УДК 343
Исакова Т.И.
канд. пед. наук, старший преподаватель юридического факультета Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Россия)
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы осуществления воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. Делается вывод о наличии в настоящее время в уголовно-исполнительной практике достаточно разнообразного спектра проблем, возникающих при организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. Резюмируется, что не все проблемы с той или иной степенью однозначности можно решить в кратчайшие сроки.
Ключевые слова: воспитательная работы, лишение свободы, осужденные.
Воспитательная работа с осужденными имеет важное значение для эффективной реализации исправительно-предупредительного воздействия на осужденного. От того, насколько правильно будут выбраны и реализованы формы и методы ее проведения зависит достижение целей наказания. Несмотря на то, что в целом осуществление воспитательной работы с осужденными является обязанностью каждого сотрудникам, основным субъектом данной работы все же является начальник отряда.
В соответствии со статьёй 109 УИК, воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного, а также культурного уровня.
Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, при применении к ним мер поощрения и взыскания, применения иных поощрительных норм (изменение вида ИУ, изменение условий отбывания наказания, УДО и др.). Тем не менее, распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных под угрозой применения мер дисциплинарного воздействия.
Анализ юридической литературы и правоприменительной практики показывает, что процесс воспитательного воздействия на осужденных в исправительных учреждениях обладает рядом сложностей, среди которых, по меньшей мере, следует выделить: (1) изоляцию осужденных от внешнего мира, (2) отсутствие у большей части сотрудников УИС профильного образования, связанного с психологией и педагогикой, (3) разнородность криминологической характеристики осужденных Очевидно, что первая проблема должна решаться посредством применения элементов прогрессивной системы отбывания наказания, вторая - прохождением соответствующих курсов сотрудниками.
Что касается третьей проблемы, то ее решение весьма затруднительно в условиях отрядной системы содержания осужденных. Как показывает практика, в настоящее время состав осужденных к лишению свободы характеризуется значительной гетерогенностью. Среди них присутствуют лица, совершившие разнородные преступления, имеющие различный уровень образования, социальный статус, возрастные особенности, а также индивидуально-психологические характеристики. Подобное разнообразие создает объективные трудности для организации единого воспитательного процесса, эффективного для всех категорий осужденных.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии в настоящее время в уголовно-исполнительной практике достаточно разнообразного спектра проблем, возникающих при организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы. К сожалению, как показывает практика, не
все проблемы с той или иной степенью однозначности можно решить в кратчайшие сроки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Кисляков А. В. Некоторые проблемы реализации прав осужденных на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение / А. В. Кисляков // Вестник Владимирского юридического института. - 2007. - № 1(2). - С. 67-70
Isakova T.I.
Senior Lecturer Faculty of Law, candidate of pedagogical sciences, Kuzbass Institute of Federal Penitentiary Service of Russia (Novokuznetsk, Russia)
SOME PROBLEMS OF EDUCATIONAL WORK WITH PRISONERS OF LIBERTY
Abstract: the article discusses the problems of educational work with those sentenced to imprisonment. It is concluded that there is currently a fairly diverse range of problems in penal practice that arise when organizing educational work with prisoners sentenced to imprisonment. It is summarized that not all problems with one degror another of unambiguity can be solved as soon as possible.
Keywords: educational work, imprisonment, convicts.