DOI: 10.24412/2071-7830-2024-148-45-51 АВЕЕВА Б.М.
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОЗЕЛЕНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КАЛМЫКИИ
БНУРК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста, Россия, [email protected]
Аннотация. В публикации представлены данные ежегодных социологических мониторингов по теме научно-исследовательских работ «Оценка результатов деятельности органов местного самоуправления населением Республики Калмыкия». Автором предпринята попытка анализа полученных данных о проблемах, связанных с озеленением в регионе.
Ключевые слова: благоустройство территорий, общественное пространство, озеленение, комфортная среда, зеленое строительство, дворовая территория, мотивация населения.
Деятельность по благоустройству, в том числе озеленению и содержанию территорий общего пользования муниципальных образований - это система мероприятий по содержанию территории муниципалитета для обеспечения комфортной среды для проживания местного сообщества. Эта деятельность не является государственной или муниципальной услугой, т.к. не носит заявительный порядок и осуществляется в отношении неограниченного круга лиц [1].
По сути, благоустройство муниципальных территорий - обязанность органов самоуправления. Мероприятия по благоустройству, включающие в себя проектировочные работы, работы по созданию и содержанию в надлежащем состоянии всех элементов благоустройства - масштабные работы, требующие больших материальных вложений, поэтому уровень благоустройства разных муниципальных территорий существенно различается между собой, т.к. зависит от финансового благополучия муниципалитетов. Современные требования к благоустройству общественных территорий с каждым годом повышаются, растут потребности и запросы граждан, кроме визуальной и эстетической привлекательности объектов должны быть удовлетворены условия доступности, экологичности, функционального разнообразия объектов и безопасности их использования.
В рамках выполнения государственного задания, исследования на тему «Оценка результатов деятельности органов местного самоуправления населением Республики Калмыкия» был проведен опрос жителей республики для выявления их оценки и отношения к вопросам благоустройства и озеленения своих населенных пунктов.
В эпоху Интернета легко увидеть и сравнить примеры благоустройства и озеленения не только в своем районе или республике, но и в другом регионе страны и других странах. И часто это сравнение оказывается не в пользу своего города или поселка, этим объясняются критичные результаты оценки жителями Калмыкии уровня благоустройства и озеленения своих населенных пунктов. Тем не менее многие жители довольно позитивно оценили усилия органов власти по благоустройству муниципалитетов (табл. 1).
Таблица 1
Оценка населением уровня благоустройства своего населенного пункта в целом (в %)
Не знаю /
№ Районы Высокий Средний Низкий затрудняюсь ответить
1 Городовиковский — 76,2 23,8 —
2 Ики-Бурульский 8,3 33,3 41,7 16,7
3 Кетченеровский — 75,0 16,7 8,3
4 Лаганский район — 48,0 52,0 —
5 Малодербетовский 53,8 46,2 — —
6 Октябрьский 27,3 36,4 36,4 —
7 Приютненский 6,7 73,3 20,0 —
Не знаю /
№ Районы Высокий Средний Низкий затрудняюсь ответить
8 Сарпинский 11,8% 35,3 52,9 —
9 Целинный — 22,2 77,8 —
10 Черноземельский 12,5 37,5 50,0 —
11 Юстинский — 23,1 61,5 15,4
12 Яшалтинский — 85,0 — 15,0
13 Яшкульский 20,0 60,0 20,0 —
14 г.Элиста 1,2 57,7 41,1 —
По республике: 6,2 53,1 38,7 2,0
Наиболее позитивную оценку дали жители Малодербетовского района, среди них совсем нет отрицательной оценки благоустроенности своих пунктов проживания. Достаточно высоко оценивают уровень благоустройства своих поселков жители Яшалтинского, Приютненского и Яшкульского районов, которые в совокупности дали 85%, 80% и 80% положительных оценок. Наиболее критичными оказались жители Целинного и Юстинского районов, давших, напротив, низкую оценку - 77,8% и 61,5% соответственно. В целом по республике 59,3% жителей положительно оценили степень благоустроенности своих городов и поселков.
Вопрос благоустройства муниципальных территорий неразрывно связан с озеленением, зеленые зоны являются неизменным компонентом комфортной среды. Калмыкия относится к зоне рискованного земледелия из-за сложного климата и тяжелых глинистых почв, вследствие чего задача озеленения трудно решаема. Наибольшее негативное влияние на произрастание зеленых насаждений оказывает климат: высокие температуры воздуха в сочетании с сухостью воздуха крайне негативно влияют на развитие растений, существенно снижая их силу. Территория Республики Калмыкия обширна: климат и почвы существенно разнятся в районах региона.
Так, по данным, приведенным в статье Г.Н. Кониева, В.И. Иванова, М.Г. Адучиева, «Анализ изменений основных климатических показателей на территории Республики Калмыкия» за многолетний период, средняя годовая сумма выпавших осадков за 1960-2022 годы в г. Городовиковске (западный район Калмыкии) составила 509,69 мм, в с. Малые Дербеты (северный район) — 329,53 мм, в г. Лагани (восточный район) — 218,83 мм, средняя годовая температура воздуха в г. Городовиковске — 10,71оС, в с. Малые Дербеты — 9,48оС, в г.Лагани— 11,12оС, т.е. в восточных районах республики количество осадков за год более, чем вдвое меньше, чем в западных районах, при этом температура воздуха выше. Благодаря большому количеству выпадавших осадков, благоприятному для произрастания растений водному балансу в западных районах за многовековой период сформировались черноземы, в восточных же районах в условиях дефицита влаги и высоких температур, а также деградации (эрозии) почв на поверхность вышли пески, идет процесс опустынивания. Исследования специалистов-почвоведов Станции агрохимической службы «Калмыцкая» Г.Д. Унканжинова, Л.А. Болдыревой, А.Г. Тертышной показывают, что «содержание органического вещества в почвах Калмыкии колеблется от 1,25 % в Восточной зоне до 2,59 % - в Западной. Это связано с характером распространения почв — с запада на восток черноземы сменяются темно-каштановыми, каштановыми, светло-каштановыми почвами и переходят в бурые полупустынные почвы» [2].
В Калмыкии всегда существовал дефицит воды, многие населенные пункты не имеют системы водоснабжения (водопровода), вода привозная, которая потребляется и для питья, и для хозяйственных нужд. В засушливых условиях региона, где сельское население в большинстве выживает за счет животноводства, тема озеленения (т.е. содержание, полив зеленых насаждений) не является приоритетной. А без регулярного полива идея выращивания зеленых насаждений в Калмыкии априори провальна. В настоящее время в населенных пунктах республики большая часть зеленого фонда — это остаток тех зеленых насаждений, 46
которые были высажены в советское время, т.е. 40-50-60 лет назад, и в настоящее время они состарились и требуют обновления.
Таблица 2
Оценка населением уровня озеленения своего населенного пункта в целом (в %)
Не знаю /
№ Районы Высокий Средний Низкий затрудняюсь ответить
1 Городовиковский 14,3 71,4 14,3 —
2 Ики-Бурульский 16,7 25,0 50,0 8,3
3 Кетченеровский 25,0 58,3 16,7 —
4 Лаганский район — 68,0 32,0 —
5 Малодербетовский 23,1 30,8 46,2 —
6 Октябрьский 27,3 27,3 45,5 —
7 Приютненский 6,7 80,0 13,3 —
8 Сарпинский 29,4 47,1 23,5 —
9 Целинный 25,9 22,2 51,9 —
10 Черноземельский 25,0 50,0 25,0 —
11 Юстинский 7,7 15,4 76,9 —
12 Яшалтинский 40,0 50,0 — 10,0
13 Яшкульский — 80,0 20,0 —
14 г. Элиста 4,8 50,0 44,6 0,6
По республике: 12,7 49,4 36,9 1,0
В целом по республике почти половина граждан считают уровень озеленения в своих населенных пунктах средним (49,4%), чуть более трети респондентов негативно оценили положение дел с озеленением. Высоко оценили озелененность своих городов и поселков лишь 12,7% участников опроса, при этом яшалтинцы более других довольны уровнем озеленения, среди критично оценивших наиболее строги оказались юстинцы и целиненцы -соответственно 76,9% и 51,9% респондентов оценили уровень озеленения у себя как низкий (рис. 1).
Если же рассматривать совокупное положительное мнение жителей республики, можно отметить достаточно позитивный настрой населения в оценке уровня озеленения своих населенных пунктов (рис. 1).
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
Городовиковский Ики-Бурульский Кетченеровский Лаганский район Малодербетовский Октябрьский Приютненский Сарпинский Целинный Черноземельский Юстинский Яшалтинский Яшкульский г.Элиста Итого:
85,7
41,7
83,3
68
жжжкжж 53,9
54,6
86,7
76,5
»гггггж^^ 48,1
75
23,1
90
80
54,8
62,1
Рис. 1. Оценка населением уровня озеленения своего населенного пункта (в %)
Несмотря на скудность озеленения практически во всех населенных пунктах республики, в совокупности позитивную оценку озелененности мест своего проживания дали большинство жителей региона, особенно высоко оценили этот параметр жители Яшалтинского (90%), Приютненского (86,7%), Городовиковского (85,7%) и Кетченеровского (83,3%) районов. Жители Юстинского района особенно критично оценивают уровень озеленения в своем районе — лишь менее четверти респондентов дали положительные оценки.
Вопрос озеленения населенных пунктов в Советском Союзе было делом государственного значения: «озеленение советских городов является неотъемлемой частью научной и практической деятельности в области советского градостроительства, исходящего из основного экономического закона социализма — максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества» [2]. Работы по озеленению именовались зеленым строительством, при проектировании новых городов и сел, реконструкции существующих план озеленения был обязательным пунктом проекта. Советские граждане осознавали, считали озеленение большим общим делом, беря на себя ответственность за посадку и уход за зелеными насаждениями. Такая общая ответственность за большое общее дело — государственная и осознанная, добровольная коллективная и индивидуальная — приносила плоды: города и поселки Советского Союза утопали в зелени. Даже в регионах с суровым холодным или засушливым климатом находили способы успешного выращивания зеленых насаждений, в каждом населенном пункте, даже самом маленьком, закладывались и содержались парки, скверы, аллеи, улицы в обязательном порядке засаживались деревьями. Вокруг городов в жарких регионах создавали «зеленые кольца» — защитные зоны, уберегающие население этих городов от ветров, пыли, песка и зноя.
В настоящее время согласно п. 2 статьи 45.1. Содержание правил благоустройства территории муниципального образования ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 15.05.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования — Совет депутатов утверждает Правила благоустройства территории своего муниципального образования, которые регулируют организацию озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями (3).
Решением Элистинского городского Собрания пятого созыва № 1 от 30.10.2017 г. «Об утверждении Правил благоустройства города Элисты» (с изменениями от 03.03.2020 года № 2, 18.05.2021 № 3 22/6) определено, что благоустройство и содержание элементов озеленения осуществляется: 1) в местах общего пользования - специализированной организацией; 2) на территориях, принадлежащих физическим и юридическим лицам -физическими и юридическими лицами (4). Подобные документы приняты в других муниципальных образованиях республики. В опросе жители выразили свое мнение об ответственности за озеленение придомовой (у многоквартирных домов) и уличной (в частном секторе) территории (рис. 2).
Оказалось, многие жители (39,7%) возлагают обязанности по озеленению своих дворов и улиц на администрацию муниципального образования, тогда как это — ответственность исключительно самих жителей и управляющих компаний. Лишь каждый пятый респондент считает, в том числе себя, ответственным за то, чтобы во дворе их многоквартирного дома или на улице частного сектора было зелено.
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
44,1
39,7
Администрация населенного пункта
29,7
20,9
18,2
Жители населенного
пункта, микрорайона
Управляющая компания
Жильцы дома
Все
перечисленные
Рис. 2. Мнение жителей об ответственности за озеленение придомовой и уличной
территории (в %)
Ответы респондентов на вопрос об их готовности участвовать в мероприятиях по благоустройству и озеленению своих населенных пунктов показали вероятную активность жителей в работах на пользу своих муниципалитетов (рис. 3).
5,6
2,1
48,9
17,2
26,2
Щ Да, охотно
Скорее да, чем нет Щ Скорее нет, чем да 11 \ Нет
Затрудняюсь ответить
Рис. 3. Готовность жителей республики участвовать в благоустройстве и озеленении
своих населенных пунктов (в %)
Около половины респондентов (48,9%) решительно готовы участвовать в мероприятиях по благоустройству и озеленению своих городов и поселков, чуть более четверти (26,2%) ответили о своем возможном участии - «скорее да, чем нет». В совокупности три четверти жителей республики (75,1%) заявили о своем желании участвовать в благоустроительных и озеленительных работах в своих муниципалитетах.
Такой результат - показатель неравнодушия населения республики к состоянию окружающей действительности, а также заявка о возможности привлечения большей части населения к общественным работам.
Основными побудительными мотивами участвовать в мероприятиях по благоустройству и озеленению респонденты назвали моральную удовлетворенность (48,0%), патриотизм (41,0%) и чувство коллективизма (35,9%), т.е. духовные мотивации существенно превалируют над материальными (26,1%). Условия соперничества, дух состязания для каждого пятого жителя (20,1%) также станут стимулом для участия в общественных работах (рис. 4).
Для решения трудной задачи озеленения в условиях Калмыкии жители предлагают несколько путей (рис. 5).
Подавляющее большинство респондентов (81,9%) главным условием в озеленительном деле закономерно считают решение проблемы водоснабжения. В большинстве населенных пунктов нет водопровода, обеспечение водой является давно нерешаемой проблемой. Изменение ситуации в этом вопросе в ближайшие годы не ожидается, для этого нужны большие финансовые вложения на уровне государства.
Около половины респондентов (46,2%) предлагают создавать новые парки и скверы. В тех населенных пунктах, где полив зеленых насаждений обеспечивается, это делать необходимо. В последние десятилетия при застройке новых городских районов в проектах не предусматриваются зеленые рекреационные зоны, застройщики ограничиваются посадкой минимального количества растений на придомовой территории, которым впоследствии не оказывается должного ухода, и в большинстве своем они погибают.
10,6
41,0
48,0
35,9
Материальное поощрение
У///1 ■.-■ у у у
Моральная удовлетворенность
Чувство коллективизма
— Патриотизм
Дух соревнования
Рис. 4. Мотивы участия жителей республики в мероприятиях по благоустройству и
озеленению (в %)
Часть жителей видят решение проблемы озеленения, в том числе в обеспечении жителей бесплатным посадочным материалом.
Треть респондентов (32,4%) предлагает развивать региональные питомники и садовые центры. В Калмыкии нет питомников растений, весь посадочный материал приобретается за пределами республики, что влечет за собой дополнительные накладные расходы, а также имеет вероятность того, что растения, выращенные в других условиях, будут плохо расти в условиях Калмыкии, не покажут полностью свою декоративность или погибнут. Организация своих питомников в регионе снимет многие проблемы с поиском и выбором хорошего адаптированного посадочного материала.
Обязать жителей и предпринимателей проводить благоустройство и озеленение прилегающей территории предлагает каждый третий респондент (32,2%). Такая практика существует в некоторых муниципалитетах, и местами она довольно успешна. При этом контроль за соблюдением Правил благоустройства осуществляет представительный орган муниципального образования. Часть жителей (29,6%) считает, что организация зеленых субботников и воскресников поможет в зеленом строительстве в регионе.
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Решение проблемы водоснабжения
Создание новых парков и скверов
Обеспечение жителей бесплатным посадочным
материалом
Развитие региональных питомников и садовых
центров
Вменение жителям и предпринимателям в обязанность озеленение территории,...
Организация зеленых субботников и
воскресников
Рис. 4. Пути улучшения ситуации по озеленению населенных пунктов республики (в %)
Таким образом, задачу озеленения населенных пунктов республики необходимо решать комплексно, привлекая сообщества архитекторов, садоводов, питомниководов, инженеров, общественные организации, жителей региона. Работы должны проводиться не спонтанно, не разобщенно, а согласно плану, разработанному на пяти-, десятилетний период, с обязательной гарантией надежного, бесперебойного полива и ухода за растениями.
Список литературы
1. Разъяснения Минэкономразвития России по отдельным вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг (в части благоустройства (озеленения) и содержания территорий общего пользования муниципальных образований): офиц. сайт.- URL:http://komite t4.km.duma.gov.ru/Voprosy-i-otvety/Razyasneniya-po-otdelnym-voprosam/item /28486334/. (дата обращения: 5.03.2024)
2. Кониева Г.Н., Иванова В.И., Адучиева М.Г. Анализ изменений основных климатических показателей на территории Республики Калмыкия за многолетний период. // Известия НВ АУК. 2023. 2 (70). С. 177-184.
3. Унканжинов Г.Д., Болдырева Л.А., Тертышная А.Г. Агрохимическая характеристика пахотных почв и применение удобрений в Республике Калмыкия // Достижения науки и техники АПК. 2017. Т. 31. № 1. С. 10-15.
4. Озеленение советских городов: Пособие по проектированию / Академия архитектуры СССР, Научно-исследовательский институт градостроительства. М: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954. 186 с., ил.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 13.07.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" КонсультантПлюс: сайт: некоммерч. интернет-версия. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_44571/ 9319c56c2954ff03fdf44e897d3c9b357b611a9b/
6. Решение №1 от 30.10.2017 г. "Об утверждении Правил благоустройства города Элисты" (с изменениями от 03.03.2020 года № 2, 18.05.2021 № 3 22/6 ): офиц. сайт. URL:https ://elista-gs.ru/normotvorcheskaya-deyatelnost/pravila-blagoustroystva-goroda-elisty.php (дата обращения: 5.03.2024)
I 81,
9