), 2016
Третья форма - работа в качестве внештатных сотрудников полиции. В законе установлены требования к таким лицам, определены их полномочия.
Четвертая форма - участие в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. Основными направлениями работы этих объединений являются содействие в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений, распространение правовых знаний.
Особое внимание в законе уделено пятой форме - народным дружинам. Прописаны порядок их создания и деятельности, приема в них граждан. Определены полномочия дружинников. В частности, они могут требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния, применять физическую силу (но лишь в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости). Дружинникам выдаются удостоверения и форма. Они проходят специальную подготовку и осуществляют охрану общественного порядка только совместно с правоохранительными органами [5, с. 137-140].
Подводя итог анализу состояния добровольной помощи полиции в охране правопорядка в Российской Федерации и мире, можно заключить следующее.
1. Помощь государственным структурам в охране правопорядка - общемировая практика, характеризующая социальную активность и патриотизм общества.
2. В мировой практике участие граждан в охране правопорядка поощряется различными, в т. ч. и материальными стимулами. В России стимулирование данной деятельности чаще всего носит декларативный характер.
3. В России помощь полиции в охране правопорядка носит многогранный характер и включает в себя не только охрану общественного порядка на массовых мероприятиях, но и поиск без вести пропавших лиц, проведение разъяснительной, профилактической и консультационной работы в сфере правоохранительной деятельности.
4. Широкий спектр правоохранительной деятельности добровольных помощников в России сопровождается урезанием (по сравнению с мировой практикой) полномочий. Дружинники в России не имеют ника-
ких средств самообороны при несении службы по охране правопорядка.
5. Различные закрепленные в федеральном законе формы участия граждан в правоохранительной деятельности не могут осуществляться в рамках «традиционной» времен СССР структуры народных дружин. И здесь характерен пример студенческого отряда правопорядка «Держава» Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Структура данного отряда до сих пор окончательно не сформирована, однако она развивается с ростом численности отряда. На сегодняшний день окончательно сформировались группы:
- оперативная (участие в оперативных мероприятиях правоохранительных органов по пресечению преступлений в различных сферах);
- обеспечения безопасности на массовых и спортивных мероприятиях;
- профилактики (проведение разъяснительной работы среди населения по наиболее актуальным видам преступлений, после проведения соответствующей подготовки со стороны правоохранительных органов);
- работы в социальных сетях (проведение разъяснительной работы, сбор и обработка информации о правонарушениях, прием сообщений от граждан, консультирование по правовым вопросам);
- технического обеспечения (беспилотные летательные аппараты, металлоде-текторы, средства связи и т. д.).
Особая роль в данной организации отводится штабу отряда, в обязанностях которого - координация, распределение, обеспечение работы отряда. Исходя из этого, вызывает недоумение позиция администрации города, которая практически не стимулирует данную общественную активность, оставляя данную деятельность на основе альтруизма и гражданской сознательности.
Подводя итог, можно утверждать, что российский опыт некоторых регионов России опередил мировые тенденции в добровольной помощи полиции. Данная деятельность не только поддерживает социально активных граждан, но и поднимает уровень патриотизма и доверия к правоохранительным органам в стране. Потребность силовых органов в данных организациях не совпадает с позицией или возможностями органов вла-
сти, законодательно обязанных поощрять данную деятельность. Поэтому часто ростки данных организаций гибнут на первых стадиях. При этом социально-экономическая ситуация в стране на фоне продолжающейся оптимизации органов внутренних дел все более усиливает потребность правоохранительных органов в добровольных помощниках.
1. МВД России: криминальная обстановка будет ухудшаться // Политическое образование : информационно-аналитический журнал. URL: http://www.lawinrussia.ru/node/78319 (дата обращения: 06.12.2015).
2. Фалалеев М. Полиции станет меньше // Российская газета. 2015. 13 июля.
3. Лосев А.Н., Новиков С.В. Добровольные народные дружины как фактор воспитания социально активной личности // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. Т. 9. № 12.
4. New York City Police Department Auxiliary Police. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ Auxiliary_police (дата обращения: 06.12.2015).
5. Иванников С.В., Новиков С.В. Формирование социально-активной личности студента юри-
дического вуза посредством народных дружин // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. Т. 10. № 4.
1. MVD Rossii: kriminal'naya obstanovka budet ukhudshat'sya // Politicheskoe obrazovanie: informatsionno-analiticheskiy zhurnal. URL: http://www.lawinrussia.ru/node/78319 (data obrashcheniya: 06.12.2015).
2. Falaleev MPolitsii stanet men'she // Rossiyskaya gazeta. 2015. 13 iyulya.
3. Losev A.N., Novikov S.V. Dobrovol'nye na-rodnye druzhiny kak faktor vospitaniya sotsial'no aktivnoy lichnosti // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. T. 9. № 12.
4. New York City Police Department Auxiliary Police. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Auxi-liary_police (data obrashcheniya: 06.12.2015).
5. Ivannikov S.V., Novikov S.V. Formirovanie sotsial'no-aktivnoy lichnosti studenta yuridicheskogo vuza posredstvom narodnykh druzhin // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. Tambov, 2015. T. 10. № 4.
Поступила в редакцию 06.02.2016 г.
UDC 351.74
SPECIAL POLICE CONSTABLE: WORLD EXPERIENCE AND RUSSIAN REALITY
Sergey Vladimirovich NOVIKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Special Preparation and National Security Protection Department, e-mail: [email protected]
The problems of public order and public security with the active involvement of the civilian population are considered. The characteristics of the participation of civilians in the police in a number of foreign countries (for example, the USA and Germany) are analyzed. Generalized description of law enforcement police volunteers abroad is given. Process of preparation and determination of the spectrum of powers in the process of participation in law enforcement is revealed. As a research task attempt to assess foreign experience through the prism of the application in the Russian Federation is defined. Based on the analysis of the modern world and Russian experience of citizens' participation in the protection of public order, conclusions regarding the legal structure of voluntary national teams, taking into account the specifics of the Russian and the spectrum assigned to law enforcement agencies on national vigilantes tasks are made.
Key words: voluntary squads; public order protection; auxiliary police; staff training; performance of duty.