№1(30), 2015 г.
СПИРИДОНОВА Л. Ю.,УНКУРОВ Э. Ю., ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С. Э.
НАСЕЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ:
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ
Аннотация: В настоящей публикации представлены данные мониторинга удовлетворенности населения Республики Калмыкия муниципальными услугами, предоставленными местными органами власти за 2012-2014 годы.
Ключевые слова: мониторинг муниципальных услуг, уровень удовлетворенности муниципальными услугами, показатели изучения удовлетворенности, причины неудовлетворенности предоставляемыми услугами.
В БНУ РК «ИКИАТ» с 2012 года осуществляется мониторинг удовлетворенности граждан республики предоставляемыми муниципальными услугами, в рамках которого проводится ежегодное слежение «Организация и проведение социологического опроса при определении уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия».
Понятие «местное самоуправление» законодательно закреплено в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131 [1].
Местное самоуправления в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами,- законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное (и под свою ответственность) решение населением непосредственно и(или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [2].
Законодательной и правовой основой социологического исследования проблемы в данном аспекте являются документы: Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»; Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
На региональном уровне также был принят ряд законодательных и нормативно-правовых документов: Указ Главы Республики Калмыкия от 19 июля 2010 г. № 220 «О грантах муниципальным образованиям Республики Калмыкия в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Республики Калмыкия», которым утверждены показатели и критерии оценки населением эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Оценка удовлетворенности населения республики услугами, предоставляемыми муниципальными образованиями в районах республики и в г. Элиста, осуществляется по следующим показателям:
Качество дошкольного образования;
Качество общего образования;
65
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Качество дополнительного образования;
Качество культурного обслуживания;
Качество транспортного обслуживания;
Качество автомобильных дорог;
Качество услуг благоустройства;
Качество услуг ЖКХ;
•Деятельность органов местного самоуправления, в том числе их информационная открытость;
•Деятельность главы администрации сельского муниципального образования;
•Деятельность главы администрации районного (городского) муниципального образования.
Цель исследования: выявление мнения населения, проживающего на территории муниципального образования, о работе органов местного самоуправления, о предоставляемых ими муниципальных услугах, непосредственно затрагивающих интересы жителей городского округа и районных муниципальных образований.
Объект исследования: муниципальные услуги, предоставляемые сельскими и городскими муниципальными образованиями на территории Республики Калмыкия.
Предмет исследования: удовлетворенность населения, проживающего на территории сельского и городского муниципального образования, качеством предоставляемых услуг и деятельностью органов местного самоуправления.
Основные задачи исследования:
1. Выявление уровня удовлетворенности населения предоставляемыми муниципальными услугами и работой органов местного самоуправления.
2. Поддержание обратной связи между республиканскими органами власти, органами местного самоуправления и населением муниципальных образований.
3. Формирование информационной базы для выработки приоритетов, направленных на обеспечение полноты, качества и доступности муниципальных услуг в установленной сфере деятельности органов местного самоуправления муниципального образования.
4. Формирование материала для подготовки Сводного доклада Республики Калмыкия о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия.
Основным методом получения эмпирического материала по исследуемой тематике является метод массового анкетного опроса. Социологическая анкета разрабатывается в соответствии с целью и основными задачами исследования.
Выборка исследования: территориальная, квотная; по полу и возрасту опрашиваемых составляет 1151 респондент ежегодно.
Социально-демографическая характеристика массива
С целью получения репрезентативных данных ежегодно опрашивается 1151 респондент из числа взрослого населения Калмыкии. Опрос проводится в г. Элиста и во всех районах республики [3]. При построении выборочной совокупности важным является и определение типичных населенных пунктов. Ежегодно географию опроса составляют более сорока населенных пунктов. Распределение числа респондентов по этим населённым пунктам осуществляется пропорционально фактической численности в них жителей.
В течение трех лет мониторинга квоты по полу, возрасту и местожительству респондентов практически не изменялись. Поэтому для наглядности мы проиллюстрируем социальнодемографическую характеристику респондентов данными 2014 года.
В 2014 году в числе опрошенных женщины составили 54,2 %, мужчины - 45,8%.
На диаграмме 1 представлено соотношение городских и сельских респондентов в выборке.
Диаграмма 1
66
№1(30), 2015 г.
Местожительство респондентов, в %
Город Элиста
Райцентр
Село
Квоты по возрасту респондентов представлены на диаграмме 2.
Диаграмма 2
Возраст респондентов, в %
■ 18-29 лет
■ 30-49лет
■ 50-59 лет
■ 60 лет и старше
Выборочный массив представлен следующими возрастными группами: 18-29 лет- 21,0 %, 30-49 лет - 45,3 %, 50-59 лет - 13,9 %, 60 лет и старше - 19,8 %.
Как видно из данных диаграммы 3, в числе задействованных в социологическом опросе жителей республики лиц без образования оказалось совсем немного (0,2%); начальное образование имеют 1,6 %; среднее и неполное среднее - 15,5%; среднее специальное образование - 33,3%; значительная доля опрошенных - 49,4 % - с высшим и неоконченным высшим образованием.
Диаграмма 3
Ваше образование, в %
■ Нетобразования
■ Начальное образование
■ Неполное среднее,среднее образование
■ Среднее специальное образование
■ Высшее, неоконченное высшее образование
Сфера образования
В рамках данного исследования нас интересовало, удовлетворены ли жители республики качеством дошкольного образования. Для этого в течение трех лет исследований жители республики оценивали качество дошкольного образования по месту своего жительства. Полученные ответы граждан представлены на диаграмме 4.
Диаграмма 4
67
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Уровень удовлетворенности качеством дошкольного образования.
Но данным мониторинга, показатели удовлетворенности населения дошкольным образованием заметно колеблются. Достаточно высокий уровень удовлетворенности данным показателем был зафиксирован в 2012 году. Но в целом наблюдается снижение удовлетворенности качеством дошкольного образования в республике. В 2013 году только в Малодербетовском, Яшкульском и Приютненском районах республики был отмечен рост удовлетворенности данным показателем. Незначительная положительная динамика в 2014 году наблюдается в Кетченеровском, Приютненском, Целинном и Яшалтинском районах.
Привлекает внимание весьма низкий уровень удовлетворенности данным показателем элисгинцев.
Что же повлияло на это (см. диаграмму 5).
Диаграмма 5
Причины неудовлетворенности качеством дошкольного образования з^О 12-ЗД14гг.,6^%
Не хватает мест в детском саду/ яслях
Нет детского сада/ яслей или они не работают
Слабая материальная база дошкольного учреждения
Высокая оплата за пребывание ребенка в детском саду/яслях
Недостаточный профессиональный уровень персонала
Низкое качество питания в учреждении дошкольного...
Другое (напишите)
■ 2012 > 2013 1 2014
68
№1(30), 2015 г.
По мнению родителей детей, самая острая проблема дошкольного образования - это нехватка мест в детском саду или отсутствие детского учреждения. Вторая по значимости причина - слабая материальная база дошкольных учреждений. Высокая оплата за пребывание ребенка в детском саду и яслях является проблемой для каждого четвертого родителя из той же группы лиц. Родители также отмечают недостаточный профессиональный уровень персонала дошкольных учреждений, причем наблюдается тенденция возрастания уровня неудовлетворенности данным показателем. Более десятой части ссылаются на низкое качество питания в дошкольных учреждениях.
Нами выявлен достаточно значительное различие во мнениях граждан о причинах неудовлетворенности качеством дошкольного образования детей. На наш взгляд, это информация, на которую следует обратить внимание органам местной власти и должностным лицам в сфере дошкольного образования.
Важным аспектом сферы образования является удовлетворенность жителей республики качеством общего образования по месту их проживания. Для этого жители республики в процессе мониторинга ежегодно оценивали качество общего образования (см. диаграмму 6).
Диаграмма 6
Материалы исследования показали: уровень удовлетворенности населения республики общим образованием за три года мониторинга также постепенно снижается. Особенно заметное снижение наблюдается в Октябрьском (с 63,9% до 38,9%) и Лаганском (с 81,0% до 51,9%) районах.
Настораживающим фактом является значительное снижение удовлетворенности общим образованием в г. Элиста (с 54,3% до 39,8%). Данный показатель удовлетворенности ниже среднереспубликанского уровня и может говорить о проблемах в сфере общего образования в городе Элиста.
Каковы причины столь невысокой оценки общего образования? (см. диаграмму 7).
69
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Диаграмма 7
Причины неудовлетворенности качеством общего
образования за 2012-2014гг., в%
0 50
Слабая материально-техническая база школы
Недостаточный профессиональный уровень педагогов
Нет преподавателей по отдельным предметам школьной программы
Ненадлежащая (слабая) организация внеклассной и физкультурно-...
Ненадлежащая организация отдыха детей в каникулярное время
Нет школы или она не работает Другое (напишите)
■ 2012 1 2013 1 2014
Как видно из представленных данных, больше всего родителей школьников не удовлетворяет слабая материально-техническая база школ. Весьма высока (каждый третий) неудовлетворенность профессиональным уровнем педагогов. Все больше становится тех родителей, которые отмечают отсутствие преподавателей по отдельным предметам школьной программы.
Одной из важных проблем общего образования является ненадлежащая (слабая) организация внеклассной и физкультурно-оздоровительной работы в школе. Чуть меньше родителей указали на то, что на ненадлежащем уровне находится организация отдыха детей в каникулярное время. Незначительная часть жителей республики ответили, что в их населенном пункте нет школы или что она не работает.
Одной из целей социологических опросов было выявить, как жители республики оценивают качество дополнительного образования по месту своего проживания. Полученные данные за три года исследований представлены на диаграмме 8.
По данным опросов, удовлетворенность жителей дополнительным образованием в целом невысокая и заметно колеблется по территориям республики.
Больше всего удовлетворенных дополнительным образованием в 2013 году было зафиксировано в Городовиковском и Черноземельском районах.
В 2014 году положительная тенденция наблюдается в Ики-Бурульском, Лаганском, Кетченеровском и Приюгненском районах. Напротив, отрицательная динамика прослеживается по Малодербетовсшму, Черноземельскому и Яшкульскому районам.
Наименее низкий уровень удовлетворенности дополнительным образованием в г. Элиста - ниже среднереспубликанского уровня.
Следует обратить внимание на большой процент затруднившихся ответить на данный вопрос как в целом по республике, так и районах, в частности. На наш взгляд, столь высокий процент не определившихся с ответом свидетельствует, с одной стороны, о том, что отдельные группы опрашиваемых еще или уже не занимаются вопросами дополнительного образования, поэтому им трудно ответить на вопрос. С другой стороны - этот факт говорит и о проблемах в организации дополнительного образования детей (не все малыши охвачены дополнительным образованием не у всех есть возможность давать детям дополнительное образование).
Выявлены следующие причины неудовлетворенности граждан качеством дополнительного образования (см. диаграмму 9).
70
№1(30), 2015 г.
Диаграмма 8
Уровень удовлетворенности качеством дополнительного образования. Сравнительный анализ по республике по годам, в %
= 2012 Ш 2013
Диаграмма 9
Причины неудовлетворенности качеством дополнительного образования за 2012-2014гг., в%
0 10 20 30 40 50 60 70 80
Нетспециалистов по организации дополнительного образования
Нетучреждений дополнительного образования или они не работают
Слабая материально-техн ическая база || учреждений дополнительного...
Недостаточно специалистов по Щ организации дополнительного...
Недостаточный профессиональный уровень специалистов...
Ненадлежащая (плохая) работа учреждений дополнительного...
Не устраивает режим работы учреждений дополнительного.
Другое (напишите)
12,2 Ж 13U ill
1 2,р
b
71
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Одной из важных причин неудовлетворенности качеством дополнительного образования является отсутствие учреждений дополнительного образования. Около трети из числа неудовлетворенных ссылаются на слабую материально-техническую базу учреждений дополнительного образования. Все больше становится тех родителей, кто отмечает отсутствие специалистов по организации дополнительного образования. Каждый шестой из них пожаловался на недостаточный профессиональный уровень специалистов дополнительного образования. Часть жителей, не удовлетворенных качеством дополнительного образования, указали на ненадлежащую (плохую) работу учреждений дополнительного образования. Некоторых не устраивает режим работы учреждений дополнительного образования.
Анализ материалов социологического опроса позволяет говорить о наличии достаточно серьезных проблем в сфере предоставления образовательных услуг разного уровня, особенно в сфере общего образования.
Сфера обслуживания
В процессе мониторинга постоянно прослеживалась удовлетворенность жителей республики уровнем культурного обслуживания населения. Конкретно участники ежегодных опросов отвечали на вопрос, насколько они удовлетворены качеством культурного обслуживания по месту их проживания (см. диаграмму 10).
Диаграмма 10
По данным мониторинга, разброс мнений жителей различных муниципальных образований об уровне удовлетворенности культурным обслуживанием достаточно велик. Отметим, что в целом уровень удовлетворенности граждан качеством культурного обслуживания практически не изменился за годы исследования и остается достаточно низким ( 45,6% - 47,1%). Одним словом, лишь менее половины взрослого населения республики удовлетворены тем, как исполняются их запросы в сфере культурного обслуживания.
72
№1(30), 2015 г.
Судя по ответам респондентов, достаточно хорошо обстоят дела в Черноземельском районе. Улучшается ситуация в Кетченеровском (с 16,7% до 59,5%), Приютненском (с 27,1% до 50,0%) и Яшалтинском (с 47,8 до 64,7%) районах.
Напротив, в Иьси-Бурульском (с 84,1% до 61,4%), Малодербетовском (с 64,3 до 40,5%), Октябрьском (с 66,7% до 50,0%) районах показатели заметно ухудшились.
Чуть более трети элистинцев удовлетворены культурным обслуживанием горожан. Данный показатель удовлетворенности не только ниже среднереспубликанского уровня, но и самый низкий в республике. По нашему мнению, это достаточно серьезная информация к размышлению для органов власти в столице республики.
Те, кто отрицательно оценил качество культурного обслуживания, назвали следующие причины своих недовольств (см. диаграмму 11).
Диаграмма 11
Причины неудовлетворенности качеством культурного обслуживания населения по месту жительства, за 2012-
2014гг.,в%
Плохая работа учреждений культуры
Слабая материально-техническая база учреждений...
Плохо организован досуг населения
Недостаточный
профессиональный
уровень...
Нетучреждений культуры или они не работают
Не устраивает режим работы учреждений культуры
Другое (напиш ите)
Отмечая причины неудовлетворенности культурным обслуживанием, жители республики, в первую очередь, называли в целом плохую работу учреждений культуры - 60,6% в 2014 году. Многие ссылаются на плохую организацию досуга населения. Значительная часть из числа неудовлетворенных отмечают слабую материально-техническую базу учреждений культуры. Наблюдается рост неудовлетворенности недостаточным профессиональным уровнем специалистов по организации культурного обслуживания населения. Часть респондентов из той же группы граждан ссылаются на отсутствие учреждений культуры или на то, что они не работают. Самая «требовательная» часть граждан недовольна режимом работы учреждений культуры.
Одной из наболевших тем для жителей республики является качество транспортного обслуживания населения. Поэтому в рамках исследования мы опрашивали граждан республики, как они оценивают качество транспортного обслуживания населения. Полученные данные отображены на диаграмме 12.
73
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Диаграмма 12
Как видно из приведенных данных, в целом удовлетворенность граждан республики транспортным обслуживанием очень низкая. При этом за годы слежения ситуация в этой сфере не только не улучшается, но и в ряде районов ухудшается.
Что же повлияло на неудовлетворенность жителей республики этой сферой деятельности? (см. диаграмму 13).
Диаграмма 13
Причины неудовлетворенности качеством транспортного обслуживания населения по месту жительства за 2012-2014гг.,
в%
Отсутствие транспортного сообщения между населенными пунктами района
Не устраивает расписание движения транспортных средств
Не соблюдаются правила перевозки пассажиров
Не устраивает уровень квалификации работников транспортного обслуживания
Плохое состояние транспортных средств Высокая стоимость проезда Другое (напишите) II 2012
2013
Больше всего жители не удовлетворены отсутствием транспортного сообщения между населенными пунктами в границах их поселений. Важной проблемой является (особенно для жителей райцентров и сел) отсутствие расписания движения транспортных средств. Не менее сложным вопросом как для жителей города, так жителей райцентров является несоблюдение правил перевозки пассажиров. Чуть меньше из той же группы жителей отметили, что их не устраивает уровень квалификации работников транспортных средств. Некоторая часть граждан недовольна плохим состоянием транспортных средств. Примерно столько же ссылаются на высокую стоимость проезда.
74
№1(30), 2015 г.
Данные исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что в районах республики в принципе отсутствует какая-либо организованная система именно муниципального транспортного обслуживания.
В рамках мониторинга муниципальных услуг жители республики, в частности, оценивали качество автомобильных дорог в границах своих поселений (см. диаграмму 14).
Диаграмма 14
Обобщенный анализ результатов опросов показал, что удовлетворенность автомобильными дорогами очень низкая.
В целом по республике удовлетворены автомобильными дорогами лишь чуть более восьми процентов населения. Самые низкие оценки удовлетворенности автомобильными дорогами в Октябрьском и Юстинском районах и в городе Элиста.
Основные причины неудовлетворенности качеством автомобильных дорог продемонстрированы ниже (см. диаграмму 15).
Диаграмма 15
Причины неудовлетворенности качеством автомобильных дорог,
за 2012-2014гг., в %
О 20 40 60
Отсутствие капитального ремонта дорог Отсутствие те куще го ремонта дорог Отсутствие дорог с твердым покрытием Отсутствие освещения дорог
Отсутствие разметки, пешеходных переходов Отсутствие л ивневой канализации Отсутствие дорожных знаков
Другое (напишите)
II 1,1 * 0,6
III 2013 ^ 2014
80
HI-
75
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
По мнению двух третей из числа отрицательно ответивших на данный вопрос жителей, главной проблемой автомобильных дорог республики является отсутствие капитального ремонта дорог. Немаловажно и отсутствие текущего ремонта дорог. Респонденты также назвали отсутствие дорог с твердым покрытием; отсутствие освещения на дорогах в ночное время суток; отсутствие разметки пешеходных переходов; отсутствие ливневой канализации; отсутствие дорожных знаков.
В процессе мониторинга нами выявлялась оценка благоустройства населенных пунктов жителями республики (см. диаграмму 16).
Диаграмма 16
В целом оценка благоустройства населенных пунктов в республике довольно низкая. Четко прослеживается тенденция снижения уровня удовлетворенности как в районах республики, так и в городе Элиста.
Достаточно неплохую оценку удовлетворенности качеству благоустройства дали жители Черноземельского района. Но даже в этом районе отмечается снижение уровня удовлетворенности данным показателем.
Менее всех удовлетворены благоустройством своего города элистинцы - 27,4%. Это ниже среднереспубликанского показателя.
Причины неудовлетворенности благоустройством населенных пунктов республики показаны на диаграмме 17.
На первом месте - плохое освещение улиц в ночное время суток. Многие недовольны тем, что внешний вид зданий, сооружений и прилегающих территорий, мест общего пользования находятся в неудовлетворительном состоянии. С каждым годом становится все больше тех жителей, которые недовольны тем, что не проводится озеленение их населенных пунктов. Некоторая часть отрицательно ответивших жителей считает, что работа по благоустройству вообще не проводится. Определенная доля граждан указала на то, что в их населенных пунктах тротуары, пешие дорожки и др. находятся в неудовлетворительном состоянии. Часть жителей недовольна тем, что зоны отдыха (парки и скверы) находятся в плохом состоянии. Еще часть пожаловалась на нерегулярный вывоз мусора и бытовых отходов. Каждый шестой из них указал на отсутствие указателей с названиями улиц, номерами домов.
Приведенные данные говорят о том, что разброс мнений жителей республики по данному вопросу достаточно большой. Очевидно, что благоустройство мест проживания, комфортность среды проживания беспокоят жителей нашей республики не в последнюю очередь.
76
№1(30), 2015 г.
Диаграмма 17
Причины неудовлетворенности качеством устугпо благоустройству населенного пункта за 2012-2014гг., в %
О 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Внешний вид зданий, места общего пользования находятся в неудовлетворительном состоянии
Не проводится озеленение населенного пункта
ттттттгт, ,34,5—
i,i,iл i'i'i'i i.i.i I i,iд,1.1 .Hi i.i.i'i
Работа по благоустройству вообще не проводится WWWWWWWfi. 4
............... 32,5
Тротуары, пешие дорожки и др. находятся в неудовлетворительном состоянии
Зоны отдыха населения (парки, скверы, лесопарки и др.) находятсявплохом состоянии
Не вывозятся регулярно мусор и бьповые отходы
''''''ЧУХН 18,9
Отсутствуют указатели сназваниями улиц,
16,2
номера ми домов '['X'X'X'I 154
Другое (напишите)
\ 36,4
I 50,6
41,2
20,6
3,5
2,9
□ 2012 02013
Сфера ЖКХ
Одной из задач нашего исследования было выявление оценки населением качества предоставляемых им жилищно-коммунальных услуг.
Как известно, сфера ЖКХ - традиционно одна из самых проблемных в нашей стране, в регионе в частности. На наш взгляд, данные, получаемые в процессе опросов населения, лишний раз подтверждают существующие проблемы и трудности.
В 2012 году был зафиксирован самый низкий уровень удовлетворенности именно по услугам ЖКХ: 17,2% граждан республики. Тогда же были названы следующие причины неудовлетворенности: плохое качество воды или ее отсутствие, высокая оплата за отопление, перебои с подачей холодной воды, высокая оплата за электроэнергию.
С 2013 года в исследовании изменен формат выявления удовлетворенности населения Республики Калмыкия услугами ЖКХ: качество теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения рассматриваются отдельно.
На диаграмме 18 представлен сравнительный анализ уровня удовлетворенности качеством теплоснабжения в Республике Калмыкия за 2013-2014 гг.
77
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Диаграмма 18
Уровень удовлетворенности качеством теплоснабжения (снабжения населения топливом) Сравнительный анализ по республике за 2013-2014
гг., в %
= 2013
В целом удовлетворенность качеством теплоснабжения по республике очень низкая: не более четверти (24,1 %) в 2013 году и не более трети (32,1 %) в 2014 году. Нам представляется, что в определенной мере это связано с тем, что у большинства жителей республики (особенно жителей сельской местности) автономное отопление жилых помещений (газовое отопление). Следовательно, вопрос о качестве отопления (в зависимости от муниципальных котельных) для них не является таким уж проблемным.
Из числа тех, кто выразил недовольство качеством теплоснабжения, подавляющее большинство (89,5%) указали на высокую оплату за отопление. Более трети (38,7%) отметили низкое качество отопления квартир. Примерно четверть (24,2%) не уверены в достоверности данных тепловых счетчиков.
Мониторинг показал: практически все жители республики не удовлетворены качеством водоснабжения (см. диаграмму 19).
Диаграмма 19
78
№1(30), 2015 г.
Общеизвестно, что вопрос обеспечения населения качественной водой по-прежнему остается весьма проблематичным для нашей республики. Особенно остро ощущается нехватка воды в Ики-Бурульском, Приютненском, Юстинском и Октябрьском районах. Значительно ухудшились показатели в Яшкульском, Малодербетовском и Городовиковском районах. За последние годы существенно улучшилась ситуация с водоснабжением в Черноземельском районе, намечаются положительные сдвиги в Кетченеровском и Лаганском районах.
Что же касается причин неудовлетворенности качеством водоснабжения, то подавляющее большинство (78,5 %) жителей беспокоит плохое качество воды или вовсе ее отсутствие. Треть (32,0%) недовольны перебоями с подачей холодной воды. Каждый пятый (19,9%) пожаловался на высокую оплату за водоснабжение.
Уровень удовлетворенности качеством газоснабжения самый высокий среди всех измеряемых показателей удовлетворенности муниципальными услугами (см. диаграмму 20).
Диаграмма 20
Уровень удовлетворенности качеством газоснабжения Сравнительный анализ по республике за 2013-2014 гг., в %
@2013
Абсолютное большинство (91,5%) среди немногих, не удовлетворенных качеством газоснабжения, ссылаются на высокую оплату за газ. Более трети из них (36,2%) - на перебои или слабое давление при подаче газа. Каждый четвертый (24,9%) из той же группы граждан недоволен тем, что нет альтернативного выбора газоснабжающей организации.
Уровень удовлетворенности качеством электроснабжения в целом по республике достаточно высокий (см. диаграмму 21).
79
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Диаграмма 21
На административно-территориальном уровне наблюдаются следующие колебания: несколько ухудшились оценки в Малодербетовском, Городовиковском и Приютненском районах, а в Лаганском, Кетченеровском районах и в городе Элиста - улучшились.
Основными причинами неудовлетворенности качеством электроснабжения являются следующие: перебои с подачей электроэнергии (63,2%), высокая оплата за электроэнергию (53,7%), высокая изношенность электрических сетей (40,4%).
Оценка деятельности органов местного самоуправления
Качество предоставляемых муниципальных услуг напрямую зависит от деятельности органов местного самоуправления. В связи с этим в ходе мониторинга делалась попытка выявить оценку работы ОМСУ жителями республики (удовлетворенность деятельностью главы сельской администрации, главы районной и городской администраций, удовлетворенность информационной открытостью органов местного самоуправления).
Оценка деятельности глав сельских администраций продемонстрирована на следующей диаграмме
(22).
80
№1(30), 2015 г.
Диаграмма 22
Уровень удовлетворенности деятельностью глав сельских администраций (г. Городовиковск, г. Лагань) Сравнительный анализ но районам республики за 2013-2014 гг., в
%
□ 2013 Ш2014
В целом, как видим, жители сельской местности не очень высоко оценивают работу глав своих администраций. Наиболее благодатная ситуация наблюдается в Черноземельском районе.
Говоря о причинах неудовлетворенности деятельностью органов МСУ, отметим, что более всего (55,6 %) опрошенных сельчан не устраивает неспособность органов ОМСУ полноценно развивать (пополнять) местный бюджет. Треть (32,2%) отмечает ненадлежащую организацию работ по благоустройству населенного пункта. Более четверти (28,3%) ссылаются на нарушение сроков предоставления муниципальных услуг по обращениям граждан. Практически столько же (27,3%) указывают на то, что их не устраивает режим работы ОМСУ. Более пятой части отмечают недостаточный уровень квалификации специалистов органов МСУ.
Общереспубликанский показатель удовлетворенности деятельностью глав районных администраций и главы администрации города Элиста за 2013-2014 гг. остается на низком уровне (менее трети) (см. диаграмму 23).
81
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Диаграмма 23
В большинстве районов республики (за исключением Наганского и Яшалтинского районов) наблюдается снижение уровня удовлетворенности работой главы района. Наиболее низкий уровень удовлетворенности деятельностью главы администрации у жителей города Элиста.
Почему же граждане недовольны работой глав районных администраций и администрации г. Элиста?
Большинство (60,8%) из числа отрицательно ответивших на данный вопрос жителей отмечают неспособность главы районного (городского) муниципального образования полноценно развивать (пополнять) местный бюджет. Половина (51,7%) из той же группы жителей не удовлетворены тем, что нерационально и нецелесообразно используются местные бюджетные средства. Около половины (46,6%) сослались на слабую организацию благоустройства дорог и транспортного обслуживания населения. Около трети (30,6%) недовольны тем, что не на должном уровне организуются содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения. Чуть меньше (30,4%) ссылается на то, что нерационально и нецелесообразно используется имущество, находящееся в муниципальной собственности.
Рассмотрим следующий показатель: информационная открытость органов местного самоуправления. Иными словами, насколько доступна информация о деятельности органов самоуправления для граждан республики?
В целом информационная открытость ОМСУ невысоко оценивается жителями республики (см. диаграмму 24).
82
№1(30), 2015 г.
Диаграмма 24
Уровсчп» уюатепюре! п юсга ш к|юр> tu woi a юи открытостью органов местного ca\KJVTipairieinfH
Оэавнигагьный анализ по республике за 2012-2014 гг, в %
90 80 70 60 50
40 #5£
30 20 10 О
™ 63,9
60,7 э9Дб1Д 563
78
то
Щг
-'Ш-
зф
H3Z9H
50
= Р,5
2Д
53,6 ..54%4^ = 5& 50
%ЗБМз2Шз41:
62,8-
55,9
46,2 _
№
41Jj)
ад_
Х4 \ч X4 Ч \ч х4 .х4 Ч Чч А~ ^ У У /Ь
f f f ^ V* Ч*5 V* V5 /
/ / / / / / ,/ / / / / / / / ^
* / у /
of
* / / / / / / / / / $ л* ./ $ J / J /
о
<?
^ J? ф F
/ f
/ * </v
/ I </ <* / *./ д
OF
□ 2012 12013 02014
По этому вопросу сложно проследить какую-либо тенденцию: в некоторых районах уровень удовлетворенности значительно выше общереспубликанского, в других - заметно ниже. Отметим и положительную тенденцию: в Кетченеровском и Приютненском районах наблюдается устойчивый рост оценки данного показателя.
Что же не устраивает жителей республики? Основная причина неудовлетворенности граждан -информационный «вакуум»: более половины (56,0%) из числа отрицательно ответивших на вопрос жителей считают, что у них вообще нет информации о деятельности ОМСУ. Около половины (45,6%) из той группы жителей ссылаются на то, что у них мало информации о деятельности ОМСУ. Каждый пятый (20,9%) отмечает тот факт, что представители ОМСУ редко встречаются с гражданами.
Напомним, что основной целью нашего исследования было выявление мнения населения, проживающего на территории муниципального образования, о работе органов местного самоуправления и качестве предоставляемых муниципальных услуг, непосредственно затрагивающих интересы жителей городского округа и районных муниципальных образований. Для наглядности представляем сводные данные об уровне удовлетворенности муниципальными услугами населения республики в целом за время мониторинга (2012-2014 гг.) (см. диаграмму 25).
83
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Диаграмма 25
Данные мониторинга и наблюдения позволяют говорить о том, что население республики оценивает муниципальные услуги, предоставляемые по месту их жительства, невысоко (за исключением качества электро- и газоснабжения).
Кроме этого, настораживает тот факт, что прослеживается устойчивая тенденция снижения уровня удовлетворенности населения качеством общего образования, дополнительного образования, качеством транспортного обслуживания и благоустройства населенных пунктов (см. диаграмму 26).
84
№1(30), 2015 г.
Диаграмма 26
Уровень удовлетворенности мутщипальньгош услугами по республике Сравнительный анализ за 2012-2014 гг., тенденции, в %
Таким образом, с определенной уверенностью можно говорить о том, что в сфере муниципальных услуг в Республике Калмыкия сложилась весьма проблематичная ситуация. И как следствие этого -невысокие оценки деятельности органов власти на местах, а удовлетворенность горожан деятельностью главы администрации города Элиста — менее пятой части. Информационная открытость ОМСУ перед населением устраивает лишь треть жителей республики, что, на наш взгляд, вполне адекватно действительности. 1
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.12.2013 г. № 131-ФЗ. URL: http: // www.consultant.ru. (дата обращения: 6.07.2015 г.).
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.12.2013 г. № 131-ФЗ ст.1 п. 1. URL: http: // www.consultant.ru. (дата обращения: 6.07.2015 г.).
3. Определение уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия: социолог, опрос [проводился в 2012-2014 гг. в г. Элиста и 13 районах Респ. Калмыкия; выборка - 1151
85
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
респондент ежегодно] / Ин-т комплекс, исслед. арид. территорий; С. Э. Лиджи-Горяева, Э. Ю. Ункуров, Л. Ю. Спиридонова // Архив отдела социологических исследований ИКИАТ.
86